Как научить малыша дружить с другими детьми в садике и школе: 5 способов помочь ребенку завести друзей

Содержание

» Как научить ребёнка дружить

Как научить малыша дружить с другими детьми в садике и школе: 5 способов помочь ребенку завести друзей

Ребёнок нуждается в друзьях. И заинтересованность в этом родителей отнюдь не меньше, чем детей. Дружба — это фактор умственного, двигательного и социального развития крохи.

С умением дружить дети не рождаются: малышу нужно подсказать, как совершить шаг навстречу. Именно родители прививают первые навыки общения, учат знакомиться и дружить.

Как это делать правильно – узнаете из нашей статьи.

Кто же первые друзья малыша? Это родственники и игрушки. Как начинаются первые пробы общения у самых маленьких детей?

1 год. Годовалый малыш уже начинает интересоваться сверстниками и тем, что происходит вокруг. Если такого внимания не наблюдается, не переживайте, оно ещё в процессе формирования.

1,5 года. У полуторагодовалого крохи внимание к сверстникам приобретает более устойчивую форму, однако малыш ещё не знает, как обращать внимание другого ребёнка.

2 года. Умение привлекать внимание адекватными способами появляется к двум годам. В этом возрасте малыши начинают активно проявлять интерес друг к другу. Немалая заслуга в этом родителей: именно они знакомят детей в песочнице, во дворе, не детской площадке. Малыши гуляют рядом, но ещё не вместе: их контакты эпизодичны и непрочны.

Особенность маленьких детей такова, что, даже находясь рядом, каждый ощущает себя центром вселенной. Поначалу им трудно осознать, что существуют и другие «вселенные». Взрослея, ребятишки начинают более реалистично воспринимать окружающий мир, преодолевая свой эгоцентризм.

Первые попытки наладить общение не всегда успешны, потому что дети ещё не знают, какая реакция последует на их действия. Малыши ведь только ещё постигают науку общения: они учатся прислушиваться к желаниям других детей, учитывать их интересы, сочувствовать, уступать.

А учат всему этому их родители.

Заложив навыки общения в самом раннем возрасте, вы будете волноваться, появятся ли у малыша друзья, когда он начнёт посещать детский сад или пойдёт в школу. С чего начать?

  1. Хороший пример. Это может быть личный пример, детский мультфильм о дружбе (например, «Крошка Енот») или пример дружбы других деток.
  2. Дружить — это здорово. Постарайтесь воспитать у малыша позитивное отношение к дружбе — дружелюбие. Учите кроху улыбаться: это станет символом открытости и готовности к контакту.
  3. Учим не стесняться. Научите малыша самому подходить к деткам и представляться, предлагать совместную игру или сразу дружбу. Обычно все соглашаются.
  4. Учим не жадничать и делиться игрушками. Делать это нужно тактично, объясняя действия детей. Ребёнок — это маленький собственник игрушек, и подчас его настроение влияет на то, будет ли он делиться игрушками, или нет. Учите его это делать, но бережно, не ущемляя достоинства крохи. Хвалите детей за хорошие поступки.

«А знаете ли вы, что опыт первых взаимоотношений со сверстниками — это основа дальнейшего развития личности малыша? Первый опыт общения формирует отношение ребёнка к себе, к людям, к окружающему миру».

Способность легко находить друзей — первый признак социализации ребёнка, а также его психологического здоровья. Дети, которые с лёгкостью контактируют со сверстниками, никогда не будут чувствовать растерянность и одиночество в незнакомой обстановке.

Дружба в дошкольном возрасте

Дошкольнику необходима компания, так как это важнейшее условие для социального становления его личности.

Дружба между младшими дошкольниками — это отношения, построенные на симпатиях и привязанностях. Ребёнку нравится общаться со сверстником. Так выходит, что с кем-то из группы ему нравится проводить время больше, чем с остальными детьми.

Бывает так, что ребёнок может назвать другом первого попавшегося ребёнка, с которым играл, и тут уже забыть его. Нередко, по мнению ребёнка, другом может стать тот, с кем было получено удовольствие в общении, радость в какой-то ситуации.

Старшие дошкольники дружат иначе. Посещая детский сад, старшие дошкольники объединяются в группы по разным принципам:

  • играя вместе
  • наводя порядок в игровой комнате или на площадке
  • чем-то занимаясь общим на прогулке.

Старшие дошкольники избирательны в дружбе: они не назовут другом каждого, с кем играют. Старшие дошкольники будут выбирать друзей, глядя на их поступки, отношения внутри детского коллектива, личностные характеристики.

Дружеские отношения в детском саду

Как происходит формирование дружески отношений в дошкольном возрасте? За этим хорошо наблюдать в детском саду.

В детском саду большая роль в обучении детей коммуникативным навыкам отводится воспитателю.

Именно он организовывает совместные игры, учит детей контактировать друг с другом, вовлекает их в различные совместные виды деятельности.

В детском саду существует наличие важного фактора — детский коллектив, в котором ребёнок, при помощи родителей и воспитателя, может приобрести первые навыки общения со сверстниками.

Многие дети в детском саду получают возможность завести дружбу. Дети, которые нашли друзей, уверенны в себе, обладают более высокой самооценкой. Дошкольники учатся не только играть в совместные игры, но и защищать друг друга, помогать, сочувствовать, извиняться, размышлять о правильности своего поведения.

