Как ввести прикорм ребенку в 5 месяцев: таблица и пошаговое описание при грудном и искусственном вскармливании

Содержание

Прикорм по месяцам при грудном вскармливании. Как правильно вводить прикорм для малышей?

Как ввести прикорм ребенку в 5 месяцев: таблица и пошаговое описание при грудном и искусственном вскармливании

Что нужно знать о первом прикорме?

Грудное вскармливание — лучшее питания для новорожденного, в материнском молоке есть все необходимое для организма малыша. Но уже через несколько месяцев после родов маме нужно задуматься о введении прикорма. Попробуем разобраться, какие продукты выбрать, как правильно начинать прикорм и когда лучше всего это делать.

Начало прикорма: что нужно знать?

Согласно нормам ВОЗ, прикорм при грудном вскармливании следует начинать с 6 месяцев. До этого пищеварительная система ребенка формируется, а «знакомство» с новыми продуктами проходит исключительно через материнское молоко.

Входящих в его состав питательных компонентов вполне достаточно в первые полгода жизни.

В следующие месяцы потребности растущего организма будут увеличиваться стремительно, и даже если мама тщательно планирует свой рацион, источником витаминов и микроэлементов должны быть не только молоко, но и «взрослые» продукты.

6 месяц — лучшее время, когда можно вводить прикорм ребенку, если говорить о традиционной схеме поэтапного включения новых продуктов в рацион ребенка. Если же рассматривать педагогический прикорм, когда мама дает ребенку «взрослую» еду в микродозах не для насыщения, а для того, чтобы малыш просто попробовал.

Под микродозой понимается такой объем еды, который мама может поместить между указательным и большим пальцами. Такой подход будет безопасным уже в 5 месяцев.

Считается, что благодаря педагогическому прикорму можно сформировать гастрономические привычки ребенка, например, привить любовь к овощам, нежирному мясу и другим полезным продуктам, от которых дети часто отказываются.

Не нужно торопиться с прикормом

Прикорм для малышей по месяцам: общие рекомендации

Перед тем как вводить прикорм ребенку, нужно убедиться в том, что он готов. Об этом сигнализируют несколько признаков:

1. Малыш проявляет интерес к тому, что едят взрослые, — тянется к столу, пробует взять что-то из тарелок.

2. Ребенок может сидеть самостоятельно, удерживая равновесие.

3. Выталкивающий рефлекс, при котором новорожденный выплевывает все, ослабевает.

4. Грудничок в состоянии свободно отвернуться от ложки, если не хочет есть из нее.

5. Вес новорожденного удвоился.

6. На момент начала прикорма ребенок абсолютно здоров, прививки накануне и в ближайшие дни после не запланированы.

Как понять, что грудничок готов к прикорму?

Торопиться с прикормом не нужно. Ранние эксперименты с новой едой могут вызвать нежелательные последствия, такие как аллергические реакции, расстройство пищеварения в виде жидкого стула или усилившихся колик.

Из-за такого негативного опыта при последующих попытках дать еду ребенок может отказываться и капризничать.

Более того, объемы прикорма не имеют значения: даже четверти чайной ложки достаточно для того, чтобы создать чрезмерно высокую нагрузку на пищеварение и спровоцировать беспокойство и болезненные ощущения в животе.

Лучше дождаться 5-6 месяцев, когда ЖКТ и ферментативная система окрепнут. В это время первый прикорм при грудном вскармливании будет не только безопасным, но и полезным, ведь вкусовое разнообразие рациона — обязательная составляющая правильного питания ребенка.

Схема введения прикорма: подробная таблица с 6 месяца

Начало прикорма при грудном вскармливании

Мы будем рассматривать традиционный прикорм, когда в меню малыша постепенно, начиная с минимальных объемов, вводятся новые продукты. С чего начинать прикорм? В прошлом врачи рекомендовали давать ребенку фруктовые соки.

Считалось, что благодаря жидкой консистенции, высокой концентрации витаминов и приятному вкусу они помогут наладить дальнейшее кормление и полный переход на взрослую еду.

Сейчас начало прикорма с соков считается крайне нежелательным по ряду причин:

  • кислый сок раздражает стенки желудка и кишечника, из-за чего может случиться сильное расстройство пищеварения;
  • даже домашний сок, приготовленный по лучшему рецепту, может оказаться аллергеном;
  • высокие нагрузки на ЖКТ из-за сока могут стать причиной отложенных проблем, таких как гастрит, панкреатит или болезни поджелудочной железы;
  • сок имеет интенсивный и сладкий вкус, после него ребенок с большой вероятностью будет отказываться от «пресных» овощей, которые обязательно должны присутствовать в детском рационе.

С учетом всего этого прикорм детям на грудном вскармливании лучше всего начинать с овощей. Это должны быть монокомпонентные пюре с однородной консистенцией, без соли и сахара. Их можно готовить самостоятельно или покупать в специализированных отделах детского питания, качество которого отвечает самым строгим требованиям.

Далее можно ориентироваться на простую таблицу введения прикорма при грудном вскармливании:

Что можно в 5 месяцев?

