Почему ребенок, когда засыпает, закатывает глаза вверх или отводит их в сторону?

Ребенок закатывает глаза вверх или в сторону, когда засыпает или спит

Почему ребенок, когда засыпает, закатывает глаза вверх или отводит их в сторону?

Когда родители отмечают какое-то необычное поведение или тревожный симптом у своего ребенка, им нужно сказать об этом педиатру. Не стоит бояться выглядеть глупо, иногда за безобидными признаками скрывается серьезное заболевание.

Однако в некоторых случаях то, что настораживает и пугает взрослых, бывает вариантом нормы.

Вопрос, который часто беспокоит неопытных родителей — почему ребенок закатывает глаза? Что нужно делать, когда было замечено подобное нарушение? К какому врачу обратиться, если грудной малыш отводит вверх глаза, закатывает их во сне или засыпая?

Ребенок закатывает глазки — как это выглядит?

Родители часто обращаются к педиатру с жалобой – грудной ребенок закатывает глаза, открывает их во сне. Веки у новорожденного ребенка действительно нередко открываются во время отдыха, при этом зрачок уходит наверх, а видны остаются только белки. Глаза могут быть только чуть приоткрыты, а могут открыться полностью.

Иногда ребенок более старшего возраста перед тем, как заснуть, или во время бодрствования закатывает глаза кверху. Нельзя игнорировать такое поведение, или ругать его за баловство. Быть может, малыша что-то беспокоит. Постарайтесь понаблюдать за состоянием ребенка — возможно, есть другие настораживающие симптомы.

Почему ребенок может закатывать глаза в момент засыпания?

Если закатывает глазки новорожденный малыш, при этом он спокоен, хорошо спит, нормально сосет грудь, причин для тревоги нет. Это нормальное физиологическое состояние, связанное с особенностями детского организма, незрелостью его нервной системы. В некоторых случаях ребята старше года так балуются при засыпании.

С другой стороны, в некоторых случаях такая аномалия указывает на патологические процессы и заболевания. За состоянием детей, их поведением всегда нужно очень пристально следить. Они не в состоянии оценить и рассказать, что их беспокоит, поэтому ответственность родителей — вовремя заметить нарушения.

Гораздо большее беспокойство у специалистов вызывает закатывание глаз вниз, а не вверх. В этом случае можно заподозрить гидроцефалию или другое неврологическое расстройство.

Норма у новорожденных

В 90% случаев закатывание глаз — это норма для новорожденного. Кроха может пытаться посмотреть на предмет, который находится над ним. Бывает, что малыш, не держащий головку, закатывает глаза просто для того, чтоб посмотреть назад или в другую сторону.

Почему так происходит? У новорожденных малышей еще не сформированы глазные мышцы, и веки могут сами собой приоткрываться во время сна. Через месяц после рождения это пройдет, ребенок научится контролировать движение мышц. Если к 2-3-месячному возрасту закатывание глаз сохраняется, нужно обязательно проконсультироваться с неврологом.

Закатывание глаз как симптом заболевания

Иногда закатывание глаз говорит о сбое в работе организма. Симптом может указывать на несколько заболеваний:

  • пароксизмальный тонический взгляд наверх — это наследственное заболевание, которое часто появляется после перенесенной инфекции, может вызвать задержку психического развития, но в целом угрозы для малыша не несет;
  • болезненные ощущения при отите, болезнях глаз, воспалении гланд могут вызывать закатывание глазок, после устранения основного заболевания этот симптом пройдет;
  • нервный тик — часто бывает у детей 4-10 лет из-за стрессовых ситуаций, психологического напряжения (рекомендуем прочитать: какие симптомы имеет нервный тик у ребенка и лечение);
  • таким признаком может сопровождаться начало эпилепсии, обычно бывает у детей старше 5 лет, при этом они не реагируют на раздражители, запрокидывают голову;
  • повышенное внутричерепное давление: глаза закатываются, начинают косить, появляется рвота – это признаки внезапного приступа, который требует немедленной медицинской помощи;
  • симптом Грефе, или симптом заходящего солнца говорит о незрелости нервной системы малыша, он исчезнет самостоятельно к 6 месяцам;
  • гипотонус или гипертонус мышц лица.