Модели поведения детей

У вашего ребёнка нет друзей или их очень мало? Вероятно, социальные навыки он приобретает медленнее, чем другие дети. Для того чтобы научится дружить без помощи родителей не обойтись. Давайте рассмотрим модели поведения детей и варианты решения возникающих при общении проблем.

  1. Модель «Маленький диктатор». Детям такого типа присущи лидерские качества, однако, они не лидеры. Ребёнок-лидер — независим, уверен в своих действиях, самостоятелен, может объединять детей. Ребёнок-диктатор — доминирует в группе потому, что может запугивать, угрожать и подавлять других детей. «Диктаторами» часто становятся единственные дети в семье или те, кого не приучают заботиться о других. Заметив такие характеристики в своём чаде, учите его быть внимательным к детям, учитывать их интересы, совершать добрый дела. Ребёнок должен научиться испытывать радость от позитивного контакта со сверстником.
  2. Модель «Скромный». Малышу страшно знакомиться, он не может подойти первым и предложить игру. Тушуется, когда предлагают выступать, участвуя в утреннике. Причиной такого характера может стать врождённый темперамент или повышенный контроль над жизнью ребёнка дома. Малышу, живущему в строгости, не хватает эмоционального развития, а зачастую и общения со сверстниками. Способствуйте расширению круга общения ребёнка, учите его общаться с детьми: так ему легче будет находить общий язык.
  3. Модель «Ведомый ребёнок». Такой малыш весьма общителен, однако ведёт себя в компании детей нейтрально, не заявляя о своих желаниях и интересах. Такому ребёнку легко навязать любую роль в игре и даже подчинить несправедливым правилам игры. Такое часто происходит в семьях, где ребёнок находится в подчинении у родителей. Такая модель воспитания не способствует появлению у малыша собственно мнения. Родителям следует заняться воспитанием лидерских качеств ребёнка, развитием его собственного взгляда на жизнь. Это убережёт его в будущем от негативного влияния дурных компаний.
  4. Модель «Хулиган». Такие дети легко отнимают красивую игрушку у соседа по песочнице, рушат песочные замки, могут обозвать, подраться и даже укусить. Причина этого поведения кроется в детском эгоцентризме. Научите ребёнка быть внимательным к тому, что чувствуют другие дети. Учите его сопереживанию и доброте. Объясняйте правила хорошего поведения, учите признавать ошибки и извиняться.
  5. Модель «Чувствительный». Малыш чрезмерно чувствительно относится ко всему, что происходит в его жизни: часто обижается, плачет. Такое поведение типично для только что пришедших в детский сад детей. Иногда причина слезливости кроется в недостаточной поддержке родителей, дефиците внимания и похвалы. Семейное тепло, любовь к ребёнку помогут вселить уверенность в него, стать эмоционально устойчивым.
  6. Модель «Сам себе конкурент». Такие дети — маленькие хвастунишки. Ребёнок, испытывающий дефицит похвалы, пытается её получить любым способом. Папа и мама могут помочь малышу стать увереннее в себе и преодолеть барьеры общения, если будут чаще обращать на него внимание и предложат заняться интересным делом.

Далеко не все дети способны на свободное знакомство и успешное общение. Бывает так, что ребёнок долго приспосабливается к детскому обществу, ищет подходы к детям, еле-еле справляясь с застенчивостью.

Такие дети не спешат вливаться в детский коллектив и проводят время наедине с собой. Случается, что даже ребёнок с развитыми навыками общения замыкается в себе. Такое часто бывает после пережитого стресса: развода родителей, переезда и т. д.

А бывает и так, что ребёнку не интересно со сверстниками: он опережает их в развитии, их игры для него скучны. Есть дети, которых детский коллектив отвергает: они сильно отличаются от ровесников либо внешним видом, либо умственными способностями, ли поведением.

Примеров много, а причины отвержения коллективом (или наоборот – нежелания ребёнка влиться в детский коллектив) не всегда понятны.

Психологи считают, что если ребёнок растёт без братьев и сестёр, а круг его общения ограничен, то у него может проявляться замкнутость при вхождении в детский коллектив. Как помочь крохе преодолеть боязнь общения как преграду, стоящую на пути его дружбы с детьми?

Психологи советуют родителям:

  • постараться узнать причины замкнутости
  • не заставлять ребёнка делать то, что ему не хочется
  • любить ребёнка таким, какой он есть
  • не указывать на замкнутость как на проблему
  • работать со страхами с помощью игр, сказок, рисования
  • учить малыша знакомиться и общаться с ровесниками
  • поощрять решительность малыша и умение самому справляться с проблемами.

«Совет. Научить ребёнка дружбе могут правильные мультфильмы, фильмы, книги, истории о настоящей дружбе».

Больше – не всегда лучше

Отлично, когда ваш ребёнок имеет большой круг общения. А вот близких друзей много и должно быть. Пусть будут один-два друга, в компании которых ребёнок расслабиться, получив удовольствие от игр и общения.

Количество друзей, как правило, меняется по мере взросления ребёнка, как и сам характер дружбы. Друзьями дошкольников и младших школьников часто оказываются соседи и дети ваших друзей. В этом возрасте дети могут перечислить целый список друзей. Позже этот список сузится.

Дети будут выбирать друзей на основании своего вкуса и интересов. Такая дружба обычно долгосрочна. Однако в подростковом возрасте и такая, казалось бы, крепкая дружба, может прекратиться.

Это происходит в том случае, если один из товарищей развивается быстрее (физически или эмоционально), чем остальные.