Итак, как правильно вводить прикорм ребенку в 5 месяцев? Первое — выбрать «правильные» продукты для первого знакомства. Самыми удачными вариантами будут:

  • кабачок — сочный и низкокалорийный овощ с приятным естественным вкусом, ценный источник «медленных» углеводов, пектинов, клетчатки, витаминов С и Е, провитамина А, содержит мало сахарозы и органических кислот, поэтому крайне редко вызывает аллергию;
  • брокколи — «королевская капуста» содержит много растительного белка, микро- и макроэлементов, витамины А, PP, K и В-группы, благоприятно сказывается на пищеварении, кроветворении и состоянии нервной системы;
  • цветная капуста — относится к наиболее полезным овощам, содержит тиамин, пантотеновую кислоты и другие ценные витамины, белок и нежные пищевые волокна, поддерживает здоровую микрофлору кишечника, служит профилактикой запоров и избыточного газообразования.

Овощные пюре — лучший вариант для первого прикорма

Как вводить прикорм ребенку в 5 месяцев — пошаговое описание:

  • нагреть овощное пюре до температуры грудного молока (37 градусов);
  • тщательно вымыть и простерилизовать ложку, убедиться, что она остыла;
  • взять пюре на кончик ложки, дать ребенку;
  • при положительной или нейтральной реакции дать еще.

В самый первый раз достаточно ½ чайной ложки, в следующие несколько дней — по одной-две. Лучшее время для овощей — между кормлениями грудью, чтобы малыш не был сытым и, наоборот, слишком голодным. К концу месяца ребенок может съедать целую банку, такой прием пищи вполне может заменить одно кормление грудью.

Вводим новые продукты в прикорм в 6 полных месяцев

Какой прикорм в 6 полных месяцев можно предложить ребенку?

  • Овощные пюре — к привычным кабачку, брокколи и цветной капусте можно добавить тыкву, свеклу и поликомпонентные смеси, объем дневной порции — 150 г.
  • Гипоаллергенные фруктовые пюре — яблочное, грушевое, персиковое или абрикосовое, объем дневной порции — 50-60 г.
  • Безглютеновые каши — гречневая без молока, кукурузная, рисово-кукурузная, овсяная, кашки с фруктовыми добавками, например, курагой или черносливом, для нормальной работы кишечника, объем дневной порции — 50-60 г.

Прикорм в 6 месяцев на искусственном вскармливании — тот же.

Новые продукты пробовать можно и нужно

На 7-м месяце, когда ребенок может демонстрировать реакцию на продукт, жевать и пить из поильника, в прикорм можно добавлять:

  • творог — с ½ чайной ложки в день увеличиваем порцию до 30-40 г;
  • яичный желток — с 1/8 до ¼;
  • мясные пюре — кролик, индейка, телятина, курица, объем дневной порции постепенно доводим до 30 г;
  • поликомпонентные овощные пюре с укропом, тмином, томатами, объем дневной порции — 50-170 г;
  • молочные и содержащие глютен каши, объем дневной порции — 150 г;
  • детское печенье или сухарики из белого хлеба, объем дневной порции — 1 печенье или 3-5 г сухариков.

Ввод прикорма при грудном вскармливании нужно держать под контролем. Давая новый продукт необходимо в течение 2-3 дней проверять реакцию ребенка — нет ли аллергии, сыпи или нежелательных изменений в стуле.

Схема прикорма в 8 месяцев

Когда волнительное начало прикорма преодолено, можно более свободно пробовать продукты и постепенно «переводить» ребенка с молока или смеси на взрослую еду. На 8 месяцев каждый день малыш может получать дополнительно к уже знакомым продуктам:

  • растительное масло — около чайной ложки, идеально — вместе с овощами, оно помогает усвоению полезных веществ и поддерживает пищеварение;
  • новые фрукты — чернослив, бананы, ягодные пюре или ягоды в качестве добавки к каше, цитрусовые при отсутствии аллергии;
  • фруктовые соки — в объеме до 60-70 мл, они сделают меню малыша более разнообразным;
  • молочные каши — все привычные злаки можно готовить на коровьем или козьем молоке;
  • кефир — 8 месяцев прикорм ребенка можно дополнить этим кисломолочным продуктом для поддержания пищеварения;
  • рыба — ее лучше давать в виде безопасных детских пюре.

Пора подумать о режиме питания

В этот период маме стоит задуматься не только над меню, но и над графиком питания. Схема прикорма при грудном вскармливании или искусственном может выглядеть следующим образом:

  • раннее утро — смесь или грудное молоко;
  • 9-10 утра — кашка и фруктовое пюре;
  • обед (примерно14:00) — овощное и мясное пюре, масло, желток, хлебный сухарик или баранка;
  • ужин (около 18:00) — кисломолочные продукты, например, творог или кефир, с печеньем;
  • перед сном — смесь или грудное молоко.

Такой подход поможет без стресса для ребенка отказаться от ночных кормлений и после года легко завершить вскармливание смесью или грудным молоком.

Что может есть ребенок в 10 месяцев?

В 10 месяцев ребенок двигается очень активно, жевательный рефлекс становится устойчивым. В этот период можно пробовать продукты разной консистенции, на грудное молоко или смесь должно приходиться не более 25% потребляемого малышом объема еды.

