Гиперактивные дети: что делать с непоседливым ребенком, как воспитывать и нужно ли лечить – советы психолога родителям

Гиперактивный ребенок: чем опасен синдром дефицита внимания? Могут ли дети с СДВГ успешно учиться и не угрожает ли гиперактивность их здоровью?

Гиперактивные дети: что делать с непоседливым ребенком, как воспитывать и нужно ли лечить – советы психолога родителям

Advertisement

Причиной психологических и поведенческих расстройств у ребенка может выступать синдром дефицита внимания, который часто сопровождается гиперактивностью.

По статистике нарушения работы ЦНС, провоцирующие чрезмерную подвижность, невнимательность и раздражительность детей, диагностируются у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек.

Патологические изменения в поведении поддаются терапии, а методы психологической коррекции способствуют успешной адаптации ребенка в обществе.

Как отличить гиперактивность от активности?

Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру.
  • Сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее.
  • Отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям.
  • Дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.

Проявляться такое расстройство в возрасте двух лет. Однако существуют некоторые признаки гиперактивного ребенка, которые можно заметить и в год. Часто взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока карапуз не вырастает. Тогда от него начинают ожидать большей самостоятельности. Однако проявить ее малыш не в силах из-за нарушений психического развития.

Синдромом дефицита внимания чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с СДВГ составляет только 10%.

Взрослые доказали: СДВГ у детей — это диагноз

Долгое время синдром дефицита внимания и гиперактивность (сокращенно СДВиГ, но чаще всего — СДВГ) не считались медицинскими диагнозами, а рассматривались исключительно как поведенческая особенность некоторых детей, корректировать которую можно исключительно педагогическими методами.

С середины 1970-х годов подход к СДВГ изменился — многочисленные исследования показали, что в природе возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребятишек лежат генетические и физиологические причины — а значит, и сам синдром имеет прямое отношение не только к педагогике и психологии, но и к медицине в целом.

Среди основных причин возникновения СДВГ у детей особенно выделяют следующие обстоятельства:

  • Нехватка в организме ребенка определенных гормонов;
  • Перенесенные травмы и инфекционные заболевания;
  • Хронические заболевания матери во время беременности;
  • Любые заболевания у младенца, сопровождающиеся высокой температурой и нарушением работы мозга и/или нервной системы.

В среднем около 3-7% всех детей во всем мире живут с синдромом дефицита внимания и диагнозом гиперактивность. Причем мальчиков среди них в 2-4 раза больше, чем девочек.

Несмотря на то, что в наше время существуют уже не только психолого-педагогические методы воздействия на СДВГ, но и медико-фармакологические, до сих пор детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, поддающимся лишь некоторой коррекции в старшем возрасте.

Среди взрослых существует немало людей, вполне соответствующих описанию больных СДВГ, однако в силу относительной «юности» этого недуга, редко кого из этих взрослых называют гиперактивными. Чаще всего их причисляют к «породе» резких, взбалмошных, эксцентричных, импульсивных людей «со странностями»…

Почему ребенок гиперактивный?

Причин такого расстройства много. Самыми распространенными из них являются:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
  • Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
  • Прием матерью наркотиков, алкоголя.
  • Травмы головы, возникающие во время родов.
  • Тяжелые или преждевременные роды.
  • Скудный или неправильный рацион питания крохи.
  • Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
  • Конфликты внутри семьи.
  • Авторитарный стиль воспитания.

Причины гиперактивности у детей

Повышенная возбудимость обычно отмечается у малышей, чьи родители имеют холерический склад характера. Дети, как правило, лишь копируют поведение в более выраженной форме.

Если рассматривать признаки гиперактивности у ребенка до года, то отмечается явная тенденция к генетической расположенности передачи этой патологии. Приблизительно 45% родителей гиперактивных малышей в детстве перенесли это состояние.

В большинстве случаев сбои в мозговой активности закладываются внутриутробно. К формированию патологии могут привести следующие факторы:

  • Тяжёлая беременность;
  • Нездоровый образ жизни или курение матери в период ожидания малыша;
  • Стрессы и переживания, испытываемые будущей матерью;
  • Внутриутробная асфиксия;
  • Токсикозы во время вынашивания плода;
  • Гипоксия.

Реже болезнь может зарождаться в результате тяжёлого течения родов. На её возникновение способны повлиять такие явления, как:

  • Очень длительные схватки или потуги у роженицы;
  • Использование медикаментов для стимуляции родов;
  • Появление на свет малыша на сроке до 38 недель.

В исключительных случаях гиперактивность появляется по другим причинам, никак не связанным с рождением. Патология может возникнуть, если присутствуют такие факторы:

Источник: //gb4miass74.ru/bolezni/giperaktivnyj-rebenok.html

Гиперактивный ребенок

Гиперактивные дети: что делать с непоседливым ребенком, как воспитывать и нужно ли лечить – советы психолога родителям

В медицинской практике геперактивность — это сложное поведенческое расстройство, которое не требует какого либо медицинского вмешательства и проявляется в раннем дошкольном возрасте.

Расстройство может повлиять на успехи ребенка в школе, отразиться на межличностных отношениях, быть заметным по чрезмерной психической и моторной активности.

