Как узнать, левша или правша ваш ребенок: простые тесты для определения ведущей руки

Тестирование «Ваш ребенок-левша»

Как узнать, левша или правша ваш ребенок: простые тесты для определения ведущей руки

Наталия Зайцева
Тестирование «Ваш ребенок-левша»

При определении леворукости или двурукостиинеобходимом провести \ тестирование. При этом следует соблюдать следующее правило: каждое задание предлагать ребенку в игровой форме; не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует; все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

1. Открывание коробочки.

Ребенку предлагается несколько разных небольших коробочек, например из-под спичек (можно окрасить их в разные цвета, чтобы повторение действий исключало случайность в оценке данного теста).

Задание: «Найдите спичку в одной из коробочек».

Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает).

2. Колодец.

Ребенку предлагается из нескольких палочек (спичек) построить колодец.

Активные действия выполняет ведущая рука.

3. Вращательные движения.

Ребенку предлагается открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия.

4. Развязывание узелков. Заранее неплотно завязать несколько узлов из шнура

5. Протирание тряпкой доски.

Ребенок должен взять тряпку и протереть классную доску (стол, шкаф и т. п.). Если он трет левой рукой, то его просят поймать брошенную ему тряпку и бросить ее в корзину, находящуюся в четырех-пяти шагах от него; леворукие все эти действия выполнят левой рукой.

6. Поднимание предмета.

Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Правши очень редко берут его левой, левши — правой рукой.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

1. Переплетение пальцев рук.

Задание: «Быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук»

Сколько бы раз ни повторялась просьба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей).

Попросите изменить положение переплетенных пальцев на противоположное. Такая операция потребует некоторой подготовки (обдумывания) и вызовет ощущение неудобства

2. Скрещивание рук, или «поза Наполеона»

Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. Проба выполняется каждым субъектом в одной и той же последовательности.

Если правше или левше предложить выполнить про- бу в противоположной последовательности, то это вызовет затруднение, ощущение неудобства позы и желание переменить ее на удобную.

3. Аплодирование.

При аплодировании более активна и более подвижна ведущая (чаще правая) рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. Этот тест имеет большую информационную ценность.

4. Тест на заводку часов.

Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, с помощью которых производится заводка часов; неведущая рука фиксирует часы.

5. Проведение вертикальных линий.

Детям старше одиннадцати лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой руками. Число линий, проведенных правой рукой, у правшей на 29% больше, чем проведенных левой. Леворукие, соответственно, больше линий проводят левой рукой.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО УХА

Для изучения асимметрии слуха можно воспользоваться простыми, общедоступными приемами и методиками,которые не требуют использования специальных приспособлений.

1. Тест «Шепот».

Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, то есть ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.

2. Тест «Тиканье часов».

Испытуемому предлагается оценить громкость тикания часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тикание разными ушами.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА

1. Тест «Моргание одним глазом». Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.

2. Тест «Рассматривание в подзорную трубу». Рассматривание делается обычно ведущим глазом.

3. Проба Розенбаха.

Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его двумя глазами на определенной точке, отстоящей на 3-4 м. Попеременно закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.

Другой вариант: в темной комнате испытуемого просят зафиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки.

Находясь сбоку, экспериментатор видит глаза испытуемого и определяет, на который из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз).

Этот тест имеет то преимущество, что им можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста.

4. Тест «Карта с дырой».

В листе плотной бумаги размером 5 х 10 см в центре вырезается отверстие 1×1 см; держа этот лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый фиксирует через отвер-стие предмет, находящийся в 2-3 м от него; при закрывании ведущего глаза предмет смещается.

5. Тест на выявление особенностей мышц неведущего глаза.

Фиксируя взор на кончике пальца, испытуемый приближает палец к переносице до 2-3 см. Неведущий глаз при этом начинает совершать горизонтальные колебательные движения.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ НОГИ

Можно использовать легкодоступные, не требующие специальных приспособлений тесты: подпрыгивание на одной ноге, вставание на стуле на колени, схождение со стула, шаг вперед и шаг назад. Нога, выполняющая дви-жение первой, считается ведущей.

1. Закидывание ноги на ногу.

Считается, что сверху часто оказывается функционально преобладающая нога.

2. Тест «Скакалка».

Испытуемому предлагается сделать несколько скачков через скакалку. Ведущая нога поднимается первой и становится впереди неведущей.

