Возрастные особенности развития и воспитания детей от 2 до 3 лет: советы психологов

Настольные книги родителей. Часть 2. Младшие школьники, школьники. ТОП-5 лучших книг по воспитанию детей от 7 до 12 лет

Возрастные особенности развития и воспитания детей от 2 до 3 лет: советы психологов

Как правильно воспитывать детей? Есть ли ответ на этот извечный вопрос?

Современный рынок литературы предлагает бесчисленное множество книг по воспитанию детей, по теме детско-родительских отношений. Чтобы помочь вам сориентироваться в этом многообразии, мы подготовили цикл статей «Настольные книги для родителей. ТОП-15 лучших книг по воспитанию детей». Цикл состоит из 3 статей:

В нашей второй статье мы представим вам ТОП-5 лучших книг по воспитанию детей от 7 до 12 лет.

Но сначала разберемся, каковы же особенности роста и развития детей школьного возраста?

Возрастные периоды и кризисы.

Существует много теорий и концепций развития психики ребенка. Одна из наиболее популярных принадлежит знаменитому психологу Л.С. Выготскому. Здесь можно наблюдать чередование кризисных и стабильных периодов:

Кризис новорожденности 

Младенческий возраст (до 1 года)

Кризис 1 года

Раннее детство (1-3 года)

Кризис 3 лет

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Кризис 7 лет

Школьный возраст (7-13 лет)

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст (13-17 лет)

Кризис 17 лет

Младшие школьники.

Согласно представленной периодизации, школьным возрастом считается период от 7 до 13 лет. В нашей статье мы немного отойдем от классического деления и сначала рассмотрим подробнее младший школьный возраст – 7-9 лет.

В этом возрасте у ребенка продолжается активное физическое и психическое развитие, при этом можно заметить некоторую неравномерность: девочки слегка опережают мальчиков. Постепенно дозревает кора больших полушарий, но еще сохраняются особенности в поведении и эмоциональной сфере – дети легко отвлекаются, достаточно эмоциональны, возбудимы.

Важно понимать, что к 7 годам у ребенка формируется готовность к школе, происходит переход на новый важный жизненный этап, появляется новая социальная роль «школьник», ведущей деятельностью становится учебная. Происходит много изменений в жизни ребенка: меняется режим дня, распределение времени, способы взаимодействия с окружающими, развивается новое познавательное отношение к миру.

Произвольность.

Главным новообразованием этого возрастного периода является произвольность. Произвольность является одним из основных критериев готовности ребенка к школе.

Теперь ребенку нужно заниматься не только тем, чем хочется, что интересно, а еще и тем, что требуется.

Необходимость сидеть спокойно в течение урока и не отвлекаться, усваивать новые знания, выполнять домашние задания – всё это требует от ребенка волевых усилий.

Родителям важно помнить, что переход к школьной жизни для ребенка не только большая радость и приятное волнение, но и стресс. Появляется много новых требований к нему, поэтому так важно оставлять время на разгрузку, радостные события и его собственные желания.

Оценка.

Если раньше для ребенка основным источником оценки выступали его родители, то в младшем школьном возрасте появляются новые значимые взрослые. Также большую роль начинают играть и другие дети, формируется «социальное я» ребенка.

Более того, в школе начинают оценивать деятельность ребенка достаточно конкретно – в цифрах. Успешная учеба, хорошие оценки могут способствовать формированию позитивной самооценки, тогда как неудачи – к формированию низкой.

Поэтому родителям важно помнить и понимать, что оценки – это не истина в последней инстанции, это не оценка ребенка в целом, это чаще всего сигнал о том, что ребенку что-то дается сложнее.

Важно разобраться, что именно и какие сложности вызывает у ребенка, и помочь ему справиться с этим.

Особенности памяти, внимания, мышления.

У младших школьников происходит активное развитие памяти. Это связано с необходимостью усваивать и запоминать новый материал.

Что касается внимания, у младших школьников пока еще преобладает непроизвольное внимание. Их привлекает новое и интересное, но сосредоточение внимания на рутинной деятельности требует ощутимых усилий. Более того, дети еще достаточно легко отвлекаются, поэтому хорошо делать небольшие «игровые» перерывы, осуществлять смену видов деятельности.

Основной же вид мышления в этот возрастной период – наглядно-образный, но уже постепенно развивается способность выделения главных признаков, сравнение, классификация, анализ.

С развитием новых способностей, качеств, появляется готовность к следующему этапу – обучению в средней школе.

Школьники (младшие подростки)

К 10-12 годам у детей происходит укрепление, более глубокое развитие произвольности, саморегуляции. Ведущей деятельностью остается учебная.

Правда теперь поход в школу воспринимается больше как труд, чем как радостное событие и предвкушение чего-то нового и интересного. Снижается общий интерес к учебной деятельности.

Более того, учебная деятельность уже не так влияет на развитие психических процессов ребенка.

Между тем, дети в этом возрасте уже овладевают самостоятельными формами работы, поиском закономерностей и новой информации. Появляется потребность в самопознании.

В этот возрастной период дети уже хорошо усвоили нормы и правила, зачастую уже имеют свои обязанности по дому. Происходит овладение этическими нормами поведения, которые тесно связаны с понятием «хороший товарищ».