Признаки расстройства у разных детей могут обнаруживаться по- разному. У большинства детей расстройство связано со спонтанными реакциями, которые ребенок не может подавить. Реакции влияют на подвижность ребенка, его речь и внимание. Считаются признаками неуравновешенной нервной системы, в среде взрослых называются чрезмерной эмоциональностью.

При гиперактивности ребенок испытывает трудности с концентрированием внимания, не может сидеть на месте, ждать очереди. Он выкрикивает ответы раньше других детей, тянет руку, чтобы первым ответить на вопрос, проявляет неорганизованность, рассеянность и забывчивость.

Из-за сверхактивности ребенок плохо успевает в школе, не способен качественно выполнять поручения, он много двигается, много разговаривает, прерывает разговор сверстников и взрослых.

Признаки и симптомы расстройства, как правило, начинают проявляться в возрасте до семи лет. Их можно спутать с другим расстройством — синдромом дефицита внимания, а так же нормальным поведением ребенка.

Поэтому, если родители заметили у ребенка один или несколько признаков расстройства — это не значит, что ребенок — гиперактивен.

И напротив, если признаки присутствуют во всех ситуациях — дома, в школе, при внеклассных занятиях и на прогулках — пришло время поближе познакомиться с психологом и врачом.

Причины гиперактивности у ребенка

Первопричинами гиперактивности могут выступать:

• различные инфекции;

• родовые травмы, трудные роды, роды раньше или позже срока;

• отравление тяжелыми металлами и опасными для здоровья химикатами;

• неправильное питание, плохой распорядок дня.

Исследования доказывают, что гиперактивность чаще проявляется у мальчиков. Она может сопровождаться нарушением режима сна, энурезом, различными нарушениями речи, сердечными расстройствами. Расстройство часто встречается в рамках синдрома дефицита внимания.

Основные признаки гиперактивности:

1. У ребенка практически всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Он не может сидеть на стуле, встаёт, вертится, ерзаёт, крутится, теребит одежду, когда должен спокойно сидеть.

2. Ребенок проявляет высокую двигательную активность без какой-либо причин. Он бесцельно бегает, прыгает, залезает на стулья, диваны, кресла, причем даже в тех ситуациях, когда этого нельзя делать.

3. Ребенок не может сосредоточиться на игре, тихо и спокойно заниматься чем либо. Он кричит, пищит, выполняет резкие неосознанные движения.

4. В разговоре ребенок очень несдержан, не может до конца выслушать вопрос, отвечает на вопросы не в впопад, не задумываясь.

5. Ребенок не может стоять и дожидаться очереди в любых ситуациях, начинает нервничать и капризничать.

6. Ребенок мешает другим детям, пристаёт к окружающим, вклинивается в чужую игру, мешает своим поведением.

7. Ночью и днём ребёнок очень неспокойно спит, переворачивается с одного бока на другой, сбивает простыню, сбрасывает одеяло и при этом любит позу калачиком.

8. Ребенок неспособен распознать чужие потребности и желания.

9. Ребенок склонен к эмоциональным потрясениям и не может контролировать эмоции — как хорошие, так и плохие. Ребёнок может испытывать гнев в неподходящее время или закатывать истерики, при чем совершенно без причины.

10. Ребенок проявляет интерес ко многим вещам, но практически всегда имеет проблемы с пониманием вещей. Например, он начинает интересоваться рисованием, но оставляет незаконченным рисунок и и переключается на игру в мяч, при этом полностью теряя интерес к рисованию.

11. Ребенок неспособен концентрировать внимание, даже тогда, когда к нему обращаются смотря в лицо. Он слышит речь, но не может повторить разговора, или того, что было сказано ему.

12. Ребенок часто делает ошибки по невнимательности.

Симптомы и отклонения выясняются специалистами путем наблюдения и оценки ребенка и его действий.

Дефицит внимания и гиперактивность у ребенка

Если окружающие утверждают, что ребёнок гиперактивен, это может означать что у него присутствует так же синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов — психолога, психотерапевта и детского врача.

Врач в процессе обследования так же постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.

Если врач определяет, что ребенок имеет СДВГ, он предлагает родителям помочь в решении проблемы. Многим детям назначаются лекарства, помогающие контролировать поведение.

На текущий момент существует огромное количество медикаментов, которые могут полностью вылечить это состояние.

Медицина может помочь детям: фокусировать внимание, успокоить нервную систему, уравновесить поведение, улучшить память и внимание.

Некоторые лекарства ребёнок будет принимать только перед школой, некоторые — каждый день в рамках проведения лечебного курса. Назначить лечение может только врач, после консультаций с родителями.

Детям, имеющим СДВГ, нужна не только медицина, но и изменение образа жизни. В этом случае терапевт и психолог может предложить родителям индивидуально разработанный план по изменению образа жизни, дать рекомендации о том, что будет полезно, а чего следует избегать.

Детям так же очень полезна релаксация и поведенческая терапия. В релаксотерапии врач научит ребенка расслабляться, успокаиваться, делать глубокие дыхательные упражнения, расслаблять различные группы мышц. Поведенческая терапия может научить детей ставить перед собой цели и достигать их.

Если ребенок геперактивен (то есть поставлен именно такой диагноз), об этом обязаны знать не только родственники и врач, но и учителя школы, которую посещает ученик.

Тогда ребенок сможет получить дополнительную помощь в учебе, если это необходимо.