3. Тесты с мячом.

Эти тесты направлены на уточнение преобладания одной из ног в координации, точности движений и программировании усилий для их осуществления. В одном из тестов испытуемому предлагается попасть мячом в цель ударом правой или левой ног. В другом тесте испытуемый должен подбросить мяч одной из ног в руки экспериментатору.

4. Измерение длины шага.

Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей. Этот тест можно проводить так, чтобы оставались следы от подошвы обуви правой и левой ног: измерить длину пяти или десяти шагов каждой ноги и вычислить среднеарифметическую величину для каждой ноги.

5. Тест «Движения письма».

Обследуемого просят осуществить раздельно правой и левой ногой движения, необходимые для написании букв или слов. Это можно сделать в положении сидя, согнув спину и в положении стоя, вытянув ногу и отводя ее вперед, назад или наружу. «Пишет» точнее и легче ведущая нога.

В современной психологии употребляется термин «инивидуальный профиль латеральности* организации (ПЛО) функций», который обозначает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии человека.

Но только совокупность всех вместе взятых асимметрий, определяемых с помощью вышеприведенных тестов, более точно отражает состояние межполушарных асимметрий и межполушарного взаимодействия.

Для более достоверного определения ПЛО (а тем самым и выявления возможного левшества) разработана следующая методика, которая включает три группы тестов: мануальные, слухо-речевые и зрительные.

Для выявления степени асимметрии в разных системах применяется и специально разработанная методика балльной оценки.

В моторной системе используется 2-балльная шкала.

Если при переплетении пальцев сверху находится большой палец правой руки — 1 балл, левой руки — 0; если при скрещивании рук на груди вверху находится локоть правой руки — 1 балл, левой — 0; если при аплодировании сверху находится правая рука — 1 балл, левая — 0. Если при проведении вертикальных линий выявлена правосторонняя асимметрия — 2 балла, левосторонняя — 0, асимметрия отсутствует — 1 балл.

В слухо-речевой системе для оценки степени асимметрии используется 4-балльная шкала: при правосторонней асимметрии в обоих тестах — 4 балла, при амбидекстрии — 2 балла, при левосторонней асимметрии — 0.

В зрительной системе используется 2-балльная шкала: если оба теста выявляют доминирование правого глаза — 2 балла; если при одном тестировании веду-щим был правый, а при другом левый — 1 балл; если в обоих тестах отмечается доминирование левого глаза — 0 баллов.

Согласно данной системе, максимальное количество баллов может равняться 11 («чистые правши», минимальное — 0 баллов («чистые левши»).

По соотношению всех трех видов асимметрии (по схеме «рука-ухо-глаз») могут быть выделены следующие восемь профилей, где П —преобладание правой функции, Л — левой, А — равенство функций: ППП, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, ЛЛЛ, ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП.

Первые четыре профиля характеризуют различные виды праворукости, последние четыре — леворукости. Однако данная схема не учитывает равное функционирование обеих рук. Ниже в таблице 3 представлены двадцать семь вариантов индивидуальных профилей.

Таким образом, данные изучения индивидуальных профилей асимметрии побуждают думать о необходимости дифференцированного подхода к каждому ребенку и учета показателей функциональных асимметрий. В связи с этим приведу некоторые данные результатов различных наблюдений, которые желательно знать и использовать в своей практической деятельности учителям и воспитателям.

1. Установлено, что наименее успешно пространственные задания выполняют испытуемые со смешанным типом асимметрии (ПАЛ, ПЛП, ПАП). Максимально продуктивны в пространственных заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и высокой степенью преобладания правого уха.

2. У семи-восьмилетних мальчиков, по сравнению с девочками, несколько лучше запоминание слов происходит

Таблица 3

Варианты ПЛО

Характеристика типа

ППП

«чистые» правши

ППА ПАП ПАА ПАЛ ПЛА ППЛ ПЛП ПЛЛ

праворукие

AAA АПП АПА ААП АПЛ АЛП ААЛ АЛА АЛЛ

амбидекстры

ЛПП ЛПЛ ЛЛП ЛПА ЛАП ЛЛА ЛАЛ ЛАА

лекорукие

ЛЛЛ

«чистые» левши

в тех случаях, когда они воспринимают их правым ухом. У девочек того же возраста слова запоминаются лучше при прослушивании их левым ухом.

