Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Причины детских страхов и способы их коррекции в младшем школьном возрасте

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Колпакова Анастасия Сергеевна – студент кафедры Социальной педагогики факультета Психологии Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. (ВлГУ, г. Владимир).

Пронина Елена Викторовна – кандидат психологических наук, доцент Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. (ВлГУ, г. Владимир).

Аннотация: В данной статье раскрывается понятие «страх» и его отличие от понятия «тревоги». Особое внимание уделяется особенностям детских страхов младшего школьного возраста и их отличию от страхов в дошкольном возрасте. Также описываются причины возникновения детских страхов, их основные виды и способы коррекции.

Ключевые слова: Страх, тревога, невротические страхи, детские страхи, коррекция.

В современном обществе на ребенка влияет множество неблагоприятных факторов, что может привести к трудностям в развитии потенциальных возможностей личности. Одним из этих неблагоприятных факторов многие ученые отмечают детские страхи, так как они ведут к повышенной возбудимости и тревожности.

Переход ребенка из детского сада в общеобразовательную школу является кризисным периодом, так как он попадает в своеобразные экстремальные условия, которые, чаще всего и приводят к детской тревоге и страхам.

В данный период важно ребенку помочь разрешить и преодолеть эти трудности.

Поэтому наиболее актуальной задачей для практической психологии и педагогики является поиск наиболее эффективных путей выявления и преодоления детских страхов.

Проблемой детских страхов занимались ученые: С. Холл, З. Фрейд, Г.С. Салливен, Н.Г. Вологодина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и др.

Концепция развития страха в онтогенезе А.И. Захарова была нами взята за основу. Автор отмечает страх как специфическое средство познания окружающей действительности, которое ведет к более критичному и избирательному отношению к ней. Таким образом, страх может выполнять определенную социализирующую , а также обучающую роль в процессе формирования личности [4, с. 12].

Термин «Страх» схож по значению с термином «тревога», так как в обоих понятиях отображается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Однако тревога заключается в отрицательном эмоциональном состоянии, возникающем в ситуации неотчетливой опасности и в ожидании плохого развития событий. Состояние тревоги отличается от страха тем, что у нее нет конкретного предмета.

Страх же, предполагает существование определенного объекта, человека или события, который пугает.

Большинство детских страхов носят временный характер: обусловлены возрастными особенностями развития. При правильном осознании причин их появления, детские страхи исчезают.

Однако существуют устойчивые невротические страхи.

Они служат симптомом неблагополучия ребенка: физическое, психологическое, моральное истощение; неосведомленность родителей в психологических и возрастных особенностях своего ребенка, наличие у родителей собственных страхов, конфликтное взаимоотношение в семье.

Такие страхи переносятся детьми болезненно и сохраняются долгое время. А также они отрицательно влияют на развитие его мышления и эмоционально-волевой сферы. В таком случае, ребенку требуется профессиональная помощь психолога.

По мнению отечественного исследователя А. И. Захарова, основными причинами детских страхов являются внушенные страхи в виде гнева, угрозы по отношению к ребенку, постоянных запретов родителей и учителей, при этом, ребенок чувствует опасность, но не осознает ее сущность. Источником внушенных страхов являются взрослые и окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели, педагоги и др.).

Также часто причинами страхов могут быть и сами дети. Бывает, они фантазируют себе чудовищ и монстров, например, в темном помещении или когда остаются одни. Либо рассказывают страшные истории своим друзьям и одноклассникам, таким образом, происходит передача своих страхов другим.

В дошкольном возрасте преобладают природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения (например: страх своей смерти). Однако в младшем школьном возрасте происходит переход к социальным страхам:

– Страх «быть не тем». Это страх несоответствия социальным требованиям ближайшего окружения (школа, сверстники, семья). При этом, учителя и родители должны постоянно оказывать ребенку знаки поддержки и одобрения. Похвала и поощрения должны быть сдержанными, и только за дело.

– Страх разлуки или страх одиночества. Состояние страха, которое возникает при реальной или воображаемой угрозе расставания ребенка со значимыми для него лицами. Этот страх считается невротическим, если он чрезмерно интенсивен и длителен, когда он наносит ущерб нормальному развитию личности ребенка или возникает в том возрасте, когда обычно уже должен быть преодолен.

– Страх смерти родителей.

– Страх принятия решений или страх ответственности. Страх проявляется в том, что ребенка ставит в замешательство даже простейшая ситуация выбора, так как все за него решают другие люди.

