Как быстро научить ребенка определять время: что такое сутки, часы и минуты?

Содержание

10 простых шагов, как научить ребенка понимать время на часах

Как быстро научить ребенка определять время: что такое сутки, часы и минуты?

Ориентироваться не только в пространстве, но и во времени важно для малыша даже дошкольного возраста. Как же научить ребенка определять время на часах?

Прежде всего, запасись терпением. Ни в коем случае не ругай малыша, если он не может справиться с каким-либо заданием. Лучше похвали его за старания, а плохо усвоенный материал закрепи еще раз.

Помни, что успех, прежде всего, зависит от тебя и умения все объяснять просто и интересно.

1 Определи, готов ли ребенок к изучению

Как научить ребенка определять время? Для начала нужно понять, готов ли твой малыш к восприятию информации. Существует несколько базовых факторов, по которым можно это определить.

  • Ребенок понимает значение времени суток.
  • Он умеет считать хотя бы до 60, а лучше — до 100.
  • Он может визуально различить цифры и понимать их значение.
  • Он умеет писать цифры.

В среднем обучение начинают в пять-семь лет. Но и до этого можно освоить базовые понятия.

  1. Активно привлекай ребенка к совместному планированию семейных дел (планируй как совместные семейные выходы в свет, приближающиеся праздники, так и личные дела ребенка: подготовку картины на выставку в сад или уборку комнаты, чтобы появилась возможность пригласить ребят в гости).
  2. Начни вести с ребенком календарь природы (отмечай смену времен года, записывай с ребенку наблюдения за тем, как все расцветает или, наоборот, увядает, готовится к зиме).
  3. Используй в речи названия дней недели (используй любую возможность, чтобы назвать их ребенку: «Сегодня пятница, ты идешь в сад, а завтра будет суббота — выходной. В сад не идем», «Я говорила, что в четверг мы купим тебе краски? Сегодня четверг, идем в магазин», «Посмотри как тепло сегодня. Это июль месяц. Середина лета»).
  4. Соблюдай режим дня и расписание (планируй разные дела на определенные дни недели, например, в пятницу вечером вся семья смотрит мультфильмы, в субботу — совместная уборка квартиры, а по воскресеньям в гости приходит бабушка).
  5. Заведи таймер для игры и развлечений («У нас с тобой есть еще 15 минут на игру, я включу таймер, и мы будем играть, пока он не прозвенит»).
  6. Повесь календарь (идеально подходит отрывной календарь — отрывая от него каждый день по листочку, ребенок может в буквальном смысле прочувствовать, что такое течение времени).
  7. Начинай учить время по часам (часы с подвижными стрелками подходят для этого идеально).

2 Дай общую информацию

Для начала расскажи все, что ты знаешь о времени сама. Тебе эти знания, скорее всего, кажутся элементарными и, возможно, ты даже не понимаешь, что же тут можно объяснять.

Однако начать придется с самых азов.Вначале необходимо сказать, что время движется только вперед и не может идти назад.

Можно обратить показать движение стрелок на циферблате, объяснив при этом, что в обратную сторону они идти не могут.

Следует упомянуть о временных составляющих: часах, минутах, секундах. Далее необходимо перейти к суткам. Здесь можно задействовать уже знакомые категории (день и ночь). Надо сказать, что в совокупности они составляют 24 часа (сутки).

Если ребенку тяжело различать утро, день, вечер и ночь, в его комнате можно повесить красочный плакат, иллюстрирующий распорядок дня. 

Затем следует объяснить, что все взрослые люди живут по времени. Они ориентируются, когда им нужно вставать, завтракать, идти на работу. 

3 Покажи циферблат

Внимательно осмотри вместе с ребенком часы и циферблат. Предложи малышу посчитать минутные деления. В одном часе их 60: если стрелка сдвигается на одно деление, это значит, что прошла одна минута. 

4 Объясни значение стрелок

Теперь пришло время узнать, зачем же нужны стрелки и что они собой представляют.

Начни с того, что стрелки различаются по своей длине: одна из них длинная, а другая — короткая. Длинная отвечает за минуты, а короткая — за часы. 

При помощи часов продемонстрируй, что минутная стрелка движется быстрее и, когда она уже проходит целый оборот, часовая сдвигается всего на одно деление.

5 Расскажи про количество часов в сутках

Посвяти отдельное занятие изучению количества часов в сутках. Двигая стрелки на игрушечном или настоящем циферблате, покажи, как выглядит один час дня и далее со всеми последующими цифрами. 

Закрепи пройденный материал, задавая уточняющие вопросы, пока ответы не дойдут до автоматизма.

6 Посвяти время изучению минут

Теперь ребенку предстоит освоить минуты. Чтобы ему было проще, обрати его внимание, где находится часовая стрелка — между какими делениями и куда она движется. Задавай наводящие вопросы.

Затем постепенно переходи к изучению четверти часа (или 15 минут). Это очень важный момент, поэтому пропускать его ни в коем случае не стоит.

Подели часы на сектора. Посчитай вместе с малышом количество делений в одном секторе. Для более легкого запоминания изобрази на циферблате кусочки пирога, края которого будут соответствовать промежутку в 15 минут. Попроси ребенка закрасить каждый из них разным цветом.

