Как научить ребенка-дошкольника правильно писать буквы и цифры: прописи, советы и хитрости обучения

Содержание

Советы родителям будущих первоклассников

Как научить ребенка-дошкольника правильно писать буквы и цифры: прописи, советы и хитрости обучения

Как научить ребенка быстро читать.

Ни для кого не секрет, что успешное обучение в школе сильно зависит от скорости чтения. Если ребенок читает медленно, забывает, о чем прочитал в начале, пока доберется до конца задания – естественно, это является большой проблемой для ребенка.

Конечно, замечательно, если ребенок к моменту поступления в школу уже довольно бегло читает. А если нет, то что делать?

Никогда не вынуждайте ребенка учиться читать против его воли и не наказывайте за ошибки. Занятия должны быть не только регулярными, но и позитивными, приносящими положительные эмоции. В противном случае вы лишь внушите первокласснику отвращение к чтению.

Время от времени пишите ребенку записки. Это может быть список дел, который ему нужно выполнить, пока вы на работе, список покупок или просто пожелание удачного дня. Оставляйте ребенку смешные и интересные записки, чтобы ему хотелось прочесть их. Так малыш вскоре поймет, что уметь читать необходимо не только для того, чтобы хорошо учиться в школе.

Читайте вместе с ребенком. Возьмите несложный, интересный текст, дайте один экземпляр малышу, а второй возьмите сами. Пусть ребенок читает вместе с вами. Читайте очень медленно, а когда убедитесь, что он успевает за вами – постепенно ускоряйте темп. Делайте это плавно, чтобы ребенок не замечал изменения скорости чтения.

Выберите легкий текст и попросите ребенка прочесть его. Засеките время.

На первых занятиях можно засекать 1 минуту, чтобы ребенок не уставал слишком сильно, но потом это время можно постепенно увеличивать.

Отметьте, сколько малыш успел прочесть за минуту, а затем попросите его перечитать текст еще раз. Скорее всего, ребенок сможет прочитать текст уже быстрее, поскольку он будет уже знаком малышу.

Напишите несколько слов со сложными сочетаниями согласных. Дети нередко запинаются, когда видят в тексте такие слова как «строительство», «агентство» и т.п. Регулярно просите малыша прочитать эти слова, время от времени добавляя новые.

Начертите квадрат 20х20 см, разделите его на 16 ячеек, в каждую ячейку впишите по одной букве вразброс. Попросите ребенка зафиксировать взгляд в центре таблицы, а затем показывайте ему на ячейки и просите, чтобы он читал буквы. Начните с ячеек, расположенных ближе к центру. Таким образом развивается боковое зрение и увеличивается скорость чтения.

Как научить читать по слогам

Существует великое множество методик обучения ребенка чтению, но какой бы гениальной ни была ваша методика, не заставляйте учиться ребенка насильно и тем более не ругайте его за неудачи.

Так вы можете сформировать длительное отвращение ребенка к занятиям с книгой. Все, что вам нужно – это любовь, терпение, фантазия и последовательность обучения.

Пусть игра, которую вы придумаете, будет не продолжительной, но действенной и регулярной.

Предложите ребенку поиграть в «Буквы – дружные ребята». Каждая буква становится живой. Буквы очень дружат и вместе составляют одно слово. Буковки бегут друг к другу навстречу «Д» бежит к «А». Протяните звуки вместе: «Д-Ааа».

Времени на такое упражнение уйдет пара минут, поэтому используйте такую игру везде, где можно: в транспорте, рисуя буквы на стекле, на кухне, на диване. Ребенок должен привыкнуть связывать отдельные буквы в слоги и в слова.

Еще одна игра, назовем ее «Найди брата и сестру». Прочитанный слог, который малыш знает, или вы ему показали, он должен найти в журнале, газете, даже на вывеске. Обязательно хвалите его за то, что у него получается и подбадривайте, если он не может найти. Это упражнение позволяет визуально привыкнуть к буквосочетаниям.

Когда малыш освоит слоги и начнет читать по слогам, помогайте ему, читая вслух и делая ударения в нужных словах, иногда гипертрофированно выделяя интонацией там, где это нужно.

Дочитывайте сказку до самого кульминационного момента и останавливайтесь. Не заставляйте читать, просто скажите, что вам надо отойти, а он пусть пока посмотрит книжку.

Если он дочитает ее, то похвалите, и искренне попросите рассказать, чем все закончилось.

Постарайтесь повернуть обучение таким образом, чтобы чтение было для ребенка не обязанностью, а наградой, тогда нетерпение ребенка будет вознаграждено, и он испытает лишь положительные эмоции.

Как привить ребенку любовь к чтению

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка, самостоятельно читающим книжку. При этом его не нужно заставлять и принуждать, он сам желает послушать интересную сказку или выучить забавный стишок.

Но похвастаться этим могут немногие родители, ведь в наш компьютерный век чтение как-то незаметно ушло на второй план. Но между тем все понимают, что любовь к книге окажет малышу в будущем неоценимую услугу.

Чтобы ребенок был неразлучен с книгой, родителям нужно быть терпеливыми и настойчивыми.

