Гимнастика и массаж для грудничков для с первых дней жизни: комплекс динамических упражнений в 1, 2 и 3 месяца

Дневной психоневрологический стационар

Гимнастика и массаж для грудничков для с первых дней жизни: комплекс динамических упражнений в 1, 2 и 3 месяца

Адрес: г. Кемерово, ул. Н. Островского, 27Тел. регистратуры: 8 (3842) 36-39-64Режим работы подразделения:

  • пн.-пт. 7.30 – 18.00
  • сб. 7.30 – 14.00
  • вс. – выходной

Заведующий дневным стационаром – Каркашина Ольга Владимировнател.: 8 (3842) 36-40-92Старшая медицинская сестра – Привалова Наталья Михайловна

На базе дневного стационара развернуты койки дневного пребывания:

  • Психоневрологического профиля
  • Офтальмологического профиля
  • Реабилитация

Целью работы дневного стационара является совершенствование организации и повышение качества оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях на основе внедрения и широкого использования технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Направлению в ДС подлежат пациенты с перинатальными поражениями центральной нервной системы с одного месяца жизни с массой тела более 4кг., вегетососудистой дистонией, последствиями нейротравм, нейроинфекций, ДЦП, минимальной мозговой дисфункцией, заболеваниями периферической нервной системы, нарушениями зрения и т.д.

Противопоказанием к госпитализации в ДС являются острые заболевания.

Дети, направляемые в дневной стационар, поступают на лечение по талонам или предварительной записи, осуществляемой в регистратуре по телефону. Срок ожидания госпитализации до 14 дней.


Виды лечения в дневном стационаре:

В отделении имеются в наличии основные базовые препараты, применяемые в неврологии (ноотропные, сосудистые, мочегонные лекарственные средства, препараты улучшающие обменные процессы, регенерацию тканей, витамины), в рамках Территориальной программы. Таблетированные препараты выдаются больным постовой медицинской сестрой по назначению лечащего врача (по листу назначений).

Назначенное лечащим врачом физиолечение отпускается только после назначения врача-физиотерапевта, который определяет время и кратность процедур, сроки лечения между повторными курсами, показания и противопоказания к тепло-, электролечению, а так же при необходимости, рассматривает частные индивидуальные методики для конкретного пациента.

Врач ЛФК осматривает детей при поступлении на курс лечебной физкультуры, определяет индивидуальный комплекс ЛФК для каждого ребенка, возможность его занятия в группе или индивидуально, оценивает в динамике эффективность занятий.

  • Массаж, ортопедические укладки

Методику массажа и ортопедических укладок определяют совместно врачи: невролог, ЛФК и физиотерапевт. В дневном стационаре массаж выполняют 4 массажиста. Для ортопедических укладок имеется необходимый инвентарь (тутора, шины).

Врач-офтальмолог проводит исследование остроты зрения, глазного дна.

Сроки пребывания детей в отделении, объем оказываемой помощи, и объем обследования определяется муниципальным заданием, утвержденным Территориальным Фондом и главным врачом ГБУЗ КО “КГДКБ№1” .

Новые технологии реабилитации

 

Терапия заключается в формировании физиологических положений тела и головы ребенка, движений, закрепления приобретенных навыков, создании сенсорных стимулов и минимальной помощи.

Показания для проведения:

  • Детский церебральный паралич (дистоническая, гиперкинетическая, спастическая, атонически-атактическая формы);
  • Двигательные нарушения после черепно-мозговых травм;
  • Двигательные нарушения у детей с врожденной патологией;
  • Задержка статико-кинетического развития различного генеза.

Терапия проводится с первых дней жизни ребенка, с момента стабилизации соматического состояния ребенка. Раннее вмешательство дает возможность улучшить дыхание, питание, обеспечить качество восстановления основных механизмов гомеостаза.

Для проведения Бобат–терапии необходима консультация специалиста. Проведение курса лечения: 2-3 раза в неделю, длительность 4 недели. Занятие длится 30-40 минут.

На первом году жизни 2-3 курса реабилитации, после года 1-2 курса в год.

Обучение основным приемам Бобат-терапии родителей, с акцентом использования в быту,  до следующего курса лечения.

Максимальный эффект отмечается при спастических формах ДЦП.

Терапия совместима с другими видами кинезиотерапии.

Один из основных методов восстановительного лечения у детей с патологией ЦНС.  В основе Войта-терапии лежит активация двигательных рефлексов, при соблюдении заданных исходных положений и точек раздражения.

Проводится путем воздействия на имеющие связи от скелетной мускулатуры, моторных единиц до «координационных комплексов» центральной нервной системы, используя естественные движения.

В принципах методики заложена правильная последовательность формирования навыков ребенка в соответствии с календарем развития. Занятия проводит специалист после тестирования.

Обязательным условием является активное вовлечение родителей в процесс обучения и лечения.

Войта-терапия преимущественно выполняется как монотерапия у детей грудного и раннего детского возраста. Войта-терапия совместима с плаванием, а у детей с 1 года с лечебной гимнастикой и массажем и другими  кинезиологическими методами.

Войта – терапия несовместима с электропроцедурами!

Упражнения проводятся по 5-20 минут, с повторением в домашних условиях по 3-4 раза в день, в течении 3-4 недель. Коррекция комплекса упражнений через 1-3 месяца.

