Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: дидактические игры по сенсорике для ребенка 3, 4 и 5 лет

Содержание

Сенсорика. Занятия по сенсорике. Развитие сенсорики. Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?

Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: дидактические игры по сенсорике для ребенка 3, 4 и 5 лет

Киселева А. А.,

специалист по реабилитации

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. 

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: 

  •  является основой для интеллектуального развития; 
  •  упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; 
  •  развивает наблюдательность; 
  •  готовит к реальной жизни; 
  •  позитивно влияет на эстетическое чувство; 
  •  является основой для развития воображения; 
  •  развивает внимание; 
  •  дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; 
  •  обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; 
  •  обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; 
  •  влияет на расширение словарного запаса ребенка; 
  •  влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. 

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки, и окружающие предметы.

Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.

Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.

Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич.

Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.

В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

 Игры для развития сенсорики у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание- это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

  • 1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. Т.е, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
  • 2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.дОсобое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
  • 3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, – «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

Источник: //sayanreabil.ru/index.php/23-zaochnye-konsultatsii/367-sensorika-zanyatiya-po-sensorike-razvitie-sensoriki-chto-takoe-sensorika-i-pochemu-neobkhodimo-ee-razvivat

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитаня детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: дидактические игры по сенсорике для ребенка 3, 4 и 5 лет

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение 3

Теоретическаячасть

1. Теоретические проблемы влияниядидактических игр на сенсорное воспитаниемладших дошкольников 5

1.1. Понятие сенсорное воспитание ребёнка 5

1.2. и задачи сенсорного воспитанияв современной отечественной педагогике 8

1.3. Использование дидактической игры всенсорном развитии младших дошкольников 10

Практическаячасть

2. Современное состояние проблемысенсорного воспитания младших дошкольниковв условиях ДОУ 15

2.1. Констатирующий эксперимент 15

2.2. Формирующий эксперимент 18

2.3. Контрольный эксперимент 20

Заключение 24

Литература 25

Приложение

Введение

Сенсорноевоспитание младших дошкольников,формирование любых представлений освойствах предметов, происходит врезультате действий восприятия,направленных на обследование формы,цвета, величины и других свойств иотношений, которые должны приобрестизначение образцов. Однако этогонедостаточно. Необходимо еще, чтобыребенок выделил основные разновидностисвойств, применяющиеся в качествеэталонов, из всех остальных, началсравнивать с ними свойства разнообразныхпредметов.

Актуальностьпроблемы исследования заключается втом, что познание человеком окружающегомира начинается с “живого созерцания”,с ощущения (отражение отдельных свойств,предметов и явлений действительностипри непосредственном воздействии наорганы чувств) и восприятия (отражениев целом предметов и явлений окружающегомира, действующих в данный момент наорганы чувств).

Хотя, известно, воспитаниеощущений и восприятий создает необходимыепредпосылки для возникновения всехдругих, более сложных познавательныхпроцессов (памяти, воображения, мышления).Развитая сенсорика – основа длясовершенствования практическойдеятельности современного человека.Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.

Ананьев,”самые далеко идущие успехи науки итехники рассчитаны не только на мыслящего,но и на ощущающего человека”.

Исследованиямв области сенсорного воспитаниядошкольника уделяли многие отечественныеи зарубежные ученые. В последнее времяметодисты все больше направляют своевнимание именно на зарубежных авторов.

Однако наиболее важный вклад в воспитаниеисследований в этом направлений внеслитакие отечественные авторы как А.П.Усова,А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина,Л.А. Венгер, В.П.

Зинченко и многие другие.

Однако и насегодняшний день существует необходимостьисследования сенсорного воспитаниядошкольника.

Цельисследования – теоретически обосноватьи экспериментальным путем выявитьвлияние дидактических игр на сенсорноевоспитание младших дошкольников первоймладшей группы.

Объектисследования – сенсорное воспитаниемладших дошкольников первой младшейгруппы.

Предмет- сенсорное воспитание младших дошкольниковпервой младшей группы.

