Режим дня и сна ребенка в 3 месяца на грудном, искусственном и смешанном вскармливании: примерный распорядок по часам

Содержание

Режим дня ребенка в 4 месяца

Режим дня и сна ребенка в 3 месяца на грудном, искусственном и смешанном вскармливании: примерный распорядок по часам

11.04.2019

14

К 4 месяцам окончательно сформировываются биологические ритмы ребенка и структура сна у него становится такой же, как у взрослых. Поэтому прежние способы укладывания часто перестают работать, малыш может долго не засыпать, начать чаще просыпаться ночью и постоянно прикладываться к груди, а существующий распорядок дня  больше не подходить. Что же делать в этом случае?

Воспользуйтесь нашими советами, чтобы наладить режим ребенка!

4 месяца

В этом возрасте детки пока не могут жить по четкому распорядку дня по часам, так как они еще спят короткие сны днем и не в состоянии бодрствовать длительное время. Поэтому распорядок дня в четыре мес. строится, исходя из времени бодрствования, которое составляет не более 1,5-2 часов между снами.

При этом грудному ребенку нужно 9-10 часов сна за ночь с пробуждениями на кормления и 3-4 дневных сна общей продолжительностью около 4-5 часов, то есть малыш будет спать при таком графике 3-4 раза в день. Время вечернего укладывания будет меняться и зависеть от окончания последнего дневного сна.

Чтобы вовремя уложить ребенка, ориентируйтесь на признаки усталости и не превышайте время бодрствования более 2 часов. Так вы не допустите переутомления малыша, что улучшит качество его ночного сна и сократит количество ночных пробуждений. Утро стоит начинать не позднее 7.00-7.

30, чтобы сформировать физиологичный режим дня.

Что делать, если ребенок четырех месяцев спал хорошо, но теперь возникли проблемы с укладыванием:

  1. Введите ритуал перед сном, если вы еще этого не сделали. Вечером это  может быть купание, легкий массаж, надевание подгузника и одежды для сна, колыбельная и кормление.

    Днем ритуал можно оставить таким же, только без проведения гигиенических процедур. Ритуал должен повторяться ежедневно и состоять из одних и тех же действий.

    Проводится он одним человеком – либо мамой, либо папой.

  2. Проверьте, что в комнате подходящие условия сна для грудного ребенка: температура не более 21-23 градусов зимой и не более 25 градусов летом, а влажность воздуха примерно 40-60%. Также важно затемнять комнату на все сны, включая дневные, и использовать белый шум.

  3. Организуйте отдых малыша в кроватке. Последний дневной сон можно сделать на улице в коляске.

  4. Продлевайте сон ребенка любыми способами, если утренний и обеденный сон длится не более 30-40 минут.

  5. Если ничего не помогает и малыш все так же постоянно просыпается ночью, ни укачивания, ни грудь, ни соска не работают для продления сна, тогда стоит обучить ребенка самостоятельному засыпанию.

  6. Следите, чтобы малыш высыпал свою норму сна. Иначе накопится переутомление, которое проявится в частых ночных пробуждениях. Здесь как раз поможет следование режиму.

Сколько кормлений нужно ребенку ночью?

Для четырехмесячного малыша грудное молоко или смесь все еще являются основной пищей в его рационе.

Режим питания ребенка на грудном вскармливании в этом месяце будет состоять из кормлений каждые 3-4 часа. Объем выпиваемого грудного молока за один раз составит около 118-210 мл. Продолжительность кормлений при этом может быть разной.

На искусственном вскармливании объем смеси стоит рассчитывать из рекомендаций педиатра. Обычно это 1/6 часть фактической массы тела ребенка. В четыре месяца малыш будет кушать  800-1000 мл. смеси в сутки каждые 3-4 часа в течение дня.

Малыш все больше проявляет интерес к окружающему миру и во время кормления может начать отвлекаться, не доедать и восполнять голод ночью. Поэтому лучше кормить кроху в спокойной обстановке.

Ночью четырехмесячному малышу достаточно 2-3 кормления.

Ребенок просыпается ночью вскоре после кормления и начинает плакать? Лучше не кормить его повторно, а попробовать успокоить другими способами, например, погладить по животику и пошикать. Так у ребенка не сформируется привычка засыпать только с помощью кормления.

Нужно ли начинать прикорм в 4 месяца? ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) рекомендует вводить прикорм с 6 месяцев. Поэтому прежде, чем вводить взрослую пищу, стоит проконсультироваться с педиатром.

Физическое развитие 4-х месячного ребенка

Четвертый месяц  – возраст, когда ребенок умеет уже очень многое и осваивает новые навыки.

Он уже уверенно владеет одновременно двумя руками – захватывает игрушки, цветные и блестящие объекты рядом с ним. Мягкие книги, колечки для прорезывания зубов хороший выбор для этого возраста.

Для чтения выбирайте большие книги с разными текстурами внутри для развития тактильных ощущений. Читайте и пойте малышу каждый день по несколько минут. Это развивает внимание и речь ребенка. Приглядитесь к детским книжкам для купания – их дутые странички легко листать. К тому же, они еще часто пищат, а картинки в них яркие.⠀

Кроха уже хорошо держит головку и грудь, находясь на животе и отталкиваясь руками от поверхности. Также ребенок уже может начать переворачиваться с живота на спину и толкаться ножками.

Малыш лучше видит, начинает различать цвета и замечать объекты вдалеке, хотя он пока еще предпочитает смотреть на лица и вещи рядом с ним. Во время прогулок на свежем воздухе рассказывайте малышу об окружающих предметах, показывайте на них и описывайте их.

С 4 месяцев у ребенка прорезываются первые зубки. Если у малыша увеличилось слюноотделение, появилась краснота вокруг рта, он начал кусаться, отказываться кушать, стал капризным, ухудшился ночной сон, то скорее всего у ребенка появляется новый зуб. В острый период помогут колечки для прорезывания зубов, обезболивающий гель по рекомендации педиатра, больше внимания и тепла с маминой стороны.

Важные изменения происходят и в общении с малышом в 4 месяца. Он осознает, что мама подходит на его плач, и начинает использовать разные звуки при общении с окружающими: ооо.., ааа.., агу… Подловите момент, когда ребенок “разговорился” больше обычного и поиграйте с ним в “эхо”. Он говорит – вы повторяете.