Показания для Войта – терапии:

  • Детский церебральный паралич;
  • Мышечная кривошея;
  • Центральные нарушения координации;
  • Периферические парезы и параличи;
  • Задержка моторного и психомоторного развития;
  • Даун-синдром;

Противопоказания к проведению Войта – терапии:

  • Первые 10 дней после профилактической прививки;
  • Температура тела выше 38 градусов по Цельсию;
  • Обострение хронических соматических заболеваний;
  • Гидроцефалия (стадия декомпенсации);
  • Судороги, частые серийные эпилептические приступы;
  • Специфические заболевания;
  • Заболевания сердца в период суб – и декомпенсации;
  • Психологическая неподготовленность родителей к проведению методики.

Артикуляционный массаж по методу Кастильо Моралес

В основу методики лечебной гимнастики при нарушениях функции глотания и речи положены принципы проприоцептивной стимуляции мышц артикуляционного аппарата, принципы онтогенеза функциональной системы движения в целом и развития функции глотания и речи в частности.

Зоны применения:

  • Область лица (ротолицевой комплекс)
  • Область шеи (комплекс глотания)

Задачи методики:

  • Нормализация мышечного тонуса заинтересованной мускулатуры, обеспечивающей реализацию функцию глотания и речи.
  • Синхронизация работы заинтересованных мышц с дыханием.
  • Улучшение микроциркуляции в области лица, головы, шеи.
  • Улучшение общего состояния и двигательного статуса по основному заболеванию.

Показания для проведения:

  • Задержка речевого развития различного генеза;
  • Нарушения актов глотания и сосания;

Противопоказания:

  • Поведенческие нарушения детей различного генеза.

Занятия проводятся специалистом в течении 15 минут, ежедневно или 3 раза в неделю, в течении 2-3 недель.

Источник: //dkb1.ru/dnevnojj-psikhonevrologicheskijj-stacionar

Детский массаж и лфк по г.красногорску

Гимнастика и массаж для грудничков для с первых дней жизни: комплекс динамических упражнений в 1, 2 и 3 месяца
Лечение нарушений тонуса у ребенкаПри исключении серьёзных заболеваний раннее начало лечения приводит к полному выздоровлению. Поэтому не стоит откладывать визит к детскому неврологу. При отсутствии лечения нарушения тонуса приведут к деформациям скелета, суставов, нарушению движений и общего развития.

Лечение должно быть комплексным, назначенным педиатром, ортопедом и неврологом:

Показать полностью…кинезотерапия – лечение движением;аквагимнастика;медикаментозная терапия.Кинезотерапия может быть пассивной – различные виды массажа и пассивной гимнастики и активной – корректирующая лечебная гимнастика и плавание.

Можно использовать гимнастический мяч – фитбол.Для снятия гипертонуса проводится щадящий массаж – расслабляющий и успокаивающий. Используются поглаживание и растирание пальцами и всей кистью, точечный массаж. Массаж не должен приводить к плачу ребенка и переохлаждению. Это усилит мышечное напряжение.

Существует много методик расслабления мышц – поза эмбриона, потряхивание по Фелпсу, занятия на мяче, массаж по Семеновой (эффективен даже при ДЦП), сближение мест прикрепления мышц, массаж биологически активных точек.В теплой воде снижается тонус мышц – можно использовать теплые ванночки – хвойные, валериановые, плавание на кругу, игровые моменты в ванночке.

Такие ванночки и занятия в воде хорошо успокаивают ребенка перед дневным и ночным сном.Упражнения при гипертонусе конечностей, которые родители могут проводить с ребенком ежедневно в домашних условиях различны в зависимости от того, какие мышцы в тонусе, но принцип один. 1.

Ребенок лежит на спине, взрослый поглаживает его ручки и/или ножки (с повышенным тонусом) соответственно от плеча к пальчикам, от бедра к пальчикам. 2. Разгибание спазмированных конечностей и пальчиков осторожно, поглаживающими движениями от ладони к кончикам пальцев, от пяточки к пальчикам.

Круговые движения кистью или стопой по часовой, против часовой стрелки. 3. Потряхивание конечностей, удерживая ребенка осторожно за пальчики. Чередоать со следующим упражнением – 4. Поза эмбриона, ручки и ножки прижаты к животу. 5.

Упражнение на мяче, помогающее формировать опору на стопу – ребенок ножками ставится на шершавую поверхность, животиком кладется на мяч (не очень большого размера), взрослый покачивает мяч вперед-назад, влево-вправо. Такие упражнения рекомендуется проводить с ребенком ежедневно, обязательно соблюдая последовательность.

Они значительно ускоряют процесс выздоровления.

Врачом при гипертонусе может быть назначено лечение парафиновыми обертываниями (смочить марлю в разогретом парафине, свернуть в 3 слоя, переложить целлофаном и еще тройным слоем марли – убедитесь, что не горячо, обернуть и зафиксировать конечность в максисмально разогнутом состоянии, продолжительность курса не менее 10 дней по 20 минут в день), малышам – электрофорез.При пониженном тонусе массаж делается более интенсивно, поглаживание более глубокое с надавливанием кистью на массируемые участки мышц, растирание вторыми фалангами пальцев при сжатой в кулак кисть, поколачивание, пощипывание, постукивание (кончиками расслабленных пальцев и боковой поверхностью кисти), возбуждающий стимулирующий точечный массаж биологически активных точек.Медикаментозное лечение назначает невролог, применяется оно, как правило, при гипертонусе, дистонии, асимметрии (до года только при дистонии и асимметрии). Возможно использование нейропротекторов, антиоксидантов, миорелаксантов. Можно использовать в лечении детей церебролизин, пантокальцин, семакс, солкосерил, мидокалм, баклофен, витамины группы В.

Что нужно именно Вашему малышу подберет профессионал.

