Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей дошкольного возраста: обзор упражнений

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей дошкольного возраста: обзор упражнений

Елена Мурзакова
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Жизнь в 21-ом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.

Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении.

На мой взгляд, одним из наиболее эффективных решений проблемы оздоровления детей является введение в общую программу обучения и воспитания различных методов дыхательной гимнастики.

Ознакомившись с многочисленной литературой и с такими наиболее известными методами, как волевая ликвидация глубокого дыхания по К. П. Бутейко, парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н.

Стрельниковой, я остановила свое внимание на программе «Азбука дыхания», разработанной с учетом метода К. П. Бутейко, а также методикой трехфазного дыхания О. Г. Лобановой.

Почему именно это направление? Чем оно меня привлекло?

В программе Азбука дыхания во время занятий, в процессе обучения дети изучают дыхание, получают элементарные знания по физиологии, гигиене дыхания. На основе полученных знаний формируются элементарные навыки гигиены, самоконтроля и регуляции дыхания.

Основной задачей обучения является формирование устойчивой психологической установки на правильное выполнение регуляции дыхания, навыков произвольной регуляции дыхания в покое, в процессе речи и во время движения.

Условно можно выделить в программе Азбука дыхания 3 этапа:

1 этап- подготовительный;

2 этап- изучение процессов дыхания:

3 этап-практическое обучение навыкам регуляции дыхания в покое и в процессе речи, в движении.

На первом этапе необходимо ознакомить персонал и родителей с теоретическими методическими основами программы;

-мониторинг заболеваемости детей, выявить детей, имеющих ЛОР заболевания и часто болеющих детей.

-обучить персонал и родителей основам диафрагмального дыхания, элементам методов экономичного дыхания

На втором этапе:

-обратить внимание детей на важнейшее значение дыхания для жизни и здоровья;

-сформировать понятие правильной осанки

-изучить основные элементы дыхательной системы (нос, легкие, диафрагма, их значение.

-изучить основные фазы дыхания- вдох, выдох, пауза.

-изучить правильное (спокойное, ритмичное) и неправильное (глубокое, неритмичное)дыхание.

Все теоретические знания можно давать детям в начале непосредственной образовательной деятельности, повторять на утренней, бодрящей гимнастики.

3 этап-регуляция дыхания

На этом этапе

-обучение детей регуляции дыхания в покое, во время разговора

-Обучение детей регуляции дыхания в движении

Дыхательная гимнастика Стрельниковой названа парадоксальной, потому что во время вдохов грудная клетка не расширяется, как обычно, а сжимается (охватывается руками либо удерживается от расширения за счет наклонов и поворотов туловища).В традиционных же дыхательных упражнениях вдох делается на фоне движений, расширяющих грудную клетку (например, при разведении рук в стороны, а выдох – при движениях

Суть этой методики — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.

При выполнении упражнений думать только о вдохе. Чем естественнее вдох, тем он эффективнее. Вдох должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши. Достаточно тренировать вдох, а выдох имеет особенность восстанавливаться сам собой. При выполнении вдоха нельзя раздуваться изо всех сил, иначе возникнет головокружение.

Волевая ликвидация глубокого дыхания по К. П. Бутейко. Волевая, значит осознанная, а не принудительная. Дыхание должно стать поверхностным не заметным со стороны, не глубоким и не частым. Дыхание «по Бутейко» осуществляется через нос.

Вдох делается таким маленьким, что ни грудь, ни живот не колышутся. Дыхание поверхностное — воздух опускается примерно до ключицы, а ниже «стоит углекислота». Вы как будто нюхаете неизвестный вам, возможно, ядовитое вещество.

При этом вдох длится 2-3 секунды, выдох 3-4 секунды, а затем пауза 3-4 секунды, объем вдыхаемого воздуха, чем меньше, тем лучше.

Суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания.

Трехфазное дыхание О. Г. Лобановой прежде всего преследует профилактическую цель – научить каждого человека правильно дышать. Чтобы укрепить здоровье и поменьше болеть

Преимущества этой системы перед другими системами дыхания, Главное – естественность.

ПЕРВЫЙ – носовое дыхание. В этой системе вдох делается только через нос.

ВТОРОЙ – упражнения направлены на развитие и укрепление всего дыхательного аппарата человека.

ТРЕТИЙ – особое внимание в этой системе уделено выдоху, который в большинстве упражнений контролируется сознательно. Пауза и вдох – «отданы» организму, и за счет этого оно происходят естественно, без какого – либо насилия.