На базе МБОУ СОШ № 48 г. Владимира нами было проведено исследование 1 «А» класса. В нем участвовало 26 человек. Цель данного исследования – выявление основных причин детских страхов младшего школьного возраста. Использовалась методика М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» Она наиболее эффективно позволяет выявить количество страхов у ребенка и их характер.

Результаты показали, что большинство учеников (73%) боятся одиночества.

Преодоление детских страхов требует комплексного подхода в коррекционной работе.

Психологическая коррекция – форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление особенностей психического развития, не соответствующих норме с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев.

Для более эффективного коррекционного воздействия необходимо знать:

– что такое страх;

– какую функцию он выполняет;

– как возникает и развивается;

– чего больше всего боятся дети и почему;

– как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть.

Также необходимо знать и уметь использовать различные направления психокоррекции:

Арт-терапия – метод психотерапии, в котором используются творчество и художественные приемы (игра, рисование, музыка, фотография, лепка и др.).

Виды арт-терапии: рисование, библиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, песочная терапия и др.

В коррекционной работе успешно применяется совокупность различных методик. Этот комплексный подход называется арт-синтезтерапии. Он объединяет разнообразные методики в единое целое (например, игротерапия и оригами, театр и драматургия, риторика и стихосложение). В наше время количество видов терапий и методик постоянно увеличивается.

Таким образом, страх играет важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, он может уберечь от опасных и необдуманных поступков. Но, с другой стороны – страхи препятствуют развитию личности ребенка, тормозят творческую деятельность, способствуют формированию низкой самооценки и повышенной тревожности.

Чтобы этого не произошло, психолог и социальный педагог должны развивать у ребенка уверенность в себе, его эмоциональное устойчивость, коммуникативные навыки, а также стимулировать его к творческой деятельности.

Список литературы

1. Голутвина В. В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться. М.: Гелеос, 2008. – 256 с.

2. Захаров А. И. Как преодолеть страх у детей. М.: 1986. 112с.

3. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь. М.: 1985. 431с.

4. Кочетова Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов [электронный ресурс] /Ю.А. Кочетова. – электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, №1. – режим доступа: //www.psyedu.ru/journal/2012/1/2789.phtml

5. Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. М.: 2001.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Источник: //na-journal.ru/1-2014-gumanitarnye-nauki/421-prichiny-detskih-strahov-i-sposoby-ih-korrekcii-v-mladshem-shkolnom-vozraste

Детские страхи и пути их преодоления – современные наукоемкие технологии (научный журнал)

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста
1 Саржанова А.С. 1 Егенисова А.К. 1 1 Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова 1. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. – М., 1990. – 165 с.
2. Захаров А.И.. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб., 1995. – 31-32 с.
3. Костина Л.М.

Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003. – 230 с.
4. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. – Тбилиси, 1966. – 78 с.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха.

Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психики, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Подавляющее большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временной характер.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины появления, чаще всего исчезаю бесследно.

Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, наличие у них самих страхов, конфликтных отношений в семье, чрезмерной опекой.

Страхи появляются у 40 % детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами. Страх является наиболее опасной эмоцией.

Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв.

На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона. Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир.

Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Причины возникновения детских страхов Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх.

Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: «Не будешь спать – заберет Баба-яга!». Самые распространенные – это внушенные страхи.

Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься».

Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха.

Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов.

Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей.

Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями. Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

Нормы страхов для детей разных возрастов приведены ниже. Что делать родителям, как им помочь ребёнку? Прежде всего, следует критически оценить семейную ситуацию, проанализировать своё поведение.

Очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Когда ребёнка излишне опекают, он ощущает себя маленьким и слабеньким. Мир представляется ему грозным и враждебным.

Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый его шаг? А поскольку мира ребёнок не знает (ему не дают возможности с ним познакомиться по-настоящему), место знаний занимают фантазии.

Неизвестное всегда страшит вдвойне.

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90 % случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Смерть родителей – также довольно часто встречающаяся разновидность детских страхов, зачастую порожденная самими же взрослыми.

Часто базируются на боязни различных сказочных персонажей и мультипликационных героев.

Абсолютно любая методика диагностики детских страхов ставит перед собой цель выявить не только сами страхи, но и причину их возникновения, для того, чтобы бороться не с последствиями, а с первопричиной страха. Одни специалисты используют для этого рисование, другие – лепку, а третьи предпочитают беседы с малышом.