Причины ДисплазииЕще в эпоху Гиппократа были выдвинуты первые теории, объясняющие возникновение вывиха бедра. Но испытание веками выдержали не все. На сегодня научно обоснованы 4 группы причин: Нарушение тканей в процессе закладывания, из которых развивается сустав. Недавно такая патология встречалась у 2-3% все случаев. Сегодня, с ухудшением экологической ситуации, частота таких поражений составляет 12%.

Показать полностью…Дисплазия, вызванная нарушением раннего эмбриогенеза, хуже всего поддается лечению. Генетический характер (25-30%). Кроха подпадает в группу риска, если в роду имеются суставные заболевания. Патологический ген передается по линии матери. Дисплазия на фоне миелодисплазии.

Последнее – это врожденное заболевание, характеризующееся недоразвитием либо позвоночника, либо спинного мозга. Такой недуг проявляется множеством разных симптомов, начиная от болевого дискомфорта в спине и заканчивая гидроцефалией. Данная дисплазия встречается у новорожденных достаточно часто (25-30% всех дисплазий).

Нередко болезнь сопровождают различные пороки в опорно-двигательном аппарате (косолапость, кривошея). Гормоны. На последних неделях беременности прогестерон (женский гормон) продуцируется в избытке. Ослабляется связочный аппарат сочленений. Косвенно подтверждает теорию удивительный факт.

У младенцев за первые недели жизни, когда прогестерон не влияет на организм, наблюдается, при соответствующих условиях, самовправление вывиха. Патология наблюдается у 30-40% всех случаев.

Дисплазия, спровоцированная гормональным фактором, легче всего излечивается.

Патронаж новорожденных детей (1-ый месяц жизни)Патронаж для новорожденных рекомендуется проводить через 1-2 недели после рождения. В программу патронажа входит динамическая гимнастика для грудничков с элементами массажа; плавание для новорожденных; закаливание малышей.Что такое Динамическая гимнастика для грудничков?

Показать полностью…Во первых, это комплекс оздоровительных упражнений. Во вторых, это одновременно игра, один из способов носить ребенка на руках, и, конечно же, массаж и закаливание с самого рождения.ГимнастикаДинамическая гимнастика для малышей способствует углублению и совершенствованию контакта между родителями и ребенком.

Кроме того, развивает координацию движений у малыша, укрепляет скелетно-мышечный аппарат, вестибулярный аппарат, способность адекватно реагировать телом в травмоопасных ситуациях. Упражнения стимулируют обменные процессы и работу внутренних органов.

Динамическая гимнастика для грудничков позволяет корректировать целый ряд отклонений в развитии детей, таких как гипертонус или гипотонус, ассиметрии, косолапие, кривошею, активизирует перистальтику кишечника, помогает при запорах, скоплении газов. Выполняя упражнение, ребенок испытывает массу разнообразных ощущений.

Такая сенсорная нагрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы новорожденных.Выполняя динамические упражнения для грудничков, можно придерживаться различного темпа. Вводные начальные упражнения выполняются медленно и осторожно, ребенку дается отдых после каждого непривычного для него положения.

Впоследствии можно выполнять динамику более энергично, в ускоренном темпе, чередуя ее с медленными плавными движениями. Но энергично – не значит резко. Ваши движения должны быть плавными, а руки максимально чувствительными. Для выполнения динамической гимнастики с малышем родители должны иметь уверенный настрой.

Для приобретения опыта начальные занятия можно проводить, стоя на кровати. Для того, чтобы у взрослого не возникал страх из-за вероятности падения ребенка, рекомендуем выполнять упражнения над мягкой поверхностью. Руки при этом не должны быть скользкими (например, маслянистыми после массажа), а если ребенок очень чувствителен, — то и холодными.

Хотя четкого порядка при выполнении упражнений динамической гимнастики для грудничков нет, все-таки следует придерживаться определенной последовательности проработки отдельных частей тела, от простого к сложному. И ребенку, и вам первоначально проще усвоить более легкие упражнения, а затем осваивать более виртуозные.

Перед тем, как выполнять сложные упражнения, малыш обязательно должен быть подготовлен, «разогрет». Это можно сделать несложным массажем и выполнением простых упражнений в положении лежа.Так как в младенческом возрасте кости и связки очень мягкие и пластичные, то односторонние упражнения обязательно нужно проводить симметрично, двусторонние – сбалансировано.

Если вы выполнили какое-то упражнение, прорабатывающее часть тела с одной стороны, то обязательно необходимо выполнить аналогичное упражнение с другой стороны.

Время выполнения упражнений, должно быть приблизительно равным для обеих сторон. Исключение составляют специальные корректирующие упражнения. Те упражнения, которые вызывают дискомфорт у ребенка, желательно выполнять чаще, в течение коротких промежутков времени. Это позволит ребенку быстрее к ним привыкнуть.

1.Качаемся на животикеКроху положить пузиком на середину фитбола и, уверенно придерживая его руками за спинку, покачать вперед-назад, потом влево и вправо, а после – по кругу.2.Качаемся на спинкеПоложить ребенка на мяч спиной (фитбол фиксируем своими ногами) и повторить упражнения с предыдущего пункта.3.Пружинка

Показать полностью…Чадо укладываем на мяч пузиком вниз. Его ножки захватываем по принципу «вилочки» (большим пальцем – кольцо вокруг ног, лодыжка – между указательным и средним пальцами). Свободной рукой легко надавливаем на попу или спинку карапуза пружинистыми движениями «вверх-вниз» — короткими и мягкими толчками.4.