Основное упражнение направлено на подключение диафрагмального дыхания, освоение упругого выдоха, паузы и естественного вдоха (возврата дыхания).

Губы слегка подобраны и чуть – чуть растянуты.

Для выполнения выдоха губы сложить так, как при задувании свечи, при этом губы не выпячивать, а повернуть их центры к слегка расжатым челюстям и произвести негромко звук «пфф».

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма.

Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Требования к проведению дыхательной гимнастики:

не заниматься в пыльном, не проветренном, или сыром помещении;

температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

одежда не должна стеснять движений;

не заниматься сразу после приема пищи;

не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Дыхательная гимнастика может быть использована

в различных режимных моментах:

На занятиях оздоровительного характера;

Как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки;

В утренней гимнастике;

После оздоровительного бега;

После дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; В закаливающих мероприятиях;

В любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состояния детей);

В домашних условиях.

По моим наблюдениям и откликам родителей те дети, которые обучались правильному дыханию в течение курса лечения в нашей группе, более внимательно стали относиться к себе и своему здоровью, а главное, стали меньше болеть простудными заболеваниями

И, вероятнее всего, эти дети с большим желанием примут тактику здорового поведения, чем те, кто не обучался навыкам гигиенической регуляции дыхания

Таким образом, использование дыхательной гимнастики, как средства оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста, создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. Только при совместном овладении педагогами и родителями элементов дыхательной гимнастики дает положительный результат в оздоровлении ребенка не только на физическое развитие, но и на иммунитет организма в целом.

Источник: //www.maam.ru/detskijsad/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta-558189.html

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н. «Здоровячок»

Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей дошкольного возраста: обзор упражнений

Пояснительная записка:

Актуальность: Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или меньшем количестве, или более сгущённый, или пропитанный болезнетворными миазмами входит в тело…» Однако предположения о взаимосвязи дыхания и здоровья выдвигались задолго появления трудов греческого мудреца. И здесь нельзя не упомянуть пионера дыхательной гимнастики Гермеса Трисмегиста. Системе физиологически обоснованных и высокоэффективных дыхательных упражнений Гермеса Трисмегиста – более двух тысячелетий!

Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», – вся наша планета дышит и развивается как живой организм.

Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма.

Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделением углекислого газа.

Гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой сейчас очень популярна. Тысячи людей избавились от тяжелых недугов с помощью этой уникальной гимнастики, запатентованной как способ лечения и занесенной в Государственный реестр Российской Федерации под №2214812.

Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям.

Она не имеет противопоказаний и очень результативна.

Педагогическая целесообразность: Внедрение здоровьесберегающихтехнологий в деятельность ДОУ требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.

Многие современные методы снижения заболеваемости детей дают хорошие результаты, но требуют материальных затрат, иногда значительных, как для приобретения оборудования, так и для введения новых специалистов в штатное расписание.

Для работы по некоторым методикам необходимо отдельное помещение и дополнительное время. И то, и другое не всегда возможно. По этим и другим параметрам дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой вне конкуренции.

Преимущества данного метода: По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что:

  • сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием;
  • восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;
  • является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;
  • для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д.), помещения и пр.;
  • после первых занятий объем легких значительно увеличивается;
  • обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов

на клеточном уровне;

  • дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и

грудной клетки;

  • активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы

организма. Тренируется внутренняя, скрытая от наших глаз мускулатура органов дыхания;

  • жизненная ёмкость легких после первого же лечебного сеанса увеличивается на 20-

30%;

  • снижается артериальное давление за счет предельного насыщения крови

кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри;

  • гимнастика показана и взрослым и детям.

Один из лучших специалистов Москвы по реабилитации больных, врач высшей категории Зинаида Петровна Мелихова говорит: «Для стрельниковской гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка.

Через 10 минут после начала занятий появляется совсем другое самочувствие: бодрость, легкость во всем теле, прекрасное настроение. То есть в минимальный срок – максимальный результат.

А это как раз и необходимо современному человеку при нашем образе жизни».

Выполнение дыхательной гимнастики имеет 2 главные основополагающие цели: оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его функциональные резервы; вызвать изменения в различных органах и функциональных системах.

Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе:

 – хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;

 – сахарный диабет;

 – болезни сердца;

 – язвенная болезнь (в стадии ремиссии);

 – заболевания неврологического характера.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Цель обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по методу А.Н. Стрельниковой

– способствовать укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.