Школа может предложить родителям индивидуальный план обучения, спокойное место в классе, предоставить дополнительное время для выполнения заданий.

В большинстве случаев дети имеющие СДВГ имеют нормальное, счастливое детство, а при правильном подходе полностью устраняют недуг.

Очень важно знать, как проявляется гиперактивность на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Однако родители должны понимать, что большинство признаков могут характеризовать совершенно другую патологию, например неврастению.

Поэтому самостоятельно диагностировать или делать выводы категорически запрещается. При подозрении на гиперактивность у ребенка следует обратиться обязательно к врачу.

Признаки гиперактивности у малышей до года

Первые симптомы заболевания могут проявиться у новорожденного.

Кроха отличается: излишней возбудимостью; бурным реагированием на разнообразные манипуляции; излишней чувствительностью к внешним раздражителям – звуку, яркому свету; нарушенным сном (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует); отставанием в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца); запоздалым развитием речи. Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин капризного поведения — прорезывание зубов, изменение питания и другие.

Симптомы гиперактивности у детей 2-3 лет

Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы патологии. У ребенка в 2 года нарушение характеризуется следующими признаками: неусидчивость; большое число лишних движений у малыша; хаотичность движений; задержка речевого развития; моторная неловкость.

Признаки гиперактивности у дошкольников

В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей. Однако у ребят с СДВГ они значительно обостряются. В этом возрасте большинство детей идут в садик.

Родителям следует обратить внимание на мнение воспитателей.

У детей дошкольного возраста проявляется заболевание следующими признаками: неусидчивость; невнимательность; непослушание; трудности при укладывании спать; замедленное развитие внимания и памяти.

Проявления гиперактивности у младших школьников

У гиперактивных детей с увеличенными требованиями психических и физических нагрузок нервная система не справляется. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния.

Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются: невозможность сконцентрировать внимание; неспособность сидеть на одном месте некоторое время; затруднение выслушивания взрослого; неуравновешенность; заниженная самооценка; вспыльчивость; головная боль; нервный тик; возникновение разнообразных фобий (страхов); энурез. Симптоматика гиперактивности у подростков

Ребята обладают прекрасным интеллектом, но при этом отличаются плохой успеваемостью. Причины кроются в невнимательности. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык. Ребята склонны к различным конфликтам. Их отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.

Положительные эффекты у детей с гиперактивностью

Помимо проблем, у синдрома дефицита внимания присутствуют положительные моменты. В ходе многочисленных исследований удалось выяснить, что дети с СДВГ, как правило, являются:

1. Очень креативными и творческими. Ребенок, который мечтает и имеет в своей голове десятки разных мыслей может в будущем стать великим мастером, решающим сложные задачи и выбрасывающим фонтан идей. Дети с СДВГ могут легко отвлекаться, но в отличие от других видят то, чего другие не замечают.

2. Очень гибкими и изворотливыми. Ребенок может одновременно рассматривать несколько вариантов решений вопроса и открыт для различных идей.

3. Энтузиастами. Дети с СДВГ редко бывает скучными. Их интересует огромное количество вещей и яркие личности. Они притягивают к себе окружающих, имеют огромное количество друзей.

4. Очень энергичными и не предсказуемыми. Когда дети мотивированы какой-либо идеей, они работают и исполняют задания гораздо быстрее, чем обычные дети. Их бывает сложно отвлечь от решения задачи, если они в ней заинтересованы и если она связана с активным образом жизни.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень интеллектуальными и художественно одаренными.

Как отличить активность от гиперактивности?

Родители нередко задаются вопросом — что такое гиперактивность, и чем она отличается от обычной активности. Как определить самостоятельно патологию?

Гиперактивный ребенокАктивный ребенок
Кроха постоянно пребывает в движении, неспособен контролировать себя. При сильной усталости и неспособности двигаться дальше, истерит и плачет.Малыш не сидит на одном месте, любит подвижные игры. При заинтересованности способен долго собирать пазлы или слушать книжку.
Говорит быстро и много. Часто не дослушивает и перебивает. Редко выслушивает ответы на заданные вопросы.Много и быстро говорит. Задает множество вопросов.
Ребенка сложно уложить спать. Сон у малыша беспокойный. Не редкость для ребенка кишечные расстройства, аллергии.Нарушения пищеварения и сна встречаются редко.
Малыш неуправляем постоянно. Он не реагирует на ограничения и запреты. Его поведение в различных условиях активно.Активность проявляется не везде. Непоседливый дома, малыш спокойно ведет себя в гостях или в садике.
Кроха сам провоцирует конфликты. Не способен контролировать агрессию – кусается, дерется, толкается. В ход может пускать любые средства: и камни, и палки.Кроха неагрессивен. В пылу конфликта способен дать сдачу. Но самостоятельно скандалы не провоцирует.

Советы психологов

Психологи всего мира считают, что если у детей наблюдается признаки гиперактивности, обусловленные поведенческим расстройством — их следует устранять, чем раньше, тем лучше. Это позволит избежать разочарований и трудностей, которые могут возникнуть от низкой самооценки, а так же трения и стресса накапливающего у семьи и окружающих.

Если у ребенка обнаружены симптомы гиперактивности, которые схожи с СДВГ, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного врача и психолога. Вы сможете вовремя устранить гиперактивность, применив простые общедоступные меры.

