Все о минимальной мозговой дисфункции у детей: симптомы, диагноз и лечение ммд

Содержание

Минимальная мозговая дисфункция

Все о минимальной мозговой дисфункции у детей: симптомы, диагноз и лечение ммд

Минимальная мозговая дисфункция – это синдром, характеризующийся не деференцированостью ряда неврологических симптомов и расстройств, которые могут проявиться в виде нарушений физического, психологического, когнитивного и поведенческого характеров.

Данный синдром относится к одному из наиболее распространенных расстройств, которые можно встретить у детей. По статистическим данным 2017 года, общее количество детей, дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих синдромом минимальной мозговой дисфункции составляет 25%.

Некоторые проявления синдрома очень похожи на проявления задержки психического развития, однако имеют иную структуру нарушения.

Среди наиболее распространенных проявлений минимальной мозговой дисфункции встречаются: быстрая утомляемость, отставание в развитии (может возникать, как отставание в развитии психических функций, так и физического развития в целом, что будет характеризоваться низкой массой тела и пониженным темпом роста), гипервозбудимость, нарушение концентрации внимания, расстройства коммуникативной деятельности, поведенческие расстройства, задержка темпа мышления.

Обычно причины появления ММД влияют на развитие ребенка, еще в период беременности женщины, поэтому в большинстве случаев синдром является врожденным.

Появиться ММД может из-за неблагоприятного воздействие следующих факторов: трудности во время беременности – угроза потери ребенка, вредное влияние на организм беременной женщины инфекционных заболеваний, радиации, вирусов, микробов, химических и токсических веществ. Также ММД может возникнуть из-за преждевременных родов, гипоксии плода.

Однако, в некоторых случаях синдром ММД может возникнуть и после рождения.

Такому явлению могут способствовать частые инфекционные заболевания малыша, плохие социальные условия проживания, которые не позволяют удовлетворить базовые жизненные потребности ребенка (периодическое отсутствие пищи, отсутствие гигиены, пренебрежение эмоциональными влечением ребенка). Также появление синдрома ММД провоцируют осложнения после заболеваний, отравления, механические повреждения головного мозга, неблагоприятные экологические условия.  

Синдром минимальной мозговой дисфункции предусматривает задержку развития, однако, стоит отметить, что у детей с синдромом ММД интеллект находится в пределах нормы, однако некоторые процессы, протекают медленнее. Чаще всего, синдром ММД может проявляться параллельно с критическими периодами речевого развития, поэтому у детей возникает задержка развития речи.

Лечение минимальной мозговой дисфункции основано на комплексном подходе. Поэтому дети страдающие данным синдромом должны находиться под наблюдением невропатолога и постоянно посещать лечебные мероприятия. Кроме лечебных мероприятий ребенку рекомендуется ходить на занятия по лечебной физкультуре в целях развития моторики, как мелкой, так и общей.

Очень важное место занимает взаимодействие между родителями и ребенком и между воспитателями и врачом. Для того чтобы преодолеть все проблемы, связанные с поведением ребенка врачи, учителя и родители должны согласованно работать и применять комплексный подход к лечению.

Очень важно помнить, что дети страдающих синдромом минимальной мозговой дисфункции постоянно нуждаются в покое и равномерной гармоничной обстановка в домашних условиях, позитивные отношения в домашних условиях и в детском саду, физические упражнения и стабильное психологическое состояние ребенка будет способствовать улучшению его поведения и состояния в целом. Физические наказания ребенка и психологическое давление недопустимы, поскольку это только будет обострять проявления синдрома. В школьном возрасте дети требуют внимания и помощи со стороны родителей поскольку именно в этот период может появиться феномен школьной неуспеваемости. Именно по тому, что ребенок не будет успевать усваивать нужную информацию и воспроизводить ее, родительская поддержка очень нужна ребенку в период посещения младшей школы. Когда ребенок с минимальной мозговой дисфункцией идет в школу на первый план выходят трудности связаны с недостаточностью развития мелкой моторики, поскольку ребенку трудно научиться писать. Однако стоит помнить, что минимальная мозговая дисфункция не является препятствием для обучения ребенка в школе, а в дальнейшем и в высшем учебном заведении. Ребенок требует сопровождения со стороны психолога и посещения врачей. Однако стоит отметить, что положительные изменения в развитии ребенка происходят. У большинства детей, страдающих синдромом минимальной мозговой дисфункции уже в 5-7 классе мозговая деятельность полностью нормализируется. Однако при очень резких изменениях в учебной нагрузке или после тяжелых заболеваний некоторые симптомы ММД могут снова проявляться. Обычно это может выражаться, как повышенная утомляемость, медленное развитие памяти, внимания и самосознания. Симптомы могут проявляться у детей и в дальнейшем, то есть у детей в старших классах, даже когда неврологические обследования будут указывать на полное выздоровление.

Диагностика минимальной мозговой дисфункции имеет несколько основных факторов, прежде всего, это проявление симптомов в возрасте младше семи лет, кроме того, чтобы поставить этот диагноз симптомы должны проявляться в течение шести месяцев и не менее, кроме того симптомы должны проявляться в двух социальных сферах, например, в детском саду и дома.