Задачи обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по методу А.Н. Стрельниковой

Воспитательные задачи:

1. Воспитание у детей интереса к занятиям дыхательной гимнастики.

2. Воспитание умения работать по сигналу в коллективе детей.

Оздоровительные задачи:

1. Улучшать – дренажную функцию бронхов.

2. Восстанавливать – нарушенное носовое дыхание.

3. Повышать – общую сопротивляемость организма его тонус, улучшать нервно – психическое состояние.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 4 – 6 лет.

Направленность дополнительной программы: Оздоровительная.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (октябрь – май).

Формы режим занятий: Фронтальный, индивидуальный, согласно сетке занятий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки: «Диагностика»

Улучшенная дренажная функция бронхов.

Восстановленное носовое дыхание.

Повышенная общая сопротивляемость организма, его тонус.

Улучшенное нервно- психическое состояние.

Диагностическая таблица. Дыхательная диагностика

Список детейполвозрастП /с звуковая пробаПроба ГенчиЖЁЛ

Методика проведения диагностики

1. Звуковая проба – Пс. И.п. – стоя.

Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносит звук «м» с закрытым ртом, как можно дольше до следующего вдоха.

По секундомеру вслух ведется счет секунд (одновременно с третьим вдохом ребенок может поднять руку, опустить ее с окончанием «мычания» и запомнив цифру, произносимую в этот момент). Единица измерения – секунды (с).

2. Задержка дыхания на вдохе (проба Генчи) – М /с – И.п.- стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а с третьим глубоким вдохом закрывает рукой рот и нос одновременно и терпит до желания сделать выдох. По секундомеру вслух ведется счет. Единица измерения – секунды (с).

3. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – М /с – Измеряется с помощью спирометра.

И.п.- стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха. Затем глубоко вдохнув и взяв мундштук спирометра в рот, не закрывая задней части прибора, делает долгий максимальный выдох. Проводится два последовательных измерения. Максимальный показатель прибора фиксируется. Единица измерения – литр (л).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Контрольное итоговое занятие с открытым показом для родителей.

Полную версию работы можно скачать здесь.

Источник: //dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9328-dykhatelnaya-gimnastika-po-strelnikovoj.html

Презентация «Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста»

Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей дошкольного возраста: обзор упражнений

Инфоурок › Дошкольное образование ›Презентации›Презентация «Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

«Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста» Неверова О.А., инструктор по ФК МБДОУ «ЦРР– детского сада № 50» Page *

2 слайдОписание слайда:

Динамические дыхательные упражнения не только улучшают работу дыхательной системы, но и способствуют оздоровлению всего организма. Page *

3 слайдОписание слайда:

Влияние дыхательной гимнастики на организм человека Выполнение дыхательной гимнастики имеет 2 главные основополагающие цели: оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его функциональные резервы; вызвать изменения в различных органах и функциональных системах. Page *

4 слайдОписание слайда:

Воздействие на организм Основной задачей дыхательной гимнастики является нарушение альвеолярного барьера для усиления обмена газов в легочных альвеолах. Такая гимнастика тренирует всю дыхательную систему, прежде всего легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани и носоглотки. Page *

5 слайдОписание слайда:

Виды дыхательно гимнастики: – дыхательная гимнастика йогов;  – дыхательная гимнастика Бутейко;  – дыхательная гимнастика Мюллера;  – дыхательная гимнастика для похудения;  – дыхательная гимнастика Стрельниковой и другие. Page *

6 слайдОписание слайда:

Дыхательная гимнастика на стуле Page *

7 слайдОписание слайда:

Оборудование для дыхательной гимнастики Page *

8 слайдОписание слайда:

Дыхательная гимнастика йогов Page *

9 слайдОписание слайда:

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой Page *

10 слайдОписание слайда:

Дыхательная гимнастика, разработанная А. Н.