Гипотеза:сенсорное воспитание младших дошкольниковпервой младшей группы будет идтиэффективно, если использовать дидактическиеигры.

Задачиисследования:

  1. Изучить содержание сенсорного воспитания в условиях ДОУ.

  2. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.

  3. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.

  4. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников по средством дидактических игр.

Исследованиепроводилось в первой младшей группе №1 на базе ДОУ «Ясли-сад № 1» г. Каменец

Методыисследования: анализ литературы,наблюдение, эксперимент.

Курсоваяработа состоит из введения, двух глав,заключения, списка используемойлитературы, приложения.

1. Теоретические проблемы влияниядидактических игр на сенсорное воспитаниемладших дошкольников

1.1.Понятие сенсорное воспитание ребёнка

Сенсорноевоспитание ребенка – это воспитание еговосприятия и формирование представленийо внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положении в пространстве,а так же запахе, вкусе и т.п.

Ранний возрастнаиболее благоприятен для совершенствованиядеятельности органов чувств, накопленияпредставлений об окружающем мире.Поэтому, сенсорное воспитание – это однаиз основных сторон дошкольного воспитания.

Именносенсорное воспитание составляетфундамент общего умственного развитияребенка, оно необходимо для успешногообучения ребенка. С восприятия предметови явлений окружающего мира начинаетсяпознание.

Все другие формы познаниястроятся на основе образов восприятия,являются результатом их переработки.Овладение знаниями и умениями требуетпостоянного внимания к внешним свойствампредметов (форме, цвету, величине).

[2 c.59]

Отсенсорного развития ребенка зависит иего готовность к школьному обучению.Так, значительная часть трудностей,возникающая перед детьми в ходе начальногообучения, связана с недостаточнойточностью и гибкостью восприятия.

Врезультате возникают искажения внаписании букв, в построении рисунка,неточности в изготовлении поделок науроках ручного труда. Случается, чторебенок не может воспроизводить образцыдвижений на занятиях по физическойкультуре.

Вкачестве средств решения познавательныхзадач в сенсорной культуре выступаютсенсорные эталоны – общепринятыеобразцы внешних свойств предметов.

Сенсорныеэталоны цвета представлены семью цветамиспектра и их оттенками по светлоте инасыщенности. В качестве сенсорныхэталонов формы выступают геометрическиефигуры. Эталон величины – метрическаясистема мер. Усвоение сенсорных эталонов– это их использование в качестве«единиц измерения» при оценке свойстввеществ.

Именноформа, цвет и величина имеют определяющеезначение для формирования зрительныхпредставлений о предметах и явленияхдействительности. Ребенок в течениедлительного времени учится использоватьсенсорные эталоны как средства восприятия,и этот процесс имеет свои этапы.

1этап – предэталонный, происходит на3-ем году жизни. Малыш начинает называтьтреугольные формы крышами; про круглыеговорит, что они похожи на мячик. Т.е,при восприятии одного предмета другойиспользуется как образец. Совершая поотношению к своим игрушкам различныедействия, дети вынуждены учитывать ихвнешние свойства.

2этап  – средствами восприятиявыступают уже не конкретные предметы,а некие образцы их свойств, причем,каждое имеет вполне определенноеназвание. Дети овладевают основнымицветами спектра, как в повседневнойжизни, так и на материале дидактическихигр. Например, в игре «Спрячь мышку»дети знакомятся с эталонами формы и т.д

Особоеместо занимают эталоны величины, таккак она носит условный характер. Любойобъект сам по себе не может быть большимили маленьким, он приобретает этокачество при сравнении с другим. Мыговорим, что арбуз большой, а яблоко –маленькое, сопоставляя их между собой.Такие отношения могут быть зафиксированытолько в словесной форме.

3этап – на 4-5 году жизни, уже владеясенсорными эталонами, дети начинают ихсистематизировать. Воспитатель помогаетребенку выстроить последовательностьцветов спектра, узнавая их оттенки.

Науровне восприятия происходит и знакомствос вариантами геометрических форм,различающимися по соотношению сторон,- «короткими» и «длинными».

