Нормы пульса и дыхания у детей по возрастам: таблицы с показателями чсс и чдд

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,570

Нормы пульса и дыхания у детей по возрастам: таблицы с показателями чсс и чдд
1 Рабаданова А.И. 1 Бамматмурзаева Д.М. 1 Гасасаева Р.М. 1 1 Дагестанский государственный университет Проведено систематическое исследование физиологических показателей крови в сенситивные периоды развития и выявлена специфика возрастной сенситизации организма.

Получены новые данные о характере изменений и степени адаптации функциональных систем в различные сенситивные периоды развития. Выявлены системы, наиболее остро реагирующие на функциональные изменения, происходящие в организме. На основании полученных результатов выявлены возрастные маркеры сенситизации. физиологические показатели 1. Колоколов, Г.Р.

Анализы. Полный справочник / Г.Р. Колоколов и др. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 268 с.
2. Кишкун, А.А. Руководство по лабораторным методам диагностики / А.А. Кишкун. – М.: Издат. группа ГЕОТАР-Медиа, 2007. – 798 с.
3. Камышников, В.С. Методы клинических лабораторных исследований / В.С. Камышников. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 752с.
4. Любимова, З.В.

Возрастная физиология / З.В. Любимова, К.В. Маринова, К.В. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – Ч.1. – 304 с.

Проблема сенситивных и связанных с ними критических периодов развития на сегодняшний день часто оказывается в центре внимания специалистов самого разного профиля и открывает реальные перспективы как для интеграции разных отраслей знания о человеке, так и для комплексного изучения человека в рамках одной науки.

При рассмотрении этапов развития возникает необходимость учета как особенностей морфофункционального развития физиологических систем организма, так и их специфической чувствительности к внешним воздействиям.

На разных этапах онтогенеза чувствительность к внешним воздействиям носит специфический характер, что показано физиологическими и психологическими изменениями. В связи с этим сенситивные периоды рассматриваются как периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов среды.

В последние годы наметилась тенденция перехода проблемы возрастной сенситизации из психологической в физиологическую, поскольку без учета особенностей функциональных перестроек в различные возрастные периоды невозможно понимание механизмов адаптации к меняющимся условиям среды.

В связи с вышеизложенным целью исследования явилось изучение морфофизиологических особенностей организма человека в сенситивные периоды развития.

В исследовании приняли участие 150 практически здоровых людей, которые были разделены на возрастные группы, соответствующие 8 сенситивным периодам. В выбранных группах изучались физиологические показатели (пульс, давление, частота и глубина дыхания, содержание форменных элементов крови) по общепринятым методикам.

Исходя из литературных источников, нами было выделено 8 периодов постанатльного онтогенеза, при протекании которых возможна повышенная чувствительность функций организма к факторам среды: новорожденный (10-15 суток); детский (3 года); подростковый (11-15 (д), 12-16 (м); юношеский (20-21 (д), 23-25 (м); первой зрелости (48-50 (д), 43-45 (м); второй зрелости (55-57 (ж), 60-64 (м); пожилой (75-78 (ж), 73-75 (м); старческий (выше 80).

Результаты исследований представлены в табл. 1 и рис. 1-2.

Исходя из представленных данных (таб.1; рис.1), артериальное давление, как систолическое, так и диастолическое имеет почти линейную зависимость от периода сенситивного развития. Так, наименьшие показатели давления отмечены у новорожденных (65/35 мм. рт. ст.), затем оно линейно возрастает и достигает пика в старческом возрасте (150/90 мм. рт. ст.)

Таблица 1

Физиологические показатели организма в различные сенситивные периоды развития

Сенситивные периоды развитияВозрастАДс(мм.рт.ст.)АДд(мм.рт.ст.)Пуьс(уд/мин)Дыхание (движ/мин)ЖЕЛ(л)
Новорожденный10-15 суток65.0±1,235,0±1,1120,0±3,150,1±1,2
Детский3,6-6,5100,0±1,465,0±2,190,1±2,325,2±1,11,2±0,09
Подростковый11-15 (д)115,0±1,375,0±1,980,2±3,225,3±0,92,5±,2
12-16 (м)
Юношеский20-21 (д)120,0±1,680,0±1,175,0±2,318,1±0,82,7±,13,5±0,3
23-25 (м)
Первой зрелости48-50 (д)125,0±1,885,0±1,285,1±2,417,1±1,14,0±0,8
43-45 (м)4,5±0,6
Второй зрелости55-57 (ж)140,0±1,490,0±1,390,0±2,117,1±2,13,5±0,7
60-64 (м)3,7±0,9
Пожилой75-78 (ж)150,1±1,690,4±1,195,1±1,916,0±2,32,7±0,7
73-75 (м)2,8±0,9
СтарческийВыше 80150,0±1,990,0±100,0±2,21,9±0,1

Рис. 1. Изменение физиологические показателей в различные сенситивные периоды

Рис. 2. Изменение ЖЕЛ (л) в различные сенситивные периоды

Частота сердечных сокращений (ЧСС), также как и АД характеризуется возрастной динамикой. У новорожденных ЧСС значительно выше, чем в остальные периоды развития и составляет 140 ударов в минуту. Это связано с недостаточной развитием регулирующего звена сердечно-сосудистой деятельности.