Также в психологической литературе описаны две наиболее типичные формы ММД. В первом случае минимальная мозговая дисфункция сопровождается астенией, во втором случае сопровождается гиперактивностью. Гиперактивность проявляется значительно чаще.

именно поэтому стоит отметить, что к минимальной мозговой дисфункции относится синдром дефицита внимания и гиперактивности, как одна из форм данного синдрома.

Также стоит отметить, что лечение зависит от степени проявления неврологических симптомов. Таким образом коррекция и лечение самого заболевания зависит от степени выраженности болезни. Нужно понимать, что в некоторых случаях врачи советуют прибегать и к медикаментозной терапии ММД.

Иногда, проявления симптоматики ММД могут приводить к тому, что ребенок может терять концентрацию внимания и к концу учебного день не сконцентрироваться ни на одном занятии. Таким детям рекомендуется принимать лекарства, которые стимулируют активность нервной системы, а также обогащенные витамином В.

Все препараты должен рекомендовать и назначать врач невропатолог вместе с психологом сообщая второму о возможных побочных эффектах лечения.

  1. Гасанов Р.Ф. Формирование представления о синдроме дефицита внимания у детей. СПб: Изд. Центр СПб НИПНЫ им. В.М. Бехтерева, 2009.
  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М .: Академия, 2004.
  3. Чутко Л.С. Гиперактивный ребенок // Педиатрия для родителей. – СПб: Терра Медика, 2006.

Источник: //vemakids.com.ua/education-center/minimalnaya-mozgovaya-disfunkciya

Причины появления и развития мозговой дисфункции

Основной и самой частой причиной появления ММД у детей становится родовая травма, полученная как в период течения беременности, так и во время родов.

Позвоночник ребенка и особенно его шейный отдел испытывают огромные нагрузки во время движения по родовым путям.

Протискиваясь между костями таза, дети совершают поворот почти на 360 градусов, что нередко отражается на положении шейных позвонков, вызывает их смещение, а впоследствии — нарушение кровоснабжения.

Не менее распространено и опасно сдавливание, деформация и повреждение костей черепа, которые могут быть вызваны неправильными и неаккуратными действиями акушерки. Все это напрямую отражается на кровообращении и снабжении мозга кислородом.

Еще одна важная и распространенная причина — несоблюдение режима матерью в период вынашивания ребенка.

Несбалансированное питание, недостаточный сон, стрессы, лечение с использованием сильнодействующих фармакологических препаратов, токсикозы — все это становится причиной нарушения обмена веществ в организме и может вызвать продолжительную гипоксию плода.

Поэтому важно, чтобы в период беременности женщина все время была под наблюдением не только терапевта и гинеколога, но и опытного врача-остеопата, который сможет оперативно скорректировать любые нарушения в организме, вызванные неблагоприятным воздействием внешних факторов.

Симптомы и диагностика ММД

Симптоматика ММД детей очень обширна и разнообразна. Отслеживать возможные отклонения в развитии ребенка следует с самых первых дней его жизни.

Вместе с тем, проявление одного или нескольких симптомов еще не означает, что ваш малыш нуждается в лечении, но показать его специалисту и подробно рассказать о наблюдаемых вами отклонениях надо обязательно.

Возможно это поможет обнаружить и скорректировать течение заболевания, избавить вашего ребенка от проблем и сделать его счастливым.

Симптомы минимальных мозговых нарушений могут проявляться в различном возрасте. Обычно с годами они становятся более выраженными и сложнее поддаются коррекции. Поэтому лучше, если вы или специалист-остеопат обнаружите их на самых ранних стадиях. К наиболее выраженным и распространенным симптомам расстройства ЦНС относятся:

  • повышенная обеспокоенность в младенческом возрасте. Малыш часто кричит и плачет без причины, ворочается во сне, плохо засыпает и часто просыпается, демонстрирует неадекватную реакцию на окружающий мир, людей;
  • замедленное развитие. Ребенок позже сверстников переворачивается, садится, встает на ножки, начинает ходить, разговаривать. Иногда отставание у детей может проявляться в том, что они долгое время продолжают ходить на цыпочках, плохо координируют свои движения при ходьбе и беге;
  • нестандартная форма головы. Она может быть непропорционально большой или маленькой, иметь неровную форму. У ребенка может быть несимметричное лицо или излишне оттопыренные уши;
  • проблемы со зрением. Обычно начинают проявляться еще в раннем возрасте в форме косоглазия, близорукости или астигматизма и прогрессируют с возрастом, особенно после начала обучения в школе;
  • гипер- или гиподинамия. Нарушения проявляются в постоянной суете и нервозности или, наоборот, слишком спокойной реакции на внешние раздражители;
  • беспокойный сон. Может наблюдаться у детей в любом возрасте. Малыш может просыпаться во сне, беспокоиться из-за кошмаров, часто вставать ночью в туалет. Нередко ребенку сложно уснуть из-за перевозбуждения, перед контрольными и/или экзаменами, в ожидании дня рождения или Нового года, каких-то иных событий. Типичные проявления характера «совы» в детском возрасте — позднее засыпание и невозможность рано проснуться — также относятся к симптомам ММД;
  • частые заболевания. Это могут быть банальные ОРЗ и ОРВИ или «безобидные», на взгляд родителей, «шмыгания» носом, аллергические реакции на цветение и пищевая аллергия, повышенная усталость и частые головные боли, а также беспричинная психологическая опустошенность, депрессивные состояния;
  • проблемы с пищеварением. Могут проявляться в тошноте после еды, невозможности контролировать насыщение, приводящее к постоянному перееданию, поносах и запорах, повышенном метеоризме;
  • проблемы с осанкой и походкой. Обычно выражаются в появлении плоскостопия, косолапости, начальных признаков сколиоза;
  • метеозависимость. Ребенок неважно чувствует себя при резкой перемене погоды, испытывает боли в суставах перед дождем, головные боли из-за солнечной активности и т.д.;
  • проблемы с речью. У детей с ММД наблюдается не только более позднее развитие речи, но и заикание, неспособность произнести сложные слова, путаница с ударениями, окончаниями, проблемы с запоминанием стихов, пересказом прочитанных книжек;
  • проблемы с координацией движений. Выражаются в неспособности быстро освоить спортивные игры, научиться ездить на велосипеде, контролировать мяч, прыгать через скакалку и т.д.;
  • нарушение мелкой моторики. Детям с минимальной мозговой дисфункцией сложно выполнять мелкие движения — застегивать пуговицы, завязывать шнурки, вдевать нитку в иголку, подстригать себе ногти.

