Как приучить ребенка наводить порядок в комнате и убирать за собой игрушки: простые советы психолога

Содержание

Как приучить ребенка к порядку и не перестараться?

Как приучить ребенка наводить порядок в комнате и убирать за собой игрушки: простые советы психолога

Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям.

Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы.

Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности.

Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.

Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:

Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист.

Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.

Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий.

Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника.

Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.

Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.

С аккуратным человеком комфортно окружающим. Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря).

Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история.

Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку навести порядок

Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье. Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место.

Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком. Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего.

Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:

— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день. При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам. Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;

— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит.

Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире.

Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;

— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;

— определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;

— организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти.

Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;

— ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;

— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне.

Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.

Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:

— убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;

— сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;

— перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;

— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.

Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.

И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра.

Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:

— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка. Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;

— определить вместе, что для вас и детей означает «чистая комната» и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;

— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.

Как не перегнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия.

Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия.

Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.

Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.

Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности.

Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные.

А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.

Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий.

Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать.

Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.

Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта.

В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать.

Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.

Лена Чарлин

Источник: //letidor.ru/

Источник: //azbyka.ru/deti/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku-i-ne-perestarat-sya

Как приучить ребенка к порядку: полезные советы для родителей

Как приучить ребенка наводить порядок в комнате и убирать за собой игрушки: простые советы психолога

Аккуратными не рождаются – ими становятся, так что у вас есть все шансы приучить ребенка к порядку.

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький Принц»

Наверное, у многих из нас еще свежи воспоминания о том, как родители пытались приучить нас к порядку, заставляя прибираться хотя бы в своей комнате. Но… игрушки всегда категорически отказывались отправляться на свои места, а разбросанные вещи почему-то все время грозились превратиться в ковер, ровным слоем застилающий пол. Теперь история продолжается, но уже с вашими детьми?

Полезные советы родителям, как приучить ребенка к порядку

В идеале ребенка нужно начинать приучать к порядку, как только он начнет проявлять первый интерес к уборке, то есть с 2-3 лет.

В этом возрасте дети будут воспринимать процесс как новую игру, поэтому вполне смогут собрать свои игрушки и помочь протереть пыль, помахивая тряпочкой по полкам рядом с мамой.

Не препятствуйте таким проявлениям самостоятельности и не говорите малышу «у тебя не получится», «ты еще слишком мал» или «не мешай», иначе он привыкнет, что за него все делают старшие, и момент может быть упущен, тогда приучить ребенка к чистоте будет сложнее.

Постарайтесь превратить наведение порядка в увлекательную игру: убирайтесь под музыку и в этот день помимо традиционных « надо протереть пыль-пропылесосить-помыть полы» разбирайте вместе с ребенком «ящики с забытыми мелочами» и шкатулки, к которым у него обычно нет доступа. Вечером можно не просто собирать игрушки, а готовить комнату к приходу эльфов, которые будут танцевать в темноте и могут споткнуться о разбросанные игрушки. Пусть малыш знает, что если оставить кукол спать на полу, однажды они могут обидеться.

Постарайтесь не просто заставлять ребенка бездумно убираться по схеме «игрушки-книжки-пыль…» или «потому что так надо», а объяснить ему, для чего нужен порядок. Аргумент «завтра будет проще найти нужную вещь» на первых порах может не срабатывать.

Объясните, что вам неприятно находиться в комнате, где все разбросано, покажите, как вы следите за порядком в своем шкафу и предложите сделать то же самое «самому» и научить порядку свои игрушки.

Дети обожают подражать взрослым и с удовольствием будут делать «как мама».

Чтобы ребенку было легче поддерживать порядок в комнате, у каждой вещи должно быть свое место: для книг – полки, для игрушек – отдельная коробка, для вещей – шкаф, для носков и нижнего белья – отдельный ящик, так ребенку будет легче ориентироваться, куда что складывать.

Ни в коем случае не наказывайте ребенка за беспорядок, иначе любовь к чистоте может исчезнуть, даже не появившись.

Малышу не особо интересно просто протереть полку и сложить на нее все свои игрушки, поэтому, пока он маленький, придумайте для него сценарий, например, что игрушки собираются в кругосветное путешествие, хотят открыть новые неизведанные территории и не должны брать с собой пыль, потому что она может быть опасна.