Вариантов устранения этой особенности сегодня существует огромное множество. В качестве терапевтических мер может быть назначено изменение диеты, комплекс физических упражнений, изменение домашней обстановки, посещение детских кружков, любые другие отвлекающие факторы, которые позволят свести проблему к минимуму.

1. Четко организовывать распорядок дня ребенка и не менять его на протяжении продолжительного времени. В этой ситуации ребенок сможет приобрести необходимые рефлексы, например, ложиться спать после прочитанной сказки.

2. Создать для ребенка спокойную, предсказуемую обстановку, без каких- либо раздражителей. Это позволит минимизировать случаи выброса энергии.

3. Организовать для ребенка активный физический режим с посещением спортивных секций и занятий.

4. Не ограничивать ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это даст возможность расходовать лишнюю энергию.

5. Гиперактивного ребёнка нельзя наказывать, заставлять долго сидеть на месте или выполнять какую либо утомительную работу.

Устранение проблем гиперактивности у детей — это выполнимо. Ребенку следует давать расходовать излишнюю энергию вне стен учебных заведений, пробуждать интерес к учёбе и творчеству.

Гиперактивный ребенок требует много сил и внимания от взрослых. Ребенка необходимо всегда слушать, помогать ему закончить начатые задачи, учить быть усидчивым.

Гиперактивным детям нужны эффективные стратегии воспитания, развивающие структурность, систематичность и четкое взаимодействие с окружающим миром.

Им нужны награды и поощрения, большое количество родительской любви, поддержка и одобрение.

Вы можете получить информацию по интересующему вопросу, отправив сообщение на электронную почту psyddu@yandex.ru

Источник: //ddu66.ru/stranichka-psihologa/giperaktivnyiy-rebenok

Несколько самых распространенных мифов о СДВГ

Гиперактивные дети: что делать с непоседливым ребенком, как воспитывать и нужно ли лечить – советы психолога родителям

Л. Ю. Баскакова-Перминова, психолог ППМС–Центра Василеостровского района

Вы еще не знакомы с этой замысловатой аббревиатурой? Вероятно, у Вас нет (или пока нет) маленького непоседы, про которого Юнна Мориц в своем стихотворении написала так:

К нам прискакал веселый чёртик,Он кувыркался и плясал,Он ел мороженое, тортик,

Рога копытами чесал!

Хвостом он бил по барабану,Потом он делал ход конем,Потом он бегал по дивану,

Покуда не заснул на нем.

Мы сняли с чёртика одёжки,Копыта сняли, хвост и рожкиИ увидали, что чертёнок-

Наш обожаемый ребёнок!

Неправда ли, очень похоже на гиперактивного ребенка? И быстр, и вид деятельности меняет без конца, и до конца ничего не доводит, и поесть на ходу что-нибудь не очень полезное любит, и с укладыванием в кровать проблема. А заснул – просто ангел. Хотя бывает, что и спит не очень спокойно. Может все дело в воспитании?

Сегодня на просторах паутины можно встретить такое количество информации и о воспитании, и об этом пресловутом СДВГ, что запутаться в ней (информации, а не паутине) может любой родитель, даже тот, кто в детстве сам был усидчивым и послушным.

Это разнообразие порождает в геометрической прогрессии всякие мифы, толки, народные рецепты и т.п.

Дошло до того, что в 2002 году был опубликован Международный Консенсус по СДВГ, подписанный 84 экспертами, направленный на противодействие искажению представления об этом расстройстве в прессе.

Так что же это за напасть такая?

СДВГ – синдром дефицита внимания (и) гиперактивность, основными проявлениями которого являются импульсивность, сверхподвижность, часто, но не всегда невнимательность при полной интеллектуальной сохранности. Уточним, что под этим понимается:

Дефицит внимания проявляется в трудности его удержания усилием воли, в снижении его избирательности, то есть ребенку трудно отделить главное от несущественного, а также в повышенной переключаемости внимания с одной деятельности на другую (при этом цель самой деятельности и интерес к ней могут легко теряться).

Импульсивность – отставание осмысления своего поведения. При повышенной импульсивности (спонтанности, внезапности) человек сначала осуществляет действие, затем думает о его необходимости. Это происходит как необъяснимый, с точки зрения логики, порыв, толчок, импульс.

Гиперактивность (сверхподвижность) заметна в поведении как расторможенность движений, их повышенная частота, суетливость, болтливость. Часто дополнительно наблюдаются трудности координации движений, удержания равновесия.

Также необходимо добавить характерные эмоциональные нарушения, проявляющиеся неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам, проигрышам и т.п.

Вот такой непростой набор качеств получился. Естественно, что у каждого конкретного ребенка с СДВГ этот набор может сильно варьироваться. Это обстоятельство дополнительно увеличивает количество разнообразных представлений и мифов об этом расстройстве.

Постараемся во всех мифах разобраться постепенно, опираясь на современные научные данные. Итак:

Миф 1. СДВГ (Синдром дефицита внимания (и) гиперактивность)- это просто такой набор симптомов – особенностей поведения, который зачастую можно встретить у любого подвижного ребенка.