Более подробно о том, как научить ребенка определять время по часам, ты узнаешь в следующем видео:

7 Закрепи изученное тренировкой

Когда ребенок узнает о часах достаточно много, попробуй предложить ему выполнить следующее задание. Вырежи большой картонный круг и попроси самостоятельно заполнить его. В качестве стрелок могут быть использованы деревянные палочки от эскимо или вырезанные кусочки картона, а числа необходимо написать самостоятельно.

Далее попроси показывать стрелками то время, которое ты называешь. И наоборот, сама выставляй стрелки, а ребенок должен будет определить, сколько времени они означают.

8 Преврати определение времени в игру

Когда ученик уже достаточно хорошо научится разбираться во времени по часам, предложи ему сыграть в легкую игру на воображение.

Ты двигаешь стрелку, он видит, какое время ты выставила, и начинает изображать, чем обычно в этот период он занят. Например, в три часа гуляет с собакой, а в десять — ложится спать.

9 Подари малышу часы на руку

Как быстро научить ребенка определять время? Не секрет, что дети очень любят подражать взрослым. Оказывается, дети, которым в возрасте от пяти до восьми лет подарили наручные часы, практически сразу научились по ним определять время. 

Кстати, ты можешь сделать самодельные часы вместе с ребенком, и это тоже послужит прекрасным уроком по изучению часового механизма и определению времени.

Все, что тебе для этого понадобится:

  • втулка от туалетной бумаги;
  • несколько листов цветной бумаги;
  • ножницы;
  • две линейки (обычная и с кругами);
  • клей;
  • фломастер.

Поэтапный процесс создания поделки ты увидишь в галерее ниже:

10 Не забрасывай практику

Если ребенок уже прекрасно разбирается во времени, ты можешь периодически (3-4 раза в день) невзначай спрашивать у него: «Сколько времени?». Так ты доведешь ответы до автоматизма, и этот вопрос в будущем не будет вызывать у него никакого затруднения.

Источник: //lisa.ru/moy-rebenok/533252-10-prostyh-shagov-kak-nauchit-rebenka-ponimat-vremya-na-chasah/

Что такое время или учим часы?

Как быстро научить ребенка определять время: что такое сутки, часы и минуты?

Данный материал поможет родителям, учителям и воспитателям познакомить детей с часами, научить ребенка определять время по часам, узнать историю часов и узнать другие интересные подробности о часах.

Что же такое время?

Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени! Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем “течет” время всегда только в одном направлении — от прошлого к будущему.

Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить. Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. Они назвали эту реку Летой — рекой времени.

Давайте немного поразмышляем о времени.

Испытывали ли вы чувство, будто время словно летит на крыльях? Прошел час, другой, третий, а вам кажется, что промелькнуло одно мгновение! Когда это бывает? Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом. Недаром говорится: “Счастливые часов не наблюдают”. Но случается и так, что вам кажется, будто время ползет медленно, как улитка. Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время словно замедляется. “Скучен день до вечера, если делать нечего” — заметили люди.

Немало пословиц и поговорок сложено о времени. Есть среди них и такие: “Время дороже золота”, “Время ни за какие деньги не купишь”. Почему так говорится? – Да потому, что жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное время нужно на интересные и добрые дела.

Знаете ли вы, что такое время? Оно невидимо и неосмысленно. Время неостановимо. Оно летит на крыльях все вперед и вперед.
Прочитайте сказку о мальчике и времени – сказка “Время и малыш”. Что такое сутки?
Что такое по часовой стрелке и против часовой стрелке?
История часов или какие бывают часы?Какими предметами ты пользуешься утром, днем, вечером, ночью? Раскрась кружочки около них (если утром – в желтый, днем – в красный, вечером – в зеленый, а ночью – в синий цвет) Какое время суток наступает после ночи? А какое следует за утром? В какое время дня мы завтракаем, обедаем, ужинаем? Что ты пьешь утром: чай, молоко, какао? Когда твои мама или папа приходят с работы? Какое время суток, по-твоему, проходит очень быстро, а какое кажется длинным: утро, день, вечер или ночь? Скажи наоборот: утро-..; день – ..; восток – ..; север – … Найди лишнее слово: Солнце, звезда, Луна, дождь, Венера, комета.

Мы говорим: здравствуй, привет, … (продолжай), до свиданья, до скорого… (продолжай)

Вопросы и задания:

  1. Из чего состоит час? (из минут).
  2. Сколько в часу минут? (60).
  3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
  4. Расскажите о стрелках часов.
  5. Скажи: “Ра-а-аз” – это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 (“ра-а-аз”. “два-а-а” и т.д.), то пройдет примерно одна минута.

    Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.

  6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
  7. Посчитай,сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
  8. Каждый отрезок – это одна минута.

    Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой – значит прошло 5 минут.

  9. Сколько минут содержится в половине часа?
  10. Сколько минут содержится в четверти часа?
  11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.

  12. Почему говорят: “Время дороже золота”?

После того, как вы прояснили, что такое час, минута и секунда, переходите к следующим понятиям времени: неделя, месяц и год.

В статье использовались материалы:

  1. Т.А. Шорыгина “Беседы о пространстве и времени”. Методическое пособие
  2. Г.П. Шалаева “Меры времени, длины, массы, стоимости”. Маленький гений

Другие материалы по теме время:

Если у Вас есть интересные и полезные материалы, Вы можете прислать их нам на электронный адрес. Мы будем рады их разместить на страницах нашего сайта!