Стоит учитывать, что детям легче воспринимать конкретные поручения, а не абстрактную просьбу «прибраться в комнате», так что давайте им четкие задания (расставить книжки на полке, выбросить фантики от конфет и т.д.). Можно написать, что необходимо сделать, на листе бумаге, чтобы в ваше отсутствие ребенок ставил галочки или вычеркивал выполненное яркими фломастерами.

Если у вас двое или больше детей, можно устраивать конкурсы, кто уберется быстрее.

Ни в коем случае не приучайте ребенка убираться за награду, иначе впоследствии «за просто так» он откажется наводить порядок.

Малыш должен получать мелкие задания регулярно, а не от случая к случаю, но старайтесь не давать однообразных поручений, иначе уборка быстро наскучит, предоставьте ему право выбора – «помогать маме на кухне или складывать игрушки в коробку?»

Не стоит ругать ребенка за неловкость и переделывать при нем то, что ему не удалось – заново вытирать пыль или перемывать полы.

И обязательно хвалите своего юного помощника, даже если он сделал что-то неумело, иначе рискуете задушить на корню его веры в собственные способности.

По возможности убирайтесь вместе, чтобы уборка не превращалась в скучную рутинную работу, которую ребенку предстоит проделать в одиночестве.

Маленькие хитрости, которые помогут приучить ребенка к порядку

Не стоит придавать чистоте в доме педантичное внимание, ребенок должен научиться убираться по мере необходимости так же естественно, как и чистить зубы два раза в день и умываться поутру. Вот маленькие хитрости, которые помогут упростить процесс:

По возможности не используйте в отделке детской зоны или комнаты материалы-«пылесборники» (пушистые ковры, драпировки, тяжелые гардины, которые трудно снимать).

Мелкие предметы лучше уберите в ящики или специальные коробки и шкатулки: с коробки стереть пыль легче, чем с каждой маленькой вещицы.

Не стоит превращать детскую в выставку игрушек – вместе с малышом рассадите на стеллажах только любимых зверей, кукол и «предметы первой необходимости». Все остальное можно убрать в коробки и достать, когда ребенку надоедят привычные игрушки.

Приблизительно с 2 лет дети уже могут выполнять простые действия на кухне – расставлять тарелки и раскладывать столовые приборы. Сначала выполняйте все действия вместе, затем постепенно приучайте ребенка мыть за собой грязную чашку, вытирать посуду, а также выбрасывать мусор в корзину.

С 4 лет (а иногда и раньше) ребенок уже захочет самостоятельно решать, как лучше и красивее расставить предметы на полке в своей комнате – не пресекайте его стремление к прекрасному.

Не старайтесь сразу нагрузить ребенка по полной, поручив ему много дел. Начните с 2-3 постоянных обязанностей (например, собрать игрушки, отнести грязное белье в корзину, собрать портфель, сложить игрушки), и обязательно контролируйте их исполнение.

Постепенно у малыша могут и должны появиться и другие постоянные обязанности. Например, он вполне справится с поливом комнатных растений, если купить для этого маленькую лейку.

И напоследок

Помните, что приучение ребенка к чистоте – процесс кропотливый и постоянный, а также что вы для детей – самый главный пример, и дети копируют не только ваши хорошие привычки.

Именно поэтому постарайтесь не жаловаться в присутствии детей, что устали и не хотите мыть посуду или убираться, иначе на следующий день можете услышать, как они повторяют все, услышанное от вас накануне применительно к наведению порядка в детской.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь нанаш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

И ЕЩЕ НЕМНОГО ИНТЕРЕСНОГО

Скрин-фри детство: как занимают детей родители, которые из принципа не включают мультфильмы

Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад

Личный опыт: как живет семья, в которой растет ребенок с аутизмо

Источник: //zen.yandex.ru/media/chips-journal.ru/kak-priuchit-rebenka-k-poriadku-poleznye-sovety-dlia-roditelei--5b364b1ad85ae700a8473a19

Как научить ребёнка убирать за собой

Как приучить ребенка наводить порядок в комнате и убирать за собой игрушки: простые советы психолога

Вряд ли у кого-то из взрослых возникает вопрос, нужно ли учить ребёнка убирать за собой. Чистота и аккуратность — это то, к чему родители всегда стремятся, но не всегда достигают. Так что задача скорее в том, как приучить ребёнка к порядку.

