Режим питания и сна ребенка в 10 месяцев: как организовать правильный распорядок дня?

Режим дня для ребенка от 2х до 3х лет – какие интервалы между кормлением, сном и активностью должны быть

Режим питания и сна ребенка в 10 месяцев: как организовать правильный распорядок дня?

Слово «режим» пришло в русский язык из французского и означает систему правил, необходимых для достижения определенной цели. Режим дня — это правильно распределенное по времени чередование основных режимных процессов.

В режиме дня ребенка основными режимными процессами являются: кормление, бодрствование, сон.

Это значит, что, формируя режим дня для малыша, родители должны знать: сколько раз и когда надо укладывать ребенка спать в дневное время, на ночной сон, какова длительность каждого отрезка дневного и ночного сна, насколько длителен период бодрствования в данном возрасте, сколько раз в день положено кормить ребенка и надо ли кормить его ночью и др.

Правильный режим дня укрепляет здоровье малыша; предохраняет его нервную систему от переутомления, приучает выполнять в определенной последовательности основные режимные процессы, т. е. имеет большое воспитательное значение.

Ребенок уже с раннего возраста привыкает к порядку: ест, когда наступает время кормления, вовремя засыпает, легко и без укачивания, во время бодрствования спокойно играет, не капризничает, не докучает взрослым, находится в веселом и радостном настроении.

В режим дня обязательно включаются элементы гигиены — умывание, подмывание, купание. Устанавливается также определенное время для прогулок. Ребенок должен гулять в любое время года — и летом, и зимой, так как свежий воздух, непрямые солнечные лучи благотворно влияют на детский организм, закаляя и укрепляя его.

Приучение ребенка к режиму должно начинаться с момента его рождения. В зависимости от возраста меняется и режим. Например, чем меньше ребенок, тем чаще его надо кормить, тем больше он спит и днем, и ночью. Чем он старше, тем более увеличиваются периоды бодрствования.

В формировании периода бодрствования основная роль принадлежит коре головного мозга ребенка, созреванию функций зрения и слуха, в результате чего увеличивается приток информации (импульсы) в центральную нервную систему, чем и обеспечивается бодрое, активное состояние всего организма. Значит, родители обязательно должны знать, какому возрасту ребенка соответствует тот или иной режим дня и строго соблюдать его.

Дети 2-го года жизни по своим возрастным особенностям условно делятся на 2 возрастные подгруппы, которые имеют разные режимы дня. 

Основным показателем правильности выполнения режима дня является поведение вашего сына или дочки. Если ребенок спокоен, активен, имеет хороший аппетит, быстро засыпает, крепко спит, просыпаясь, не плачет, сразу становится бодрым, веселым, значит, все в порядке.

Теперь давайте разберем конкретно, как организовать правильный режим дня ребенка?

Сон — это физиологический процесс, имеющий большое значение для организма ребенка. Сон дает возможность ребенку отдохнуть от впечатлений и воздействия окружающей обстановки. За время сна нервные клетки коры головного мозга восстанавливают израсходованную в период бодрствования энергию, что очень важно для детского организма. Значит, сон — это необходимый вид отдыха ребенка.

Необходимо приучить малыша ложиться спать днем и вечером в одно и то же время, так как при этом вырабатывается условный рефлекс на время укладывания, а это облегчает ребенку быстрое засыпание в положенное время.

Итак, одним из важных условий в организации нормального сна является определенное время укладывания. Если у ребенка имеются явные признаки утомления нервной системы (капризы, возбуждение, частый плач или, напротив, зевота, дремота), то его следует уложить в постель раньше установленного часа.

(Кстати, проанализируйте, почему ребенок так рано утомился, что привело его в это состояние, нет ли в этом вашей вины?).

С первых дней жизни ребенок должен иметь свою кровать. Матрац должен соответствовать размерам кровати, лежать ровно, на простыне не должно быть рубцов и складок, подушка нужна небольшая и плоская. Все постельные принадлежности ребенка следует содержать в чистоте. Если ваш ребенок еще нуждается в подкладывании клеенки, чаще меняйте простынки и проветривайте матрац.