Оптимальный интервал между приемами пищи на 10 месяце — около 3,5-4 часов, а еда должна быть разнообразной. Из «нововведений» стоит отметить легкие супы, макароны и запеканки, которыми можно заменять иногда каши.

В формате педагогического прикорма можно давать пробовать блюда с общего стола — приправленные, относительно острые и т.п.

Кроме воды, молока и соков, в прикорм стоит вводить богатые витаминами ягодные морсы, фруктовый компот и узвар, кисель, травяной детский чай.

Нужно следить за реакцией ребенка на продукты и блюда

При организации питания 10-месячного ребенка важно не только соблюдать правила введения прикорма, но и создавать связанные с едой «традиции» — использовать красивую посуду, удобные столовые приборы, яркие нагрудники, есть вместе с ребенком, помогая ему.

Питание ребенка к 12 месяцам

В конце первого года жизни ввод прикорма обычно завершается, многие мамы отказываются в это время от смесей или грудного вскармливания.

Годовалый ребенок уже может пережевывать пищу, поэтому овощные блюда могут имеет смешанную консистенцию — например, с ломтиками картофеля, тертой морковью и т.п. Можно давать твердые сушки, соломку, печение.

Главное — следить за тем, чтобы в блюде не было твердых мелких частиц, которыми можно подавиться, особенно аккуратно нужно обращаться с горошком, кукурузой, яблоками.

Детское меню необходимо пополнять новыми блюдами. К примеру, ребенок может отказываться от рыбы, но с удовольствием съест рыбные котлеты, приготовленные на пару. Вместо курицы или индейки — тефтели. Творог могут заменить творожные запеканки с манной кашей и ягодами.

Источник: //babytoday.ru/articles/prikorm-po-mesyatsam-pri-grudnom-vskarmlivanii/

Первый прикорм — вкусно, полезно, интересно!

Как ввести прикорм ребенку в 5 месяцев: таблица и пошаговое описание при грудном и искусственном вскармливании

Ваш ребенок наконец-то достиг шестимесячного возраста и даже может похвастаться парой зубов? А может, даже пытается позаимствовать еду из родительской тарелки?Это означает, что настала пора разнообразить питание подросшему крохе, а именно вводить ребенку первый прикорм. Мы расскажем, как совершить это ответственный шаг,

подходить к которому необходимо со всей серьезностью.

Если ваш ребенок находится на естественном вскармливании, то не следует спешить: до шести месяцев он получает все, что требуется, из маминого молока.По рекомендациям педиатров именно полугодовалый возраст считается оптимальным для включения в рацион грудничка новых продуктов.

К этому времени пищеварительная система малыша сформировалась: созрели ферменты, способные переваривать более густую и твердую пищу, чем молоко.

К тому же шестимесячный возраст — стадия активного развития организма, в связи с чем у ребенка возникает необходимость в дополнительных питательных веществах.

Если ваш кроха находится на искусственном вскармливании, то вводить прикорм следует примерно с четырех-четырех с половиной месяцев.

Помимо достижения указанного возраста существуют признаки, по которым определяют готовность организма ребенка к принятию нового для него вида пищи:

  1. Вес крохи увеличился в два раза по сравнению с весом при рождении. Если младенец родился недоношенным — в два с половиной раза.
  2. Малютка проявляет пищевой интерес: пытается взять еду из тарелки родителей.
  3. Явная нехватка грудного молока: дитя буквально виснет на маме, высасывая обе груди, и тем не менее остается голодным.
    Ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, сокращает период между кормлениями и требует добавки, не наедаясь обычной нормой (1000 мл смеси в сутки).
  4. При попытке покормить его из ложечки малыш не выплевывает еду, а глотает, демонстрируя таким образом угасающий рефлекс выталкивания языка.
  5. Ребенок может самостоятельно сидеть.
  6. В ближайшее время малютку не прививали и не будут прививать.
  7. В течение хотя бы двух последних недель малыш не болел.
  8. Наличие зубов. Этот признак не является определяющим, так как некоторые дети могут похвастаться первыми зубами только к десяти месяцам.

Пошаговое описание правильного ввода прикорма:

  1. Вводите прикорм, начиная с одной чайной ложки (5 г). Сначала дайте малышу попробовать новый продукт, а затем докормите грудным молоком или смесью.
  2. Проследите, как отреагировала на нововведение пищеварительная система крохи: не появилась ли аллергическая сыпь, нет ли диареи, запора;
    также стоит оценить общее самочувствие грудничка.
  3. Если организм малютки принял первую порцию прикорма хорошо, постепенно увеличивайте ее каждый день на 10 — 15 г до возрастной нормы.
  4. Давайте ребенку один продукт в течение десяти-двенадцати дней, прежде чем ввести следующий. Соблюдайте данную последовательность,
    чтобы вовремя исключить из рациона вид прикорма, который не подошел малышу.
  5. При первых проявлениях симптомов аллергии или расстройства желудка удалите из меню вашего крохи новую пищу.
  6. Первый прикорм (пюре, каша) обязательно должны состоять из одного компонента.
  7. Даже если каши, пюре, творог и другая пища кажутся вам безвкусными, подслащивать и подсаливать их не нужно.

Главное правило при введении прикорма — постепенность и систематичность.

