До какого возраста дети считаются новорожденными: сроки и общая характеристика психического развития в данный период

Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 – 1 год)

До какого возраста дети считаются новорожденными: сроки и общая характеристика психического развития в данный период

Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период – кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности: – Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.

Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

– Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими (“цеплятельный”) – они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

2. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе.

Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника.

Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться.

Эта бурная эмоциональная реакция была названа “комплексом оживления” Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность – улыбку, – знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста – эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней.

Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться.

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

4. Основные линии психического развития ребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет.

Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает.

Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной.

Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

Время появления движенийРазвитие моторики
1 месяцПоднимает подбородок
2 месяцаПоднимает грудь
3 месяцаТянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяцаСидит с поддержкой
5 – 6 месяцХватает рукой предметы
7 месяцевСидит без поддержки
8 месяцевСадится без посторонней помощи
9 месяцевСтоит с поддержкой: ползает на животе
10 месяцевПолзает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцевСтоит без поддержки
ГодХодит, держась одной рукой

1 месяц – хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак; 2 месяца – сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды. 3 месяца – удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот. 4 месяца – ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.

5 месяцев – противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев. 6-7 месяцев – ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.

8-9 месяцев – берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.

10-11 месяцев – манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Развитие речи: Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением.

Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией.

К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

5. Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.
С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется “кризис 1 года”
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной.

Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает “взрослые” слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав – собака, тити – часы).

 

Источник: //tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur04.htm

Характеристика психического развития ребенка первого года жизни

До какого возраста дети считаются новорожденными: сроки и общая характеристика психического развития в данный период

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • характеристику периода новорожденности;
  • • особенности ведущей деятельности, закономерности развития познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления и речи в младенческом периоде;

уметь

  • • излагать и аргументировать положения об основных психических новообразованиях и сущности кризиса первого года;
  • • выявлять трудности в развитии детей;
  • • конструировать оптимальные условия для развития психики младенцев;
  • • определять способы психологической поддержки при наличии трудностей в развитии в младенческом возрасте;

владеть

  • • способами применения полученных знаний в практической работе;
  • • навыками анализа практических ситуаций с позиции детской психологии при проведении психолого-просветительской работы.

Развитие новорожденного

Ребенок рождается очень слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от организма матери физически, но биологическая связь с матерью осталась достаточно сильная.

Ребенок не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности и поэтому полностью зависит от взрослого.

Такая беспомощность и зависимость составляют сущность социальной ситуации развития новорожденного.

Доношенный ребенок имеет длину тела в среднем 48-52 см, массу в среднем – 3200-3300 г. Состояние новорожденного принято определять по шкале Апгар (табл. 4.1). Оценка проводится сразу после рождения по пяти важнейшим признакам:

  • • сердечный ритм;
  • • дыхательная активность;
  • • рефлекторная возбудимость;
  • • мышечный тонус;
  • • окраска кожи.

Каждый из этих признаков оценивается по трехбалльной системе и общая сумма баллов складывается. Здоровые новорожденные имеют по этой школе 7-10 баллов, новорожденные с легкой асфиксией – 5-6 баллов, при тяжелой асфиксии – меньше 4 баллов.

Таблица 4.1

Определение состояния новорожденного по шкале Апгар

Признак

Балл

0

1

2

Сердцебиение

Отсутствует

Менее 100 в минуту

100-140 в минуту

Дыхание

Отсутствует

Редкие единичные дыхательные движения

Хорошее, крик

Рефлекторная возбудимость

Нет реакции на раздражение подошв

Появляется гримаса или движения

Движения, громкий крик

Мышечный тонус

Отсутствует

Снижен

Активные движения

Окраска кожи

Белая или резко цианотичная

Розовая, конечности синие

Розовая

У новорожденного происходит первичная физиологическая адаптация к новым для него окружающим условиям (рис. 4.1). Происходит переход к легочному дыханию, изменяется система кровообращения, обмен веществ, начинается внешняя секреция пищеварительных желез, совершенствуется терморегуляция, изменяются ферментные процессы. Все эти изменения регулируются центральной нервной системой.