Перед укладыванием спать ребенка надо подготовить: дать установку (сейчас пойдем с тобой «баиньки»), высадить на горшок, помочь ему раздеться и одеть пижаму или ночную сорочку. Одежда для сна не должна стеснять движений ребенка.

Лучшее средство для быстрого засыпания — свежий прохладный воздух. Комнату, где спит ребенок, надо проветрить, закончив проветривание за 30—40 мин до укладывания, а после того как ребенок уложен в постель, обязательно откройте окно, фрамугу, форточку.

Если этот режимный процесс организован правильно, то малыш быстро заснет и будет крепко спать. А если нарушено какое-либо правило, вы в этом быстро убедитесь сами: малыш будет засыпать медленно и с трудом, требовать укачивания, убаюкивания, будет проситься на руки. Сон его будет прерывистый, беспокойный, может развиться детская бессонница.

Категорически запрещается:

  • нарушать режим сна, сокращая его кратность, уменьшая длительность;
  • изменять время укладывания;
  • формировать у детей привычку к укачиванию;
  • возбуждать нервную систему ребенка перед сном эмоциональными играми, смешными рассказами, страшными сказками и т.п.

Дети до 1-2 лет днем спят дважды: первый сон длится 2—2,5 ч, а второй— 1—2 ч. Во втором полугодии 2-го года жизни ребенка можно укладывать на дневной сон 1 раз в день, длительность сна — 3—3,5 ч. Ночной сон должен быть не менее 10 ч.

Бодрствование — это состояние, противоположное сну. Первые периоды бодрствования отмечаются только на втором месяце жизни ребенка.

Нормальная продолжительность одного периода бодрствования в первом полугодии 2-го года жизни малыша не должна превышать более 3,5 ч и только после 1,5 лет ребенку по силам 5—6-часовое беспрерывное бодрствование. Если родители рано (до полутора лет) перевели ребенка на однократный сон, то период его бодрствования удлиняется с 3,5 ч (по норме) до 5—6 ч.

При таком неправильном режиме ребенок становится раздражительным, легко возбудимым, в основном же у него преобладает вялое состояние. Кроме того, излишне длительный период бодрствования может привести к истощению нервных клеток, что будет мешать правильному воспитанию и своевременному развитию малыша.

Поднимать ребенка после сна следует только в случае его самостоятельного пробуждения.

Период бодрствования — очень важное время в жизни ребенка, которое необходимо использовать для развития его умений, воспитания правильного образа жизни, привития культурно-гигиенических навыков. Именно во время бодрствования происходит развитие двигательной активности ребенка, его способности воспринимать окружающий мир, речь взрослых, формировать собственную активную речь.

Во время бодрствования малыша на 2-м году жизни можно многому обучить.

Следует знакомить ребенка со всеми предметами, которые встречаются в быту или на прогулке: скажите ребенку, как называется предмет (яйцо, шарик, цветок, вода, ветер, листья, котенок и т. д.

), обязательно охарактеризуйте его основные свойства (шарик круглый, цветок красивый, котенок пушистый, говорит «мяу», листочки большие или маленькие и т. п.).

Развитие восприятия вы можете проводить как на прогулке, так и специально занимаясь с ребенком. Помните только, что занятия надо проводить ежедневно, не менее 3—4 раз в день, длительность каждого занятия с ребенком до 1 1г лет не должна превышать 5 мин, а старше 1 7г лет — 10 мин.

Прогулки занимают существенную часть периода бодрствования малыша.

Во время прогулки дети могут реализовать присущую им высокую потребность в движении. Только при достаточной двигательной активности ребенка происходит благоприятное и гармоничное развитие его организма.

Будьте внимательны, одевая ребенка на прогулку. Если, гуляя на улице, вы обнаружили, что у ребенка холодный на ощупь носик, значит, ему холодно. А если вспотел лоб, повысилась влажность головы или шеи, то ребенок излишне укутан.

Правильно организованное бодрствование способствует умственному и физическому развитию ребенка: он с удовольствием гуляет, подолгу играет, интересуется новыми предметами, людьми, подвижен, охотно улыбается, смеется, легко вступает в контакт. В то же время бездеятельное состояние ребенка приводит к нарушению возбудимости нервной системы и к отставанию в развитии.