Времена года. Учим месяцы. Что такое год?

Источник: //www.razumniki.ru/uchimcay_opredelyat_vremya.html

5 шагов, чтобы научить ребёнка понимать время и определять его по часам

Как быстро научить ребенка определять время: что такое сутки, часы и минуты?

Случается так, что уже в приличном возрасте люди признаются, что пользуются только электронными часами. И у всех одна причина — либо родители не объяснили им в детстве, как использовать часы со стрелками, либо объяснили ошибочно. Чтобы такого не произошло, важно не оставлять проблему без внимания. С чего же начать учить ребенка понимать время по часам?

Что должен знать ребенок, чтобы определять время по часам?

Прежде чем приступить к изучению времени, проверьте, насколько ваш ребенок понимает основы.

Умеет ли он считать? Ориентируется ли в ключевых понятиях, связанных со временем? Нередко родители сталкиваются с трудностями в обучении и упорно не замечают корень проблемы (ребенок путает “лево” и “право”, недостаточно хорошо считает и т.д.

) Поэтому будет полезно пробежаться по основным умениям и удостовериться, что пробелов, которые могут помешать ребенку продвинуться далее, нет.

Считать до 60

Как минимум. А лучше вообще до 100. Закрепляем навык счета упражнениями:

  • — называем двойные числа, которые видим (это могут быть ценники в магазине, номера домов и др.);
  • — тренируем обратный счет (от 100 к 1);
  • — учимся называть «соседей» круглых чисел (50 — соседи 49 и 51, 90 — соседи 89 и 91 и т.д.).

Считать числами, которые кратны 5

Наверняка вы уже объяснили ребенку, что такие числа всегда оканчиваются на 5 либо на 0. Осталось научиться без запинок их перечислять и использовать.

  • — считаем числами, кратными 5, в прямом и обратном порядке;
  • — моделируем задачи, где требуется считать пятерками (Влад решил отжиматься каждый день по пять раз. Сколько раз он будет отжиматься за неделю, две недели, месяц? Как изменятся эти числа, если со второго месяца Влад будет отжиматься не 5, а 10 раз в день?)

Различать «лево» и «право»

Для учебы в целом и чтобы не путать понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» в том числе.

Иметь общее представление о времени

Объясняем ребенку понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; «прошлое», «настоящее», «будущее»; «утро», «день», «вечер», «ночь», «сутки». Часто дети сами связывают время с конкретным событием: «утром я делал зарядку», «в обед я ел суп», «перед сном я чистил зубы» и т.п. Поэтому объясняя вышеперечисленные понятия, родителю лучше всего привязывать к ним конкретные события.

Аккуратно исправляйте ребенка, если он где-то допускает ошибки. Важно, чтобы у него не сложилось ложное понимание времени.

Успешно прошли подготовительный этап? Теперь можем учить ребенка понимать время по часам со стрелками.

Учим ребенка понимать время по часам со стрелками

Ох уж эти взрослые! И почему они разрешают смотреть мультики всего каких-то 15 или 20 минут? Для детей время — непонятная цифра. Чтобы разобраться, откуда она берется, понадобятся часы со стрелками.

Если дома таковых нет, а есть только электронные, ребенку будет и вовсе сложно понять, что же такое время.

Поэтому первый шаг для родителя — обзавестись настенными или специальными детскими часами, на которых будут четко видны цифры и стрелки.

Знакомим ребенка с устройством часов

Сперва объясните ребенку понятия «циферблат», «сутки», «часы», «минуты», «секунды»; «ровно час», «полчаса», «четверть часа», расскажите про часовую, минутную, секундную стрелки.

Обратите его внимание, что все стрелки имеют разную длину. Пусть ребенок понаблюдает, какая из стрелок самая быстрая, а какая практически стоит на месте.

И сколько времени требуется каждой, чтобы пройти целый круг.

Все основные понятия обязательно свяжите в одну логическую цепочку: в сутках 24 часа, 1 час — это 60 минут, а 1 минута — 60 секунд. Не проходите мимо понятий «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Дайте ребенку понять, что время всегда движется только вперед.

Учим ребенка «читать» часовую и минутную стрелки одновременно

Первым делом научите ребенка отсчитывать минуты интервалами, кратными 5. Минуты не указаны на обычных стрелочных часах, поэтому этот навык нужно отработать. Можно придумать легенду о том, что у каждого числа на циферблате есть своя «тень».

1 — это 5 минут, 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. «Тень» можно увидеть только тогда, когда на число указывает минутная стрелка. Когда ребенок будет легко ориентироваться в пятиминутных интервалах, расскажите ему про более мелкие промежутки.

Часовая стрелка тоже имеет два значения. В первой половине дня мы видим цифры такими, какими они предстают на циферблате, но после плотного полдника в 12:00 они начинают «толстеть»: 1 превращается в 12, 2 — в 14 и т.д. Забавная аналогия поможет ребенку быстрее уловить смысл.

Умение определять время по часам со стрелками необходимо закрепить на конкретных примерах. Чаще обращайте внимание ребенка на часы. Исправляйте его, если он будет неправильно называть время.

Лучший подарок для ребенка, который учится определять время по часам, это наручные часы. С ними он станет охотнее отвечать на вопрос «Который час?» и обязательно будет спрашивать об этом вас, чтобы свериться со своими «ходиками».

