Что такое дизартрия: симптомы, формы заболевания и основы лечения у детей 5-6 лет

8. Характеристика дизартрии. Стертая дизартрия

Что такое дизартрия: симптомы, формы заболевания и основы лечения у детей 5-6 лет

ДИЗАРТРИЯ – нарушениепроизносительной стороны речи,обусловленное недостаточной работойнервов, обеспечивающих связь речевогоаппарата с центральной нервной системой,то есть недостаточной иннервацией.

Основные проявлениядизартрии: расстройство артикуляциизвуков (речь нечеткая, смазанная),нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменениеинтонации.

Проявления дизартриипроявляются в разной степени и в различныхкомбинациях в зависимости от локализациипоражения в центральной или периферическойнервной системе, от тяжести нарушения,от времени возникновения дефекта.

СТЕРТАЯ ФОРМАДИЗАРТРИИ

Основные жалобыпри стертой дизартрии: невнятнаяневыразительная речь, плохая дикция,искажение и замена звуков в сложных послоговой структуре слов. Дети,  имеющиестертую дизартрию, нуждаются в длительной,систематической индивидуальнойлогопедической помощи. Стертая дизартрияпо своим проявлениям очень похожа насложную дислалию.

Чаще всего стертаядизартрия диагностируется после пятилет.

Детям, чья симптоматика соответствуетстертой дизартрии, необходимопроконсультироваться у  у неврологадля уточнения или подтверждения диагнозаи для назначения адекватного лечения,т.к.

при стертой дизартрии методикакоррекционной работы должна бытькомплексной и включать в себя: медицинскоевоздействие, психолого-педагогическуюпомощь, логопедическую работу.

Причинамивозникновения стертой дизартрии могутбыть:  отклонения во внутриутробномразвитии (токсикозы, гипертония(повышенное давление) нефропатия вовремя беременности и др; инфекционныезаболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенныево время беременности ; асфиксияноворожденных; стремительные или затяжные роды; длительный безводныйпериод; механическое родовспоможение(щипцы, вакуум).

В первый год жизни такиедети наблюдаются у невролога, имназначаются медикаментозное лечениеи массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП(перинатальная энцефалопатия). А послегода диагноз либо снимают, либо ставятММД (минимальная мозговая дисфункция).Развитие после года, как правило, у всехбывает благополучным, невропатологибольше не наблюдают этих детей, и ребеноксчитается здоровым.

При обследованиидетей 5-6 лет со стертой дизартриейвыявляются следующие симптомы:

Общая моторика:дети неловкие, ограничен объем активныхдвижений, быстро утомляемость принагрузках. Неустойчиво стоят на однойноге. Плохо подражают при имитациидвижений: как идет солдат, как летитптица, как режут хлеб и т.д. Особеннозаметна моторная несостоятельность нафизкультурных и музыкальных занятиях,где дети отстают в темпе, ритме движений,а так же при переключаемости движений.

Мелкая моторикарук: Дети со стертой дизартрией позднои с трудом овладевают навыкамисамообслуживания: не могут застегнутьпуговицу, развязать шарф и т.д. На занятияхпо рисованию плохо держат карандаш,руки бывают напряжены. Многие не любятрисовать.

Особенно заметна моторнаянеловкость рук на занятиях по аппликациии с пластилином. В работах по аппликациипрослеживаются трудности пространственногорасположения элементов.

Многие дети до5-6 лет не интересуются играми сконструктором, не умеют играть с мелкимиигрушками, не собирают пазлы.

У детей школьноговозраста в первом классе отмечаютсятрудности при овладении графическиминавыками:: плохой подчерк, медленныйтемп письма, «зеркальное» письмо, заменыбукв).

Особенностиартикуляторного аппарата:

Паретичность мышц органовартикуляции проявляются в следующем:вялые губы, углы рта опущены, во времяречи губы остаются вялыми. Язык припаретичности тонкий, находиться на днерта, вялый, кончик языка мало активный.При нагрузках (логопедической гимнастике)мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышцпроявляетсяв следующем: лицо амимично, мышцы лицана ощупь твердые, напряженные. Губы вполуулыбке: верхняя губа прижимаетсяк деснам. Многие дети не могут сделатьтрубочку из губ. Язык при спастическомсимптоме чаще изменен по форме: толстый,без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезыпри стертой дизартрии проявляются ввиде дрожания языка и ых связок.Дрожание проявляется при нагрузках.

