Обзор стилей семейного воспитания: особенности личности ребенка, родительского поведения и рекомендации психологов

«Влияние семейного воспитания на особенности личности и поведения ребенка» (для родительского собрания)

Обзор стилей семейного воспитания: особенности личности ребенка, родительского поведения и рекомендации психологов

Анна Никонова
«Влияние семейного воспитания на особенности личности и поведения ребенка» (для родительского собрания)

Типы семейного воспитания.

“Один родитель ценнее тысячи учителей”.

Китайская пословица

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.

Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.

В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль.

Существует 4 основных стиля отношений:

1. Авторитетный (принимающий, демократический);

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

2. Авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

3. Либеральный (бесконтрольный, попустительский);

Родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые.

Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

4. Индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Родители не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Последствия стилей семейного воспитания

При авторитетном стиле воспитания  дети превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

При авторитарном стиле дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия.

При либеральном стиле дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

При  индифферентном стиле ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т. ч. и отрицательным поведением.

Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.

Опросник С. Степанова «Стили родительского поведения»u000b

Инструкция. С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов выберите наиболее предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека наследственностью или воспитанием?

а. Преимущественно воспитанием.

б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

в. Главным образом врожденными задатками.

г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

а. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

б. Абсолютно с этим согласен.

в. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

а. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

в. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

а. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

в. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в

школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

а. Если попросит, можно и дать.

б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

в. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц, чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

а. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

в. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

а. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

в. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

а. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и

повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

в. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

а. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

в. Расстроюсь

г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

а. Безусловно.

б. Стараюсь.

в. Надеюсь.

г. Не знаю.

Бланк для диагностики

Стиль поведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 б в в г в г а б г б

2 а а г в б б б а а а

3 в б б б а а г в в в

4 г г а а г в в г б г

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.

Источник: //www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-semeinogo-vospitanija-na-osobenosti-lichnosti-i-povedenija-rebenka-dlja-roditelskogo-sobranija.html

Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников

Обзор стилей семейного воспитания: особенности личности ребенка, родительского поведения и рекомендации психологов


В современном обществе главным институтом воспитания является семья. Для маленького ребенка семьей является целый мир, в котором он не только живет, но и развивается, делает открытия, учится радоваться и любить.

Ведь именно в семье закладываются основы личности ребенка, также в семье он получает первый жизненный опыт, делает свои первые открытия. То, что ребенок смог приобрести закладывается у него в памяти и сохраняется в течение всей жизни.

Важной особенностью семьи является то, что в ней ребенок находится в течение значительного времени своей жизни.

В зависимости от особой воспитательной значимости семьи, появляется проблема, как поступить, чтобы свести к максимуму положительное воздействие и минимизировать отрицательное влияния семьи на воспитание ребенка. В связи с этим, необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, обладающие воспитательной значимостью.

Рассмотрение семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль.

Стили семейного воспитания — установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.

В каждой семье существует определенный стиль воспитания, который представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, которые осуществляют родители с целью формирования у ребенка определенных качеств и умений.

В литературе можно встретить достаточно много отечественных и зарубежных ученых, изучающих семью, стили семейного воспитания: Д. Баумринд, А. Я. Варга А. Е. Личко, Г. Т. Хоментаускас, Э. Г.

Эйдемиллер, В. Юстицкис и другие. Существуют также описание и неблагоприятных характерологических черт личности родителей, которые могут привести к различным нарушениям в воспитании: А. И. Захаров А.

Адлер и другие.

В дошкольном возрасте происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Начинает формироваться эмоциональное поведение.

Особенностями формирования и функционирования эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте занимались следующие ученые: Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, А. В. Запорожец, Е. О. Смирнова, Б. И. Изотова, Я. З. Неверович, П.

В. Симонов и другие.

В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы.

В данной работе под стилем семейного воспитания понимается многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. А. Я.

Варга описывает родительское отношение как «целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков» [1, с 46].

А. Л.