О порядке введения прикорма существует множество мнений. Некоторые специалисты рекомендуют начать с молочно-крупяных каш, а старшее поколение советует
в первую очередь приучать к фруктам.

Большинство же современных педиатров склоняется к точке зрения, согласно которой ребенку, имеющему нормальный или избыточный вес, целесообразно начинать
вводить прикорм с овощного пюре. И первые овощи, с которыми стоит познакомить малыша, это кабачок, цветная капуста, брокколи, тыква, морковь.

Рекомендуется начинать введение овощного пюре днем, во время обеденного кормления. Не расстраивайтесь, если впервые попробовав его,ребенок раскапризничался и даже выплюнул предложенную еду. Докормите кроху обычным способом и отложите попытку до следующего раза.

По сравнению с маминым молоком или смесью овощи кажутся пресными и невкусными, поэтому такая реакция вполне ожидаема и нормальна.

После добавления в меню нескольких овощей попробуйте предложить вашему крохе немного супа, сваренного из них же.

Если после семи-восьми попыток ваши старания не увенчались успехом, следует отложить введение этого овоща и перейти к другому.

Некоторые мамы совершают ошибку, пытаясь после первого отказа малыша от овощей ввести в меню сладкое фруктовое пюре.
Скорее всего, ребенок будет рад такому повороту событий, но приучить его к овощам и кашам впоследствии будет сложно.

наступает следующий этап: в меню вводятся каши. Если у малыша наблюдается недостаток веса,
то именно кашу необходимо включить в меню в шесть месяцев, а овощное пюре можно ввести в семь.

По советам диетологов каши лучше давать на завтрак. Чтобы избежать нежелательных явлений — аллергических реакций, вздутия живота — выберите безглютеновые
каши: гречневую, рисовую, кукурузную. Обратите внимание, что они должны быть безмолочными! По желанию в них можно добавить грудное молоко или смесь.

После успешного прикорма безглютеновой кашкой попробуйте, к примеру, овсяную или пшенную в качестве второй. Как и с введением овощей, соблюдайте
осторожность и последовательность.

Белокочанная капуста содержит большое количество клетчатки, поэтому вводить ее следует только сейчас и понемногу, чтобы избежать расстройства желудка.

Если вы решили ввести растительное и сливочное масло, то в небольшом количестве добавляйте его в кашку.

дайте попробовать малютке мясное пюре из телятины, крольчатины, индейки, говядины, курицы.Обед — оптимальное время для добавления в меню мяса. Помимо этого разнообразить рацион можно картофелем в виде пюре.

Несмотря на то, что другие овощи ваш кроха давно уже ест, картофель лучше вводить позже из-за большого содержания крахмала.

Хотя зеленый горошек содержит множество полезных веществ, он часто является причиной повышенного газообразования в кишечнике,
поэтому не стоит добавлять его в питание раньше восьми месяцев.

— период знакомства с кисломолочной продукцией. В этот период можно начинать давать ребенку кефир и творог.Делать это лучше во второй половине дня, во время полдника. Кроме того, сварите куриное яйцо вкрутую и попытайтесь включить в меню желток, протерев его и добавив в кашу.

Попробуйте также дать небольшой кусочек пшеничного хлеба.

наступает черед фруктовых пюре. Для начала предложите ребенку пюре из зеленого яблока, так как оно является наименее слабым аллергеном;
затем из груши, сливы, абрикоса, вишни, чернослива, банана и др. Побалуйте грудничка и фруктовым соком (для начала из из зеленого яблока, а потом и другими).

Особое внимание стоит обратить на такие продукты, как рыба, коровье и козье молоко.Эти продукты считаются сильными аллергенами, поэтому не спешите давать их малышу до года.

Перед их употреблением правильным шагом станет консультация с вашим педиатром.

Возраст, месВид продуктаСуточная норма, г
6овощное пюре: кабачок, цветная капуста, брокколи, тыква, морковь150 г
7каша: гречневая, рисовая, кукурузная100 — 150 г
овощи: белокочанная капуста10 — 30 г
8мясо: телятина, крольчатина, индейка, говядина, курица50 г
овощи: картофельное пюре, зеленый горошек50 г, 3 г
9кисломолочная продукция: кефир, творог100 мл, 30 г
куриный желток0,3 — 0,5 г
пшеничный хлеб50 — 100 г
10фруктовое пюре: яблоко, груша, слива, абрикос100 г

Педагогический прикорм — новое веяние в вопросе кормления ребенка. Если суть обычного, педиатрического прикорма состоит в постепенной замене молока или смеси
обычной пищей, то педагогический прикорм призван познакомить малыша со «взрослой» пищей с помощью «микродоз», или, проще сказать, щепоток еды.

Это делается с целью приучения пищеварительной системы крохи к выработке новых ферментов, а также привыкания к новым для него вкусам.

Если вы решили пользоваться этим методом прикорма, то необходимо помнить, что ваша пища должна быть максимально полезной, ведь малыш должен брать ее вместе с вами из вашей тарелки.
Со временем родители увеличивают и порции, и количество блюд, приучая ребенка к разнообразным вкусам.