От глобальнойоценки величины предмета (большой –маленький) дети переходят к выделениюее параметров: высоты, ширины, длины;учатся выстраивать сериационный ряд.Соответственно усложняются дидактическиеигры.

Значениесенсорного развития ребенка для егобудущей жизни выдвигает перед теориейи практикой дошкольного воспитаниязадачу разработки и использованиянаиболее эффективных средств и методовсенсорного воспитания в детском саду.Главное направление сенсорного воспитаниядолжно состоять в вооружении ребенкасенсорной культурой.

Понятие«сенсорная культура» вошло в дошкольнуюпедагогику благодаря работам М. Монтессори.Однако она считала, что для приобретениятакой культуры достаточно систематическиупражнять органы чувств ребенка вразличении формы, цвета, величины идругих свойств предметов.

Такая точказрения была ошибочной, она не учитывала,что воспитание ребенка коренным образомотличается от развития детенышейживотных. Ребенок развивается путем«социального наследования», которое,в отличие от наследования биологического,предполагает не упражнение врожденныхспособностей, а приобретение новых приусвоении общественного опыта.

Сенсорнаякультура ребенка – результат усвоенияим сенсорной культуры, созданнойчеловечеством (общепринятые представленияо цвете, форме и других свойствах вещей).[4c. 125]

Ребенокв жизни сталкивается с многообразиемформ, красок и других свойств предметов,в частности игрушек и предметов домашнегообихода. Он знакомится и с произведениямиискусства – музыкой, живописью,скульптурой. Малыша окружает природасо всеми ее сенсорными признаками –многоцветьем, запахами, шумами.

И конечно,каждый ребенок, даже без целенаправленноговоспитания, так или иначе, воспринимаетвсе это. Но если усвоение происходитстихийно, без разумного педагогическогоруководства взрослых, оно нередкооказывается поверхностным, неполноценным.

А ведь ощущения и восприятие поддаютсяразвитию, совершенствованию, особеннов период дошкольного детства. Здесь-тои приходит на помощь сенсорное воспитание– последовательное планомерноеознакомление ребенка с сенсорнойкультурой человечества.

Сенсорноевоспитание– целенаправленные педагогическиевоздействия, обеспечивающие формированиечувственного опыта и совершенствованиеощущений и восприятия.

Источник: //works.doklad.ru/view/FzKSYQRhxag.html

Картотека игр по сенсорике для детей 2-3 лет

Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: дидактические игры по сенсорике для ребенка 3, 4 и 5 лет

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

по сенсорному воспитанию

детей раннего и младшего дошкольноговозраста.

Дидактические игры на развитиетактильных ощущений:

,, Чудесный мешочек,,

,, Определи на ощупь,, ( найти предметыразличающиеся по одному признаку )

,, Платочек для куклы,, (определениепредметов по фактуре материала, в данномслучае определение типа ткани)

,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупьдостать из мешочка предложенную фигуру)

,, Найди пару,, (предлагается ребенку наощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения длязакрепления понятия формы.

,, Найди предмет указанной формы,, (ребенку предлагается найти картинки сизображением предметов, по форме похожихна заданную форму)

,,Из каких фигур состоит …?,, (нужно порисунку определить , из каких геометрическихфигур состоит предмет и сколько их)

,,Найди предмет такой же формы,, (учитьвыделять форму в конкретных предметахокружающей обстановки)

,, Какая фигура лишняя?,,( определениелишней фигуры в ряду из четырехгеометрических фигур, предложитьобъяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения назакрепления понятия величины.

,,Сравни предметы по высоте,,

,,Самая длинная, самая короткая,,(предложитьразложить разноцветные ленты по длине,от самой короткой до самой длинной, каквариант можно предложить сравнитьленты по нескольким признакам)

,,Разноцветные кружки,,(предложитьположить кружки (либо другую геометрическуюфигуру) начиная от самого большого, такчтобы был виден цвет предыдущего кружка)

,,В какую коробку?,,(распределить пятьвидов игрушек разных размеров по пятиразным коробкам в зависимости от размера)

,,Дальше – ближе,,(предложить по рисункуопределить положение игры и предметов:какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Дидактические игры и упражнения назакрепление цвета.