Стрельниковой, способствует: повышению двигательной активности, подвижности тела; – ликвидации венозного полнокровия в органах грудной и брюшной полостей; – обеспечению вентиляции легких с одновременным массирующим действием мускулатуры органов брюшной полости; – тренировке и стимуляции отдельных мышц и их групп, необходимых для сужения проходов в различных органах и системах – дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной, половых органах, кровеносных и лимфатических сосудах, органах зрения; Page *

11 слайдОписание слайда:

Показания: беременность; усталость; депрессия; различные формы невроза; воспаление легких; бронхит; различные формы туберкулеза легких; бронхиальная астма; дыхательная недостаточность; сердечная недостаточность; гипертоническая болезнь; Page *

12 слайдОписание слайда:

Показания: различные заболевания сердечно-сосудистой системы; последствия перенесенного инфаркта миокарда; симптоматическая гипертензия; вегетососудистая дистония; нарушение ритма сердца; атеросклероз артерий головного мозга, сердца и нижних конечностей; последствия инсульта; хронические головные боли; Page *

13 слайдОписание слайда:

Показания: воспаление тройничного нерва; паркинсонизм; заболевания пищеварительной системы; заболевания щитовидной железы; малокровие; сахарный диабет; заболевания опорно-двигательного аппарата; хронический насморк; эпилепсия; рассеянный склероз; Page *

14 слайдОписание слайда:

Показания: хронический тонзиллит; аденоиды; заикание; вирусные заболевания; воспалительные заболевания; кожные заболевания избыточный вес Page *

15 слайдОписание слайда:

Противопоказания –травмы головного мозга; – травмы позвоночника; – выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника; – острое лихорадочное состояние; – кровотечения; – острый тромбофлебит; – высокое артериальное, внутричерепное или внутриглазное давление. Page *

16 слайдОписание слайда:

Правила выполнения «Чем сильнее волна ударилась о берег, тем дальше она откатится, чем крепче мяч ударит о стену, тем дальше он отлетит. Чем активнее будет вдох, тем легче и естественнее происходит выдох и постепенно со временем он нормализуется» (А. Н. Стрельникова). Page *

17 слайдОписание слайда:

Правила выполнения Вдох должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно  Вдох делается одновременно с движениями. .  Счет в гимнастике Стрельниковой – только на восемь, считать следует мысленно, не вслух.  Все вдохи и движения делаются в ритме и темпе строевого шага. Упражнения можно делать стоя, сидя, лежа. Page *

18 слайдОписание слайда:

Методика проведения Занятия по методике дыхательной гимнастики Стрельниковой следует проводить в небольшом помещении, при открытой форточке, натощак или через 1–2 ч после еды. При выполнении произвольных движений следует стараться, чтобы мысли следовали за ощущениями.

Необходимо освобождаться от всего, что сковывает движения. В исходном положении нужно стоять прямо. Руки следует свободно опустить вдоль туловища, ноги поставить на расстоянии чуть меньше ширины плеч.  Вдохи должны быть короткими и мгновенными, «шмыгающими».

Необходимо заставить ноздри смыкаться. При вдохах плечи должны не подниматься, а опускаться. Рекомендуется делать за один урок весь комплекс упражнений. Заниматься следует утром и вечером по 30 мин.

При плохом самочувствии можно делать гимнастику несколько раз в день, сократив время выполнения Page *

19 слайдОписание слайда:

Начинать рекомендуется с упражнения «Ладошки» и заканчивать упражнением «Шаги». Упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой выполняются в ритме песен, вальсов, который составляет 8, 16, 32 такта. Такой счет является наиболее физиологичным.

При выполнении упражнений считать мысленно только по 8. Если ритм сбивается, можно отдыхать 3–5 с после каждых 8 вдохов-движений. При выполнении Возраст для занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой не ограничен.

Упражнения можно выполнять как детям с 3–4 лет, так и пожилым людям. Курс лечения дыхательной гимнастикой обычно составляет около 1 мес при ежедневном выполнении упражнений.

При достижении результата при лечении какого-либо заболевания не рекомендуется бросать занятия гимнастикой, только в этом случае гарантирован как терапевтический, так и профилактический эффект. Page *

20 слайдОписание слайда:

Основной комплекс дыхательных упражнений Page *

21 слайдОписание слайда:

Упражнение «Ладошки» Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения. Page *

22 слайдОписание слайда:

Упражнение «Погончики» Исходное положение: встать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса. При вдохе резко толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. Во время толчка кулаки разжимаются. Плечи при этом должны быть напряжены, руки прямые, тянущиеся к полу, пальцы широко растопырить. Page *

23 слайдОписание слайда:

Упражнение «Насос» Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться вниз к полу, округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Page *

24 слайдОписание слайда:

Упражнение «Кошка» Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы ступни ног не отрывались от пола. Page *

25 слайдОписание слайда:

Упражнение «Обхвати плечи» Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч кистями друг к другу. В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. Page *