Симптомы, при которых нужно обратиться к специалисту

Родителям нужно отправиться с ребенком к врачу при наличии сопутствующих признаков:

  • нарушения сна, частый плач, тревожность;
  • ребенок водит глазами не только вверх, движения глаз не скоординированы, неестественны;
  • гиперактивность, возбудимость;
  • голова часто запрокидывается назад;
  • задержка психического, умственного и физического развития;
  • дрожание челюсти;
  • косоглазие;
  • очень быстрый и несимметричный рост головы;
  • рвота, тошнота, обильное срыгивание у грудничка;
  • малыш плохо кушает, не может нормально сосать грудь;
  • нарушена двигательная координация, ребенок при ходьбе натыкается на мебель;
  • повышение температуры тела.

Если у ребенка до года сильно повышена температура, возникли судороги, потеря сознания, нужно вызывать скорую помощь. Возможно нарушение работы головного мозга вследствие сильной интоксикации при болезни или приступ внутричерепной гипертензии.

Лечебные мероприятия

Лечением данного расстройства занимаются детский невролог и окулист после полноценного обследования малыша.

Обычно детям медикаменты не назначаются, предпочтительны гимнастика для глаз, массаж, посещение бассейна и физиопроцедуры.

Конечно, при выявлении серьезных нарушений тактика лечения будет более сложной.

Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением, тем более народными средствами. Это состояние может говорить о многих болезнях, поэтому без обследования и консультации специалиста ничего предпринимать нельзя.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз применяется, когда у грудного ребенка понижен тонус мышц лица и глаз. Она проста в исполнении:

  • нужно взять в руку яркую привлекательную игрушку, хорошо, если она будет издавать звуки;
  • подождать, пока ребенок сфокусирует взгляд на ней, обратит внимание;
  • не спеша в разные стороны родитель двигает игрушку (влево-вправо, вверх-вниз, по кругу);
  • упражнение продолжается, пока ребенок не устанет.

Лучше сделать так, чтоб малыш воспринимал гимнастику как веселую игру, нужно ее сопровождать песенками, потешками и хорошим настроением. Хорошо поможет в тренировке глазных мышц мобиль, который вешается над кроваткой, и ребенок следит за движением его элементов.

Массаж и физиопроцедуры

Для проведения курса массажа необходимо обратиться к хорошему массажисту, который имеет практику работы с детьми. Процедуры можно делать дома или в поликлинике. Они помогут привести мышцы в тонус, восстановить нормальную координацию движений глаз, окажут общее укрепляющее действие на организм.

В зависимости от возраста ребенка врач назначит физиопроцедуры, которые помогут вернуть малышу нормальный тонус глазных мышц. Это может быть рефлексотерапия, ванночки с отварами растений с успокаивающим эффектом. Если лечение начато вовремя, то восстановление происходит достаточно быстро.

Источник: //teletype.in/@detskiy_ekspert/HJ_WkCljm

Как избавиться от детских страхов: пути решения проблемы и рекомендациитрусишкам и их родителям

Почему ребенок, когда засыпает, закатывает глаза вверх или отводит их в сторону?

Мнеочень хочется донести до родителей(бабушек и дедушек), что мягкое реагированиена страхи ребенка, теплота и принятие,поддержка и понимание лучше ирезультативнее, чем запугивание, чтениеморали и «взрослый» подход решения кпроблеме: «Я не вижу, значит, ничегонет».

С некоторыми страхами, особенно«возрастными», часто можно справитьсяи самим, не прибегая к помощи специалистов.Такие детские страхи могут развеятьсяпросто лишь при переключении вниманияна что-то интересное для ребенка.

Вовлекайте его в разнообразные игры,занимайте интересной для него деятельностьюи, конечно же, любите, уважайте идемонстрируйте уверенное поведение игармонию.

Ещеодин способ избавитьсяот страхов –ИГРА. Вообще, игра в психотерапии, каки в развитии личности ребенка, занимаетогромную нишу. Игру можно рассматриватькак один из методов психотерапии ипсихокоррекции.