К 10 годам формируется рефлексия, меняется отношение ребенка к себе и к окружающим. Ребенок постепенно формирует собственное мнение, порой отрицая опыт и мнение взрослых. Появляется чувство «взрослости».

При этом на самооценку влияют уже не только школьные оценки, реакция и мнение взрослых – огромную роль начинают играть отношения со сверстниками. В этот период очень выражена потребность в общении, взаимодействии и эмоциональном самовыражении.

Появляется критичность, повышенные требования к себе как в общении, так и в учебе. В этот период дети остро нуждаются в положительной оценке со стороны.

К 11-12 годам дети становятся более эмоциональными. Большую роль для них начинает играть статус среди сверстников, они пытаются быть более самостоятельными и выйти из-под контроля родителей. Происходит активный рост, половое созревание, первая влюбленность.

При этом «внутреннее содержание» еще не успевает за активным физическим ростом. Происходит гормональная и психологическая перестройка организма.

В этот период подбирается подростковый кризис – кризис 13 лет, который представляет собой переход к новому жизненному этапу и осуществление важных для ребенка задач:

  • Автономность – потребность отделиться от родителей, искать собственные смыслы в жизни и самостоятельно принимать решения.
  • Построение отношений – потребность понять особенности общения во взрослом мире (в частности построения отношений с противоположным полом).
  • Полоролевая идентификация – потребность понять, кто ты, каковы твои особенности и каким мужчиной/женщиной ты будешь в будущем.

Но достижение этих задач невозможно без преодоления кризиса подросткового возраста, о котором мы расскажем в следующей статье.

Теперь, когда мы ознакомились с особенностями заявленных возрастных периодов, можно приступить к представлению лучших (по нашему мнению) книг по воспитанию младших школьников, школьников.

ТОП-5 лучших книг по воспитанию детей от 7 до 12 лет.

Ирина Млодик

Информация о книге:

Ирина Млодик – кандидат психологических наук, экзистенциальный психотерапевт, председатель Межрегиональной ассоциации психологов-практиков «Просто вместе».

Эта книга – о жизни и взаимодействии в семье, о любви родителей к детям, и о том, к чему эта любовь может привести.

В книге приведены возможные варианты нарушения границ в семье, а так же самые популярные «способы воспитания» детей, принятые и привычные способы воздействия на ребенка, которые, на самом деле, зачастую могут привести к негативным, разрушительным последствиям! И, конечно же, дается «решение» – альтернативные способы взаимодействия и взаимоотношений с детьми, что очень важно для выстраивания теплых и доверительных отношений, а так же для гармоничного развития детей, особенно в такой важный период как школьный возраст.

Купить книгу

С. Кривцова, Г. Нигметжанова

Информация о книге:

С. Кривцова – кандидат психологических наук, руководитель Центра практической психологии образования Академии Социального Управления. Г. Нигметжанова – детский, возрастной, семейный психолог, преподаватель факультета психологии МГУ им. Ломоносова.

Авторы книги обращаются в первую очередь к родителям, помогая им вспомнить о своем детстве, взглянуть по-новому на разные ситуации, встретить вместе с ребенком разные события и трудности в его жизни, и главное – понять для себя, как же правильно поступить в той или иной ситуации, что делать и как наладить взаимодействие, выстроить общение со своим ребенком.

Книга написано легко, удобно разбита на главы, в каждой из которых разбираются определенные проблемы, приводится теоретическая информация, а так же много живых примеров из практики и личного опыта авторов.

Купить книгу

Ирина Млодик

Информация о книге:

Ирина Млодик – кандидат психологических наук, экзистенциальный психотерапевт, председатель Межрегиональной ассоциации психологов-практиков «Просто вместе».

Школа – новый этап жизни, новые знания, любимые друзья, учителя… Но порой школа становится источником проблем – как для детей, так и для родителей.

В книге рассказывается об особенностях современной школы, о том, что стоит делать, чтобы у детей сохранялся интерес к получению знаний, чтобы школа не «ломала», а помогала вырасти гармоничным, творческим и активным человеком!

Купить книгу

Л. Суркова

Информация о книге:

Л. Суркова – дипломированный психолог, кандидат психологических наук, и более того мама 4 детей.

В этой книге в простой и доступной форме описываются возрастные особенности детей – даются как теоретические основы, так и описание, живые примеры. В этой книге разбираются самые популярные вопросы и ситуации, информация приводится в удобных и наглядных таблицах.

Также в книге есть практические советы родителям – что делать и как себя вести. Подкупает то, что советы основаны не только на психологической теории, но и на богатом личном опыте автора – многодетной мамы.

Более того, в конце книги есть странички для самостоятельной работы родителей.

Януш Корчак

Информация о книге:

Януш Корчак – выдающийся педагог, писатель, врач. Автор множества произведений о воспитании детей. Как любить своего ребенка – вечный вопрос, на который сложно найти однозначный ответ.

В своей книге, которая стала классикой, Януш Корчак отвечает на этот вопрос исходя из своего опыта, своих взглядов, своей системы.  Один из основных посылов книги: ребенок – личность с момента рождения, родители должны сотрудничать с ребенком, а не доминировать над ним.

Автор описывает различные периоды жизни ребенка, развитие, психологический и эмоциональный рост. При этом дает возможность родителям самим делать нужные для себя выводы.

