Воспитание и развитие детей с рождения до 1 года: психология младенческого и раннего возраста

Особенности детей раннего возраста

Воспитание и развитие детей с рождения до 1 года: психология младенческого и раннего возраста

Зуева А. Д., Егорова Т. В. Особенности детей раннего возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 48-50. — URL //moluch.ru/conf/ped/archive/69/3630/ (дата обращения: 20.01.2020).

Первым чудом для родителей является само рождение ребёнка. Оно превращает мужчину — в папу, женщину — в маму, раскрывая их изначально заданную сущность, связанную с продолжением жизни.

Человек пришёл в наш мир — и основная задача родителей не просто создать ему оптимальные условия для чередования сна и бодровствования, удовлетворения его потребностей в питании, движении и общении, а сформировать «базовое» доверие к миру — отношение того, что мир принимает его и заботится о нём.

Специалистов в воспитании своих детей быть не может, отцов — профессионалов и мам — профессионалок на свете нет. Воспитание своих детей — одно из самых благородных дел, ему можно отдать жизнь, но профессией оно стать не может. К тому же воспитание — это искусство, а где искусство — там талант, там сердце, интуиция, вдохновение, любовь.

Ранний возраст имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение ходьбой, которая меняет весь его облик и способствует быстрому сенсорному развитию, формирование второй сигнальной системы, увеличивается время бодрствования ребенка, что следует учитывать при построении режима дня.

Период раннего детства охватывает время от рождения до двух лет. Третий год жизни ребёнка условно считается ранним дошкольным, так как включает черты переходного периода, но во многом сохраняет особенности, присущие преддошкольному детству.

Ни в один период жизни ребёнка нет такой тесной взаимосвязи между физическим и умственным развитием малыша, как на первом-втором году жизни. Полноценный уход, ограждение от травм, инфекционных и простудных заболеваний, достаточная двигательная активность, организация совместных игр являются основой для обеспечения физического здоровья, психического и умственного развития детей.

Необходимо отметить, что особенности детей раннего возраста обусловлены спецификой раннего периода детства, когда закладываются первоосновы социального целенаправленного поведения, а эмоциональные реакции удовольствия, радости или огорчения способствуют развитию элементарных чувств, первых проявлений сочувствия, сопереживания, добра. В процессе общения с взрослыми ребёнок усваивает форму их поведения, характер взаимоотношения с окружающей действительностью, постепенно делая их своим достоянием и в этом смысле, как говорят психологи, «присваивает знания и умения взрослых, учиться видеть мир их глазами».

Наблюдая за детьми раннего возраста можно сделать следующий вывод: первые два года жизни ребёнка по насыщенности овладения навыками и умениями, быстрым темпом развития не имеют себеподобных в последующие периоды детства.

Сложность общения с детьми этого возраста заключается в том, что дети раннего возраста не могут выразить словом свои желания, чувства, физиологические состояния. Взрослый должен чутко реагировать на малейшие изменения в поведении ребёнка.

Личные качества взрослого имеют огромное значение для развития личности ребёнка.

Развитие психики ребёнка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, то есть усвоение накопленного человечеством опыта в активной практической деятельности опосредованной его отношениями с взрослыми.

В раннем детстве ведущими для ребёнка являются эмоциональное общение с взрослыми (довербальные формы), затем манипулятивная и предметная деятельность, отобразительная игра и начало трудового развития.

Раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Современная педагогика и психология уделяет особое внимание их реализации. Ранний возраст — начальный и очень важный этап воспитания подрастающего поколения.

Беря на себя ответственность за воспитание ребёнка, каждый взрослый должен знать закономерности психического развития ребёнка.

Процесс созревания всех систем организма, в том числе и нервной системы, носит особо интенсивный характер в первые годы жизни ребёнка, что необходимо обязательно учитывать.

Для проявления новых психических качеств у детей формируются необходимые органические предпосылки.

Ещё одна из особенностей детей раннего возраста — необходимость преодоления противоречия между наличием у новорождённого готовых витальных (жизненно важных) потребностей и отсутствием способа действия для их удовлетворения является движущей силой психического развития ребёнка на самом раннем этапе жизни [1, с.79].

Голосовыми реакциями проявляется довербальное общение младенца с взрослыми. Крик и сосательные движения — это первый способ действия, посредством которого ребёнок удовлетворяет свои биологические потребности. В процессе кормления ребёнок получает и первый опыт общения с взрослыми.