В любом возрасте ребёнка остаётся очень важным, умеет ли он дружить. И в этом должны помочь родители.

Учим дружить

Рекомендации помогут вашему ребёнку стать дружелюбным:

  1. Поддерживайте доверительные отношения с ребёнком. Для того чтобы дать правильный совет ребёнку по организации его общения, родители должны не решать за него возникшие проблемы, а просто быть в курсе дел ребёнка. Интересуйтесь, как дела, как прошёл его день. Тогда, исходя из ситуаций, сможете подсказать ему, как поступить в том или ином случае. Доверительные отношения между детьми и родителями способствуют решению многих коммуникативных проблем.
  2. Предоставляйте возможности для развития дружбы. Содействуйте дружбе ребёнка с ровесниками, например, приглашайте друзей ребёнка на праздники и просто в гости. Ребёнок будет рад, а вы сможете понаблюдать за ним.
  3. Не осуждайте и не критикуйте друзей ребёнка. Если вы считаете, что кто-то не подходит вашему ребёнку в качестве друга, направьте мысль сына или дочки в правильное русло. Пусть ребёнок задумается и сам примет решение.
  4. Учите малыша правилам общения. Чаще обсуждайте с ребёнком коммуникативные ситуации. Говоря об азах дружбы, учите малыша сочувствию и вниманию к другим детям, справедливости, честности, щедрости. Порицайте за эгоизм.
  5. Морально поддерживайте ребёнка. Выслушивайте, помогайте ему советом – так он сможет разрешить любую проблему самостоятельно.

«Совет. Если у ребёнка сложился конфликт с другом, предложите ему различные пути выхода из сложившейся ситуации. Он проанализирует ссору и найдет способ примирения сам».

Следуя этим рекомендациям, вы привьёте ребёнку важнейшие социальные навыки, с помощью которых он найдет добрых друзей, с которыми, возможно, будет дружить долгие годы.

Выводы

Учите ребёнка дружить. Пусть он получит нужные знания о дружбе от родителей. Хорошо, когда у родителей есть надёжные друзья — такой пример поможет ребёнку быстрее осознать силу дружбы.

Рассказывайте ребёнку, что такое крепкая дружба и чем она ценна. Приводите примеры из жизни и литературы — их масса. И увидите, как ребёнок научится дружелюбию и будет иметь много друзей.


Источник: //paidagogos.com/kak-nauchit-rebyonka-druzhit.html

Как помочь ребенку завести друзей

Как научить малыша дружить с другими детьми в садике и школе: 5 способов помочь ребенку завести друзей

Казалось бы друзья — это личное дело самого ребенка. Но как бывает сложно махнуть рукой, когда малыш гуляет один, в то время как его сверстники устраивают совместные забавы и шалости. Конечно, мама и сама может поиграть с ребенком, предложить множество интересных занятий, как дома, так и на прогулке, но вряд ли ее общество сможет в полной мере заменить общение с другими детьми.

Если малыш замкнут, ему сложно найти себе друга, родители могут помочь в этом. Главное не навязывать своего мнения в дальнейшем с кем и как ребенку дружить.

Учимся дружить

Считается, что до трехлетнего возраста малыш не нуждается в компании сверстников. Если кроха только начинает осваивать детскую площадку не стоит настаивать на совместной игре карапузов. Компания мамы — вот что нужно такому малышу.

В возрасте 3-4 лет ситуация меняется и ребенок все больше интересуется сверстникам. Общение с другими детьми необходимо для развития уверенности в себе и повышения собственной значимости.

Ведь до этого момента ребенок был окружен преимущественно взрослыми и занимал достаточно низкую позицию в семейной иерархии в связи с возрастом.

Если Вы заметили что малыш начал бросать заинтересованные взгляды в сторону других детей — самое время помочь малышу научиться дружить.

Подскажите, как подойти к другим детям

Взрослым кажется, что подойти к другим детям — задача простая и с ней справится любой ребенок.

Но Вам самим всегда легко подойти к совершенно незнакомым людям? Даже взрослый человек серьезно задумается, стоит ли принять участие в пляжном волейболе, если участники ему не знакомы.

Хотя, казалось бы, взрослый, по крайней мере, знает, как это сделать. Малыш еще даже не представляет, как можно подойти и предложить поиграть вместе.

Научите малыша называть свое имя и объясните, как познакомиться с другим ребенком. Выучите с ним простые слова: «Давай дружить» и «Можно с вами?». Расскажите, когда можно их применить, покажите пример, подойдя вместе с малышом к другим детям.

Намного проще ребенку будет познакомиться не с шумно бегающими по детской площадке детьми, а таким же одиночкам. Посмотрите, возможно, в окружении малыша есть другие ребята, играющие самостоятельно. Научите ребенка, как предложить им совместную игру, поделиться игрушкой.

Объясните правила поведения

В детской компании могут произойти разные ситуации: один ребенок может оказаться драчуном, другой — расстроиться и заплакать, третий — пожадничать. Важно, чтобы малыш был готов к любым неожиданностям.

Конечно, можно поговорить с ребенком, объяснить, как следует себя вести, привить основы вежливости, но намного эффективнее будет обыграть эти моменты на примере кукол или машинок дома. Так малышу будет легче усвоить определенную модель поведения, а маме вовремя заметить, что у ребенка не получается или дается с трудом.

В игровой форме стоит обучить малыша умению меняться и делиться игрушками, отказывать в случае необходимости. Если малыш вспыльчив — научить прямо и четко говорить, что ему не нравится в поведении других.