Такая игра дает малышу уверенность, что мама его слушает и рада с ним поговорить. Ну и конечно, развивает речь ребенка. Попробуйте – вам понравится.

Также в этом возрасте уже будут полезными пальчиковые игры, например, «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-ворона» – они направлены на развитие мелкой моторики ребенка, что в свою очередь важно для формирования речи.

Какой распорядок дня сложился у вашего грудничка в 4 месяца?

Источник: //www.sleep-expert.ru/blog/tonkosti_sna_po_vozrastam/rezim_rebenka_v_4_mes/

Режим дня ребенка в 2 месяца: сон и кормления двухмесячного малыша

Режим дня и сна ребенка в 3 месяца на грудном, искусственном и смешанном вскармливании: примерный распорядок по часам

21.03.2019

16

В 2 месяца ваш кроха уже не такой, каким был всего лишь 4 недели назад. Малыш становится активнее, у него развиваются органы чувств, меняется его сон и время бодрствования. Давайте разберем по порядку, что нужно учитывать при формировании режима дня двухмесячных малышей  на грудном и искусственном вскармливании.

Ночной сон

К 2 месяцам вы заметите, что сон ребенка стал меняться. Биологические ритмы малыша продолжают сформировываться, и длительность ночного сна постепенно увеличивается. Ребенок начнет уходить в ночь раньше – в 22.00-23.00 часов.

Но пока еще время укладывания не столько важно, как то, высыпает ли кроха норму сна. Многие детки спят около 9-10 часов ночью с пробуждениями на кормления. Какой промежуток должен быть между ночными кормлениями, лучше обсудить со своим педиатром.

Время утреннего подъема тоже пока не постоянное и не всегда будет в 7 утра.

Дневной сон

Продолжительность и время дневных снов пока что еще будут меняться, как и время бодрствования между ними. В целом двухмесячный ребенок спит примерно 4-5 часов в течение дня.  А отрезки сна сейчас обычно от 30-40 минут до часа. За день ребенок будет спать от 4 до 6 раз – в зависимости от времени подъема и ухода в ночь.

Малыш может проводить время в активном состоянии не более 1 часа или 1 часа и 15 минут. Но стоит не допускать переутомления и ориентироваться также на признаки усталости и продолжительность предыдущего сна.

Если двухмесячный ребенок затихает, теряет интерес к окружающим предметам, начинает тереть глазки, направляет взгляд в одну точку, ни с того ни с сего начинает нервничать и просить кушать, значит он хочет спать и пора переходить к укладыванию.

Сколько же часов сна необходимо в  целом? В сутки новорожденному необходимо 14-16 часов сна.

К этому возрасту вы уже лучше понимаете малыша и соблюдать более менее понятный график будет легче, хотя точного распорядка дня еще не получится.

Почему двухмесячный малыш может не спать?

Если вечерние укладывания затягиваются и ребенку трудно уснуть днем, следует выяснить причины нарушений сна и по возможности их устранить:

  1. В этом возрасте малыш начинает отвлекаться на окружающие вокруг предметы, поэтому стоит обязательно затемнять комнату.

    Темнота поможет успокоить малютку и настроить его на сон, особенно это важно, если есть проблемы с засыпанием вечером. С 2,5 месяцев начинает вырабатываться гормон сна мелатонин.

    Поэтому помните, что яркий свет разрушает его, а темнота, наоборот, способствует формированию  мелатонина в организме ребенка.

  2. В 2 месяца у малышей активно развиваются органы чувств. Теперь ребенок реагирует на любой шорох. И те звуки, которые он раньше не замечал, могут сейчас разбудить его во время сна. Здесь поможет использование генератора белого шума, чтобы оградить кроху от посторонних шумов. Не рекомендуется покупать  специальные игрушки с белым шумом, которые кладутся в кроватку, так как это небезопасно.

  3. Даже лишние 5-10 минут могут сказаться на самочувствии ребенка в этом месяце и привести к большему переутомлению. Если это произошло, используйте разные способы успокоить малыша и уложить его спать.

Сейчас самое время ввести ритуал, который поможет настроить кроху на сон. Ежедневно повторяющиеся действия облегчают процесс засыпания и улучшают ночной сон. Начните с купания, сделайте легкий массаж малышу, запеленайте, покормите при приглушенном свете, походите с ребенком на руках в вертикальном положении, чтобы облегчить срыгивание.

В конце прочитайте сказку или спойте колыбельную. Разделение кормления и засыпания поможет малышу  в будущем научиться засыпать самостоятельно, не полагаясь только на грудь. Постепенно еда станет частью ритуала, а не единственным для ребенка способом уснуть.

Положите малыша сонным, но не спящим,  в кроватку, при необходимости поглаживая по голове и животику.

Как не допустить путаницы дня с ночью

Так как внутренние часы ребенка в 2 месяца еще не сформированы, важно придерживаться в этот период некоторых правил.

Во время бодрствования гуляйте с малышом на улице, включайте свет и открывайте шторы. Пусть вас окружают обычные повседневные звуки по время игры.

Ночью не используйте яркий свет, по возможности кормите и меняйте подгузник при минимальном освещении. Если малыш просыпается ночью, ведите себя тихо и не играйте с ним.

В таблице  вы найдете нормы сна и бодрствования ребенка в 2 месяца

Кормления и распорядок дня ребенка 2 месяцев

Распорядок дня 2-х месячного ребенка на ГВ и на искусственном вскармливании практически одинаков. Отличается только график кормлений. Так как смесь переваривается медленнее, приемы пищи будут реже. Режим кормлений следует обсудить с наблюдающим вас врачом. Как и в случае, если ребенок родился недоношенным или не добирает вес.

В два месяца количество прикладываний при естественном вскармливании днем примерно 6-9, ночью –  от 2 до 4 раз. Для двухмесячного малыша достаточно около 800-900 мл. молока  или 700-750 мл. смеси в сутки.

В меню не стоит включать другие жидкости при грудном вскармливании. На искусственном вскармливании – по согласованию с педиатром.