Советы специалистов, которые мы собрали ниже, в этом помогут. Шарлотта Крёгер, Монтессори-педагог из США, рассказывает о том, как приучить ребёнка к порядку, на примере одного успешного опыта. Трёхлетнему Джиму никогда не нравилось убирать за собой.

Вместо требований, которые всегда вызывали у мальчика протест, гид предложила сотрудничество. Оказалось, ребёнок вполне способен принять обязанности по поддержанию чистоты.

Советы психолога Юлии Гусевой дополняют рассказ педагога, обращая внимание на то, что стремление к заранее установленному порядку является естественным даже для маленьких детей.

Я здесь, чтобы помочь

Кисть начинает стучать по банке с краской всё чаще и чаще — первый признак того, что скоро помещение наполнится пустой болтовнёй и шумом. «Когда же мы войдём в ритм?» — думает про себя педагог Монтессори.

Этот трёхлетний ребёнок любит рисовать на мольберте, закрашивая все углы кистью, с которой капает краска, попадающая на него и пачкающая всё вокруг. Но мальчику не нравится убираться. Гид тихонько восхищается упорством ребёнка, который снова выберет занятие, которое приносит ему большое удовольствие, при этом продолжая игнорировать уборку.

Встав с кресла, гид медленно, уверенной и полной достоинства походкой пересекает комнату и оказывается рядом с мальчиком у мольберта. Взгляд ребёнка становится диким, он готов к борьбе или бегству. Она останавливается и терпеливо ждёт, когда её безмятежная сосредоточенность успокоит взволнованного ребёнка.

Опираясь на свой опыт общения с теми детьми, которые любят выполнять какое-то занятие, но не доводят его до конца, гид решает сменить тактику.

В отличие от большинства детей, которые охотно отвечают ей и быстро принимают правила и обычаи, присущие свободе, закреплённой в данном окружении, она осознаёт, что в этом мальчике растёт сопротивление: он не будет делать то, что не хочет.

«Ты нарисовал картину, Джим! — говорит она с теплотой и восхищённым блеском в глазах. — Она полна приятного красного цвета и на ней изображена милая белая точка». Она описывает его творение, старательно избегая каких-либо признаков недовольства тем, что мальчик снова не выполнил последнюю часть упражнения — не убрал за собой. «Давай повесим её вместе!»

Отсоединив насквозь мокрое изображение от мольберта, она думает о том, чтобы не забыть упомянуть о Ротко (Марк Ротко — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля. — Прим. пер.

), когда на следующем родительском собрании будет говорить о страсти Джима к рисованию, и просит ребёнка взять картинку за другой уголок.

Выбрав прищепку, она ловко прикрепляет свой конец к проволоке и, повернувшись к мальчику, замечает, что он пытается быстро сделать то же самое перевёрнутой прищепкой.

«Ой! — восклицает она. — Так это сделать трудно!» И тогда педагог берёт другую прищепку и медленно показывает, как её нужно правильно держать и за какие концы сжимать. Педагог спокойно и терпеливо ждёт, пока настойчивые усилия ребёнка не приведут его к победе над прищепкой.

Помощь с уборкой

«Я могу помочь тебе с уборкой, когда ты будешь готов», — предлагает она.

Гид старается контролировать себя, прекрасно помня, как бурно Джим обычно сопротивляется, когда от него требуют, чтобы он сделал уборку — кричит, дерётся и пинается.

Педагог предпочитает сосредоточиться на своём новом плане, специально не торопя мальчика с ответом, чтобы дать ему время обдумать предложение. «Я принесу губки, когда ты будешь готов».

Она присаживается рядом с ребёнком, достаточно близко для доверительного общения, но при этом сохраняя его личное пространство, и ожидает его решения.