3. Специалисты по технической подготовке юных спортсменов установили, что в возрасте девяти-одиннадцати, пятнадцати и семнадцати лет лучше и быстрее усваиваются навыки ведущей стороны тела, а в возрасте двенадцати с половиной, тринадцати с половиной, пятнадцати с половиной и шестнадцати с половиной лет — неведущей.

4. В шесть-семь лет дети с низкой степенью праворукости часто используют интровертированное положение карандаша при рисовании.

5. Установлено, что лица с левосторонним «профилем латеральности» обнаруживают низкий уровень произвольного ускорения при переходе с оптимального на более быстрый режим работы.

Так, зная и учитывая профиль асимметрии каждого ребенка, и прежде всего ребенка-левши, обучение его любому виду деятельности может стать более эффективным.

Источник: //www.maam.ru/detskijsad/testirovanie-vash-rebenok-levsha.html

Можно ли переучить левшу и стоит ли?

Как узнать, левша или правша ваш ребенок: простые тесты для определения ведущей руки

Национальное бюро экономических исследований США опубликовало в 2006 году исследование, которое показало, что мужчины-левши, имеющие средний уровень образования, зарабатывают на 15% больше своих коллег-правшей. Выпускники высших учебных заведений, у которых сильнее развита левая рука, зарабатывают на 13 — 21% больше, чем их однокашники-правши.

С чем именно это связано, эксперты сказать не берутся.

Как помочь ребенку-левше реализовать свои возможности? Об особенностях леворуких детей рассказывает руководитель Центра психодиагностики и психокоррекции при ИБП, кандидат педагогических наук, доцент кафедры клинической психологии Российского государственного медицинского университета Татьяна Германовна Горячева.

Превратности природы

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за различные функции. В частности, правое полушарие ответственно за действия левой руки, а левое полушарие — за действия правой.

Центр речи у правшей располагается в левом полушарии, которое выполняет функции зрительного и слухового восприятия, отвечает за ходьбу, пространственное и логическое мышление. Правое полушарие, в свою очередь, ответственно за интуицию, творческие способности, образное восприятие.

У леворуких людей центр речи четко не установлен, он может располагаться в любом из полушарий. 

У правшей доминантным (то есть ведущим) является левое полушарие, у левшей, соответ­ственно, наоборот.

Поэтому левшество — это биологическая особенность, а не вредная привычка или физический недостаток, как считалось еще сто лет назад, когда малышей-левшей жестоко переучивали, привязывая левую руку к телу.

Отношение к леворуким людям за прошедшее столетие изменилось: левшество уже не воспринимается как уродство или «печать дьявола», однако и по сей день разгадку механизма возникновения левшества ученые найти не могут. 

Зато известны причины, по которым возникает леворукость, их несколько: 

1. Генетическая особенность. Левшество передается по наследству. И не только от родителей к детям, но и от бабушек и прабабушек к внукам и правнукам. К примеру, если только один из родителей левша (или в его роду были левши), вероятность рождения леворукого ребенка составляет 17%. Если же левши мама и папа, эта вероятность возрастает до 46%.

2. Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Таким малышам приходится очень непросто.

Если обычному левше неудобно есть и писать правой рукой, то этим деткам неудобно выполнять любую работу обеими руками! В/этом случае у малыша могут возникать серьезные задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики.

Помочь здесь могут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом. 

3. «Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте. Но иногда «вынужденное левшество» — следствие непреодолимого желания ребенка стать похожим на одного из родителей, когда в подражание маме или папе левше малыш ест и пишет левой рукой.

Какими они бывают

Подавляющее большинство людей является «абсолютными» правшами — около 45%. У правшей ведущими являются правая рука, правая нога, глаз и ухо. Людей, у которых, наоборот, доминирующими являются левая рука, нога, глаз и ухо — всего 4–5%. Это «абсолютные» левши.

Остальные же 50% — «парциальные левши», то есть левши отчасти. Как правило, у них преобладает правая рука, но некоторые функции они выполняют левой. К парциальным левшам можно отнести и людей, которые по ведущему глазу (или уху, ноге) правши, а по руке — левши.

Интересно, что ребенок рождается с еще не совсем установленной доминантой полушарий, поэтому сразу после рождения малыша (и даже в течение нескольких месяцев) нельзя уверенно сказать, какая рука будет ведущей: правая или левая.