Кормление — процесс, в ходе которого происходит удовлетворение потребностей детского организма в пищевых веществах. Хорошее физическое развитие ребенка можно обеспечить с помощью рационального питания.

Кратность кормления, объем разовой порции и суточный объем пиши зависят от возраста ребенка. В режиме, дня перерывы между кормлениями должны быть согласованы с ритмом смены дневного сна и бодрствования. В ночное время делается перерыв в кормлении длительностью не менее 6 ч.

Когда следует кормить ребенка?

На 2-м году жизни рекомендуется кормить малыша четыре раза в день, организуя завтрак (через 30—40 мин после пробуждения ребенка), обед, полдник и ужин Сытый ребенок спокойно играет, почти не плачет.

Часы приема пищи должны быть одни и те же, чтобы выработался условный рефлекс на процесс кормления.

 В этом случае в желудке ребенка еще до еды выделяются необходимые пищеварительные соки, благодаря которым пища лучше переваривается.

К моменту кормления ребенок должен быть голодным, только тогда у него будет хороший аппетит, желание принимать пищу. Повышает аппетит ребенка вкусная пища, красиво оформленная, а также самостоятельные действия ребенка по приему пищи.

Уже годовалому ребенку во время кормления густой пищей нужно дать в руку ложечку, чтобы он учился есть самостоятельно. При этом мать или отец «докармливают» малыша другой ложкой. Вилку и ножик рекомендуется давать ребенку только старше трех лет.

Перед кормлением так же, как и перед сном, прогулкой, полезно дать словесную установку «сейчас помоем ручки и будем есть». Попробуйте приобщать ребенка к сервировке стола — пусть сам принесет необходимую посуду, хлеб, стул. Эти действия также приготавливают ребенка к процессу кормления.

Совершенно обязательно, чтобы ребенок во время еды сидел сам на стуле за низким столиком.

Надо научить его есть аккуратно, не проливать пишу на подбородок или на грудь, не спешить, во время еды наклоняться над тарелкой, пищу брать на ложку небольшими порциями, не крошить хлеб.

Объясните малышу, что если кусок пищи упал на пол, его есть нельзя, что овощи и фрукты надо обязательно мыть. Следует прививать ребенку такие важные навыки, как мытье рук перед едой, пользование салфеткой (1 год 3 мес), умение самостоятельно есть густую и жидкую пищу.

Нельзя давать ребенку какую-либо еду в промежутках между кормлениями, например, такие лакомства, как яблоки, печенье, конфеты, мороженое. Категорически запрещается шоколад.

Ни в коем случае не кормите детей насильно. Насильственное кормление вырабатывает стойкий отрицательный условный рефлекс на еду, к сожалению, трудноисправимый. Лучше предотвратить неправильное отношение ребенка к еде, чем исправлять его.

Если сын или дочь отказывается от еды, пропустите 1—2 кормления, но и между приемами пищи надо выдержать режим и ничего не давать ребенку. Это будет способствовать восстановлению аппетита.

Родители должны поощрять положительное поведение ребенка во время еды, а свои действия сопровождать речью: называть блюда, предметы, имеющие отношение к процессу кормления, — все это служит дальнейшему пониманию ребенком речи взрослого, расширяет его представления об окружающем, формирует правильное поведение за столом.

Разберем более подробно режим дня детей в возрасте от 1 года до 1 года б мес.

Питание детей (до 1 года 3 мес) еще может оставаться пятиразовым, затем становиться четырехразовым. Кормление производится через каждые 4 ч с ночным перерывом длительностью 12 ч.

Продолжительность ночного сна — 10 ч, днем малыш спит 2 раза по 1 1/2—2 ч. Период бодрствования не должен превышать 3—4 ч.

В целом примерный режим дня ребенка в этом возрасте выглядит так:

  • Подъем, зарядка — 7.00
  • Утренний туалет — 7.15
  • Завтрак — 7.30
  • Прогулка, игры — 8.30-—10.00

Источник: //mamovediya.com.ua/ru/rezhim-dnya-na-vtorom-godu

Режим дня ребенка в 10 месяцев

Режим питания и сна ребенка в 10 месяцев: как организовать правильный распорядок дня?