Затем наблюдается постепенное урежение пульса. В первые годы жизни пульс еще не устойчив, не всегда ритмичен и сохраняется таковым до 6–7 лет. Начиная с 7 лет, пульс становится ритмичным, устойчивым, правильным.

Эта особенность деятельности сердца объясняется тем, что к этому возрасту в основном завершается развитие нервного регуляторного механизма сердечных сокращений.

Процесс урежения пульса продолжается до юношеского возраста, затем наблюдается его учащение: в старческом возрасте он достигает 100 уд/мин, что, вероятно, связано с ослаблением регулирующих влияний со стороны нервной и гуморальной систем.

Параллельно с ЧСС происходят и изменения частоты дыхательных движений, за исключением того, что, начиная с подросткового возраста, наблюдается стабильное снижение дыхания.

Для показателей ЖЕЛ не характерна линейная динамика (рис. 2). Так, пик значений ЖЕЛ приходится на период первой зрелости (4,0 л). Минимальные значения ЖЕЛ наблюдаются в периоды новорожденности (1,2 л) и старости (1,9 л).

Таким образом, анализ функционального состояния организма в различные сенситивные периоды свидетельствует о высокой чувствительности и схожести количественных показателей периодов новорожденности и старости, имеющих, однако, разную обусловленность. В первом случае отмеченные изменения связаны с адаптивными изменениями организма, во втором – с нарушением нозологических характеристик.

К одному из важнейших диагностических методов, отражающих реакцию кроветворных органов на воздействие различных физиологических и патологических факторов, относятся общеклинические исследования (концентрация гемоглобина, эритроцитов, СОЭ, цветовой показатель, содержание лейкоцитов, лейкоцитарная формула) [1, 2, 3].

Исходя из данных общеклинических исследований, наибольшие отклонения показателей отмечены в период новорожденности (возрастающая тенденция) и старости (убывающая тенденция).

Как видно из представленных данных (рис. 3-8), анализы крови новорожденных значительно отличаются от простого детского анализа крови. Это связано со спецификой развития системы крови и органов кроветворения во внутриутробном периоде. При рождении ребенка, особенно в первые месяцы, активное образование клеток крови происходит в костном мозге всех костей.

В анализе крови новорожденных абсолютный уровень гемоглобина равен 220,1±11,2 г/л. Количество эритроцитов также значительно больше, чем у взрослого, что связано с гипоксией, возникающей в период внутриутробного развития.

Их число в крови новорожденных составляет 6,7±0,9×1012/л, что ведет к более высоким показателям гематокрита (55,1±1,2 %) и цветового показателя (1,2±0,001).

Более высокий цветовой показатель обусловлен усиленным насыщением эритроцита гемоглобином, для того чтобы преодолеть гипоксические явления после рождения.

В этот период отмечено также повышенное содержание железа (39,2±1,2 мкмоль/л). Известно, что единственным источником железа для плода является кровь матери, откуда оно проникает в соединении с материнским трансферрином в плаценту. Основной расход железа начинается на 8-й неделе после рождения и связан с интенсификацией эритропоэза.

В анализах крови людей старческого возраста отмечены изменения, позволяющие судить о развитии анемии в этом возрасте. Так, содержание эритроцитов, гемоглобина и железа в крови снижены по сравнению с периодом первой зрелости на 23,33 и 25 % соответственно.

Рис. 3. Зависимость содержания эритроцитов от периода сенситивного развития

У пожилых людей и в старческом возрасте отмечены изменения в лабораторных показателях, характеризующих статус железа в организме. Концентрация железа в сыворотке крови снижается с возрастом.

Из литературных данных известно, что содержание ферритина в сыворотке крови, как и депо железа в красном костном мозге с возрастом увеличивается [4]. Это свидетельствует о нарушении потребления железа предшественниками эритроцитов.

Снижение концентрации железа в сыворотке крови пожилых людей можно объяснить ахлоргидрией или недостаточным поступлением витамина С с пищей, что снижает всасывание железа в тонкой кишке.

Рис. 4. Зависимость содержания гемоглобина от периода сенситивного развития

Обращает на себя внимание динамика скорости оседания эритроцитов в различные сенситивные периоды развития. Так, наиболее критическими для СОЭ являются подростковый (повышение до 17,0±1,2 мм/ч у девушек и до 12,0±1,1 мм/ч – у юношей), старческий (16,2±2,1 мм/ч), второй зрелости (12,2±2,1 мм/ч) и юношеский (12,0±2,1 мм/ч) периоды. В процессе старения СОЭ возрастает и у мужчин и у женщин.