Иногда случается, что мозг ребенка долго не может «выбрать» ведущую руку, то есть долго не может установить, какое из полушарий станет доминантным. В этом случае у ребенка может возникнуть задержка психомоторного развития и речи.

Кстати, задержки речи и логопедические проблемы у левшей встречаются очень часто и даже в том случае, если ребенок довольно рано «выбрал» руку. Просто в том случае, если малыш никак не может «определиться» с ведущей рукой, логопедические проблемы могут быть еще серьезнее.

Но прежде чем бежать к логопеду, родители обязательно должны показать малыша нейропсихологу, который и будет определять программу коррекционных занятий и направит кроху к подходящему специалисту. 

Очень редко встречаются такие дети, у которых обе руки ведущие. Это редкое явление называется амбидекстрией, а люди, хорошо владеющие обеими руками, — амбидекстрами.

Амбидекстрам в какой-то мере живется легче, чем «простым смертным», ведь они могут писать обеими руками попеременно, носить сумку на любом плече и с легкостью делать маникюр левой на правой и правой на левой.

Однако далеко не всегда амбидекстры такие уж везунчики, поскольку им труднее «переваривать» полученную информацию, труднее включаться в работу. И связано это с тем, что у них четко не определено доминантное полушарие. 

«Особые» дети

Конечно, каждый человек индивидуален, и к каждому ребенку нужен персональный подход. Однако мир левши — это все-таки особый, необычный мир, пространство и время которого иные, чем у праворуких людей. Какие — описать трудно, почти невозможно, но можно отметить, что левши испытывают большие трудности с пространственным мышлением, с ориентацией на местности.

Из них получаются плохие водители или портные. Зато ученые в голос говорят об уникальном развитии интуиции подавляющего большинства левшей и их способности «заглядывать» в будущее, «видеть» события прошлого. Это можно назвать «паранормальными» явлениями, однако для левшей это явление абсолютно нормально и даже естественно.

Факт удивительный и кажется недостоверным, но он имеет место, и ученые до сих пор бьются над его разгадкой. 

Дети-левши крайне ранимые и чувствительные натуры с тонкой душевной организацией, которым присущи чрезмерная эмоциональность и даже эмоциональная неустойчивость. Левши чаще склонны к меланхолии, к элегическим настроениям, рефлексии и депрессии.

Знаменательно, что среди левшей как больше одаренных и гениальных людей (по сравнению с правшами), так и больше детей с задержками развития.

Но при правильном подходе, регулярных занятиях и внимательном отношении ребенок не только способен компенсироваться, но и раскрыть в полной мере творческий потенциал, присущий левшам. 

Пусть меня научат! 

Пожалуй, самый важный и мучительный вопрос для родителей детишек-левшей — стоит ли переучивать ребенка и заставлять его разрабатывать правую руку? Вопрос не праздный и более чем актуальный.

Ведь до сих пор в отечественных школах многие учителя даже не знают, что существуют специальные прописи для левшей! И вот они не хотят «ставить» левше руку, ведь это несколько сложнее, чем «ставить» правую: нужно особым образом располагать лист, особым образом держать ручку, чтобы не закрывать рукой тетрадь и видеть, что пишешь.

Однако для многих малышей такое эгоистическое нежелание учителей и молчаливое согласие родителей становится поистине трагичным. Совершенно очевидно, что ребенку, который пишет и рисует «пассивной» рукой, выполнять эти действия намного труднее, чем праворуким детям. Ребенок пишет медленнее, делает больше помарок и ошибок — в итоге хуже учится, отстает и получает плохие отметки.

И это притом, что ребенок может быть намного умнее и сообразительнее своих сверстников! У малыша появляется неуверенность в себе, зажатость, патологический страх неудач, которые перерастают в серьезные комплексы, неврозы и стойкое нежелание учиться.

Вполне здоровый и благополучный ребенок может начать страдать тиками, заиканием, ночным энурезом, страхами, «писчим спазмом» — судорогами, которые возникают, когда ребенок начинает писать или просто берет в руки ручку.

Страхи и неврозы могут в свою очередь затормозить общее психическое и интеллектуальное развитие, ведь ребенок постоянно находится в состоянии стресса, из которого не видит выхода. А как известно, стрессовые ситуации, постоянные страхи замедляют и парализуют психоэмоциональное развитие. Кроме того, малыш может на всю жизнь возненавидеть чтение, письмо, рисование и сам процесс обучения. Комплексы, появившиеся в детстве, человек может пронести через всю жизнь, это будет отражаться не только на его профессиональном росте, но и на общении с окружающими.  