Конечно, в читающей семье, где ребенок знакомится с книгой практически с пеленок проблем с чтением, как правило, не бывает. Ведь книга становится для малыша такой же простой и понятной вещью, как, например, игрушка. Он растет вместе с ней и не представляет своей жизни без книги.

Чтобы ваш малыш полюбил чтение, начните знакомить его с книгами как можно раньше. В 3-4 месяца крохе уже можно показывать яркие иллюстрации, читать потешки, коротенькие стишки, прибаутки. Как только малыш научится хорошо держать в руках различные предметы, предложите ему полистать книги с толстыми страничками, сами при этом комментируйте изображения в них.

Детки, которых родители познакомили с книгой в младенчестве, как правило, к полутора-двум годам сами просят почитать. Поэтому не отказывайте малышу, найдите две-три минуты, чтобы позаниматься с ним. Если ребенок проявляет инициативу сам, не подавляйте ее, ведь отказав малышу несколько раз, на ваше предложение почитать он тоже вскоре ответит отказом.

Постарайтесь привить любовь ребенка не только к чтению как к процессу, ни и к самой книге. Не позволяйте малышу рвать странички, рисовать в ней. Научите его с уважением относиться к книге, обращаться с ней бережно. Сами будьте примером, почаще покупайте книги или меняйтесь имеющимися у вас с друзьями и знакомыми. Запишите вашего ребенка в библиотеку и регулярно посещайте ее.

Обязательно учитывайте выбор самого ребенка. Детки постарше могут увлекаться чем-то интересным на их взгляд: динозаврами, змеями, космическими открытиями и т.д. Поощряйте предпочтения ребенка, ведь чтение – это наилучший способ расширить кругозор, память и мышление.

Как заинтересовать ребенка чтением?

Чтобы ваш ребенок полюбил книги, попробуйте увлечь его словесным творчеством, языком до того, как он научится читать.

Поиграйте с ним в игру «Отгадай-ка!» К примеру, так: «Это напоминает кусок сыра – что это?» (Месяц); «Они похожи на сверкающие искорки» (Снежинки); «Кто такая рыжка?» (Белка: она же не белая, а рыжая!).

Придумывание слов, которых нет в языке, сравнения – это художественные средства, используемые писателями. Ребенок, освоивший их, еще до начала самостоятельного чтения будет чувствовать себя в мире книг как дома.

Не упустите время, когда ребенок увлеченно и настойчиво стремиться знакомиться со всем новым: игрушка, книга. Для малышей приобретайте книжки с крупным шрифтом, красивыми и реалистичными иллюстрациями.

Восприятие сюжета и словесного мастерства тесно связаны с впечатлением, которое производят любимые всеми детьми картинки.

Если вы не можете с ходу определить, кто изображен на картинке – собачка или мышь, отложите это экземпляр.

Сделайте так, чтобы книги в доме были всегда доступны ребенку. Оборудуйте специальное место, небольшой стеллаж или шкаф, который малыш мог бы самостоятельно использовать (доставать и складывать в него книжки) в любое время.

Даже когда ваш ребенок научился читать сам, продолжайте читать ему вслух. Совместное с малышом чтение – процесс творческий и увлекательный, пусть на мгновение, возвращение в мир собственного детства.

Читая, вспомните о важном позабытом деле, остановитесь на «самом интересном» месте и предложите ребенку продолжить самостоятельно.

Освободившись, расспросите о том, что же произошло дальше (вам ведь тоже очень интересно узнать).

Заведите традицию вместе читать на ночь, в дороге, путешествии, в очереди в детской поликлинике. Делитесь с ребенком мыслями о прочитанном, обсуждайте поступки героев (почему тот или другой поступил так, а не иначе; чем бы все закончилось, если бы…).

Посоветуйте ребёнку прочесть любимую книгу вашего детства, сравните ваши впечатления.

Сходите вместе в книжный магазин. Купите книгу, которую ребенок выберет сам, даже если это будут комиксы. Не заставляйте его читать книги только по вашему выбору или школьной программе.

Будьте главным заразительным примером для ребенка – читайте сами.

Как выбрать книгу ребенку

Подбирайте развивающие книжки для малыша, исходя из того, насколько яркие и интересные картинки в ней находятся, а также, есть ли в книге простой и понятный для ребенка текст, Покупайте малышу книги, которые увеличат его кругозор и культурную образованность – сборники сказок, книги о природе и животных, простые и яркие детские энциклопедии.

Такие книжки не должны быть слишком тяжелыми – ребенку не должно быть трудно держать их в руках при чтении. К пяти годам любознательность малыша растет еще больше. Здесь снова актуальными являются детские энциклопедии, рассказывающие малышу об устройстве мира вокруг него.

Приобретайте для ребенка развивающие книжки-игрушки и книжки-раскраски, где ребенку нужно выполнить простые головоломки и задания, чтобы перелистнуть страницу.

Выбирайте книги, размер которых удобен для детского зрения – не слишком маленькие, но и не слишком большие, с достаточно крупным и контрастным шрифтом на плотной белой бумаге.

