Особенности песочной терапии для детей дошкольного возраста: методики, занятия и упражнения в детском саду и дома

Гбдоу детский сад №89 петроградского района спб

Особенности песочной терапии для детей дошкольного возраста: методики, занятия и упражнения в детском саду и дома

Песочная терапияэто просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.

Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду.

И это естественно, ведь дети 1, 5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей.

Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

Необходимым условием повышения адаптационных возможностей детей является использование метода песочной терапии.

Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах, связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды терапии: акватерапия; ароматерапия; логотерапия; магнитотерапия; цветотерапия; песочная терапия.

Песочная терапияодин из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии.

Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Автор метода песочной терапии, швейцарский аналитик Дора Кальфф, считает, что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1.В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2.В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.

3.В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4.В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5.Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Игры с песком используются педагогами младших групп в качестве групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению педагога.

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо стационарная песочница на игровой площадке, либо специально организованная «минипесочница» в групповой комнате.

Оборудование «мини-песочницы»:

1.Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2.Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.

3.Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

«Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой.

В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал – камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, – словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

НОД с использованием метода песочной терапии имеет свою структурную особенность:

1.Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.

Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.

2.Непосредственно обучающая часть.

Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.

3.Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.

Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Педагог в ходе НОД обращает внимание детей на изменение тактильной чувствительности при работе с сухим и мокрым песком. Если ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении игр с песком.

Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушкипосредника, например – Песочного зайчика. Данную игрушку мы используем только в песочнице или в некоторых исключительных случаях в НОД в группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

Памятка по организации безопасного поведения детей в играх с песком.

При каждой организации игр с песком необходимо:

проверить прочность песочного ящика, любые мелкие неисправности

должны быть немедленно устранены.

перекопать песок, полить его горячей водой, немедленно убрать с

поверхности песка мусор, инородные предметы.

обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление

воздушной среды; проверить на прочность игрушки.

При организации игр с песком запрещается:

использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями; использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие

предметы; сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли); играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга; насыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь; ходить в обуви, наполненной песком; закапывать в песок тело ребенка; лежать на песке вниз лицом;

жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу; нюхать песок; переносить песок весом до 2-х кг – мальчикам, до 1, 5 кг – девочкам.

Взрослый должен внимательно наблюдать за играющими детьми и их отношениями; не оставлять ребенка без присмотра.

Нельзя организовывать игры с песком в ветреную погоду!

Во время проведения НОД с использованием пескотерапии применяются такие формы работы с детьми, как:

1.Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) .

2.Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

3.Дидактические игры-упражнения – «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

4.Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5.Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

6.Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».

7.Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8.Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочноигровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».

Можно выделить группы методов и приемов песочной терапии, используемых в работе:

1.Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

2.Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации) ;

3.Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки) ;

4.Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование) .

В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей: значительно повышается общий эмоциональный фон; снижается уровень тревожности; быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;

повышается познавательная и игровая активность, уровень

взаимодействия со взрослыми и сверстниками; усиливается самостоятельность ребенка;

развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика; более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление, а также речь и моторика.

Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. 

Источник: //gbdou89.petersburgedu.ru/post/view/29066

Опыт работы «Песочная терапия в детском саду»

Особенности песочной терапии для детей дошкольного возраста: методики, занятия и упражнения в детском саду и дома

Юлия Яковлева
Опыт работы «Песочная терапия в детском саду»

Введение

Современные правила ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, развивающих технологий и интересных методов в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих развитие детей, их комфортное пребывание в условиях детского учреждения и сохраняющих здоровье каждого ребенка.

Солнце, море и песок оказывает приятные ощущения и эмоции у каждого человека. Каждый из нас знает свойства песка.

Кто в детстве не играл в “куличики”? Песочный набор – вот, что мы покупаем своему ребенку, когда идём гулять. Самые первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Это наши традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим, как простую песочницу можно использовать с другой стороны.

//www.youtube.com/watch?v=2U9JEEdDI9M

Это побудило меня использовать в своей педагогической деятельности такой технологии как песочная терапия, потому что с помощью обычных материалов и простых приемов можно решить много проблем у детей.

Мой практический опыт показывает, что большое количество детей испытывают какие – либо трудности в получении того или иного социального опыта, у них происходят конфликты со сверстниками, капризы, агрессия, упрямство.

