Когда новорожденный ребенок начинает держать головку самостоятельно, и как научить грудничка этому навыку?

Содержание

Для родителей, воспитывающих детей от 2 месяцев до 3 лет

Когда новорожденный ребенок начинает держать головку самостоятельно, и как научить грудничка этому навыку?
 

Развитие ребенка от 0 до 3 лет

Развитие ребенка первого года жизни – это очень важное время. Именно сейчас происходит как физическое, так и психическое развитие ребенка.

Современное развитие детей, конечно, немного отличается от темпов развития предыдущих поколений и на то множество причин: экология мегаполиса, прием медикаментов, питание, общим темп жизни, и главное, тип взаимодействия с ребенком. Что умеет малыш в 2 месяца?

Нормы развития ребенка в этом возрасте такие:

  • закрывается задний родничок
  • угасают новорожденные рефлексы
  • мышцы шеи становится более крепкими, ребенок может держать голову непродолжительное время
  • уменьшается напряжение в конечностях
  • малыш различает предметы на близком расстоянии
  • тянет в рот предметы
  • появляется интонация, которой ребенок демонстрирует свою реакцию на происходящее
  • ребенок реагирует на звук поворотом головы
  • умеет улыбаться
  • различает голоса родителей

Нормы развития ребенка в 4 месяца:

  • держит голову в положении сидя на руках родителей
  • сидит с поддержкой
  • умеет переворачиваться
  • фиксирует взгляд
  • держит погремушку, рассматривает её
  • смеется «в голос»
  • заметно оживляется, если видит бутылочку либо грудь (смотря, как малыш питается)
  • различает маму и папу, по звуку голоса и по внешнему виду

Оценка индивидуального развития детей осуществляется по тем навыкам и умениям, которые малыш освоил к определённому возрасту.

Нормы развития ребенка в 6 месяцев составляют следующие умения:

  • ребенок перекладывает предметы из руки в руку
  • может поднять упавшую игрушку
  • может переворачиваться со спины на живот
  • уверенно сидит с поддержкой
  • появляются первые зубы

Развитие ребенка в 6 месяцев можно считать нормальным, если он:

  • различает незнакомцев и относится к ним с недоверием
  • может криком или плачем «позвать» маму, «попросить» поднять или дать игрушку
  • слышит «дальние» звуки
  • пытается подражать звукам, которые слышит

Детское развитие ребенка волнует всех без исключения мам, но многие родители возводят развитие детей в культ: начинают буквально «терроризировать» ребенка карточками, буквами, цифрами почти с рождения.  Здесь важно помнить, что нервно-психическое развитие детей только начинается в возрасте 9 месяцев и в это время нужно формировать эмоциональную, сенсорную чувствительно ребенка.

Ведь сейчас малыш:

  • начинает знакомство с окружающим миром
  • уверенно сидит
  • пытается стоять
  • может брать игрушку указательным и большим пальцами
  • трясет погремушку
  • активно лепечет
  • крепко держится за маму
  • понимает простые «команды»
  • понимает значение слова «нельзя»;
  • продолжает подражать звукам речи или звукам на улице
  • не любит оставаться один;
  • плачет, если мама или папа уходят (на работу или в магазин)

Развитие ребенка в 10-12 месяцев определяет, как будет происходить развитие речи  от 1 до 3 лет. Вместе с активным физическим ростом происходит развитие психики. Когда малыш начинает ходит, запускается развитие двигательной и познавательной активности ребенка, напрямую связанной с речью и мышлением.

В год ваш крепыш уже:

  • утроил вес от рождения;
  • вырос на половину;
  • ходит или уверенно пытается идти за ручку
  • сидит сам
  • листает страницы книги
  • может следить за объектами, которые двигаются быстро
  • знает свое имя

Ребенок 1,5 года:

  • говорит «мама», «папа», «баба»
  • подражает звуки животных
  • различает названия предметов
  • «помогает» одевать себя (поднимает ручку, ножку)
  • любит игры с мячом
  • показывает на объекты
  • выделяет из всех игрушек любимую

Развитие детей от 1 до 2 лет – период крайне важный и насыщенный. Психология развития ребенка 18 месяцев – процесс тонкий, родителям нужно много времени уделять своему малышу, ведь именно сейчас у него формируются качества будущей личности.
Кажется, что малыш такой большой, ведь у него уже:

  • зарос верхний (передний) родничок
  • умеет шагать по лестнице
  • может собирать пирамидку
  • уверенно держит ложку, кружку, может сам кушать
  • рассматривает картинки в книге
  • демонстрирует привязанность к родителям
  • испытывает грусть, тоску по одному из родителей
  • воспринимает на слух рассказы
  • знает до 10 слов
  • морщится, если щекотно
  • знает, где глазки, ушки, ручки, носик и т.д
  • понимает, какие предметы одежды на нём надеты
  • проявляет чувство собственности по отношению к игрушкам

Развитие ребенка от 0 до 3 лет происходит интенсивно, поэтому очень важно не упустить это время и посвятить его активному изучению окружающего мира вместе с ребёнком. Это время, когда начинается развитие способностей у детей.

Развитие ребенка в 2-2,5 года выглядит так:

  • малыш умеет поворачивать дверную ручку
  • может ударить по мячу и устоять на ногах
  • может подбирать с пола предметы, нагибаясь и не падая
  • может надеть простую одежду
  • строить простое предложение из 2-4 слов
  • понимает сложные команды (Принеси мишку, а чашку поставь на стол»)
  • активный словарный запас достигает до 150-200 слов
  • умеет считать до трех
  • задает много вопросов

Развитие ребенка 2,5 — 3 года – это сложная система событий, где каждый день имеет значение, это время, в которое нужно знакомиться и изучать окружающий мир. В это время нужно заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Ребенок в 3 года:

  • может построить крепость из множества кубиков
  • может собрать мелкие предметы и уложить их в бутылку с узким горлышком
  • умеет сам одеваться, но со шнурками сам не справится
  • в активной речи 500-800 слов, есть фразы из трех и более слов.