Всегда обращайте внимание на рисунки и иллюстрации в покупаемых книжках – эти иллюстрации очень важны для детского восприятия реальности, поэтому старайтесь выбирать книги с разумными и адекватными картинками.

Источник: //multiurok.ru/files/soviety-roditieliam-budushchikh-piervoklassnikov-9.html

Мамина страница – Как научить ребенка писать? Важные моменты для родителей – Возрастной период от 3 лет до 7 лет

Как научить ребенка-дошкольника правильно писать буквы и цифры: прописи, советы и хитрости обучения

Научить малыша писать очень легко, но нужно ли это делать? Слишком раннее знакомство с ручкой и тетрадкой в линейку в будущем может обернуться не красивым почерком, а проблемами. Когда лучше приступать к изучению письменной грамоте? Почему сначала нужно научить «рисовать» печатные буквы? Как тренировать маленькие пальчики, чтобы они меньше уставали?

Известный педагог Василии Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…». Давно известно, что развитие мелкой моторики – это развитие соответствующих отделов мозга, тренировка мускульной памяти, усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Но здесь важно не упустить момент и сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в начальной школе было легко. Владимир Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2 лет – иначе, по его мнению, могли неправильно закрепиться графомоторные навыки (движения пишущей руки) и угаснуть потенциальные способности.

Когда же это действительно нужно делать?

Где же ваши ручки? Готовим ребенка к письму

Письмо – один из самых сложных процессов, которому маленькому человечку приходится обучаться. Умение писать требует не только хорошего развития мелких мышц руки, координации движений, но и усидчивости, терпения.

Развитию именно этих навыков нужно уделять особое внимание, прежде чем переходить к написанию прописных букв, слогов и слов. Чем лучше подготовить руку ребенка к письму, тем легче ему потом будет освоить сам процесс.

Что вам может мочь?

Игры на развитие тактильного восприятия тренируют чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предмета, как мягкость и твердость, форма, вес, температура, текстура. «Узнавание» ребенком предметов на ощупь в  дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными.

Массаж является одним из видов гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную способность мышц. Массаж рук способствует снятию моторной напряженности мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев.

Пальчиковые игры играют особую роль в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры – это инсценировка рифмованных историй и сказок при помощи пальцев.

Они позволяют корректировать движения каждого пальчика в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр детки, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Работа с конструктором и мозаикой также направлена на совершенствование координации движений руки и развитие осязания. Детали мозаики и конструктора бывают разной формы, величины и цвета.

Сначала можно предлагать ребенку несложные задания (сортировку деталей мозаики по цвету, величине или форме, выкладывание горизонтальных или вертикальных дорожек, простых узоров), затем – учить строить изображения по образцу и самостоятельно.

Лепка из глины, пластилина и теста хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, вырабатывает «тонкие» движения руки, закрепляет навыки осязательного обследования (в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать, скатывать или сплющивать).

Рисование улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений. Это занятие очень полезное и любимое всеми детьми.

Ведь рисовать можно разными материалом и способом – на бумаге, картоне, снегу, песке, запотевшем окне и асфальте! Малыша можно попросить обвести трафарет или перевести картинку через кальку, раскрасить ее или нарисовать самому.

Физкультурные упражнения хорошо тренируют мелкие мышцы кисти. Они основаны на хватательных движениях и дозировке силы руки и способствуют развитию точности движений. Вот несколько примеров таких занятий.

Игры с бигудями

•          Катайте их между ладошками, используя как массажер;

•          «липучие» бигуди цепляйте друг за друга – получается «конструктор»;

•          из мягких и гнущихся бигудей выкладывайте буквы, цифры, фигуры.

Игры с перчатками. Пришейте на перчатку липучку для ткани так, чтобы большой палец мог приклеиваться косталь¬ным. Поочередно «приклеивайте» большой палец к остальным пальчикам руки. «Сухой бассейн».

Наполните большую емкость крупой, фасолью, горохом, бобами, макаронными изделиями, пластиковыми пробками, колпачками от фломастеров и другими мелкими предметами.

Попросите ребенка опустить в «бассейн» руки, и пусть он находит спрятанные там маленькие игрушки.

Игры с катушками от ниток

•          Катайте катушки в ладошках;

•          наматывайте нитки на катушку

Игры с носочками

•          Наполните маленькие носочки (или мешочки) разной крупой. Пусть кроха мнет их одним пальчиком, двумя и всей ладонью. Такое занятие хорошо подходит для развития тактильных ощущений;

•          пришейте большие бусины на носочки, наденьте получившийся массажер на руку и водите им по ладошке (спинке) ребенка.

Игры с зубными щетками.

Растирайте зубной щеткой сначала подушечку каждого пальчика, а затем медленно опускайтесь к его основанию. В самом конце помассируйте всю ладошку.

Игры с пуговицами, бусинами

•          Покажите крохе, как нанизывать на леску крупные бусины и пуговицы, чередуя их;

•          поиграйте в «лыжников»: поставьте указательный и средний пальцы в углубление больших пуговиц и двигайтесь по столу, имитируя ходьбу лыжника.