Кормление ребенка по требованию обычно происходит в 2 месяца в течение 15-20 минут.

У малыша второго месяца жизни появляется потребность контакта с окружающим миром. Он начинает отвлекаться на стимулы внешней среды во время сосания груди и съедает меньшее количество молока или смеси днем, чем ему требуется. Замечали такое за своим ребенком?

Поэтому предлагайте грудь на сон и после пробуждения. А во время кормления уединитесь с малышом в тихом месте, затемните комнату, чтобы ничто не отвлекало ребенка, и предложите ему грудь в спокойной обстановке.

Развитие грудничка в 2 месяца

В этом возрасте у малышей появляется рефлекс, который заставляет их смотреть на свои вытянутые ручки, когда они ими машут. Ребенок привыкает к своему телу и изучает его. Наверняка, ваш малыш любит брать в рот свои пальчики и трогать ножки руками!   А еще сейчас вы заметите первую улыбку – улыбайтесь и вы в ответ, чтобы наладить контакт с ребенком.

Грудничок в 2 месяца поворачивает голову на звуки, следит глазами за предметами, держит голову и начинает отталкиваться ручками, находясь на животе.

2 месяца – период активного развития силы, баланса и координации ребенка, что важно для формирования двигательных навыков малыша.

В часы бодрствования полезно гулять на свежем воздухе с малышом, общаться и играть с ребенком.⠀

Продолжайте использовать развивающий коврик, на который уже можно повесить игрушки, Разместите их по сторонам, чтобы малыш поворачивал голову, следил за ними и тянулся к ним. Или же читайте книги с картинками, чтобы малыш также активно следил глазами за историей. Выкладывайте ребенка на живот. На прогулке предлагайте ребенку погремушки.

Источник: //www.sleep-expert.ru/blog/tonkosti_sna_po_vozrastam/rezim_dnya_rebenka_v_2_mes/

Всё о первых днях жизни малыша: уход, дом, роддом, тонкости, нюансы, возникающие вопросы. Первые дни жизни новорожденного: пособие для новоиспеченных родителей Новорожденный ребенок 3 дня

Режим дня и сна ребенка в 3 месяца на грудном, искусственном и смешанном вскармливании: примерный распорядок по часам

Едва появившись на свет, кроха сразу попадает в чужую для него среду, на адаптацию к которой еще нужно время. Поэтому первостепенная задача родителей — максимально облегчить этот период для младенца.

Как развивается кроха, и что нужно знать родителям?

Нормы веса и роста

  1. Для крохи 1 недели жизни средний вес равен 2600-4500 г.
  2. Первые дни после рождения малыш теряет в весе (это нормально) 200-300 г.

    При потере массы тела более чем на 7-10 % следует обратиться к врачу.

  3. С 3-5 дня ребенок начинает набирать по 20 г в сутки, до 200 г в неделю.

  4. Рост малыша на 1 неделе равен 45-55 см, и существенно не меняется.

Норма стула и мочеиспускания

  • В первые 0-3 суток выделяется меконий, то есть густой «смолянистый» стул без запаха, темно-зеленого цвета.
  • С 2-3 дня формируется стул кислого запаха и желтоватого цвета, бывает 4-5 раз в сутки.
  • У младенца на искусственном вскармливании запах стула весьма резкий, а частота составляет 1-2 раза в день.
  • На 3-4 день возможно расстройство стула (стерильность маминого животика в прошлом, организм «заселяется» микробами), это нормально. Явление должно пройти через пару дней. Но консультация у врача не помешает, чтобы исключить кишечную инфекцию. Также понос может вызвать смесь, которая просто не подходит малышу.
  • Частота мочеиспусканий составит 4-6 раз в день в первые двое суток (и 8-13 бывает у недоношенных), с увеличением частоты к концу 1 и началу 2 недели до 15-20 раз в сутки. Суточное количество мочи к концу недели составляет 200-230 мл.

Питание малыша в возрасте 1 недели

  • Каждое кормление ребенок может съедать разное количество молока. Прибавка в весе зависит от того количества молока, которое усвоил организм, и от частоты/количества мочеиспусканий и стула. Взвешивать каждый день не имеет смысла, поскольку вывод будет более объективен при взвешивании раз в неделю, без одежды.
  • К середине недели малыш должен съедать 200-300 мл в сутки (20-60 г за кормление), к концу недели — 400 мл в сутки (50-80 г за раз).
  • Метод кормления зависит от мамы, то есть по требованию или по расписанию. Кормление по расписанию означает еду строго по часам (каждые 4 часа), по требованию — это когда малыш сам дает понять, что уже проголодался. Педиатры рекомендуют кормить по требованию. Это позволяет увеличить лактацию, снизить риск мастита, наладить контакт с крохой. Правда, приучать ребенка к кормлению каждые полчаса не следует.

Рефлексы крохи на 1 неделе жизни

Мама должна насторожиться, если кроха спит, вытянув вдоль тела ручки и ножки, не реагирует на свет или не выражает сосательного рефлекса!

Что умеет, чувствует, воспринимает, видит, слышит и ощущает ребенок в первую неделю после рождения: ответы на популярные вопросы

Что умеет кроха на 1 неделе жизни?

  1. Фокусировать взгляд на расстоянии 5-15 см.
  2. Держать головку до нескольких секунд.
  3. Смыкать ручки и пальчики (непроизвольно).
  4. Непроизвольно улыбаться.
  5. Проявлять оживление при появлении мамы, папы.
  6. Различать свет и темноту. Реакция на слишком яркий свет выражается в моргании или закрывании глаз.

Что видит ребенок в 1 неделю?

  • Зрение крохи в 20 раз слабее, чем у родителей, то есть нечеткое и расплывчатое. Малыш может видеть только очертания предметов, и то, не дальше 30 см от глаз.
  • Он уже отличает красные или блестящие предметы, способен следить глазами за их движением.
  • Более всего новорожденного 1 недели привлекают овальные формы и предметы в движении с обилием блестящего или красного.
  • Людей «в лицо» кроха пока не узнает, маму «чует» по запаху и голосу.

Что слышит новорожденный в первую неделю жизни?