Развитие малыша во второй год жизни

На протяжении второго года у ребёнка должно развиться мышление, память и внимание. Для этого придумано много пособий, но и они не заменят простые игры руками и различные прибаутки, на которых выросли многие поколения детей.

Речь

Малыш называет по именам всех членов своей семьи и может выговаривать простые слова. Пришла пора разучивать с ним простенькие четверостишия вне зависимости от степени успешности этого занятия.

Мышление и интерес к познанию

Ребёнок превращается в маленького неутомимого исследователя: простые вещи пытается разобрать, чтобы изнутри их рассмотреть. Ему нужно давать играть с кубиками, показывая, как из них можно сложить фигуры и пирамидки. Малыш с интересом изучает строение своего лица и тела. Ему нужно помочь научиться распознавать, где находится нос, рот, глаза и т. д.

Важные навыки

Малыш должен научиться проситься на горшок, понимать простые просьбы взрослых и выполнять их. Мячом должен уметь пользоваться по назначению, пиная его ногой или пытаться кинуть его.

Ребенок уже может самостоятельно и достаточно уверенно пить из чашки, делает попытки есть с помощью приборов.

 Родителям нужно быть начеку, поскольку в этом возрасте малыша начинает интересовать содержимое шкафчиков, скрытое от глаз.

Развитие ребёнка в третий год жизни

Двухгодовалый малыш почему-то думает, что взрослые читают его мысли. Но к трём годам это проходит, стоит ему чуть лучше узнать окружающий мир. На третьем году жизни малыш с простыми навыками справляется самостоятельно. Но взрослым важно должно быть то, что в этом возрасте у ребенка обостряются развивающиеся эмоциональные ощущения.

 Крошка впервые оказывается в социальной среде (игры с детьми во дворе, детский сад). В этом возрасте формирующаяся детская психика ещё очень неустойчива. Малыша переполняют эмоции, с которыми ему трудно справиться. Поэтому между карапузами нередко вспыхивают и тут же утихают конфликты. Поэтому взрослые должны обращаться с малышами очень тактично и внимательно.

 
Малыш не способен ещё адекватно оценивать сказанные взрослым слова, поэтому они могут больно его ранить. А свою растерянность или неудовольствие малыш не всегда ещё может показать. Родители ни в коем случае не должны считать переживания своего чада чем-то пустяшным и не пытаться в них разобраться, ссылаясь на отсутствие времени.

 
Ближе к трём годам у ребёнка начинает проявляться собственное эго, он уже начинает замечать, что люди вокруг могут думать иначе, чем он.

Игры с малышами до года

Игры со взрослыми просто необходимы малышу для гармоничного развития. Кроме массы положительных эмоций и укрепления отношений между крохой и родителями, игры помогают ребёнку узнавать новые слова, усваивать знания об окружающем мире, тренировать ловкость пальчиков и многое другое.

·        Ладушки, Эту игру знают, пожалуй, абсолютно все, а текст народной потешки даже заучивать не нужно: он у нас в памяти с рождения.

Ладушки-ладушки, Где были?
 У бабушки. Что ели? – Кашку. Что пили? – Простоквашку. Попили-поели, Домой полетели (машем руками как крыльями). …И полетели-полетели-полетели.

На голову сели, Песенку запели (берёмся руками за голову).

Произнося это стихотворение, взрослый ритмично хлопает в ладоши, можно так же в такт покачивать головой и плечами. Со временем малыш начнёт повторять ваши движения. Чтобы ему проще было освоить хлопки, можно взять детские ладошки в свои, и таким образом хлопать вместе.

·        Сорока.  Это тоже хорошо известная и всеми любимая пальчиковая игра для малышей. Возьмите ладошку крохи в свою руку, и, очерчивая окружность своим указательным пальцем по детской ладошке, приговаривайте:

Сорока-сорока, Где была? Далёко! А затем, пощипывая каждый пальчик: Воду носила! Дрова рубила! Печку топила! Кашу варила!

Деточек кормила!

Переключаемся на другую ручку и так же пощипываем каждый пальчик: Этому дала, этому дала…Доходим до последнего пальчика: А этому – не дала. Он воды не носил, дров не рубил, печку не топил и кашу не варил.

·        Пальчики.  Если играя в Сороку, мы пощипывали и разминали пальчики, то в этой игре будем их загибать. На каждую фразу загибаем малышу один пальчик:

Этот пальчик – дедушка,
 Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка,

Этот – деточка моя. Вот и вся моя семья!

Произнося последнюю фразу, можно крепко обхватить кулачок ребёнка своими ладонями. В аналогичную игру можно поиграть с малышом перед укладыванием спать: Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот пальчик крепко спит,

И тебе он спать велит.

·        Мешок с сюрпризом.  В небольшой непрозрачный мешочек сложите разные мелочи, отличающиеся формой и фактурой. Предметы в мешочке должны быть такого размера, чтобы ребёнок удерживал их ручкой, но при этом не мог вдохнуть или проглотить их.

Например, это могут быть: чайная ложечка, крупная деталь конструктора, грецкий орех, кусочек искусственного меха, пряжка от ремня и т.д.

Выдаём «сокровищницу» малышу и наблюдаем, с каким любопытством и удивлением он извлекает из мешочка и рассматривает вещицы.

·        Прятки.  Вариантов этой игры очень много: можно просто закрывать лицо руками, а потом открывать, можно прятаться за дверь, шторку.

Можно прятать и самого малыша, накрывая его пелёнкой на несколько секунд. Такие прятки обязательно нужно сопровождать словами: «Где же мама? Вот она! А где Ваня? Куда же он спрятался? Вот он!».

А можно просто, встречаясь с малышом глазами, говорить «ку-ку».

·        «Полетели-полетели» . Полетать под потолком любят все малыши, но физически для мамы эта игра будет тяжёлой, поэтому лучше привлечь к ней папу.

Можно поднять малыша за подмышки и покачивать в разные стороны, а можно поиграть в «самолётик»: ребёнок ложится на предплечье взрослого животиком, папа держит его одной рукой под грудку, а другой придерживает спинку и поднимает вверх.

Для полноты эффекта нужно включить «звуковое сопровождение» и изобразить звук летящего самолёта.