В идеале у ребенка должны быть «черновые» часики, которые он сможет «эксплуатировать», как ему угодно: выставлять на них время, дописывать «тени» каждой из цифр, подписывать названия стрелок.

Для обучения можно использовать старые неработающие часы (настенные или настольные). В них нужно снять стекло, чтобы стрелки можно было вертеть.

Если вы не нашли таких дома, мы предлагаем вам смастерить свои.

Мастерим самодельные часы

Самодельные часы помогут сделать время более осязаемым. При наличии нужных материалов, на их создание уйдет не более 15 минут.

Как смастерить часы самостоятельно

Основой для циферблата может стать одноразовая тарелка или круг из картона. Расчерчиваем круг пополам, потом еще раз пополам и наносим первые цифры.

Далее каждую четвертинку аккуратно делим на три части и дописываем оставшиеся цифры. Циферблат готов, а значит, пора прикрепить стрелки. Вырезаем их из картона разных цветов и крепим на круг с помощью кнопки.

Получившийся макет часов ставим рядом с настоящими часами.

Создавая свои часы, будет полезно пробежаться по уже изученным понятиям. Расчертили круг на четыре части — вспомнили про «четверть часа», прикрепили часовую стрелку — вспомнили её функцию и т.д.

Самодельные часы могут выглядеть необычно. К примеру, вот так:

Игры и задания с часами

Закрепить умение определять время по часам помогут игры и задания.

«Который час»

Покажите ребенку, как двигаются стрелки. Меняйте их положение и называйте время. Затем пусть ребенок выполнит это же упражнение. Изменяйте время по часовой и против часовой стрелки.

Усложняем игру. Показываем время на часах и ассоциируем его с событиями («вот 7:00», в это время мы просыпаемся», «вот 18:00, в это время мы ужинаем» и т.п.). Теперь предлагаем ребенку понарошку прожить весь день.

«Рисуем пиццу»

Самодельный циферблат хорош тем, что на нем можно делать свои пометки. Попросите ребенка провести линии от центра циферблата к числам и заштриховать каждый сектор своим цветом. Получится «цветной пирог» или «цветная пицца» (так будет проще понимать 5-минутные интервалы). Обозначьте вторые значения каждого из чисел (2 — 10, 3 — 15) и минуты (от 1 до 60).

«Режим дня»

Возьмите лист бумаги, распишите режим дня, и вместе с ребенком проиллюстрируйте его изображениями часов, в которых обозначен промежуток времени (8:00 — пора в школу, 15:00 — пора делать уроки и т.п.). Повесьте над кроватью или рабочим столом ребенка. Так ребенок научится не только делать все вовремя, но и ориентироваться во времени.

Обращайте внимание ребенка, сколько времени он тратит на то или иное действие. Так вы сможете еще с малых лет приучить его к пунктуальности.

«Два варианта назвать время»

Расскажите ребенку, что время можно называть по-разному (к примеру, 1 час 18 минут — это восемнадцать минут второго и т.д.). Запишите на листке второй, более сложный вариант, и укажите цифры-подсказки, чтобы ребенку было проще справиться (пример: «без пяти восемь», числа подсказки — 9, 5, 5, 1). Постепенно откажитесь от подсказок.

«Кубики»

Для игры понадобится 4 игральных кубика и наши самодельные часы. Бросаем кубики попарно. Первая пара кубиков определит часы, вторая пара — минуты. Время, которое выпало, нужно установить на игрушечных часах.

Интерактивные игры с часами вы найдёте на платформе ЛогикЛайк. Там есть множество увлекательных заданий для детей дошкольного и школьного возраста, которые помогают развивать логику, мышление, память.

Знакомим ребенка с электронными, солнечными, песочными часами

Когда ребенок научился определять время по часам со стрелками, пора познакомить его и с другими часами. Вам есть, куда двигаться дальше! Знакомство с электронными, солнечными, песочными часами поможет ребенку углубить свое понимание времени. Тем более, с ними будет не менее интересно разобраться.

Электронные часы более условны, чем часы со стрелками, по ним не отследить ход времени наглядно. Но если ребенок разобрался с тем, как считаются часы и минуты, то проблем возникнуть не должно.

Обзаведитесь электронными часами и поручайте ребенку следить за временем и на них.

В той же программе телепередач всегда указано время в электронном формате, поэтому первым делом можно запомнить, во сколько начинаются мультики и детские передачи.

Солнечные часы больше похожи на часы со стрелками, поэтому с ними будет проще разобраться. Осталось дождаться солнечного дня, начертить на песке круг, установить в центре деревянную палочку, сверить время с механическими часами и дорисовать циферблат. И можно завороженно наблюдать, как тень от палочки постепенно ползет по часовой стрелке.

Песочные часы также будет удобнее всего сопоставить со стрелочными. Они отмеряют совсем небольшие промежутки времени.

Предложите ребенку одновременно наблюдать за секундной стрелкой на механических часах и ходом времени в песочных часах.

Кстати, с ними намного веселее выполнять задания на время: застелить постель, сложить все игрушки в коробку и т.д., пока песок не перестанет сыпаться.

Научить ребенка понимать время не так сложно, как кажется. Решив эту проблему в детстве, вы поможете ребенку стать человеком пунктуальным, для которого ощущение времени не будет слабым местом.