Педагоги пытаются найти эффективные приемы и средства педагогического воздействия. Наиболее подходящим средством обогащения социального опыта и стабильного психоэмоционального состояния ребенка является арт-терапия.

Арт-терапия включает в себя музыкотерапию, психогимнастику, песочную терапию, сказкотерапию.

Песочная терапия была изобретена К. Юнгом.

Он утверждал: «Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим».

Актуальность

Изучая теорию специалистов, я пришла к идее внедрить «песочную терапию» в своей группе. Считая, что игра с песком – одна из форм обычной активности дошкольника.

Песочная терапия для маленьких детей – наилучший способ избавиться от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить педагогам найти и раскрыть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию.

Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут выразить свои переживания при помощи слов.

Игра с песком – это простая и доступная каждому дошкольнику форма деятельности.

Цели и задачи песочной терапии.

Цель: не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Задачи:

развить позитивную Я-концепцию;

стать более ответственным в своих поступках и действиях;

учить полагаться на самого себя;

овладеть чувством контроля;

развить уверенность к процессу преодоления трудностей;

развить самооценку и обрести веру в самого себя

В своей работе использую:

Набор игрового материала

Песок

Деревянный ящик или подносы

Песок – загадочный материал. Он обладает определенной способностью завораживать нас – своей способностью принимать любые формы: быть сухим, влажным, легким, скользящим, пластичным, плотным. Игры в песочнице захватывает дух у детей и взрослых.

Метод песочной игры используют для детей с трех лет, используется для работы с проблемами

• психологические травмы

• страхи, тики, навязчивости и др. расстройства

• проблемы поведения (агрессия и др.)

• расстройства настроения

• взаимоотношения родителей и детей

• трудности в общении;

• взаимоотношения родителей и детей

• так же используется для коррекции нарушений устной и письменной речи у детей.

В своей работе использую формы:

1. Индивидуальная

2. В парах

3. Групповая

Песочная терапия:

1. Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

2. Вызывает желание у ребенка узнавать что-то новое, работать самостоятельно и экспериментировать.

3. Развивает творческую личность (саморазвитие ребенка).

4. Совершенствует развитие коммуникативных навыков ребенка, предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры.

5. Развивает речь, закреплять навыки звукопроизношения, фонетико-грамматического строя, обучение письму и грамоте.

6. Интенсивно и гармонично развивает все познавательные функции (память, восприятие, мышление внимание).

В своей работе применяю методы и приемы песочной терапии:

1. Игровая деятельность;

2. Практическая исследовательская деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (формочки, совочки, кисточки, наблюдения, экспериментирования;

3. Наглядные методы (показ игрушек, презентации, рассматривание иллюстраций и картин).

4. Словесные методы: рассказ педагога, беседы, чтение литературных произведений (сказки, стихи, использование фольклорного жанра

(прибаутки, потешки).

Гипотеза исследования:

применение песочной терапии будет способствовать снижению уровня тревожности и страхов воспитанников;

развитию фантазии и образного мышления;

совершенствованию умений и навыков практического общения.

Основная часть

Использование «песочной терапии» в младших группах.

И вот настал момент, когда пришлось набирать маленьких детишек в ясельную группу. Перед глазами сразу мелькнули детские слёзы, капризы, истерики. И у меня возник вопрос: “Как же помочь, моим маленьким созданиям, быстро и безболезненно адаптироваться в детском саду?”. И в этом мне помог мой “Волшебный песок“.

Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития.

Песок имеет замечательное свойство “заземлять” негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду.

И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они “проигрывают” свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей.

Создавая “песочные страны“, ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

Игры с песком использую в своей младшей группе, в качестве групповой или подгрупповой работы и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению с детьми «группы риска».

Летом мы используем стационарную песочницу на игровой площадке.

Благодаря песочной терапии дети быстро и легко адаптировались к условиям детского учреждения.

Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному

учреждению в период июль 2017 г.

Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня

Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному

учреждению в период январь 2018 г.

Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня.

В результате работы мною было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений с песком, для детей разных групп, которые мы используем при составлении занятий.

Комплектование и количество игр и упражнений, из которых состоит занятие, постоянно мною варьируются.