26 слайдОписание слайда:

Упражнение «Большой маятник» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться к полу, руки при этом тянуть к коленям, но не опускать ниже – вдох. Page *

27 слайдОписание слайда:

Упражнение «Повороты головы» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох носом. Затем сразу же повернуть голову влево, опять сделать короткий шумный вдох. При выполнении упражнения посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох делать коротким. Page *

28 слайдОписание слайда:

Упражнение «Ушки» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо – правое ухо идет к правому плечу, сделать короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу, опять сделать короткий шумный вдох носом. Page *

29 слайдОписание слайда:

Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник») Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею. Page *

30 слайдОписание слайда:

Упражнение «Перекаты» Исходное положение: встать таким образом, чтобы правая нога была впереди, а левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела распределить на обе ноги.

Перенести тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу, левая при этом согнута в колене и отставлена назад на носок для равновесия (на нее не опираться). Выполнить легкое танцевальное приседание на правой ноге – шумный короткий вдох.

Затем правое колено выпрямить и перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Page *

31 слайдОписание слайда:

Упражнение «Передний шаг» (рок-н-ролл) Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены вдоль тела. Поднять вверх на уровень живота согнутую в колене правую ногу, на левой ноге в этот момент сделать легкое танцевальное приседание – короткий шумный вдох носом. Page *

32 слайдОписание слайда:

Упражнение «Задний шаг» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Отвести согнутую в колене правую ногу назад, как бы ударяя себя пяткой по ягодице. На левой ноге в этот момент слегка присесть, одновременно шумно вдыхая носом. Затем обе ноги на одно мгновение вернуть в исходное положение – выдох уходит сразу же после каждого вдоха. Page *

33 слайдОписание слайда:

Спасибо за внимание! Page *

Общая информация

Источник: //infourok.ru/prezentaciya-dihatelnaya-gimnastika-kak-osnovnoy-vid-zdorovesberegayuschih-tehnologiy-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1044282.html

Специалисты о гимнастике и о работе Щетинина

Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей дошкольного возраста: обзор упражнений

     В современном мире нет недостатка дыхательных гимнастик, и врачи пользуются разными методиками. Я, врач-фтизиопульмонолог, за свою многолетнюю практику применяла множество методик при лечении пациентов с бронхолегочной патологией, но вот уже более тридцати лет безоговорочно отдаю предпочтение дыхательной гимнастике Александры Николаевны Стрельниковой. Почему?

  • Во-первых, эта гимнастика потрясающе эффективна.
  • Во-вторых, выполнение упражнений доступно практически каждому, независимо от возраста и психофизического статуса.
  • В-третьих, дыхательную гимнастику Стрельниковой можно выполнять где угодно (дома, в медучреждении, на работе, в поездке…) и как угодно (лежа, стоя, сидя…)

    После трагической гибели Александры Николаевны, с которой мы много лет тесно дружили и сотрудничали, продолжателем ее подвижнического дела стал Михаил Щетинин, единственный и многолетний ученик Стрельниковой. Он, медик по образованию, в совершенстве владеет всеми нюансами упражнений и является высококвалифицированным специалистом.

Более того, он в течение десятилетий применяет, развивает и адаптирует лечебный дыхательный комплекс. Именно поэтому я, имея более чем тридцатилетний опыт применения этой гимнастики во врачебной практике (для пациентов и для себя лично), периодически обращаюсь именно к Михаилу Николаевичу Щетинину за помощью, продолжаю сама у него учиться.

    Почему именно к нему? Ответ прост: единственно Щетинин – носитель оригинальной методы, получивший ее из рук автора и сохранивший все лучшее и ценное.

В дыхательной гимнастике Стрельниковой самое основное и необходимое для получения лечебного эффекта – как раз именно техника упражнений, без самодеятельности и ленивых манипуляций.

И здесь Михаил Николаевич – эталон и ментор, помогающий разглядеть и исправить ошибки и недочеты, незаметные для дилетантов. Он, как никто другой, чувствует грань между возможным компромиссом и невозможным упрощением, сводящим на нет усилия человека, практикующего дыхательный комплекс А.

Н. Стрельниковой.
    Более тридцати лет я рекомендую моим пациентам обращаться к Михаилу Щетинину за лечебной помощью и для обучения Стрельниковской дыхательной гимнастике, и не припомню, чтобы хоть единожды была разочарована результатом.