В 5-7 лет у большинства детей — пик познавательной активности. И это во многом лучшее время, чтобы вместе интересно и разнообразно развиваться. Пока ребёнка не затянуло в школьные будни.

Родителям в помощь — занимательные логические задания, упражнения на развитие мышления, внимания, памяти и речи.

с друзьями:

Источник: //logiclike.com/obuchenie-rebenka/vremya-chasy

» Как научить ребёнка определять время

Как быстро научить ребенка определять время: что такое сутки, часы и минуты?

Время — странное понятие, имеющее абстрактную природу: его нельзя увидеть или потрогать. А ведь определять время, понимать часы и пользоваться ими должен научиться каждый ребёнок.

Не научившись это делать вовремя, ребёнку трудно будет придерживаться режима дня и планировать своё время, когда он пойдёт в школу. Умение определять время — важная и необходимая составляющая развития ребёнка.

Из нашей статьи вы узнаете, как научить этому малыша.

Понимать время — не простое умение. Когда новорождённый подрастёт и сам будет ощущать течение времени, например, кушать в одно и то же время, распознавать, где день, а где — ночь.

Окрепший малыш вскоре овладеет понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь», а немного позже научится узнавать времена года, месяцы, а также дни недели. Все названные категории очень нужны, чтобы начать понимать часы.

Ведь часы — это средство, посредством которого ребёнок будет уметь ориентироваться во времени, правильно определять его. С чего же начать родителям, чтобы в домашних условиях познакомить малыша с часами?

Итак, для того, чтобы начать лёгкое, ненавязчивое и интересное обучение малыша понимать часы, нужно разобраться, какие навыки у него уже сформированы. Если вы выясните, что ребёнок овладел ещё не всеми необходимыми навыками, то нужно сосредоточить своё внимание на то, чтобы он приобрёл их прежде, чем приступать к активному обучению определения времени.

Ребёнок должен:

  • уметь считать от 1 до 12
  • распознавать цифры 1 -12
  • считать по порядку от 1 до 12
  • узнавать часовую и минутную стрелки
  • показывать направление движения стрелок
  • считать до 30
  • считать до 30 «пятёрками» — 5, 10, 15.

«Если вы начнёте учить ребёнка понимать часы, одновременно обучая его счёту от 1 до 12, то не справитесь с поставленной задачей».

Начинаем учить часы

  1. Шаг первый. В начале обучения можно взять часы крупного размера (лучше круглые, без лишних декоративных элементов, или детские, игрушечные).

    Можно использовать макет часов, изготовив его из картона или бумажной тарелки. На часах должны быть крупно и чётко изображены цифры — пока только часы, без минут. Стрелки должны легко вращаться. Сначала нужна только часовая стрелка.

Макет учебных часов легко сделать своими руками

  1. Шаг второй. Покажите и расскажите, что такое «циферблат».
  2. Шаг третий. Расскажите малышу, что стрелка указывает на часы, а потому имеет название «часовая». Продемонстрируйте, в какую сторону она движется и поясните, что такое движение имеет название «по часовой стрелке». Предложите ребёнку закрепить полученное знание, покрутив стрелку в нужную сторону. Объясните, что часовая стрелка отсчитывает часы.
  3. Шаг четвёртый. Потренируйтесь с малышом в закреплении понятия «ровно час». Для этого нужно установить часовую стрелку на любую цифру, озвучить значение (например, «ровно два часа»), а потом пробовать выставлять её на разное время. Научите ребёнка двигать часовую стрелку по цифрам и называть время: «Один час, два…» и далее. Расскажите и покажите ребёнку, что означает понятие «час назад».

«Совет. Лучшее, что можно сделать для того, чтобы заинтересовать малыша учиться понимать часы, — это смастерить их вместе с ребёнком. В процессе совместного творчества кроха поймёт, для чего предназначены те или иные элементы часов».

Для того чтобы малышу легче и приятнее было приобретать умение легко ориентироваться во времени, родителям нужно показать его ценность.

Например, временем можно заинтересовать, связав его с важными для ребёнка событиями: прогулкой, походом в кукольный театр или цирк, просмотром вечерней сказки по телевизору.

Сделайте упор на том, что время нужно знать, чтобы никуда не опоздать и ничего интересного не пропустить.

Красочный плакат поможет ребёнку осознать ценность понимания времени

Как это просто донести ребёнку?

Можно нарисовать красочный плакат, на котором будут отмечены на часах важные для малыша события: во сколько прогулка, во сколько поход в гости, во сколько начинается любимая телепередача. Снабдите плакат не только крупными изображениями часов и времени на них, но и красочными картинками, символизирующими те или иные события.

Такой же плакат можно изготовить для запоминания режима дня ребёнка. Кроха, глядя на плакат-подсказку, будет учиться не только никуда не опаздывать и делать всё вовремя, но и начнёт ориентироваться во времени. Видя, что малыш понимает, далее можно будет менять события и время: так он, не особо напрягаясь, освоит и закрепит основные навыки ориентации во времени.

А дальше можно будет смело переходить к изучению минут.