Венгер определяет само понятие стиль воспитания, как стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером руководства поведения ребенка со стороны взрослых (демократический–авторитарный), количеством запретов (ограничительный–попустительский) и т. п. [2].

И. М. Марковская в своей монографии «Психология детско-родительских отношений» говорит, о том, что под стилем семейного воспитания чаще всего понимают систему приемов и способов воспитательного поведения родителей, обусловленную их личностными качествами и служащую средством эффективного приспособления к объективным требованиям [3].

Как полагает Д. Баумрид, для того, чтобы овладеть искусством воспитания, нужно научиться балансировать между степенью контроля за ребенком и духовной теплотой. Иначе говоря, отличием семейного воспитания от общественного является эмоциональная форма отношений между родителями и ребенком [4].

Исследованием стилей семейного воспитания занимались многие отечественные и зарубежные психологи. А. Адлер уже в 1932 году описал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребёнок формирует ошибочные представления о жизни.

Так, он отметил, что родительское пренебрежение может препятствовать развитию у ребенка социального интереса; попустительство — к развитию неадекватных представлений ребенка о себе; недостаток родительского внимания лишает ребёнка возможности поверить в себя, и смелости справляться с возникающими жизненными трудностями. Поскольку А. Адлер во главу угла ставит взаимоотношение ребенка с обществом, его способность реализоваться и развиваться в обществе, работая над своими недостатками, он видит развитие у ребенка адекватной самооценки, веры в себя и умения соблюдать определенные правила поведения важнейшими моментами в общении родителей и ребенка.

Английский психолог Дж. Боулби на основе критериев: родительский контроль, родительские требования, способы оценки, эмоциональная поддержка, выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий [5].

В ходе исследования нами были определены стили семейного воспитания отцов и матерей, полученные данные, представлены на рис. 1.

Рис. 1. Распределение отцов и матерей по стилям семейного воспитания, %

Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что больший процент из общей выборки испытуемых имеет «авторитетный» стиль семейного воспитания матери — 67 %, отцы — 61 %. Родители, проявляя такой стиль воспитания осознают свою важную роль в развитии личности дошкольника, но и за детьми признают право на саморазвитие.

Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам.

При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

«Авторитарная» стратегия семейного воспитания наблюдается в 27 % у отцов и в 11 % у матерей. Эти родители хорошо представляют, каким должен вырасти ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Ребенку порой неуютно под таким строгим контролем.

Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность.

Наиболее активные, сильные дошкольники могут сопротивляться и бунтовать, становиться избыточно агрессивными. Робкие, неуверенные дошкольники приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение дошкольника может стать потенциально антиобщественным.

Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

«Либеральный» стиль воспитания наблюдается у 12 % отцов и 22 % матерей, проявляя такой стиль, родитель высоко ценит своего ребенка, считает простительными его слабости. Легко общается с ним, доверяет ему, не склонен к запретам и ограничениям.

Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности.

С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение ребенка может привести его в перспективе к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

«Индифферентный» стиль семейного воспитания в ходе исследования выявлен не был. При индифферентном стиле воспитания проблемы воспитания не являются для родителя первостепенными, поскольку у них иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку со стороны семьи и, в частности, родителей.

В соответствие с задачей нашего эмпирического исследования мы выявили статистические различия в показателях стилей семейного воспитания старших дошкольников между матерями и отцами. Нами был использован не параметрический статистический критерий U-Манна-Уитни.

В результате были обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости p≤0,01 по стилю семейного воспитания «авторитарный» Uэмп=4,279 и «либеральный» на достоверном уровне статистической значимости p≤0,05, Uэмп=2,142.

Данный результат говорит нам о том, что отцы, в отличие от матерей, при воспитании ребенка в большей степени используют авторитарный стиль воспитания, проявляющийся в необоснованной требовательности, строгости, отсутствием сотрудничества.

Матери склонны включать по отношению к старшим дошкольникам либеральный стиль семейного воспитания, который проявляется в сниженной требовательности, контроле, эмоциональным принятием ребенка родителем и сотрудничеством.