Дети любят все, что интересно

Дети очень любопытны, поэтому подумайте, чем бы Вы могли привлечь потенциальных друзей Вашего малыша. При выходе из дома подбирайте интересные и яркие игрушки, которыми могут заинтересоваться другие ребятишки. Желательно, если на прогулку Вы возьмете несколько одинаковых или однотипных игрушек, которыми можно поделиться со сверстниками и привлечь их в общую игру.

Можно подобрать и инвентарь для коллективных занятий, например, детское баскетбольное кольцо или бадминтон. Во дворе есть, где порисовать? Прекрасно — купите большую коробку мелков.

Не обязательно брать с собой дорогие игрушки, главное — проявить фантазию. Современных детей, избалованных интерактивными играми легко удивить и привлечь самыми обычными и простыми вещами, такими как кормление птиц и запуск корабликов из грецких орехов в ближайшей луже.

Придумайте вместе с малышом интересную игру. Можно построить снежную крепость — подобное занятие наверняка привлечет помощников и наблюдателей. На улице нет снега? Не беда — слепите оригинальный замок из песка, главное не забудьте захватить несколько дополнительных совочков для других детей.

Будьте готовы принимать активное участие в забаве. Сначала Вам придется не столько руководить, сколько показывать пример собственными действиями.

Знакомьте малыша с играми

Ребенку будет сложно освоить игру, если он никогда прежде в ней не учувствовал и не знает правил. Если малыш к тому же обидчив, то первое же замечание может заставить его вновь заняться чем-либо в одиночку. Поэтому разучите с ребенком подвижные игры, объясните ему правила.

Дети на улице играют в незнакомую игру? Не постесняйтесь попросить объяснить правила Вам и станьте «переводчиком» для своего ребенка. Поиграйте сначала вместе, так малыш будет чувствовать себя увереннее.

Можно предложить и игру из собственного детства. Хорошо, если она уже будет «отработана» с малышом дома. Дошкольникам часто не хватает инициативы, чтобы организовать «жмурки» или «прятки», если Вы выступите организатором интересного занятия и Ваш ребенок вряд ли окажется без внимания.

Не мешайте малышу дружить

Некоторые родители сознательно или бессознательно мешают собственному ребенку завести друзей.

То компания попалась не та, то взаимоотношения в группе не понятны маме и вот она уже сама того не осознавая выстраивает барьеры между малышом и сверстниками.

Чтобы стать малышу помощником в поиске друзей, оцените собственное поведение и постарайтесь его изменить таким образом, чтобы стать малышу союзником.

Избегайте критических высказываний

Обращайте внимание на то, каким образом Вы объясняете ребенку ту или иную ситуацию. С малышом не поделились совком в песочнице, и маме хочется успокоить чадо? Конечно, сделать это стоит, но будьте очень аккуратны в словах.

Достаточно фразы: «Ой, да не плачь, он просто жадина», и малыш уже вряд ли будет дружить с таким ребенком.

Во-первых, потому, что никто не хочет дружить с «жадиной», во-вторых, дети достаточно непосредственны, чтобы в следующий раз обозвать обидчика мамиными словами.

Создавайте условия для дружбы

Дошкольник еще слишком мал, чтобы самому назначать встречи с друзьями и поддерживать отношения. Если Вы будете выходить на прогулку в разное время, посещать детскую площадку, на которой малыш играл только время от времени, вряд ли у него появятся друзья.

И напротив, если договориться с мамой нового знакомого гулять в одни и те же часы — это станет весомой предпосылкой для создания длительных отношений между детьми. Страшного не случиться, если Вы пойдете на уступку и пригласите нового друга малыша к себе, создав детям необходимые для игр условия.

Не вмешивайтесь в отношения детей

Если Вы видите, что Ваше чадо освоилось и хорошо себя чувствует в компании других детей, постарайтесь не слишком докучать им своей опекой. Вы по-прежнему можете предложить интересную игру или занятие, но оставляйте и возможность общаться без вмешательства взрослых.

Если из-за каждой мелочи ребенок идет жаловаться — не спешите встревать в конфликт, дайте совет, в крайнем случае, поговорите с обоими детьми, но оставляйте пространство для самостоятельного разрешения детьми ситуации.

Большинство конфликтов Ваш ребенок вскоре научится решать сам, а вот привычка жаловаться останется. Помните, какое отношение всегда было к «ябедам»? А к мамам, которые вылетали во двор «фурией»? Вряд ли это хороший способ помочь малышу завести друзей.

Как помочь ребенку со сложным характером?

Все дети абсолютно разные, к 5 годам уже проявляются индивидуальные особенности характера, которые могут, как помогать, так и мешать ребенку идти на контакт со сверстниками. Если малыш не рассказывает о своих приятелях в детском саду, на площадке держится обособленно и не хочет играть с другими ребятами — самое время понаблюдать за ним и разобраться в чем проблема.

При этом стоит оценить поведение ребенка именно вне дома. Очень часто в узком кругу малыш ведет себя вполне раскованно, общителен и легко идет на контакт, но стоит ему оказаться в незнакомой ситуации или в кругу сверстников, ребенка будто подменяют.

Стеснительные дети. Что делать если ребенок стесняется

Чаще всего ребенку сложно заводить новые знакомства, потому что он чересчур стеснительный или неуверенный в себе. У такого малыша никогда не будет много друзей и с этим следует смириться, но помочь ему овладеть навыками общения можно.