Нет. Название не совсем точно отражает суть. В медицине синдром – это совокупность симптомов. Один и тот же синдром может проявляться при разных заболеваниях. А Синдром дефицита внимания (и) гиперактивность – это именно болезнь, имеющая в МКБ-10 (Международной классификации болезней), определенный шифр. Соответственно у любого ребенка её встретить нельзя.

Диагноз может поставить только врач – невролог или психиатр. Поэтому постарайтесь не приклеивать заранее своему ребенку «ярлык» и рассказывать всем окружающим об этом: « Он у меня такой гиперактивный, сдвгэшник!» Ведь детям может быть просто обидно, слышать о своей нестандартности от самых близких людей.

К тому же они многие вещи воспринимают буквально и подсознательно стремятся оправдать ожидания своих родителей.

Миф 2. Врач, осмотрев ребенка, убедится в очевидных особенностях его поведения и сразу сможет поставить диагноз, назначит медикаментозное лечение.

Не верно. Необходимо длительное наблюдение, иногда несколько месяцев, возможно назначение специальных исследований, например ЭЭГ головного мозга, компьютерная томография, краниография и т.п.

Связанно это с тем, что изолированно, «чистый» СДВГ бывает довольно редко, зачастую это заболевание сочетается с различными другими психическими или неврологическими расстройствами детского возраста.

Основным методом диагностики является клиническое интервью, то есть беседа врача с родителями, также используются специальные опросники и психологическая, нейропсихологическая диагностика. Только после установления точного диагноза и по индивидуальным показаниям – назначение серьезных лекарств.

Миф 3.Раз это болезнь – можно вылечить таблетками.

Не так все просто, одна медицина не поможет. Проблема мультидисциплинарная, биопсихосоциальная, для ее решения необходимо привлечение специалистов – психологов, педагогов, логопедов, учителей, дефектологов, тренеров и др.

Только комплексные меры, направленные и на биологическую коррекцию, и на изменение взаимоотношений с ребенком ближайшего окружения, и на развитие его эмоционально-личностной сферы может принести в отдаленном времени результаты.

Миф 4. СДВГ может быть только у дошкольников и младших школьников, станет старше и «всё пройдет».

Верно только отчасти. Да, действительно, очевидное проявление – гиперактивность с годами снижается, и к подростковому возрасту, 14-16 годам, практически сходит на нет.

Но дефицит внимания, импульсивность, эмоциональные нарушения никуда не исчезают, если их не корректировать с раннего детства. Из-за этого, став взрослее, такие люди больше подвержены риску несчастных случаев, ДТП, стать зависимыми от алкоголя, наркотиков, попасть в дурную компанию.

У них могут быть конфликты на работе, дома, частая смена партнеров, разводы и т.п. Жить рядом с таким человеком ох как не просто!

Миф 5. СДВГ у мальчиков встречается чаще.

Да, верно. Из 5-10% детей от общей популяции (в источниках приводятся различные данные), страдающих этим расстройством мальчиков больше, чем девочек. Зато у девочек чаще встречается менее заметная окружающим форма этого заболевания – СДВ – синдром дефицита внимания без гиперактивности. Правда, им от этого не легче: поведение в норме, а вот с учебой могут быть сложности.

Миф 6. Это расстройство передаётся по наследству.

Не совсем. Скорее играет роль предрасположенность к этому расстройству. Но СДВГ не наследуется, и это не генетическое заболевание. Научные исследования выявили некоторую связь полиморфизма генов DAT1 и DRD4, но в целом генетическая теория не подтвердилась.

Миф 7. СДВГ – это новый, «модный» диагноз, появившийся совсем недавно и теперь слишком часто выставляемый.

Отчасти да. Название диагноза в том виде, в каком он закреплен сейчас в МКБ, появилось в начале 80-х годов за рубежом, а у нас эта тема активно стала подниматься только в конце 90-х.

Хотя само расстройство известно со времён Гиппократа, только развитие медицинской диагностики позволило выделить его к 70- м годам XX века как гиперкинетический синдром.

Проблема гипердиагностики (опять эта приставка

ГИПЕР – !), то есть не всегда оправданной и поспешной диагностики (см. Миф 2), действительно существует. Ведь четких методов, лабораторных исследований, позволяющих однозначно сделать заключение, нет.

То есть они есть, но у детей с СДВГ результаты мало чем отличаются от среднестатистических. Забили тревогу, кто бы вы думали? Конечно, зарубежные страховые медицинские компании. Уж больно часто стал выставляться этот диагноз в последние десятилетия.

А лечение с реабилитацией длительное, дорогостоящее.

Миф 8. Эти дети не больны, а просто дурно воспитаны.

Нет, дело не только в воспитании. СДВГ всё-таки болезнь. Но учитывая этот факт, родителям необходимо прикладывать большие усилия, чтобы подобрать специальные воспитательные, обучающие приемы, подходящие именно их ребенку и действительно «работающие». Это длительный, кропотливый труд, эффект дающий не сразу.

Необходимо понимать, что родители, школьные учителя, столкнувшиеся с этой проблемой, часто испытывают невыносимо тяжелые чувства беспомощности, собственной несостоятельности, вины, стыда, злобы, даже агрессии к ребенку. Им самим подчас нужна помощь и поддержка.

Миф 9. «Они бесчувственные, злые, агрессивные»

Нет, конечно. Дети сильно переживают свои неудачи в играх, в общении с ровесниками, в учебе. Они часто дерутся, дерзят, оговариваются, вмешиваются туда, где их не просят, не могут дождаться своей очереди, не умеют проигрывать.