,,Какого цвета не стало?,,

,,Какого цвета предмет?,,(предложитьподобрать необходимый цвет для предмета)

,,Собери гирлянду,,(предложить по памятисобрать гирлянду из разноцветныхкружков в соответствии с образцом)

,,Какие цвета использованы?,,(показываяизображение предметов одного цвета иего оттенков, учить называть и различатьдва оттенка одного цвета, упражнять вупотреблении слов, обозначающих цветовыеоттенки)

,,Уточним цвет,,( учить различать иназывать близкие цвета)

Дидактические игры своими рукамипо сенсорному воспитанию для детейраннего возраста

Дидактические игры своими руками посенсорному воспитанию для детей первоймладшей группы.

//www.youtube.com/watch?v=WmpEPJZzzIo

Дляразвития у детей воображения, формированиязрительно-моторной координации наоснове действия с предметами былоизготовлено дидактическое пособие“Цветочная поляна”. Оно привлекаетвнимание яркостью, интересным содержанием.

Описаниепособия: Пособиесостоит из доски с наклеенными цветамииз самоклеящейся плёнки, в центре цветкапроточено отверстие, в которое приклееныгорлышки от бутылок разного размера.На горлышки завинчены пробки.

Примерыдидактических игр, заданий с использованиемпособия “Цветочная поляна”.

Цель: закреплениезнания размера; цвета; развитие моторикируки.

“Подберисерединку к цветку”

“Завернисамую большую серединку у цветка. Самуюмаленькую”

“Заверниу цветка красную серединку. Белую”

Игра «Воздушные шары»

Цель: Учить различать и называть цвета,развивать моторику пальцев рук черездействия с предметами.

Игра «Бабочка»

Цель: Учить различать основные цвета,учить соотносить предметы по цвету.

Игра«Снеговики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук,закреплять основные цвета. Учитьзакручивать и раскручивать пробки.

Игра«Поиграем с прищепками»

Цель; Учить детей подбирать нужныеприщепки одного цвета, развивать мелкуюмоторику рук, тактильные ощущения.

Дидактическаяигра «Собери урожай»

Цель: развиватьмоторику кистей пальцев рук черездействия с предметами, различать иназывать цвета . Закрепить способзастегивания пуговиц.

Воспитательпредлагает детям собрать урожай яблок,отстегнуть листики, снять яблоки(отстегнуть липучку).

Дидактическаяигра «Построй домик»

Цель: развитиесенсорного восприятия, наглядно-действенноговнимания, мелкой моторики.

Все детали крепятся на липучку.

Выполнитьзадание – прикрепить детали на положенныеместа.

Дидактическаяигра «Гусеничка»

Цель: развиватьмоторику кистей пальцев рук черездействия с предметами ,сенсорноговосприятия, логического мышления

Вариантигры: «Продолжи ряд».

Литература.

Воспитаниесенсорной культуры ребенка от рождениядо 6 лет  Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г.,Венгер Н.Б. ,Просвещение ,1988.

Дидактическоепособие “Пальчиковый сухой бассейн”

Сухойбассейн – используется для одновременногоактивного воздействия на различныеточки кистей, пальцев, ладоней;сенсомоторное развитие, формированиеосновных сенсорных эталонов: форма,величина, материал, вес, звук; воспитаниеусидчивости и терпеливости в работе;снятие эмоционального напряжения.Сделать его очень просто: капсулы откиндер-сюрприза наполняем различныминаполнителями (рис, горох, фасоль),обклеиваем термопленкой для пасхальныхяиц, складываем их в небольшой глубокийпластиковый контейнер, на дно спрятатьигрушки от киндер-сюрприза.

Попроситемалыша искать в “сухом бассейне”различные мелкие предметы или игрушки.Погружаясь как можно глубже в наполнитель,ручки ребенка массируются, пальцыстановятся более чувствительными, ихдвижения – координированными.