Головной мозг новорожденного ребенка еще недостаточно развит: кора головного мозга не имеет законченной дифференцировки, доминируют функции подкорковых структур.

Число нейронов головного мозга после рождения не увеличивается (за исключением клеток мозжечка), но происходят существенные преобразования в его строении (деление на слои, образование множественных связей между ними и т.д.).

Изменяется также внешняя структура нейронов в результате увеличения длины их отростков, происходят существенные изменения в кровоснабжении головного мозга.

К моменту рождения на поверхности больших полушарий есть почти все основные извилины, типичные для взрослого человека, но они выражены слабо. Продолговатый мозг и ретикулярная формация ствола мозга в целом являются более сформированными, чем большие полушария головного мозга.

Рис. 4.1. Становление индивидной организации в период новорожденности

Головной мозг ребенка продолжает развиваться, он является не вполне зрелым, поэтому психическая деятельность связана в основном с подкорковыми структурами, а также недостаточно зрелой корой больших полушарий.

Ощущения новорожденного являются недифференцированными и тесно связаны с эмоциями, поэтому Л. С. Выготский назвал их чувственными эмоциональными состояниями или эмоционально выраженными состояниями ощущений.

Приспособлению новорожденного к новым условиям способствуют безусловные рефлексы – наследственно закрепленные механизмы. У ребенка сразу после рождения есть разнообразные способы реагирования и приспособления к окружающей среде, в частности у него хорошо проявляются защитные рефлексы.

Так, раздражение кожи вызывает защитное отдергивание, резкое появление какого-либо предмета перед глазами – зажмуривание, а при резком увеличении яркости света происходит сужение зрачка и т.д.

У новорожденных детей есть также ориентировочные рефлексы – это рефлексы, направленные на контакт с какими-либо стимулами и раздражителями. Например, уже в первые недели ребенок поворачивает головку в сторону яркого источника света.

Ориентировочно-пищевые рефлексы проявляются в реакции поиска в ответ на прикосновение к углам губ или к щекам голодного ребенка: он поворачивает головку в сторону действующего стимула, открывает рот.

У новорожденных детей также хорошо выражены сосательный рефлекс – ребенок сразу начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс – реакция схватывания в ответ на прикосновение к ладони; переступательный рефлекс – реакция отталкивания при прикосновении к ступням ног.

Большая часть врожденных рефлексов необходима ребенку для нормальной жизнедеятельности, они способствуют успешной адаптации к новым условиям существования. С помощью данных рефлексов происходит переход к новому типу дыхания и питания.

Однако, как показали исследования, существуют рефлексы, на основе которых никаких функций не развивается – атавистические рефлексы (полученные человеком от животных предков). К ним относятся цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания. Движения, лежащие в основе данных рефлексов, в дальнейшем постепенно угасают.

У новорожденных детей, в отличие от детенышей животных, врожденные рефлексы не способствуют становлению форм поведения взрослого человека и поэтому не являются основой психического развития, а обеспечивают их выживание.

Если потребности ребенка в полной степени удовлетворяются, они начинают терять свое ведущее значение, им на смену приходят новые потребности (в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми), под влиянием которых осуществляется психическое развитие.

Ребенок появляется на свет гораздо более беспомощным и со сравнительно небольшим набором врожденных рефлексов, чем детеныши многих животных. Однако это является скорее преимуществом, поскольку возникает необходимость компенсироваться приобретенными условными рефлексами, которые отличаются пластичностью и способностью к развитию. Характерной особенностью новорожденного являются бо́льшие возможности усвоения нового опыта, что обусловлено сильно выраженной потребностью в получении впечатлений.

Ряд других безусловных рефлексов представлен в табл. 4.2. Во многих психофизиологических исследованиях изучались вопросы о сроках возникновения у новорожденного ребенка первых условных рефлексов. Самые ранние условные рефлексы образуются на основе пищевых безусловных рефлексов, они начинают появляться в среднем к концу первого месяца жизни.