·        Покатаем мячик.  Для игры понадобится мячик небольшого размера. Усаживаем ребёнка на пол и садимся напротив него.

Тихонько толкаем мячик малышу и показываем, что ребёнок должен сделать в ответ. Очень скоро кроха сообразит, как нужно действовать.

Разнообразить игру можно, включив в процесс несколько мячиков разного размера: вот покатился большой, вот поменьше, а вот совсем маленький.

·        Кто там в зеркале?  Ближе к году детки очень любят рассматривать своё отражение в зеркале. «Друг из зазеркалья» становится для них настоящим открытием.

Можно сесть вместе с малышом напротив большого зеркала, запастись разными шапочками, шляпами, панамками, косынками и примерять их по очереди, наблюдая, как меняется образ человечка в отражении (Кстати, есть суеверный «запрет» о том, что ребенку до года нельзя смотреться в зеркале, все это выдумки. В конце статьи можете почитать о суевериях).

·        Покажи, где?  С большим интересом малыши рассматривают части своего тела и учатся их показывать. Для этой игры можно использовать игрушки (кукол, мягкие игрушки), а можно играть только вдвоём.

Суть игры в том, что мама просит малыша показать, где у него ушки, а где носит, а где ротик? Называть части лица и тела можно с любимым мягким мишуткой или куклой, а потом показать их ещё и на маме.

·        Комарики.  Ещё одна замечательная игра на запоминания частей тела. Соедините указательный и большой палец на обеих руках – получилось «жало» комарика. Сначала поём песенку, «пританцовывая» руками в такт: Дарики-дарики, Летели комарики. Вились-вились…( «вьёмся» руками вокруг малыша)

В ножку вцепились!(слегка щипаем указательным и большим пальцем, как будто ужалил комарик).

Вместо ножки в песенке могут быть щёчки, ручки, животик и другие части тела.

Значение игры в жизни ребенка. Большинство этих игр не требуют специальной обстановки и «реквизита», поэтому играть в них можно и во дворе, и ожидая очередь, и в дороге. Несмотря на внешнюю примитивность, такие игры очень много дают малышу для всестороннего развития. Освоив «классику» игр с малышами, родители могут придумывать свои варианты  — это только приветствуется.

Как пережить кризис трех лет

Игрушки для детей в возрасте от 0 до 3 месяцев

Игрушки для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев

Игрушки для детей в возрасте от 7 до 9 месяцев

Игрушки для детей в возрасте от 9 до 12 месяцев

Игрушки для детей 1года -1.5 лет

Игрушки для детей 1.5 – 2 лет

Источник: //chaika241.caduk.ru/p27aa1.html

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно? Нормы

Когда новорожденный ребенок начинает держать головку самостоятельно, и как научить грудничка этому навыку?

После рождения малыша его шейные и спинные мышцы крайне слабые, и не способны самостоятельно удерживать вес головы крохи. Но, с течением времени, мышцы укрепляются и ребенок начинает держать головку самостоятельно. В каком возрасте это должно произойти? Какие есть нормы? И нужно ли беспокоиться, если ваш ребенок «отстает» от нормы?

Почему так важно, чтобы ребенок начал держать головку

Умение удерживать головку самостоятельно – важный показатель, свидетельствующий о правильности и своевременности развития крохи. По оценкам педиатров, малыш растет здоровым, развивается хорошо, если он в первые месяцы прогрессирует в освоение этого навыка. Прежде всего, за это действие отвечают мышцы шеи, спины, а также нервная система.

Именно поэтому родители должны помогать ребенку развивать мускулатуру. Умение самостоятельно удерживать голову – ценный навык, от которого зависит дальнейшее развитие. Это первый этап на пути к умению ползать. А ползание для грудного ребенка наиболее полезный и значимый период развития.

Когда ребенок должен держать головку

Следить за развитием мышечного корсета нужно обязательно, поэтому крайне важно знать, когда окрепнет скелет, и малыш будет способен сам удерживать голову. Длина головы младенца составляет четверть длины всего его тела, поэтому нагрузка на шейный отдел при удерживании головки колоссальный. А мышцы после рождения еще не тренированные.

Со временем мышечный каркас крепнет, и малыш становится способным сначала удерживать голову в вертикальном положении, а затем учится поднимать ее из положения лежа. Когда это произойдет, зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Общепринятые нормы развития:

  1. В первый месяц после рождения малыш не способен удержать головку на весу, он только учится управлять мышечным корсетом, наращивает мышцы. В этот период обязательно необходимо брать грудничка, поддерживая головку рукой. Если он и способен оторвать ее от подушки, то только на долю секунды, делает малыш это неосознанно.
  2. Постепенно мышцы развиваются, тренируются. При укладывании крохи на живот к концу второго месяца он способен удерживать голову приподнятой до 30 секунд. При этом из положения лежа на спине поднять головку еще не в состоянии.
  3. На третьем месяце жизни кроха способен удерживать некоторое время голову в вертикальном положении, когда находится на руках у взрослого. При этом довольно уверенно держит равновесие. Но поднять голову из горизонтального положения ему еще трудно, и повороты из стороны в сторону он еще не освоил.
  4. К концу четвертого месяца жизни мышечный корсет значительно укрепляется, развиваются мышцы шеи, плеч, спины. Кроха способен подниматься на руках, вытягивая шею. Уверенно держит головку в вертикальном положении.

Если малыш не способен удержать головку до 3 месяцев, это нормально. Он и не должен уметь это делать. А вот к четырем месяцам этот навык должен уже присутствовать. Многие родители замечают появление умения по нескольким признакам:

  • Головка не раскачивается, если малыша держать вертикально;
  • Кроха свободно приподнимается на предплечьях;
  • При подтягивании малыша за вытянутые руки, голова не запрокидывается назад;
  • В положении лежа на спине ребенок пытается поднять голову, чтобы рассмотреть интересующие его вещи.

Беспокоиться ли, если ребенок не держит головку?

Стоит понимать, что развитие каждого малыша происходит индивидуально. У детей навыки не появляются по расписанию, все рекомендации и данные примерные. И если кроха в четыре месяца еще плохо держит головку, этому может быть вполне разумное объяснение.