Игры бывают предметные,ролевые, смешанные (предметно-ролевые),спонтанные и организованные (направленные).Пример предметной игры: игра с машинкой,ролевой игры – игра в шофера. Смешаннойигрой будет игра с машинкой и воображениесебя водителем.

Спонтанная игра свободнаот правил, точнее, содержание игры строятдети, а в организованной существуетнабор правил.

Играхороша тем (в психотерапевтическомсмысле), что позволяет прожить ввоображаемой реальности волнующую ипугающую ситуацию, а так же отреагироватьна нее, эмоционально очиститься.

Подобноевозможно как в спонтанной игре (предметной,ролевой или смешанной), когда ребенокбессознательно будет проигрыватьбеспокоящие его вещи, события, так и ворганизованной игре (например, психологом)на какую-то конкретную тему.

Здесьсуществует масса важных моментов, и присерьезных случаях лучше доверитьсяпсихологу или психотерапевту.

Такжестоит упомянуть рисование, как один изметодов работы со страхами. Рисование,как и игра, активно используетсяпсихологами при работе с детьми. Рисуяобъект страха, проходя через определенныестадии, он постепенно теряет свою«ужасность», становится эмоциональноменее значимым или значимым со знаком«+».

В«чемоданчике» психолога есть еще многоспособов работы со страхами. Их можновизуализировать, их можно лепить изпластилина или глины, с ними можнообщаться, проигрывая в сказках и маленькихсценках (психодрама), про детские страхиможно сочинять сказки со счастливымконцом и много всего другого.

Далеея бы хотела привести некоторые конкретныерекомендации в борьбе со страхами (опытмоих учителей-наставников и личный),которые я активно использую в своейпрактической работе и рекомендуюклиентам, когда страх, как самостоятельнаяпроблема или как симптом (признак)чего-то другого, имеет место быть в ихжизни или в жизни их близких.

Ночныестрахи, нарушение сна

  • Постарайтесь создать хорошее настроение перед сном;

  • Если ребенка беспокоят ночные кошмары и он не помнит, что ему снилось, не стоит обсуждать это ни с ним, ни при нем;

  • Если ночные кошмары возникают в определенное время сна, то перед этим надо разбудить ребенка и положить спать обратно;

  • Если время кошмара не обозначено, то можно разбудить через 20 минут после засыпания и положить спать вновь;

  • Если ребенок помнит, что ему снилось (кошмар), то тогда включаем на ночь ночник, и можно обсудить сон. Желательно увеличить продолжительность сна на час больше вечером/утром + дневной сон.

    Очень хорошая «поддержка» мягкая игрушка, которая должна быть выбрана вместе с ребенком, как хранитель от страхов во сне. Обговариваем это с ребенком. Объясняем, что она (игрушка) будет оберегать его от всяких страшных снов и пр. Еще отличный вариант «ночной поддержки» – «волшебная пижама».

    Вместе с ребенком выбирается и покупается готовая пижама, обязательно «волшебная», в которой будет хорошо спаться. Дома можно будет добавить к ней элемент защиты: волшебную ленточку, значок, вышить что-то и пр.

    Похожее можно сделать и из простой белой футболки, только этот путь требует больше фантазии и он подходит больше подросткам, особенно при страхах насилия. Обычную белую майку можно разрисовать, обшить цветными пуговицами, сделать вышивку и мн. др. Это должен делать сам ребенок или с помощью взрослого.

    Проговаривается, что это как оберег, который обладает охранными свойствами. Для человека, особенно ребенка, находящегося в дисгармоничном состоянии, напуганного, это может оказаться мощной защитой!

  • От объектов страха, например от чуда-юда, который «приходит» в детскую (вот взял манеру каждую ночь туда-сюда, туда-сюда :-)) от ночных кошмаров, можно строить «ловушки от страшных снов».

    Это может быть гениальное сооружение, рожденное инженерной мыслью, с использованием стульев, коробок, сетки, бумаги, ткани. Можно повесить «нечто» на окно, например паутину из туалетной бумаги или еще что-то.