Перечень симптомов достаточно широк и наличие большого количества из них говорит о возможных проблемах в развитии ребенка. Если вы наблюдаете не просто единичные признаки, которые могут быть результатом индивидуальных особенностей личности, а целый ряд симптомов, следует обратиться за помощью к специалисту.

Для точной и надежной диагностики заболевания необходимо пройти ряд обследований у окулиста, невропатолога, психолога, остеопата. Только комплексное обследование ребенка позволит уверенно говорить о наличии у него мозговой дисфункции.

Это даст возможность предпринять дальнейшие меры для лечения заболевания и коррекции уже сложившихся в поведении отклонений.

Лечение минимальной мозговой дисфункции методами остеопатии

Ошибочно считать, что остеопатия является панацеей от всех болезней и врач легко избавит вашего ребенка от всех симптомов ММД, сделает его отличником в школе и успешным человеком в жизни. Эффективное лечение должно быть комплексным.

Остеопат при этом лишь вносит коррективы, направленно и точечно воздействуя на ЦНС ребенка, его внутренние органы, систему кровообращения.

Именно активизация последней чаще всего и является тем толчком, который остеопат дает детскому организму, позволяя ему развиваться в нужном направлении.

Для назначения грамотного лечения у специалиста должна быть полная картина заболевания, что невозможно без анализов и составления анамнеза. Немалую роль в развитии ребенка играет наследственность, поэтому пусть вас не удивляют вопросы специалиста о здоровье мамы и папы, бабушек и дедушек.

Исходя из характера заболевания и проявления симптомов, назначается лечение, первой ступенью которого обычно становится коррекция микротравм и нарушений, ставших первоочередными причинами отклонений. Параллельно идет воздействие на мозговые оболочки и кости черепа.

Ведь именно от их равновесного положения и возможности свободных микроколебаний зависит кровоснабжение мозга.

Недополучение отдельными участками коры головного мозга кислорода, витаминов и микроэлементов приводит к тому, что участки центральной и периферийной нервных систем работают неправильно, что и оборачивается косоглазием, нарушением моторики, отклонениям в речевом аппарате.

Следует помнить, что изменение происходят далеко не сразу и даже не после нескольких сеансов. Остеопат работает с очень тонкими материями и не столько излечивает, сколько направляет организм ребенка к самостоятельно адаптации к изменившимся внешним условиям и исправлению врожденных и приобретенных отклонений.

Остеопатическое воздействие должно сочетаться с комплексом других лечебных и профилактических мероприятий, включающих лечебную физкультуру, постоянные занятия и упражнения с ребенком, работой по его воспитанию и т.д.

То есть если ребенок в силу нарушения речевых участков головного мозга (гипоксии) неправильно произносит слова, восстановление кровоснабжения еще не «научит» его говорить правильно. Мозг должен восстановить нейронные связи, а речевой аппарат приспособиться к новым внутренним условиям организма — с ребенком необходимо заниматься, прививая ему правильное произношение.

Со временем это войдет у него в привычку, и он научится грамотно говорить и мыслить уже без посторонней помощи. То же касается и иных отклонений — в физическом развитии, психологическом состоянии и т.д.

Советы специалиста-остеопата

Минимальная мозговая дисфункция детей требует особого внимания от родителей и учителей.

Параллельно с лечением у остеопата, занятий у психолога, лингвиста и других специалистов необходимо постоянно работать с ребенком, учить его и воспитывать.