Сложно назвать наилучшую диагностику детских страхов, так как все эти способы дают одинаково эффективные результаты, а при выборе метода необходимо учитывать ряд индивидуальных психологических и возрастных особенностей каждого малыша. Поэтому в данной статье идёт речь о том, как избавиться от детских страхов самостоятельно, в домашних условиях.

Если же этого не получится сделать, тогда, безусловно, необходимо будет обратиться за помощью к психологу.

Как уже было сказано, для того, чтобы успешно преодолеть страхи, необходимо с помощью психоанализа детских страхов выяснить причины. В домашних условиях вы можете воспользоваться несколькими простыми, доступными для родителей методиками выявления детских страхов, которые дают весьма точное представление о характере проблемы.

Для освобождения от страхов можно использовать различные методы. Это игротерапия, сказкотерапия, арттерапия (рисование различных «страшных» персонажей, лепка отрицательных героев), а также музыкотерапия и танцтерапия.

Преодоление детских страхов можно использовать разнообразных средств и методов психологического воздействия (игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, музыкатерапия, танцытерапия, проективные методы, методы релаксации и саморегуляции).

Коррекционная работа ведется в нескольких направлениях: консультирование; лекции-семинары (для родителей, педагогов); стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов.

1-й этап – принятие заявок педагогом-психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.

2-й этап – проведение педагогом-психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.

3-й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий. Коррекционная группа формируется из детей среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в течение трех недель, продолжительность каждого 20–30 мин. Цикл – 15 занятий.

5-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями. Данная коррекционная работа, на наш взгляд, является наиболее эффективной при оказании помощи детям в преодолении страхов.

В рамках программы коррекции детских страхов детские психологи дают несколько крайне полезных рекомендаций родителям. Ведь научно доказан тот факт, что в 95 % всех случаев возникновения детских страхов прямым или косвенным образом к этому причастны родители.

Что мы отчетливо наблюдаем в своей работе. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, надо только время от времени.

Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка. Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что все это глупости.

Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх. Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним.

После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять.

Делать все это необходимо вместе с воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх. Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей.

Помочь детям справиться с собственными страхами; обучить методам релаксации и саморегуляции; переориентировать ребенка, помочь перевести страшные образы в разряд беззащитных и несчастных, которых стоит пожалеть и защитить; с помощью проективных методов научить детей отслеживать собственные чувства, а также эмоции и переживания других людей;повысить уверенность ребенка в себе и своих силах. Ход занятия: Знакомство. Игра «Ласковое имя» Цель: помочь детям запомнить друг друга и установить контакт. Вспомните, как вас ласково называют дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик надо бросать в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.(Дети выполняют упражнение.) Упражнение «Иголка и нитка» Цель: активизировать детей, создать у них рабочее настроение. (Дети становятся друг за другом, положив руки на пояс впереди стоящего. Первый ребенок – «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» – бегут за ним, стараясь не отставать.) Игра «Чужие рисунки» Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.(Каждый ребенок рисует свой страх. Педагог-психолог вывешивает рисунки на доске. Дети рассматривают их и по очереди рассказывают, что они нарисовали и чего боятся.) Игра «Боюська»Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем. (Дети быстро передают друг другу мяч. Получивший его должен назвать тотили иной страх («боюську») и передать мяч следующему.)

Лучше воздействовать на детскую психику посредством игры.

В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.

Игрой можно достичь гораздо больше, чем нравоучениями. Как правило, если врослые удастся найти их общие с детьми страхи, преодоление детских страхов становится гораздо быстрее и легче.

Библиографическая ссылка

Саржанова А.С., Егенисова А.К. ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 155-157;
URL: //www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=32161 (дата обращения: 20.01.2020).

Источник: //www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=32161

Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

В ситуациисоциальной нестабильности на современногоребенка обрушивается множествонеблагоприятных факторов, способныхне только затормозить развитиепотенциальных возможностей личности,но и повернуть процесс ее развитиявспять. Поэтому большое внимание проблеместраха уделяется в работах отечественныхпсихологов и психотерапевтов, которыеотмечают рост числа детей с разнообразнымистрахами, повышенной возбудимостью итревожностью.

Детскиестрахи в той или иной степени обусловленывозрастными особенностями и имеютвременный характер.