Из полученных нами данных следует, что наиболее сенситивными периодами для содержания тромбоцитов являются период новорожденности, когда количество тромбоцитов повышено до 390,0±21,2 тыс/л и подростковый период, также характеризующийся повышенным (270,0±8,9 тыс/л) содержанием красных кровяных пластинок по сравнению с другими периодами.

Для соотношения объемов эритроцитов и плазмы (гематокрита) наиболее критическим является период новорожденности (Ht=55,1±1,2 %), а также периоды зрелости для мужчин (Ht=44,0±7,8 %).

Рис. 5. Зависимость содержания тромбоцитов от периода сенситивного развития

При исследовании лейкоцитарной формулы нами было установлено преобладание или уменьшение тех или иных форм в различные критические периоды. Так, период новорожденности оказался критическим почти для всех форм лейкоцитов. При рождении у детей наблюдается физиологический лейкоцитоз.

Количество лейкоцитов в анализе крови новорожденного в первые дни жизни находится в пределах 15·109/л. Основная масса лейкоцитов представлена сегментноядерными нейтрофилами (49,5±1,2 %) и лимфоцитами (42,0±2,3 %).

Также повышен по сравнению с остальными периодами уровень эозинофилов (3,0±0,9 %) и моноцитов (7,1±0,3 %).

Детский период (3 года) наиболее критичен для содержания лимфоцитов, уровень которых в этот период достигает 58,1±3,2 %, что приводит к явно выраженному по отношению к другим периодам лейкоцитозу (8,04·109/л).

В периоды после 40 лет отмечается преобладание сегментоядерных нейтрофилов, однако, общее количество лейкоцитов остается в пределах нормы за счет изменения соотношения других форм лейкоцитов. Так, в период второй зрелости отмечается сниженное по сравнению с другими периодами количество лимфоцитов (26,1±5,4 %).

Старческий период, также как и период новорожденности выступает в качестве критического для содержания многих форм лейкоцитов. Однако, если в период новорожденности было отмечено повышенное содержание лейкоцитов, то в этот период наблюдается как повышенное (сегментоядерные нейтрофилы), так и сниженное (общее количество лейкоцитов, моноциты) их содержание.

Таким образом, исходя из полученных нами данных можно отметить, что к наиболее чувствительным этапам онтогенеза относятся: период новорожденности (10-15 суток), детский (3-6,5 лет), подростковый (11-15 (д), 12-16 (м) и старческий (выше 90 лет) периоды.

В период новорожденности у младенцев снижается артериальное давление, учащены пульс и дыхание, в крови повышено содержание многих физиолого-биохимических показателей (эритроцитов, гемоглобина, тромбоцитов, железа, лейкоцитов), что обусловлено необходимостью быстрой смены адаптационных стереотипов и повышения пластичности функциональных систем на фоне морфогенеза органов и тканей. Старческий возраст является критическим для ряда показателей кардио-респираторной системы (повышены давление, пульс, снижена частота и глубина дыхания), а также параметров системы крови. Указанные изменения свидетельствуют об ослаблении защитных свойств и срыве адаптивных возможностей стареющего организма.

Библиографическая ссылка

Рабаданова А.И., Бамматмурзаева Д.М., Гасасаева Р.М. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗМА КАК ВОЗРАСТНЫЕ МАРКЕРЫ СЕНСИТИЗАЦИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 1. – С. 21-25;
URL: //applied-research.ru/ru/article/view?id=4533 (дата обращения: 20.01.2020).

Источник: //applied-research.ru/ru/article/view?id=4533

Чсс и чдд у людей

Нормы пульса и дыхания у детей по возрастам: таблицы с показателями чсс и чдд

По мере взросления у ребенка соотношение ЧДД и ЧСС должно приближаться к норме взрослого человека. Эти показатели помогают для расчета интенсивности физической и моральной нагрузки на ребенка. Для взрослых нормы также разнятся в зависимости от уровня физической активности. У спортсменов ЧСС ниже, чем у людей, которые не связаны со спортом.

Что такое ЧСС и ЧДД?

Частота сердечных сокращений — подсчет числа ударов, которые делает сердце за минуту. Частота дыхательных движений — количество вдохов и выдохов за минуту. Эти показатели дают возможность определить насколько дыхание глубокое и ритмичное, а также возможность анализа работоспособности грудной клетки. Характеристики сердцебиения в разные периоды роста отличаются.

Таблица по возрастам у детей: нормы

Исследования пульса показали, что у новорожденных он составляет 140 ударов за минуту. Частота пульса у детей в первые 12 месяцев жизни уменьшается до 110—130, а старше 12 лет — частота пульса доходит примерно до нормы взрослого.

Норма ЧДД у детей важна для оценки состояния дыхательных путей, сердца, кровеносной системы и здоровья в целом. Соотношение ЧДД к ЧСС — дыхательно-пульсовый коэффициент у грудничков 1:2,5, у детей до 12-ти месяцев — 1:3, старше — 1:4.