Когда-то считалось, что леворукость возникает из-за привычки, заложенной с детства. Об этом говорил известный английский невропатолог, доктор медицины Джон Джексон, автор одной из первых серьезных научных работ о левшах.

По мнению доктора Джексона, всех детей-левшей необходимо переучивать, и желательно так, чтобы они могли владеть обеими руками одинаково хорошо.

Долгие годы общество придерживалось этих правил, однако теперь научно доказано, что истинных левшей переучить невозможно! Как ни старайся, но ребенок все равно не сумеет писать правой рукой или выполнять мелкую работу.

Несколько иначе дело обстоит с амбидекстрами и парциальными левшами, когда четко не проявлена доминантность полушария: этих малышей можно приучить делать какие-то вещи правой рукой (например, писать), но многие функции ребенок все равно будет делать левой: рисовать, есть или забивать гвозди. 

Кто ты?

Понять, кто же ваш малыш, правша или левша, желательно еще до школы, чтобы избежать возможных проблем. «Латеральный профиль», то есть доминантность полушария, обычно устанавливается к 5 годам. Но иногда лево- или праворукость проявляется гораздо раньше. Понять, к какому «лагерю» относится ребенок, помогают простые тесты.

• Если у вас совсем маленький ребенок, присмотритесь, какой рукой младенец тянется к игрушкам, складывает пирамидку из кубиков, пытается ухватить мелкие предметы. Если ребенок старше, проследите, какой рукой он чаще бросает мяч, берет карандаш, рисует, держит ложку, кружку, расческу.

• Попросите малыша скрестить руки на груди (так называемая поза «Наполеона»), и в зависимости от того, какая рука окажется сверху, можно сказать, какая рука является ведущей.

• Еще один способ определения ведущей руки — скрещивание пальцев: если большой палец левой руки окажется сверху, значит, мелкую работу ребенок чаще делает именно левой рукой, и, соответственно, та или иная доля левшества у ребенка имеется.

• Пусть ребенок проденет нитку в иголку. Пассивной рукой он будет держать иголку.

• Предложите ребенку послушать наручные часы и посмотрите, к какому уху он их поднесет.

• Попросите ребенка попрыгать на одной ножке. С какой ноги малыш начнет, та и ведущая.

• Возьмите карандаш. Пусть ребенок зажмурится и по вашей команде посмотрит на карандаш поочередно сначала левым, а потом правым глазом. Если мишень сильно смещается, когда ребенок смотрит правым глазом, значит, ведущий глаз левый. И наоборот, если цель смещается, когда левый глаз открыт, то ведущий глаз — правый.

Родителям на/заметку

Если вы удостоверились в том, что ваш малыш левша, запомните несколько рекомендаций:

1. Не пытайтесь насильно переучивать ребенка.

2. Развивайте моторику и координацию рук и глаз крохи, занимайтесь с малышом лепкой, собирайте пазлы, вышивайте, рисуйте, складывайте оригами, плетите бусы.

3. Постарайтесь четко организовать день ребенка, чтобы у малыша был определенный режим, чтобы ребенок проводил много времени на воздухе, отдыхал — левши легко переутомляются, очень возбудимы, поэтому нагрузки должны быть умеренными.

4. Если у ребенка имеются логопедические проблемы или задержка речи, посетите нейропсихолога и логопеда. Занятия с логопедом лучше начать как можно раньше, чтобы к школе ребенок не испытывал проблем с речью. В противном случае малышу будет гораздо сложнее освоить чтение и письмо.

5. Многие леворукие дети начинают читать текст справа налево. Приучить ребенка читать правильно можно, помечая начало страницы и первой буквы цветными карандашами.

6. Обязательно купите прописи для левшей. Многие учителя не знают о специальных прописях для леворуких и начинают обучать ребенка по отработанной с правшами схеме. Поэтому заранее обговорите с учителем, что ребенок левша и переучивать его не следует.

7. Не настаивайте, чтобы ребенок все делал только определенной рукой: малыш может рисовать правой, а писать и есть — левой.

8. Никогда не ругайте ребенка за неудачи, связанные с плохой моторикой, его неловкостью, неуклюжестью или неумелостью.