Все нижеперечисленные рекомендации специалиста-остеопата равным образом применимы и к здоровым детям. Но именно для тех, кто страдает ММД, эти советы являются важными на пути к полному выздоровлению:

  • соблюдение режима дня. Это позволит не только дисциплинировать ребенка, но и путем прививания регулярных привычных действий синхронизирует работу его нервной системы и организма;
  • здоровый сон. Для детей дошкольного возраста необходимо спать не менее 10 часов в сутки. Желательно разбивать период сна на два промежутка, например, 8 часов ночного и 2 часа послеобеденного сна. Если у ребенка наблюдается бессонница, постарайтесь больше увлекать его физическими занятиями, спортивными играми, прогулками на свежем воздухе;
  • дозирование учебного материала. Пусть вас не смущает неспособность ребенка освоить весь учебный материал сразу. Постарайтесь преподносить его маленькими порциями с небольшими перерывами. Требуйте от ребенка частого повторения уже пройденной информации. Многим детям проще усвоить новые знания через игры, фильмы, книги;
  • движение. Не заставляйте ребенка часами просиживать неподвижно на одном месте, усваивая учебный материал. Минимальная дисфункция мозга у детей может выражаться в недоразвитии мышц диафрагмы, из-за чего их организм испытывает кислородное голодание при отсутствии движения. То есть ребенку буквально «трудно дышать», когда он долгое время находится в неподвижности;
  • творческое развитие. Занятия на фантазию, творческие задания стимулируют образное мышление у детей, что приводит к активации и соседних участков мозга. Практика показывает, что зачастую с развитием творческих способностей школьники начинают лучше усваивать и точные науки;
  • доброжелательная домашняя атмосфера. Ребенок не должен переживать стрессовых ситуаций, психологического давления, оскорблений со стороны сверстников из-за того, что у него проявляется минимальная мозговая дисфункция, лечение будет эффективным только в том случае, если организм ребенка сам начнет работать над исправлением отклонений. А для этого необходима благоприятная психологическая атмосфера как дома, так и в школе.

Источник: //www.osteopolyclinic.ru/disease/minimalnaya-mozgovaya-disfunkciya/

Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы, диагностика и лечение

Все о минимальной мозговой дисфункции у детей: симптомы, диагноз и лечение ммд

Среди легких форм детских нервно-психических расстройств особое место занимает минимальная мозговая дисфункция (ММД). Проявляется эта патология в виде нарушений речи, поведения, а также двигательных функций.

Несмотря на то, что психиатры обозначают ММД, как легкое расстройство, оно требует обязательного профессионального сопровождения. Только так можно гарантировать успешную адаптацию ребенка к школе и усвоение им знаний, что позволит затем продолжить образование в высшем учебном заведении.

Проявления патологии

Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.

Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:

  • расстройства вегетативного характера. К таковым можно отнести чрезмерное потоотделение, мраморность кожных покровов, сбой в работе ЖКТ (неустойчивость стула, частые колебания запоров и поноса), неустойчивый пульс и функционирование сердечно-сосудистой системы;
  • слабый мышечный тонус и двигательные расстройства. Тонус мышц может быть неравномерным, наблюдается асимметрия сухожильных рефлексов, недостаточность мелкой моторики. Таким деткам особенно трудно застегивать пуговицы или завязывать шнурки, у них возникают сложности при работе с ножницами, рисовании карандашом или письме ручкой. Из-за того, что мышцы лица также ослаблены, мимика ребенка достаточно бедна, он практически никогда не строит рожицы и не гримасничает. Детям с ММД трудно ловить мяч, ездить на велосипеде или ходить по одной линии;
  • сказывается расстройство и на поведении детей. Обычно такие малыши весьма активны, они неусидчивы, легко отвлекаются, им трудно сосредоточится на выполнении полученного задания;
  • нестабильный эмоциональный фон. У деток наблюдаются частые перепады настроения.

Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.

Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере.

Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.

Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят.

Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников.

Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых.

Причины возникновения  

Основной причиной развития ММД принято считать органическое повреждение коры головного мозга или аномалию развития.

Негативно сказаться на формировании центральной нервной системы плода могут различные инфекции, соматические заболевания матери, находящиеся в стадии обострения, неправильное питание беременной женщины, различные патологии беременности, прием некоторых лекарственных средств, употребление алкоголя, наркотических препаратов и курение.

Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет.

Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).

К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.

Особенности диагностики

Для того чтобы диагностировать ММД у детей, врач должен провести всестороннее обследование при помощи существующих на сегодняшний день методов исследования.

При осмотре младенцев специалисты, прежде всего, обращают внимание на рефлексы, а также симметричность их выраженности. В возрасте от 3 до 6 лет врач уже может отследить динамику клинических проявлений, а также их тяжесть. При работе со школьниками используются методы психодиагностики, поскольку объективное обследование в этом возрасте не дает полной картины патологии.

Диагностируется минимальная мозговая дисфункция у детей при помощи систем Гордона, теста Векслера, «Лурия-90» и т.д. Эти методы дают возможность врачу (педиатру или невропатологу) оценить степень развития ребенка и его психическое состояние, а также выявить особенности поведения.

Из инструментальных методов наиболее информативными при диагностике ММД являются компьютерная и магнитно-резонансная томография, эхоэнцефалография, нейросонография и другие. Обычные клинические анализы отклонений от нормы не выявляют.

Томография позволяет определить уменьшение коры головного мозга в области темени и левой части лба, повреждения передней области (медиальной и глазной), а также значительное уменьшение в размерах мозжечка.