Игры со шнурками. Предложите ребенку разноцветные яркие шнурки: пусть он завязывает их, переплетает, выкладывает из них на столе фигуры, буквы и цифры.

Хорошим почерк формируется не у тех, кто раньше других научился писать прописные буквы, а у ребятишек, рука и восприятие которых были правильно и вовремя подготовлены к обучению письму!

Маленькие хитрости, как научить ребенка писать

Прежде чем показывать малышу, как писать буквы, нужно сначала научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, -карандаш, ручку, фломастер. Начинать можно с 2-2,5 лет, когда ребенок уже может фиксировать и запоминать правильное положение руки. Есть несколько простых способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки.

Способ 1. Специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей.

Способ 2. Упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш – правильный захват образуется естественным способом.

Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» – на средний пальчик, под голову «подушечку» – указательный, а сверху «одеялко» – большой пальчик.

Способ 3. Использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение (обхватить карандаш с трех сторон).

Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш.

Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень (а тем более манипулировать им!) гораздо сложнее.

От точки к букве

Начинать обучение письму можно с обычных штрихов или палочек, которые малыш будет рисовать на чистом листе бумаги так, как ему хочется.

Пусть кроха привыкает к положению руки, которое необходимо для письма, и учится контролировать ее движения.

Постепенно можно переходить к рисованию «узоров» на линованном листе бумаге – такое занятие прекрасно тренирует глазомер и помогает сформировать чувство границ строки. В дальнейшем в освоении первых письменных навыков вам помогут:

Раскраски. Раскрашивание картинок – одно из самых любимых занятий детей. Раскраски можно предлагать малышу уже с трех лет. Нужно только подобрать их соответственно возрасту ребенка, его интересам и предпочтениям. Чем младше кроха, тем крупнее должны быть картинки, которые он будет раскрашивать.

Когда его рука освоит элементарные движения, необходимые для раскрашивания, усложняйте задачи. Покажите, как можно раскрасить картинку методом штриховки, и попросите малыша сделать это самостоятельно. Пусть он заштриховывает рисунок с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх, от центра к краю и наоборот.

Рисование. Полезно рисовать вместе с ребенком изображения, в которых сочетаются разные линии: вертикальные, горизонтальные, прямые, волнистые. Это хорошее упражнение для тренировки глазомера и развития навыка равномерного движения руки по бумаге.

Прописи. Работа с детскими прописями хорошо дополняет занятия с раскрасками. В таких тетрадках вместо букв малышу нужно обводить разные фигуры, контуры, изображения, завитки и черточки.

Буквы.В возрасте 5-6 лет можно начинать изучать написание печатных букв. Здесь важно объяснить и показать ребенку, в какой последовательности пишутся элементы букв, с какими пропорциями.

Начинать надо с самых простых букв («о», «с», «а», «л»), постепенно переходя к более сложному написанию.

Закрепляйте навык, регулярно прося ребенка написать свое имя (например, на тетрадках, развивающих книжках и журналах, подписать открытку и т. п.)

Начиная учить ребенка писать, настройтесь на то, что не все сразу будет получаться. Сначала успехи будут скромные: малыши во время письма сильно сжимают карандаш, и пальчики быстро устают. Не заставляйте ребенка писать слишком долго и регулярно (через 3-5 минут де¬лайте упражнения на расслабление: несколько раз сожмите и разожмите пальчики, помассируйте предплечья и кисти).

до 4-5 лет не стоит давать детям ручки и фломастеры: для того чтобы с их помощью получить линию, нужно лишь слегка надавить. Рисование карандашами требует определенных усилий, что формирует нажим, необходимый для дальнейшего письма. лучше всего в раннем возрасте использовать простые и цветные карандаши, кисточки, восковые мелки, а ручки и фломастеры отложить до начальной школы

Лови момент. Когда начинать учить дошкольника прописным буквам?

Многие родители задаются вопросом: «Нужно ли начинать учить дошкольника прописным буквам»? Одни скажут: «Да, в школе будет проще». Другие возразят: «Нет, еще рано».

Как поступить? Конечно, развивать движения пишущей руки (и учиться писать) необходимо, но сначала ребенок должен усвоить, отложить у себя в памяти графический образ печатных букв. Буквы прописные – куда более сложные элементы для неподготовленного восприятия и неподготовленной руки малыша.

С ребенком старшего дошкольного возраста, который уже умеет выводить карандашом печатные буквы, можно заниматься с прописями-раскрасками, в которых есть отдельные элементы прописных букв, и использовать тетрадь в линейку. Есть еще один момент, объясняющий, почему не стоит сразу переходить к полноценному письму.

Осваивая каждую конкретную букву на бумаге, нужно строго следовать правилу ее написания и соединения с другими буквами. Мало кто из родителей знает или помнит, что это за правила.

Представьте себе такую ситуацию: вы уже научили ребенка соединять между собой буквы и писать слова, а в первом классе учитель иначе объяснит ему, как буква «о» соединяется с буквой «б» (или «о» с «м»). Для первоклашки большую роль играет то, как оценивает его работу учитель, и тут он узнает, что пишет неправильно.