В нашем интернет-магазине «Книги по психологии» вы можете приобрести некоторые из приведенных здесь книг, а также множество другой полезной литературы по теме детско-родительских отношений и возрастных особенностей детей. С ассортиментом можно ознакомиться в разделе «Книги по детской психологии».

Также приглашаем в наш розничный магазин, который находится в г. Москве (метро ВДНХ, ул. Ярославская, д. 14, корп. 1.), где вы сможете получить консультацию наших сотрудников по интересующей вас продукции, а так же рассмотреть, полистать интересующие вас книги.

Вернуться в раздел

Источник: //www.knigi-psychologia.com/posmotret-pochitat/knigi-chast-2/

Возрастные особенности подростков 14-15 лет

Возрастные особенности развития и воспитания детей от 2 до 3 лет: советы психологов
I. Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности.

Почему трудный возраст?
1) происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно); 2) изменения в этом возрасте сопровождаются:

а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности),

б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).
II. Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ» НЕ хотят учиться как могут. НЕ хотят слушать советов. НЕ убирают за собой. НЕ делают домашние дела. НЕ приходят вовремя.

III. Биологический фактор в развитии подростка.

В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе). Как следствие: – формируется половое влечение, – резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость), – неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.

IV. потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности. Половые отличия в общении:

– мальчики менее общительны, – девочки тянутся к мальчикам старше себя.

V. Эмоции и чувства подростка.

Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны.

VI. Взаимоотношения с взрослыми.

а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах;

б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.

в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность). Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию.
VII. Что делать? Разберитесь с правами и обязанностями. Ваш контроль преподносите как заботу. Не критикуйте подростка в присутствии других. Не бойтесь признаваться в своих ошибках. Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение ребенком. В некоторых ситуациях просите совета (помощи) как у равного или старшего. Сотрудничайте с учителями.

Относитесь мудро к “срывам” в поведении подростка.

Ребенок “портится”, чтобы заново испытывать жизнь и себя; “разваливается” – чтобы строить себя по-новому.

Возврат к списку

Kорпус A

610000, г. Киров, ул. Свободы, 76

Tелефоны:

директор, секретарь 64-82-31 зам. директора 64-83-65 руководитель административно-хозяйственного структурного подразделения 38-54-54 учительская 64-58-74 бухгалтерия 64-44-33 охрана 26-48-73 Факс: (8332) 64-82-31 E-mail: vhg@vhg.ru

Педагог-психолог

Bедерникова Елена Владимировна,

телефон: 64-83-65

Kорпус B

610020, г. Киров, ул. Мопра, 55а

Tелефоны:

Источник: //vhg.ru/parent_page/psychologist/parents/?ELEMENT_ID=1082

Контактная информация

Возрастные особенности развития и воспитания детей от 2 до 3 лет: советы психологов

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.

 Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении,уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

  1. Характерны аффективные вспышки по незначительным поводам. Эмоциональный фон неустойчивый.
  2. Эмоциями управлять не может, потому что у него низкий самоконтроль поведения и волевой регуляции.
  3. В норме самооценка завышена – это позволяет ребенку осваивать новые виды деятельности.
  4. Не предвидит последствий поступка и самое главное НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ – по поводу поступка и по поводу последствий.

 Чувства непроизвольны – легко вспыхивает, ярко горят, и быстро гаснут.

 Внутренний мир ребенка 3-4 лет начинает наполняться противоречиями:

 – стремится к самостоятельности но в тоже время не может справится без взрослого

– ребенок любит близких, но он не может не злится из-за ограничения его свободы.

 В 3-4 года (а иногда и раньше) ребенок переживает мощный возрастной кризис.

 СУТЬ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ

 – Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них». С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».

 – Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

– Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми, которые проявляются в деспотизме и обесценивании.

– Происходят изменения эмоционально-волевой сферы, что приводит к самостоятельному регулированию поведения и деятельности ребенка.

– Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА 3-х лет:

Деспотизм, Негативизм, Строптивость, Упрямство и Симптом обесценивания

Симптом обесценивания проявляется в то, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, насмешку, то для малыша это стать подкреплением его действий.

Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу.

Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» — абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий.

Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно и строго соблюдаются в семье ( не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора, тд.

)
Причем «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды.

В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов.

Родителям в данный период не стоит: • Настаивать на своём (в этом случае ребенок будет безынициативным) • «Ломать» детское упрямство (это может привести к заниженной самооценке ребенка, либо он перестанет слышать ваши замечания). • Не давать ему ничего делать самостоятельно.

(иначе ребенок может вырасти безвольным, малоинициативным) • Показывать ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт. (низкая самооценка) • Постоянно ругать.

(низкая самооценка, неуверенность в себе)

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЛАГОПРИЯТНО ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС 3-Х ЛЕТ?

– Избегайте авторитарного стиля взаимоотношений в воспитании. – Договоритесь о единой тактике воспитания в семье.

– Научитесь переключать ребенка. Например: Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет.

В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет.

Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».

– Используйте негативизм ребенка в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребенком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Скорей всего ребенок вам возразит, тем самым сделает, так как вы хотели. – Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребенка.

Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое.

Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится. – Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора и право ребенка на совершение ошибок. – Следите за собой. Так как многие поступки и слова ребенок копирует у своих родителей.

– Озвучивайте для ребенка его переживания и чувства, это поможет малышу лучше понять свое эмоциональное состояние.