  • Слух младенца развит в этом возрасте сильнее зрения. С учетом «практики» внутриутробной жизни, его не пугают близкие и далекие шумы, которые он уже способен отличать.
  • При шепоте, звучащем над постелью спящего ребенка, он ворочается и моргает.
  • Ребенок узнает речь близких людей, к голосу матери остается более чувствительным. Хотя голос отца узнает лучше из-за его низкого звучания.

Что ощущает и воспринимает новорожденный на 1 неделе?

  1. Чувство вкуса появляется с рождения. Сладкое успокаивает, горькое/соленое действуют возбуждающе.
  2. Обоняние. Запахи ребенок начинает различать сразу после рождения. Яркий пример — мгновенный поворот головы, когда рядом мамина грудь с молочком.
  3. Осязание. Малыш чувствителен к обращению с собой, касаниям. Жестами и касаниями его можно возбудить и успокоить.

О чем думает новорожденный: предположения и факты

Согласно исследованиям по изучению деятельности мозга новорожденных детей, он активен и далек от состояния абсолютного покоя. Электрическими сигналами в процессе отдыха охватываются те области мозга, которые вовлечены в моторику, слух и зрение.

Конечно, независимо от того, что вы говорите крохе 2-3 дней от роду, он не поймет смысла ваших слов. Но вот интонацию вычислит предельно четко.

Более того, чем чаще и интенсивнее с малышом общаться, показывая, рассказывая и объясняя все, что происходит, тем быстрее он будет развиваться.

Еще в животике у мамы ребеночек все слышит и чувствует, а к концу беременности и появлению на свет запас понимаемых им слов уже существенно шире. Тесное общение с малышиком до и после родов ускоряет развитие его мозга и усиливает мыслительный процесс.

Сколько должен спать малыш в 1 неделю жизни?

У малышей 0-7 дней график сна примерно одинаков. Если ребенка не беспокоят проблемы со здоровьем или внешние раздражители, то общая длительность его сна в сутки составит 16-18 часов.

Сон в этом возрасте прерывист, не более 3 часов подряд. Чередуется он с паузами на кормление и бодрствование.

Как общаться, играть и развивать ребенка на первой неделе от рождения

В этом возрасте с малышом особо не поиграешь.

  1. Петь крохе ласковые песни, колыбельные.
  2. Включать классическую, спокойную музыку.
  3. Обращаться к малышу по имени.
  4. Звонить над кроваткой тихим, высокого звука колокольчиком, уводя его в сторону (пусть малыш следит за ним глазами).
  5. Дуть (нежно) на носик, ручки или ножки, чтобы малыш чувствовал маму, ее касания, тепло. Поглаживать ребенка при переодевании и во время воздушных ванн.

Игрушки сейчас — не главное. Достаточно музыкальной карусели или развешанных над кроваткой погремушек красного яркого цвета (диаметром 6-8 см), с нерезким звуком, с разным звучанием для развития слуха малыша.

6. Период новорожденности – это промежуточный этап между жизнью в утробе матери и жизнью вне ее организма, продолжающийся около 4 недель.

Новорожденный переживает шок, связанный с рождением и первым столкновением с внешним миром, теряет непосредственную физическую связь с матерью в момент перерезания пуповины (которая окончательно отпадает через несколько дней).

Приспособление к новым условиям требует возникновения и усовершенствования многих механизмов, управляющих правильным дыханием , кровообращением, пищеварением, поддерживанием постоянной температуры тела, увеличения массы, выделением продуктов жизнедеятельности.

7. Знание характерных особенностей воспитания ребенка и ухода за ним в первые недели жизни уменьшает чувство страха и бессилия перед новым незнакомым существом.

Собственная оценка реакций и потребностей новорожденного помогает справляться с обязанностями, которые взваливают на себя родители с первых дней жизни маленького человека.

8. Здоровый новорожденный ребенок спит, плотно сомкнув веки, большую часть дня.

Это неглубокий, поверхностный сон, во время которого ребенок совершает резкие нескоординированные движения конечностями, неосознанные мимические движения (гримасничает), иногда напоминающие улыбку, напрягает мышцы спины.

Открывает веки, совершает бессознательные, бесцельные движения глазками. Дети рождаются с согнутыми ручками и ножками, а затем долго учатся их разгибать самостоятельно. Поэтому не рекомендуется пеленать малыша с вытянутыми ручками и ножками, так как эта поза для него противоестественна.

9. Кожа здорового малыша сразу после рождения розовеет, у него недостаточно развиты потовые железы, поэтому кожа немного суховата и при плохом уходе могут образоваться опрелости.

На 2-3-й день после рождения у ребенка может пожелтеть кожа. Это обусловлено функциональной незрелостью печени. Такая желтуха называется физиологической и, как правило. Исчезает бесследно через 1-2 недели.

10. В короткие периоды бодрствования, которые постепенно становятся все продолжительнее, здоровый ребенок энергично двигает ручками и ножками, временами громко кричит с гримасами плача на лице, но без слез, так как слезные железы еще «не дозрели».

На неприятные раздражители новорожденный реагирует криком, общим возбуждением, напряжением тела, движением рук и ног. Подобные реакции наблюдаются при болезненном вздутии живота (газовых коликах).

11. Способность регулировать температуру (поддерживать температуру тела) у новорожденного также еще не развита.

Он легко переохлаждается (кожа становится прохладной на ощупь) и перегревается, при этом наблюдаются беспокойство, обезвоживание и повышение температуры тела. В нормальном состоянии ладони и стопы ребенка должны быть прохладными, и не нужно их согревать, увеличивая температуру в комнате или тепло укутывая малыша.

Правильно вскармливаемый и не перегревающийся ребенок в первые дни теряет только 5-10% от массы тела при рождении и полностью восстанавливает ее между 7-10-м днем жизни. Физиологическое уменьшение массы тела наступает в результате потери жидкости с мочой и калом, а также при испарении через кожу и при дыхании.

В то же время количество поступающей жидкости не восполняет потерь (высосанного молока для этого недостаточно), а это приводит к уменьшению жировых запасов в тканях, что представляет собой нормальное явление.

12. Новорожденный выделяет кал несколько раз в сутки, а мочу – до нескольких десятков раз.