Но все это не от злобы и дурных намерений, а из-за несовершенства эмоциональной и волевой сфер, повышенной импульсивности. Их необходимо обучать специальным приемам выражения агрессивных реакций социально допустимыми способами.

Миф 10. Гиперактивные дети, как батарейка в одном известном рекламном ролике, -выносливы и не чувствуют усталости, имеют меньшую потребность во сне.

Со стороны так может показаться. Но это происходит из-за перевозбуждения отдельных участков коры головного мозга, торможение в необходимый момент не включается. Ребенок и рад бы остановиться, да не может, уже и организм на пределе, а он все скачет.

Истощение нервной системы порождает еще большую внешнюю, иногда совершенно бессмысленную, активность.

Вот почему так важно нацеливать детей на соблюдение строгого режима дня, достаточно спать, во время есть, чередовать подвижные виды деятельности и спокойные.

Миф 11. Хорошая школьная успеваемость им даже и не снилась.

При правильной организации учебного процесса, такие дети могут проявить все свои способности и прекрасно справляться с учебой, ведь мышление у них сохранно и интеллект может быть очень высоким.

Родителям необходимо устанавливать контакт с учителями, контролировать выполнение домашних заданий. Если ребенок «пропустил мимо ушей» новую тему, не ругать, а вместе с ним попробовать ее разобрать еще раз.

Для этого можно использовать дробную подачу материала, небольшими частями, с необходимым количеством повторений, с подключением мнемонических техник.

Конечно, для родителей (да и для педагогов) это дополнительная нагрузка, но кто обещал, что растить и воспитывать детей легко? Ведь усилия обязательно вознаградятся! В любом случае, необходимо развивать в ребенке его сильные качества, способности. Выбрать вместе с ним такую деятельность, где он сможет реализоваться.

Миф 12. Зато непоседы имеют все шансы успевать много разных дел одновременно, как Юлий Цезарь.

Вот это сомнительно. Человек в принципе может переработать только 3-4 канала информации, чаще всего 1-2. А у людей с СДВГ страдает как раз избирательность восприятия, внимания.

Они могут быстро переключаться, действительно хватаются за разные дела, но до конца их не доводят, теряют интерес и цель.

Детей необходимо ориентировать на последовательное выполнение несложных действий, учить составлять план работы, распорядок и т.п.

Миф 13. Это новое поколение, «new generation», обладающее экстрасенсорными способностями, особой аурой синего спектра – «дети – индиго».

Из области фантастики. Термин впервые ввели экстрасенс Нэнси Энн Тэпп, а также американские психологи Ли Кэрролл и Джен Тоубер.

В книге «Дети индиго» они говорят о «новой расе» людей, по-иному перерабатывающих информацию, не терпящих авторитетов, идущих против догм и устоявшихся правил.

Обладая телепатическими способностями, они выведут, якобы, человечество на новый уровень развития. Заманчивая идея.

Миф 14. «Все беды с поведением из-за того, что современные дети едят много всякой «гадости» – конфет, напитков, чипсов с большим количеством вредных красителей, консервантов.

Гипотеза о том, что некоторые химические добавки, особенно яркие красители, приводят к ухудшению поведения детей из-за специфической пищевой аллергии, не подтвердилась в полной мере. Но рациональное питание, безусловно, будет большим преимуществом для вашего ребенка. Привычка правильно, сбалансировано питаться поможет сохранить здоровье с детства.

К тому же стоит задуматься, если ребенок постоянно желает всяких вкусностей, возможно, это от подсознательного стремления «заесть» неудачи и неприятности, или у него просто в жизни мало разнообразия и интересных событий.

Переключите внимание маленького сладкоежки на новую совместную деятельность: поиграйте на свежем воздухе в мяч, сходите на детский спектакль, или нарисуйте картину маслом…

Вы убедились, что мифов и предрассудков, связанных с СДВГ много, этот список можно продолжать до бесконечности. Хотелось бы, чтобы эта статья послужила для Вас некоторым ориентиром на пути к гармоничным отношениям с Вашим таким непоседливым, но обожаемым ребенком. Снимайте с него скорее «копыта, хвост и рожки»! Хотя нет, скорее не получится, – постепенно, планомерно. Удачи и терпения!

Источник: //pms-centr.spb.ru/main/roditelyam/mify-o-sdvg

Гиперактивный ребенок: что делать родителям. Советы психолога. -ПМПК -Для родителей -Меню

Гиперактивные дети: что делать с непоседливым ребенком, как воспитывать и нужно ли лечить – советы психолога родителям

    Что такое гиперактивный ребенок

   Когда речь заходит о детской гиперактивности, следует понимать, что этот термин означает нарушение нервной системы малыша, а значит это заболевания и оно должно подвергаться лечению. Иногда гиперактивность появляется сразу при рождении ребенка.

Это состояние не считается заразным, скорее оно имеет генетическую природу и возникает вследствие некоторых негативных факторов (например, родовая травма и прочее). Часто гиперактивность у детей является признаком того, что малышам не хватает внимания.

Стараясь обратить на себя внимание взрослых, они вытворяют порой самые необычные вещи, могут быть чересчур импульсивными, неусидчивыми, и редко задумываются о результатах своего поведения.