Если при посещении педиатра никаких отклонений в развитии не наблюдается, отсутствуют провоцирующие проблему факторы (преждевременные роды, травмы), то беспокоиться не стоит. Отсутствие в этом возрасте навыков по общепринятым нормам не считаются отклонением, просто дети развиваются разными темпами.

Но обычно к этому времени все крохи умеют более-менее уверенно держать голову. Допустимо, если они слегка покачивают ей, ведь груднички еще плохо управляют телом. Умение ребенка удерживать голову вертикально хотя бы 30-40 секунд уже говорит об отсутствии патологии.

Если ребенок недоношенный, умение держать головку может развиться чуть позднее. Бить тревогу нужно, если навыком малыш не овладел к полугоду. До этого достаточно наблюдаться у педиатра. Если возникают проблемы, необходимо обратиться к неврологу, чтобы выяснить причину неприятного явления.

Особое внимание стоит обращать родителям, если кроха держит голову неуверенно, с отклонением в ту или иную сторону. Этот недостаток легко устраняется с помощью специальной подушечки. Надо тренировать малыша, укладывая по очереди на один и другой бок, заставляя его поворачивать голову в разных направлениях.

Если малыш овладел навыком слишком рано, это тоже не очень хорошо. По большей части потому, что удержание головки в период 1-2 месяца может стать свидетельством иных проблем со здоровьем. Причиной могут стать внутричерепное давление или повышенный тонус мышц. О проблеме нужно без промедлений сообщить врачу, чтобы он назначит соответствующую терапию.

Важно! Нужно помнить, что любые коррекции нарушений нужно выполнять своевременно. Для этого необходимо регулярно посещать врачей.

Как ускорить процесс укрепления мышц

Не стоит стараться сделать все, чтобы ребенок как можно раньше приобрел этот нужный для него навык – удерживать головку. Всему свое время. Но заниматься с крохой все же нужно, чтобы мышцы грудного младенца своевременно развивались. С малышом нужно выполнять следующие несложные упражнения:

  • Класть на животик и стараться привлечь его внимание яркими игрушками, звуками, чтобы он пытался повернуть или поднять головку;
  • К трем месяцам надо давать возможность держать голову в вертикальном положении, слегка придерживая ее рукой;
  • Ближе к четырем месяцам кроху можно брать за ручки в положении лежа и подтягивать, пытаясь посадить.

Главное при выполнении упражнений – регулярность. Заниматься с малышом нужно только когда он в хорошем настроении, и готов к занятиям. Ведь это тренировка, какой бы легкой и безобидной она не казалась взрослому человеку, маленький член семьи должен быть к ней готов. Делаются упражнения в промежутках между кормлениями.

Не стоит пытаться научить детку держать голову раньше времени. В случае наличия вопросов со стороны неврологии, малышу могут быть назначены такие процедуры, как плавание, физиопроцедуры, массаж. Они отлично помогают при кривошее, гипертонусе мышц.

Важно понимать, что это лечение назначает только специалист. Даже безвредный на первый взгляд массаж может при неправильном назначении навредить крохе. Поэтому обращаться нужно только к проверенному специалисту, который работает с грудными детьми.

Но в большинстве случаев не требуется никакого дополнительного лечения. Необходимо просто обеспечить малышу все условия для полноценного развития.

Умение держать голову для малыша – очень важное достижение. Это первый большой шаг на длинном пути развития крохи. Поэтому важно вовремя выявить все возможные проблемы с целью их устранения. Коррекцию провести в этом возрасте просто, главное, не упустить драгоценное время.

Источник: //trikubika.ru/s-kakogo-vozrasta-derzhit-golovu.htm

Развитие ребенка: от 0 до 6 месяцев

Когда новорожденный ребенок начинает держать головку самостоятельно, и как научить грудничка этому навыку?

Появление ребенка – большое счастье для родителей. Но важно также не забывать: на ваши плечи также ложится еще большая ответственность – вырастить и воспитать ребенка.

Неправильно думать, что «он еще маленький» — дети растут невероятно быстро.

Развитием крохи нужно заниматься буквально с первых дней: вы удивитесь, как сын или дочь будет буквально на глазах радовать новыми приобретенными навыками.

Очень часто родители задают педиатрам вопрос – а что должен уметь ребенок к определенному возрасту? Мне очень нравится мысль о том, что маленький малыш, на самом деле, никому ничего не должен.

Есть дети, которые учатся быстрее, есть те, которым потребуется больше времени.

Самое главное – учитывать особенности определенного возраста и стараться помочь малышу поддержать его попытки научиться чему-то новому.

От 0 до 1 месяца

Самое главное, что может мама дать ребенку в первые дни его жизни – ощущение безопасности. Скорее всего, основную часть времени малыш будет кушать и спать, и это абсолютно нормально.

Ближе к месяцу кроха начнет проявлять первые попытки «общения». Старайтесь не оставлять его надолго одного и появляться у кроватки, как только услышите малейший писк.

С ребенком нужно разговаривать уже сейчас: проснулся – пожелайте доброго утра, меняете подгузник – объясняйте, что и зачем вы делаете.

К концу первого месяца малыш учится просить желаемого: «хочу кушать» — один звук, «устал, хочу спать» — другой. Также в этот период формируется мимика. Поэтому нужно почаще разговаривать. Например, моя дочь реагировала на свое имя, которое я произносила очень четко: «Мар-га-ри-та» — и постепенно пыталась повторить губками движения. С каждым разом это получалось все лучше и лучше.

Также в первый месяц нужно уделить особое внимание зарядке. Новорожденные часто по привычке подгибают ножки и ручки, поэтому нужно их разминать – постепенно ребенок научиться держать их прямо.

Еще к этому возрасту малыши учатся… дышать. В этот период у деток еще очищаются носик и ротик. Поэтому не пугайтесь, услышав хрип или сопение: просто нужно аккуратно промывать носик.

Реагируйте на плач ребенка спокойно – для него все новое и любой звук (например, упавшего на пол столового прибора), может его испугать.