Занятие может быть сокращено с целью предупреждения переутомления детей, последовательность частей меняется в соответствии с настроением детей и т. п.

Во время проведения занятий с использованием пескотерапии, я применяю такие формы работы с детьми, как:

Сюжетные игры – “Построим дорожку (дом, заборчик)“,

“Норки для мышки”.

Освоив простую постройку, даю усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.).

Игры-забавы – “Найди предмет”, “Откопай сюрприз”, “Спрячь ты, а я буду искать”, “Необыкновенные следы”, «Дождик».

Дидактические игры-упражнения – “Узоры на песке”, “Мы создаем мир”.

Рассказывание сказок.

Инсценирование: “Испечем пирожки”.

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: “Заборчики”.

(Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка).

При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

В результате своей работы провела два открытых занятий по песочной терапии. Занятие «В гостях у Песочной Феи» было показано на муниципальном методическом объединении и конкурсе «Воспитатель года» с детьми детского сада «Березка».

Опыт работы с детьми показал:

В результате использования песочной терапии в ДОУ я наблюдала положительные изменения:

значительно повысился общий эмоциональный фон;

снизился уровень тревожности;

быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;

повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течение десяти лет я активно использую методы арт-терапии и в особенности песочную терапию и сделала такие выводы. Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость.

При проведении таких игр мы стараемся соблюдать главное правило – максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка.

В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира.

При работе с песком ребёнок фрустрирует свои страхи, происходит развитие мелкой моторике рук, познаёт прелесть песочной фантазии, развивает креативное мышление. Именно в песочнице он проигрывает все тревожащие его проблемы. В песке ребёнок мечтает и воплощает свои задумки. Мечтайте, ведь из мечты рождается реальность.

Мой опыт не только описывает современное состояние песочной терапии, но и ставит вопрос: а что же такое песочная терапия сегодня, это самостоятельное направление, метод или среда? Процесс накопления опыта работы с песочницей представителями различных направлений интересен тем, что благодаря этому с разных сторон исследуются взаимоотношения человека с проекцией его внутреннего мира. Все это говорит в пользу того, что песочница — это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального мира.

Итак, сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Это дает возможность вам, дорогие коллеги, внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода.

И напоследок, хочу пожелать воспитателям креативности и успехов в работе с дошколятами в применении метода.

Литература

1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М. Аромштам. / Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.N 12. С. 6.

2. Бережная,Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н. Ф. Бережная. / /Дошкольная педагогика. -2007.-N1.-С. 50-52

3. Бондарцева,С. Н. «Домик развития можно строить на песке» /С. Н. Бондарцева / / Педагогический вестник. -2006.-N3.-С. 5.

4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып. 10.-С. 42-47.

5. Грабенко,Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т. М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. -2004.N5.-С. 26-29

Источник: //www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-pesochnaja-terapija-v-detskom-sadu.html

Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников

Особенности песочной терапии для детей дошкольного возраста: методики, занятия и упражнения в детском саду и дома

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка.

Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными.

Особенно важно правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период подготовки к школе, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в начальных классах.

Между тем, как показывает практика педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам.

В первую очередь, потому, что прогрессивная деятельность по развитию речи у детей не может и должна быть ограничена рамками календарного плана по проведению дидактических игр.

В работе по развитию речи, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности.

Как показывает мой педагогический опыт, особым интересом у дошкольников пользуются речевые игры, сказкотерапия и особенно — песочная терапия.

Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке – животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.

Особенно важны такие игры для детей с задержкой речевого и психического развития. Таким дошкольникам часто свойственны повышенная тревожность, высокий уровень агрессии, застенчивость, заниженная самооценка, рассеянное внимание.

 Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.

Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.

Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является  хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает,  что добро победит! И  этот опыт  очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

 Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она для них — средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются частью той среды, в которой может осуществляться его самовыражение.

В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку.

Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Игровые методы.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).

В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.

Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР.

В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

М. Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

В.В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. Е.С.

Слепович — проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной.

Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа.

Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе.

То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. Расскажу о нескольких приемах и методах, которые особенно часто и плодотворно использую в своей практике.

Итак, для организации песочной терапии понадобится:

— ящик для песка (песочница)

— песок (обычный, но просеянный, промытый и прокаленный)

— вода

— коллекция миниатюрных фигурок

Песочница – деревянный ящик.