ЧасикиУкладываем кроху спинкой на фитбол. Держим за грудь обеими руками, покачиваем малыша, совершая вправо и влево круговые движения.Рекомендуем к просмотру : Упражнения на фитболе для грудничковУпражнения на фитболе для малышей постарше1.ТачкаУкладываем кроху пузиком на мяч, чтобы он уперся в фитбол руками.

Поднимаем его за ножки в той же позиции, как если бы везли тачку. Аккуратно покачиваем вперед-назад, удерживая равновесие. Или просто приподнимаем и опускаем его за ножки.2.Полетели! Трудное упражнение – сноровка не помешает.

Укладываем кроху на бочок (упражнения поочередные), держим его за правое предплечье и правую голень (малыш находится на левом боку), прокатываем карапуза влево-вправо и меняем «бочок».3.СолдатикСтавим малыша на пол. Ладошки – на фитбол.

С маминой поддержкой и страховкой кроха должен в течение нескольких секунд самостоятельно опираться на мяч. Упражнение рекомендовано с 8-9 месяцев.4.ХватайкаУкладываем кроху пузиком на мяч, придерживаем за ножки и катаем вперед-назад. На полу раскидываем игрушки.

Малыш должен дотянуться до игрушки (оторвавшись одной рукой от фитбола) в тот момент, когда максимально близко опускается к полу.5.Лягушонок

Укладываем кроху пузиком на мяч, держим за ножки (отдельно за каждую), прокатываем фитбол к себе, сгибая ножки в коленях, потом – от себя, распрямляя ножки.

Детский массаж – самый безопасный и аккуратный из всех видов массажа. Развитие малыша – процесс непрерывный, и его восприятие окружающего мира существенно отличается от восприятия мира организмом взрослого человека. А потому в большинстве случаев необходимо дополнительное воздействие на тело малыша.
Показать полностью… Для этих целей и был разработан комплекс массажных воздействий, адаптированных под возраст ребенка или детский массаж. Детский массаж может проводиться не только с профилактической и гигиенической целью, но и в случаях, когда имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья или его физическом развитии. Чаще всего детский массаж делают при нарушении нормальной функции позвоночника, резко проявляющаяся слабость мышц и связочного аппарата, некоторые нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, перенесенные заболевания. Несмотря на всю безопасность этого метода воздействия, не каждому ребенку можно делать детский массаж. Этот массаж разрешается детям, у которых нет повышенной температуры и протекающих в организме воспалительных процессов, и, естественно, серьезных заболеваний. В раннем возрасте, когда мир кинестетических ощущений очень важен, ласковые прикосновения мамы доставляют большое удовольствие. Детский массаж – это сочетание растираний и поглаживаний, которое не только приносит ребенку удовольствие, но и оказывает на его организм лечебное воздействие. Детский массаж эффективно стимулирует рост и развитие мышечной массы малыша, поддерживает общий тонус организма, является в определенной степени раздражителем рецепторов кожного покрова и лежащих глубже тканей. В самом раннем возрасте именно массаж способен положительно влиять на развитие двигательной активности. Он является тем важным фактором, который способствует дальнейшему правильному функционированию всех систем организма ребенка. Так же, как и физические упражнения, массаж развивает психомоторику, общие психические и двигательные навыки малыша. В раннем возрасте все процессы в детском организме взаимосвязаны, поэтому методика массажа и набор физических упражнений для ребенка всегда подбираются соответственно его возрасту и, естественно, с учетом его состояния здоровья. Для только что появившегося на свет малыша, первые месяцы после родов – это сильный стресс, поскольку утроба матери больше его не защищает. Начиная с первых дней жизни, детский массаж позволяет новорожденному быстрее адаптироваться к окружающему его новому миру и даже набрать нужный вес недоношенному малышу. Самостоятельно детский массаж и гимнастику рекомендуется проводить родителям начиная с пятинедельного возраста. Детский массаж можно проводить самостоятельно на дому (детский массаж на дому) или обратиться к профессиональным массажистам, которые приедут к вам и проведут детский массаж у вас дома. Естественно, делать детский массаж можно только с разрешения педиатра. Уже в этом раннем возрасте массаж позволяет исправить такие дефекты развития, как неправильное положение головы, а также плоскостопие или косолапость. Нежный детский массаж поможет бороться с кишечными коликами, с мышечным гипер- или гипотонусом. По своей сути, детский массаж нельзя назвать лечебным, но он позволяет избежать множества болезней в будущем.
Источник: //www.magichands.ru/content/category/5/20/43/

Источник: //vk.com/marina_massaj

Гимнастика динамическая – Наш малыш

Гимнастика и массаж для грудничков для с первых дней жизни: комплекс динамических упражнений в 1, 2 и 3 месяца

Многие школы для молодых родителей и их малышей предлагают своим будущим мамам и папам такой вид занятий, как динамическая гимнастика для грудничков.

Но далеко не все знают, что это за гимнастика, зачем она нужна и насколько она безопасна для малыша.

Не давая никаких советов и не принимая за родителей ребенка конкретных решений, мы предлагаем вниманию читателей мнения двух специалистов об этой гимнастике.

Динамическая гимнастика входит в общий курс оздоровительных и развивающих занятий с новорожденным наряду с такими мероприятиями, как массаж, игры, закаливание. Определимся с понятиями, ведь далеко не каждый родитель имеет четкое представление об этих тренингах, а стало быть, и о тех возможностях, которые они предоставляют ребенку.

//www.youtube.com/watch?v=bvsZz8Z6V8Q

Динамическая гимнастика — система развивающих упражнений для грудных детей, распространенная в самых различных модификациях. Динамическая гимнастика включает элементы массажа, обычной гимнастики, упражнений для развития вестибулярного аппарата.