Результатом кризиса является осознание себя как отдельного самостоятельного человека, который имеет свою волю.
ВЗРОСЛЫЙ начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции.

СВЕРСТНИК ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не  вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.

Возраст 3-4 лет – это возраст когда ребенок поступает в детский сад. Малыш знакомится с новым для него ИНСТИТУТОМ и это важный этап в формировании личности ребенка.

Кратко (в рамках данной статьи) расскажем об особенностях адаптации ребенка к детскому саду.

АДАПТАЦИЯ

Сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологический, социальный, психологический.

В норме от 1-6 дней легкая, средняя 16-32 дней, тяжелая может длится до полугода и более.

При адаптации возникают протестные реакции которые захватывают сферу потребления пищи (ребенок ничего не ест и не пьет в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей. Протест звучит так «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю».

Чтобы помочь ребенку легче адаптироваться родителям имеет смысл придерживаться простых правил:

  1. Сад это необходимость. Дети, чьи родители уверены в правильности своего выбора, адаптируются быстрее и легче. Они ощущают себя частью семейной системы, и если посещение садика необходимо – принимают это. Гораздо хуже если ребенок чувствует неуверенность взрослого – то ли нужно ходить – то ли не нужно. Конечно он будет противится.
  2. О саде говорим только хорошо! НЕ пугать садом и не наказывать садом!«Перестань плакать – а то не заберу вечером»! «Будешь баловаться – отведу в сад! Там тебя научат!» – разве могут подобные запугивания помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду?

    Доверяйте воспитателям! И детскому саду. Чтобы снизить свою тревожность особенно опекающим мамам и бабушкам надо помнить, что они передают ребенка в добрые руки.

  3. Не делать из еды культа – не надо делать тему еды напряженной, не спрашивайте постоянно что он ел и почему не ел снова? Это может лишь закрепить проблему, ведь ребенок чувствует вашу тревогу.
  4. В сад идем в любом случае! Ребенок с первого дня посещения сада должен знать – что другого выбора у него нет – посещение садика неизбежно. Тогда ребенок будет направлять все усилия на поиск положительных моментов происходящего. Либерализм лишь осложнит ситуацию. Ребенок может почувствовать, что его родитель не готов еще к тому, чтобы оставить его в саду, что окончательное решение еще не принято. Это будет создавать у ребенка ложные надежды, которые только усугубят ситуацию.
  5. Расспрашивайте ребенка ежедневно о жизни детского сада. Провожайте ребенка в группу и встречайте его с улыбкой! Удивляйтесь и хвалите ребенка, ваша беседа с ним о том как он прожил этот день в саду должна быть эмоционально окрашена.
  6. Проигрывайте дома различные ситуации в саду. Пусть одна из домашних игрушек исполнит его роль. Понаблюдайте, что делает игрушка в саду, что говорит, вместе с ребенком помогите игрушке найти друзей, с ее помощью решайте проблемы вашего малыша, ориентируясь на положительные результаты. Передавайте ребенку технологию поведения в различных ситуациях

Педагог-психолог

МДОБУ «ДСКВ № 10»

Источник: //dskv10.vsevobr.ru/index.php/sovety-spetsialistov/pedagog-psikholog/116-psikhologicheskie-osobennosti-detej-3-4-let

Особенности развития и воспитания мальчиков

Возрастные особенности развития и воспитания детей от 2 до 3 лет: советы психологов

Воспитание и взросление мальчишек — сложный процесс, и он не всегда проходит гладко. Задача родителей заключается не только в обеспечении правильной и питательной пищей, и чистой и привлекательной одеждой, и ожидании того счастливого момента, когда из мальчика вырастет мужчина.

Обеспечение ребенка всем необходимым – это их прямая обязанность, а воспитание мужчины – это ежедневная систематическая работа, подчиненная определенной программе.

Наблюдая за мальчиком в ежедневном общении, без труда можно заметить, как идет процесс его взросления. При этом видно изменение энергетики и настроения мальчишки в зависимости от его возраста.

Перед родителями стоит задача – правильно определить потребности ребенка и момент их удовлетворения.

За многовековую историю человечества сложились определенные взгляды и система воспитания мальчиков, поэтому современным родителям не нужно ломать голову над этим вопросом, а достаточно применить знания на практике. Однако с ускорением ритма жизни из-за вечной занятости люди забывают о создании системы воспитания детей мужского пола.

Этапы развития мальчика

Отрочество мальчиков можно разделить на три стадии, каждая из которых протекает по одному сценарию.

1-я стадия

Этот временной отрезок начинается с момента рождения до шести лет. Все дети этого возраста имеют наиболее тесную связь с матерью, которая прослеживается, как на психологическом, так и на физическом уровне. При этом роль отца не снижается, но до шестилетнего возраста мальчик безусловно “мамин”.

Основная задача родителей на первых годах жизни ребенка – подарить ему любовь и безопасность, а также дать энергетический заряд, необходимый для путешествия длиною в жизнь.

2-я стадия

Она соответствует периоду с 6 до 14 лет. На этом этапе жизни ребенок руководствуется собственным мироощущением и стремиться научиться стать мужчиной.

Он ищет пример для подражания, и находит его в отце. Мальчик интересуется его поведением и поступками.

При этом роль мамы не уменьшается, но связь с нею становится менее тесной, а окружающий мир для юноши становится все более привлекательным и интересным.