Его размер в сантиметрах: 50х70х7. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.

В качестве материала для изготовления песочницы лучше всего подходит  дерево. Ведь дерево – природный материал.

Лучше всего для песочницы использовать объединение двух цветов: естественного цвета дерева и голубого. Дно и бортики (за исключением внешней стороны) красятся в голубой цвет.

Таким образом, дно символизирует воду, а бортики – небо. Важно, что голубой цвет успокаивающе влияет на человека.

Кроме этого, наполненная песком, голубая песочница выступает миниатюрной моделью человеческого восприятия нашей планеты.

Экземпляры коллекции миниатюрных фигурок должны быть высотой, желательно, не более 8 см.

В набор игрушек может войти все, что встречается в окружающем мире. Материал должен обеспечить любую фантазию.

Что нужно для игры в песок
Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру…

Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

 Игра «Нарисуй сказку». Воспитатель просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь, любой предмет, или рисует сам. Например, солнышко.

Далее воспитатель предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа персонажей, например, девочку, дождик, зонтик, радугу и т.д.

Так можно «нарисовать» чудесные волшебные сказки, поучительные и просто забавные рассказы.

Игра «Звуки на песке». Эту игру можно с успехом использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв. Ход игры: воспитатель рисует на песке любой предмет на заданную букву, например, рыба – на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.

«Сотри лишнее». Хорошая тренировка логического мышления, направленная также и на развитие речи ребенка.

Воспитатель рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку.

Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево).

«Сад камней». Дети очень любят играть в песке со всевозможными камушками, ракушками и другим подручным материалом. Игру обычно начинаю так: предлагаю общую тему для творчества, например, «море».

Дети с удовольствием выкладывают камнями фигурки рыб, волны, кораблики, попутно рассказывая свои «морские» истории. Кто-то делится воспоминаниями о морском купании, кто-то играет «в пиратов», устраивая настоящие кораблекрушения.

Так, в процессе увлекательной игры, одновременно происходит развитие речи, творческого воображения, мелкой моторики.

«». В этой игре песок служит не столько материалом, сколько фоном для оформления детских фантазий.

Детям предлагается создать свой город на песке, используя множество подручных средств (цветные пуговицы, маленькие игрушки, бусины, искусственные цветы, ракушки и т.д.). У каждого получается свой неповторимый мир.

Дети с увлечением рассказывают о том, как устроены песчаные города, какие там цветут растения, какие люди или звери живут в этом мире.

«Кто спрятался?» Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами .

 «Написание букв, слов, рисунков на песке»( Пальцем  палочкой, «змейками » — простыми верёвочками с узелком на конце) .

«Веселые превращения»Превращаем одну букву в другую, рисуя их на песке.

Р -> В — > Ь и т.д.

«Допиши букву, слово» Педагог пишет букву или слово, засыпает песком его часть, предлагает ребёнку восстановить написанное.

«Отыщи и назови»Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

 «Что скрывает песок?» Дети находят в песке таблички со словами, считывают, классифицируют.

«Кто быстрее?» Игра — соревнование, проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах . Победитель тот , кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Последний метод особенно хорошо использовать в процессе диагностики речевого и психологического развития ребенка. Подобная методика, под названием «Техника мира», подробно описывается в книге английского психолога Маргарет Ловенфельд, основательницы Лондонского Института детской психологии.

Занимаясь с детьми, воспитателю нужно не забывать и о работе со взрослыми. На собраниях с родителями можно проводить семинары, посвященные формам и методам развития речи дошкольников, устраивать специальные логопедические практикумы.

Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома – развивать и закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду.

В заключении хочется ещё раз отметить большую воспитательную и развивающую роль песочных игр в работе с детьми детского сада.

Используя игры и упражнения с песком на занятиях и в свободной деятельности, можно добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённого действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх в песке.

Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка, а это очень важно и ценно, как для самого ребёнка, так и для общества в целом.

 Список литературы

Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 4.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2005. — 340 с.

Источник: //www.detsadparus.ru/ispolzovanie-pesochnoj-terapii-v-rabote-po-razvitiyu-rechi-starshix-doshkolnikov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.