Только степень такого воздействия в динамической гимнастике выше.

Основное отличие этой гимнастики от обычной — это большее количество динамики (движения), в отличие от традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его руками и ногами двигает взрослый в том или ином направлении.

Вариантов динамической гимнастики много — от экстремальных сценариев ее выполнения до постепенных и мягких. Необычно, что часть упражнений проводится не на столе, а в воздухе. Многие из “воздушных” упражнений описаны еще в начале XX века.

Занимаясь динамической гимнастикой с малышом, взрослый держит его: за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками туловище.

Основные движения — висы, качания, вращения, перевернутые упражнения (“вверх ногами”), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого. Большинство детей с радостью воспринимают такой способ общения со взрослым и с собственным телом.

Эти упражнения легко даются ребенку из-за высокой врожденной подвижности его суставов. При правильных хватах и движениях риск травмировать ребенка невелик.

Для чего это нужно?

Занимаясь с ребенком таким видом развивающих упражнений, мы одновременно достигаем нескольких целей.

Во-первых, это важно для физического развития малыша. Динамическая гимнастика — это инструмент коррекции мышечного тонуса ребенка. Известно, что после рождения ребенок еще в течение нескольких месяцев находится в позе, которую мы называем “внутриутробной” — с согнутыми ручками и ножками.

Это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных мышечных группах. Присмотритесь к своему ребенку, когда он спит, и вы увидите, что одна ручка согнута в большей степени, чем другая; то же самое с ножками.

Это происходит из-за несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Это как “вспышки”: возбуждение какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела. Такие неожиданные мышечные подергивания могут напугать даже самого ребенка, например во сне.

В результате повышается уровень возбуждения, вызванного избытком стимуляции, исходящей из собственного тела. Чтобы помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы возбуждения и торможения в нервной и, как следствие, в мышечной системе, применяют массаж и динамическую гимнастику.

Хорошо, если с ребенком занимается человек, которому малыш очень доверяет, — в первую очередь, это, конечно, его мама. Мать своими руками “лепит” тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус.

Кроме того, эти упражнения активизируют перистальтику кишечника, укрепляют сердечно-сосудистую, иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Во-вторых, это конечно же еще один способ общения ребенка с матерью — возможность увидеть ее улыбку и глаза и свое отражение в них, услышать ее голос, почувствовать ее руки. Ребенок узнает себя через глаза матери. Это для него как зеркало.

Не случайно в психотерапии используется лечение зеркалом и улыбкой: пациент смотрит в зеркало, улыбается себе, узнает себя сам. Глаза дают ребенку чувство уверенности в том, что его держат, заботятся о нем.

Ребенок первых месяцев жизни должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной чувствительности от матери.

В результате появляется базовое доверие к Миру, формируется желание и способность с ним взаимодействовать, что благоприятным образом отзовется во взрослой жизни подрастающего человека. Таким образом, проведение динамической гимнастики способствует психическому развитию ребенка и становлению гармоничных материнско-детских отношений.

Для кого предназначена динамическая гимнастика?

Теперь о том, каким детям в первую очередь нужны эти занятия. Показания и противопоказания можно согласовать с педиатром. Но особый разговор о детях — “кесарятах”. Дело в том, что в случае планового кесарева сечения ребенок извлекается из матки (“рождается”) на 3-5-й минуте от начала операции.

В результате такой ребенок лишен адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов. Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в физиологическом стрессе как необходимом условии развития.

Вспомним определение основоположника теории стресса физиолога Ганса Селье: “Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. В результате такого ответа организм реализует свою потребность осуществить приспособительную функцию и восстановить нормальное состояние.

При этом активируется и усиливается один из базовых инстинктов организма — инстинкт выживания.

А начинается это с ситуации родового процесса с его внезапностью начала, многочасовым усилением мышечного напряжения, нарастанием кислородного голодания в процессе схваток и непредсказуемым изменением среды обитания с необходимостью дальнейшего выживания в условиях разнообразных сенсорных нагрузок. Продолжительность процесса позволяет ребенку адаптироваться к изменяющимся условиям, выработав приспособительные реакции. В случае же кесарева сечения ребенок попадает “с корабля на бал”, не успевая подготовиться, потеряв некоторые фазы процесса адаптации.

В перинатальной психологии считается, что интранатальный (родовой) опыт важен для дальнейшего развития человека, становления таких качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели, и отражается на способности проявлять эти качества в будущей взрослой жизни.

Можно предположить, что, будучи лишенным “входящего” опыта преодоления стрессовой нагрузки, человек в какой-то мере (учитывая перинатальную память тела) может отличаться снижением волевой сенсорики в дальнейшем. Это тогда, когда есть цель, но не освоен путь ее достижения. В момент своего рождения тело не познало своего опыта.

Это, конечно же, восполнимо. Вот тут-то на помощь и может прийти динамическая гимнастика, чтобы научить тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать, переживать усиленные, пороговые нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным, практически не болеет.

У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

Основные правила

Занятия проводят при температуре воздуха 22-25°С, в помещении или на открытом воздухе. Если вы уже начали закаливать своего ребенка, то температура воздуха в помещении может быть и ниже. Важно прикасаться к ребенку теплыми, мягкими руками — уверенно и нежно. Свои руки перед этим можно размягчить скрабом, что повысит их чувствительность. Тело малыша кремом не смазывают.

Для занятий используют время бодрствования ребенка, когда он наиболее расположен к контакту, но не ранее, чем через час после еды.