На этом этапе родители должны направить свои усилия на обеспечение условий для познания мира и развитие его способностей. Однако о духовном развитии ребенка им забывать нельзя. Это позволит воспитать из мальчика гармонично развитую личность. Дети в этом возрасте радуются своему самому факту своего существования и ощущения себя ребенком.

3-я стадия

Начиная с 14 лет и до совершеннолетия у мальчика возникает потребность в присутствии в его жизни мужчины, который играет роль наставника.

Это позволит ему подготовиться для вступления во взрослую жизнь. Роль родителей в этом возрасте уменьшается, а их основная задача заключается в поиске наставника.

Это даст возможность мальчишке получить знания и опыт от компетентного человека, а не от его сверстников.

Основная цель воспитания на этом отрезке жизни направлено на получение навыков, привитие чувства ответственности и самоуважения. При этом юноша должен вовлекаться во взрослую жизнь.

Советы родителям

Ознакомившись с информацией об этапах развития мальчиков не следует понимать все буквально.

По мере взросления ребенка не происходит скачкообразного изменения влияния родителей, а для его гармоничного развития требуется участие их обоих с момента рождения до совершеннолетия.

Указанные стадии отрочества облегчают понимание изменения акцентов и процессов их смещения, и определяют критерии выбора наставника, который будет необходим в определенное время.

Родители зная о возрастных процессах, происходящих с их ребенком, могут выработать стратегию и тактику воспитания.

Это позволяет им скорректировать свое поведение и пересмотреть образ жизни для более тесного общения с мальчиком, что благотворно отразится на нем.

Кроме этого, становиться понятным, какова роль общества в воспитании настоящего мужчины из мальчишки-подростка. Раньше эта функция отводилась близким родственникам и мастерам своего ремесла, которые брали детей в ученики.

Современные подростки, сталкиваясь со взрослой жизнью, могут ощущать в ней себя чужими и беспомощными. Такое положение дел вынуждает их проводить свои молодые годы в беспризорности, которая таит в себе много опасностей. Некоторые такие дети, став взрослыми, так и остаются по сути детьми.

Во многом проблемы, которые находят отражение в поведении мальчиков, кроются в низкой мотивации в школе, что нередко приводит к антисоциальным поступкам и противоправным действиям. Винить только ребенка в этом несправедливо, так как незнание взрослых об особенностях развития мальчишек и отсутствие своевременной помощи приводят к таким негативным последствиям.

От 0 до 6 лет

Дети младенческого возраста любого пола абсолютно одинаковы. На этом этапе их жизни пол ребенка не имеет значения ни для него самого, ни для его родителей. Грудничкам приятно, когда их носят на руках, прижимают к себе и играют с ними. Они отзываются смехом и с любопытством наблюдают за всем, что их окружает.

Однако по темпераменту детки отличаются, как и взрослые люди. Одни не доставляют беспокойства родителям, и имеют спокойный характер и любят поспать, другие – сущее наказание для родителей, и отличаются требовательностью и беспокойным нравом.

Многие дети боятся одиночества, и нуждаются в постоянном присутствии с ними любящего человека и подтверждения любви.

Малыш такого юного возраста нуждается в присутствии незримой связи с близким человеком. Чаще всего, это его мама. Безусловно, мать – самый мотивированный человек, участвующий в воспитании ребенка.

Кроме этого, природа сделала ее источником питания детей, и подготовила ее к это роли – любить и удовлетворять потребности малыша.

В период кормления грудью женский организм вырабатывает гормоны, стимулирующие желание быть рядом со своим чадом и фокусировать на нем все внимание.

Роль отцов в этот период жизни маленького человека заключается в обеспечении потребностей малыша, но иным способом, чем это делает мама. Мужчины активно играют с ребенком, а женщинам свойственно успокаивать его. Однако чересчур шумный ребенок, который не дает отдохнуть родителям, дает возможность отцу научиться усмирять его.

Различие полов

Отличия мальчиков и девочек, которые заложены на генетическом уровне, находят свое проявление даже в младенческом возрасте. Будущие мужчины хуже различают лица людей, а у будущих дам хорошо развиты тактильные ощущения. Мальчишки быстрее растут и набирают силу, и при этом разлука с мамой ими переносится острее.

Когда малыши начинают самостоятельно ходить разница полов проявляется более явно.

Для деятельности мальчиков требуется простор, у них развиты хватательные движения и активное манипулирование различными предметами. Маленьким девочкам свойственны тихие занятия на полу.

В детском коллективе мальчикам неинтересны его новые члены, а девочки к новенькому проявляют интерес и начинают контактировать.

В обществе сложилось более строгое отношение к мальчикам, а к девочкам испытывают нежные чувства.

Их чаще обнимают и оказывают различные знаки внимания, причем такая разница наблюдается даже в младенческом возрасте.

Мальчики менее интересны окружающим в качестве собеседников, и с ними разговаривают реже, чем с девочками. По частоте и болезненности наказаний за проступки мальчишки – несомненные лидеры.

Мама — первый и главный источник заботы и ласки для мальчика, поэтому она – модель, олицетворяющая женщину и любовь. Когда ребенок научился самостоятельно передвигаться на ногах, мать должна определить рамки их взаимоотношений, которые он должен принять и усвоить навсегда. При этом у него останется чувство, что мать его будет любить всю жизнь.