Другой источник активности малыша находится в сфере его защитных реакций. Здесь важное место занимает потребность в комфортности температурой, оптической, звуковой среды. На основе биологических потребностей и в частности защитных рефлексов, у ребёнка формируются первые ориентировочные реакции.

С момента рождения ребёнок выступает как биологическое существо, которое развивается затем в социальную личность.

Все способы практических действий, которые формируются у ребёнка, черпаются из социальной среды, из материального и духовного опыта людей. Разумеется, процесс этот происходит под влиянием воздействий взрослых и при их непосредственном участии.

Именно на раннем этапе происходит скачок от биологического к социальному — начинается социализация ребёнка [2, с. 53].

Ребёнок раннего возраста должен, прежде всего, овладевать материальной культурой, то есть способами практических (предметных), орудийных действий. В недрах этих практических действий, их совершенствования формируются мотивы и потребности познания. Речь ребёнка, овладение словарным запасом обслуживает способ общения с взрослыми и сверстниками.

Ребёнку необходимы те слова и те сочетания слов, которые помогают эффективно овладеть практическими действиями. Только в процессе формирования разных видов деятельностей (общения, ориентировочной, двигательной активности, предметно-игровой и др.

) могут развиваться первые потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим будут осуществляться задачи всестороннего развития ребёнка.

Достижения в психическом и моторном развитии детей первых трёх лет жизни вызывает у них потребность в самостоятельных действиях. При этом проявляется стремление малыша к активному освоению мира, к самоутверждению.

Если тушить это стремление, ребенок может вырасти пассивным, не способным к усилиям.

Ограничения сенсорной чувствительности ребёнка в раннем возрасте, или сенсорная депривация, приводит к отставанию в познании и отсутствии интереса к окружающему, снижению активности, вялости и апатичности, в том числе и в общении.

Ощущение сенсорной депривации на ранних этапах развития позже приводят к алекситимии — неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумению распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость) [3, с.97].

Каждая ступень развития ребёнка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, тем самым, закладывая основательный базис для следующей ступени развития. В раннем возрасте именно эмоциональная составляющая — доминантная и определяющая.

В период раннего детства так велика роль взрослого, помогающего ребенку открывать тайны окружающего мира, шаг за шагом входить в культуру общества. То, что закладывается взрослыми в этот период во многом сохраняется в показателях здоровья и психологических характеристиках в последующие возрастные периоды.

Ребёнок — это не модель взрослого человека в миниатюре, поэтому особенности детского организма необходимо знать педагогам, родителям — всем взрослым, принимающим участие в воспитании и развитии ребёнка раннего возраста.

Литература:

  1. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. В77 для воспитателя дет. сада/ А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и д.; Под ред. Л. Н. Павловой. — М.: Просвещение, 2009–176 с. ISBN 5–7695–0458–7

  2. Иванова Н. В.

    , Кривовицына О. Б., Якупова Е. Ю. И21 Социальная адаптация малышей — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 125 с. ISBN 978–5-9949–0384–1

  3. Микляева Н. В. М59 Воспитание ребёнка чудом. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.

    ISBN 978–5-9949–0573–9

Источник: //moluch.ru/conf/ped/archive/69/3630/

Детская практическая психология – развития ребенка до трех лет – вечернее обучение в институте

Воспитание и развитие детей с рождения до 1 года: психология младенческого и раннего возраста

Даты проведения программы в ближайшее время будут определены.

Оставьте, пожалуйста, предварительную заявку и мы вам первому сообшим об этом.

Оставить заявку

Ведущие:

Елена Ивановна Николаева, доктор биологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена, автор более 500 научных работ, специалист в области психофизиологии.

Вероника Игоревна Волынская, логопед, детский практический психолог, кандидат психологических наук, доцент.

Елена Викторовна Петш (Ларечина), детский практический психолог, семейный консультант, тренер, автор и ведущая обучающих программ для специалистов, работающих с семьями, автор книг и статей по развитию и воспитанию детей, лауреат Всероссийского конкурса «Новые технологии для Новой школы».

На программу приглашаются детские практические психологи системы образования, медицинской и социальной сферы, студенты старших курсов психологических факультетов, а также родители, заинтересованные в полноценном развитии своего ребенка.

Программа включает три блока, каждый из которых раскрывает природосообразные закономерности развития ребенка на определенном возрастном этапе, знакомит участников программы с психологическими методами и техниками полноценного развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями.