Врач высшей категории, кандидат медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации Егоркина Надежда Дмитриевна

    О популярности гимнастики Стрельниковой излишне много говорить, за границей её называют «Русской национальной гимнастикой».

В основе её, как и любой гимнастики, – движение, однако имеются элементы, обеспечивающее преимущество перед другими подобными методиками.

Это, во-первых, резкий, форсированный вдох носом и, во-вторых, упражнение, в котором вдох парадоксально происходит в момент сжатия грудной клетки руками.

    Форсированный вдох через нос способствует очищению дыхательных путей от слизи и улучшает отхаркивание (по-видимому, благодаря усилению кровообращения в верхних дыхательных путях) и одновременно снижает давление в легких, вслед за чем несколько понижается давление в обоих кругах кровообращения и усиливается приток венозной крови к сердцу. Ряд физиологических эффектов вызывает «коронное» стрельниковское упражнение «обними плечи»: вдох, сопровождающийся сжатием грудной клетки.

    Лечебное воздействие Cтрельниковской методики, несомненно. И жизненная практика доказала её существенное преимущество перед другими немедикаментозными методами в отношении профилактики (М.Н.

Щетинин:”Известны многочисленные случаи, когда во время эпидемии гриппа в школе болеет весь класс, кроме тех учеников, которые регулярно занимаются Стрельниковской дыхательной гимнастикой.

“) Можно уверенно утверждать, что вообще занятия любыми видами гимнастики улучшают нервный и иммунный статус организма (разумеется, если нагрузки не чрезмерны, как в профессиональном спорте). Так же для умственного здоровья и интеллектуального развития почти одинаково полезно – учить ли астрономию или астрологию.

Вот пример: когда шизофреника заставляют говорить на иностранном языке (как бы плохо он его ни знал), у него бред ослабляется. По аналогии, изменение стереотипа дыхания в упражнении «обними плечи» можно считать патогенетической терапией логоневроза (заикания) и бронхиальной астмы, поскольку в обоих случаях (особенно при астме) нарушена координация дыхательной мускулатуры.

    Гимнастика полезнее и эффективнее у детей, чем у взрослых. Почему? Потому что у детей потенциал к выздоровлению выше. Это, между прочим, стало причиной того, что я избрал профессию детского врача, хотя не заканчивал педиатрического факультета.

Попросту говоря, лечение взрослого с хроническим заболеванием – дело менее благодарное по сравнению с аналогичной ситуацией у подрастающего ребёнка. Жизнь растущего организма, по поговорке, «идёт на ярмарку», а взрослого – «с ярмарки».

Медицина, конечно, способна замедлить деградацию стареющего организма, притормозить скорость, с которой мы все, взрослые, «катимся вниз», но больному ребёнку помочь в принципе реальнее, поскольку его жизненные силы на подъёме.

    Нелишне упомянуть, что бронхиальной астмой (при которой применение данной гимнастики особенно популярно) дети болеют в несколько раз чаще, чем взрослые: мировая статистика называет цифры, приближающиеся к 10%! Иными словами, в мире астмой болеет едва не каждый десятый ребёнок.

Примерно столько же детей страдает неустойчивым вниманием и гипермоторностью. Заикание, как правило, тоже начинается в детстве. А сколько детей болеет частыми ОРЗ (острыми респираторными заболеваниями)! И именно при этих болезнях рекомендуются занятия гимнастикой Стрельниковой.

    Однако ребёнок, особенно младшего возраста, станет заниматься только, когда рядом с ним упражнения делает взрослый (обычно мать или отец). Что ж, гимнастика полезна родителям тоже, а совместные занятия в игровой манере – элемент семейного воспитания.

В процессе занятий ребёнок становится физически сильным, волевым, дисциплинированным, организованным, устойчивым к инфекциям, реже простужается, и есть надежда, что он не заболеет астмой, бронхитом, логоневрозом и другими болезнями, склонными к затяжному и хроническому течению.

Если же ребёнок болен, то гимнастика поможет выздороветь.

    Уважаемые родители, занимайтесь гимнастикой вместе с вашими детьми! Польза будет обоюдная! Педиатры, помните, что в арсенале немедикаментозных методов лечения имеется гимнастика Стрельниковой.

Главный специалист по функциональной диагностике у детей Департамента здравоохранения Москвы доктор медицинских наук профессор М.И.Анохин.

Источник: //strelnikova.ru/specialisti-o-gimnastike

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.