Данноепособие можно использовать на музыкальныхзанятиях.

Дидактическаяигра “Бусы из солёного теста”

Цели:

  • укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
  • формирование умения сочетать по цвету;
  • развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;
  • обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Этопособие может сделать сам малыш, снебольшой помощью взрослого. Лепка изтеста очень помогает развить моторикуребенка. Ведь малыш может изменять формупредмета из шарообразной формы вквадратную, или треугольную. А, взяв вруки кусочек теста, он может ощутитьего вес, тяжесть и вязкость.

Описаниеприготовления пособия:

Приготовитьсолёное тесто (смешать 1стакан соли“Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стаканахолодной воды, оставить на 2-3 часа вхолодильнике), слепить шарики, сделатьв них отверстия с помощью трубочки длякоктейля, оставить до полного высыхания.Бусы готовы!

Дидактическоепособие “Разложи яички в свои домики”

Цели:

  • формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
  • учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описаниепособия: Основнымицветами закрашиваем ячейки контейнерадля яиц, покрываем лаком. Капсулы откиндер-сюрприза обвязываем соответствующимцветом.

Получаетсяяркое и красивое пособие.

Детидолжны разложить яички в домики, всоответствии с их цветом.

Повозможности назвать цвет яичек и цветдомиков.

Дидактическоепособие “Разложи карандаши постаканчикам”

Цели:

  • формировать умение различать цвета;
  • учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описаниепособия: Изпотолочных плит вырезаем прямоугольникии фигурки карандашиков. Прямоугольникиобклеиваем до середины квадратами изсамоклеящейся плёнки разных цветов.Карандаши обклеиваем соответствующимицветами. Быстро, красиво, экономично!

Своими руками:”Тактильная коробка”

Тактильная коробка  -это   дидактическое пособие,предназначенное для детей раннеговозраста.

Сделана из обычной коробки  из-подобуви, красиво украшена самоклеющейсябумагой.   

Коробка наполнена  разными пофактуре  кусочками ткани: шерсть,мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятсянебольшие предметы: голыши, мягкиеигрушки, ленточки, молнии, шнурки ит.д. 

Все  предметы, находящиеся вкоробке, дети с большим интересом исследуют  руками. 

Дидактическое пособие “Тактильнаякоробка” помогает детям, используяприкосновения,  познавать  окружающиймир с совершенно непривычной точкизрения.

 Для того, чтобы у малышей не пропадалинтерес к коробке – 

периодическиприходится содержимое коробки обновлять,придумывать разные наполнители.

Тактильную коробкуможнонаполнять совершенно противоположнымипо свойствам предметами, например:наждачная бумага, железный ключ, кусочкипоролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Данное пособие можно использовать внепосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельнойдеятельности детей(при условии, что вней будут находиться безопасные дляжизни и здоровья детей предметы). 

 Дидактическаяигра «Найди лишнюю пробку»

 Средства:пробки разного цвета и размера.

 Цель:развитие логического мышления.

  •  Сознание эмоционально положительного настроения.
  •  Развитие интереса и побуждение к действиям.
  •  Знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными
  •  Свойствами предмета: величина ( большой, маленький), форма  (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.
  • Развития молокой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами.
  • Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения;
  • Развитие умения понимать и правильно выполнять задания;
  • Формирование и активизация словаря ребенка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;
  • Развитие восприятия: зрительного осязательного.
  • Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Развивающаяигра для развития мелкой моторики«Накорми поросенка» своими руками

 Средство:мягкую игрушку (поросенок) и бутылкупо размеру мягкого игрушка. Достатькомбикорм — фасоль, горох, кукурузныехлопья и пр.

Источник: //gigabaza.ru/doc/153289.html

Сенсорное развитие детей в возрасте 1-3 года

Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: дидактические игры по сенсорике для ребенка 3, 4 и 5 лет

Сенсорное развитие детей представляет собой систему по развитию и формированию понятий о предметах: форма, цвет, размер, запах и многое другое. Формирование сенсорных навыков не стоит недооценивать.