В результате обучения участники смогут:

  • познакомиться с психологическими особенностями развития детей в младенческом и раннем возрасте;
  • осознать влияние ранней привязанности на благополучное развитие ребенка;
  • познакомиться с эффективными моделями поведения родителей в критические периоды развития ребенка;
  • освоить авторские развивающие и коррекционные методики работы с детьми;
  • получить навыки их использования в своей профессиональной деятельности.

I Ступень. Психофизиология развития ребенка от внутриутробного развития до 1 года

Объем I ступени программы – 24 академических часа
Занятия – с 18.30 до 21.30 два раза в неделю (вторник, пятница).

Развитие ребенка в перинатальный период и первый год жизни напрямую связано с развитием мозга ребенка. Именно в это время предопределяются особенности его полового развития, умения видеть, слышать, сочувствовать.

В эти периоды ребенок наиболее чувствителен к внешнему воздействию, адекватность которого предопределяет выраженность у него определенных способностей и личностных особенностей.

Грамотное психологическое сопровождение в этот момент позволяет максимально использовать возможности человеческого мозга и обеспечить благополучное и полноценное развитие ребенка.

Ведущие:

Елена Ивановна Николаева, доктор биологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена, автор более 500 научных работ, специалист в области психофизиологии.

В программе:

  • Психофизиологические проблемы беременной женщины. Готовность к материнству.
  • Влияние поведения будущих матерей на здоровье и интеллект ребенка.
  • Подготовка к безболезненным родам.
  • Кризис новорожденности.
  • Влияние биологических и средовых факторов на развитие ребенка:
    • особенности  двигательного развития ребенка младенческого возраста и нарушения двигательного развития;
    • особенности раннего коммуникативного и речевого развития  и нарушения коммуникации;
    • особенности  когнитивного (интеллектуального) развития и его нарушения;
    • особенности социально-эмоционального развития и психическое здоровье;
    • развитие зрительных и слуховых функций.
  • Формирование ранних отношений как одна из предпосылок благополучного развития ребенка. Роль отца в раннем развитии ребенка.
  • Критические периоды раннего развития (формирование образа родителей, привязанности, формирование пола, умения видеть, слышать, сочувствовать и др.).
  • Эффективные модели поведения родителей в критические периоды детского развития.
  • Методы физического и когнитивного развития ребенка в первый год жизни.

II Ступень. “После трех уже поздно?!” Психология развития ребенка от 1 года до 3-х лет

Объем II ступени программы – 24 академических часа
Занятия – с 18.30 до 21.00 два раза в неделю (вторник, четверг)

Ведущие:

Елена Викторовна Петш (Ларечина), детский практический психолог, семейный консультант, тренер, автор и ведущая обучающих программ для специалистов, работающих с семьями, автор книг и статей по развитию и воспитанию детей, лауреат Всероссийского конкурса «Новые технологии для Новой школы».

В программе:

  • Психологический портрет ребенка раннего возраста. Закономерности развития эмоциональной, интеллектуальной и личностной сфер.
  • Особенности и значение эмоциональных отношений в семьях с детьми раннего возраста.
  • Нарушения детско-родительских отношений в период с 1 года до 3 лет жизни ребенка. Причины возникновения и диагностика:
    • анкета «Особенности эмоциональных отношений матери и ребенка»;
    • «Оценочная шкала проявлений ребенка»;
    • проективное упражнение «Изображение ребенка в образе растения».
  • Методы формирования позитивных эмоциональных отношений между взрослым и ребенком раннего возраста:
    • игры с родителями для детей от 1 года до 2 лет;
    • игры с родителями и друзьями для детей от 2 до 3 лет.
  • Кризис раннего возраста.

    Можно ли обойтись без него?

  • Что первично – воспитание или обучение в этом возрасте?
  • «Развивающая среда» или, как создать благоприятные условия для развития малыша.
  • Какие игрушки нужно покупать и в какие игры играть с ребенком раннего возраста?
  • Что такое актуальный уровень развития ребенка и как его определить.

    Методы психологической диагностики.

  • Программы раннего развития «Hot housing», «за» и «против».
  • Алгоритм составления индивидуального плана развития ребенка.
  • Проведение семейных праздников:
  • теория праздничной культуры;
  • построение сценария праздника в семьях с маленькими детьми.

III Ступень. Развитие речи, интеллектуальных и творческих способностей ребенка от рождения до 3-х лет

Объем III ступени программы – 24 академических часа
Занятия – с 18.30 до 21.00 два раза в неделю (вторник, пятница)

 

Ведущие:

Вероника Игоревна Волынская, логопед, детский практический психолог, кандидат психологических наук, доцент.