Её опыт подсказывает, что всё зависит от её способности донести до ребёнка своё желание помочь и вместе с ним изменить то, что вызывало стресс, и преобразовать это в радостное партнёрство.

Она осознаёт важность этого момента в развитии его самостоятельности и надеется, что заманчивые перспективы взаимодействия станут мостом, который будет поддерживать его свободную волю, — ещё один шаг на пути к превращению в человека, который наслаждается каждой деталью работы, которую он выбирает.

Привлекая ребёнка к уборке, она спрашивает: «Мне принести ведро воды или ты справишься сам?» Во время уборки педагог предлагает различные варианты совместной деятельности: «Мы начнём мыть мольберт сверху или снизу? Может, я помою верхнюю часть, а ты нижнюю? Теперь давай я покажу, как помыть голубую кисточку, а ты потом выберешь, какую кисточку помоешь ты».

Они продолжают отмывать мольберт и наводить порядок вокруг него. Когда уборка близится к завершению, педагог тихо, с заговорщическим видом говорит: «Мы с тобой отличная команда, Джим. Какой чистый и красивый теперь этот мольберт! И теперь следующий ребёнок может работать за ним!» «И это могу быть я! — восклицает Джим. — Я могу быть следующим ребёнком!»

Она внутренне улыбается тому факту, что он стал на шаг ближе к принятию всех обязанностей, связанных с его любимым занятием, а она стала на шаг ближе к тому, чтобы по-настоящему оценить Джима, несмотря ни на что. Её опыт подсказывает ей, что скоро он будет готов сделать уборку сам.

Оригинал: mariamontessori.com

Источник: //mchildren.ru/i-am-here-to-help/

Как научить ребёнка прибирать игрушки?

Как приучить ребенка наводить порядок в комнате и убирать за собой игрушки: простые советы психолога
Разбросанные по всему дому игрушки – привычная обстановка в квартире молодых родителей. Ребенок не видит смысла в уборке, ведь игра продолжается весь день, а доставать игрушки из шкафа – это так скучно.
Ребенок не хочет убирать игрушки — что делать? Как научить ребенка убирать за собой игрушки? Все, что вам понадобится — позитивный настрой.

Немногие родители знают, но маленькие дети легко заряжаются положительными эмоциями. А если у крохи приподнятое настроение, с ним легче договориться.

Рано или поздно возникнет вопрос – как научить ребенка убирать за собой игрушки? Это важный навык, и лучше всего обучить этому навыку до поступления в детский сад.

Почему? В детском саду в обязательном порядке необходимо складывать игрушки, стульчик и одежду. Кроме того, такая аккуратность – очередной плюс к самостоятельности. Самый лучший возраст для того, чтобы научить ребенка убирать игрушки – от полутора до трех лет. Замечательно, если это перерастет в своеобразный семейный ритуал или традицию.

Конечно же, каждый ребенок по-своему уникален, но, тем не менее, есть некоторые общие рекомендации, которые будут полезны.
Простые правила

Как заставить ребенка убирать игрушки? Запомните, никакие методы и приемы не помогут приучить «маленького неряху» к порядку, если не соблюдаются четыре правила.

1. Начни с себя. Дети с ранних лет копируют взрослых. Если родители не убирают одежду в шкаф, книги на полки, оставляют продукты на столе, ребенок будет повторять их поведение. И наоборот.

2. Будьте настойчивы. Как бы малыш не отказывался, а убрать за собой придется. Никаких мультфильмов, сладостей и прогулок не будет, пока игрушки не окажутся на местах. Дайте это понять ребенку.

3. Воспитывайте регулярно. Если взялись приучать к порядку, делайте это ежедневно. Воспитывать раз или два в неделю не получится. Результата не будет!

4. Не заставляйте, не ругайте и не кричите! Насильственные методы отбивают стремление помогать, а вам ведь нужно его привить.

Всех по домам

Придумайте для игрушек домики. Так малышу легче ориентироваться в комнате. Например, куклы будут жить в шкафу, машины в гараже, конструктор в ящике. Еще лучше, если коробки и места хранения плюшевых зверушек превратить в яркие жилища.