Следующая таблица представляет нормы ЧДД и ЧСС у детей по возрастам.

ВозрастЧССЧДД
Младенец100—16040—60
До 1 месяца140—16040—50
До 6-ти месяцев130—13535—40
1 год110—13030—40
2 года110—11530—35
3 года105—11020—35
4 года100—10520—30
5—6 лет80—10020—25
7—8 лет80—8518—25
10—12 лет75—8018—20
Старше 12-ти лет70—7516—20

Измерение ЧСС и ЧДД

Как мерить пульс:

  1. Взяться за запястье в области определения пульса.
  2. Включить секундомер.
  3. Подсчитать количество сердцебиений в минуту.

Техника подсчета дыхания у детей (вдох-выдох):

  1. Отвлечь ребенка.
  2. Положить руку на живот или взять за руку.
  3. Считать количество циклов за 1 минуту.
  4. Оценить результат.

Для подсчета ЧСС, малыш должен принять неподвижное положение. Нельзя проводить измерение после различных нагрузок физических или эмоциональных, т. к. пульс учащается.

После этого стоит определить соответствие результатов с показателями нормы. В норме пульсация ритмичная и четкая. Технику подсчета применяют для разного возраста. Частота дыхания измеряется на протяжении минуты.

У малышей подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне.

Отклонения от нормы

При нарушении работы сердечно-сосудистой системы у ребенка необходимо обратиться к педиатру.

Не стоит волноваться, если ЧСС и ЧДД у малыша несколько разнятся с показаниями взрослого человека.

И только при получении данных, значительно отличающихся от нормы, указанной в таблице, стоит обследоваться у врача для выяснения главной причины отклонений. Учащенное поверхностное дыхание называется тахипноэ.

Превышение частоты пульса называется тахикардией, понижение — брадикардией.

Частое дыхание

Частое дыхание — увеличение повторяемости дыхательных движений, при котором его ритм не изменяется, и может развиться из-за нарушений газообмена со скапливанием в крови диоксида углерода и снижением количества кислорода.

В результате амплитуда движений при дыхании становится поменьше. Временами учащенное дыхание усугубляется, что принимается за одышку, при которой частота дыхания у детей должна быть больше, чем 60 вдохов и выдохов за минуту.

Быстрый пульс

Важно следить за показателем сердечного ритма у малыша как в спокойном состоянии, так и во время физических нагрузок.

Причины нарушений в частоте сердечных сокращений могут быть разными.

В основном это высокая температура воздуха, мышечная нагрузка и стрессы. В этих случаях ЧСС становится больше, что не есть патологией.

Если же у малыша происходит учащение пульсового ритма в спокойном состоянии, тогда нужно обратить на это внимание. Главные причины такого состояния:

  • переутомление;
  • сердечные болезни;
  • заболевания органов дыхания.

Медленный пульс

Если медленный пульс связан с патологиями и сопровождается неприятной симптоматикой, т. е. головокружение, слабость, упадок сил, повышенное или пониженное артериальное давление, то с высокой вероятностью диагностируют брадикардию.

При отсутствии патологий и хорошем самочувствии, это говорит о хорошей натренированности организма, так как у спортсменов ЧСС ниже, чем у других людей.

Пульсовой режим для рациональной физической нагрузки можно просчитать для разных возрастов, а именно: ЧСС (максимальная) = 220 — возраст (количество полных лет).