Однако те детскиестрахи, которые сохраняются длительноевремя и тяжело переживаются ребёнком,говорит о нервной ослабленности малыша,неправильном поведении родителей,конфликтных отношениях в семье и в целомявляются признаком неблагополучия.

Большинство причин, как отмечаютпсихологи, лежат в области семейныхотношений, таких как попустительство,непоследовательность в воспитании,отрицательное или слишком требовательноеотношение к ребёнку, которое порождаетв нём тревогу и затем формируетвраждебность к миру.

Психика ребенка отличаетсяобостренной восприимчивостью, ранимостью,неспособностью противостоятьнеблагоприятным воздействиям.Невротические страхи появляются врезультате длительных и неразрешимыхпереживаний или острых психическихпотрясений, часто на фоне болезненногоперенапряжения нервных процессов.

Поэтому невротические страхи требуютособого внимания психологов, педагогови родителей, так как при наличии такихстрахов ребенок становится скованным,напряженным. Его поведение характеризуетсяпассивностью, развивается аффекu001fтивнаязамкнутость.

В связи с этим остро встаетвопрос ранней диагu001fностики невротическихстрахов.

В последнее время вопросыдиагностики и коррекции страховприобрели, важное значение, ввиду ихдовольно широкого распространениясреди детей. В связи с вышесказаннымостро встает необходимость комплексногоподхода к решению проблемы коррекциидетских страхов, в частности, привлечениясемьи.

Эта работа может выражаться какв ознакомлении родителей с результатамиисследования в допустимой форме, так ив направлении родителей на консультациюк специалисту по семейным вопросам.

Такой подход может воздействовать нетолько на внешние стороны проявлениястрахов, но и на порождающие егообстоятельства.

Страхи,эмоциональные нарушения поддаютсякоррекции и без последствий проходяту детей до десяти лет.

Поэтому чрезвычайноважно своевременно обращаться кспециалисту, принять меры по преодолениюфобий у ребёнка.

B связис этим, наиболее актуальной дляпрактической психологии и педагогики,является задаu001fча поиска наиболееэффективных путей выявления и преодоленияпсихического неблагополучия ребёнка.

Проблема: проблемане столько в выявлении страхов у детей,

сколько в выборе комплексных,индивидуальных методик их

коррекции.

Объект исследования:детские страхи как психолого-

-педагогическоеявление.

Предмет исследования:детские страхи и способыих коррекции.

Цель исследования:выявить виды детских страхов и определитьспособы их коррекции в дошкольномвозрасте.

Задачи:1.Проанализироватьработы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.

2. Изучитьпсихологические причины формированиядетских страхов.

3.Рассмотреть влияниестраха и тревожности на формирующуюсяличность ребенка.

4. Выявить характердетских страхов и способы их коррекциив дошкольном возрасте.

5.Разработать моделькоррекционных занятий по преодолениюстрахов у дошкольников.

Методы исследования

1.Анализ научнойи методической литературы.

2.Анкетирование.

3.Беседы с педагогамии родителями.

Глава1. Проблемы страхов

1.1. Причины детскихстрахов

Психологи XXвека видели причину тревог в развитиицивилизации и огромном потоке информации,лавиной обрушивающемся на человека.Современная психология рассматриваеттревогу как социальное явление. Учёный К.

Изард объясняет различиетерминов «страх» и «тревога» такимобразом: тревога – это комбинациянекоторых эмоций, а страх – лишь одна изних. Российский психолог А. И.

Захаровсчитает, что страх – это одна изфундаментальных эмоций человека,возникающая в ответ на действиеугрожающего стимула.

А.И.Захаров отмечает, чтострах может развиваться у человека влюбом возрасте: у детей от 1 года до 3 летнередки ночные страхи, на 2-ом году жизни,наиболее часто проявляется страхнеожиданных звуков, страх одиночества,страх боли (и связанный с этим страхмедицинских работников). В 3-5 лет длядетей характерны страхи одиночества,темноты и замкнутого пространства.

От5 —7 лет ведущим становится страх смерти.От 7 до 11 лет дети больше всего боятся«быть не тем, о ком хорошо говорят, когоуважают, ценят и понимают» Каждомуребенку присущи определенные страхи.Однако, если их очень много, то можноговорить о проявлениях тревожности вхарактере ребенка.

До настоящего времениеще не выработано определенной точкизрения на причины возникновениятревожности.