Ящик для конструктора обклейте цветной бумагой, нарисуйте окошки, смастерите треугольную крышу из картона. Машинам обозначьте гаражи, куклам сшейте мягкие подушечки в домик. Немного творчества — и ваш карапуз окажется в стране игрушек.

А здесь есть правило — после игры убирать всех по домам.

Кто быстрее?

Если «капризуля» категорически отказывается наводить порядок, предложите ему соревнование «Кто соберет больше?» или «Кто быстрее?». Понадобятся две коробки для двух участников, или разделите территорию уборки пополам. По команде мама с ребенком начинают собирать игрушки в коробки, или каждый убирает свою территорию. Победителю приз!

Давай поиграем

Можно предложить малышу игру «Собери по признаку»: мягкие — твердые, большие — маленькие. Мелкие игрушки нужно сложить в одну коробку, крупные — в другую. Сортировать можно по размеру, по семьям, кто с кем дружит и т.д.

Сказочная уборка

На помощь маме придут сказочные персонажи. Прикрепите на спину малышки крылышки, и она превратится в фею, которая наводит порядок в сказочной стране. Мальчишкам больше подойдет игрушечный самосвал, ракета-полицейский или робот уборщик. Он будет спасать мир от беспорядка. Заметьте, ребенок при этом не убирает, он играет.

Станция игрушек

Игра для двоих: малыш — паровоз, мама — диктор. Взрослый оповещает: — Паровоз отправляется со станции «Уборка». Следующая — станция военных.

        Ребенок собирает игрушечных солдатиков в коробку, едет дальше по комнате. Далее оповещается станция конструкторов, машин, резиновых и плюшевых животных и т.д.

После того, как будут собраны все предметы, паровоз может отправиться на заправку топливом — покушать или в гараж — постель.

Ритуал

Один из способов привить положительную привычку ребенку — ввести ритуал «Уборка». «Священная церемония» проводится в определенное время, с привязкой к конкретным режимным моментам. Например, перед прогулкой, обедом, сном.

Отправляя спать кукол в домики, машины в гараж, напевайте веселую песенку или колыбельную. На первых порах взрослый просит помощи у малыша. Затем ритуал поддерживают оба — родитель и ребенок.

Со временем помощь взрослого сокращается, а «таинство» уборки передается самому младшему.

Хитрая сказка

Поведайте крохе рассказ о том, что игрушки расстраиваются, когда про них забывают и не убирают в домики. Обиженные, они уходят в сказочную страну.

Когда в очередной раз малыш не уберет игрушки, спрячьте одну или несколько из них. В том числе и самую любимую. Заметив пропажу, ребенок станет искать. Скажите, что она ушла.

Вы могли бы написать письмо в сказочную страну и попросить вернуться, но за это необходимо пообещать убирать ее на место.

Объявляется генеральная уборка! Включите веселую музыку. Участвуют все жильцы. За каждую такую «генералку» участники накапливают баллы, которые затем обмениваются на приз. Договоритесь заранее, сколько баллов нужно собрать.

Полезные советы

  • Приучайте малыша к порядку с раннего детства. Тогда к четырем годам у него уже выработается стойкая привычка.
  • Чтобы ребенку было легче наводить порядок, регулируйте количество игрушек. Спрячьте часть их в дальний ящик и периодически меняйте местами. Вовремя избавляйтесь от ломаных, ненужных и неинтересных.
  • Не забывайте хвалить. Порой достаточно одной лишь похвалы родителя, чтобы у крохи выработалось стремление поддерживать порядок.
  • Выбирайте время на уборку до того, как малыш устанет, захочет спать и начнет капризничать.
  • С раннего возраста поддерживайте стремление маленького человека помогать взрослым. Пусть вас не пугает разбитая посуда и пролитый чай. И ни в коем случае за это не ругайте. Ведь он старался, убирал. Эта небольшая жертва сполна компенсируется в будущем.
  • Будьте терпеливы. Да, тяжело, да, трудно, но лишь терпением и настойчивостью вы добьетесь положительного результата.
  • Приучайте постепенно. Маленькой крохе тяжело собрать все игрушки, поэтому мама помогает. Чем взрослее чадо, тем меньше помощь взрослого.
  • Не приучайте к призам. Привлекать малыша к уборке за вознаграждение можно лишь на начальных порах. В дальнейшем пусть наградой будет сказка, мультфильм, прогулка. конечном счете основным поощрением станет похвала.
  • Не требуйте идеальной уборки. Пока ребенок мал, достаточно того, что он разложит все по местам. Со временем начните обращать его внимание на то, что игрушкам не нравится, когда их раскладывают неаккуратно. Конкретно опишите и покажите, как правильно размещать предметы.