Определяем время по часам и стрелкам

Познакомив с часовой стрелкой, начинаем изучать минутную

Если малыш уже понял, что показывает часовая стрелка, то можно знакомиться с минутной:

  1. Добавьте минутную стрелку в ваши учебные часы или их макет.
  2. Расскажите, что минутная стрелка — тоньше и длиннее, чем часовая. Пусть ребёнок потренируется и хорошенько запомнит различия между двумя стрелками.
  3. Объясните крохе, что за один час минутная стрелочка проходит весь круг.
  4. Покажите, что если часовая стрелка чётко показывает один час (два, три, четыре…), то минутная стрелка всегда вверху на отметке 12. Потренируйтесь, закрепляя это понятие.
  5. Приступая изучать половину, покажите, где расположена стрелка на циферблате, в том случае, когда прошла только половина часа. Пусть ребёнок сам поместит минутную стрелку на половине часа (на цифре 6) и потренируется называть время.
  6. Далее можно переходить к изучению положения минутной стрелки, когда прошло 5, 10, 15 минут и т. д. Тут уже нужно, чтобы на учебных часах или макете часов появились изображения цифр, показывающих минуты.

Ребёнку важно научиться узнавать разное время суток

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь легко отвечать на вопрос: «Какое сейчас время суток?».

Как этому научить?

  1. Используйте красочные наглядные пособия (картинки), где доступно показано, что дети обычно делают в то или иное время.

  2. Тренируйте этот навык в повседневном общении с ребёнком: «Утром ты просыпаешься и завтракаешь, днём — играешь, обедаешь и спишь, вечером — смотришь сказку, ужинаешь и готовишься ко сну, а ночью — спишь». Предлагайте ребёнку составлять свои варианты, чем обычно занимаются утром, днём, вечером и ночью.

    Перечисляйте время суток в прямом и обратном порядке, вразброс.

После того, как кроха будет хорошо понимать и различать время суток, можно начать учить его дням недели:

  1. Расскажите ребёнку, что такое неделя.
  2. Учите ребёнка отвечать на вопрос «Какой сегодня день недели?».
  3. Объясните ребёнку о порядке дней недели. Для хорошего запоминания этого существует множество детских стихов, песенок и считалок.
  4. Тренируйтесь запоминать дни недели, используя термины «вчера», «сегодня», «завтра». Чаще спрашивайте ребёнка: «Какой день недели был вчера?», «А какой день будет завтра?». Общайтесь ежедневно на тему, что было вчера, а что собираемся делать завтра.

Игры с часами

«Игр для обучения ребёнка пониманию времени великое множество: словесные, с картинками, компьютерные. Все они будут эффективны, если их подобрать в соответствии с уровнем развития ребёнка и его предпочтениями».

Смотрите обучающее видео, которое поможет вашему ребёнку научиться понимать по часам

Предлагаем ознакомиться с простыми играми, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома:

  1. «Который час?» Возьмите учебные часы или их картонный макет, установите на них какое-то время, допустим, семь. Попросите малыша назвать, где расположена часовая стрелка (короткая). Спросите его, который час? Помогите малышу, если он не может ответить сразу, а потом спросите опять.
  2. «Который час – 2». Меняйте положение часовой стрелки и задавайте вопросы о том, сколько времени. Сначала идите вправо, по часовой стрелке, а потом, когда вы увидите, что навык закрепляется, меняйте положение стрелки в произвольном порядке.
  3. «Понарошку». Скажите ребёнку, что сейчас понарошку нужно прожить весь день. Задавайте вопросы, чем в разное время будет заниматься малыш. Пусть он связывает утренние, вечерние, дневные и ночные часы с типичными для него видами деятельности.
  4. «Сейчас шесть?». Задайте ребёнку череду вопросов: «Сейчас шесть часов?» или «Сейчас восемь?» и т. д. Ребёнок должен отвечать утвердительно или отрицательно. Можно помогать малышу наводящими вопросами. Так он будет учиться ориентироваться во времени.

«Совет. Чтобы упражнения и игры по пониманию времени не утомляли ребёнка и не навевали на него и скуку, старайтесь вводить их в реальную жизнь.

Допустим, подросшему малышу можно поручить проследить за временем, собираясь куда-то: «Напомнишь мне, что через 20 минут мы должны выйти из дому, чтобы не опоздать на представление» или «Скажешь, когда будет три часа?».

Когда готовите на кухне: «Я ставлю пирог на 30 минут. Посмотри на часы и скажи, когда он будет готов?»

Здорово понимать время и уметь пользоваться часами

Дорогие родители, не заставляйте ребёнка учить понимать по часам, пока он сам не проявит интерес. А чтобы он проявил интерес – нужно ему помочь: дать информацию для размышления – показать весёлые тематические картинки или познакомить с забавными стихами. Во время обучения старайтесь связать задания с реальной жизнью.

Пусть ребёнок как бы напоминает, который сейчас час, какое время суток и т. д. Самое лучшее – когда вам удастся выработать свой индивидуальный подход к обучению ребёнка. Тогда малышу будет интересно, и он достаточно быстро научится понимать по часам и пользоваться ими. Помните, что этот навык не приобретается за один день, а формируется постепенно.

Так что будьте терпеливы, последовательны и тогда всё получится.

Источник: //paidagogos.com/kak-nauchit-rebyonka-opredelyat-vremya.html

Как научить детей определять время по часам

Как быстро научить ребенка определять время: что такое сутки, часы и минуты?