Использование рентгена позволяет исключить переломы черепа.

При диагностике минимальной мозговой дисфункции у детей практикуется дифференциальный подход. Зависит это, прежде всего, от возраста ребенка, а также от момента, в который проявились первичные симптомы.

В ходе диагностических мероприятий потребуется исключить черепно-мозговую травму, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилепсию и заболевания с ней схожие, шизофрению, острое отравление тяжелыми металлами (свинцом) и другие патологии, имеющие схожие проявления.

Подбор схемы лечения

Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.

Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:

  1. Педагогические методы позволяют минимизировать последствия социальной и педагогической запущенности, способствуют адаптации ребенка в коллективе. Социальные педагоги ведут работу не только с ребенком, но и его родителями. Они советуют поощрять ребенка, акцентировать внимание на его успехах и достижениях, меньше употреблять слова «нельзя» и «нет», разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно и мягко. Просмотр телевизора и игра на компьютере должны занимать не более 40—60 минут в день. Следует отдавать предпочтение таким играм и занятиям, в ходе в которых задействуется внимание и концентрация (пазлы, конструкторы, рисование и т.д.).
  2. Психотерапевтические методы направлены на коррекцию задержки психического развития. Психолог и психотерапевт выбирает способы воздействия на своего маленького пациента исходя из его возраста. Если ребенок еще слишком мал, чтобы пойти с врачом на контакт, то работа ведется в основном с его родителями. Необходимо чтобы в семье был установлен положительный психологический микроклимат — от этого в большей степени зависит исход лечения.
  3. Медикаментозное лечение назначается крайне редко. Прием препаратов позволяет купировать отдельные симптомы, например, снотворные препараты помогают нормализовать сон, седативные — успокоить излишне возбудимого малыша и т.д. В отдельных случаях могут быть рекомендованы к приему стимулирующие средства, транквилизаторы и антидепрессанты.
  4. Физиотерапия позволяет улучшить функционирование нервной системы как центральной, так и периферической, а также максимально восстановить их работу. Наиболее эффективны при коррекции этого вида расстройства различные виды массажа, гидрокинезотерапия, комплекс лечебных упражнений. Полезны будут занятия такими видами спорта, как бег, езда на велосипеде или катание на лыжах, а также плавание. Во время спортивных занятий ребенок должен концентрироваться и проявлять ловкость, а это также положительно сказывается на процессе лечения ММД.

Специалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.

Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.

Советы родителям

Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок. Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д.

Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:

  • строгое соблюдение режима дня. Прежде всего, это дисциплинирует ребенка, но выработка у ребенка привычки регулярно выполнять определенные действия также позволяет синхронизировать работу ЦНС со всем организмом;
  • нормальный сон. Дети в возрасте от 3 до 6 лет должны спать 10 часов в сутки. Это время разбивается на дневной сон (2 часа) и ночной сон (8 часов). Если малыш не может уснуть, то старайтесь в течение дня занимать его подвижными играми на свежем воздухе и спортивными занятиями;
  • дозирование нового материала. Малыш не сможет сразу усвоить весь материал, предусмотренный образовательной программой. Постарайтесь разбить его на несколько частей, и преподносите новую информацию дозировано с небольшими интервалами. Просите ребенка чаще повторять пройденный материал;
  • детям с ММД необходимо движение, поскольку одним из проявлений этой патологии является недоразвитие мышц, в том числе и диафрагмы. При длительном отсутствии движения организм начинает испытывать кислородное голодание. Поэтому не заставляйте ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное время сидеть неподвижно — от этого ему становится трудно дышать;
  • старайтесь развивать ребенка творчески. Занятия, в ходе которых ребенок задействует фантазию, стимулируют развитие образного мышления, а значит, головной мозг приходит в состояние активности. Исследователи заметили, что творческое развитие детей с ММД способствует лучшему усвоению точных наук;
  • доброжелательная атмосфера в семье. Старайтесь оберегать ребенка от различных стрессовых ситуаций, он не должен подвергаться психологическому давлению. Нередко дети с ММД страдают от оскорблений со стороны сверстников в школе,  а чтобы лечение было успешным, необходимо стараться избегать подобных конфликтов. Исцеление будет достигнуто лишь в том случае, если организм малыша сам начнет корректировать отклонения, достичь этого можно только в благоприятной психологической обстановке не только дома, но и в школе.

Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек. Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.

Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени.

Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом.

Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.

Источник: //arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/minimalnaya-mozgovaya-disfunkcziya

В карте запись ммд (минимальная мозговая дисфункция). что делать? — магазин развивающих игр и игрушек умный ребенок

Все о минимальной мозговой дисфункции у детей: симптомы, диагноз и лечение ммд

Загадочная аббревиатура чаще всего появляется в амбулаторной карточке ребенка во время весеннего осмотра перед школой. Этим знаком неврологического отличия доктора удостаивают каждого пятого из будущих первоклассников.

Диагноз может быть записан по-разному: “ММД” или “МЦД” – “минимальная мозговая (церебральная) дисфункция”.

Не думайте, что специалисты обнаружили нечто “ужасное”: к совершеннолетию расстройство сойдет на нет, но прежде успеет доставить немало неприятностей самому ребенку и хлопот родителям и учителям. Можно ли их избежать? Разумеется!