Чего делать нельзя категорически:

  • Заставлять.
  • Кричать.
  • Делать за ребенка.
  • Оставлять без поощрения — похвалы.

Многие родители жалуются на то, что их дети – неряхи. Не желают прибирать у себя в комнате, отказываются помыть посуду, раскидывают повсюду вещи. Однако дети не рождаются с умением наводить порядок, им нужно прививать необходимые навыки. Поэтому, вместо того, чтобы ругать ребенка за кавардак, лучше подумать, как научить сына или дочь ухаживать не только за собой, но и за своим жильем. Сделать это реально, если запастись терпением, а главное – показывать положительный пример

 Уважаемые родители! Помните: как бы ребенок себя не вел, вы умнее и хитрее его.

Источник: //sad550.ru/content/18969

Порядок в детской комнате – Сайт о доме и семье

Как приучить ребенка наводить порядок в комнате и убирать за собой игрушки: простые советы психолога

Прядок в детской комнате – это, прежде всего, изначальная систематизация вещей.

Безусловно, это не означает, что комната ребенка должна напоминать подобие стерильной операционной, в ней периодически может возникать творческий хаос, в особенности тогда, когда малыш занимается рисованием, лепкой, собирает пазлы, конструктор и пр. Но чтобы был порядок в детских вещах, каждый предмет должен «знать» свое персональное место.

Систематизация детских вещей — важнейший шаг на пути к полному порядку в детской комнате и необходимое (но не достаточное!) условие для того, чтобы ребенок мог по собственной инициативе и самостоятельно убираться в своей комнате, и следить за порядком в своих вещах.

Зачастую кажется, что навести порядок в детской комнате как в гостиной или родительской спальне невозможно из-за слишком маленькой площади помещения. Многие считают, что причина беспорядка кроется в неудобстве и малом количестве мест для хранения. Но основной проблемой является излишнее количество вещей и отсутствие системы в их хранении.

Вы сможете создать свою систему хранения для всех категорий детских вещей, чем окажете неоценимую помощь своему ребенку и себе, если вы пока, в силу возраста крохи, являетесь активной участницей процесса наведения порядка в детской.

Как навести полный порядок в детских игрушках

Самое главное правило, которое стоит запомнить и использовать в детской (да и в других комнатах), — у каждой вещи, у каждой игрушки, книжки, которая есть у вашего ребенка, должно быть свое место. Это очень важное правило, но еще важнее вот что: это место должно быть удобным для всех, кто пользуется данной вещью.

Например, если вы определили для игрушек высокую полку, вы до нее достаете, а ребенок нет, то этот вариант не подходит. Если вы расставили игрушки ровными рядами, но на полке этих рядов два, а то и три, то не стоит ожидать, что ребенок будет интересоваться игрушками со «второй линии».

Если же он увидит у стены шкафа свои любимые игры, то, конечно, достанет их, а вот убирать на место «первый ряд» придется уже вам.

Располагая игрушки на полках, в ящиках и на стеллажах, прежде всего думайте о том, чтобы место, которое вы определили для конкретной игрушки, было доступно ребенку, тогда вам будет проще договориться с крохой, чтобы игрушка всегда возвращалась на свое место.

Посмотрите на фото – порядок в детской вполне можно наводить вместе с ребенком:

Ваш малыш старше 2-х лет? В этом случае постарайтесь привлечь его к раскладыванию игрушек на полках, а если это не удается сделать, просто понаблюдайте за ребенком и его играми — возможно, вам удастся проследить, откуда ему удобнее брать те или иные игрушки и где он их оставляет после игры. Иногда вместо выматывающих и безрезультативных попыток приучить ребенка класть какую-то игрушку на место бывает проще перенести это «место» туда, где это будет удобно для малыша.