У новорожденного постепенно происходит образование условных рефлексов со всех анализаторов:

  • • рефлекс на положение при кормлении (реакция на позу кормления);
  • • ориентировочный рефлекс, проявляющийся в зрительном, слуховом сосредоточении и появлении реакции на голос человека;
  • • рефлекс на сон и бодрствование и др.

Важнейшим достижением в психическом развитии ребенка является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе, зрительное – на 3-5-й неделе.

Таблица 4.2

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители

Рефлексы

Яркий свет

Глаза закрываются

Легкий шлепок по переносице

Глаза закрываются

Хлопок руками возле головы ребенка

Глаза закрываются

Поворот головы ребенка направо

Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

Разведение локтей в стороны

Руки быстро сгибаются

Нажатие пальцем на ладонь ребенка

Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

Нажатие пальцем на подошву ребенка

Пальцы ног сжимаются

Проведение по подошве от пальцев к пятке царапающим движением пальцем

Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

Поднятие лежащего животом вниз ребенка

Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

Практический пример

Эксперименты, проведенные Карпентером, показали, что дети уже в возрасте двух-трех недель среди всех зрительных стимулов отдают предпочтение лицу матери.

Ученый на основе парадигмы предпочтения показывал детям изображения лица матери и незнакомой женщины, и двухнедельные дети уже предпочитали смотреть на знакомое лицо.

В ряде случаев они вообще отворачивались от изображения чужой женщины, возможно по причине значительной непривычности данного стимула.

Новорожденный бо́льшую часть времени проводит в состоянии сна или дремоты. Постепенно из этого состояния появляются отдельные, незначительные по времени периоды бодрствования и активности, что становится возможным благодаря слуховому и зрительному сосредоточению.

Относительно сроков окончания периода новорожденности существуют три основные точки зрения (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Позиции относительно границ новорожденности

С психологической точки зрения конец периода новорожденности связан с началом общения ребенка со взрослым.

Первичными формами взаимодействия со взрослыми являются специфические выразительные движения ребенка, являющиеся своеобразными сигналами для взрослых, побуждающими их выполнить определенные действия по отношению к ребенку.

Примером такого первого выразительного движения является возникновение у ребенка улыбки при виде лица близкого взрослого. Некоторые психологи считают это импринтингом, другие интерпретируют это как некоторую “социальную потребность”. Д. Б. Эльконин считает это неверными предположениями.

Единство со взрослым является для младенца ситуацией максимального комфорта. Передача сигнала о некомфортности способствует появлению соответствующих действий у взрослого. Данные сигналы могут подаваться как в связи с дискомфортом, так и с наличием комфорта. Лицо взрослого вызывает у ребенка состояние “блаженства” – он улыбается.

Появление улыбки на лице ребенка свидетельствует об окончании кризиса новорожденности. С момента возникновения улыбки (1,5-2,0 месяца) у младенца начинается индивидуальная психическая жизнь.

Дальнейшее развитие психики ребенка связано в основном с развитием средств общения со взрослыми.

Появляется комплекс оживления, проявляющийся в том, что ребенок улыбается, реагирует на появление взрослого различными движениями, эмоциональными реакциями. Комплекс оживления является первым специфическим поведенческим актом ребенка,

который становится основополагающим для всего последующего развития его психики.

Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

  • • зрительное сосредоточение – длительный, пристальный взгляд на взрослого;
  • • улыбку, выражающую положительные эмоциональные состояния ребенка;
  • • двигательную активность – движения головы, ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;
  • • различные вокализации – вскрики (громкие отрывистые звуки), гуканье (отрывистое произношение согласных звуков типа “кх”, “гк” и пр.), гуление (протяжные негромкие певучие звуки).

Таким образом, на протяжении периода новорожденности происходит первичная психофизиологическая адаптация ребенка к окружающим условиям, чему способствует ряд безусловных и условных рефлексов.

Благодаря активным обращениям и воздействиям взрослого возникает первичная форма взаимодействия с ним – комплекс оживления, являющийся средством общения ребенка с близкими взрослыми.

Это свидетельствует о переходе в новый стабильный период – период младенчества

Источник: //studme.org/1531051125765/psihologiya/harakteristika_psihicheskogo_razvitiya_rebenka_pervogo_goda_zhizni

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.