Объективный подход крассмотрению эмоции страха требуетуказать на то, что, несмотря на своюотрицательную окраску, страх выполняетразнообразные функции в жизни человека.На всем протяжении человеческой историистрах сопровождал людей, выражаясь вбоязни темноты, огня, природных явлений.

Страх мобилизовал научный и творческийпотенциал людей на борьбу со стихией.Страх играл и играет защитную роль,позволяя избежать встречи с опасностью.Страх также выступает своеобразнымсредством познания реалий окружающегомира, приводя к более критическому иизбирательному отношению к явлениямжизни. Поэтому, по мнению А.И.

Захарова,страх можно рассматривать как естественноесопровождение человеческого развития.

Всамом общем виде страх условноклассифициu001fруют на ситуационный(возникающий в необычных ситуациях) иличностно обусловленный (предопределяемыйхарактером человека тревожноймнительностью). Страх бывает реальныйи воображаемый, острый и хронический.

Принято выделять также возрастныестрахи, появление которых чаще всегосовпадает с опредеu001fленными изменениямив жизни ребенка, другими словами,возрастные страхи являются отражениемличностного развития ребенка. Страхиусловно можно разделить на ситуационныеи личностно обусловленные.

Ситуационныйстрах возникает в необычной, крайнеопасной или шоu001fкирующей ребенкаобстановке. Личностно обусловленныйстрах предоu001fпределен характером человека,например его склонностью к переживаниютревоги, и может появляться в новойобстановке или при контактах с незнакомымилюдьми.

И в страхе, и в тревоге есть общийэмоциональный компонент в виде чувстваволнения и беспокойства, т. е. в нихотражается восприятие угрозы илиотсутствие чувства безопасности.Возрастную периодизацию формированиячувств и появления страхов у детейописывает Т.А. Данилиной.

Страх (отгреческого страх) – сильная и не имеющаяпод собой реальной основы боязньчего-либо – открытого пространства(например, страх перед площадями, паркамиили большими магазинами), тесно замкнутогопространства, высоты, безобидных животных(при зоофобии) или какого-либо объекта(обычно живого), который у других людейчрезмерного страха не вызывает.

Страхи возникают вследствиепсихического заболевания, неврозов,жизненных потрясений, физического илиумственного переутомления, послетравмирующих стрессовых воздействий.

Чаще встречаются у людей со слабойволей, склонных к навязчивым эмоциональнымсостояниям, мыслям, воспоминаниям.

Некоторые фобии встречаются у психическиздоровых людей, например, страх передтемнотой, боязнь воды, высоты, появлениянекоторых животных и т. д., хотя они могутне содержать реальной угрозы.

Первичное формированиесостояний с навязчивым страхом происходитв условиях внезапного переживаниячеловеком отрицательной эмоциональнойреакции (испуг, тревога, крайняяозадаченность и т. д.).

Существует много фобий(тревог), страхи (фобии, простыефобии) являются как бы составной частьюличности тревожно-мнительной структурыи представляют собой боязнь каких-либопредметов, животных, насекомых, например:агорафобия – боязньвидимого пространства (страшно пройтипо мосту, пересечь дорогу и т.п.

);клаустрофобия – боязньзамкнутых проu001fстранств (страшно находитьсяв закрытом помещении, в музее и дажетеатре); акрофобия – боязньвысоты (страшно летать на самолете,пройти по высокому мосту, подойти кокну, стоять на балконе верхнего этажавысотного дома: кажется, что высота«манит», и человек невольно двигаетсяк краю, хотя не делает ни одного шага);айхмофобия – боязнь острых предметов,арахнофобия – боязнь пауков, герпетофобия– боязнь змей, гленофобия – боязньвзгляда куклы, либо особых ситуаций:антропофобия – боязнь людей, толпы,гомицидофобия – боязнь совершитьубийство, дентофобия – боязньзубоврачебного вмешательства, дерматофобия– боязнь заболеть кожной болезнью, маниофобия – страх безумия, мизофобия– страх загрязнения, монофобия – боязньодиночества, нозофобия – страх увечья,неизлечимой болезни, заражения, оксифобия– боязнь острых предметов, петтофобия– страх общества, ситофобия – страхпринятия пищи, скоптофобия – боязньпоказаться смешным, привлечь к себевнимание, суицидофобия – боязнь совершитьсамоубийство, танатофобия – страхвнезапной смерти, тафефобия – страхпогребения заживо, фобофобия – страхстраха, эрейтофобия – боязнь покраснеть,а также пантофобия – всеохватывающийнавязчивый страх.