Полезно научить ребенка убирать игрушки на место сразу после игры, а для игры брать 1-2 игрушки. В этом случае ребенку проще сосредоточиться на процессе игры и в полной мере проявить свою фантазию.

Как навести порядок в детских игрушках, книгах и систематизировать те, которые должны остаться в детской? Первым делом распределите все игрушки и книги по возрастному принципу: то, что ваши дети в ближайшие полгода-год не будут использовать по назначению, играть и читать, убираем на антресоли, на балконы, отдаем знакомым временно, то есть любым способом убираем эти вещи из комнаты или хотя бы из поля зрения.

Оставшиеся игрушки попробуйте рассортировать по типам игр, в которых они используются. Например, игрушки для строительства и конструирования, игрушки для ролевых игр и инсценировок, игрушки и материалы для творчества и т.д.

В процессе того как упорядочить игрушки в детской, оставьте два-три варианта каждого типа, которые вы выделите среди всех имеющихся в наличии игрушек в зависимости от возраста ребенка и от того, во что он любит играть.

Все остальное уберите и используйте для организации «круговорота игрушек» (меняем получившиеся комплекты игрушек один раз в 1-2 недели по мере угасания интереса ребенка).

Ещё одна практичная идея по наведению порядка в детской — распределение типов игрушек по направлениям развития.

Например, вы можете выделить следующие направления: творчество, музыкальное развитие, развитие речи, логики и математических способностей, мелкой моторики, физическое развитие и т.д.

Попробовав распределить игрушки по этим направлениям развития, вы сразу увидите, каких типов игрушек у вас слишком много, а каких, возможно, недостаточно.

Если вы начнете наводить порядок в детских игрушках, систематизируя их по направлениям развития или по типам, вы можете распределить их так же и на полках, в ящиках и других местах для хранения, выделив каждому типу или направлению свою полку, контейнер, корзину. Однако это необязательно.

Как навести порядок в детских вещах: систематизация в комоде и шкафу

Как правило, детская одежда и обувь также хранятся в детской комнате и для многих являются не меньшим источником головной боли, чем все прибывающие игрушки и детские книги. Как навести порядок в детских вещах (одежде, обуви, аксессуарах и т. д.)?

Для начала необходимо систематизировать одежду и обувь по возрастному принципу. Избавьтесь от вещей, которые малы или велики ребенку. Относительно одежды и обуви также справедливы и другие критерии «расхламления», так что вы смело, можете избавляться от вещей, которые неудобны, не нравятся вам или ребенку, а, например, были подарены вам родными или знакомыми.

Как видно на фото, порядок в детской комнате поможет поддерживать хранение одежды по принципу комплектов:

Посмотрите, что с чем сочетается, что с чем можно носить. Например, кофта теплая и то, что под нее надевается, сочетание верха и низа и т.д. Подбор таких комплектов существенно упростит сборы на прогулку или в гости.

Такие комплекты можно подготовить для разных ситуаций: например, для похода в бассейн или в поликлинику лучше, чтобы одежда легко снималась и одевалась; для прогулок в холодное время года стоит подобрать многослойные комплекты одежды и т.д.

Если такой принцип вам не подходит, можно раскладывать одежду по типам: футболки с футболками, брюки с брюками и т.д. Чтобы ребенку было легче одеваться, можно сделать карточки с последовательностью одевания: плавки-майка-носочки-брюки-кофточка.

Через некоторое время ребенок запомнит, что за чем надевается, и такие подсказки будут уже не нужны. Если ваш ребенок ходит в детский сад, можно разделить шкаф или комод на две части — «для дома» и «для садика».

Для большей наглядности можно приклеить наклейки или рисунки, тогда ребенок сам сможет выбрать тот комплект одежды, в котором захочет пойти в сад, и вам не придется уговаривать его не надевать домашний костюм или халат.

Он просто не увидит эти вещи, ведь порядок в детском комоде будет организован таким образом, что домашние вещи спокойно хранятся в другой половине или отдельном ящике.

Как поступить с все прибывающим количеством одежды у ребенка? Здесь поможет сила воли: установите количество одежды, которое необходимо ребенку, и не выходите за эти рамки.