Конечно, последуют лишние переживания. Кому это нужно? Лучше непосредственно в ходе обучения в первом классе уточнить у педагога, какие прописи приобрести для занятий дома, и потихоньку, после уроков, практиковаться с ребенком. Кроме того, у детей, которые слишком рано научились писать, часто портится почерк из-за того, что рука еще не натренировалась и быстро устает.

Источник: //www.mamac.ru/knowledge/razvitie_rebenka_ot_3_let_do_7/262.htm

Как научить ребёнка писать

Как научить ребенка-дошкольника правильно писать буквы и цифры: прописи, советы и хитрости обучения
sugar-home.ru

Письмо — сложный навык, требующий согласованной работы мышц руки, развитой зрительной памяти, пространственного восприятия, внимательности и усидчивости. Освоить всё это сразу дошкольнику сложно. Поэтому возьмите за правило: немного пописали — отдохнули. Перегрузки плохо сказываются на развитии детского организма.

Не торопите

verywellfamily.com

Исследования показывают , что дети начинают видеть разницу между словами и рисунками уже в три года вне зависимости от того, умеют они читать или нет. Однако в столь раннем возрасте малыши ещё не готовы к письму: их мозг сформирует необходимые навыки только к 5–7 годам.

Проверить готовность к письму можно так:

  • Дайте ребёнку лист бумаги и предложите что-нибудь нарисовать.
  • Попросите закрасить часть рисунка.
  • Если малыш будет постоянно поворачивать лист бумаги и с трудом менять направление линии, значит, он ещё не готов к написанию букв.

Не заставляйте

userapi.com

Если ребёнок не хочет учить буквы, не насилуйте его. Займитесь лучше упражнениями, развивающими мелкую моторику, пространственное мышление и память.

Формального требования «уметь писать» к будущему первокласснику нет. В возрасте 5–7 лет стоит отдать предпочтение подготовке руки к обучению письму в школе.

Марина Суздалева, психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб увлечённых мам»

Подавайте информацию в игровой форме

twimg.com

Не превращайте занятия в обязаловку, а себя — в строгого учителя. Обучение дошкольника должно напоминать занимательную игру.

По словам Марины Суздалевой, необходимо исключить любые отрицательные эмоции, оценки и критику.

Не учите рукописным буквам

o-krohe.ru

Об этом просят родителей педагоги начальных классов. Дело в том, что способы написания букв в учебниках разнятся.

Родители научат соединять и писать буквы одним способом, а требования по программе будут другие. И ребёнку придётся переучиваться.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов, разработчик пособий для детей, родителей и педагогов

Если у родителей и, главное, малыша всё же есть желание освоить каллиграфию, займитесь отработкой элементов букв. Такие упражнения можно найти в прописях для дошкольников.

Развивайте мелкую моторику

Чтобы научиться писать, ребёнку нужно иметь развитую мелкую моторику. Это значит, что он должен без труда манипулировать небольшими предметами и выполнять действия, требующие координированной работы глаз и рук. Например, лепить из теста или рисовать.

Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, попробуйте следующие упражнения:

  • Вырезайте фигуры из бумаги по контуру.
  • Рисуйте и раскрашивайте цветными карандашами, фломастерами и красками.
  • Лепите из теста и пластилина.
  • Создавайте аппликации.
  • Собирайте модели из конструктора.
  • Работайте с мозаикой.
  • Вяжите крючком и вышивайте крестиком.

Упражнения нужно выполнять регулярно в удобном ребёнку темпе и совместно со взрослыми.

Кстати, при движении пальцев рук усиливается деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь: дети с развитой моторикой лучше говорят.

Научите сидеть за столом

Причём до того, как малыш начнёт писать. Потом он будет слишком увлечён буквами и не сможет контролировать своё тело.

Помните, что неправильное положение за столом приводит к нарушению кровообращения и заболеваниям позвоночника, задерживает развитие грудной клетки.

Каждый раз, когда ребёнок сядет за стол, чтобы есть, рисовать, читать или делать что-то ещё, контролируйте его положение.

Малыш должен сидеть прямо, не опираясь грудью на стол. Плечи на одном уровне. Голова немного наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола — не меньше 30–35 см. Руки лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола.

Обе ноги стоят на полу и согнуты в коленях под углом 90 градусов. Левую ногу (если ребёнок правша) или правую (если левша) можно немного выдвинуть.

Depositphotos.com/maia3000

Покажите, как держать карандаш

Для начала возьмите толстые трёхгранные карандаши: на них проще объяснить, как поставить пальчики. Когда перейдёте на круглые, можете воспользоваться тренажёрами-насадками для правильного письма.

Лучше всего показать ребёнку, как вы сами держите карандаш, и ручкой или фломастером отметить на детских пальчиках места, где должен располагаться инструмент.

Некоторые педагоги для улучшения почерка требуют, чтобы кончик карандаша был направлен к правому плечу у правшей или левому у левшей.

Вы также можете сделать простое упражнение. Возьмите карандаш указательным и большим пальцем правой руки в том месте, где заканчивается краска. Левой рукой ухватитесь за противоположный край и переверните инструмент.