В программе:

  • Физиологические основы развитие речи и интеллекта ребенка в первые три года жизни, влияние семьи на развитие способностей ребенка.
  • Причины задержек и отклонений в речевом или интеллектуальном развитии ребенка.
  • Нужно ли обращаться к логопеду (абилитологу) в этом возрасте? Когда и, зачем нужен специалист?
  • Как определить, что действительно интересно ребенку? Когда начинать обучение ребенка (чтение, счет, иностранный язык)? В каком возрасте можно разглядеть будущего художника, музыканта, поэта?
  • Популярные методики развития речи и интеллекта ребенка, программы работы с одаренными детьми: достоинства и недостатки.
  • Могут ли родители самостоятельно развивать творческие способности малыша в раннем детстве?
  • Арт-методики как ресурс раннего развития ребенка. Чем можно заниматься с ребенком дома.
  • Изобразительная деятельность ребенка. Стадии детского рисования. Основные приемы «домашней изо-деятельности».
  • Какие способности нужны родителям для развития творческого потенциала малышей.
  • Изготовление игрушек для своих детей, проведение практических занятий по освоению арт-методик для занятий со своими малышами.

Формы работы:

мини-лекции, дискуссии, тренинговые упражнения, просмотр видеоматериалов, самостоятельное изготовление развивающей игрушки, разбор случаев из практики, знакомство с опытом участников.

Предлагаем Вам познакомиться с образовательной программой обучения

Внимание!

Выпускникам программы, успешно освоившим три ступени, выдается удостоверение о повышении квалификации в области детской практической психологии. 

Подарок: скидка 27% на любой семинар с марта по декабрь 2017 года. Подробнее

Предварительная заявка

Даты проведения программы в ближайшее время будут определены.
Оставьте, пожалуйста, предварительную заявку и мы вам первому сообшим об этом.

Источник: //www.imaton.ru/seminars/vechernee-detskaya-prakticheskaya-psihologiya-razvitie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-3h-let/

Психическое развитие детей раннего возраста

Воспитание и развитие детей с рождения до 1 года: психология младенческого и раннего возраста

К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается.  Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Основными чертами характера этих деток являются  правдивость, искренность, открытость, эмоциональность.

Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. Ребенок тонко чувствует эмоциональное состояние окружающих его людей.

Ему свойственен  «эффект заражения», если рядом ребенок смеется, то и он будет смеяться, если кто-то начал изображать лошадку, то и этот ребенок будет делать то же самое.

 В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Другой стороной процесса становления речи является понимание смысла обращенной к малышу речи.

Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. Не выполнять желания ребенка, показанные жестом, а ласково побуждать малыша заявить о своем желании. При этом ничего насильно происходить не должно.

Речь на данном этапе становится  средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.

            Еще в младенческом возрасте малыш научился некоторым манипуляциям с предметами, действиям, которые показали ему взрослые. Эти усвоенные манипуляции ребенок научился переносить на новые предметы, и даже самостоятельно освоил некоторые удачные действия.

Переход малыша от младенческого возраста к возрасту раннего детства знаменуется возникновением  к миру предметов нового отношения. Теперь предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления.

И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Овладевая предметной деятельностью, малыш стремится узнать, для чего служит конкретный предмет и как его можно использовать.

Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.

 Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.

Цель соотносящихся действий состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.

Орудийные действия, которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогают малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой.

Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Предметные действия ребенка наиболее полно отображают степень обучения и развитие малыша в этот период.

 Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать.

Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. При этом малыш воспроизводит в своих играх наблюдения за окружающим миром.

Чаще воспроизводятся действия, наблюдаемые у конкретного взрослого, в основном, одного из родителей. При этом он соглашается, когда слышит: «Ты делаешь это, как мама и как папа».

Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.

 Значение при развитии психики малыша имеет и формирование сенсорики. Особенно в первые годы жизни она довольно сильно влияет на мышление и умственное развитие малыша.

И если сначала представления о цвете и форме предметов у детишек связаны с каким-либо предметом, например мячик – круглый или трава – зеленая, то постепенно знания обобщаются, превращаясь в обобщенные эталоны, формы, цвета или размера.

 Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к  2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.

 К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность,  уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.

 В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.

 Для психического развития  ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти.

Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий.

Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.

  Список литературы.

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.,1996.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1997.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М., 1994. – Кн.2.

4. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996.

5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005.

Источник: //edu.tatar.ru/nkamsk/dou45/page2130892.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.