Чтобы освоиться в новой компании такому ребенку потребуется постоянное присутствие взрослого рядом. Возможно, сначала именно маме нужно будет включать малыша в разговор детей или в игру, самой спрашивать о возможности участия в той или иной затее.

Застенчивому малышу будет комфортнее со сверстником один — на один, нежели в большой компании. А дружить стеснительным детям лучше с ребятами чуть старше, «лидерами» по натуре, у них они смогут обучиться важным коммуникативным навыкам.

Малышу, который не уверен в себе будет легче найти общий язык с другим ребенком в комфортной для него обстановке, поэтому чаще приглашайте в гости друзей или знакомых у которых есть малыш того же возраста.

Старайтесь развивать у ребенка уверенность в себе, если Вы организовываете какую-то игру, пусть она будет подвижной, требующей громких выкриков и умения руководить. Такие упражнения могут помочь малышу справиться с застенчивостью.

Преодолеть излишнюю стеснительность ребенку будет проще, если:

  • Вы не будете обсуждать в его присутствии особенность его характера — это может еще больше подорвать уверенность малыша в себе;
  • родители не будут «давить» на ребенка, настаивая поиграть с другими детьми;
  • ситуации, которых малыш боится, будут чаще встречаться в ролевых играх;
  • малыш станет получать похвалу за решительность;
  • перед ребенком будут ставиться простые и выполнимые задачи: поздороваться с незнакомым, задать вопрос воспитателю и тд.

В настоящее время есть так же большое количество тренингов для детей, страдающих излишней стеснительностью. Участие в коллективном занятии под наблюдением психолога может помочь малышу чувствовать себя увереннее в любой компании.

Маленькие короли

Еще одной проблемой, способной помешать ребенку заводить друзей, является стремление чересчур избалованного малыша оставаться в центре внимания. Конечно, прирожденному лидеру будет легче найти себе друзей, но путь этот нелегок. Как правило, дети одинаково негативно реагируют, как на неуверенного в себе ребенка, так и на «новичка» который тут же начинает навязывать свои правила.

Если Ваш малыш активный, общительный, окружен чрезмерной опекой, а отношения со сверстниками не ладятся, вполне вероятно, что он пытается завоевать лидирующую позицию и в их компании. Или напротив, отказывается от попыток общаться, потому что за свое «место под солнцем» среди них еще нужно побороться.

Такому малышу лучше найти друга чуть младше и научиться проявлять заботу и внимание. В домашних играх так же не повредят «дочки-матери» со сменой ролей, тренировки навыков общения в игровой форме.

Эгоцентричному ребенку желательно вливаться сразу в большой коллектив детей. На площадке с таким малышом лучше предлагать игры, требующие участия нескольких детей и тесное взаимодействие между ними.

Мамино непосредственное включение в данном случае не требуется, она вполне может уступить место руководителя чаду, если оно знакомо с правилами.

Главное следить, чтобы малыш не проявлял агрессии, если кто-то попытается оспорить его право командовать и пресечь подобное поведение.

Если у ребенка не выходит найти приятелей на детской площадке или в саду, возможно, стоит подумать о посещении секции, где он смог бы найти друзей по интересам.

Это только два крайних случая, которые мешают малышу найти себе друзей. Иногда, они могут потребовать даже посещения детского психолога, но, как правило, любви и внимательного отношения родителей оказывается достаточно.

Бывают и другие особенности характера, мешающие малышу найти себе товарищей по играм. Если понаблюдать за ребенком в компании сверстников, расспросить воспитательницу в детском саду и, конечно, самого ребенка можно найти причину часто довольно неожиданную.

Например, у сына в свое время возникла проблема, потому что он не понимал… дразнилок. И совершенно не знал, как на них реагировать. И, да, мы разучивали дразнилки и разбирали их значение.

Не совершайте ошибку, изолируя ребенка от сверстников, даже если он проявляет бурный протест. Лучше помогите своему чаду преодолеть те барьеры, которые мешают его нормальному развитию.

Источник: //hvatalkin.ru/deti/zavesti-druzey

Как научить ребенка выбирать друзей

Как научить малыша дружить с другими детьми в садике и школе: 5 способов помочь ребенку завести друзей



Вы хотели бы, чтобы ребенок дружил с худшим по успеваемости учеником в классе, хулиганом, который любит прогуливать уроки? Нет? Но это юный Джон Леннон, который пытается создать музыкальную группу.

А как насчет другого ребенка, который постоянно ссорится с учителями и не успевает по всем предметам, кроме математики, а затем бросает школу? Другие подростки считают его лентяем и занудой. Не надо такого? А это Эйнштейн.

Психоаналитик Мария Гончаренко рассказывает о том, как учить выбирать друзей, но не навязывать свои вкусы.

До 3 лет речь идет не только о дружбе, но и о любой совместной деятельности с другим ребенком. Возможна игра рядом, взаимный интерес, но основные объекты внимания ребенка — мама и папа.

После 3 лет эмпатия значительно развивается, поэтому дети начинают разделять чужую радость, сочувствовать, помогать, дарить что-то другому. Появляется желание участвовать в совместных играх. Но любой конфликт интересов завершается ссорой.

В 4 года уже можно услышать от малыша: «мой друг». Но это очень ситуативно: товарищ — тот, с кем играют здесь и сейчас.