Родом из детства

 Именно “мелочи”, приключившиеся во время беременности (от состояния тошноты и других проявлений токсикоза, легкого насморка или “пустяковой” аллергии до сильной обиды, давно уже изгладившейся из маминой памяти), не проходят даром для ребенка.

    Отклонения от идеального сценария родов, родовая травма, инфекции и другие проблемы со здоровьем, возникшие на первом году жизни, тоже способны воздействовать на чрезвычайно ранимую нервную систему малыша.

Ведь она растет и развивается, не по дням, а по часам, и нежелательное вмешательство извне может спустя годы “аукнуться” ослаблением той или иной функции (невропатологи называют это парциальной задержкой развития).    Почему не сразу? Требуется время, чтобы ребенок дорос до очередного этапа, на котором проявится давным-давно заложенное нарушение.

Бывает, первоклассник уже бойко читает, а в тетради такие каракули – просто беда! Или наоборот – с почерком проблем нет, а слова разбирает по слогам, как маленький. Могут “подкачать” память или устный счет.

Из той же серии путаница в пространственных ориентирах “направо – налево”, “вверх – вниз”, замена на письме звонких и глухих согласных, зеркальное воспроизведение чисел…    Вариантов много, и всплывают они, как правило, уже в школе. Но внимательные родители сумеют заподозрить неладное задолго до ученической поры и, взяв в союзники невропатолога, принять меры, которые помогут сгладить наметившуюся диспропорцию в развитии и устранить другие проблемы, сопутствующие ММД.

Вопросы на засыпку

Ответы на них подскажут, имеются ли у ребенка основания “претендовать” на этот диагноз.

Вспомните:   

1. Возможно, на первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса, гипертензионным синдромом или другими проявлениями так называемой перинатальной энцефалопатии. И если да, не пренебрегали ли вы их рекомендациями, считая, что “само пройдет”?   

2. Ваш ребенок засыпает с трудом, обычно просыпается несколько раз за ночь, ворочается и вскрикивает во сне. Скорее всего он рано (до 6 лет) отказался от дневного сна.   

3. Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.   

4. Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым как осенний день и отличается рассеянностью.   

5. Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях.   

6. Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники (окружность головы годовалого ребенка в норме – 46 см, в 2 года – 48 см, в 3-4 года-49 см, в 5 лет-50 см, в 10 лет-51 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до “взрослой” величины – 55-58 см).   

7. Плохо приживается в детском коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке.   

8. Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений.   

9. Быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит (ставит ноги носками внутрь), нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки.   

10. Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.   

11. Перед засыпанием ритмически покачивает головой или раскачивается туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает – словом, замечен во вредных привычках.   

Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визит к невропатологу до 6 – 7 лет. Чтобы подготовиться к школе, такому ребенку недостаточно выучить буквы и освоить счет до 10. Главное – укрепить его слабую нервную систему, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой. И чем раньше это сделать, тем лучше.   

Не переживайте из-за того, что к ребенку с ранних лет “пристанет” неудобопроизносимый диагноз, который потом потянется за ним по жизни. ММД, как корь или свинка, -болезнь детская и хотя за считанные недели не проходит, но за несколько лет перед школой справиться с ней вполне реально.

Если проглядели ее в детсадовском возрасте, еще не все потеряно для начинающего школьника. Просто лечиться и учиться нужно будет одновременно. Когда придет время переводить подросшее дитя в поликлинику для взрослых, врачи обязательно “снимут” диагноз “ММД”, констатируя выздоровление.

От вас, мама и папа, зависит, чтобы оно не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее!

То, что доктор прописал

Вы, конечно, считаете, что речь пойдет о микстурах и таблетках? Хотя без лекарств не обойтись, не они сейчас на первом месте. Главное – создать в семье такую обстановку, которая способствовала бы выздоровлению ребенка.    А это не всегда просто.

Будь то взрывчатый, подвижный как ртуть, все сметающий на своем пути, пропускающий мимо ушей родительское “нельзя!” живчик или вечно всем на свете недовольная плакса с бесконечными капризами – обе крайности способны довести родителей до белого каления.    Только вот от окриков и наказаний толку мало.

Примите как данность, что у ребенка слабая нервная система. Поверьте: он и рад бы стать паинькой, да с самим собой у него сладу нет. Помогите ему – уберите с глаз долой вещи, которые малышу не полагается брать, чтобы пореже одергивать его.

Будьте ровны и доброжелательны, проявляйте выдержку и не обостряйте “пиковые” ситуации.    Если отношения накалились, отвлеките ребенка, переключив его внимание на увлекательную книгу или игру, подготовку к долгожданной поездке за город, походу в зоопарк. Примерно в трети конфликтов уступайте и только иногда запрещайте.

    Все без исключения домашние должны неукоснительно придерживаться единой стратегии воспитания, чтобы детскую психику не “штормило” от педагогических разногласий взрослых.