Если дитя упорно отказывается пробовать новую пищу или просто плохо ест, возможно, вам поможет ниблер (другое название — нублер, фидер, фруттейкер),или сеточка для прикорма. В нее помещается кусочек фрукта или овоща, после чего она дается ребенку в ручку.

Малыш использует ее так же, как соску: держитво рту, жует и постепенно перемалывает пищу в пюре, высасывая содержимое через отверстия.

Такая сетка — не новшество, это усовершенствованное приспособление для кормления,

которое применяли наши бабушки и прабабушки, используя вместо сетки марлю.

Что такое ниблер и как им пользоваться?

Не отчаивайтесь, если вы не укладываетесь в график введения прикорма или если кроха не ест предложенную еду. Помните, что представленные в графике цифры — это рекомендуемые
нормы. Сейчас ваша цель — понемногу знакомить малютку с продуктами, постепенно и осторожно заменяя молоко «взрослой» пищей.

  1. Если вы отдаете предпочтение готовому детскому питанию, обратите внимание на его состав: чем меньше в нем компонентов, тем лучше усвоит его организм ребенка.
    Помимо этого в нем не должны присутствовать искусственные пищевые добавки, а также соль, сахар и специи.
  2. Если вы предпочитаете свежие и натуральные продукты, ознакомьтесь с нашей статьей о приготовлении первого прикорма своими руками.
  3. Попробуйте вести дневник, в котором отмечайте:
    • вид продукта, который вы добавили в питание ребенка;
    • дату, когда это было сделано;
    • количество введенного продукта;
    • реакцию организма малыша.

    Это позволит отслеживать, включение каких видов питания в рацион прошло безболезненно, а от каких пришлось отказаться.

  4. Не заставляйте кроху съедать всю необходимую по вашему мнению порцию, так как это может сформировать у него отторжение к дальнейшему вводу прикорма,
    ведь большинство детей и без этого с трудом принимают новый для них вид питания.
  5. Если ребенок отвергает предложенную еду, не нужно паниковать. Можно повторить попытку позже, а можно вообще отложить введение данного продукта на пять-семь дней.
  6. При негативной реакции пищеварительной системы малыша на новую пищу нужно немедленно исключить ее из рациона и сделать недельный перерыв перед введением следующегопродукта. Месяца через два сделайте попытку ввести ее снова. Возможно, организм малютки уже научился вырабатывать нужные ферменты,

    чтобы благополучно усвоить этот вид питания.

Нельзя вводить прикорм, если:

  1. Малыш болеет или недавно перенес заболевание.
  2. Ребенка недавно прививали или будут прививать.
  3. У малютки режутся зубы.

Соблюдая правила грамотного введения прикорма и формируя правильные пищевые привычки, вы закладываете кирпичики в основание здоровья вашего ребенка уже на столь раннем этапе его развития.
Пусть ваш малыш растет здоровым и веселым!

Источник: //detiyasli.ru/deti/0-god/vvod-prikorma.html

2.1. Структура заболеваемости детей первого года жизни

Как ввести прикорм ребенку в 5 месяцев: таблица и пошаговое описание при грудном и искусственном вскармливании

Проведеноисследование по формам 112у детей ,рождённых в 2013 и 2014 году. Проведенаоценка физического развития по центельнымтаблицам в возрасте первого года изаболеваемость этих детей по листудиспансеризации на первом году взависимости от видов вскармливания.Полученные данные приведены ниже.

Табл.2

ГодВсего детейНе болелиОРВИБронхитЗаб-ия органов пищеваренияАллергические заб-ияЗаб-ия мочеполовой системыДругие заболевания
201393181437567
201487121014379

Изтаблицы видно, что в структурезаболеваемости преобладают болезниорганов дыхания (ОРВИ). В число другихзаболеваний входит железодефицитнаяанемия. Железодефицитной анемией чащевсего болеют дети после 6 месяцев, здесьсоотношение детей находящихся на грудноми искусственном вскармливании 1:1, таккак после 6 месяцев материнское молокополностью не удовлетворяет потребностьорганизма в железе.

Послевыхода «Национальной программыоптимизации вскармливания детей первогогода жизни» в Российской Федерации2011год, в поликлинике и на участкеактивизировалась работа по поощрениюгрудного вскармливания, регулярнопроводятся конференции со среднимимедицинскими работниками, выпускаютсясанбюллетени, проводятся беседы в КЗР(кабинете здорового ребёнка) дляродителей. Я решила выяснить, насколькоэффективно и активно внедряетсянациональная программа в практикуздравоохранения на примере педиатрического участка.

Япровела анализ Историй развития ребенка(Форма112-у) детей участка, родившихся в20013 – 2014 г.г.

Цельисследования историй развития ребенка(по форме 112у):установить зависимость показателейфизического развития и заболеваемостиот вида вскармливания.

За2 года на участке родилось 180 детей, изних:

-в 2013 году – 93

-в 2014 году – 87.

Изприведенных данных видно, что ежегоднонаблюдается снижение рождаемости.

Вседети были распределены по видамвскармливания.

Рис.2

Структурараспределения детей первого года жизнипо видам вскармливания в процентах

Анализируяданные, представленные на диаграммах,можно сказать, что не отмечено значительногороста числа детей, получающих грудьматери не менее 6 месяцев по сравнениюс 2013 годом, однако снизился показательдетей, не получавших грудное молоко до3 месяцев.