Можно составить список типов одежды, которую носит ваш ребенок, и напротив поставить оптимальное количество, например: футболки — 5 штук, спортивные брюки — 3 пары, джинсы — 3 пары, кофточки с длинным рукавом — 5 штук, и т.д.

Здесь, конечно, нужно отталкиваться от ваших индивидуальных предпочтений, от опрятности вашего ребенка и от того, насколько часто вы готовы и имеете возможность стирать.

Как быть, когда вам все же хочется чего-то новенького? Все просто, вы сами — кузнецы порядка в детской! Купите понравившуюся вам вещь, а одну вещь из детского гардероба уберите до лучших времен — для следующего ребенка — или кому-нибудь отдайте.

В процессе того, как навести порядок в детской, важно научиться рационально использовать пространство шкафов, места хранения одежды и обуви и убирать высоко то, чем ребенок не пользуется в данный момент.

Прежде всего, это касается сезонной одежды и обуви. Здесь все зависит от того, в каком климате вы живете, то есть, как часто у вас происходит смена сезонного гардероба.

Исходя из своего климата установите определенные дни, когда вы занимаетесь сменой сезонного детского гардероба.

Еще один принцип, который стоит использовать при систематизации вещей, — хранить вещи там, где вы их используете. Например, зимой мы надеваем много одежды на ребенка. Так, брюки может быть удобно, надевать в комнате, поэтому там их и стоит хранить. А куртку ребенок надевает в последнюю очередь, уже в коридоре, поэтому и храниться она должна в коридоре.

На первый взгляд это кажется мелочью, но на самом деле это очень удобно и экономит ваше драгоценное время. Только опытным путем устанавливаются подобные правила систематизации детских вещей. Если у вас таких правил пока нет, просто понаблюдайте за собой и определите, какие лишние действия вам приходится совершать в течение дня.

После этого вы сможете найти подходящее решение.

Еще по теме не пропустите

Источник:

Порядок в детской комнате — 50 классных идей + примеры

Довольно часто с появлением в доме детей в нем поселяется хаос, а в детскую, порой, вовсе не зайдешь без слез. Родители отмечают, что дети не играют в разбросанные игрушки, и собирать их тоже не хотят.

Почему? Ответ очень прост: их комната просто недостаточно эргономична устроена: не удобно искать нужную игрушку, не видно, какие игрушки есть, нет достаточно места для хранения.

Пришло время навести порядок в детской комнате!

Порядок в детской. Ценные рекомендации

Для начала оцените фронт работ – все ли предметы (вещи, мебель, игрушки) необходимы ребенку. Если нет, то пора избавиться от лишнего – продать, отдать, убрать на время, отложить для следующих поколений, подарить – выбирайте любой понравившийся вариант.

Теперь оцените возможности системы хранения в детской у вашего ребенка. Сейчас рынок развит на столько, что системы хранения для детской представлены очень широко. Вы можете купить что-то или придумать и смастерить своими руками.

При выборе системы хранения учитывайте такие рекомендации.

Ваш малыш строитель и обожает лего – тогда для вас придуманы специальные лего-хранилища (ящики с крышкой-столом).

При желании вы можете и сами рассортировать детали конструкторов как будет удобно (для мелких запчастей используйте широкие контейнеры с низкими бортами или можно воспользоваться чемоданчиками для шурупов/гвоздей; для кубиков по крупнее и контейнер нужен побольше). Также для хранения лего-деталей можно воспользоваться вертикальным хранением, для этого штабелируем контейнеры друг на друга.

Ваш ребенок книголюб, и у вас много книг – тогда в комнате должны быть предусмотрены всевозможные полки: навесные, выдвижные, в форме машинок с кузовом и пр.; также можно поставить часть книг в шкафы.

У вас мальчик, и повсюду машинки – железные можно примагнитить на стену, мелкие – разложить в прозрачные сферы, машинки покрупнее сложить в деревянные ящики или плетеные корзинки или приобрести специальные ящики для хранения и составить их друг на друга.

Источник: //club-licey.ru/kulinariya/poryadok-v-detskoj-komnate.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.