Некоторые из них, такиекак агорафобия, выделены в отдельныедиагностические категории, остальныеобъединены в группу простых фобий.Диагноз простой фобии обычно устанавливаетсяпосле исключения агорафобии и социальнойфобии.

Простая фобия, как правило, несопровождается вегетативным комплексом,хотя внезапное попадание в фобическуюситуацию может спровоцировать паническуюатаку.

Часто подверженные фобиям людисознают бессмысленность своих страхов,но справитьu001fся с ними не могут.

Психиатры четко различалитревогу и страх еще в XIXвеке. Страх всегда имеет причину. Исчезлаугроза – пропал страх. Тревога не имеетвидимых оснований. Страх обостряетчувства, мобилизует силы и побуждает кдействиям.

Тревога парализует волю,мучит, угнетает, причиняет душевное ифизическое страдание, может привестик болезни.

Значит, тревога -это болезненное состояние психики,избавиться от которого можнотолько с поu001fмощью психолога, психоневролога,психиатра.

Американский психиатрГарри Стэк Салливан считал, что в психикелюбого человека можно разобраться, лишьраспутав клубок взаимоотношений, вкоторых он находится с другими людьмии в которых отчетливо проявляется егоиндивидуальность. Именно такие отношениявозникают между матерью и ребенком.Салливан называл их эмпатией, т.е.вчувствованием.

Если ребенок растетбоязливым, значит, что-то неладно в егоотношениях с матерью. Дело не только внедостатке внимания и любви. Если матьбоязлива, ребенок тоже становитсяпугливым. Это встречается настолькочасто, что возu001fникла гипотеза: боязливостьпередается по наследству.

Но все же,многие психотерапевты уверены, что эторезультат воспитания в младенческом ираннем возрасте.

Отечественные психологиЛ.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,А.В. Запорожец и др. иамериканские учёные АльфредАдлер, Гарри Стэк Салливан идр. утверждают, что в ранние годы особоезначение имеет удовлетворение витальных,т.е.

жизненных потребностей, таких какеда, питье, сон, собственная безопасность.

Когда эти потребности удовлетворяются в полной мере, возникают социальныепотребности: общение с взрослым, еголаска, любовь, привнесение информацииоб окружающем мире – все то, что способствуетразвитию человека как личности.

Ученые считают, чтотревога, умело преодолеваемая человеком,не принимающая форму болезни, необходима.

Выдающийся немецкий психиатр баронВиктор Эмиль фон Гебзаттель писал:«Несомненно, стоит стремиться к жизнибез страха, но вовсе не очевидно, чтостоит стремиться к такой жизни, изкоторой была бы изгнана тревога…

Возбуждение тревоги и связанное с этимразвитие способности к сочувствию,взаимопониманию может стать жизненнойзадачей для человека…»

Источник: //works.doklad.ru/view/VZXIWZnBrFM.html

Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста

Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста

В современное время ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Сейчас многие ученые отмечают, что повышается рост числа детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности.

При переходе из детского сада в общеобразовательную школу ребенок попадает в своеобразные экстремальные условия, которые могут привести к детской тревоге и страхам.

В этот период важно помочь ребенку разрешить и преодолеть эти трудности.

Поэтому наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Проблемой детских страхов занимались зарубежные ученые, например, такие как: С. Холл, З. Фрейд, Г. С. Салливен; и отечественные В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Н. Г. Вологодина и др.

За основу мы взяли концепцию развития страха в онтогенезе А. И. Захарова. Он отмечает страх как своеобразное средство познания окружающей действительности, которое ведет к более критичному и избирательному отношению к ней. Таким образом, страх может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности» [4, с. 12].

Термин «Страх» является схожим по значению к термину «тревога».

Однако тревога заключается в отрицательном эмоциональном состоянии, возникающем в ситуации неотчетливой опасности и в ожидании плохого развития событий.

Состояние тревоги отличается от страха тем, что у нее нет конкретного предмета. Страх же, предполагает существование определенного объекта, человека или события, который пугает.

Общее в страхе и в тревоге это эмоциональный компонент, который проявляется в виде чувства беспокойства и волнения, то есть в обоих понятиях отображается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают.

Однако также существуют устойчивые невротические страхи.