14.05.2019

18

Теперь, когда вашему ребенку исполнилось 10 месяцев, вы скорее всего заметили,  как он сильно изменился. Наверняка, вы впечатлены, как малыш становится независимым маленьким человечком, который уверенно передвигается по дому, играет и общается со взрослыми.

Также вы должны уже заметить, как у ребенка появляется свой характер – спокойный или очень активный, общительный или стеснительный.

Какой режим сна и бодрствования считается оптимальным в этом возрасте? Чем кормить сейчас  грудничка? Как обеспечить полноценное развитие десятимесячного ребенка?

Пройдемся по всем вопросам в этой статье!

10 месяцев

Режим дня десятимесячного малыша уже стабильный и предсказуемый. Вы смело можете планировать свой день с ребёнком, зная когда он будет спать.

В этом возрасте крохе достаточно 11-12 часов ночного сна. Сон становится консолидированным, и если ребенок умеет засыпать самостоятельно, он может проспать всю ночь без пробуждений. Вы будете наблюдать, что количество часов сна днем сокращается, а ночью ребенок, наоборот, спит дольше.

Десятимесячному малышу подходит график с двумя дневными снами: утренним и обеденным. Вечерний сон к 10 месяцам уже обычно уходит.  Каждый сон составляет примерно по 1-1,5 часа.

Старайтесь делать их в одно и то же время, не ориентируясь на время бодрствования. Его стоит соблюдать перед уходом в ночь. К 10 месяцам малыш может бодрствовать до 3,5-4 часов перед уходом в ночь.

Если вы стремитесь организовать четкий распорядок дня, начинайте это делать с установления времени подъема. Утро должно начинаться не позднее 7.00.

При этому условии сны стоит делать в районе 9.00 и 13.00. А ночной сон не позже 20.00   – время ухода в ночь будет зависеть от того, сколько длился и когда закончился второй сон ребенка. Важно первую часть времени бодрствования проводить активно, а за 1-1,5 часа до укладывания переходить к спокойным играм и ритуалу перед сном.

На ритуал в 10 месяцев достаточно 30-40 минут. Он должен состоять из ежедневно повторяющихся действий, которые вы проводите в одной и той же последовательности. Например: купание, массаж, переодевание в пижаму, чтение сказки, включение белого шума, ношение на руках, выключение света, укладывание в кроватку  и пожелание спокойной ночи.

Не забывайте выполнять ритуал и перед дневными снами.

В этот период вы можете наблюдать такое явление, как “ложный переход” на один сон. В этом возрасте ребенок не готов к такой перемене и его организм физически не выдерживает подобной нагрузки. В результате отказа от одного дневного сна ребенок может начать просыпаться слишком рано с утра, капризничать днем, потерять аппетит и быть вялым весь день.

Что же делать?⠀

Продолжайте предлагать ребенку два сна. Если вы стали замечать, что утренний сон «мешает» обеденному, то ограничьте первый интервал часом, чтобы к обеду малыш был снова готов уснуть.⠀

Уместно немного сдвинуть укладывание с идеальных 13.00 на 13.30 и вот этот сон уже ограничивать не нужно. Пройдет некоторое время и режим наладится.⠀

Перейти окончательно на один сон ребенок будет готов не ранее 15-18 месяцев.

Такжы вы можете столкнуться с другими нарушениями сна у ребенка, которые влияют на режим в 10 месяцев:

1. Малыш просыпается ночью и начинает отрабатывать навык стояния у опоры.

Если он не знает, как лечь обратно, он начнет звать вас. В этом случае научите ребенка, как можно присесть и потом лечь в кроватке. Тренируйте этот навык активно во время бодрствования.

2.  Ребенок протестует во время укладывания вечером.

Соблюдайте распорядок дня на постоянной основе. Если малыш регулярно спит два раза в день, кушает, играет и уходит на ночной сон ежедневно в примерно одно  и то же время, это поможет сократить протест перед укладыванием и малыш будет быстрее засыпать. Придерживаясь такого распорядка дня, вы даете малышу чувство предсказуемости и защищенности. 

3. Старые способы укладывания больше не работают.  