Если пальчики съезжают, поправьте их. Переучить ребёнка потом будет очень сложно. Следите, чтобы малыш не сжимал карандаш слишком сильно. В перерывах делайте пальчиковую гимнастику.

Многие педагоги сходятся во мнении, что желательно прививать навык письма с помощью карандаша, а не авторучки. Ребёнок не будет бояться своих ошибок (можно ластиком стереть неудачный вариант), а также научиться контролировать степень нажима.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Научите ориентироваться на листе бумаги

Ребёнок должен овладеть пространственным мышлением и уметь ориентироваться на листе бумаги. Это поможет ему в дальнейшем считывать размер и расположение буквы на строке, понимать количество входящих в неё элементов, выбирать наклон и размах. Освоить этот навык помогут графические диктанты.

babyblog.ru

Освойте алфавит

Прежде чем писать, ребёнку нужно выучить алфавит и научиться читать. Для этого существует много техник: азбука и буквари, кубики Зайцева, «Складушки» и «Теремки» Воскобовича, динамические кубики Чаплыгина. Выберите способ, который подходит вашему ребёнку.

Рисуйте пальчиками

Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки — «м» или «мь».

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования

Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников

В прописях для дошкольников вы найдёте массу полезных упражнений: «продолжи узор», «дорисуй орнамент», «дорисуй по образцу», «соедини по точкам», «дорисуй по клеточкам», «заштрихуй», «раскрась», «вспомни слово на букву» и многие другие. Благодаря ним ребёнок подготовит руку к более аккуратному письму, выучит написание печатных букв, станет лучше ориентироваться внутри клетки и на строке.

Что можно купить

  • «Готовим руку к письму», Ольга Макеева, 64 рубля →
  • «Развиваем навыки письма», Ольга Макеева, 64 рубля →
  • «Пишем печатные буквы», Ольга Макеева, 64 рубля →
  • «Прописи для дошкольников 5-6 лет», Елена Колесникова, 80 рублей →
  • «Прописи для будущих первоклашек. Рисуем по клеточкам», Олеся Жукова, Елена Лазарева, 99 рублей →

Чек-лист для тех, кто хочет научить ребёнка писать

Письмо — комплексный навык, успешное овладение которым основывается на развитой мелкой моторике, навыках зрительно-моторной координации и зрительной памяти, уверенной ориентации в пространстве. На практике это означает, что ребёнок:

  • Правильно держит ручку или карандаш.
  • Умеет копировать с доски и с листа простые узоры, геометрические фигуры, печатные буквы, написанные крупным шрифтом.
  • Быстро и безошибочно определяет направление, положение в пространстве (право-лево, верх-низ, ниже-выше, вперёд-назад).

Эффективное освоение навыка письма также немыслимо без способности к концентрации и распределению внимания. Всё это касается только «технической стороны» письма.

Параллельно идёт освоение орфографических и грамматических навыков, которые успешно ложатся на развитый фонематический слух, умение выполнять звуко-буквенный анализ слова, широкий словарный запас и грамотную устную речь ребёнка.

Источник: //lifehacker.ru/kak-nauchit-rebyonka-pisat/

Когда будем учиться писать

Как научить ребенка-дошкольника правильно писать буквы и цифры: прописи, советы и хитрости обучения

05.06.2018

Научить ребенка писать – очень кропотливый процесс. Ведь письмо – одно из самых сложных умений, которому маленькому человечку приходится обучаться.

Это требует не только хорошего развития мелких мышц руки, координации движений, но и усидчивости, терпения.

Так что развитию именно этих навыков нужно уделить особое внимание, прежде чем переходить к написанию прописных букв, слогов и слов. Тогда будет проще осваивать сам процесс письма. 

Итак, некоторые советы, которые помогут вам и вашему малышу приобщиться к великому таинству письма.

Формирование движений рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни ребенка: рука, плотно сжатая в кулачок, распрямляется, пальцы пытаются выполнить самые простые движения по захватыванию предметов. Однако, прежде чем детская ручка своими действиями начинает походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.

С 10–11 месяцев до года действия становятся функциональными: ребенок пытается применить предмет по назначению. В этот период совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.

На втором году малыш не просто манипулирует предметами, а хочет выяснить, какие действия с ними можно выполнить.

Третий год определяется тем, что ребенок активно и целенаправленно начинает использовать предметы по назначению и экспериментировать с ними. Руки ребенка в постоянном движении, в работе.

В возрасте четырех лет ребенок оказывается в детском саду – среди множества игр и дидактических материалов. Руками он начинает осваивать сенсорные «эталоны»: величину, длину, форму, структуру поверхностей. Малыш проходит путь от ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию.

На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретенные умения, появляются новые интересы. Малыш с удовольствием демонстрирует поделки, выполненные собственными руками, и рассказывает о том, как они были выполнены.

Если руку ребенка развивали с рождения, то он совершенствует свои «ручные» умения: осваивает более сложные способы складывания, сгибания, наматывания и пересыпания, использует ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы, применяет различные орудия труда и материалы.

Привлекательным занятием становится написание по трафаретам цифр и букв. Это последний шаг подготовки руки к письму.