9. Помните сами и напоминайте ребенку, что среди левшей очень много одаренных и великих людей. Среди них – Моцарт, Пушкин, Наполеон, Юлий Цезарь, Никола Тесла, Пабло Пикассо, Франц Кафка, Льюис Кэрролл, Ломоносов, Лев Толстой, Эйнштейн, Черчилль, Петр/I, Аристотель и многие другие.

Одним из самых известных левшей был великий Леонардо да Винчи: все его художественные шедевры созданы левой рукой. Так же как и знаменитые записи, многие из которых он зашифровал с помощью «зеркального» письма — справа налево. Этот феномен прославленного художника свойственен большинству левшей.

Они могут не только с легкостью читать справа налево, но и произносить целые фразы «шиворот-навыворот». 

10. Национальное бюро экономических исследований США опубликовало в 2006 году любопытное исследование, которое показало, что мужчины-левши, имеющие средний уровень образования, зарабатывают на 15% больше своих коллег-правшей.

Выпускники высших учебных заведений, у которых сильнее развита левая рука, зарабатывают на 13/—/21% (в зависимости от продолжительности обучения) больше, чем их однокашники-правши. С чем именно это связано, эксперты сказать не берутся.

В любом случае левшество не недостаток, а особенность. Но при правильном воспитании и обучении эта особенность может стать и достоинством маленького левши. Не/забывайте об этом.

Источник: //vinograd.su/upbringing/detail.php?id=42564

Правша или левша? Определяем ведущую руку ребенка

Как узнать, левша или правша ваш ребенок: простые тесты для определения ведущей руки

24.04.2014

Начиная готовить руку к письму, многие родители сталкиваются  с трудностями определения ведущей руки ребенка. И тут возникает множество вопросов: Правша или левша? Надо ли переучивать левшу? Что будет, если мой ребенок – левша?

При подготовке руки к письму необходимо сначала определить ведущую руку ребенка, а потом уже учить его правильно работать этой рукой.

У большинства детей ведущей является правая рука и ребенок все активные действия выполняет именно правой рукой.

Но есть дети, которые вырезают левой рукой, а рисуют – правой, ложку держат левой рукой, а кубики складывают – правой.  В таком случае, конечно, надо определить, какая же рука у ребенка ведущая.

Что будет, если левшу научить писать правой рукой? – спрашивают родители. Неправильное определение ведущей руки пагубно сказывается на развитии и состоянии ребенка.

Переученные левши отличаются повышенной тревожностью, утомляемостью, капризами и проблемами в поведении. Чтобы этого избежать, в возрасте  4-5 лет необходимо определить ведущую руку ребенка.

Как определить, кто ваш ребенок – правша или левша?

Вы можете протестировать ребенка самостоятельно с помощью несложных тестов и своих наблюдений, определить руку ребенка. Если все-таки возникают сомнения и вы не можете определить, какой же рукой ребенку лучше писать, то необходимо обратиться к психологу, который поможет вам и даст какие-то рекомендации по развитию ребенка.

По мнению психологов руку ребенка можно определять с 4-5 лет. Все тесты выполняются легко  и быстро, без какой-либо подготовки ребенка. Важно определить, какой рукой ребенку удобнее работать без вмешательства взрослого. Причем, наиболее информативными оказываются незнакомые ребенку действия, т.е. такие, которые он ранее не делал. 

Когда мы начинаем учить ребенка каким-то действиям, то вкладываем предметы в правую руку: ложку даем в правую руку, чашку, карандаш тоже.

И ребенок, даже если он левша, привыкает держать эти предметы в правой руке. Но работать этой рукой леворукому ребенку трудно.

Поэтому, проводя тесты, мы не напоминаем, как держать предметы, не стоит говорить, что будем определять руку или что-то подобное.

Мы предлагаем ребенку просто поиграть, причем, напоминаем, что делать надо так, как ему удобнее. А затем предлагаем ребенку быстро выполнить  несколько заданий, фиксируя, какую руку ребенок использует более активно. Для этой цели удобно сделать табличку, в которую заносить результаты наблюдений. Например, если правая рука использовалась, то пишем П, левая – Л, обе – О.

Простые тесты для определения ведущей руки ребенка

 Сделай замок. Попросите ребенка соединить ладони в замок. У левшей сверху будет большой палец левой руки.

  Закрути крышку. Предложите ребенку закрутить крышки на 2-3 бутылочках. Ведущая рука будет закручивать.

  Вырезать фигуру по контуру. Предложите ребенку вырезать круг, квадрат или другую фигуру. Ведущая рука держит ножницы.