Отмеченрост после выхода приказа числа детей,получающих грудное молоко не менее 3месяцев, что может свидетельствоватьо целенаправленной работе, проводимойв родильных домах и в период новорожденностина педиатрическом участке по поддержкегрудного вскармливания.

Рис.3

Сравнительнаяхарактеристика видов грудноговскармливания в 2014 году в процентах

Изучивдинамику видов вскармливания на участке,я попыталась проанализировать зависимостьмежду характером вскармливания напервом году жизни и показателямифизического развития.

Мноюбыли оценены показатели физическогоразвития:

-масса

-рост

-окружность груди

Поцентильным таблицам, данным, которыебыли зафиксированы в Историях развитияребенка (Форма 112-у) в возрасте 12 месяцевжизни.

Анализируяданные центильных таблиц, я распределилавсех детей в 3 группы:

-среднее развитие (4 коридор)

-выше среднего (5,6,7 коридор)

-ниже среднего (1,2,3 коридор)

Полученныеданные представлены в диаграммах:

Рис.4

Распределениедетей по уровню развития (масса тела) взависимости от вида вскармливания

Полученныеданные свидетельствуют о высокомпроценте детей, находящихся на грудномвскармливании, имеющих средние показателинарастания массы тела, а на искусственномвскармливании больше детей имеютпоказатели ниже среднего (50%).

Рис.5

Распределениедетей по уровню развития (длина тела) взависимости от вида вскармливания

Рис.6

Распределениедетей по уровню развития (окружностьгруди) в зависимости от вида вскармливания

Полученныеданные свидетельствуют о том, что нагрудном вскармливании показатели ростаимеют среднее развитие (68,4%), 33% детей наискусственном вскармливании имеютпоказатели роста выше среднего, чтосоответствует литературным данным.

Нарастаниепоказателей окружности груди менеевсего зависит от характера вскармливания.

Определение уровня физического развитияпо отдельным показателям антропометрииоказалось более информативным, чемопределение соматотипа, поскольку приопределении соматотипа суммируютсятри показателя и в итоге у меня более80% детей имели мезосоматотип на разныхвидах вскармливания. Поэтому я решила провести анализ по отдельным показателямантропометрии.

Анализируягармоничность развития, мне удалосьустановить, что дети на искусственномвскармливании в 62% имеют дисгармоничноеразвитие, на грудном вскармливаниидисгармоничное развитие наблюдаетсяу 28% детей.

Рис.7

Распределениедетей по гармоничности развития наразных видах вскармливания

Следующимэтапом анализа Историй развития ребенка,стало выявление уровня заболеваемостидетей первого года жизни на участке взависимости от вида вскармливания.

Индексздоровья составил 24%. Средний показательпо городу Омску за 2014 год составляет20%. У детей на искусственном вскармливаниион составил 22,5%, а у детей на грудномвскармливании составил в среднем 24,5 %.Анализ полученных данных показал, что42% детей, находящихся на грудномвскармливании страдают аллергическимизаболеваниями (чаще всего атопическийдерматит).

Считаю,что этот показатель можно снизить, еслипри проведении дородовых патронажей кбеременным, новорожденным и детямгрудного возраста более тщательнособирать анамнез, научить маму вестипищевой дневник, ознакомить с продуктами- облигатными аллергенами. У 16% детей научастке выявлен дисбактериоз, четкойзависимости от характера грудноговскармливания не прослеживается.

Авот кишечные инфекции и острые расстройствапищеварения у детей, которые находилисьна грудном вскармливании не менее 6месяцев, встречаются в 2 раза реже, чемна искусственном вскармливании и удетей, получающих грудь матери толькодо 3 месяцев. Считаю, что в данных семьяхнеобходимо больше внимания уделять прибеседах вопросам:

-санитарного эпидемического режима

-правилам приготовления и хранениясмесей

-правилам кормления продуктами детскогоконсервированного питания

-правилам обработки бутылочек и сосок

ЗаболеваемостьОРВИ и отитом практически одинаковочасто встречается у детей на грудном иискусственном вскармливании.

При анализезаболеваемости железодефицитной анемиейпрослеживается четкая зависимость отхарактера вскармливания.

Как видно изрисунка № 8, железодефицитная анемия(ЖДА) встречается почти в 2 раза чаще удетей на искусственном вскармливаниии при раннем переводе на искусственноевскармливание.

Рис.8

Заболеваемостьна разных видах вскармливания (на стодетей)

Действительно,у детей, которые находились на грудномвскармливании, значительно режевстречаются аллергические заболевания.

Источник: //studfile.net/preview/6066076/page:8/

Как ввести прикорм в 5 месяцев при грудном и искусственном вскармливании: таблица, меню

Как ввести прикорм ребенку в 5 месяцев: таблица и пошаговое описание при грудном и искусственном вскармливании

Прикорм – это питание, которое дополняет грудное молоко матери или молочную смесь ребенку в возрасте 4-6 месяцев.

Дополнительное питание обеспечивает детский организм необходимыми в таком возрасте питательными веществами, насыщает его энергией, витаминами и минералами. Правильно организованное введение прикорма – залог крепкого здоровья.