В этом возрасте некоторые дети больше не успокаиваются и не засыпают после кормления или укачиваний и требуют другого способа расслабиться и уснуть. Если это ваша ситуация, правильно будет давать ребенку возможность расслабиться самому и уснуть и при необходимости обучить его самостоятельному засыпанию по одной из методик.

4. Ребенок переживает активный период сепарационной тревоги.

Вы заметите, что малыш не отпускает вас после укладывания и не хочет расставаться с вами на ночь. Сейчас грудничок нуждается в большем внимании с вашей стороны в течение дня.

Быстро прощайтесь перед  сном, если малыш уже спит отдельно. Предложите малышу игрушку-любимку.

5.Малыш беспокойно спит под утро и просыпается до 6 утра.

Причина этой проблемы часто заключается в том, что у ребенка накоплено переутомление. При перегуле увеличивается уровень гормона стресса кортизола, который естественным образом повышается под утро в организме, чтобы разбудить нас.

Если ребенок переутомлен, у него уже кортизол выше нормы, и под утро он просыпается и не может уснуть. Убедитесь, что у вас нет проблем с режимом: кроха не бодрствует слишком долго перед уходом в ночь, уложен спать до 20.

00 и высыпается днем. 

Также проверьте температуру (зимой она должна быть 21-23 °C и летом до 25°C) и убедитесь, что под утро в комнате очень сильно темно.

Малыш на искусственном вскармливании

В этом возрасте будет съедать 200-230 мл. смеси до 5 раз в день. Ребенок отказывается от бутылочки? Причиной такого поведение бывает прорезывание зубов или проявление ребенком своей самостоятельности.  

Малыш на грудном вскармливании

Ребенок будет есть 4-5 раз в день, но каждый раз время кормления может быть разным. Очень часто дети начинают кусаться  во время кормления и мама не знает, как себя вести. Строго, но спокойным голосом, скажите малышу “нет” и закончите кормление, убрав грудь. При необходимости повторите несколько раз – вскоре ребенок поймет, что так делать нельзя.

Давайте грудное молоко или смесь в утреннее кормление после пробуждения, перед сном и ночью. В остальное время ребенок будет есть уже взрослую пищу.

Прикорм и меню ребенка

Каким должен быть рацион малыша? Питание малыша становится все более разнообразным. Сейчас мы продолжаем знакомить ребенка с новыми продуктами постепенно. Как правило, в первой половине дня, чтобы проследить реакцию на продукт и исключить появление аллергии. Ребенок может начать что-то есть с общего стола. 

Здоровый рацион детей будет состоять из каш, фруктов, овощей, молочных продуктов и мяса. 

Предлагайте картофель, морковь, брокколи, огурцы, кабачок, цветную капусту, зеленую фасоль, свеклу.

Из фруктов подходят яблоки, груши, бананы, абрикосы, вишня, персики, сливы. Овощи и фрукты можно пюрировать или давать маленькими кусочками. Порции небольшие.

Сок, как и чай,  в рационе детей первого года жизни не нужен.  Его лучше заменять на компот или воду. Но потребность в жидкости до года обеспечивается смесью или грудным молоком.

Включайте в меню малыша безмолочные каши, детское печенье,  творог и мясное пюре или кусочки курицы и индейки. Также уже можно давать яйца.

В  день получается до 5 приемов пищи.  Завтрак, обед и ужин уже будут состоять из взрослой пищи.    

Внимание и общение

  • «Речь» малыша становится эмоционально окрашенной. Он привлекает к себе внимание голосом, лепетом и жестами. Может произносить слоги, понимать значение нескольких слов.
  • Ребенок понимает простые просьбы: «помаши ручкой», «дай», «возьми».  Кроха пытается подражать взрослым во время игр. Ему уже интересно качать куклу, подносить к уху телефон, брать ложку и тянуть ее в рот.    
  • Совершая какие-то действия, сопровождайте их словами, чтобы ребенок понимал эту взаимосвязь.
  • Малыш умеет сам сидеть, вставать у опоры, ползти за игрушкой  и брать предмет двумя пальчиками. Некоторые детки пробуют ходить.
  • Выполняйте упражнения на развитие мелкой моторики, например, играйте в пальчиковые игры.
  • Ребенок начинает активно перемещаться по дому, поэтому стоит убрать бьющиеся вещи, кабели, закрыть розетки.