Время — абстрактное понятие, его не пощупаешь и не попробуешь на вкус. Расскажем, как научить детей понимать время по часам, осознавать протяженность времени и правильно пользоваться такими понятиями как «час», «минута», «секунда». 

childage.ru 

Глядя на часы взрослые называют какие-то цифры и добавляют иногда к ним слова вроде «начало пятого», «четверть третьего», «пол шестого», «без пяти десять». Как во всем этом разобраться ребенку?  

Когда знакомить ребенка с часами

Что должен уметь ребенок, чтобы правильно определять время по часам:

1. Считать от 1 до 100. 

Пусть ребенок напишет на листе бумаги цифры от 1 до 60. Пока пишет, пусть проговаривает.

  • Если этот навык еще не отработан, повесьте этот лист бумаги на видное место и пусть ребенок регулярно повторяет.
  • При любой возможность показывайте малышу однозначные и двузначные числа и просите правильно их назвать.
  • Обязательно хвалите за успехи, поощряйте.

2. Считать пятерками. 

Пусть ребенок напишет цифры, желательно при этом проговаривать: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60.

  • Сочините песенку «Считаем пятерками» на любой мотив. Главное, чтобы легко запоминалось. К песне можно добавить хлопки, притопы, прыжки и т.п. Например, на все цифры, заканчивающиеся на 5 — приседаем, на 0 — встаем.
  • Регулярно пойте эту песню, чтобы ребенок хорошо усвоил счет пятерками в прямом и обратном порядке.

3. Иметь общее представление о времени.

Ребенок должен понимать значение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь». 

  • Пусть ребенок придумает и скажет, какие у него ассоциации с каждым временем суток.
  • Убедитесь, что ребенок понимает, что за ночью наступит утро, потом день и т д.
  • Можно спросить: «Что мы делаем по утрам?”, «Что происходит вечером?”, «Что ты будешь делать ночью?» и т.п.

4. Визуально распознавать числа от 1 до 12, уметь их писать.

5. Знать, что такое «до», «после», «четверть», «половина».

Если все это ваш ребенок уже знает и умеет, смело можете объяснять ему время на часах.

childage.ru

Знакомьте ребенка с понятием времени на конкретных примерах. 

  • Хлопайте с ребенком в такт секундной стрелке.

Объясните, что сейчас вы хлопаете в такт со временем.

  • Обращайте внимание ребенка на то, сколько времени нужно для выполнения того или иного дела/действия. Обязательно озвучивайте это.

Например, одна серия любимого мультфильма идет 25 минут. Засеките, сколько времени ребенок будет чистить зубы, переодеваться в пижаму и т.п.

  • Объяснить ребенку, что в сутках 24 часа.

Примерно половину из них он отдыхает и спит. Еще половина уходит на какие-то дела: завтрак, обед и ужин; игры с друзьями, детский сад или школа и пр.

  • Обратите внимание ребенка, что время движется только вперед.

Время невозможно вернуть назад. Его ход можно измерить при помощи часов.

Как познакомить ребенка с часами и научить определять время

heaclub.ru

Ребенок знает, что время можно определить по часам, но не знает, как они работают и как определить, который час, глядя на стрелки и циферблат.

1.Покажите большие настенные часы.

Лучше всего, если для обучения вы найдете большие настенные часы с тремя стрелками и дополнительными делениями. Так ребенку будет легче усвоить, как определять время по часам.

2.Обратите внимание, что стрелки неодинаковые.

Спросите, чем они отличаются (одна длиннее, вторая короче, третья самая тонкая или отличается по цвету). Скажите, что короткая стрелка – часовая, длинная – минутная, самая тонкая — секундная (есть не во всех часах)

3.Покажите, как двигаются стрелки.

Объясните, что значит «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Установите обе стрелки на 12 и покажите, как они ходят.

4.Объясните, что значит «ровно час».

Скажите ребенку, что минутная (большая) стрелка главнее (она же больше!), она подталкивает маленькую. Когда большая стрелка на цифре 12, это значит «ровно час».

  • Оставьте большую стрелку на 12, а маленькую передвигайте на 1, 2, 3…, называя при этом время. «Сейчас ровно час», «Сейчас ровно два часа», «Сейчас ровно…» Попросите ребенка повторить это с другими значениями, переставляя маленькую стрелку.

Дайте ребенку время, чтобы хорошо усвоить то, что вы ему рассказали. Закрепите это на простых упражнениях.

  • Придумайте вместе с ребенком ассоциации на каждую цифру. Например: «Сейчас ровно пять часов, папа закончил работы и собирается домой», «Сейчас шесть часов, можешь посмотреть свой любимый мультфильм», «Сейчас девять часов вечера, пока чистить зубки и готовиться ко сну». 
  • Вместе с ребенком составьте режим дня. На каждый час придумайте определенное занятие. Можно нарисовать самодельные часики или вырезать соответствующие картинки. В нашем мастер-классе «Режим дня Настоящего космонавта» есть шаблон для распечатывания.
  • В течение дня обращайте внимание малыша на настенные часы, когда стрелки приближаются к нужным отметкам.

childage.ru

5. Объясните, что значит «час», «минута», «секунда».

Покажите циферблат, разделенный на маленькие деления (см. картинку выше). Проходит ровно час, пока минутная стрелка сделает полный оборот по циферблату.

  • Секунда короче минуты. В одной минуте 60 секунд.