Источник: //etodavlenie.ru/puls/chastota-dyhaniya-i-pulsa.html

Определение пульса и дыхания, их оценка

Нормы пульса и дыхания у детей по возрастам: таблицы с показателями чсс и чдд

Определение пульса и дыхания, их оценка

Справочник / Основы первой медицинской помощи

к статье

Пульс – это периодические толчкообразные колебания стенок артерий, вызванные движением крови, поступающей в сосуды при сокращении сердца. Характеризуется частотой, ритмом, наполнением, напряжением и определяется на ощупь (пальпацией). Частота пульса в физиологических условиях зависит от многих факторов: от возраста (у новорожденных 130-140 сокращений, в 3-5 лет – 95-100, в 7-10 лет – 85-90, у взрослых – 60-80); от пола (у женщин отмечается на 6-10 сокращений больше, чем у мужчин); от времени суток (во время сна пульс становится реже); от мышечной работы, от положения тела, от состояния нервно-психической сферы (при страхе, боли пульс учащается) и т. д. Учащение пульса (более 80 ударов в минуту) называется тахикардией, а урежение (менее 60) – брадикардией. Различают пульс ритмичный и аритмичный. При ритмичном пульсе пульсовые волны следуют одна за другой через равные промежутки времени и с одинаковой силой. При аритмичном пульсе промежутки между пульсовыми волнами и сила их различны. Наиболее частые виды аритмий – экстрасистолия и мерцательная аритмия.Экстрасистолия при пальпации пульса определяется как внеочередная преждевременная пульсовая волна меньшей силы. Мерцательная аритмия характеризуется отсутствием какого-либо порядка в ритме пульса: пульсовые волны определяются различной величины, следуют одна за другой с различными интервалами. При этом некоторые систолы настолько слабы, а пульсовая волна настолько мала, что не доходит до периферии и, соответственно, не прощупывается. Появляется разница между количеством систол при выслушивании сердца и количеством пульсовых волн – так называемый дефицит пульса. Мерцательная аритмия возникает при пороках сердца. Наполнение пульса зависит от систолического объема крови (60-80 мл), выброшенного сердцем в большой круг кровообращения (в аорту), а также от силы сердечных сокращений, тонуса сосудов, общего количества крови в системе и ее распределения. По наполнению пульса судят о силе сердечных сокращений. При кровопотере наполнение пульса уменьшается. Напряжение пульса определяется той силой, которую нужно приложить исследующему пальцу руки для полного прекращения тока крови в пальпируемой артерии, и сопротивлением стенки артерии при ее сжимании. Напряжение пульса зависит от высоты артериального давления: чем оно выше, тем напряженнее пульс. Напряжение пульса увеличивается при склерозе сосудистой стенки. При значительном ослаблении деятельности сердца и уменьшении массы циркулирующей крови пульс становится слабым и едва прощупывается (нитевидный пульс). Пульс исследуют в тех местах, где артерии располагаются поверхностно, близко к кости и доступны непосредственному ощупыванию. Чаще всего пульс определяют на периферическом конце лучевой артерии: это удобно для оценки пульса потому, что лучевая артерия у лучезапястного сустава располагается поверхностно и лежит на лучевой кости. Рука исследуемого должна находиться в удобном полусогнутом положении, исключающем напряжение мышц. Исследующий кладет 2-й, 3-й, 4-й пальцы на внутреннюю поверхность нижней части предплечья в области лучевой кости, располагая большой палец на наружной поверхности кисти руки; найдя пульс, определяет его частоту, ритм, наполнение и напряжение. Если пульс на лучевой артерии исследовать не удается (при травмах, ожогах), то его определяют на сонной, бедренной, височной артериях. Частота дыхательных движений у взрослого человека колеблется от 16 до 20 в одну минуту, у женщин она на 2-4 дыхания в минуту больше, у новорожденных составляет 40-60 в минуту. У тренированных спортсменов частота дыхания может быть 6-8 в минуту. Подсчет дыхательных движений осуществляют следующим образом: исследующий кладет руку на грудную клетку больного или на верхнюю часть живота и в течение минуты считает количество вдохов. Удобнее всего считать дыхание визуально, наблюдая за движениями грудной клетки и брюшной стенки. Подсчет производят незаметно для больного, лучше всего во время пальпации пульса, так как больной может произвольно задерживать или ускорять дыхание. Число дыхательных движений в минуту соотносится с частотой сердечных сокращений как 1 : 4. Нарушение частоты, глубины и ритма дыхания называется одышкой. Одышка может быть связана с нарушением вдоха и выдоха, при этом первая называется инспираторной (вдыхательной), вторая-экспираторной (выдыхательной). Для облегчения дыхания при одышке следует освободить грудную клетку от стесняющей одежды, принять полусидячее положение, увеличить доступ свежего воздуха, а также дать больному кислород. В ряде случаев и в домашних условиях возникает необходимость в цифровой и графической регистрации температуры тела, пульса и числа дыханий на температурном листе. Температурный лист – важный документ, который включает в себя ведущие показатели состояния больного и их динамику. На листе отмечают хронологические показатели (дни заболевания и температуру). Каждый день (на листе – квадрат) имеет две половины для отметки утренней и вечерней температуры. По горизонтали с левого края листа имеются графы для показателей частоты пульса (П), дыхания (Д) и высоты температуры (Т). Полученные данные вычерчивают разноцветными карандашами или фломастерами в виде кривых. Таблица 7 демонстрирует усредненные данные изменений рассмотренных показателей в течение жизни. Таблица 7. Показатели пульса, давления, дыхания в разные возрастные периоды

Возраст Систолическое АД Диастолическое АД Пульс Дыхание
Новорожденные 59-71 30-40 90-100 45-60
1 месяц – 1 год 85-100 35-45 120-140 35-45
3-7 лет 86-110 55-63 120-140 20-25
8-16 лет 93-117 59-75 78-84 18-25
17-20 лет 100-120 70-80 60-80 16-18
21-60 лет до 140 до 90 60-80 14-18
Старше 60 лет до 150 до 90 60-80 14-18

Авторы: Айзман Р.И., Кривощеков С.Г.

Смотрите другие статьи раздела Основы первой медицинской помощи..

Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

Источник: //www.diagram.com.ua/info/opmp/opmp87.shtml

Гигиена дыхания

Нормы пульса и дыхания у детей по возрастам: таблицы с показателями чсс и чдд

Цель

Исследование и оценка функционального состояния и адаптивных возможностей органов дыхания, выявление их функциональных резервов и скрытых нарушений у группы учащихся 10 класса.

Описание

Как мы знаем, дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа, а значит, это одна из важнейших функций регулирования жизнедеятельности человеческого организма.

Несмотря на информацию Министерства здравоохранения об определенной стабилизации уровня заболеваемости болезнями органов дыхания при одновременном росте заболеваемости по другим классам болезней, в 2012–2014 годах уровень общей заболеваемости болезнями органов дыхания составил 382 на 1000 человек населения (368 в 2010году и 381 в 2008году). Эта проблема, на взгляд автора, наиболее остро стоит в школьной среде.

Два года назад, работая над проектом «Как правильно выбрать спортивное занятие», автор уже проводил исследования жизненной ёмкости лёгких. Полученные результаты заставили большинство учащихся класса задуматься о своём здоровье.

Задачи работы:

• освоить методики исследования системы органов дыхания;

• собрать информацию о функциональном состоянии органов дыхания группы обучающихся 10 класса;

• оценить функциональное состояние лёгких подростков 15–17 лет;

• оценить общее состояние здоровья учащихся 10класса с помощью теста максимального потребления кислорода (МПК);

• разработать рекомендации для нормализации работы системы органов дыхания.

Исследование организма человека во время выполнения мышечных нагрузок определённой мощности в последние годы стало обязательным и приняло форму рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.

Судить о функциональном состоянии и адаптивных возможностях организма человека, в первую очередь, можно по состоянию органов дыхания. При этом исследование системы дыхания должно происходить комплексно (не только ЖЕЛ), с учётом роста, веса и других анатомо-морфологических показателей.

Эксперимент 1. Тест максимального потребления кислорода (МПК)

Максимальное потребление кислорода (МПК) – наибольшее количество кислорода, которое человек способен поглощать из вдыхаемого воздуха при выполнении динамической нагрузки с участием мышечного аппарата.

При сопоставлении величины МПК у разных по возрасту и полу людей обнаруживается её зависимость от массы тела и роста, степени тренированности, индивидуальных особенностей организма. Замечено, что у людей старше 30–35 лет МПК снижается в среднем на 10 % за каждое десятилетие. У женщин МПК составляет 65–85 % от показателей МПК у мужчин.

Мы воспользовались методом В.Л.Карпмана (1969г.), предложившего непрямой метод определения МПК, основанный на корреляции величины МПК с результатами оценки физической работоспособности.

Для этого дополнительно нам понадобились данные о физической работоспособности, полученные методом PWC170.

Определение физической работоспособности производилось в модифицированном степ-тесте (по И.А.Корниенко с соавт., 1978). В качестве разминки выполнялось трёхминутное нашагивание на скамейку высотой 30 см в темпе 16 подъёмов в минуту.

Основная попытка делалась через 3 минуты отдыха в темпе 25 подъёмов в минуту в течение 3-х минут. Частота сердечных сокращений (ЧСС) регистрировалась до нагрузки и сразу после второй нагрузки. Величина физической работоспособности рассчитывается по формуле:

(170 – ЧСС покоя)

PWC170 = ——————————————– * W нагрузки,

(ЧСС нагрузки – ЧСС покоя)

Где W = P*n*h*K,

P – вес тестируемого (кг),

n – число подъёмов на ступеньку в минуту (25),

h – высота ступеньки (30 см)

К – коэффициент подъёма и спуска (1,2).

Затем мы определили МПК по формулам Карпмана:

• для лиц с невысокой степенью тренированности:

МПК (л/мин) = 1,7* РWC170 +1240

Все данные по эксперименту мы занесли в таблицу 1.

№ п/пУчастник экспериментаЧСС покояЧСС нагрузкиВес участникаW нагрузкиPWC170МПКМПК /вес

Эксперимент 2. Определение жизненной ёмкости лёгких

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха. Она складывается из дыхательного объёма и резервных объёмов вдоха и выдоха. ЖЕЛ – один из важнейших показателей, позволяющих судить о подвижности лёгких и грудной клетки, а также отражающий функциональные возможности системы дыхания.

//www.youtube.com/watch?v=K4Y-i8jQE1E

Мы пользовались методикой определения ЖЕЛ с помощью воздушного шарика и расчётными методиками определения ЖЕЛ.

Участник эксперимента, стоя, после непродолжительного спокойного дыхания вдыхает так глубоко, как только может, и затем делает глубокий, насколько это возможно, выдох в воздушный шар.

Сразу же, закрутив отверстие шара, кладет его на плоскость стола и замеряет диаметр шара с помощью двух линеек. Процедура повторяется ещё два раза с паузами по 15 секунд.