Разговоры о друзьях — это, скорее, подражание, часть взрослого мира, как игра в парикмахера или пожарного. Дети в этом возрасте живут в стихии ролей, но могут путать человека и роль.

Часто бывает так: «Катя — лучшая подруга, мы в магазин играли», а завтра: «Я Катьку не люблю, сегодня у нас в игре ведьмой была, она злая».

1. задача ребенка в это время — научиться играть в компании, соблюдать правила, делиться, ждать очереди. В это можно играть, демонстрировать с помощью игрушек и давать шанс получить опыт. Малыш должен научиться простому алгоритму знакомства, уметь предложить игру, понять в общих чертах понятие «дружба».

2. Что именно рассказать об этом — знают все родители и могут найти множество детских книг и мультфильмов вроде «Крошка Енот», «Мой маленький пони: дружба — это чудо», «Самый большой друг», «Обида», «Ежик и медвежонок», «Ледниковый период».

Не стоит преуменьшать это время и опасно пропустить его: ребенок уже выборочно относится к людям, но этот процесс еще подконтролен. Ведь в школе влиять на то, к каким одноклассникам тянется сын или дочь, будет значительно труднее.

Первое, что заметно: девочки начинают больше играть с подругами, парами-тройками, а в мальчишеские компании уже не всегда берут девочек.

Также у дошкольника появляются устойчивые предпочтения: он скучает по определенным детям, даже если ему есть с кем играть, регулярно выбирает именно их, инициирует более широкое общение (например, просит родителей пригласить домой), демонстрирует привязанность различными способами, может ревновать. Но в 5 лет заранее оценить качества сверстника ребенок еще не может. Он выбирает в друзья тех, с кем ему интереснее всего, на основе общих интересов.

Чтобы подростком сын или дочь выбирали приемлемых друзей, нужно заложить основание: создать круг общения, в котором малыш сможет найти достойных и интересных товарищей. Не надейтесь, что общение он найдет автоматически: во дворе, например, как это было в нашем детстве. Сегодня от родителей требуются усилия.

Важный нюанс: нельзя привести одного ребенка и назначить его другом. Не ждите, что сын или дочь будет в восторге от общения с маленьким гостем, и если контакта не получится, не заставляйте. Нужно дать шанс, выбор.

Игра престолов: Какие вы родители из известного сериала?

Если ребенок ходит в детский сад, это не решает проблему. Во-первых, если откровенно, далеко не всегда контингент группы в детском саду составляют дети тех людей, с которыми вы сами проводили бы время. Во-вторых, это способ коллективного воспитания, а опыт общения вдвоем-втроем лучше получать отдельно.

Но еще больше проблем у малышей, которые растут с бабушками и нянями. У многих из них нет ни одного постоянного партнера по играм, только случайные встречи на разных детских площадках. Поэтому хорошо на выходные пригласить детей друзей.

Вашего возраста нет или они постоянно заняты? Попробуйте на форуме для родителей специально разыскать единомышленников и «сдружиться». Хорошо, если ребенок ходит в какой-то кружок, секцию или на разовые мастер-классы. Общее дело даст точку сближения. Но на занятиях общаться некогда.

Приятных ребенку сверстников с родителями стоит пригласить в гости, на прогулку, на совместный просмотр кино или в развлекательный центр.

Показать, как умеете дружить вы сами. Иногда дети вообще не видят друзей родителей, ведь те общаются только на работе или назначают встречи в кафе. Пригласите гостей домой или возьмите ребенка с собой в гости, в кафе.

Если контакты с друзьями потеряны, восстановите их ради ребенка, организуйте хотя бы одну встречу.

Если не удается, почитайте книгу о нетворкинге Кейта Ферраци «Никогда не ешьте в одиночку» и хоть немного продемонстрируйте ребенку, как взрослые общаются.

Казалось бы, то, что у детей в этом возрасте развитие речи достигает значительного уровня, не связанно с дружбой. Но именно это обеспечивает важную часть доброжелательного общения — разговоры на разные темы, умение подбодрить или утешить словами.

Дети начинают выбирать друзей за человеческие качества, а не просто тех, с кем интересно. Школьники смотрят, как сверстник ведет себя в классе, как его оценивают учителя, как ведет себя с другими детьми.

Если в 5 лет ребенок практически всегда ответит на внимание другого, который придумывает что-то интересное и не обижает, то в 7 лет он может уже сказать: «Не хочу играть, потому что ты обижаешь слабых».

Также ученик начальной школы ждет оценки от друзей: «Саша сказал, что я смелый».

В этом возрасте дети обращают внимание на хорошую репутацию. Поэтому нужно вести себя в присутствии друзей ребенка деликатно: не ругать публично, не проявлять гиперопеку.

Выбор друзей на этом этапе — в основном подражание родителям. Стоит честно ответить себе: по какому принципу я выбираю людей, какую модель построения отношений демонстрирую. Можно и наоборот: в ребенке увидеть себя, как в зеркале.

Современные тренды воспитания: что следует знать родителям

Выбирает тех, у кого самые лучшие игрушки, кто самый привлекательный и хорошо одетый? Возможно, и вы отдаете предпочтение внешнему и материальному в общении? Ищет сильного, пусть и не очень интересного, того, кто будет защищать от остальных детей? Не считаете ли вы друзьями исключительно влиятельных и авторитетных людей? Рядом с ребенком — «зрители», которые должны то хвалить, то утешать? А не звоните ли вы подруге только для того, чтобы пожаловаться на жизнь? Сын или дочь окружает себя «серыми мышками», непонятно, что у них общего? А что вы говорили о будущих друзьях ребенку? Не одно ли единственное: чтобы в подростковые годы не попал в плохую компанию, где злоупотребляют, что-то нарушают… Вот ребенок и ищет по принципу «как бы чего не вышло». Если родительская модель выбора друзей здоровая, то ребенок будет получать полезный опыт.