Таким детям сложно концентрировать внимание, они хуже запоминают различную информацию, позднее начинают читать и имеют определенные сложности в учебе.

   Почему дети бывают гиперактивными

   Если ваш ребенок представляет собой сгусток энергии и заставить его сидеть на месте вам не представляется возможным, значит, вероятнее всего, у него имеется синдром недостатка внимания и гиперактивности.

С одной стороны, это не так уж и плохо, психологи утверждают, что гораздо страшнее, когда ребенок совершенно не проявляет активности и его обычное состояние – спокойствие. Например, практически все дошкольники в детском саду и на игровой площадке ведут себя резво и бойко.

Однако, если гиперактивность вашего малыша вызывает некоторые проблемы в школе, мешает ему учиться, строить отношения со сверстниками, то возникает необходимость посетить педиатра и невропатолорга.

Синдром гиперактивности у детей является одним из самых распространенных заболеваний мозга и может продолжаться в подростковом и взрослом возрасте.

   Причиной того, что у ребенка проявляется гиперактивность, может стать нездоровый образ жизни матери во время беременности (табак, алкоголь, наркотики), ее нестабильное эмоциональное состояние, чрезмерные переживания в этот период.

Также повышенное содержание сахара в крови матери имеет негативное влияние на формирование синдрома гиперактивности у ребенка. В группу риска попадают дети, в роду которых уже встречались случаи гиперактивности или других нарушений психического здоровья.

Экологический фактор также имеет свое влияние на формирование нервной системы малыша: токсические вещества вредны как ребенку в период внутриутробного развития, так и после рождения.

Кроме того, преждевременные роды тоже негативно сказываются на состоянии крохи, когда его нервная система еще далека от совершенства и продолжает претерпевать изменения.

   Подведем итог. К причинам развития синдрома гиперактивности у детей относят:

  1. вредные привычки беременной женщины;
  2. чрезмерное потребление сладостей и повышенный уровень глюкозы в крови;
  3. токсины и токсические вещества (экологический фактор);
  4. генетическая предрасположенность;
  5. преждевременные роды, незрелый плод.

   Исследования мозга показали, что при синдроме гиперактивности в детском возрасте мозг созревает по обычной модели, но с задержкой, в среднем, около 3 лет. Задержка развития наиболее ярко проявляется в участках головного мозга, участвующих в процессах мышления, внимания и планирования.

Более поздние исследования показали, что внешний слой мозга имеет замедленное созревание в целом. А его структура, отвечающая правильный обмен данными между двумя половинами мозга показывает аномальный характер роста.

Эти задержки и нарушения могут лежать в основе развития синдрома гиперактивности у детей.

   Признаки гиперактивного ребенка Невнимательнсоть, неусидчивость, излишняя подвижность и импульсивность являются основными симптомами психического нарушения у ребенка. Многие родители скажут, что это вполне нормальное поведение для всех детей дошкольного возраста, и будут правы.

В норме, действительно, все эти признаки присущи и вполне здоровым детям. Для постановки соответствующего диагноза, ребенок должен иметь симптомы заболевания в течение полугода и более, причем они должны быть выражены более четко, чем для детей без нарушений психики того же возраста.

К симптомам гиперактивности можно отнести следующие:

  1. Невнимательность ребенка. Как правило, гиперактивным детям сложно сконцентрироваться на чем-то. Они легко отвлекаются, забывают уточняющие детали, часто переключаются с одного вида деятельности на другую. Им скучно заниматься одним делом в течение определенного периода времени, они с трудом воспринимают какую-либо информацию на слух, не могут действовать по определенным инструкциям. Из-за невнимательности они часто теряют вещи.
  2. Ребенок слишком подвижный, непоседливый. Ему сложно сидеть на одном месте, он постоянно находится в движении. Выполнение спокойных заданий, требующих усидчивости и кропотливости им дается очень сложно, ровно, как и участие в тихих играх.
  3. Импульсивность ребенка. Такие дети очень нетерпеливы, несдержанны, часто проявляют свои эмоции, руководствуясь не умом, а сиюминутным порывом, в более старшем возрасте они могут позволять себе неуместные замечания, не осознавая результатов своей деятельности. Дети постоянно перебивают чужие разговоры, бестактно вклиниваются в диалоги и деятельность других людей и сверстников.

Гиперактивность, как правило, проявляется до семилетнего возраста. У младенцев признаки нарушения имеют слабовыраженный характер и заметить из сможет только опытный специалист.

   Детей до года симптомы выражены не так ярко, но, если присмотреться к малышу внимательнее, их можно заметить. Младенцы до года проявляют синдром гиперактивности в повышенном беспокойстве, плохо засыпают и тревожно спят, часто у них сбиваются биоритмы.

У таких малышей часто наблюдается повышение мышечного тонуса, случаются частые рвоты из-за спешки во время кормления. Гиперактивные младенцы не любят, когда их пеленают и всячески «выказывают» свое недовольство. Они капризны и упрямы, стремятся скорее овладеть умением сидеть, ползать, ходить и прочее.

Им чуждо чувство страха, научившись ходить, они носятся сломя голову, не опасаясь падений и ушибов. Наиболее ярко это проявляется в младшем дошкольном возрасте.