Такие страхи служат симптомом неблагополучия: физическое, психологическое, моральное истощение ребенка; неправильная позиция родителей при воспитании детей, их неосведомленность в психологических и возрастных особенностях своего ребенка, наличие у родителей собственных страхов, конфликтное взаимоотношение в семье.

Такие страхи переносятся детьми болезненно и могут сохранятся долгое время, при этом они искажают личность ребенка, а также отрицательно влияют на развитие его мышления и эмоционально-волевой сферы. В данном случае, ребенку требуется помощь профессионального психолога.

Основные причины детских страхов:

–          Конкретный случай, пугающий ребенка (например: укусила собака). Данные страхи быстрее и эффективнее корректируются. В этом случае не всегда развивается стойкий, заметный страх для окружающих. Так, как это во многом зависит от индивидуальных особенностей характера ребенка (медленная переключаемость внимания, мнительность, низкая самооценка, пессимизм и т. д.).

–          Внушенные страхи. Как правило, их источником являются взрослые (родители, родственники, учителя). Они бывают непроизвольно, а иногда и с бурными эмоциями, предостерегают ребенка от опасности.

При этом, взрослые не обращают внимания на то, что его напугало больше: опасность или реакция на нее взрослого. В итоге ребенку не понятна данная ситуация, но он уже чувствует тревогу.

Таким образом, у него возникает страх, который может зафиксироваться и распространиться на дальнейшее поведение в подобных ситуациях. Как правило, такие страхи закрепляются на всю жизнь.

–          Детская фантазия. Бывают случаи, когда ребенок воображает себе предмет страха. Например, в детском возрасте многие боялись темноты, где оживали монстры и призраки. Но каждый ребенок по-своему реагирует на такие вымыслы. Одни сразу их забывают, а у других это может привести к непоправимым последствиям.

–          Внутрисемейные конфликты. Иногда ребенок боится оказаться причиной конфликтов между родителями или чувствует себя виноватым в сложившихся ситуациях.

–          Взаимоотношения со сверстниками. Когда школьный коллектив не принимает ребенка, постоянно конфликтует с ним, тогда у него пропадает интерес к школе, появляется страх быть униженным. Причиной появления страха могут быть и сами дети. Например, один ребенок может запугивать другого разными страшными историями.

–          Неправильное воспитание и деструктивное отношение к ребенку. Детские страхи могут возникнуть как при недостатке внимания родителей (гипоопека), так и при излишней внимательности (гиперопека), а также при жестоком отношении к ребенку.

–          Наличие невроза. Это психологическое расстройство должны диагностировать и лечить медицинские работники. Невроз проявляется через те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка.

А также очень сильное проявление и переживание страхов.

На патологический страх указывают его крайние способы выражения (например: ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное течение, непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны.

По мнению А. И.

 Захарова все страхи делятся на две группы: природные и социальные: «Природные страхи основываются на инстинкте самосохранения, а также помимо основополагающих страхов своей смерти и смерти родителей добавляются страхи чудовищ, призраков, животных, темноты, крови, движущегося транспорта, стихии, высоты, замкнутого пространства, глубины, воды, огня, пожара, врачей и т. д».. К социальным страхам относятся: «наказания, страх одиночества, каких-либо людей, страх быть не собой, осуждение со стороны сверстников и т. д»..

Переход от дошкольного периода к школьной жизни — один из главных переломных моментов в психическом развитии детей, так как ребенок должен перейти от игры к деятельности обучения, которая ставит перед ним новые правила.

Ребенок в школе не только получает новые знания, умения и навыки, но также и определенный социальный статус. При этом у него меняются ценности и интересы.

А также кроме его родителей, авторитетом для младшего школьника становится его учитель.

Процесс перестройки эмоционально-мотивационной сферы заключается не только в появлении новых мотивов, изменением в иерархической мотивационной системе ребенка.

Но, также в кризисный период происходит важная глубокая перестройка в плане переживаний. В конце дошкольного детства намечается осознание ребенком своих переживаний.

В младшем школьном возрасте осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.

В младшем школьном возрасте, страхи, основанные на инстинкте самосохранения, сменяются социальными страхами, более сложными по своей структуре и гораздо труднее определяемые. Например, такие как:

–          Страх смерти родителей. Проблемные симптомы, не замеченные у ребенка, могут начать проявляться в первых признаках невроза: нарушение сна, заторможенность или чрезмерная активность. В результате, это скажется на учебе и, как следствие, проявится в недовольстве школьного педагога. Таким образом, усугубит проблему и выведет страхи на новую ступень.