Не отвечайте криком на крик, а успокаивайте: малыш будет чувствовать, что мама всегда придет на помощь, «защитит его» — и даже очень громкие звуки не будут пугать так, как раньше.

2 месяца

К двум месяцам у ребенка происходит очень заметный и ощутимый «рывок» в развитии.

Если в первые недели детки видят мир «в пятнах» (так задумано природой, чтобы они не пугались всего нового, а адаптировались постепенно), то зрение начинает фокусироваться на предметах, вещах.

Обратите внимание, как долго малыш может разглядывать даже самый обычный потолок. Также кроха начинает различать цвета.

Чаще выкладывайте малыша на животик: в этом периоде детки активно учатся держать головку. Скорее всего, головка еще будет «болтаться» — ребенок только учится координации движений. В это же время происходят первые попытки поползти. Помогайте малышу: аккуратно переставляйте ручки и ножки – это поможет ему понять последовательность движений, необходимых для того, чтобы двигаться вперед.

Также малыши начинают «ощущать» собственные ручки и ножки: разглядывают их, совершают пока еще хаотичные движения. Для слишком активных деток потребуется пеленание: кроха, который еще не совсем контролирует движения, испытывает сложности с засыпанием – потому что сам себя будет, махая ручками.

Но самая приятная новость месяца – это появление первой улыбки.

3 месяца

К трем месяцам кроха становится сильнее: отталкивается ножками в кроватке и ванной, пытаясь подвинуться. Малыш стремиться больше времени проводить в вертикальном положении. Еще бы: вокруг столько всего интересного! Внимание малыша могут привлечь прохожие, шум дождя и колыхание листьев.

Ребенок уже хорошо держит головку. Не расстраивайтесь, если малышу еще нужна ваша поддержка: например, крупным «экземплярам» непросто держать тяжелую головку. Но постепенно мышцы окрепнут.

Зато кроха уже активно вращает головой в разные стороны и поворачивается на источник звука. Да и сам не против «поговорить»: пойте песни, рассказывайте сказки, задавайте вопросы – и вам обязательно ответят взаимностью.

К трем месяцам малыш осваивает более… 50 разновидностей улыбки.

У многих деток появляются слезки: если раньше все «возмущения» проходили без них, то сейчас плач сопровождается и слезами.

Также малыш учится «перекатываться» — это первые, но уверенные попытки, самостоятельно перевернуться со спинки на животик.

А еще у ребенка могут начать резаться зубки. Это не означает, что они появятся совсем скоро: могут и через неделю, а могут – через пару месяцев. Обильное слюнотечение, плаксивость, набухание десен, повышение температуры – на эти симптомы нужно обратить внимание.

4 месяца

К четырем месяцам абсолютно все – улыбки, слезы, «разговоры» — становится еще более осмысленным. Малыш начинает произносить еще больше новых звуков, именно в этом возрасте осваивает первые слоги: «а-гу».

Также детки уже хорошо держат головку – и лежа на животике, и в вертикальном положении.

Начинает активно развиваться хватательный рефлекс: малыш начинает сильно сжимать ручками предметы. Пытается сам придерживать грудь или бутылочку во время кормления. Чтобы «стимулировать» кроху начать ползать – продолжайте выкладывать его на живот. При этом на небольшом расстоянии положите игрушку: «вижу цель – не вижу препятствий».

К четырем месяцам у ребенка формируется «круг знакомых»: родителей (или постоянно ухаживающего за ним человека) встречает улыбкой, а на чужих может реагировать плачем.

Самый приятный навык не только для ребенка, но и для всей семьи, — человечек наконец-то умеет засыпать сам. Если он устал, то может уснуть, даже если его оставили одного всего на пару минут в кроватке. Сон становится крепче и продолжительнее, особенно ночью.

5 месяцев

В этом возрасте еще больше совершенствуются ранее приобретенные навыки – малыш становится более самостоятельным. Особое внимание привлекают люди. Но не стоит оставлять ребенка сразу с малознакомым ему человеком – это может вызвать настоящую панику.

В пять месяцев ребенок уже способен самостоятельно играть с игрушкой в течении 5-10 минут, более того – он даже выбирает наиболее интересную ему игрушку. Развивается связь между зрением и движениями: прежде чем дотянуться к игрушке, малыш сначала посмотрит в ее направлении.

Малыш начинает постигать мир на ощупь: давайте ему трогать материи с разной текстурой (атлас, фланель, бархат) и вещи разной температуры (теплая бутылочка, холодный кусочек льда).

Не удивляйтесь, если малыш начнет трогать себя: в этот период внимание ребенка к собственному телу – абсолютно нормально.

Единственное, что должно вызвать настороженность: например, если малыш постоянно трогает только половые органы, — это может говорить о дискомфорте в этой области (аллергия, укус насекомого, молочница).

Продолжают крепнуть мышцы малыша: лежа на животике, он уже неплохо опирается на ручки и предплечья. Лежа на спинке – ненадолго приподнимает плечики и головку.

К 5-5.5 месяцам некоторые дети могут похвастаться первыми успехами в «ползунковом» деле. Ребенок уже стремится встать, потянуться. Очень полезно аккуратно приподнимать малыша: наклоняетесь, позволяете его пальчикам ухватиться за вашу руку и – очень медленно поднимаете. Такое упражнение учит малыша лучше чувствовать свой вес и распрямляет позвоночник, что очень полезно.

6 месяцев

Полгода – первый солидный «юбилей» ребенка. У многих деток к этому возрасту вылезают первые зубки: стоматологи отмечают, что современные дети – очень рано и быстро развиваются. Но если малыш станет «зубастиком» на месяц-два позже – это тоже норма. Тем более, что болезненные ощущения он будет переживать легче в более старшем возрасте.

В шестимесячном возрасте ребенок готов попробовать что-то помимо жидкой пищи. Именно в этом возрасте (особенно, к моменту появления первых зубов) он лучше всего воспримет первый прикорм. Что ребенку придется по душе, а что нет – узнать можно только путем проб.

К шести месяцам совершенствуется навык «ползания»: ребенок вполне может проползти сам – но еще недолго, он быстро устает.