    Побрызгать «волшебной» водой, проветрить комнату (особенно при страхе душ умерших). Одним словом, фантазируйте, фантазируйте, фантазируйте!

  • При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну (см. статью про ритуалы засыпания) и теплая грелка (можно заменить бутылкой) в постель;

  • Поддержка и тепло родителей, близких, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами. Исполнение данной рекомендации особенно важно при действительно тяжелых страхах и ночных кошмарах, как следствие психотравмирующего события. Давайте понять ребенку, что Вы вместе справитесь с проблемой, что МЫ, это действительно МЫ – ты и я!

  • При дневных и ночных страхах, для избавления от них, нужно приблизить объект страха к реальности. Например, можно прочитать про ЭТО в книге, энциклопедии, придумать, вылепить, чтобы потрогать, изучить страх.

  • При страхах пустых помещений кладем фонарик под подушку, в комнату заходим маленькими шажками, постепенно.

И,заканчивая данную статью, хочу еще разпожелать всем нам безусловного принятиянаших детей, друг друга, теплоты ипонимания.

Клиническийпсихолог СитниковаАнастасия Сергеевна

Определениестраха и его проявления

Страхоснован на инстинкте самосохранения,имеет защитный характер и сопровождаетсяопределенными физиологическимиизменениями высшей нервной деятельности,что отражается на частоте пульса идыхания, показателях артериальногодавления, выделении желудочного сока.

Всамом общем виде эмоция страха возникаетв ответ на действие угрожающего стимула.Существуют две угрозы, имеющиеуниверсальный и одновременно фатальныйв своем исходе характер.

Это смерть икрах жизненных ценностей, противостоящиетаким понятиям, как жизнь, здоровье,самоутверждение, личное и социальноеблагополучие.

Но и помимо крайнихвыражений страх всегда подразумеваетпереживание какой-либо реальной иливоображаемой опасности.

Пониманиеопасности, ее осознание формируется впроцессе жизненного опыта и межличностныхотношений, когда некоторые безразличныедля ребенка раздражители постепенноприобретают характер угрожающихвоздействий. Обычно в этих случаяхговорят о появлении травмирующего опыта(испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи,поражения и т. д.).

Гораздоболее распространены так называемыевнушенные страхи. Их источник – взрослые,окружающие ребенка (родители, бабушки,воспитатели детских учреждении и др.

),которые непроизвольно заражают ребенкастрахом, настойчиво, подчеркнутоэмоционально указывая на наличиеопасности.

В результате ребенок реальновоспринимает только вторую часть фразтипа: “Не подходи – упадешь”, “Небери – обожжешься”, “Не гладь -укусит”, “Не открывай дверь – тамчужой дядя” и т. д.

Маленькомуребенку пока еще не ясно, чем все этогрозит, но он уже распознает сигналтревоги, и, естественно, у него возникаетреакция страха, как регулятор егоповедения.

Но если запугивать “безнужды”, так, на всякий случай, то дитятяполностью теряет спонтанность в поведениии уверенность в себе.

Тогда-то страхи иначинают размножаться без каких-либоограничений, а ребенок становится всеболее напряженным, скованным и осторожным.

Кчислу внушенных можно также отнестистрахи, которые возникают у чересчурбеспокойных родителей. Разговоры приребенке о смерти, несчастьях и болезнях,пожарах и убийствах помимо волизапечатлеваются в его психике.

Всеэто дает основание говорить обусловно-рефлекторном характеревоспроизведения страха, даже еслиребенок пугается (вздрагивает) привнезапном стуке или шуме, так какпоследний когда-то сопровождалсянеприятным переживанием. Подобноесочетание осталось в памяти в видеопределенного эмоционального следа итеперь непроизвольно ассоциируется слюбым внезапным звуковым воздействием.

Также часто, как термин “страх”,встречается термин “тревога”. И встрахе, и в тревоге есть общий эмоциональныйкомпонент в виде чувства волнения ибеспокойства, то есть в обоих понятияхотображено восприятие угрозы илиотсутствие чувства безопасности. Апофеозстраха и тревоги – ужас.