Общение мамы с мальчиком способствует его обучению, развитию речевых навыков и общительности ребенка. Для них этот момент очень важен, в отличие от девочек.

Если в начале жизни мальчугана мать с ним не общается и находится в депрессии, то печаль откладывается в его сознании.

Если у мамы преобладают агрессивное поведение по отношению к ребенку, то сын может поставить под сомнение, что его любят.

На мать ложится значительная часть забот при появлении на свет ребенка, не считая домашней работы, поэтому членам семьи следует внимательно к ней относиться и давать возможность полноценного отдыха и нормального общения с малышом.

Мать не только с любопытством, но и с гордостью наблюдает за всеми достижениями сына, а отцовская любовь проявляется иначе. Он занимается воспитанием и развитием ребенка, находится рядом, когда он болен. Мальчику становится понятно, что мужчинам так же как и женщинам свойственна доброта и чуткость, с ними интересно проводить время и заниматься взрослыми делами.

Домашнее воспитание

Для мальчика более предпочтительно воспитание в домашней среде до достижения им трехлетнего возраста, так как дошкольные учреждения для них не совсем подходят.

Это связано с тем, что расставание с родными более болезненно отражается на детях мужского пола, чем на девочках. Они испытывают стресс, который возникает от чувства брошенности.

Это может перерасти в беспокойное и агрессивное поведение, которое закрепляется у него и в школьном возрасте.

Таким образом, желательно, чтобы ребенка окружала забота и опека, которую проявляют близкие люди в привычной домашней обстановке. Этот момент жизни важен тем, что малыш получает первые уроки, и познает доброту, доверие, тепло и радость.

Подведем итоги

При воспитании ребенка при достижении им шестилетнего возраста заострять внимание на его поле не стоит. Для них мать – самый близкий человек, который дарит любовь и служит гарантом их жизни. При этом отец играет роль не менее важную, но отличающуюся от задач, которые стоят перед матерью.

Для ребенка от 0 до 6 лет важно ощущение того, что он – центральная фигура, которую любят оба родителя. Он ощущает себя в безопасности, и учится общаться и познавать окружающий мир.

Это время пролетает очень быстро, и родители должны успеть насладится малышом в таком нежном возрасте.

От 6 до 13 лет

При достижении шестилетнего возраста мальчишки преображаются, и в них ощущается мужественность, которая в них дремала до этого.

Даже не получая информации из доступных источников, мальчикам становится интересно оружие, привлекают различные героические персонажи, и в их жизни появляются шумные игры и разнообразные состязания.

Одновременно с этим они переключают свое внимание на мужчин старшего поколения – отцов и дедов, и тянутся к ним, желая проводить с ними много времени. Они хотят учиться у них мужественности, причем это явление носит интернациональный характер, и наблюдается у всех народов разных континентов.

Если мальчик в этот момент времени не получит необходимого внимания от отца, то это может закончиться дикими выходками, которые направлены на привлечение внимания.

Это может быть агрессивное поведение, воровство и другие нехорошие поступки, которые никого не радуют.

Отцу следует скорректировать свою жизнь и рабочий график таким образом, чтобы у его оставалось время и силы на общение с ребенком, который так к нему тянется.

Роль матери

Несмотря на изменение у мальчика акцентов и интересов, мама не утрачивает для него значения.

В США матери довольно часто специально отдаляются от сыновей, так как считают, что это может придать им мужественность и жесткость характера.

В Великобритании поступают схожим образом – их отдают в пансионы. Однако, по мнению психологов, такие приемы в воспитании могут дать неожиданные результаты.

Для мальчиков важно, чтобы они чувствовали материнскую поддержку, а ее любовь и нежность не должны скрываться. В идеальном случае ребенок должен быть близок с матерью и ощущать поддержку и влияние отца.

Если интересы матери начнут преобладать в жизни мальчика, то роль отца должна быть усилена, но без критики ее действий.

Чрезмерная строгость со стороны отца и завышенные требования могут привести к тому, что ребенок в отце будет видеть угрозу.

Дистанцирование матери от сына в раннем возрасте или отсутствие с ее стороны ласки и внимания приводит к печальным последствиям. У мальчика появляется чувство обиды, и он, чтобы заглушить боль разрывает внутреннюю связь с мамой. Он инстинктивно чувствует, что без отклика с ее стороны проявление каких-либо теплых чувств бесполезно.

Если ребенок ставит такой внутренний барьер, то вряд ли он станет добрым и отзывчивым человеком, который будет тепло относится к собственным детям и их матери. В мире живет немало зажатых и неконтактных мужчин, которые пережили такое отношение к себе со стороны мамы.

Избежать этого довольно просто – достаточно давать своим сыновьям душевное тепло в любом возрасте.

Источник: //egeriya.ru/online-magazine/29/osobennosti_razvitiya_i_vospitaniya_malchikov/

Возрастные кризисы ребенка

Возрастные особенности развития и воспитания детей от 2 до 3 лет: советы психологов

«Кризис – это внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.

Кризис возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего периода и начало нового.

Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми…» 

 (Божович Л.И., «Психология детства»)

Обычно родители ждут с огромным нетерпением время, когда малышу исполнится первый годик. Им кажется, что нужно еще немножко потерпеть, и наступят долгожданные спокойные ночи, вернется привычная возможность ходить в гости или в кино. На самом деле, первые зубки, принесшие столько переживаний, уже появились, первые шажки тоже сделаны. Даже свои первые слова их малыш уже сказал, чем привел маму и папу в неописуемый восторг. Только вот радоваться у родителей не получается. Что-то начало происходить с их доверчивым и таким славным крохой! Он стал капризничать и упрямиться, кидать игрушки, кричать и падать на пол, если ему отказали в какой-то просьбе. Если родители не поняли его желаний, ребенок с завидным упорством, продолжает требовать то, чего ему хочется. При этом он использует весь арсенал своих реакций: от разной высоты и интенсивности криков до топанья ногами. Мамы и папы хорошо помнят случаи, когда они пытались увезти ребенка с прогулки, а он вырывался из рук и пытался силой вылезти из коляски, чтобы вернуться гулять. Или ситуации, когда ребенку очень хочется взять какую-то вещь, а мама не разрешает. И тогда за право обладания желаемым малыш устраивает настоящую истерику. Подобным проявлениям есть объяснение: малыш учится ставить перед собой цель и добиваться её всеми известными ему способами. Особенностью данного возрастного периода является самоощущение ребенка свободной и самостоятельной личностью. Он пока не всегда может оценить, для чего именно ему нужна та или иная вещь. Но отказать себе в её получении он не в силах. Теперь родителям во многом нужно начинать считаться с ребенком: в выборе еды и одежды, игр и игрушек, которые он хочет взять на улицу, места для прогулки. Это и есть самый первый кризис ребенка – кризис первого года жизни

Если описаны факторы первого кризисного времени, есть для него и рекомендации:

 

  • относитесь к самостоятельности ребенка с пониманием (конечно, помня о безопасности) и не подавляйте её. На самом деле, маме проще обсудить выбор книжки для чтения, чем потом выслушивать недовольство малыша.
  • проявляйте терпение и выдержку, помните о том, что иногда истерики могут быть следствием усталости, голода, сонливости, общего недомогания организма. Если при этом и мама будет раздраженно реагировать на ребенка, ему будет еще хуже.
  • будьте последовательны в своих требованиях к ребенку (если что-то запрещаете ребенку, то это должен быть запрет на все время, а если разрешаете, то разрешаете всегда). Многие мамы сначала пытаются запретить ребенку, к примеру, брать свой телефон (бусы, сумку, флакончик с духами и др. личные вещи), но когда им нужно, чтобы ребенок помолчал, они сами дают ему в руки телефон со словами: «Ну ладно, подержи, но в последний раз!». Для малыша 1-2 лет это прямая информация о том, что он может добиться получения телефона (любых маминых вещей) и в остальные разы.

К двум годам ребенок только начинает учиться контролировать свои желания, поэтому взрослым придется это делать за него, используя поощрения или наказания. В ответ будут следовать бурные эмоциональные вспышки, к которым родителям нужно быть готовыми. Если ребенок замечает, что на подобные проявления взрослые не реагируют, он перестает использовать их как средство самоутверждения. А если при этом у родителей еще хватает фантазии переключить внимание малыша на что-то другое, то данный кризис вообще не будет для мам и пап сильно волнительным.

А вот кризис трех лет – нельзя не заметить. В него попадает любой ребенок, как бы спокойны и терпеливы не были его родители. К трем годам у ребенка происходит осознание себя, своего «Я», и он вступает в новый переходный период – кризис трех лет.

Временные рамки данного периода могут очень сильно варьироваться, он может начаться от 2,5 лет до 3,5 лет. В этот период ребенок начинает осознавать себя «взрослым», пытается выстроить с родителями новые отношения. Начинается это время с ситуаций, когда ребенок вдруг перестает слушаться маму и папу и начинает делать все наоборот, становится строптивым и своевольным. Таким образом малыш отстаивает собственную точку зрения и противопоставляет себя взрослым. Помимо проявлений своего «Я», ребенок очень остро начинает реагировать на критику.

Рекомендации для родителей трехлетних детей очень просты и похожи на советы для родителей годовалых малышей:

 

  • давайте еще больше самостоятельности и возможности выбора (какие колготки хочет сегодня надеть дочь, каким карандашом хочет рисовать сын, ложкой или вилкой ребенок будет кушать, какую булочку ему купить в магазине и т.д.);
  • не критикуйте малыша, если у него что-то не получается. Критикой Вы только рассердите ребенка. Лучше помогайте разобраться с непростым конструктором или в самостоятельном владении вилкой, при этом хвалите за любые даже маленькие успехи.
  • будьте терпеливы. Вместо недовольства можно пробовать играть в игру «Наоборот», смысл которой заключается в том, чтобы добиться нужных Вам действий, переиначивая желания малыша. К примеру, Вам сейчас нужно, чтобы ребенок быстро собрал игрушки, а он не хочет. Вы начинаете игру, объясняете ребенку правила и проговариваете: «Ты сейчас ни в коем случае не убирай самолетик в коробку, пусть он тут останется». Малыш в это время говорит: «Я сделаю все наоборот», и убирает самолетик. Если родители запасутся терпением и спокойствием и дадут ребенку наиграться в игру «Наоборот», в обыденной жизни ему не захочется противоречить.
  • обязательно удовлетворяйте основные возрастные потребности: в любви и внимании, в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, потребность в развитии интересов и увлечений.
  • развивайте мотивационную сферу ребенка, используя ролевые игры и мини-спектакли, в которых ребенок будет наделяться ролью взрослого.
  • Также существует много терапевтических сказок для более благополучного проживания этого сложного периода.