Детский возраст от 1 до 3 лет наиболее благоприятный период для совершенствования всех органов чувств, формирования представлений про окружающий мир.

Особое внимание необходимо уделить детям до 3 лет, ведь они познают мир благодаря органам чувств.

Занятия по данной методике в будущем помогут ребенку адаптироваться к школе или детскому саду, где необходимо выполнять задания учителя и отвечать на вопросы перед большим количеством посторонних людей.

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Важную роль в формировании сенсорных навыков играет понятие об эталонах (общепринятых свойств разных предметов).

Понятия о свойствах для нас просты, но ребенок только знакомиться с описанием предметов, а родители не всегда обладают фантазией и временем для обучения своего ребенка.

Маленький ребенок не усидчивый и обучение должно проходить так, чтобы малыш был заинтересован. Развитие сенсорных умений происходит только в игровой форме.

Для детей 3 лет такие занятия особенно важны. Ребенок научится определять форму и цвет, группировать предметы по их признакам и свойствам. Дети дошкольного возраста после нескольких упражнений с легкостью отвечают на вопросы о предметах и материалах, понимают разницу между геометрическими фигурами и называют оттенки цветов.

Сенсорное развитие детей раннего возраста является фундаментом для развития речи, благодаря урокам расширяется словарный запас. Дети правильно выражают свои мысли, говорят полными предложениями. Для дошкольников особенно полезно сенсорное развитие, которое облегчит процесс привыкания к письму.

Как проходит занятие

Ребенок в 3 года усваивает информацию быстро, накапливает знания и представления про окружающий мир. Конечно, ребенок встречает все предметы в повседневной жизни, для чего нужны занятия сенсорного развития? Дело в том, что хаотичное усвоение материала, без опытного педагога и игнорирование родителями данного этапа формирования ребенка приводит к поверхностным и неполноценным знаниям.

Занятия включают в себя различные техники и проводятся в доступной игровой форме. Высококвалифицированные педагоги приучают детей к тому, что обучение может быть увлекательным процессом, каждый урок интересный и веселый. Дети на уроках занимаются:

  • аппликацией из бумаги, которая имеет различную текстуру;
  • рисуют красками с помощью пальчиков;
  • лепят не только из пластилина, но и из соленого теста и глины;
  • создают картины с помощью подручных материалов: крупы, бусин, пуговиц
  • играют в обучающие игры, к примеру «Пирамидка» и ее аналоги;
  • находят отличия в картинке и собирают ее из нескольких частей
  • изучают геометрические предметы, составляют из них пазлы.

Отзывы почитать отзывы родителей вы можете в соответствующем разделе нашего сайта. Также вы можете оставить там свой отзыв.

Почему важно развивать сенсорику

С раннего возраста у ребенка постепенно, благодаря родительской заботе, формируются определенные навыки и умения. Он познает мир, пытается научиться распознавать цвета и геометрические фигуры, ориентируется в пространстве. Сенсорное развитие детей раннего возраста способствует становлению логического мышления.

От сенсорных способностей зависит подготовленность ребенка к детскому саду и школе. Как уверяют детские психологи, трудности возникают перед малышами, у которых существуют проблемы с восприимчивостью предметов в окружающей среде. Чаще всего это становится заметно в период начального обучения.

Выделяют пять сенсорных процессов, с помощью которых маленький человек познает мир:

  • обоняние;
  • слух;
  • зрение;
  • вкус;
  • осязание.

Развивать сенсорные способности у детей можно при помощи разнообразных игровых упражнений. Тактильное восприятие ребенка позволяет отличать предметы по форме и материалу.

Следует позволить маленькому человеку поиграть одновременно с игрушками из резины, дерева и пластика, чтобы он сумел определить на ощупь отличие материала.

Раннее сенсорное развитие предполагает, что ребенок сможет своевременно научиться различать цвета и понимать, какая перед ним представлена геометрическая фигура. Во время купания можно дать малышу игрушки, разные по жесткости.