Игры на развитие тактильного восприятия «тренируют» чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предмета, как мягкость и твердость, форма, вес, температура, текстура. «Узнавание» ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными.

Массаж является одним из видов гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную способность мышц. Массаж рук способствует снятию моторной напряженности мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев.

Пальчиковые игры играют особую роль в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры – это инсценировка рифмованных историй и сказок при помощи пальцев.

Они позволяют корректировать движения каждого пальчика в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр детки, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Работа с конструктором и мозаикой также направлена на совершенствование координации движений руки и развитие осязания. Детали мозаики и конструктора бывают разной формы величины и цвета.

Сначала можно предлагать ребенку несложные задания (сортировку деталей мозаики по цвету, величине или форме, выкладывание горизонтальных или вертикальных дорожек, простых узоров), затем – учить строить изображения по образцу и самостоятельно.

Лепка из глины, пластилина и теста хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, вырабатывает «тонкие» движения руки, закрепляет навыки осязательного обследования (в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать, скатывать или сплющивать).

Рисование улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений.

Это занятие очень полезное и любимое всеми детьми! Ведь рисовать можно разными материалом и способом – на бумаге, картоне, снегу, песке, запотевшем окне и асфальте.

Малыша можно попросить обвести трафарет или перевести картинку через кальку, раскрасить ее или нарисовать самому.

 Физкультурные упражнения хорошо тренируют мелкие мышцы кисти. Они основаны на хватательных движениях и дозировке силы руки и способствуют развитию точности движений. Вот несколько примеров таких занятий.

У дошкольников в комплекс развивающих занятий обязательно должны быть включены упражнения на развитие мелкой моторики. Например: Раз, два, три, четыре, пять – будем пальчики считать ( при этом говорим и соединяем поочередно подушечки пальцев левой и правой руки, большие, указательные и т.д.

); Раз, два, три, четыре, пять – надо пальцам поиграть (по очереди разъединяем пальцы); Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем пальцы правой руки под счет, потом – левой руки под счет); Раз, два, три, четыре, пять – надо громко постучать (барабаним пальцами левой и правой руки поочередно в быстром темпе).

Игры с бигудями

Катайте их между ладошками, используя как массажер;

«липучие» бигуди цепляйте друг за друга – получается «конструктор»;

из мягких и гнущихся бигудей выкладывайте буквы, цифры, фигуры.

Игры с перчатками

Пришейте на перчатку липучку для ткани так, чтобы большой палец мог приклеиваться к остальным. Поочередно «приклеивайте» большой палец к остальным пальчикам руки.

«Сухой бассейн»

 Наполните большую емкость крупой, фасолью, горохом, бобами, макаронными изделиями, пластиковыми пробками, колпачками от фломастеров и т. п. Попросите ребенка опустить в «бассейн» руки, и пусть он находит спрятанные там маленькие игрушки.

Игры с катушками от ниток

Катайте катушки в ладошках; наматывайте нитки на катушку.

Игры с носочками

Наполните маленькие носочки (или мешочки) разной крупой. Пусть кроха мнет их одним пальчиком, двумя и всей ладонью. Такое занятие хорошо подходит для развития тактильных ощущений;

пришейте большие бусины на носочки, наденьте получившийся массажер на руку и водите им по ладошке (спинке) ребенка.

Игры с зубными щетками. 

Растирайте зубной щеткой сначала подушечку каждого пальчика, а затем медленно опускайтесь к его основанию. В самом конце помассируйте всю ладошку.

Игры с пуговицами, бусинами

Покажите ребенку, как нанизывать на леску крупные бусины и пуговицы, чередуя их; поиграйте в «лыжников»: поставьте указательный и средний пальцы в углубление больших пуговиц и двигайтесь по столу, имитируя ходьбу лыжника.

Игры со шнурками. 

Предложите ребенку разноцветные яркие шнурки: пусть он завязывает их, переплетает, выкладывает из них на столе фигуры, буквы и цифры.

Некоторые хитрости:

Прежде чем показывать малышу, как писать буквы, нужно сначала научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, – карандаш, ручку, фломастер.

Начинать можно с 2–2,5 лет, когда ребенок уже может фиксировать и запоминать правильное положение руки.

Есть несколько простых и эффективных способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки для дальнейшего письма.

Первый – специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей. Подобные насадки можно найти различной расцветки и в форме животных или мультгероев.

Второй – упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш – правильный захват образуется естественным способом.

Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать.

Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» – на средний пальчик, под голову «подушечку» – указательный, а сверху «одеялко» – большой пальчик.

Третий – использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение (обхватить карандаш с трех сторон). Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень гораздо сложнее.

Как определить в дошкольном возрасте, готова ли рука ребенка к письму?

Точность графических действий зависит от развития мелкой моторики, ловкости пальцев и кистей рук, скоординированности их движений.

О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка.

Например, если он постоянно поворачивает лист, то есть не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, пальчики развиты слабо. Специалисты предлагают провести простейшие тесты. 