  • Ребенку надо ложиться спать, вставать по утрам, есть, ходить на прогулку в одни и те же раз и навсегда определенные часы. Привычные действия служат своеобразными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы. 
  • Сделайте все возможное, чтобы наладить дневной сон – ослабленной нервной системе необходим послеобеденный отдых. 
  • Заранее предупреждайте ребенка обо всех переменах: посещении врача, поездках, если планируете пригласить няню, отлучиться по делам, переставить мебель в детской, избавиться от лишних игрушек… Это даст ему время подготовиться к предстоящему событию и исключит ненужные конфликты. 
  • Приглашая гостей, постарайтесь, чтобы привычный детский распорядок не нарушался, а контакт с пришедшими был минимальным.
  • Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми противопоказано. Они будут “заводить” друг друга и от такого контакта больше потеряют, чем приобретут. Пусть товарищ по играм будет спокойным, неагрессивным, лучше на 1-2 года постарше.
  • Никогда не выясняйте отношений в присутствии ребенка – ссоры взрослых до крайности истощают детскую психику. 
  • Очень важно, чтобы в воспитании активно участвовал папа. Маме, задерганной капризами маленькой Несмеяны или выкрутасами юного Соловья-разбойника, единолично исполнять эту обязанность не под силу: ей требуется хотя бы пару часов отдохнуть: побыть одной, расслабиться, отвлечься. 
  • Наложите запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров (даже когда сериал смотрят взрослые, а ребенок занимается своими делами в той же комнате) может при минимальной мозговой дисфункции спровоцировать судорожный приступ. 
  • До полного выздоровления не берите малыша в загрантуры и не загорайте с ним на солнцепеке: лучший отдых для него – на даче в кружевной тени родных рябин да берез.
  • Организуйте детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием и подвижных игр на свежем воздухе, улучшающих координацию и точность движений.
  • Пусть побольше рисует, вырезает, лепит, складывает картинки из мозаики и паззлов, занимается конструированием – это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.
  • Почаще читайте малышу стихи и слушайте вместе с ним спокойную музыку, научите песням – детским, русским народным, на ночь обязательно пойте колыбельную. Ученые установили, что заложенный в них размеренный ритм гармонизирует и оздоравливает нервную систему. По этой же причине полезны занятия бальными танцами и художественной гимнастикой.
  • Если есть возможность, не отдавайте ребенка в детский сад, а в школу определяйте не раньше 7 лет. Да не в гимназию с двумя иностранными языками с первого класса и экзаменами в конце учебного года – вы же выучить его хотите, а не до нервного срыва довести!

К весеннему равноденствию

Для детей, страдающих ММД, весна – не лучшее время года. Когда организм перестраивается на работу в новом температурном и световом режиме, ослабленная нервная система, отвечающая за адаптацию к переменам, испытывает двойное напряжение.

В такие моменты ребенку труднее контролировать поведение и эмоции, он быстрее утомляется, жалуется на головную боль, приносит из школы плохие отметки.

    Особенно тревожно, если сезонное ухудшение совпало с экзаменами или периодами быстрого роста – так называемого физиологического вытяжения (первый – в 5-6, второй -в 12-14 лет), предъявляющими повышенные требования к детскому организму. Посоветуйтесь с невропатологом о том, как избежать сезонных срывов. Возможно, врач порекомендует 2 раза в год в течение месяца принимать:

  • успокаивающие средства – настой корня валерианы, травы пустырника, зверобоя, новопассит, гомеопатические “Шалун” или”Успокой”;
  • мочегонные лекарства (диакарб, фуросемид, верошпирон) или аптечные сборы трав аналогичного действия;
  • препараты, стимулирующие обмен веществ в клетках головного мозга (ноотропил, когитум, пантогам, энцефабол, глицин) и улучшающие мозговое кровообращение (кавинтон, винпоцетин, стугерон);
  • витаминные комплексы и адаптогены (экстракты элеутерококка, левзеи, лимонника, родиолы розовой, эвкоммии вязолистной).

Какие лекарства из этого списка и в какой дозе нужны маленькому пациенту, решит специалист. Но вот курс так называемой гидротерапии можете провести сами. И ребенку понравится принимать лечебные ванны через день в течение месяца.

Условия такие: температура воды – 36-37', первая процедура – не дольше 3-5 минут, затем постепенно увеличивается до 10-15 минут.

Во избежание несчастного случая не оставляйте малыша одного в ванне – посидите рядышком и заодно проследите, чтобы не погружался в воду по самые плечи: верхняя часть грудной клетки и область сердца должны оставаться над поверхностью.

  • Общая теплая ванна (температура 37-38') поможет успокоить непоседу и усмирит юного “агрессора”. Эффект будет сильнее, если добавите в ванну успокаивающий настой из мяты, пустырника, зверобоя или корня валерианы, заваренный из расчета столовая ложка сырья на 1 л воды.
  • Хвойная снимет напряжение, окажет расслабляющее действие на нервную систему возбудимого ребенка (полоска стандартного брикета или чайная ложка натурального жидкого хвойного экстракта на 10 л воды).
  • Соляная прогонит слабость, сделает вялого и безучастного ребенка более собранным, обострит внимание и память. Готовят ее из расчета 2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды.

После процедуры ополосните ребенка водой на 1° прохладнее, чем в ванне, слегка “промокните” махровым полотенцем, не растирая, наденьте пижаму и уложите в постель. Сладкий сон, приятное пробуждение и прилив сил утром ему гарантированы!