Поскольку развитие сенсорных процессов, прежде всего, зависит от восприятия, то стоит предложить ребенку заняться лепкой из пластилина или поиграть с фольгой, из которой хорошо лепятся различные фигурки. В процессе приготовления изделий из теста стоит пригласить детей к участию в этом процессе. Необходимо пояснить, что бывает вода холодна и горячая, показать разницу.

За счет постоянного повторения наименований предметов происходит сенсорное развитие речи. В игровом процессе родители могут проговаривать название игрушек, сортировать их по величине. Детская речь будет развиваться гораздо быстрее под постоянным присмотром взрослых.

Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года

Уже в один годик малыш хорошо ориентируется в знакомом ему пространстве и различает по голосу каждого из членов семьи. Для детей 1 года важно восприятие предметов. Изначально сенсорное развитие 1-годичного малыша полностью связывается с характерными очертаниями и признаками предмета. Пушистый воротник, к примеру, покажется схожим с кошкой или зайчиком.

С маленькими детьми нужно играть как можно чаще в пальчиковые игры. Это способствует сенсорному развитию ребенка до года и тренировке мелкой моторики, что непосредственно отражается на формировании мышления и воспроизведении речи. Проще всего проводить игры по сенсорному развитию в ванной комнате в процессе купания.

Для детей 2 лет уже нетрудно собирать из кубиков пирамидку. Они отлично знают, где стоит их чашка и как выглядит детская обувь. Сенсорное развитие для детей 2 лет подразумевает активную деятельность малыша в плане изучения предметов и их характеристик. Ребенок может отличить, какой из мячиков больше по размеру.

Обучение ребенка восприимчивости происходит в детском саде в процессе участия в дидактических играх. Наиболее удобными в этом возрасте для развития сенсорики считаются деревянные игрушки. Сенсорное развитие через игру должно происходить ежедневно.

Программа по сенсорному развитию, разработанная педагогами, применяется на практике в детских учебных заведениях. Детское сенсорное развитие в 3 года происходит ускоренными темпами. Для детей 3 года нужно создавать особые условия для обучения. В это время они готовы справляться с мозаикой и строительными наборами. Через игру проявляется тяга к рисованию.

Преимущества психологического развития детей

Основными преимуществами раннего развития ребенка следует считать:

  • восприимчивость к окружающим предметам;
  • формирование образов мышления;
  • понимание и тренировку разговорной речи;
  • развитие тактильных ощущений.

Стоимость занятий

Стоимость одного занятия будет дороже, чем цена на месячный абонемент. Уроки проводятся в группах детей одного возраста до 10 человек. Опытные педагоги уделяют время для каждого ребенка, вы можете быть уверенны в том, что малыш не будет сидеть без дела!

Как нас найти

Еврейский Культурный Центр «Бейт Дан» находится по адресу: Украина, г. Харьков, 61072, ул. Тобольская, 46. Ориентир для проезда городским транспортом остановка 23 августа (10 минут от ж/м Алексеевка).

Расписание занятий

Занятия проводятся каждую неделю, подробное расписание указано на сайте нашего центра. Получить дополнительную информацию возможно по указанным номерам телефонам.

Рекомендуем: Клуб раннего развития для детей от 1 до 2 лет

 

Источник: //www.beitdan.org.ua/ru/studios/helpful-information/sensornoe-razvitie-detey/

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей

Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: дидактические игры по сенсорике для ребенка 3, 4 и 5 лет

Газизова Ф. С., Ермолаева А. Р. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 467-468. — URL //moluch.ru/archive/258/59215/ (дата обращения: 20.01.2020).



Ранний возраст является самым благоприятным временем для сенсорного воспитания, без которого умственные способности ребёнка не смогут правильно сформироваться. В раннем возрасте совершенствуется деятельность органов чувств, что способствует накоплению представлений об окружающем мире, распознаванию творческих способностей малышей [4].

Развитая сенсорика является основой для совершенствования практической деятельности современного человека. Советским психологом Б. Г. Ананьевым было отмечено, что «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека» [1].