После нескольких попыток дружбы ребенок начинает чувствовать, какие люди нравятся именно ему. Чаще всего это базируется на утолении какой-то глубинной потребности, на принципе дополнения.

К примеру, рядом с застенчивой мечтательницей может оказаться «маленькая разбойница», а мальчик-умник, очень любознательный и несколько занудный, подружится с энерджайзером-весельчаком.

Но разницу темпераментов должны скреплять схожие взгляды, ценности (хотя о таком мальчики и девочки еще, конечно, не задумываются).

К примеру, энергичный шутник-хвастун, который во всем видит соревнования, сойдется с умником — серым кардиналом, а непосредственный, жизнерадостный и наивный ребенок — с маленьким ученым, которого интересуют приключения и загадки. Хулиган выглядит смелым в глазах робкого, проказник вызывает зависть у слишком правильного, манипулятор обеспечивает чувство нужности, пусть и ложное, лидер диктует, что делать несамостоятельному ребенку.

В этом возрасте ребенок учится отличать настоящую дружбу от ложной, усваивает принцип из стихотворений Омара Хайяма: лучше быть одному, чем вместе с кем попало.

Школьник должен развить немало навыков, необходимых для развития отношений и отстаивания личных психологических границ.

  • как сказать «нет» другу и не поссориться;
  • как играть вместе с другом и еще одним ребенком;
  • как позаботиться о другом;
  • как вести себя на равных;
  • как не поддаваться на провокации;
  • какие секреты могут быть от друзей;

Пришло время понять: друзья, которые нравятся вам, не сделают ребенка более счастливым. Когда мы ориентируемся только на «мне он не нравится», это говорит о наших потребностях, нашем психотипе, наших ценностях. У ребенка почти все другое.

С друзьями общаться не вам, они — не помощники в воспитании и не способ воздействия на сына или дочь. Дружба нужна, чтобы ребенок смог получать поддержку своих (а не ваших) интересов. И здесь необходимо определиться, иначе подростковые годы станут конфликтными и тяжелыми.

Если вы до сих пор не принимаете какие-то черты характера ребенка, вас будут раздражать его друзья, которые усиливают неодобряемые качества.

Конечно, есть нездоровые отношения, где кто-то чувствует себя жертвой, оскорбленным, не может дать отпор.

Тут стоит вмешаться, но не прямо запрещать общение, а просто комментировать: «Да, так, как поступил Дима, делать нехорошо потому и потому» либо «Может ли друг заставлять друга что-то делать? А Саша тебя заставляет, подумай…» Хорошо предлагать ребенку стать на место другого: «Ты бы рассказал секрет Никиты? Если да, то как бы он к этому отнесся? А Никита то, что ты ему доверил, рассказал всем…»

Сколько у ребенка должно быть игрушек

Серьезно относитесь к конфликтам, о которых ребенок вам рассказывает. Никогда не вмешивайтесь лично, но не теряйте шанс «проконсультировать». Не отмахивайтесь первым, что придет в голову.

Например, можно на слезы девочки, которая поссорилась с лучшей подругой, дать совет: поиграй с другими, найдешь еще десяток подруг.

Но ребенок приобретает опыт заменять одного человека другим при малейших неприятностях.

Единственная правильная реакция: углубится в детали. Именно через управление конфликтами со значимыми людьми человек учится строить отношения. Чтобы быть объективным, выключите собственное чувство вины. Ибо на все негативные проявления в случае конфликта сына или дочери родители склонны реагировать, как на собственные недоработки.

«Нагрубил? Вежливости недоучили. Из-за таких пустяков обиделся? Что-то с коммуникативными навыками». А это бессознательно переходит в критику: «Зачем ты так сделал, хватит обижаться». После такой реакции ребенок перестанет делиться реальными конфликтами.

Поэтому в таких разговорах сосредоточьтесь не на ребенке, а на способах построения отношений.

Время говорить с ребенком о том, с какими людьми общаться нужно, а с какими — нет. Покажите, людей каких типов стоит избегать (токсичных, нарциссов и т.д.), на доступных примерах или рассказах, фильмах.

Если предыдущие этапы пропущены, а у тинейджера проблемы с плохой компанией или токсичными друзьями, нужно обращаться за помощью к психологу. В этом возрасте способность дружить мало отличается от такой же у взрослых, поэтому отдельные советы выделить трудно.

Единственная проблема, которую обычно не замечают: если дружить ребенок так и не научился, и не попал под негативное влияние, он может заменить живое общение соцсетями. Но увеличивать количество френдов и заводить друзей — это совершенно разный опыт.

Если подросток «подсел» на виртуальное общение, не запрещайте, а всячески искушайте перевести его в реальное. Пусть он встретится с теми, с кем познакомился онлайн, дайте место и время для этого.

Другая крайность, если компания у сына или дочери есть, а глубокой дружбы или хотя бы регулярного общения тет-а-тет с кем-то нет.

Исследование, по данным портала Psychology Today, доказало: для успешных романтических отношений человека в 25-30 лет важен положительный опыт дружбы в подростковом периоде. И не важно: друг другого пола или своего.