Для справки: периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни при переходе от нормальной аутистической фазы развития младенца (когда бодрствованию он явно предпочитал сон, предохраняющий от избыточного влияния внешней среды) к началу становления субъект-объектных отношений — взаимодействия с другими.

С этого возраста можно расширять комплекс развивающих упражнений.

Выполнять подобный комплекс следует ежедневно или несколько раз в день, начиная всякий раз в качестве разминки с традиционных массажных приемов поглаживания, растирания, разминания, пассивных упражнений для рук и ног, а затем переходя к динамическим воздействиям. Примерами упражнений, входящих в комплекс динамической гимнастики, являются покачивание ребенка вперед-назад в захвате за руки, вращение ребенка за руки или за ноги вокруг вертикальной оси и другие.

С чего начать?

Начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон постепенности нарастания нагрузки — неделю за неделей увеличивая темп, амплитуду и время. В некотором смысле такое воздействие является стрессогенным для ребенка. Важно знать меру, соблюдать закон золотой середины.

Во время занятий может возникнуть сопротивление скачкообразному приросту нагрузки в виде мышечного напряжения, испуга, недовольства и даже плача. В этом случае целесообразно задержаться на достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого ребенка свой темп овладения упражнениями. На каждом занятии создавайте предпосылки для более сложных упражнений.

Иногда требуется приостановить занятие, сменить упражнение, прижать ребенка к себе, с тем чтобы вновь продолжить, но без надрыва, без усилий.

Сила рождается там, где нет усилий!

Елена Зуеваакушер-гинеколог, к.м.н.,

врач-психотерапевт, перинатальный психолог

Если говорить о динамической гимнастике, то нельзя не отметить следующие моменты.

Во-первых, если вы сделали свой выбор в пользу такого несколько экстремального варианта физического развития вашего малыша, вы должны знать, что для занятий динамической гимнастикой есть противопоказания, которые должны заставить родителей категорически отказаться от динамической гимнастики.

К таким противопоказаниям, в частности, относятся: дисплазия тазобедренного сустава — заболевание, при котором неправильно расположены элементы тазобедренного сустава (подробнее о его терапии вы можете прочитать в статье “Лечение…

пеленками”, опубликованной в №9 журнала “9 месяцев”), повышенный мышечный тонус, повышенный объем движений в суставах, причиной возникновения которого являются особенности соединительной ткани. Понятно, что родители сами не в состоянии определить наличия или отсутствия таких состояний или заболеваний у малыша.

Поэтому, прежде чем приступить к подобной практике, необходимо проконсультироваться с врачом.

Известно, что первый осмотр ортопеда и невропатолога, которые могут исключить эти состояния и заболевания, для большинства детей происходит в 1 месяц, тогда как многие родители-новаторы начинают заниматься с детишками с первых дней после рождения — сразу после выписки из родильного дома. Поэтому, если вы решились заниматься с малышом именно с помощью динамической гимнастики, то не забудьте проконсультироваться с доктором.

Во-вторых, следует учесть, что у детей раннего возраста связки очень эластичные и нежные. Неправильно потянул за ручку — травма: подвывих или вывих сустава.

В то время как изменение состояния хрящей и связочного аппарата происходит в основном из-за нарушения кровообращения в этих областях.

В условиях создавшейся гипоксии (недостатка снабжения кислородом области суставов) происходят их структурные изменения, что и ведет к потере упругости и эластичности.

Помимо этого занятия динамической гимнастикой являются рискованными из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния и другие травмы.

С другой стороны, рекомендации инструкторов о как можно более раннем начале занятий динамической гимнастикой также имеют под собой основания, так как если вы начинаете заниматься после 6 месяцев, то масса малыша уже велика, то есть нетренированные связки сразу испытывают большие нагрузки и риск травм возрастает.

В-третьих, учесть и своевременно оценить все противопоказания и побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку.

Единственным бесспорным положительным моментом занятий является то, что молодые родители стремятся больше общаться с малышом, развивать его.

Но ведь для того чтобы заниматься с ребенком, развивать его физически и интеллектуально, можно применять и другие, давно разработанные, хорошо зарекомендовавшие себя методики, такие, как массаж, пальчиковая гимнастика.

Справедливости ради надо сказать, что любая методика требует предварительной консультации специалиста. Чем больше общения, любви, ласки, улыбок получит младенец с первых дней жизни, тем легче будет его адаптация и больше доверие к миру.

Конечно, выбор варианта развития малыша, а также ответственность за выбранный метод в полной мере лежит на родителях. Поэтому, выбирая методику, необходимо изучить все ее аспекты и тщательно взвесить все “за” и “против”.

//kukareku.ucoz.net/publ/50-1-0-124

Источник: //sites.google.com/site/nasmalys/uhod-za-grudnym-rebenkom/gimnastika-dinamiceskaa

Динамическая гимнастика

Гимнастика и массаж для грудничков для с первых дней жизни: комплекс динамических упражнений в 1, 2 и 3 месяца

  • Детские программы
  • Динамическая гимнастика

Получить консультацию врача- специалиста и записаться на патронаж можно по телефону: 

8 (499) 408-24-44 и 8 (964) 642-24-44

Патронаж новорожденных детей (1-ый месяц жизни)

Патронаж для новорожденных рекомендуется проводить через 1-2 недели после рождения. В программу патронажа входит динамическая гимнастика для грудничков с элементами массажа; плавание для новорожденных; закаливание малышей.

Что такое Динамическая гимнастика для грудничков? Во первых, это комплекс оздоровительных упражнений.

Во вторых, это одновременно игра, один из способов носить ребенка на руках, и, конечно же, массаж и закаливание с самого рождения.