Продемонстрируйте ребенку, что секундная стрелка за 1 минуту делает один оборот, пробегает весь циферблат. 

sonyaclub.ru

Увидеть циферблат — это не значит понять и почувствовать время. Обязательно придумайте и выполните с малышом упражнения, чтобы он увидел на конкретном примере, что можно успеть сделать за одну минуту.

  • Предложить нарисовать как можно больше кружков на листе бумаги. Поставьте на телефоне секундомер или используйте песочные часы для контроля времени. Сравните, сколько кружочков малыш успел нарисовать за 1 минуту, за 2 минуты, за 3.
  • Понаблюдайте за секундной стрелкой. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка смещается только после того, как секундная сделает полный оборот на циферблате.
  • Отметьте вместе с ребенком, где на циферблате находится в данный момент минутная стрелка. Затем предложите порисовать, поиграть или посмотреть мультфильм. После этого снова вернитесь к часам и пусть ребенок сравнит, где сейчас находится минутная стрелка. Сколько времени прошло, пока он занимался своими делами?

6. Объясните, что значит «пол часа», «четверть часа».

  • Ребенок уже усвоил, что час — это 60 минут. Значит, пол часа — это половина этого времени, т.е. 30 минут.
  • Объясните ребенку, что минутная стрелка может показывать «четверть часа», т.е. 15 минут пройденного часа. Четыре раза по 15 минут — вот и целый час прошел.

7. Объясните двойное значение цифр. 

  • Расскажите, что минутная стрелка преодолевает отрезок от одной цифры к другой за 5 минут. 
  • Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, цифра 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. Поставьте минутную стрелку на 4 и скажите: «Сейчас 20 минут». Затем покажите минутной стрелкой на 5 и скажите: «Теперь 25 минут».
  • Пройдитесь по всему циферблату, напевая песенку «Считаем пятерками».

8. Научите ребенка «читать» обе стрелки одновременно.

  • Начните с простого: 12:30, 3:15, 4:45. Обратите внимание, где находится часовая и минутная стрелки. Проговорите, сколько сейчас времени.

9. Научите определять минуты, не кратные пяти.

  • Если ребенок уяснил пятиминутные интервалы, добавьте между ними промежуточные метки. Точечками или маленькими циферками разделите расстояние между 12 и 1.Попросите ребенка заполнить остальные минуты, одновременно считая вслух.
  • Укажите минутной стрелкой на минуту, не кратную пяти, а часовой на час. Определите время вместе с ребенком. Повторяйте и тренируйтесь, пока он не поймет, как читать временные отметки на часах.

Чтобы понять, насколько хорошо ребенок разобрался в принципе определения времени, попросите его передвинуть стрелки по вашему заданию. Например, «Покажи шесть минут третьего», «Сейчас ровно час дня. Через 13 минут нам нужно собираться на прогулку. Покажи на часах, где будут располагаться стрелки в этот момент» и т.п.

Как объяснить ребенку время: игры с часами

Превратите обучение в увлекательное занятие творчеством и поиграйте с часами. Когда ребенок сделает часы своими руками, он лучше и быстрее запомнит все, что вы ему рассказывали о стрелках, минутах и секундах, сможет тренироваться в любое время, когда у него будет желание.

«Умные часики»

Простое игровое пособие, которое можно сделать из бумаги вместе с ребенком. Ребенок быстро научится понимать время по часам и сможет без труда называть, сколько минут показывает стрелка, ведь самодельные часики ему в этом помогут подсказками.

pinterest.com

Вам понадобится:

  • цветная бумага 2-х цветов;
  • циркуль или любой предмет круглой формы, который можно обвести;
  • ножницы;
  • клепка для фиксации стрелок.

1. Вырежьте из цветной бумаги два круга одинакового размера, но разного цвета. Это двойной циферблат.

2. Верхний круг пронумеруйте 1, 2, 3… 12 (часы), а нижний 05, 10, 15, 20… 60 (минуты).

3. Сделайте надрезы между цифрами на верхнем круге, чтобы можно было отогнуть бумагу и увидеть цифру, обозначающую минуты.

4. Вырежьте стрелки. Минутная стрелка по цвету должна соответствовать нижнему кругу и быть длиннее, часовая стрелка — в цвет верхнего круга и чуть короче по размеру. Это ВАЖНО!

5. Зафиксируйте стрелки так, чтобы их можно было двигать.

Потренируйтесь, двигая стрелки. Если ребенок затрудняется ответить, сколько времени показывают часы, разрешите ему отогнуть бумажку и подсмотреть. Не стыдите, если он ошибся или задумался. Акцентируйте внимание на успехах, чаще хвалите.

Полученные знания нужно закреплять на практике. Побуждайте ребенка озвучивать время как можно чаще. Например, «Через 5 минут приходи обедать», «Напомни мне через 10 минут, чтобы я выключила чайник», «Через полчаса начнется твой любимый мультфильм», «Через два часа вернется с работы папа» и т.п.

Так ребенок научится быстро и точно определять время по часам и планировать свое личное время, придерживаться режима дня, никуда не опаздывать.

Уважаемые читатели! Расскажите, как вы помогали своему ребенку подружиться со временем и познакомиться с часами. В каком возрасте ваш ребенок научился определять время по часам?

Источник: //rastishka.by/articles/kak-nauchit-detej-ponimat-vremya-po-chasam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.