Первые порции мочи у доношенного ребенка, покормленного в первые сутки жизни, выделяются в течение 24 часов после рождения. Отсутствие мочи в первые сутки может быть признаком болезней мочеполовой системы.

Первородный кал (меконий) – темный и липкий, на 3-4-е сутки кал становится зеленоватым и более жидким, стул более частым – до 10 раз в сутки. На второй неделе жизни число опорожнений кишечника уменьшается до 3-5 в сутки, а выделяемый кал уже желтый и кашицеобразный.

13. Период после рождения характеризуется наличием безусловных рефлексов, которые свидетельствуют о несовершенстве нервной системы новорожденного и исчезают в первые месяцы жизни.

Ребенку нужно помочь пойти трудный период новорожденности, удовлетворяя все его потребности: регулярно кормить, поддерживать оптимальную температуру окружающей среды, регулярно проветривать помещение, создавать спокойную доброжелательную атмосферу в доме. Ребенку необходим тесный контакт с мамой, особенно во время кормления, ее ласковый голос и нежные прикосновения при пеленании.

19. К концу первого месяца жизни у ребенка вырабатываются простейшие механизмы осуществления основных жизненных функций, в том числе и прироста массы тела.

Наступает следующий период – грудной возраст. Считается, что окончанием периода новорожденности является момент, когда ребенок сделал первое осознанное движение, требующее участия коры головного мозга.

Обычно это сосательное движение, которое делает малыш, когда его укладывают в позу для кормления , не раздражая при этом губ. Такое явление можно наблюдать уже на 3-й неделе жизни у детей, вскармливаемых грудью. Ребенок чмокает губами, когда мама кладет его на руки, прижимает к себе, собираясь кормить.

С актом сосания в этом случае соединились и другие раздражители – положение тела, тепло и запах матери. Это первое проявление участия коры головного мозга в процессах нервной деятельности. С этого момента числа таких проявлений быстро возрастает, обеспечивая психическое развитие ребенка и познание им мира.

20. Первый месяц жизни важен не только для самого ребенка, но и для его родителей.

За это время они должны овладеть трудными приемами удовлетворения всех потребностей новорожденного, обеспечивающих развитие, не нарушая при этом покоя и равновесия в доме.

19.10.2019 17:18:00Ожирение: когда лишний вес становится опасным Ожирение – это медицинский термин, обозначающий определенную степень развития лишнего веса. Но с какой отметки начинается ожирение, чем оно опасно и как победить его?

Источник: //fesv.ru/volosy/vs-o-pervyh-dnyah-zhizni-malysha-uhod-dom-roddom-tonkosti-nyuansy/

Питание детей грудного и раннего возраста

Режим дня и сна ребенка в 3 месяца на грудном, искусственном и смешанном вскармливании: примерный распорядок по часам

  • В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, каждый ребенок грудного возраста и других возрастных групп имеет право на надлежащее питание.
  • Недостаточность питания связана с 45% смертельных случаев среди детей.
  • По оценкам, в 2017 году во всем мире у 155 миллионов детей в возрасте до пяти лет наблюдались задержки в росте (слишком низкий рост для своего возраста) у 52 миллионов детей было низкое соотношение веса к росту, в то время как у 41 миллиона детей имелся избыточный вес или ожирение.
  • Около 40% детей в возрасте до 6 месяцев находятся на исключительном грудном вскармливании.
  • Немногие дети получают адекватную и безопасную пищу для прикорма; во многих странах питание менее четверти детей в возрасте от 6 до 23 месяцев отвечает критериям разнообразия питания и частоты кормления, которые соответствуют их возрасту.
  • Более 820 000 детей до 5 лет можно было бы ежегодно спасать благодаря оптимальному грудному вскармливанию всех детей с рождения до 23 месяцев. Грудное вскармливание повышает коэффициент умственного развития, улучшает посещаемость школ и связано с более высоким доходом во взрослой жизни (1).
  • Улучшение развития детей и снижение расходов на здравоохранение путем грудного вскармливания приводит к экономическим преимуществам как для отдельных семей, так и на национальном уровне.

По оценкам, недостаточность питания ежегодно приводит к 2,7 миллиона случаев смерти детей, или к 45% всех случаев смерти детей.

Кормление детей грудного и раннего возраста является одним из важных направлений в области улучшения выживаемости детей и содействия их здоровому росту и развитию.

Первые два года жизни ребенка особенно важны, так как оптимальное питание в течение этого периода способствует уменьшению заболеваемости и смертности, снижению риска хронических заболеваний и общему лучшему развитию. Оптимальное грудное вскармливание критически важно — благодаря ему можно было бы ежегодно спасать более 820 000 детей в возрасте до 5 лет. 

Рекомендации ВОЗ и ЮНИСЕФ по оптимальному кормлению детей грудного и раннего возраста заключаются в следующем:

  • раннее начало грудного вскармливания в течение часа после рождения ребенка;
  • исключительное грудное вскармливание в течение первых шести месяцев жизни; и
  • введение надлежащего питательного и безопасного прикорма в возрасте шести месяцев наряду с продолжением грудного вскармливания до достижения ребенком возраста двух лет и больше.

Однако многие дети грудного возраста и других возрастных групп не получают оптимального питания; так, например, в среднем, лишь 36% детей в возрасте до 6 месяцев находится на исключительном грудном вскармливании.

Доработаны рекомендации, отвечающие потребностям детей грудного возраста, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. В настоящее время благодаря антиретровирусным препаратам эти дети могут находиться на исключительном грудном вскармливании до шести месяцев и продолжать находиться на грудном вскармливании, по меньшей мере, до 12 месяцев при значительном снижении риска передачи ВИЧ.

Исключительное грудное вскармливание в течение шести месяцев имеет много преимуществ для детей грудного возраста и их матерей. Основными из них являются защита от желудочно-кишечных инфекций, наблюдаемая не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах.

Благодаря раннему началу грудного вскармливания – в течение часа после рождения ребенка — обеспечивается защита новорожденного от инфекций и снижается смертность новорожденных.

Риск смерти в результате диареи и других инфекций может быть более высоким среди детей, находившихся ранее на частичном грудном вскармливании или вообще не находившихся на грудном вскармливании.

Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ для детей в возрасте 6-23 месяцев.

Оно может обеспечивать половину или более всех энергетических потребностей ребенка в возрасте 6-12 месяцев и одну треть энергетических потребностей ребенка в возрасте 12-24 месяцев.

Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ во время болезни и способствует снижению смертности среди детей, испытывающих недостаточность питания.

Дети и подростки, находившиеся в грудном возрасте на грудном вскармливании, с меньшей вероятностью имеют избыточный вес или страдают от ожирения. Кроме того, они демонстрируют более высокие результаты тестов на интеллектуальное развитие и лучшую посещаемость школ.

Грудное вскармливание связано с более высоким доходом во взрослой жизни. Улучшение развития детей и снижение расходов на здравоохранение путем грудного вскармливания приводит к экономическим преимуществам как для отдельных семей, так и на национальном уровне (1).

Более длительное грудное вскармливание способствует также укреплению здоровья и благополучия матерей; оно снижает риск развития рака яичников и молочной железы и позволяет делать перерывы между беременностями — исключительное грудное вскармливание детей в возрасте до шести месяцев оказывает гормональное воздействие, которое часто вызывает отсутствие менструаций. Это естественный (хотя и ненадежный) метод предупреждения беременности, известный как метод лактационной аменореи.
Необходимо оказывать поддержку матерям и семьям для обеспечения оптимального грудного вскармливания их детей. Действия, позволяющие защитить, укрепить и поддержать грудное вскармливание, заключаются в следующем:

  • принятие политики, такой как Конвенция Международной организации труда по защите материнства № 183 и Рекомендация № 191, дополняющая Конвенцию № 183 путем предложения более длительного отпуска и более значительных преимуществ;
  • Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие соответствующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения;
  • осуществление Десяти принципов успешного грудного вскармливания, изложенных в Инициативе по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания, в том числе таких как:
    • обеспечение контакта «кожа к коже» между матерью и ребенком сразу же после родов и начало грудного вскармливания в течение первого часа жизни ребенка;
    • грудное вскармливание по требованию (то есть так часто, как того хочет ребенок, днем и ночью);
    • совместное пребывание в одной палате (позволяющее матерям и грудным детям находиться вместе 24 часа в сутки);
    • детям не следует давать дополнительные пищевые продукты или питье, даже воду.
  • вспомогательные службы здравоохранения, обеспечивающие консультирование по вопросам кормления детей грудного и раннего возраста при всех контактах с лицами, осуществляющими уход, и детьми раннего возраста: во время дородового и послеродового наблюдения, посещений на дому здоровых и больных детей и иммунизации; и
  • поддержка со стороны сообщества, включая группы поддержки матерей и мероприятия по укреплению здоровья и санитарному просвещению на уровне отдельных сообществ.

Распространению практики грудного вскармливания в значительной мере способствуют вспомогательные мероприятия, и уровни распространенности исключительного и длительного грудного вскармливания могут быть улучшены в течение нескольких лет.

Примерно в возрасте шести месяцев потребности ребенка в энергии и питательных веществах начинают превышать тот уровень, на котором они могут быть удовлетворены грудным молоком, и введение прикорма становится необходимым.

В этом возрасте ребенок готов к употреблению других пищевых продуктов и по своему развитию. Не введение прикорма по достижению ребенком возраста шести месяцев или ненадлежащее введение прикорма могут сказаться на росте ребенка.

Руководящие принципы по надлежащему прикорму заключаются в следующем:

  • продолжайте частое, по требованию, грудное вскармливание до достижения ребенком двухлетнего возраста или больше;
  • проявляйте чуткость при кормлении ребенка (например, непосредственно кормите детей грудного возраста и помогайте детям более старшего возраста. Кормите медленно и терпеливо, поощряйте, но не принуждайте, разговаривайте с ребенком и сохраняйте с ним зрительный контакт);
  • практикуйте надлежащую гигиену и надлежащее обращение с пищевыми продуктами;
  • начинайте в возрасте шести месяцев с небольших количеств пищевых продуктов и постепенно увеличивайте их по мере того, как ребенок становится старше;
  • постепенно повышайте консистенцию пищи и делайте ее более разнообразной;
  • увеличивайте число кормлений ребенка – 2-3 раза в день для детей в возрасте 6-8 месяцев и 3-4 раза в день для детей в возрасте 9-23 месяцев с 1-2 дополнительными перекусываниями по желанию ребенка;
  • по мере необходимости используйте для прикорма обогащенные пищевые продукты или витаминно-минеральные добавки; и
  • увеличивайте количество питья, в том числе с помощью грудного вскармливания, и предлагайте мягкую, любимую пищу.

Семьям и детям, находящимся в трудных условиях, требуются особое внимание и практическая поддержка.

По возможности, матери и дети грудного возраста должны оставаться вместе и получать поддержку, необходимую им для обеспечения наиболее подходящего кормления в данных условиях.

Грудное вскармливание остается наиболее предпочтительным вариантом кормления детей почти во всех трудных ситуациях, например, таких как:

  • дети с низкой массой тела или преждевременно рожденные дети;
  • ВИЧ-инфицированные матери;
  • матери подросткового возраста;
  • дети грудного и раннего возраста с недостаточностью питания;
  • семьи, страдающие от последствий сложных чрезвычайных ситуаций.

Грудное вскармливание, особенно раннее и исключительное грудное вскармливание, является одним из самых эффективных способов улучшения показателей выживаемости детей грудного возраста.

Хотя ВИЧ может передаваться от матери ребенку во время беременности, родов, а также с грудным молоком, фактические данные о ВИЧ и кормлении детей грудного возраста свидетельствуют о том, что антиретровирусные препараты (АРВ), предоставляемые ВИЧ-инфицированной матери, могут значительно снизить риск передачи ВИЧ при грудном вскармливании, а также улучшить ее здоровье. В настоящее время ВОЗ рекомендует всем людям с ВИЧ, включая беременных женщин и кормящих матерей с ВИЧ, пожизненно принимать АРВ, начиная с того момента, когда они впервые узнали о своем инфекционном статусе. Матерям, живущим в районах с высокими уровнями заболеваемости и смертности в результате диареи, пневмонии и недостаточности питания, в которых грудное вскармливание поддерживается национальными органами здравоохранения, следует осуществлять исключительное грудное вскармливание своих детей в течение 6 месяцев, а затем вводить надлежащий прикорм и продолжать грудное вскармливание, как минимум, в течение первого года жизни ребенка.  