  Собери бусы. Надо на нитку или шнурок нанизать бусины или пуговицы. Ведущая рука выполняет более активные действия.

  Намотай нитку на катушку. Ведущая рука наматывает.

  Разложи карточки. Наблюдайте, какой рукой ребенок раздает.

Стряхни пыль с одежды.

  Закрыть и открыть молнию на сумке. Ведущая рука будет двигать ползунок.

  Возьми стакан и выпей воды. Обратите внмание, какой рукой ребенок взял стакан.

  Достань книгу с полки.

  Перемешай ложкой сахар в чашке или песок в песочнице.

  Найди спичку с обломанным кончиком в коробках. Заметьте, какой рукой ребенок открывает и закрывает коробки.

  Сложи узор по образцу из палочек, пуговиц или фигурок. Ведущая рука будет брать фигуры и выкладывать их.

Нарисуй предмет. Чтобы уточнить, какой рукой ребенку легче  выполнять графические действия, предложите ему нарисовать что-то очень простое правой рукой, а потом – левой. Сравните рисунки.

Рисование с закрытыми глазами. Дайте ребенку карандаши в обе руки и предложите ребенку нарисовать  круг, квадрат, треугольник сразу двумя руками с закрытыми глазами. Обратите внимание  на качество рисунков. Ведущая рука нарисует более четкие  линии и правильные соединения.

Остались сомнения? Предложите постучать указательным пальчиком по столу.  10 секунд надо стучать пальчиком правой руки, затем еще 10 секунд – левой. И так 3 раза. Вы фиксируете, сколько ударов сделал ребенок каждой рукой, а затем находите среднее значение для правой руки и левой. Ведущая рука обладает более высокой скоростью.

Записывая  результаты всех тестов в таблицу, вы увидите, какую руку ребенок выбирал чаще. Вот эта рука и будет ведущей, эту руку и будем готовить к письму.

Ваш ребенок – левша? Не стоит огорчаться и переживать по этому поводу. Надо только учесть особенности ребенка и всячески ему помогать. Для этого есть специальные ручки  и  ножницы для левшей. 

Если же вас еще остались сомнения, обратитесь к психологу и специалист поможет вам наверняка определить ведущую руку ребенка и подскажет что и как развивать. 

Источник: //chitalochka-ru.ru/podgotovka-k-shkole/opredelyaem-vedushhuyu-ruku-rebenka.html

Консультации для родителей

Как узнать, левша или правша ваш ребенок: простые тесты для определения ведущей руки
 

Ребёнок – левша

Наш ребенок — левша! Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже — как наказание, как приговор судьбы. А так ли это? Попробуем разобраться.

Причины леворукости

Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм. 

Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.

Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать.

Психологические особенности левшей

Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации: правое – «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ; левое – «логическое» – обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.

Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.

Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:

Левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши, они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к.

эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария. Они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением.

Левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов), они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля.

Такие дети
более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко. Левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.

Чего делать НЕЛЬЗЯ?

Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша.

Знайте, что, переучивая ребенка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, вы тем самым и перекладываете врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Результат:

– у ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые ее все время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);

– настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;

– неумение взрослого человека ориентироваться на местности (та самая пресловутая «топографическая безграмотность»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр.

//www.youtube.com/watch?v=wxFB4ldrP-0

Не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное.

В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника.

На ребенка-левшу не следует кричать, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями. Причина в природной ранимости и повышенной впечатлительности.

Что НУЖНО делать?

Чтобы ребенок не связывал свои неудачи с тем, что он левша, расскажите ему истории об известных левшах, которые несмотря на свою особенность (а может, благодаря ей!) достигли в жизни больших высот.

Среди них художники Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, композиторы Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен, ученые Иван Павлов и Альберт Эйнштейн, полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь и многие другие.

Подведем итоги: если вы окончательно убедитесь в том, что ваш ребенок отдает предпочтение левой руке, не огорчайтесь, а учитесь учитывать эту особенность в общении и обучении.

Существует несколько простых тестов, помогающих определить предпочтения ребёнка в использовании той или иной руки.

«Переплетение пальцев рук»

 Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец левой руки, у левшей – левой.  

«Поза Наполеона»

Предложите ребёнку сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

«Одновременные действия обеих рук» – рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными.

Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Немецкий учёный Ф.