Затем находится среднее значение и рассчитывается объём шара

ЖЕЛ_1 = (π*D3)/6

Чтобы оценить полученные данные, величину ЖЕЛ сравниваем с так называемой должной величиной ЖЕЛ, которую можно рассчитать по формулам:

ЖЕЛ_2 для мальчиков = 4530(см3/м)*рост (м) – 3900 (см3), для мальчиков от 4 до 17 лет при росте до 1,65 м;

ЖЕЛ_2 для мальчиков = 10000(см3/м)*рост (м) – 12850 (см3), для мальчиков от 4 до 17 лет при росте свыше 1,65 м;

ЖЕЛ_2 для девочек = 3750(см3/м)*рост (м) – 3150 (см3), для девочек от 4 до 17 лет при росте до 1,75 м;

ЖЕЛ_3 – жизненная ёмкость лёгких у школьников разного возраста по Н.А. Шалкову.

Занесли данные в таблицу 2

№ п/пУчастник экспериментаРостПробаДиаметр шараСреднее значение диаметраЖЕЛ_1ЖЕЛ_2ЖЕЛ_3
1

Эксперимент 3. Определение частоты дыхания

Совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением. Количество дыханий за 1 мин называют частотой дыхательных движений (ЧДД) или просто частотой дыхания.

В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движений у взрослого здорового человека в покое составляет 16–20 в минуту, у женщин она на 2–4 дыхания больше, чем у мужчин.

В положении «лёжа» число дыханий обычно уменьшается (до 14–16 в минуту), в вертикальном положении увеличивается (18–20 в минуту).

У новорождённого ЧДД составляет 40–50 раз в 1 минуту, к 5 годам снижается до 24, а к 15–20 годам составляет 16–20 в 1 минуту. У спортсменов ЧДД может быть 6–8 в минуту.

Определение частоты дыхательных движений проводилось сидя, при этом участника эксперимента держали за руку как для исследования пульса, но наблюдали за экскурсией грудной клетки и считали дыхательные движения в течение 1 минуты. Результат ЧДД записали в таблицу 4.

№ п/пУчастник экспериментаЧДД

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• воздушные шарики (по 3 на каждого участника эксперимента),

• 2 линейки по 30см,

• скамейка высотой 30см,

• тонометр,

• ростомер.

Результаты

1. При анализе результатов показателей жизненной ёмкости лёгких группу школьников разделили на подгруппы:

• девушки;

• юноши, активно занимающиеся спортом и юноши, не занимающиеся спортом, но ведущие здоровый образ жизни;

• курящие юноши.

Первая подгруппа:

У 5 из 18 девушек показатели соответствуют или немного превышают норму.

Вторая подгруппа:

Только у троих юношей, занимающихся спортом, показатели ЖЕЛ_1 соответствуют норме. Опираясь на результаты наших исследований, мы не можем с точностью сказать, что тот или иной вид спорта в большей степени развивает лёгкие.

При этом показатели ЖЕЛ у юношей, не занимающихся спортом, значительно ниже остальных в этой подгруппе, что говорит о пользе спорта.

Объяснить этот факт, на взгляд автора, можно тем, что юноши к 16 годам имеют высокий рост, а их лёгкие ещё недостаточно развиты.

Третья подгруппа:

У большинства юношей жизненная ёмкость лёгких гораздо ниже нормы и должной величины. Только у одного ЖЕЛ_1 соответствует норме.

2. Анализ частоты дыхательных движений показал, что ЧДД у курящих юношей намного превышает норму.

3. Проанализировав диаграмму, мы заметили, что у 4 из 18 девочек значения МПК/вес соответствуют показателю «отлично». У 3 девочек состояние МПК/вес «неудовлетворительное» – это связанно с их физиологическими особенностями. У 4 участниц потребление кислорода в разы больше нормы.

Это связано с тем, что они занимаются спортом, а именно баскетболом. У многих юношей, занимающихся спортом и ведущих активный образ жизни, хорошие и отличные показатели. Из чего можно сделать вывод, что занятия спортом способствуют развитию дыхательной системы.

Анализируя полученные данные, можно заметить, что у курящих мальчиков показатели хуже, чем у другой категории юношей.

4. Используя простые рекомендации, а также различные физические упражнения, можно повысить доступ кислорода к тканям:

• правильное дыхание, при котором воздух, проходящий через воздухоносные пути, в достаточной степени согревается, увлажняется и очищается – это спокойное, ровное, ритмичное, достаточной глубины дыхание;

• во время ходьбы или выполнения физических упражнений следует не только сохранять ритмичность дыхания, но и правильно сочетать её с ритмом движения (вдох на 2–3 шага, выдох на 3–4 шага).

Также не стоит забывать о нормальном развитии грудной клетки. Основным в этом направлении являются:

• правильное положение тела при сидении за партой или столом;

• дыхательная гимнастика и другие физические упражнения, развивающие мускулатуру, управляющую движениями грудной клетки;

• ходьба и стояние в выпрямленном положении, так как это содействует расширению грудной клетки, облегчает деятельность лёгких и обеспечивает более глубокое дыхание.