Вопросы и ответы о ВИЧ и грудном вскармливании

ВОЗ полна решимости оказывать поддержку странам в области выполнения и мониторинга «Комплексного плана осуществления деятельности в области питания матерей и детей грудного и раннего возраста», одобренного государствами-членами в мае 2012 года.

План содержит шесть целей, одной из которых является повышение к 2025 году показателей исключительного грудного вскармливания в течение первых шести месяцев, по меньшей мере, до 50%.

Виды деятельности, которые будут способствовать достижению этой цели, изложены в «Глобальной стратегии по кормлению детей грудного и раннего возраста», целями которой являются защита, продвижение и поддержка надлежащего кормления детей грудного и раннего возраста.

ЮНИСЕФ и ВОЗ учредили Глобальное сообщество по грудному вскармливанию в целях обеспечения политической, правовой, финансовой и общественной поддержки для грудного вскармливания.

Сообщество объединяет исполнителей и доноров, представляющих правительства, благотворительные учреждения, международные организации и гражданское общество. Общей концепцией Сообщества является обеспечение мира, в котором все матери получают техническую, финансовую, эмоциональную и общественную поддержку, необходимую им для осуществления грудного вскармливания.

ВОЗ сформировала Сеть по глобальному мониторингу и поддержке осуществления Международного свода правил сбыта заменителей грудного молока и последующих соответствующих резолюций ВАЗ под названием NetCode.

Ее целью является защита и продвижение грудного вскармливания путем недопущения ненадлежащей торговли заменителями грудного молока.

В частности, NetCode создает потенциал государств-членов и гражданского общества для укрепления национального законодательства в отношении Свода правил, непрерывного мониторинга его соблюдения и принятия мер в отношении любых нарушений.

Кроме того, ВОЗ и ЮНИСЕФ разработали курсы по подготовке работников здравоохранения в области оказания квалифицированной поддержки кормящим матерям, содействия им в решении проблем и контроле за развитием детей с тем, чтобы они могли своевременно выявлять риск недостаточности питания или избыточного веса/ожирения.

ВОЗ предоставляет простое, согласованное и практически осуществимое руководство для стран в целях укрепления и поддержки улучшенного кормления детей грудного возраста ВИЧ-инфицированными матерями для предотвращения передачи инфекции от матери ребенку, обеспечения надлежащего питания детей и защиты здоровья матерей.

Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока

(1) The Lancet Breastfeeding Series papers
www.thelancet.com/series/breastfeeding Breastfeeding in the 21st century: epidemiology, mechanisms, and lifelong effect.

//www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(15)01024-7/abstract

Victora, Cesar G et al. The Lancet , Volume 387 , Issue 10017 , 475 – 490. Why invest, and what it will take to improve breastfeeding practices?

//www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(15)01044-2/abstract

Rollins, Nigel C et al. The Lancet , Volume 387 , Issue 10017 , 491 – 504

Источник: //www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/infant-and-young-child-feeding

Питание детей до года по месяцам: рекомендации, таблицы

Режим дня и сна ребенка в 3 месяца на грудном, искусственном и смешанном вскармливании: примерный распорядок по часам

Обязательно соблюдать правило температурного режима приготовленной смеси, которая не может быть выше температуры тела младенца.

Дополнительно вводимая иная пища, в растертом виде, с постепенной заменой одного приема грудного молока или смесей называются прикормом. Единого мнения о том, с какого возраста грудного младенца изменять режим питания у педиатров не имеется.

Постепенное включение полутвердой пищи целесообразно с 17-ти недель, если малыш изъявляет желание ее попробовать или подает признаки голода. Следует помнить, что фактически пищеварительная система ребенка будет полностью сформирована только к 2-м годам, а ранний переход на полутвердое питание может вызвать отклонения систем ЖКТ.

– неоднозначность мнения насчет введения полутвердой пищи в рацион питания;

– оптимальным сроком является возраст 6 мес.;

– целесообразность изменения рациона питания в 4 мес. не доказана;

– категорически исключено вмешательство в режим питания четырехмесячного ребенка до 17-ти недель;

– удвоение веса малыша от рождения;

– умение самостоятельно сидеть;

– ребенок может проявлять интерес к предлагаемой пище или отказываться от нее.

По рекомендациям ВОЗ, приучение к полутвердой пище младенцев возрасте от 17-ти недель носит скорее психологический характер, поскольку полным освоением протертой и переваренной еды организм ребенка не обладает.

– знакомством малыша с новой для него пищей;

– активизацией работы ферментов;

– формированием стойких рефлексов глотания и жевания;

– заинтересованностью новым видом еды;

– закладкой адекватного поведения по отношению к пище.

Рекомендации Союза педиатров РФ по срокам введения и наименования блюд прикорма по месяцам.

Характеристика продуктов НаименованиеПериод введения, мес.
Клетчатка Фруктовые и овощные соки4
КлетчаткаПюре из фруктов 4-64-6
Медленные углеводыКаши 6
Клетчатка Однокомпонентные пюре из овощей5,5
Клетчатка Многокомпонентные пюре из овощей 7
Животный белок Мясное пюре из тощего мяса7,2
Животный белок и кальций  Цельное коровье молокоНе рекомендуется на 1 году жизни 
Кисломолочный продукт Кефир  6,9
Белок Творог 6,5
Лецитин, микроэлементы Желток вареный яичный6,5
Животный белок и жиры Рыба 7,5
Для улучшения метаболизма и стимуляции аппетитаМясные бульоны7

Питание ребенка по месяцам до года – это совместная задача матери и педиатров, потому что невозможно рассчитать размер и начало введения полутвердой пищи по причине индивидуальности каждого малыша.