После кризиса трех лет родители могут пожить спокойно и немного расслабиться. До следующего кризиса им пока далеко. Психологи обозначают новый кризисный рубеж – 7 лет.  Современные дети в 6 – 7 лет уже становятся учениками средней школы, на них обрушивается шквал информации, сложности в адаптационном периоде, нагрузка обучающих программ. Поэтому некоторые ребята становятся более раздражительными, плаксивыми, неуравновешенными и несдержанными. У них появляются частые смены настроения: неожиданные слезы сменяются столь же необъяснимыми приступами смеха. Организм не всегда может справиться с появившейся нагрузкой, поэтому эмоциональная и физическая усталость проявляется недовольством и срывами. Могут начать проявляться психосоматические расстройства (частые и необъяснимые боли в животе, головные боли, астматические проявления, обострения нейродермита).  В данном случае рекомендации для родителей будут касаться установления щадящего, но четкого режима дня, при котором ребенок всегда будет иметь возможность отдохнуть днем и погулять вечером. Интеллектуальные нагрузки не должны превышать физические. Очень полезно для детей 6 – 8 лет плавание и детская йога для обретения гармоничного состояния души и тела. Также родителям следует оказывать помощь и поддержку в овладении учебными навыками, приглашать в гости одноклассников ребенка, чтобы процессы адаптации в новом коллективе прошли незаметно. Кризис семи лет бывает не у всех детей. Больше остальных ему подвержены дети, имеющие неврологические диагнозы и пережившие родовые травмы. Их родителям стоит быть более внимательными к потребностям и особенностям ребят, а также следовать рекомендациям невролога и оказывать медикаментозную поддержку.

Пережив кризис семилетнего возраста, ребята входят в относительно спокойный период своего развития, они учатся самостоятельно выполнять домашние задания, находят друзей среди сверстников, посещают кружки и секции, достигая определенных результатов.

Этот спокойный период характеризуется равномерным ростом тела и адекватным созреванием эмоциональной сферы.

Этот благостное время продлится до наступления следующего и последнего для развития ребенка кризиса – подросткового, в который ребята вступают в 11 – 13 лет.

Этот период считается по праву самым тяжелым и сложным, так как подростки очень бурно проявляют собственную позицию и отстаивают её ревностно и самозабвенно. Они активно борются за свои права быть самостоятельными (не напоминает ли Вам повторение кризисных моментов, проживаемых в 3 года?), отстаивая свою свободу и независимость от родителей. Хотя настоящей взрослости у них еще нет, им очень хочется её найти. На фоне колоссальных изменений на физическом уровне, эмоциональная сфера развивается не так быстро. Именно поэтому, они пока не умеют владеть своим настроением и своими эмоциями. Раздражительность, словно некая защита, срабатывает первой на любые воздействия извне. Наряду с описанными проявлениями у ребят 11-13 лет пропадает интерес к учебе, на первое место выходит проблема выстраивания отношений. Сил и терпения на овладение учебным материалом не остается. Подростки обычно вызывают на себя много негативных эмоций со стороны окружающих взрослых. Они нетерпимы, несдержанны, демонстративны. Но они – наши дети, которые ждут помощи и поддержки от родителей точно также как и трехлетние малыши. Как быть родителям, чтобы помочь своему подростку пережить это сложное время, сохранив при этом доверительные отношения? Прежде всего, понимать и принимать позицию ребенка. Можно соглашаться с ней, а можно не соглашаться, но обязательно стараться понять, почему именно Ваш ребенок так поступил. Запретами в этом возрасте ничего не добиться, на запреты, требования и наказания может быть единственная реакция – протест. Стараясь договориться с ребенком, Вы учите его обсуждать проблему, искать пути её разрешения. Только договариваясь, Вы поможете подростку не пойти на поводу у своей разрушительной энергии. Обязательно стоит оказывать поддержку в выполнении домашних заданий, поэтому, вечером заглядывайте в дневник, интересуйтесь событиями, происходящими в школе, будьте искренни в своем желании помочь ребенку. Ведь внешне отвергая помощь родителей, на самом деле, подростки надеются и ждут помощи и поддержки только от своих пап и мам.

Подводя итог сегодняшней беседе, хочется отметить, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций.

Если родители, воспитатели, педагоги, бабушки и дедушки будут своевременно учитывать происходящие в нем изменения и в соответствии с ними выстраивать отношения, то любой кризис будет протекать гораздо быстрее и мягче.

«Кризисов может не быть вообще, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – процессом воспитания» (Леонтьев А.Н., российский психолог и психотерапевт).

Таким образом, от влияния, чувствительности, желания помогать и поддерживать ребенка у родителей и других значимых взрослых будет зависеть то, насколько кризис будет негативным и разрушительным для ребенка и для отношений, или он будет иметь только прогрессивный характер, знаменующий переход на новую ступеньку развития. Если окружающие взрослые будут знать о приближении кризисного времени и о его особенностях, они смогут вместе пережить непростое время в его жизни. 

 

©​ 2013г., Информационно-психологический центр «Белый слон»

Источник: //www.wslon.ru/articles/deti/vozrastnye-osobennosti/vozrastnye-krizisy-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.