Какой распорядок дня сложился у вашего ребенка в 10 месяцев? Есть ли сложности?

Источник: //www.sleep-expert.ru/blog/tonkosti_sna_po_vozrastam/rezim_rebenka_v_10_mes/

Детская амбулаторно-поликлиническая служба :: Режим дня ребенка с 1 до 3 лет

Режим питания и сна ребенка в 10 месяцев: как организовать правильный распорядок дня?

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания.

На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

• Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует.

• Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент.

• В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми, перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

• При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

• Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

• ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
• частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
• отсутствие нормального развития нервно-психической деятельности
• трудность формирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

Особенности возрастного периода

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений.

Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется.

Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель.

Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время.

При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут.

В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления.

Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде.

После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36оС . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 10 и доводят до 24оС. Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой.

Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата.

Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление: 730, 1200, 1630, 2000.

Бодрствование: 700– 1000, 1200– 1530, 1630 – 2030.

Сон: первый 1000– 1200, второй 1530 – 1630, ночной сон 2030 – 700.

Прогулка: после обеда и полдника.

Купание: 1900.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода
Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела.

Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка).

Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон – 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа.

Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов.

Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое.

Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 10, от 35-37оС и доводится до 24 – 28оС. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты.

Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление: 800, 1200, 1530, 1930.

Бодрствование: 730 – 1230, 1530 – 2020.

Сон: 1230 – 1530, 2030 – 730.

Прогулка: после завтрака и полдника.

Купание: 1830.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого.

Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки.

Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 – 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна.

Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 – 30 минут.

Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление: 800, 1230, 1630, 1930.

Бодрствование: 730 – 1330, 1530 – 2030.

Сон: 1330 – 1530, 2030 – 730.

Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания: после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание: перед ночным сном.

Источник: //detskaya.crb-kolomna.ru/inform/rewim/

Режим дня ребенка от 6 мес до 2,5 лет

Режим питания и сна ребенка в 10 месяцев: как организовать правильный распорядок дня?

   Давайте поговорим о режиме дня ребенка от 6 мес до 2,5 лет. Важно знать, что уже с возраста 6 месяцев вы можете потихоньку формировать режим дня у малыша.

   Многих родителей пугает слово “режим”. Но дети любят распорядок и быстро привыкают к режиму. Дети вообще любят предсказуемость в распрядке дня, это их успокаивает, дает чувство безопасности.  Детский сон будет спокойнее, если он организован в привычное время и в привычном порядке.

   Примерно до 3-х месяцев режима у детей практически нет, и до 6-ти месяцев наблюдается небольшой хаос. Но с полугода мы рекомендуем определить оптимальный режим малыша и стараться максимально придерживаться его. Это залог спокойного и качественного сна вашего ребенка.

  Что такое режим?

   Под режимом мы понимаем смену сна и бодрствования в течение суток. Режим малышей от 6 месяцев привязан к часам, режим более младших малышей формируется по признакам усталости.

   В распорядке дня должно быть зафиксировано:

  • время подъема утром
  • время активного и спокойного бодрствования
  • дневной сон
  • прогулки
  • приемы пищи
  • подготовку ко сну
  • ночной сон

   Очень важно найти комфортный режим для вашего малыша. Обратите внимание, что все нормы и рекомендованные режимы даны для ориентира. Они не могут учитывать индивидуальные особенности ребенка, нагрузку и темперамент.

Очень важно корректировать режим вместе с ростом ребенка. Малыш взрослеет – он может выдерживать более длительные промежутки активности (время бодрствования), а сна становиться все меньше. Задача мамы – наблюдать изменения и вовремя корректировать распорядок дня.

  Как подобрать оптимальный режим для ребенка?

   Для того, чтобы подобрать оптимальный режим важно вести наблюдения за ребенком и дневник сна, проанализировать ситуацию и сравнить ее с нормами. Все важные шаги для анализа и корректировки режима вы найдете в нашей статье.