Тревога- это предчувствие опасности, состояниебеспокойства. Наиболее часто тревогапроявляется в ожидании какого-то события,которое трудно прогнозировать и котороеможет угрожать неприятными последствиями.

Тревогав большей мере присуща людям с развитымчувством собственного достоинства,ответственности, долга, сверхчувствительнымк своему положению и признанию окружающих.

В связи с этим тревога выступает и какпропитанное беспокойством чувствоответственности за жизнь (и благополучие)как свою, так и близких людей.

Следовательно,если страх – аффективное (эмоциональнозаостренное) отражение в сознанииконкретной угрозы для жизни и благополучиячеловека, то тревога – это эмоциональнозаостренное ощущение предстоящейугрозы.

Тревога,в отличие от страха, – не всегда отрицательновоспринимаемое чувство, она можетпроявиться и в виде радостного волнения,волнующего ожидания.

Чувствобеспокойства в зависимости от психическойструктуры личности ребенка, его жизненногоопыта, взаимоотношений с родителями исверстниками может приобретать значениекак тревоги, так и страха. Человек,находящийся в состоянии безотчетного,неопределенного беспокойства, ощущаеттревогу, а человек, боящийся определенныхобъектов или мыслей, испытывает страх.

Всвою очередь, страх можно рассматриватькак выражение тревоги в конкретной,объективизированной форме, еслипредчувствия не пропорциональныопасности и тревога принимает затяжноетечение. В некоторых случаях страхпредставляет собой своеобразный клапандля выхода лежащей под ним тревоги,подобно лаве, вытекающей из жерлавулкана.

Есличеловек начинает бояться самого фактавозникновения страха (страх страха), тоздесь налицо высокий, нередко запредельныйуровень тревоги, поскольку он боится,а точнее, опасается всего того, что можетдаже косвенно угрожать его жизни иблагополучию.

Всамом общем виде страх условно делитсяна ситуативный и личностный. Ситуативныйстрах возникает в необычной, крайнеопасной или шокирующей взрослогочеловека или ребенка обстановке,например, при стихийном бедствии,нападении собаки и т. д.

Часто он появляетсяв результате психического зараженияпаникой в группе людей, тревожныхпредчувствий со стороны членов семьи,тяжелых испытаний, конфликтов и жизненныхнеудач.

Личностно обусловленныйстрах предопределен характером человека,например, его повышенной мнительностью,и способен появляться в новой обстановкеили при контактах с незнакомыми людьми.Ситуативно и личностно обусловленныестрахи часто смешиваются и дополняютдруг друга.

Страхтакже бывает реальный и воображаемый,острый и хронический. Реальный и острыйстрахи предопределены ситуацией, авоображаемый и хронический – особенностямиличности.

Страхи тревога как относительно эпизодическиереакции имеют свои аналоги в форме болееустойчивых психических состояний: страх- в виде боязни, тревога – в виде тревожности.

Общей основой всех этих реакций исостояний является чувство беспокойства.

Если страх и отчасти тревога – скорее,ситуативно обусловленные психическиефеномены, то боязнь и тревожность,наоборот, личностно мотивированы и,соответственно, более устойчивы.

Несмотряна то что страх – это интенсивно выражаемаяэмоция, следует различать его обычный,естественный, или возрастной, ипатологический уровни.

Обычнострах кратковремен, обратим, исчезаетс возрастом, не затрагивает глубокоценностные ориентации человека,существенно не влияет на его характер,поведение и взаимоотношения с окружающимилюдьми. Более того, некоторые формыстраха имеют защитное значение, посколькупозволяют избежать соприкосновения собъектом страха.

На патологическийстрах указывают его крайние, драматическиеформы выражения (ужас, эмоциональныйшок, потрясение) или затяжное, навязчивое,труднообратимое течение, непроизвольность,то есть полное отсутствие контроля состороны сознания, как и неблагоприятноевоздействие на характер, межличностныеотношения и приспособление человека ксоциальной действительности.Как жепроявляется страх?

Источник: //studfile.net/preview/5708136/page:4/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.