Питание от 17-ти до 24 недель

Исходя из рекомендаций Союза педиатров РФ и сложившихся традиций в некоторых семьях, изменение рациона питания начинается с 17-той недели жизнедеятельности детского организма по причинам:

– недобора или превышения веса ребенка;

– расстройства пищеварительных функций;

– установленного диагноза железодефицитной анемии;

– удовлетворения потребностей в энергии и витаминно-минеральных комплексах; возможной готовности ребенка принять прикорм.

Основным приемом пищи является употребление грудного молока, смесей или смешанного питания. Детям с наследственными аллергическими реакциями в этом возрасте прикорм лучше не давать.

Первые продукты полутвердой пищи: 

– овощное (морковное) пюре рекомендуется вводить в рацион питания детям, страдающих от запоров и излишнего веса;

– фруктовое пюре;

– фруктовые и овощные соки.

Правила первого прикорма:

– первый прикорм равен ¼ чайной ложки, за две недели доводиться до нормы в 30 гр.;

– все блюда прикорма вводятся постепенно с незначительным регулярным увеличением; пища должна быть комнатной температуры;

– недопустимо вводить два разных продукта сразу;

– необходимо пропустить прикорм при вакцинации, болезни или переезде ребенка;

– прикорм лучше осуществлять в период от 10 до 12 часов дня;

– наблюдать за изменением цвета, поверхности кожных покровов, при покраснении, отечности, появлении сыпи на коже, введение прикорма прекратить и сообщить педиатру;

– следить за изменениями стула, при появлении резкого запаха, кусочков слизи, изменении цвета, беспокойства ребенка, прикорм прекратить и оповестить педиатра;

– детям с превышением веса предлагаются овощные пюре;

– детям с недостатком веса прикорм дается на зерновой или молочно-зерновой основе.

По рекомендации педиатра давать ребенку поливитаминные комплексы.

Кормление малышей в возрасте от 25 недель

Если ребенок хорошо принял пищу в виде пюре с 17 недель, то к полугоду грудничок уже имеет в своем рационе питания полноценный объем одного кормления, заменяющего грудное вскармливание или прием смеси. Объем одной порции составляет 100-150 гр.

Если прикорм производится впервые, то необходимо использовать рекомендации из абзаца по питанию ребенка в возрасте от 17 до 24 недель. Детям, находящимся на искусственном питании заменяют смесь на подходящую для подросшего младенца.

Производителя смеси лучше не менять.

Питание младенцев в возрасте от 29 недель

Когда грудничку исполняется 7 месяцев, порция каши и фруктов, размолотых в пюре, составляющих полноценный прием пищи равняется 150 гр. Начинается введение мясных блюд, приготовленных из постного мяса и многокомпонентных овощных пюре. Постепенно вводится в рацион питания размятая вилкой пища.

Питание младенцев в возрасте от 33 недель

С восьми месяцев вводятся пюре протертые на крупной терке, наблюдается угасание рефлекса выталкивания пищи языком. В этот период разрешено употреблять ребенку продукты прикорма на рыбной основе, содержащие незаменимые аминокислоты и йод. Старайтесь избегать еды, которая может попасть в дыхательные пути ребенка – это кусочки твердой пищи от свежих яблок, корнеплодов, печенья, орехов и др.

Кормление детей в возрасте от 37 недель

Когда грудничку исполняется 9 месяцев, порция каши и фруктового пюре, рассчитанного на 2 полноценных приема пищи составляет 150-180 гр. Вводятся блюда из мелко порубленных сырых фруктов и вареных продуктов.

Размер кусочков составляет не менее 1 см, но не более 2 см. Кусочки красочно раскладывают на тарелке перед ребенком, чтобы вызвать у него интерес и желание схватить пищу.

Производится введение кисломолочных продуктов: кефира, йогурта, творога и др.

Кормление детей в возрасте от 41 недели

В 10 месяцев ребенок должен концентрировать внимание на еде, старайтесь не кормить его, отвлекая внимание с помощью мультфильмов. В этот период лучше составить разнообразное меню питания и придерживаться его. Для поддержания интереса к еде, стоит необычно раскладывать еду на тарелке. Меню малыша состоит из каш, растертого мяса или рыбы, творога, йогурта и фруктовых пюре.

Питание малышей в возрасте от 45 до 52 недель

К году ребенок уже может питаться обычной пищей наряду со всеми членами семьи, с некоторыми исключениями:

– ограниченное количество соли в приготавливаемых блюдах;

– исключение специй из состава блюд; не давать продукты питания, приготовленные только из жирных продуктов; 

– все сваренные продукты должны быть рубленые или мятые;

– вареное мясо размолото в блендере или прокручено в мясорубке;

– аккуратное включение кубиков из фруктов, вареного картофеля и овощей.

Физиологические ограничения:

– первое и последнее кормление не должны напрягать желудочно-кишечный тракт (грудное молоко, смеси, кефир);

– вместимость желудка примерно 200 мл;

– в промежутках между едой поить малыша жидкостями:

– грудь по желанию, кипяченая вода, слабый чай, некрепкие компоты.

Необходимо помнить, что полифенолы чая препятствуют всасыванию железа

Каждый раз при включении нового блюда в диету малыша, необходимо настойчиво предлагать ему попробовать, а лишь потом давать, как полноценный прием пищи.

Меню для ребенка с учетом суточных потребностей в 12 месяцев

Характеристика продуктов прикормаРежим
Легкое питаниеРанний утренний завтрак 
Медленные углеводы + Клетчатка + Лецитин, микроэлементыЗавтрак

Для улучшения обменных процессов и обильного выделения желудочного сока

Клетчатка, быстрые углеводы

Животный белок

Обед

Белок

Клетчатка, быстрые углеводы

Полдник

Клетчатка

Легкое питание

Ужин
Легкое питаниеПоздний ужин

Правильность питание детей по месяцам до года, позволяет сформировать работу системы ЖКТ без отклонения и не напрягать внутренние органы. Важен и психологический аспект — это установление режима питания и формирования интереса к здоровой пище.

//pitaniedeti.ru/pitanie-do-3-let/pitanie-do-goda/pitanie-po-mesjacam/pitanie-detej-do-goda-po-mesjacam.html

Источник: //gu99.site.gov.spb.ru/medicinskaja-informacija/pitanie-detej-do-goda-po-mesjacam-rekomendacii-tablicy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.