Предложите малышу заштриховать фигуру или контурное изображение предмета. В норме: штрихи должны быть ровными, параллельными, удаленными друг от друга на одинаковое расстояние, не выходящими за границы изображения. 

Предложите ему раскрасить предмет на картинке. 
В норме: штрихи должны быть ровными, выполненными со средним нажимом, без пробелов, учитывающими очертания границ. 

Предложите продолжить заданный узор в тетради с крупной клеткой. 
В норме: ребенок видит клетку, ее размеры, задание выполняет аккуратно, строго по образцу, при наличии наклона тоже делает наклон. 

От точки к букве

Начинать обучение письму можно с обычных штрихов или палочек, которые малыш будет рисовать на чистом листе бумаги так, как ему хочется.

Не нужно пытаться контролировать форму и размер загогулин! Пусть кроха привыкает к положению руки, которое необходимо для письма, и учится контролировать ее движения.

Постепенно можно переходить к рисованию «узоров» на линованном листе бумаге – такое занятие прекрасно тренирует глазомер и помогает сформировать чувство границ строки.

В дальнейшем в освоении первых письменных навыков вам помогут:

Раскраски

Раскрашивание картинок – одно из самых любимых занятий детей. Книжки-раскраски можно предлагать малышу уже с трех лет. Нужно только подобрать их соответственно возрасту ребенка, его интересам и предпочтениям. Чем младше кроха, тем крупнее должны быть картинки, которые он будет раскрашивать.

Когда его рука освоит элементарные движения, необходимые для раскрашивания, усложняйте задачи. Например, покажите, как можно раскрасить картинку методом штриховки, и попросите малыша сделать это самостоятельно.

Пусть он заштриховывает детали рисунка с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх, от центра к краю и наоборот.

Рисование

Полезно рисовать вместе с ребенком изображения, в которых сочетаются разные линии: вертикальные, горизонтальные, прямые, волнистые. Попробуйте соединять графические элементы (с помощью дуг, линий, зигзагов) и рисовать орнаменты, узоры. Это хорошее упражнение для тренировки глазомера и развития навыка равномерного движения руки по бумаге.

Прописи

Работа с детскими прописями хорошо дополняет занятия с раскрасками. В таких тетрадках вместо букв малышу предлагается обводить разные фигуры, контуры, изображения, завитки и черточки.

Буквы

В возрасте 5–6 лет уже можно начинать изучать написание печатных букв. Здесь важно подробно объяснить и показать ребенку, в какой последовательности пишутся элементы букв, с какими пропорциями.

Начинать лучше всего с самых простых букв («о», «с», «а», «л»), постепенно переходя к более сложному написанию. Закрепляйте навык, регулярно прося ребенка написать свое имя (например, на тетрадках, развивающих книжках и журналах и т. п.

), подписать открытку сестре, бабушке, тете и т. п.

 Начиная учить ребенка писать, настройтесь на то, что не все сразу будет получаться. Скорее всего сначала успехи будут скромные: малыши во время письма сильно сжимают карандаш, и пальчики очень быстро устают.

Не заставляйте ребенка писать слишком долго и регулярно (через 3–5 минут) делайте упражнения на расслабление (несколько раз сожмите и разожмите пальчики, слегка помассируйте предплечья и кисти). Не ругайте малыша и не сравнивайте его достижения с успехами других детей.

Отбив таким образом охоту к обучению, в дальнейшем научить его писать красиво будет просто невозможно. Сохраняйте все детские работы и через некоторое время сравнивайте результаты, отмечая явный прогресс.

 Нужно ли начинать учить дошкольника прописным буквам?

 Сначала ребенок должен усвоить, отложить у себя в памяти графический образ печатных букв. Буквы прописные – куда более сложные элементы для неподготовленного восприятия и неподготовленной руки малыша.

С ребенком старшего дошкольного возраста, который уже умеет выводить карандашом печатные буквы, можно заниматься с прописями-раскрасками, в которых есть отдельные элементы прописных букв, и использовать тетрадь в линейку.

Есть еще один момент, объясняющий, почему не стоит сразу переходить к полноценному письму. Осваивая каждую конкретную букву на бумаге, нужно строго следовать правилу ее написания и соединения с другими буквами. Мало кто из родителей знает или помнит, что это за правила. Представьте себе такую ситуацию.

Вы уже научили ребенка соединять между собой буквы и писать слова, а в первом классе учитель иначе объяснит ему, как буква «о» соединяется с буквой «б» (или «о» с «м»). Для первоклашки большую роль играет то, как оценивает его работу учитель, и тут он узнает, что пишет неправильно. Конечно, последуют лишние переживания.

Кому это нужно? Лучше непосредственно в ходе обучения в первом классе уточнить у педагога, какие прописи приобрести для занятий дома, и потихоньку, после уроков, практиковаться с ребенком.

Кроме того, у детей, которые слишком рано научились писать, часто портится почерк из-за того, что рука еще не натренировалась и быстро устает.

parents.ru

      Другие материалы:

Кому нужна грамотность

Почему наше будущее зависит от чтения.

Поговори со мною, мама…

Источник: //vynderkind.ru/sprosi_u/kogda_budem_uchitsya_pisat

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.