Взрослая пища способствует развитию жевательных мышц малыша, а также подготавливает его к отлучению от груди или бутылочки, активно стимулируя ферментную систему ЖКТ.

Необходимость дополнять рацион детей 5-месячного возраста

Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует начинать прикармливать младенца, сосущего грудь в 6 месяцев, а вскармливаемого искусственно – в 4-5.

В чем же разница?

  • Дополнительное питание при грудном вскармливании

Натуральное грудное молоко матери – лучшее питание для малютки в первые месяцы жизни.

До полугода оно обеспечивает кроху всем необходимым комплексом питательных веществ, поэтому вводить в 5 месяцев прикорм грудничку нет необходимости.

Однако после 6 месяцев кормления молоко матери теряет способность обеспечивать полноценный рацион малышу, а все системы растущего организма требуют дополнительное питание.

  • Дополнительное питание при искусственном вскармливании

Искусственное вскармливание позволяет принимать новую пищу, начиная с 4 мес. Для этого у крохи уже созрела пищеварительная система и сформировались защитные функции кишечника.

Более того, молочная смесь в отличие от грудного молока не так богата питательными веществами и отсутствие нового источника питательных веществ в 5 мес.

способствует развитию дефицита железа, кальция и других важных для организма микроэлементов, а это влечет за собой развитие патологий.

Итак, введение новой еды в 5 месяцев обеспечивает:

  1. Компенсацию недостатка питательных веществ, возникшего вследствие усиленного роста и увеличенной подвижности ребенка.
  2. Улучшение работы ЖКТ, нормализацию стула.
  3. Приучение маленького организма к густой пище, формирование вкусовых предпочтений.
  4. Развитие жевательного навыка.

Как определить готовность маленького организма получать взрослую пищу?

Физиологические способности детей различны и срок готовности каждого отдельного организма принимать пищу для взрослых варьируется в пределах нескольких недель.

Как же определить можно ли вводить дополнительную пищу в меню малыша? Для этого стоит учесть несколько факторов.

  • Малышу должно быть 4 месяца и более. Важно знать, что для недоношенных детей этот срок рассчитывается, исходя из гестационного возраста. Так, если рожденный в срок младенец начнет получать новую еду в 5 мес., то рожденному на 4-5 недель раньше срока следует давать ее на месяц позже.
  • Вес крохи с рождения должен удвоиться. Для недоношенного младенца этот коэффициент равен 2,5.
  • Чтобы грудничок мог кушать с ложечки (а это способствует обработке пищи слюной и лучшему ее перевариванию) должен угаснуть врожденный рефлекс выталкивания языка, обеспечивающий защиту от попадания случайных предметов в его дыхательные пути.

Чтобы проверить отсутствие этого рефлекса, необходимо попоить дитя из ложечки, и если вода выльется на подбородок – дополнять его меню еще рано.

  • Малыш должен хорошо держать головку и самостоятельно уверенно сидеть. Плохо управляющий движениями головы младенец не сможет отвернуться и отказаться, если ему не хочется или не нравится.
  • Малышу не хватает материнского молока/молочной смеси. Ввод дополнительной пищи необходим если малыш высасывает из двух грудей все молоко и остается голоден, а «искусственнику» не хватает 1 л смеси в сутки.
  • Ребенок тянет себе в рот все съедобное и несъедобное.
  • Умение младенца выдвигать нижнюю губу и делать двигательные движения языком для принятия пищи с ложечки. Сам открывает рот при подношении ложки с едой.
  • Способность малютки захватывать языком пищу и продвигать ее вглубь рта, овладение навыками жевания.
  • Появление зубов.
  • Интерес к еде окружающих взрослых и попытки ее попробовать. Малыш с любопытством смотрит в рот жующему и пытается стянуть у него кусочек.

Если все вышеуказанные признаки имеют место быть, то ваше чадо готово к приему взрослой пищи, начинаем прикармливать.

Как и с чего начать дополнительное кормление?

Несколько лет назад считалось, что первым взрослым продуктом для младенца должен был быть сок. Хотя его можно вводить в прикорм с 5 месяцев, современные педиатры рекомендуют не делать этого по ряду причин. Соки являются самыми аллергенными продуктами и могут раздражать слизистые желудка и кишечника. Соки и пюре из фруктов лучше вводить после полной адаптации к овощам и кашам.

Овощи и каши – вот продукты, идеальные для знакомства с новыми вкусами. Важно знать, если грудничок медленно набирает вес или он страдает от частого неустойчивого стула, то лучше начать прикармливать кашами. Если вес ребенка в норме или в избытке или же он склонен к запорам, то первыми стоит давать овощи.

Вводим овощное пюре

Овощи – продукты, богатые полезными веществами и значительно улучшающие работу ЖКТ. Педиатры рекомендуют вводить их в виде однокомпонентных пюре. Первыми лучше предложить гипоаллергенные продукты – кабачки, цветную капусту, капусту-брокколи. После можно предложить картофель.

Сначала нужно дать ребенку один вид овощей и на протяжении 7-10 дней тщательно смотреть на реакцию его организма.