–          Страх «быть не тем». Это ведущий страх в младшем школьном возрасте — боязнь быть не тем, о ком хорошо отзываются, кого уважают, ценят и понимают.

То есть, это страх не соответствия социальным требованиям ближайшего окружения (школа, сверстники, семья). Формой этого страха может являться страх сделать что-то не так, как нужно и правильно.

Чтобы предотвратить этот страх нужно постоянно оказывать ребенку знаки поддержки и одобрения. Похвала и поощрения должны быть сдержанными, и только за дело.

–          Страх разлуки. Состояние страха, которое возникает при реальной или воображаемой угрозе расставания ребенка со значимыми для него лицами. Его считают патологическим, когда он чрезмерно интенсивен и длителен, когда он наносит ущерб нормальному, типичному для данного возраста качеству жизни или возникает в том возрасте, когда обычно уже должен быть преодолен.

–          Страх принятия решений. Или страх ответственности. Чаще он встречается у детей, воспитывающихся в строгих или боязливых семьях. В обоих случаях страх проявляется в том, что ребенка ставит в замешательство даже простейшая ситуация выбора.

В решении проблемы детских страхов существует необходимость комплексного подхода в психологической коррекции детских страхов и поиска способов преодоления психического неблагополучия ребенка.

Под «психологической коррекцией» понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза, с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев.

Начальным этапом коррекции является диагностика. Она может проводиться в качестве беседы. При этом хорошо использовать проективные методики (например рисуночные тесты) для детей, т. к. они наиболее полно отражают внутренний мир ребенка, а также его настроение на данный момент времени.

Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать различные направления психокоррекции:

Арт-терапия — метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются творчество и художественные приемы (игра, рисование, музыка, фотография, лепка, кинофильмы, книги, создание историй, актерское мастерство, и многое другое).

Видами арт-терапии являются: рисование, библиотерапия (в том числе сказкотерапия), куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, песочная терапия и др.

В коррекционной работе также успешно применяется совокупность различных методик. Этот комплексный подход называется арт-синтезтерапии. Он объединяет разнообразные методики в единое целое, так как многие виды искусства легко сочетаются (например, игротерапия и оригами, театр и драматургия, риторика и стихосложение). Количество видов и методик в наше время постоянно увеличивается.

Также популярным направлением психокоррекции детских страхов является зоотерапия. Учеными было доказано, что общение ребенка с животными (кошка, собака, лошадь и др.) способствует снижению артериального давления, усталости и стресса. Также присутствует лечебный эффект при психологических травмах и воспалительных процессах.

Одним из направлений психокоррекции является и садовая терапия. Используются растения и садоводство как инструмент для улучшения социального, психологического и физического благосостояния детей и взрослых.

Практический опыт американских терапевтов доказывает, что занятия садоводством самым положительным образом влияют на детей, в силу различного рода отклонений испытывающих трудности с учебой.

При этом расширяется их бытовой и социальный опыт, дети приобретают полезные практические навыки для жизни [6; 47].

Таким образом, системный подход в психотерапии детских страхов — один из наиболее эффективных методов.

Использование одного или несколько методов в коррекции детских страхов уже принесут пользу ребенку — помощь в легком прохождении возрастной обусловленности страхов и переключении к активной деятельности.

Так, как легче предупредить развитие патологических страхов в детском возрасте, чем лечить фобии и навязчивые состояния у взрослых.

Литература:

1.         Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться/ В. Голутвина. — Москва: Гелеос, 2008. — 256 с. ISBN: 978–5-8189–1362–9

2.         Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей/ А. И. Захаров. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 313с. ISBN: 5–9268–0368–3

3.         Сорокина В. В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. — 2-е изд. / В. В. Сорокина.– М.: Генезис, 2007. — 191с.

4.         Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ А. И. Захаров.- М.: Педагогика, 1986. — 127 с.; 2-е изд. — М.: Педагогика, 1993. — 127 с.

5.         Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов [электронный ресурс] /Ю. А. Кочетова. — электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, № 1. — режим доступа: //www.psyedu.ru/journal/2012/1/2789.phtml

6.         Сизых С. В. Садовая терапия / Сизых С. В., Кузеванов В. Я.// Биология в школе. — 2009. — № 5. — С. 47–50.

Источник: //moluch.ru/archive/62/9501/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.