Чтобы повысить эффективность образовательной работы по сенсорному воспитанию и обучению, в дидактическом процессе необходимо использовать различные средства и формы организации обучения. К которым относятся дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры, как и раньше, продолжают оставаться эффективным средством сенсорного воспитания. В настоящее время разными авторами (Л. А. Венгером, К. Л. Печорой, Э. Г. Пилюгиной) разработано множество дидактических игр по сенсорному воспитанию. Но продолжается поиск неординарных, альтернативных путей.

Можно наблюдать возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, Г. Домана [2].

В педагогике и психологии под сенсорным развитием ребенка подразумевается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, формирование музыкального слуха, совершенствование звукового анализатора речи и др. [3].

Игра является универсальным способом воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, которые развивают сенсорное восприятие, очень необходимы и нужны малышу раннего возраста.

Игры по сенсорному развитию приносят в жизнь детей еще больше радостных и интересных моментов, дарят уверенность в себе и собственных силах.

Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь детей [3].

К задачам педагогов в детских учреждениях можно отнести организацию игрового места малышей, насыщение игрового места такими предметами и игрушками, играя с которыми малыши учатся понимать их свойства — различают предметы по величине, форме, в последующем и по цвету.

Но дидактический игровой материал должен быть правильно подобран, чтобы привлекать внимание малышей к свойствам предметов.

Если педагог будет умело и ненавязчиво руководить действиями малыша, то в скором времени результат не заставит себя ждать — ребенок перейдет от примитивного манипулирования предметами к выполнению различных практических действий, учитывая величину и форму предметов [4].

Целью нашей работы является практическое обоснование сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр.

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование дидактических игр способно повысить уровень сенсорного развития детей раннего возраста.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы мы провели эмпирическое исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 5 «Бэлэкэч» города Мамадыш» Мамадышского муниципального района РТ». Общая выборка составила 30 детей — 15 детей в экспериментальной группе и 15 в контрольной.

Для выявления уровня сенсорного развития была проведена методика «Диагностика сенсорного развития» О. Л. Канонко. Ее целью соответственно было оценить уровень сенсорного развития детей раннего возраста.

Методика состоит из 7-ми заданий-критериев, каждое из которых оценивается максимум в 4 балла и минимум в 0 баллов. С каждым ребёнком проводилась индивидуально.

После проведения первого, констатирующего, этапа исследования было выявлено следующее (см. рис.1):

Рис. 1. Уровень сенсорного развития у детей раннего возраста на констатирующем этапе

Как мы можем заметить, в обеих группах получился примерно одинаковый результат, у детей преобладает средний уровень сенсорного развития: 53 % в экспериментальной группе и 60 % в контрольной группе.

С экспериментальной группой был проведён формирующий этап, состоящий из комплекса дидактических игр, направленных на повышение уровня сенсорного развития. Во время третьего этапа, контрольного, повторно была проведена методика «Диагностика сенсорного развития» О. Л. Канонко. Результаты получились следующими (см. рис.2):

Рис. 2. Уровень сенсорного развития у детей раннего возраста на контрольном этапе

По рисунку выявлено, что количество детей с высоким уровнем сенсорного развития в экспериментальной группе выше, а низкий уровень ниже, чем в контрольной группе, в которой комплекс дидактических игр не проводился.

Таким образом, после проведения формирующего результата заметны положительные сдвиги в сенсорном развитии детей в экспериментальной группе. Исходя из этого, можно говорить о том, что использование дидактических игр в образовательной деятельности с дошкольниками способствует сенсорному развитию, что очень важно для будущего поступления детей в школу.

Литература:

  1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение. 1988–144с.
  2. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. — М.: Просвещение, 1973–110с.
  3. Немов, Р. С. Психология. — М.: Центр ВЛАДОС, 1997.
  4. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981. — 192с.

Основные термины(генерируются автоматически): сенсорное развитие, ранний возраст, экспериментальная группа, сенсорное воспитание, сенсорное развитие детей, игра, контрольная группа, ребенок, уровень.

Источник: //moluch.ru/archive/258/59215/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.