Если не возникло какой-либо аллергической реакции или ухудшения пищеварения, то можно начать вводить новый овощ, а потом и смешивать их.

Солить пюре не следует, поскольку вкусовые рецепторы грудничка передают вкус не как у взрослого, более того, они должны познакомиться с реальным вкусом продукта.

Вводим каши

Каша для ребенка очень необходимый продукт. Она благоприятно воздействует на пищеварительную систему, очень питательна и богата микроэлементами. Если вы начинаете давать этот вид пищи первым по показаниям или рекомендации врача, важно соблюдать некоторые условия его введения.

Лучше давать каши промышленного производства известных марок. Они гипоаллергенные, имеют сбалансированный состав, разработаны для определенного возраста и их очень быстро готовить.

Если вы решили приготовить злаковое лакомство самостоятельно помните, что нельзя варить крупы на молоке, так как маленький организм еще не способен расщеплять содержащуюся в них амилазу.

Итак, как вводить прикорм в 5 месяцев, если вы хотите начать с каш? Важно выбрать однокомпонентные, гипоаллергенные, безглютеновые крупы без сахара, лактозы, фруктозы, ГМО и искусственных добавок. Такими являются гречневая, кукурузная и рисовая. С какой же лучше начать прикармливать?

По рекомендации ВОЗ начинают вводить в меню ребенка сначала гречневую, затем рисовую, а после и кукурузную крупы.

Начинать прикорм кашами с 5 месяцев стоит аналогично прикорму овощами. На каждый вид надо отвести 7-10 дней (в отдельных случаях – до 14 дней), изучая реакцию маленького организма.

При хорошем усвоении этих круп, можно дополнять их список овсянкой, а затем и пшенкой. Также можно попробовать молочные каши со значительно повышенной пищевой ценностью.

А вот излюбленная бабушками манка содержит минимум полезных веществ и очень трудно усваивается, поэтому ее введение стоит отложить до исполнения малютке года.

Как давать?

Первая предложенное малышу кушанье из злаков делается из расчета 5 г крупы на 100 мл воды (5%).

Такое условие обеспечивает оптимальную консистенцию для первого кормления. Затем плотность каши можно увеличить до 10%.

Давать кашку необходимо с маленькой ложечки, желательно прорезиненной или силиконовой, специально разработанной для десен малыша.

Время любого кормления новой едой – это завтрак, поскольку ближе к ночи можно пропустить реакцию организма на нововведение.

Таблица поэтапного ввода новой пищи

Здоровый крепыш на искусственном вскармливании или ненаедающийся на грудном требуют больше питания с 5 месяцев. Ниже представлена схема прикорма с 5 месяцев по дням согласно рекомендациям ВОЗ.

1-7 день: кабачок (сначала даем половину чайной ложки и каждый день увеличивая вдвое, доводим до порции 166 гр.), недостающий объем дополняем молочной смесью (если начали прикорм в 5 месяцев на грудном вскармливании, то сосем недостающий объем молока из груди);

8-14 день: цветная капуста (сначала даем половину чайной ложки и каждый день увеличивая вдвое, доводим до порции 166 гр.), недостающий объем дополняем кабачком;

15-21 день: брокколи (сначала даем половину чайной ложки и каждый день увеличивая вдвое, доводим до порции 166 гр.), недостающий объем дополняем кабачком и цветной капустой через день;

22-28 день: гречка (те же условия, дополняем смесью или молоком матери, на обед уже введенный вид овощей);

29-35 день: рис (те же условия, дополняем гречневой кашей, на обед уже введенный вид овощей);

36-42 день: кукуруза (те же условия, дополняем гречкой и рисом через день, на обед уже введенный вид овощей).

Если объем порции овощей или каши более 100 гр, то можно класть растительное масло и сливочное соответственно. Начинаем с 1 гр, затем увеличивая дозу до 4 гр для растительного и 10 гр для сливочного масла.

Правила введения прикорма

Для исключения неприятных последствий от ввода новой пищи необходимо соблюдать несколько простых правил.

  1. Предлагать младенцу в 5 – 5,5 месяцев прикорм можно, только если он абсолютно здоров, ему не предстоит в ближайшие 3-4 дня прививка или не прошла неделя после нее.
  2. Новые продукты следует давать перед привычным кормлением.
  3. Перед приготовлением порции тщательно вымойте руки и используйте чистую посуду.
  4. Пища должна быть свежеприготовленной. Хранить готовую пищу нельзя.
  5. Давать еду нужно с ложечки в теплом виде, ребенок при этом должен сидеть.
  6. Один вид пищи дают не более 1 раза в день.
  7. Новый продукт можно вводить только после привыкания к предыдущему.
  8. Увеличивать количество порции можно, если стул ребенка не поменялся.

По всем вопросам прикорма всегда консультируйтесь с педиатром. Правильный прикорм ребенка в 5 месяцев очень значимый этап подготовки к взрослому приему пищи без груди и соски. Начиная прикармливать кроху с 5 месяцев, необходимо привить ему любовь к здоровой еде и правильному питанию, это положительно отразится на его здоровье в течение жизни.

Прикорм в 6 месяцев при грудном вскармливании
Аллергия на прикорм

Источник: //detskierecepty.ru/?p=7911

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.