Чем лучший был опыт, тем больше шансов преодолеть болезненную привязанность без взаимности, выбрать крепкие отношения вместо мимолетных романов.

Поэтому если хотите, чтобы сын или дочь в будущем нашли «своего человека», создали счастливую семью, помогите им дружить — с 3 лет и до конца подросткового возраста.

Источник: //osvitoria.media/ru/experience/yak-navchyty-dytynu-obyraty-druziv-2/

Как помочь ребенку найти друзей

Как научить малыша дружить с другими детьми в садике и школе: 5 способов помочь ребенку завести друзей

Прежде всего, родителям стоит понять, что проблемы ребенка в общении – это не мелочь, на которую можно не обращать внимания. Дети, которые с трудом находят общий язык с ровесниками, часто становятся изгоями в детском обществе. В дальнейшем это может привести к развитию у них различных психологических проблем и даже психических расстройств.

6 советов родителям, как помочь ребенку найти друзей

Эксперты дают рекомендации родителям, чьим детям сложно устанавливать дружеские отношения.

1. Учите ребенка навыкам общения

Детские психологи считают, что обучать детей навыкам общения лучше всего с раннего возраста. Научившись знакомиться, ребенок сможет намного легче устанавливать контакты с ровесниками в детском саду и школе.

Нередко для этого ему достаточно знать несколько фраз, которые предваряют знакомство и помогают начать общение. Бывает, дети не могут влиться в общую игру, и не знают, что можно сказать: «Привет, я – Рома. А как тебя зовут? Давай поиграем?» или «Здравствуйте, меня зовут Таня. Можно поиграть вместе с вами?».

Несомненно, пригодятся ребенку и фразы вежливого общения: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Пожалуйста!» и другие.

2. Формируйте позитивный взгляд на мир

Постарайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к себе и к окружающему миру. Важно, чтобы у него не возникало мысли, что он хуже, чем другие дети.

Помните, если ваш сын или дочь проявляет агрессию или, наоборот, ведет себя слишком пассивно или замкнуто, это может вызывать раздражение и неприязнь у других детей. В такой ситуации родителям стоит научить свое чадо управлять эмоциями и контролировать их внешнее проявление.

Объясните ребенку, почему важно быть вежливым и доброжелательным по отношению к окружающим. Расскажите, что в любом коллективе любят дружелюбных и позитивных людей.

В результате неправильного воспитания ребенок может вырасти инфантильным. Из чего «рождается» инфантильность, и в каком возрасте ребенку следует передоверять ответственность за себя и свои поступки, чтобы в дальнейшем он не стал инфантильным взрослым? Об этом рассказывает практикующий психотерапевт Марк Евгеньевич Сандомирский.

3. Развивайте ребенка физически

Родителям важно развивать ребенка не только интеллектуально, но и физически. Дети, хорошо владеющие своим телом, как правило, уверены себе и своих силах, и положительно воспринимаются большинством сверстников. О том, как выбрать вид спорта для ребенка, вы можете узнать на портале «Я-родитель».

4. Создавайте условия для общения со сверстниками

Ребенку стоит чаще контактировать со сверстниками, чтобы приобрести навыки успешного общения. Для этого постарайтесь предоставить чаду возможность общаться с другими детьми: организуйте детский праздник или разрешите ему приглашать сверстников к себе домой и самому ходить в гости.

Если у вас взрослое мероприятие и в гости пришли ваши знакомые, не стоит отправлять ребенка в свою комнату. Общение со взрослыми поможет ему получить важный опыт и почувствовать себя более уверенно. Постепенно расширяйте круг общения чада. Например, предложите ему посещать спортивный клуб или художественную студию.

Общие интересы и увлечения сближают детей – ребенок сам захочет проводить с ними больше времени.

5. Не вмешивайтесь в отношения детей

Позвольте ребенку самостоятельно справляться с разногласиями и конфликтами в отношениях с другими детьми. Вмешаться можно, если дети не смогут найти приемлемого решения. Но и в этом случае взрослым желательно поинтересоваться их мнением, прежде чем предлагать какой-либо совет.

Помните, чрезмерная опека родителей может стать причиной неприятия ребенка в среде сверстников. Также не стоит заставлять сына или дочь общаться с теми, кто им не по душе. Каждый человек, независимо от его возраста, вправе сам выбирать себе друзей.

Ваша цель – дать ребенку понять, что вы ему доверяете и считаете достаточно взрослым для самостоятельного принятия решений.

6. Воспитывайте личным примером

Чтобы ребенок быстрее освоил навыки общения со сверстниками, молодые родители могут подавать пример своим детям – ходить в гости к друзьям, приглашать их к себе, выбираться куда-то вместе.

Расскажите чаду о случаях из своего детства, как вы поступали в той или иной ситуации. Иначе говоря, делитесь опытом, а не навязывайте его.

Дети берут пример, в основном, со своих родителей, поэтому такое общение может быть для них очень полезным.

Если вы понимаете, что не можете помочь ребенку самостоятельно, возможно, вам стоит обратиться к детскому психологу. На нашем сайте вы можете задать вопросы и получить консультации психолога для родителей.

Екатерина Кушнир

Пройдите тест на определение уровня конфликтности своего ребенка и узнайте, какая помощь ему нужна со стороны взрослых.

Конфликтен ли ваш ребенок?

Источник: //www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-pomoch-rebenku-nayti-druzey/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.