И. В. Ковалева

Источник: //infmed.narod.ru

Источник: //www.rebenok.com/info/library/sports/54647/

Минимальная мозговая дисфункция у ребенка: причины, симптомы, диагностика, лечение | центр «Меддиагностика»

Все о минимальной мозговой дисфункции у детей: симптомы, диагноз и лечение ммд

Мозговая дисфункция у ребенка с признаками задержки психического развития — явление нередкие.

Как может проявляться минимальная мозговая дисфункция?

Быстрая утомляемость, недостаточность внимания, гипервозбудимость, замедлении темпа мышления, нарушение коммуникативности с родителями и сверстниками, отставание в психическом и физическом развитии.

  Речь идет о так называемой минимальной мозговой дисфункции.

Такие состояния могут возникнуть в связи с органическим поражением нервной системы, с травмой в родах нервной системы, позвоночника, сосудов рядом других причин.

Первое, что показано такому ребенку — МРТ головного мозга для выявления признаков органического поражения мозговой ткани, ее врожденных дефектов или недоразвития, очагов перенесенной ишемии (чаще — в родах), врожденных вариантов строения черепа, позвоночника и др.

Если какие-либо изменения в мозгу выявлены, расстраиваться рано. Нужно обратить внимание на кровоток головного мозга.

Практика показывает, что улучшение или стабилизация мозгового кровотока может улучшить питание его ущербных структур и привести к улучшению состояния ребенка.

Что делать, если на МРТ органических изменений в мозге не выявлено?

Необходимо определить степень недостаточности кровотока головного мозга  и его характер. Такая диагностика проводится с использованием современных сосудистых программ МРТ чаще без использования контрастного вещества.

Также используют дуплексное ультразвуковое сканирование сосудов головы и шеи с определенными функциональными пробами, учесть состояние ликвородинамики, объемного кровотока мозга и ряд других важных показателей. Определяются сосудистые бассейны с врожденно сниженным кровотоком и сниженным объемом компенсации.

Стабилизация выявленных отклонений позволит уменьшить или устранить мозговую дисфункцию у ребенка.

Следует отметить, что недостаточно общепринятого УЗИ определения только проходимости магистральных сосудов. Более того, РЭГ – старый метод и не отвечает на основные вопросы диагностики.

Тактика лечения должна строиться с учетом четко выявленных особенностей мозгового кровотока, ликвородинамики, состояния тканей головного мозга, особенностей их строения, состояния ликворных пространств, соотношения сосудов и позвоночника с учетом спазма сосудов, показателей объемного кровотока головного мозга.  Улучшение кровотока с использованием внутривенных инъекций (капельницы) полезно, но не всегда оправдано и должно назначаться с учетом индивидуальных особенностей кровотока ребенка. В ряде случаев инфузионная терапия может вызвать ухудшение состояния, например — при повышенном внутричерепном давлении.

Главное. Лечению должна предшествовать достаточная по объему диагностика.

Пусть ваши – наши детки и внуки всегда будут здоровы!

Отзывы

Лещенко Алена 

31 декабря 2014

Киев

Хочу выразить особую благодарность Владимиру Владимировичу Гонгальскому за его профессионализм и внимательное отношение к своим пациентам, особенно к деткам. Буду рада, если мой отзыв (рекомендация) позволит вернуть хотя бы одного больного ребенка к полноценной жизни. Моему ребенку 6 лет. Диагноз с которым мы обратились к Гонгальскому В.В.

: «мозгова дисфункція, загальній недорозвиток мовлення II-III рівня, затримка психічного розвитку». Пройдя районную комиссию (для логопедического детского учреждения) к нашему диагнозу добавили (выдержка из карточки): «обмеженість навчальних знань та умінь внаслідок педагогічної занедбаності.

Взаємодія з дорослими обтяжена відволіканням, уповільнений темп мислення, недостатня сформованість узагальнення, швидка втомлюваність, знижена працездатність». Все ввышеперечисленное, как последствия гипоксического поражения ЦНС в родах. Ребенком занимались в течении 6 лет психологи, логопеды, неврологи, мануальный терапевт.

Назначали большое количество лекарств и процедур. Но ничего не давало желаемого результата. Руки совсем опустились после того, как в саду предупредили о том, что надо готовиться к спец. школе. Мне посоветовали обратиться к Владимиру Владимировичу. Это был наш последний шанс вернуть ребенка к полноценной жизни.

Главное достоинство Владимира Владимировича как врача – это умение поставить правильный диагноз и назначить правильное лечение. В нашем случае это сработало на 100%. Как оказалось, все наши проблемы были из-за серьезного смешения позвонков, ключицы во время родов.

С головой же у нас все в порядке, и память у нас хорошая, и интеллект у нас есть, только вот проблема, не к тем докторам мы столько лет ходили!!! Чудеса в нашей жизни случаются, если в них верить, уж я это теперь точно знаю! С Наступающим Вас Новым Годом!

Источник: //www.meddiagnostica.com.ua/zabolevaniya/minimalnaya-mozgovaya-disfunktsiya-u-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.