Время бодрствования сокращается: малыш все больше «включается» в знакомство с окружающим миром. Предметы делятся на «любимые» и «нелюбимые». Также совершенствуется сознание. Малыш начинает понимать причинно-следственные связи: стукнул ножкой по кровати – больно, нажал на кнопочку игрушки – заиграла музыка.

Лучше работают ручки: ребенок уже умеет держать вещи, перекладывать их из одной ручки в другую.

В шесть месяцев ребенок пытается встать, держась за опору – но все равно, еще будет «шататься», будто бы «пьяный». К шести (а иногда к семи) месяцам многие детки уже неплохо умеют сидеть – но пока еще с поддержкой. Не стоит «насильно» усаживать ребенка, например, с опорой на подушки: этим вы можете причинить вред – позвоночник должен достаточно окрепнуть.

Помните: каждому возрасту «отвечают» свои навыки, но каждый ребенок индивидуален. Поэтому если ребенок пополз «поздно», а зубки появились «рано» — не нужно расстраиваться: природа лучше знает, как должен развиваться малыш. Задача родителей – замечать его порывы к познанию мира – и поддерживать их.

Источник: //promum.com.ua/razvitie/razvitie-rebenka-ot-0-do-6-mesyatsev/

Как научить ребенка сидеть: советы и рекомендации по гармоничному развитию малыша

Когда новорожденный ребенок начинает держать головку самостоятельно, и как научить грудничка этому навыку?

Прежде чем выяснить, во сколько дети садятся, нужно понимать процесс наращивания силы и мышечной массы новорожденного. Укрепление детского организма проходит через несколько последовательных этапов:

  • в возрасте 3-4 недель кроха начинает держать головку;
  • между 1 и 2 месяцем малыш учится держать голову, лежа на животе, и опираясь на свои ручки;
  • ближе к 3 месяцу он научится переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • в возрасте 5-6 месяцев малыш начнет предпринимать попытки, чтобы сесть самостоятельно;
  • в 6-7 месяцев большинство детей умеют сидеть сами без поддержки, уверенно поворачиваясь телом в разные стороны.

Такое последовательное укрепление мышц спины и грудной клетки готовит новорожденного к дальнейшему ползанию и первым самостоятельным шагам. Многие мамы замечают, что ребенок пытается сесть в 4 месяца, напрягает мышцы живота, тянется ручками.

Но это еще не значит, что он готов, поэтому в этом возрасте помогать ему, присаживать, поддерживать, обкладывать подушками – рано. В среднем возраст освоения этого навыка детского организма – 6 месяцев. Девочки, как правило, садятся чуть раньше, мальчики могут научиться этому позже.

Хотя именно девочек торопить нельзя, чтобы не возникли проблемы с органами мочеполовой системы.

Самое важное для родителей – дать своему чаду развиваться индивидуальными темпами, контролируя этот процесс и помогая ему. Но не торопить события и не воспитывать с пеленок чемпиона. Тем более, не стоит сравнивать успехи крохи с другими детьми. Лучше дождаться возраста, когда ребенок начинает садиться, и только потом помогать ему и поддерживать в освоении этого навыка.

Как понять, что ребенок готов садиться

Гармоничное и правильное развитие грудничка возможно только тогда, когда все происходит постепенно и по мере его возможностей.

Наращивание сил и мышечной массы поможет крохе осваивать новые навыки, а умелая и своевременная помощь родителей – расти сильным и здоровым.

Пока ребенок не готов сидеть, поддерживать его, присаживать или способствовать нахождению в вертикальном положении не стоит.

Убедиться в том, что мышечный корсет готов к нагрузкам, можно по нескольким признакам:

  • ребенок уверенно держит голову – это свидетельствует о крепких мышцах шеи;
  • лежа на животе, грудничок приподнимает голову и удерживает верхнюю часть туловища на руках – это говорит о том, что крепнут мышца грудного отдела;
  • лежа на спине, пытается приподниматься, а если взрослый держит его за руки, малыш подтягивается – что свидетельствует об укреплении мышц пресса.

Еще одним фактором, который может подсказать родителям, что кроха готов учиться сидеть, является его нежелание находиться в лежачем положении.

Обычно на руках в положении сидя или полусидя он затихает и с удовольствием рассматривает окружающий мир, а если попытаться его уложить в кроватку или в коляску, начинает капризничать и громко протестовать.

Этот новый сигнал станет полезным для всех мам, которые интересуются, как понять, что ребенок хочет сесть. Несколько таких случаев помогут родителям убедиться в том, что малышу пора переступать на следующую ступень развития.

Как научить ребенка садиться и не навредить ему при этом

Существует немаловажный перечень действий, которые нельзя делать родителям до определенного возраста малыша. Даже если хочется понять, как помочь ребенку сесть самостоятельно, и сделать для этого все возможное. Если организм малыша не готов к такой нагрузке, любая помощь и усилия могут только навредить. Поэтому стоит помнить о том, чего нельзя делать:

  • не сажать грудничка, если он еще не готов к этому, до 6 месяцев, особенно девочек ввиду анатомических особенностей строения органов малого таза;
  • не подкладывать опоры и подушки, чтобы заставить малыша удерживать сидячее положение;
  • прекратить попытки усадить кроху, если он постоянно заваливается на бок или сидит с круглой спинкой – это признаки неготовности мышечного корсета;
  • не переживать и не волноваться, если в возрасте 6-7 месяцев он не сидит самостоятельно, некоторым деткам нужно больше времени для освоения этого.

Как правило, к 7 месяцу жизни все малыши начинают сидеть уверенно и самостоятельно. Беспокойство может вызывать тот факт, что ребенок в 9 месяцев не садится сам. Тогда лучше проконсультироваться с педиатром или невропатологом.

Причинами такого отставания в развитии может быть множество предпосылок, например, осложненные роды или такие проблемы со здоровьем, как рахит, слабая мышечная деятельность, генетические нарушения.

Врач осмотрит малыша и порекомендует, как ему помочь в дальнейшем гармоничном развитии.

Как помочь ребенку сесть самостоятельно – упражнения и рекомендации

Если детский организм физически готов, можно делать специальные упражнения, чтобы ребенок сел самостоятельно и чувствовал себя уверенно. Небольшая зарядка поможет укрепить мышцы и ускорить процесс усвоения нового положения малыша.