Наличие результата, подтверждающего то, что часть матерей проявляют либеральный стиль семейного воспитания, а отцы авторитарный, может проявляться в воспитательной конфронтации, которая порождает конфликтность в выяснении отношений в аспекте поощрения, наказания и запретов со стороны отца и матери по отношению к старшему дошкольнику. Больше половины выборки родителей отцов и матерей — более 60 % используют авторитетный стиль семейного воспитания, который проявляется в эмоциональной близости, оптимальном контроле, требовательности с учетом желаний ребенка через сотрудничество с ним, последовательности в предъявлении требований.

Литература:

  1. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001. — 144 с.
  2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. — М.: «Просвещение», 1988.
  3. Марковская И. М. Психология детско-родительских отношений: монография. — Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2007. — 91 с.
  4. Baumrind D. Current patterns of parental authority // Developmental Psychology. — 1971. — Vol. 4. — № 1, pt. 2. P. 1–103.
  5. Bowlby J. Family interaction in disturbed and normal families: a methodological and substantive review // Journal of Personality. — 1995. — № 1. — P. 33–65.

Основные термины(генерируются автоматически): семейное воспитание, ребенок, родитель, стиль, стиль воспитания, мать, семья, Адлер, либеральный стиль, дошкольный возраст.

Источник: //moluch.ru/archive/191/48150/

Стили семейного воспитания

Обзор стилей семейного воспитания: особенности личности ребенка, родительского поведения и рекомендации психологов

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.

Стиль семейного воспитания – это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

{module [57]}

Характеристика стилей семейного воспитания  

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания:  авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка. 

Авторитарный стиль семейного воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской  любви, ласки, заботы, сочувствия.

Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя  либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными.

Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий.

Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность.

Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. 

Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.

Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью.

 Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя. 

Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей. 

Либерально – попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается.

Ребенок не понимает слово «Надо!», “Нельзя”, указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность.

Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно”, что “неправильно”. Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей.

Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка. 

Каким вырастит ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные  взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение.

В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием.  Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства.

Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.  

Источник: //sad-sosenka.ru/konsultacii/sovety-pedagoga-psihologa/65-stili-semejnogo-vospitaniya

Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка

Обзор стилей семейного воспитания: особенности личности ребенка, родительского поведения и рекомендации психологов

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 5 1.1 Понятие личности и ее развитие 5 1.2 Семья и особенности родительских отношений для развития личности ребенка 9 2. АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКИХ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА 13 2.

1 Классификация родительских стилей воспитания в зарубежной и отечественной психологии 13 2.2 Влияние стилей родительского воспитания на развитие личности ребенка 16 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ НА ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 21 3.

1 Методики для выявления влияния стилей воспитания на особенности личности 21 3.2 Результаты исследований 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31 ПРИЛОЖЕНИЕ 33

Введение

Актуальность темы. Как ребенок начинает познавать окружающий мир, каким образом и с помощью кого начинает понимать, что такое хорошо и что плохо, как должны себя вести мальчики и девочки, какие обязанности распределяются между ними и как правильно общаться между собой – ответы на эти вопросы обосновали актуальность данной работы.

Ребенку важно понимать, что он, в любой момент может получить совет, поддержку и ласку от родителей, просто быть счастливым от мысли, что родители есть у него, и они просто есть друг у друга. Влияние семьи на ребенка – это очень важный фактор.

То, что ребенок с раннего возраста возьмет от семьи, в которой вырос, он будет на подсознательном уровне помнить и хранить в своей памяти в течение всей жизни. Значимость семьи заключается в том, что именно дома формируется мировоззрение и отношение к миру, образ жизни, привычки и социальное существование ребенка.

Современные семьи достаточно разнообразны, и в зависимости от того, как построена жизнь и общение с родителями, зависит формирование личности ребенка. Во-первых, в семье закладывается будущий характер и темперамент ребенка, основы формирования культуры и др. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько родителям удалось создать надлежащие условия.