Кречмер предлагает для определения ведущей руки попросить ребёнка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванной и т.д. Если ребёнок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче  и точнее, то он левша. 

А как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет и правой, и левой  руками?

Нередко он начинает писать  и правой, и левой руками, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыков письма.

Часто взрослые – и педагоги, и родители – придерживаются такой позиции: «какую руку чаще использует, той пусть и пишет». Но одно дело – выполнять привычные бытовые действия, другое – писать. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т.е.

бывают «графические левши» и «графические правши») и  «бытовое функциональное превосходство».

Исследования французских учёных показали, что в 90% случаев «графические левши”»оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создаёт сложности при выборке руки для письма. Поэтому ещё раз разберём некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками.

Как правило, эти дети – левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой.

У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой.

Источник: //logoped.doukolp59.caduk.ru/p2aa1.html

Как определить ребёнок левша или правша?

Как узнать, левша или правша ваш ребенок: простые тесты для определения ведущей руки

Пучеглазова Елена Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ № 46 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово.

Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой. Чтобы вашему ребёнку было легче овладеть навыками письма, проведите тест для определения преобладающей руки у ребёнка, ответив на простые вопросы.

1. Ваш ребёнок рисует:

а) правой рукой;

б) левой;

в) обеими руками.

2. Ложку он держит обычно в:

а) правой;

б) левой;

в) любой руке.

3. Работать с ножницами в левой руке:

а) абсолютно не может;

б) у него замечательно получается;

в) ему всё равно, в какой руке ножницы.

4. Играя в мяч, Ваш ребёнок будет ловить его:

а) правой;

б) левой;

в) попеременно обеими руками,

5. Обычно телефонную трубку он поднимает:

а) правой;

б) левой;

в) каждый раз разными руками.

6. Ваш ребёнок рисует или пишет зеркальным образом, переворачивая изображение в другую сторону:

а) никогда;

б) часто;

в) редко.

7. В игре с кубиками, конструктором чаще использует:

а) правую руку;

б) левую руку;

в) обе руки в равной степени.

8. При аплодисментах более активна:

а) правая;

б) левая;

в) обе руки.

9. Переплетая пальцы в замок, большой палец правой руки у него оказывается:

а) всегда сверху;

б) всегда снизу;

в) каждый раз по-разному.

10. Ваш ребёнок раскручивает пузырёк:

а) правой;

б) левой;

в) обеими руками

//www.youtube.com/watch?v=xtFayG0GN2o

Если количество «+» преобладает в строке (а), то Вашего ребенка можно назвать «правшой». Впоследствии его правая рука будет, как и сейчас доминирующей.

Если количество «+» преобладает в строке (б), то Ваш ребенок – левша.

Если количество «+» одинаково в строках (а) и (б) или преобладает в строке (в), то это свидетельствует о наличии двурукости (амбидекстрии). Ваш ребенок одинаково хорошо владеет как правой рукой, так и левой. Советуем не переучивать ребенка ни в каком из трех случаев.

Как заниматься с ребёнком левшой

Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.

Преимущественное  владение рукой зависит от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям.

Переучивание ребенка влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость, невротические реакции, заикание).

У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

Развить мелкую моторику левой руки помогут следующие упражнения:

– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

– запускать пальцами мелкие «волчки»;

– разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

– сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»;

– делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

– махать в воздухе только пальцами;

– собирать все пальцы в щепотку;

– нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

– завязывать узелки на шнурке, веревке;

– застегивать (расстегивать) пуговицы;

– играть с конструктором, мозаикой;

– складывать матрешки;

– рисовать в воздухе;

– мять руками поролоновые шарики, губки;

– рисовать, раскрашивать, штриховать;

– резать (вырезать) ножницами;

– плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

– шить, вышивать, вязать;

– выполнять аппликации.

Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений. Родителям такого ребенка важно не подчеркивать его особенности и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить.

Литература

1. Бачина  О. В,  Самородова  Л. Н.  Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи – Москва,  «ТЦ Сфера», 2009.

2. Хасанов А. Е.  Тесты для родителей – Минск, Харвест, 1999.

Рекомендуем посмотреть:

Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет

Если ребенок чего-то боится. Что делать?

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Какая мама нужна ребёнку?

Источник: //ped-kopilka.ru/roditeljam/kak-opredelit-reb-nok-levsha-ili-pravsha.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.