 

 

  1. Проанализируйте, как проходит ваш день с ребенком

   Проверьте, чтобы малыш не испытывал недостатка сна, а режим сна и бодрствования ему подходил. Если распорядок дня не комфортен малышу, даже при правильных действиях вы увидите долгое засыпание или протесты при попытке уснуть самому.

   Мы подготовили чек-бокс из 8 пунктов, по которым вы легко проверите, подходит ли режим ребенку:

  1. Малыш высыпает норму ночного сна? ДА/НЕТ
  2. Количество дневных снов соответствует возрасту? ДА/НЕТ
  3. Длительность одного дневного сна не менее 40 минут (для малышей старше 3-х месяцев) ДА/НЕТ
  4. Малыш выдерживает время бодрствования (ВБ) в соответствии со средними значениями для этого возраста ДА/НЕТ
  5. Вечернее засыпание попадает на «окно сна» малыша ДА/НЕТ
  6. У малыша ровное настроение в течение дня, он не капризничает без видимой причины ДА/НЕТ
  7. Малышу нужно на засыпание в среднем 15-20 минут ДА/НЕТ
  8. В режим включены:
  • активное бодрствование ДА/НЕТ 
  • спокойное бодрствование ДА/НЕТ
  • ритуалы перед сном ДА/НЕТ

   Проанализируйте ситуацию. Если хотя бы по одному пункту вы ответили НЕТ, стоит поработать над распорядком. Если нужны будут подсказки, как это сделать, присоединяйтесь к онлайн-курсу, или возьмите разовую консультацию. Этого хватит, чтобы обсудить проблемы режима или, например, перейти на меньшее количество снов без ущерба для самочувствия малыша.

  2. Обязательные элементы режима дня ребенка от 6 мес до 2,5 лет

   Если вы пришли к выводу, что некоторые признаки неподходящего режима дня присутствуют, то пора начать трансформацию уже сложившихся привычек и приблизиться к рекомендованному распорядку дня.

   Какие общие черты мы видим в режиме всех детей в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет?

  • все дети должны иметь полноценный ночной сон, средняя продолжительность которого составляет одиннадцать часов
  • так называемые биологические часы детей настроены на начало дня и активного бодрствования с 7:00-7:30 утра
  • суммарное время дневных снов в среднем должно составлять от трех с половиной часов в шесть месяцев до двух часов в два года.

   Таким образом, мы приходим к достаточно легкой арифметической задаче: «Если дети должны вставать в семь часов утра, а спать они должны одиннадцать – двенадцать часов ночью, то когда же вечером стоит укладывать наших малышей?»

   Ответ прост: “наиболее подходящее время для начала ночного сна находится в промежутке от 19:00 до 20:00, в это время ребенок уже должен спать.

   Итак, время пробуждения 7:00-7:30, отбой в 19:00-20:00.

 

 

  3. Дневной сон в режиме 

   Качество и количество дневного сна влияет на ночной сон. Поэтому дневной сон – очень важная составляющая режима малыша.

  • У 6-ти месячного ребёнка в распорядке дня присутствуют 2 полноценных или 3 коротких дневных сна
  • Начиная с 7 – 8 месяцев третий сон плавно уходит. Плавность заключается в том, что в зависимости от продолжительности и качества первых 2-х снов иногда нужен и 3-ий сон, чтобы ребенок имел возможность дотянуть до ночного сна, а в какой-то день этот дополнительный сон не требуется.
  • После 15 месяцев уходит 2-ой дневной сон. Не торопитесь раньше избавиться от второго сна, он необходим большинству детей до указанного возраста, чтобы нервная система могла отдыхать. При соблюдении распорядка дня с двумя снами дети чувствуют себя гораздо лучше .
  • Самое главное правило состоит в том, что никогда не стоит организовывать 3-ий сон позже 16:30. Если ребенок капризничает, то лучше его раньше уложить на ночной сон, примерно в 18:30.

   Не забывайте, что с взрослением ребенка время бодрствования между первым и вторым сном немного увеличивается. Утренний сон при этом остается примерно на неизменном месте.

   В целом, старайтесь придерживаться рамок:

  • утренний сон начинается в 8.00-10.00,

Источник: //spimalysh.ru/vse-o-sne/nauka-sna/rezhim-dnya-rebenka-ot-6-mes-do-25-let

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.