Данная тема так актуальна, потому что семья, прежде всего, выступает первичным коллективом, в котором ребенок получает представления о жизненных целях и ценностях, первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения.

Цель работы: изучение родительского стиля воспитания и его влияние на особенности личности ребенка. Предметом исследования – процесс влияния семьи на развитие личности ребенка. Объектом исследования является развитие личности ребенка.

Задачи исследования: – изучить понятие личности и ее развитие; – рассмотреть особенности родительских отношений для развития личности ребенка; – описать классификацию родительских стилей воспитания в зарубежной и отечественной психологии; – изучить влияние стилей родительского воспитания на развитие личности ребенка; – описать эмпирическое исследование влияния стилей воспитания на особенности личности ребенка. Научная разработанность темы. Изучали данную проблему и ранее. Проблема влияния семьи на развитие ребенка издавна интересовала представителей философской, психологической и педагогической мысли. Особенности семьи, семейного воспитания, формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер и другие. Источниковая база исследований. В нее вошли следующие источники: нормативно – правовые источники: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, учебные пособия: Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования; Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства; Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика и др. Практическая значимость. Данная тема очень значима для семей, в которых есть дети, а также для образовательных учреждений, они могут помочь в развитии личностных качеств ребенка. Структура работы: введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Заключение

Влияние семьи на ребенка – это очень важный фактор. То, что ребенок с раннего возраста возьмет от семьи, в которой вырос, он будет на подсознательном уровне помнить и хранить в своей памяти в течение всей жизни. Значимость семьи заключается в том, что именно дома формируется мировоззрение и отношение к миру, образ жизни, привычки и социальное существование ребенка.

С раннего детства из семьи ребенок усваивает образцы поведения, установки, ценности, знания и навыки, с которыми позже приходит в общество. В психологии есть много различных типологий семьи, есть различные типы взаимоотношений в семье, влекущих определенное общение.

Проведенное исследование, показало что, родительские стили воспитания влияют на развитие особенностей личности детей, тем самым подтверждена актуальность темы. Поставленная цель в данной работе была реализована путем эмпирического исследования влияния родительских стилей воспитания влияют на развитие личности ребенка. Задачи работы также были выполнены.

В заключении можно сделать следующие выводы: – воспитание ребенка в семье состоит из нескольких аспектов: внимание; труд; общение; похвала; – классическое определение личности подразумевает, что человек, индивид, личность имеет сформированные, необходимые ему как продукту общественного развития конкретные качества; – существуют несколько стилей родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный; – А.Е. Личко разработал подробную классификацию неадекватных типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи; – по результатам методики Э. Г. Эйдемиллер можно отметить, что 2 семьи (5 баллов) испытывают сложности, как правильно воспитывать дошкольника. – результатам этой методики видим, что: оптимальные родительские отношения наблюдаются в 3 семьях (30%); к нейтральному уровню отнесены- 5 семей (50%); родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 2 семьях (20%). Тенденции и направления выделены следующие по проблеме: отношения между родителями, как они влияют на детей, правильное воспитание в семье. Мало исследованы по проблеме следующие вопросы: особенности общения детей с родителями, типы семейных отношений. По развитию теории и практики рассмотренных вопросов можно предложить разные подходы по рассмотрению темы, такие как: изучение типов семей (неполные семьи и т.д.), как они влияют на стили воспитания детей, также изучение родителей между собой, как это влияет на воспитание личности ребенка. Выделены основные рекомендации: – при авторитарном стиле воспитания: необходимо быть внимательным к ребенку, постараться понять его мотивы; – при попустительском стиле воспитания: необходимо включиться в жизнь своего ребенка, составить четкую систему запретов, чтоб ребенок почувствовал грань дозволенности; – при опекающем стиле воспитания: умерить опеку, разрешить ребенку самостоятельно делать те вещи, которые он способен делать сам, мотивировать общение со сверстниками.

Список литературы

Источник: //www.work5.ru/gotovye-raboty/117414

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.