Динамическая гимнастика для малышей способствует углублению и совершенствованию контакта между родителями и ребенком. Кроме того, развивает координацию движений у малыша, укрепляет скелетно-мышечный аппарат, вестибулярный аппарат, способность адекватно реагировать телом в травмоопасных ситуациях. Упражнения стимулируют обменные процессы и работу внутренних органов.

Динамическая гимнастика для грудничков позволяет корректировать целый ряд отклонений в развитии детей, таких как гипертонус или гипотонус, ассиметрии, косолапие, кривошею, активизирует перистальтику кишечника, помогает при запорах, скоплении газов. Выполняя упражнение, ребенок испытывает массу разнообразных ощущений.

Такая сенсорная нагрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы новорожденных.

Выполняя динамические упражнения для грудничков, можно придерживаться различного темпа. Вводные начальные упражнения выполняются медленно и осторожно, ребенку дается отдых после каждого непривычного для него положения.

Впоследствии можно выполнять динамику более энергично, в ускоренном темпе, чередуя ее с медленными плавными движениями.
Но энергично – не значит резко. Ваши движения должны быть плавными, а руки максимально чувствительными.

Для выполнения динамической гимнастики с малышем родители должны иметь уверенный настрой. Для приобретения опыта начальные занятия можно проводить, стоя на кровати.

Для того, чтобы у взрослого не возникал страх из-за вероятности падения ребенка, рекомендуем выполнять упражнения над мягкой поверхностью. Руки при этом не должны быть скользкими (например, маслянистыми после массажа), а если ребенок очень чувствителен, — то и холодными.

Хотя четкого порядка при выполнении упражнений динамической гимнастики для грудничков нет, все-таки следует придерживаться определенной последовательности проработки отдельных частей тела, от простого к сложному.

И ребенку, и вам первоначально проще усвоить более легкие упражнения, а затем осваивать более виртуозные. Перед тем, как выполнять сложные упражнения, малыш обязательно должен быть подготовлен, «разогрет».

Это можно сделать несложным массажем и выполнением простых упражнений в положении лежа.

Так как в младенческом возрасте кости и связки очень мягкие и пластичные, то односторонние упражнения обязательно нужно проводить симметрично, двусторонние – сбалансировано. Если вы выполнили какое-то упражнение, прорабатывающее часть тела с одной стороны, то обязательно необходимо выполнить аналогичное упражнение с другой стороны.

Время выполнения упражнений, должно быть приблизительно равным для обеих сторон. Исключение составляют специальные корректирующие упражнения. Те упражнения, которые вызывают дискомфорт у ребенка, желательно выполнять чаще, в течение коротких промежутков времени. Это позволит ребенку быстрее к ним привыкнуть.

Динамическая гимнастика для грудничков екомендуется через одну-две недели после рождения.
Длительность 1,5 часа.

Эффект: реабилитация родовых переживаний у новорожденного, обучение родителей правильному обращению с ребенком, значительное повышение индекса здоровья у ребенка.

К трем месяцам Ваш ребенок будет значительно более здоровым и развитым, чем «незаниматые» дети. Рекомендуемая кратность: после первого патронажа проводится второй, через три-четыре недели.

Как правило, этого достаточно для полного освоения программы занятий родителями. Хотя возможно регулярное проведение патронажей.

Рекомендуем прочитать статью о Динамической гимнастике для малышей:

В ДИНАМИКЕ – К КОМФОРТУ
О динамической гимнастике для новорожденных ходит много слухов. Кто-то с восторгом применяет ее, кто-то считает необычной и, возможно, экстремальной методикой.

Достаточно заглянуть в Интернет, чтобы увидеть, как много самых разных, взаимоисключающих мнений существует по этому поводу. Попытаемся развеять слухи и рассказать о том, чем же на самом деле является динамическая гимнастика.

Поможет нам в этом врач-психотерапевт, директор клуба беременных «Стихиаль» Олег Тютин.

ОТКУДА ПОШЛО
Динамическая гимнастика родилась в России около 20 лет назад не в медицинских учреждениях и не в научных центрах, а в клубах осознанного родительства, которые в то время только-только начали образовываться.

На занятия будущие мамы приглашали известных специалистов-педиатров, среди которых был создатель науки о возрастной физиологии, профессор Илья Аршавский. Он и показал несколько необычных для того времени упражнений, способствующих улучшению психо-эмоционального развития новорожденного ребенка.

Позже между этими упражнениями были разработаны связки, а в целом получившийся комплекс стал называться динамической гимнастикой.

СБРАСЫВАЕМ РОДОВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ Давно известно, что во время родов тяжело приходится не только маме, но и малышу. Проход через родовые пути – это серьезнейшая нагрузка для ребенка.

Как помочь ему поскорее осмыслить все переживания, связанные с этим, адаптироваться в новом для него мире? Для этого и предназначена динамическая гимнастика – комплекс несложных упражнений, которые в отличие от обычной гимнастики, предполагают вовлечение в процесс вестибулярного аппарата ребенка.

Движения динамической гимнастики производятся очень плавно, но с большой амплитудой. За счет этого идет дозированная нагрузка на вестибулярный аппарат, и малыш «инициируется» в большое трехмерное пространство – то самое, которое так пугало его при рождении. Снимается излишнее напряжение, связанное с психологической травмой рождения.

Ребенок становится более расслабленным, крепче спит, меньше капризничает.

Динамическая гимнастика включает в себя элементы и точечного массажа позвоночника, и беби-йоги (о ней чуть позднее).