Перед тем, как начинать упражнения, нужно хорошо разогреть мышцы при помощи массажа. Поглаживания, пощипывания, сгибание и разгибание конечностей подготовят тело к дальнейшей работе.

Кроме того, нужно выбрать такое время суток, когда кроха будет в хорошем настроении и самочувствии.

Комплекс упражнений состоит из простых и безопасных действий:

  1. Подтягивания. Ребенка нужно положить на спинку, на ровную твердую поверхность. В его ручки вложить большие пальцы взрослого человека, а остальной частью кисти обхватить его кулачки. В таком положении нужно слегка подтягивать к себе грудничка, давая ему возможность работать мышцами рук и живота. После нескольких попыток малышу нужно дать время отдохнуть.
  2. Отжимания. Выполняется в положении лежа на животе. Если малыш хорошо держит голову, он будет стараться приподнять верхнюю часть своего туловища, чтобы рассмотреть все, что находится вокруг него. Таким образом, будут укрепляться мышцы рук и спины.
  3. Если малыш уже пытается сам сидеть, но часто падает или чувствует себя неуверенно, можно помочь ему еще таким упражнением. Посадить на твердую поверхность, взять его руки в свои и немного раскачивать в разные стороны, но не давать упасть. Ребенок будет напрягать мышцы живота и спины, чтобы удерживаться в вертикальном положении.
  4. Выкладывать ребенка на спину и помогать переворачиваться на живот, а затем обратно. Это упражнение хорошо развивает боковые мышцы торса, а также спину. В дальнейшем он будет сидеть увереннее.
  5. Купание в большой ванной с использованием детского круга также должно помочь укрепить мышечный корсет. Плавая свободно в воде, ребенок будет активно работать ножками и ручками, а его спинка и животик будут крепнуть, чтобы в дальнейшем удерживать его в положении сидя.

Еще одним советом для родителей может быть помещение малыша в манеж с крупноячеистой сеткой. Он будет хвататься за сетку и стремиться принять вертикальное положение, чтобы лучше видеть все, что происходит вокруг. А в положении сидя, сможет держаться за стенки манежа.

Еще одним моментом, который должен помочь в усвоении и укреплении навыка является прогулка на коляске в период бодрствования крохи. Для начала спинку коляски можно закрепить так, чтобы малыш находился в положении полулежа.

Ему будет интересно наблюдать окружающий мир, и он обязательно начнет стремиться сесть ровнее, чтобы видеть еще больше. Если спинка имеет несколько положений, постепенно ее можно приподнимать.

Но посадить кроху полноценно можно будет только тогда, когда он физически будет готов к этому, когда ребенок сам садится из положения лежа и уверенно удерживает себя. Иначе возможна травма.

Таким образом, обучение сидению возможно только тогда, когда тело и мышцы ребенка будут к этому готовы. У здорового малыша с этим не будет проблем, в 5, 6 или 7 месяцев он обязательно сядет самостоятельно и будет получать удовольствие от своих возможностей.

Не стоит сравнить свое чадо с другими детьми или переживать о том, что он в чем-то отстает. У каждого маленького человечка свой тем роста и развития. Но если родители видят, что кроха готов сесть, можно ему помочь, укрепить мышцы и оказать поддержку. Тогда его познание окружающего мира будет проходить легко и радостно.

(с) Ladyplace

Источник: //vk.com/@kupikarapuz-kak-nauchit-rebenka-sidet-sovety-i-rekomendacii-po-garmonich

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Когда новорожденный ребенок начинает держать головку самостоятельно, и как научить грудничка этому навыку?

Отвечая на вопрос о том, когда новорожденный ребенок должен начинать держать голову, квалифицированные специалисты приводят разные данные, что обусловлено индивидуальными особенностями развития каждого малыша. Тем не менее существуют определенные сроки, к которым этот навык уж должен быть выработан обязательно, иначе крохе придется помогать, всячески стимулируя прогресс в этом направлении.

Грудничок начинает держать голову самостоятельно

Перед тем как углубиться в вопрос, стоит отметить, что статистика международных организаций о сроках выработки навыка удерживания головы в вертикальном положении у новорожденных часто отличается друг от друга.

Во сколько месяцев

Не секрет, что раньше малышей в их первые месяцы жизни было принято пеленать, что не самым лучшим образом сказывалось на развитии отдельных мышечных групп, включая шейный отдел.

Как результат, детки, которые подвергались пеленанию, уверенно держали головку не раньше 4-4,5 месяцев, чего не скажешь о современных малышах, содержащихся с первых дней своей жизни в свободной одежде.

Умение держать голову появляется по мере развития мышц шеи

Так, современные крохи начинают пробовать поднимать головку уже в первые 1-1,5 месяца, правда, более или мене выработанным этот навык становится гораздо позже, приходясь на третий месяц жизни крохи. Естественно, на это умение влияет не одно только пеленание, но и особенности развития, в том числе и в перинатальном периоде.

В итоге до 85% здоровых малышей, действительно, держат головку в 2-3 месяца, тогда как дети, родившиеся раньше положенного срока, демонстрируют это умение ближе к четырем месяцам.

Не стоит радоваться и в том случае, если устойчивая выработка навыка происходит до полутора месяцев, ведь это явление считается прямой рекомендацией для показа ребенка детскому неврологу.

Объясняется это довольно просто, ведь в послеродовый период шейные мышцы малышей находятся в гипертонусе, что автоматически блокирует поднятие головы. Обратная же ситуация может указывать на отклонение от нормы, как впрочем, и продолжительная задержка выработки навыка.

Как проходят этапы развития навыка

Конечно же, держать головку малыш начинает не сразу, ведь это вопрос не одного дня. А для того чтобы контролировать физиологическое развитие младенца, исключая родовые и внутриутробные травмы, рекомендуется заранее изучить основные его этапы. Речь идет о следующих из них:

  1. Уже на 2-3 неделе младенец может пробовать приподнимать головку, находясь в положении лежа на животе. А вот удерживать ее в таком состоянии он сможет не дольше нескольких секунд, что является абсолютной нормой.
  2. В 2-3 месяца – в течение минуты.
  3. К трем месяцам обычно наблюдается удерживание головы в вертикальном положении без посторонней поддержки в течение 1-2 минут.
  4. После 3 месяцев, лежа на животике, кроха начинает уже приподнимать плечевой пояс.