Как лечить гиперактивность у детей

   В настоящее время лечение гиперактивности осуществляется путем применения ряда процедур и медикаментов, направленных на уменьшение симптомов синдрома. Лечение включает в себя лекарственные препараты, различные виды психотерапии, диеты и комбинации методов.

Для лечения гиперактивности у детей медикаментозным или традиционным методов используются стимуляторы, которые поддерживают деятельность головного мозга, тренируя память и внимание. Назначение не стимулирующих препаратов способны уменьшить симптомы гиперактивности, снизить импульсивность ребенка, улучшить способность сосредотачиваться на конкретной задаче.

Лекарства также могут улучшить физическую координацию. Принимать лекарственные препараты следует только под пристальным контролем лечащего врача.

Следует отметить, что подобные лекарства не лечат саму гиперактивность, а только контролируют ее симптомы. Однако на фоне их приема наблюдается положительная динамика в поведении и жизнедеятельности ребенка.

   Немаловажным является и то, как питается ребенок. Диетические исследования показывают, что гиперактивные дети потребляют большие количества сладостей и сахара.

Избыток глюкозы, отсутствие сбалансированной диеты часто приводит к аномальному процессу метаболизма у детей.

Эксперты рекомендуют анализировать продукты питания, которые едят ваши дети, чтобы выяснить, почему некоторые из них провоцируют развитие гиперактивности, делая ребенка капризным и раздражительным.

   Родители должны понимать, что для растущего организма крайне важно получать все необходимые витамины и минералы. Для начала следует увеличить количество Омега-3 жиров в рационе ребенка. Омега-3 обладают успокаивающим эффектом для многих детей с синдромом гиперактивности.

А отсутствие в питании полезных веществ негативно сказываются на развитии мозговых структур, состоянии памяти, уровне запоминания, внимания и прочем. Необходимо включать в рацион питания ребенка свежие овощи, обезжиренные или нежирные кисломолочные продукты (йогурт, кефир, творог), сыры, приготовленные из обезжиренного молока.

Уменьшить потребление сахара можно, предложив малышу свежие, замороженные или сушеные фрукты или ягоды. Печенья лучше заменить крекерами из цельнозерновой муки, увеличить потребление каш из злаков. Из традиционных сладостей можно оставить темный шоколад, он содержит меньше сахаров, чем молочный.

Это позволит снизить уровень адреналина и норадреналина в крови, которые делают детей нервными и взволнованными. Мороженное лучше выбирать ванильное, поскольку этот компонент известен своими успокаивающими свойствами.

Особенности воспитания гиперактивного ребенка: советы родителям

  Как бы банально не звучало, но гиперактивные дети нуждаются в повышенном внимании к себе, понимании со стороны родителей, воспитателей в детских дошкольных заведениях и педагогов в школе. От этого зависит и эмоционально-психическое состояние ребенка, и его успехи в обучении и усвоении нового материала.

   Основным требованием, предъявляемым к родителям гиперактивных детей является проявление любви и заботы о малыше. Дети должны слышать, что их любят и ценят.

   Существуют некоторые рекомендации или педагогические правила, рекомендуемые психологами и специалистами по воспитанию гиперактивных малышей для облегчения состояния как их самих, так и их родственников. Их не так много, поэтому любой родитель в состоянии запомнить их и применять на практике. Рассмотрим их.

  1. С ребенком важно установить контакт, обращаясь к нему с какой-либо просьбой, необходимо смотреть ему в глаза, а не обращаться «к стене». Если слова малышу не достаточно, родитель должен прикоснуться, повернуть ребенка к себе. Нужно убрать все, что может помещать контакту (игрушки, музыка, телевизор и т.д.).
  2. Закон постоянства правил. Существуют правила поведения и они всегда постоянны. Эти правила должны быть понятными для ребенка, конкретными и выполнимыми.
  3. Порядок и безопасность. Для гиперактивных детей то правила чрезвычайно важно. Родители должны сделать все, чтобы максимально обезопасить малыша.
  4. Режим во всем. Чем чаще с гиперактивным ребенком повторять привычных ему распорядок действий, тем лучше это будет сказываться на его состоянии. Даже если это выходной, необходимо стараться придерживаться режима дня, это поможет ему лучше адаптироваться в обществе.
  5. Родители довольно часто ругают своих детей, настолько часто, что иногда совсем перестают замечать какие-либо детские успехи. Между тем, для гиперактивных детей (да и для обычных тоже) очень важно, чтобы родители хвалили их за какие-то, хоть и незначительные, успехи. Особенно важен олимпийский принцип для гиперактивных детей – не победа, а участие.
  6. Задача родителей найти у ребенка те особенности, в которых он проявляется наилучшим образом и развивать эти способности (танцы, гимнастика, рисование, лепка, пение и так далее).
  7. Избыток энергии нужно уметь направлять в нужное русло.

Заключение

  Подводя итоги, следует сказать, что очень важным аспектом в воспитании гиперактивных детей является позиция родителей. От того, насколько они открыты для общения с ребенком, насколько внимательны к его проблемам и интересам, зависит, как справится малыш с нарушением своей психики, насколько легко ему будет учиться в школе и адаптироваться в социуме.

10.06.2016, 2128 просмотров.

Источник: //xn--45-vlcq4c.xn--p1ai/88/11/280/597/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.