Говорит Олег Тютин:
– Динамическая гимнастика – это не сверхразвитие ребенка. Это любовный телесный контакт мамы и ребенка. Через тело мы работаем с психикой, эмоциями, интеллектом новорожденного. Как мама реагирует на плач и капризы ребенка? Берет его на руки и начинает укачивать.

На этом и основана динамическая гимнастика – плавные амплитудные движения на положительных эмоциях. Через движения, укачивания, прикосновения уходит напряженность малыша. Иногда в Интернете можно увидеть отрицательные отзывы об эффекте от динамической гимнастики.

На мой взгляд, они связаны с недостаточным профессионализмом инструкторов, которых сейчас, к сожалению, достаточно много.

КАК, КОМУ, КОГДА?
Начинать занятия динамической гимнастикой можно с самого рождения – чем раньше, тем лучше.

Хоть с первого дня жизни прямо в роддоме! Сеансов в обычном понимании этого слова здесь не существует – упражнения можно делать в любое удобное ребенку и родителям время, когда малыш не спит и не ест.

Особенно они актуальны, когда малыш капризничает – упражнения помогают его успокоить. Длительность занятия опять-таки может быть любой – пока это нравится всем участникам процесса.

– Противопоказаний к занятиям динамической гимнастикой, – объясняет Олег Тютин, – нет никаких. Инструктор каждому ребенку подберет индивидуальную схему. Даже если новорожденный перенес при рождении травму, при помощи упражнений можно добиться физической реабилитации.

На первом занятии инструктор показывает, как делаются упражнения, смотрит, как на них реагирует ребенок, и составляет программу. Родители снимают процесс на видеокамеру и в течение следующих полутора-двух недель делают их сами, предварительно потренировавшись на кукле.

Тренировка на кукле необходима, чтобы движения рук были уверенными – малыши очень хорошо чувствуют, когда родители нервничают, и сами начинают беспокоиться и капризничать.
Через десять-четырнадцать дней, когда родители готовы к следующему этапу, они вновь приглашают инструктора, и он расширяет программу, параллельно корректируя уже выученные движения.

Сразу полную программу не дают – на ребенка нельзя обрушивать слишком много впечатлений и эмоций.

Олег Тютин: – В первое время нельзя делать резких движений. Для того, чтобы ребенок мог осмыслить движения, они сначала проделываются очень медленно и плавно. Примерно к трем месяцам ребенок уже «летает» в ваших руках.

Разумеется, мы даем десять степеней страховки, ставя четкие границы: что можно делать, а что нельзя. За 20 лет работы за счет правильной подачи методики не было ни одного случая травматизма.

Если у родителей нет финансовых возможностей пригласить специалиста на дом, то во многих центрах проводятся лекции, обучающие самостоятельным занятиям с ребенком.

Но поскольку специалист-инструктор в этом случае не будет работать с ребенком лично, разрабатывая индивидуальную программу, то для упражнений не должно быть медицинских противопоказаний: например, таких как гипертонус, дисплазия тазобедренных суставов, травма ключицы и других.

Разрешения на занятия в этом случае должен дать наблюдающий ребенка врач-педиатр.

Занятия считаются актуальными до тех пор, пока малыш не начнет ползать. Процесс ползания заставляет ребенка совершать сложнокоординированные движения, и необходимость в динамической гимнастике уменьшается. Если есть желание и если силы родителей позволяют, то заниматься можно и дальше.

ЧТО ДАЕТ Динамическая гимнастика – это не просто способ снять напряжение у ребенка и облегчить его адаптацию в нашем мире. Его связки становятся более эластичными и крепкими, укрепляются мышцы. У такого ребенка меньше шансов заработать растяжение или вывих, подвернув ногу.

По наблюдениям специалистов, дети, с которым в детстве занимались динамической гимнастикой, более контактны и общительны, чем их сверстники. Ведь движения – это поток информации, и ребенок привыкает к этому потоку, его способность к восприятию любой информации в дальнейшем увеличивается.

БЕБИ-ЙОГА
Иногда в комплексе с динамической гимнастикой осуществляется специальная психо-телесная практика, стихийно получившая название беби-йога. Родилась она в тех же клубах осознанного родительства около 20 лет назад.

Это медленные и статические упражнения, цель которых в том, чтобы снять психическую напряженность, связанную с травматическими переживаниями рождения.

Кроме того, эти упражнения увеличивают подвижность суставов позвоночника, который недостаточно включается в движение при динамической гимнастике.

Говорит Олег Тютин:
– Мы сейчас меньше практикуем беби-йогу, чем раньше. Эти упражнения довольно необычны для психики родителей.

Далеко не все мамы и папы могут спокойно смотреть, как позвоночник у ребенка скручивается, выгибается назад… Непривычные положения тела пугают многих родителей, поэтому мы предлагаем беби-йогу только, если видим, что она действительно нужна в конкретном случае.

Показаниями для этих занятий являются повышенная возбудимость, капризность, перенесенный во время рождения сильный стресс.

С хатха- йогой беби-йогу роднит особое состояние сознания. Во время занятий йогой человек находится в состоянии медитации. Во время занятий инструктор должен сам находиться в состоянии медитации, тогда он задает такое же состояние ребенку.

Понятно, что проводить такие занятие могут только действительно подготовленные люди.

Если проделывать такие упражнения правильно, то ребенок, погружаясь в мягкое трансовое состояние, перепроживает все негативные моменты, связанные с процессом рождения.

С 3-х месяцев дети с мамами могут ходить на групповые занятия в бассейне и в детские развивающие студии.

Источник: //stikhial.ru/children-s-programs/dynamic-gymnastics/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.