Необходимо помнить, что физические упражнения способствуют укреплению дыхательной мускулатуры и усиливают вентиляцию лёгких. Таким образом, от правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека.

Перспективы использования результатов работы

Индивидуальное использование результатов каждым участником эксперимента. Выстраивание траектории укрепления и развития дыхательной системы.

Особое мнение

«Конференция для меня – это большой жизненный опыт. Очень понравилась атмосфера конференции, компетентность и доброжелательность членов жюри. Конференция дала возможность увидеть, какие проекты выполняют учащиеся других школ»

Источник: //profil.mos.ru/med/proekty/2018-08-21-09-12-11.html

Нормы пульса и дыхания у детей по возрастам: таблицы с показателями ЧСС и ЧДД

Нормы пульса и дыхания у детей по возрастам: таблицы с показателями чсс и чдд

По мере взросления у ребенка соотношение ЧДД и ЧСС должно приближаться к норме взрослого человека. Эти показатели помогают для расчета интенсивности физической и моральной нагрузки на ребенка. Для взрослых нормы также разнятся в зависимости от уровня физической активности. У спортсменов ЧСС ниже, чем у людей, которые не связаны со спортом.

Чдд у детей: норма, таблица, рекомендации врачей

Пульс и дыхание влияют на здоровье с рождения. От этих показателей зависит дальнейшее физическое, умственное развитие. Дыхание отвечает за становление у детей речи как с рождения, так и в школьные годы. Оно повлияет на качество его дальнейшей жизни, количество, продолжительность болезней. Поэтому знать норму ребенка по возрасту очень важно для всех родителей.

Чдд — это количество дыхательных движений (вдохов и выдохов) за определенный промежуток времени. Обычно считается за 1 минуту. Подсчет производится через грудную клетку или переднюю брюшную стенку. Чтобы сделать это правильно, посчитайте количество их подъемом в момент вдоха и выдоха. Для того чтобы провести исследование максимально результативно, вначале замеряют сердцебиение.

Частота сердечных сокращений — количество ударов сердца за одну минуту. Определяет работоспособность грудной клетки. Чдд и чсс ребенка кардинально отличается от показателей взрослого человека.

На момент рождения дыхательная система новорожденного развита не до конца. Это происходит постепенно, вместе с ростом всего организма. Иногда процесс осложняется, из-за чего у человека возникают трудности в дальнейшем развитии.

Таблица частоты дыхания по возрастам

По таблице можно проверить общее состояние ребенка. Лучше следить за цифрами по мере его взросления. Частота дыхания у детей норма по возрастам с ее помощью можно легко отследить.

Частота дыхания за 1 минуту

Частота сердечного ритма

Соотношение чдд и чсс — дыхательно — пульсовый коэффициент у детей до месяца 1:2,5, до года — 1:3, старше года — 1:4. Чдд у новорожденных самое большое — порядка 60. С ростом организма пульс и дыхание у детей снижается. Процесс начинается уже через 2 недели после начала жизни младенца. Чдд у детей старше 10 лет в норме цифра составляет всего 20. Нормы чсс постепенно тоже снижаются.

При помощи этих таблиц можно наглядно убедиться, что оба показателя постепенно, с годами, снижаются. Самый пик сердечной активности приходится на первые 3 месяца жизни. Проверяйте все показатели, затем сопоставляйте их с нормой. Это даст вам знать, здоров ли младенец.

У растущего организма присутствует гораздо большая потребность в кислороде, чем у взрослого человека. Объем легких же у них в разы меньше. Именно поэтому новорожденные дети дышат настолько часто.

Важность показателей

С помощью измерений вы узнаете, насколько правильно работает вентиляция легких. Если вы заметили учащенные вдохи, это значит, что дыхание сейчас поверхностно.

Такая проблема приводит к образованию болезнетворной микрофлоры в организме. Частота дыхательных движений зависит от того, насколько бодро малыш вел себя весь день.

Если он весь пролежал, то количество вдохов может быть гораздо меньше.

Измерения сердечного пульса малыша помогает проверять его общее самочувствие. Оба этих показания терапевты проверяют каждый раз при осмотре малыша. Если измерения проводились на протяжении несколько дней (что делает их более точными), покажите их специалисту. Особенное внимание уделяйте новорожденным, ведь они не могут рассказать, что что-то болит.

Измерения ЧДД и ЧСС

Всю процедуру может провести врач-терапевт,но только один раз — во время приема, что делает результаты недостоверными. Специальные пульсовые браслеты могут дать осечку, так как найти достойный экземпляр сложно, к тому же он будет дорого стоять.

Источник: //kidspower.ru/normy-pulsa-i-dyhaniya-u-detey-po-vozrastam-tablitsy-s-pokazatelyami-chss-i-chdd/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.