Устойчивая способность хорошо держать голову в любом положении формируется к 2–3 месяцам

И если все перечисленные этапы проходили в указанной последовательности и сроки, то в возрасте 4,5 месяца малыш начинает демонстрировать новое умение. Заключается оно в поднятии головы из положения лежа на спине, а чуть позже и в удерживании ее в такой позиции в течение нескольких секунд/минут.

Нормы и сроки по Комаровскому

Тем, кто продолжает переживать по поводу того, укладывается ли их ребенок в общепринятые сроки, не помешает получить консультацию квалифицированного специалиста. Одним из наиболее авторитетных педиатров, имя которого уже давно у всех на устах, является доктор Евгений Комаровский.

Прославившийся своим умением развеивать формировавшиеся на протяжении многих десятилетий стереотипы, специалист сохраняет скепсис и в отношении сроков выработки навыка удерживания головы младенцев.

И если верить этому доктору, то первое, на что следует ориентироваться, это состояние, бодрость и аппетит ребенка.

И если малыш активен, хорошо ест и набирает массу, то нет повода бить тревогу, если он начнет держать голову позже назначенного срока, даже при условии, что отклонение от нормы составляет месяц или еще более внушительный срок.

Ориентироваться следует и на болевой синдром, а также на наличие попыток ребенка поднимать головку. Отсутствие первого и присутствие второго фактора указывают на то, что ребенок совершенно здоров, и родителям нужно просто немножко подождать.

Как вырабатывается навык у недоношенных

Сроки напрямую зависят и от степени недоношенности младенца. И при наличии должного ухода за малышом 1 и 2 степени недоношенности обычно удается все наверстать уже к четвертому месяцу жизни.

Дети, появившиеся на свет с глубокой степенью недоношенности (3 и 4 стадия) могут развивать такое умение гораздо позже, но обычно этот процесс протекает в индивидуальном порядке, требуя повышенного внимания специалистов на протяжении первого года жизни.

Кроме того, абсолютное большинство специалистов едины во мнении о том, что преждевременная стимуляция приобретения навыка у недоношенных младенцев является противопоказанной, так как подобные действия чреваты появлением мышечного тонуса и травм различной тяжести.

Если к 4 месяцам ребенок не научился держать головку, это уже повод обратиться к педиатру

Почему ребенок не держит уверенно голову в 4 месяца и как обучить

Существует несколько причин, провоцирующих задержку развития навыка. К ним относят:

  • патологические и преждевременные роды;
  • гипотонус шейных мышц;
  • рождение с малой массой тела и ее постоянный недобор;
  • неврологические проблемы у ребенка;
  • тугое пеленание;
  • гиперопека, в результате которой кроха становится совсем ручной и беспомощной.

Если ребенок, появившийся на свет в результате нормальных срочных родов и развивающийся в соответствии со всеми общепринятыми нормами, по какой-то причине не может уверенно держать голову к 3-4 месяцам, то это не повод для паники.

Однако обеспокоиться все-таки нужно, показав малыша специалистам. И если они дадут добро, то можно попробовать стимулировать этот навык, максимально приблизив его полноценное развитие, ведь не исключено, что крохе просто нужен небольшой толчок извне.

Гимнастика

Любая терапия становится максимально действенной, если проводить ее комплексно. И лечебная гимнастика для ускорения поднятия и удерживания головки ребенком не является исключением из правил.

Самое простое, но от этого не менее эффективное упражнение сводится к подъему малыша за ручки из положения лежа на спине, которое осуществляется до тех пор, пока его голова не начнет запрокидываться назад, после чего необходимо вернуть его в исходное положение. И обычно достаточно несколько таких подходов в день, чтобы ускорить приобретение навыка.

Массаж

Один из наиболее эффективных приемов заключается в регулярном массаже шейного отдела, который лучше доверить профессионалам, дабы не спровоцировать развитие тонуса шейных мышц и, как следствие, не ухудшить ситуацию. Обычно такие процедуры проводятся в несколько курсов с обязательным перерывом для отслеживания положительной динамики.

Массаж новорожденному ребенку полезен с первых недель рождения

Игры

Какой малыш не любит играть? И родителям грех не воспользоваться этим интересом для проведения коррекционной терапии. Для этого нужно взять какой-нибудь яркий предмет или игрушку и поднести его к лежащему на спинке малышу.

Следующий этап предполагает осторожный подъем его головки тех пор, пока кроха не увидит игрушку. И как только почувствуется самостоятельное движение головки, следует незамедлительно опустить ее обратно на подушку, повторив упражнение еще несколько раз с обязательным перерывом.

Обычно ежедневные занятия по описанной схеме в совокупности с купанием в ванной и долгими прогулками на свежем воздухе делают свое дело. В итоге через несколько недель ребенок все-таки приобретает этот навык.

Наиболее популярные вопросы

Как носить малыша, пока он не научился держать голову?Если нет никаких противопоказаний, то лучше как можно чаще носить кроху в вертикальном положении, а также выкладывать его на животик, не забывая о таких вспомогательных мерах, как массаж и гимнастика.

Когда родителям бить тревогу?Стоит обеспокоиться в том случае, если ребенок не держит голову в 4,5-5 месяцев, ведь это верный признак мышечного гипотонуса или невралгических расстройств. В этом случае требуется проведение комплексного обследования.

Стоит ли паниковать, если малыш в 1 месяц удерживает хорошо голову?Да, переживать стоит, ведь уверенное удерживание головы до 1,5 месяцев указывает на гипертонус мышц, который также чреват серьезными осложнениями.

Важно помнить, что своевременное обращение к специалистам является залогом успешной коррекции. В то же время не стоит паниковать, если отсутствие навыка не выходит за предельно допустимые рамки.

Источник: //kaknazvat.com/deti/derzhit-golovu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.