Например, при удержании широкого языкана нижней губе под счет 5-10 язык не можетсохранить состояние покоя, появляетсядрожание и легкое посинение кончикаязыка, а в некоторых случаях по языкупрокатываются волны в продольном илипоперечном направлении.

 В этом случаеребенок не может удержать язык внеполости рта. Гиперкинезы чаще сочетаютсяс повышенным тонусом мышц артикуляторногоаппарата.

Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенныхдвижений артикуляторного аппарата илипереключении от одного движения кдругому. У некоторых детей отмечаетсякинестетическая апраксия, когда ребенокпроизводит хаотичные движения, «нащупывая»нужную артикуляционную позу. Наблюдается«девиация» языка при логоп. гимнастике,гиперсаливация.

Дети со ст. дизарт.по заданию выполняют все движения излогопед. гимнастики, но качество этихдвижений страдает: смазанность, нечеткостьдвижений, слабость напряжения мышц,аритмичность, снижение амплитудыдвижений, быстрая утомляемость мышц идр. Это и приводит во время речи кискажению звуков, смешению их и ухудшениюв целом  просодической стороны речи.

Звукопроизношениехарактеризуется: смешением, искажением,заменой и отсутствием звуков, долго неавтоматизируются  и  не вводятсяречь. Наиболее распространенным дефектомзвукопроизношения являются нарушениясвистящих и шипящих.

Достаточно частоотмечается межзубное произнесение,боковые призвуки. Дети испытываюттрудности при произношении слов сосложной слоговой структурой, упрощаютзвуконаполняемость, опуская некоторыезвуки при стечении согласных .

Просодика.Интонационно-выразительнаяокраска речи детей со ст. дизартриейрезко снижена. Страдает голос, ыемодуляции по высоте, силе, ослабленречевой выдох. Нарушается тембр речи ипоявляется носовой оттенок. Темп речичаще ускорен.

При рассказываниистихотворений речь ребенка монотонна,постепенно становится мене разборчива,голос угасает. Голос детей во время речитихий, не удаются модуляции по высоте,по силе голоса (ребенок не может поподражанию менять высоту голоса, имитируяголоса животных: коровы, собаки и пр.

) Унекоторых детей речевой выдох укорочен,и они говорят на вдохе.

Логопедическаяработа при стертой дизартрии предусматриваетобязательное включение родителей вкоррекционную  работу с ребенком. Наначальных этапах предусматриваетсяработ по нормализации моторикиартикуляторного аппарата – логопедическиймассаж., логопедическая гимнастика.Обязательна работа по укреплению голосаи дыхания.

Источник: //studfile.net/preview/6216519/page:5/

Архив новостей – Свободненская городская поликлиника ГБУЗ АО

Что такое дизартрия: симптомы, формы заболевания и основы лечения у детей 5-6 лет

Ежегодно в апреле наш город проводит мероп-риятия в рамках Европейской недели иммунизации, в 2013 году проходящей с 20 по 27 апреля под лозунгом «Защитите свой мир – вакцинируйтесь».

В нашем городе особое внимание уделяется иммунизации против клещевого вирусного энцефалита (КВЭ). Это связано с тем, что г.

Свободный, так же как и 16 других территорий Амурской области, отнесён к эндемичным территориям, то есть к территориям с очень высокой вероят-ностью заражения клещевым энцефалитом при укусе (присосе) клеща.

Ежегодно в городе регистрируется множество случаев укуса клеща, никто не может дать гарантии, что клещ не окажется заражённым вирусом энцефалита. В 2012 году число обратив- шихся с укусами клещей выросло на 3%.

По области зарегистри-ровано в 2012 году 2 случая заболевания клещевым вирусным энцефалитом (у лиц, не привитых против данной инфекции), 2 случая боррелиоза и 7 случаев клещевого риккетсиоза. Как правило, течение клещевого энцефалита очень тяжёлое, исход заболевания у непривитых – или тяжёлая инвалидность, или смертельный исход.

В настоящее время лечебно-профилактичес- кие организации города располагают в достаточном количестве вакциной для иммунизации против КВЭ. Уважаемые жители города, защитите себя от инфекций, которые регулируются вакцинами и опасны по своим последствиям! Одновременно можно делать прививки против трёх инфекций, включённых в национальный календарь.

Все, кто отказывается от прививок, не имея на это противопоказаний, подумайте, стоит ли оставлять себя без защиты.

Не зря же весь цивилизованный мир выделяет огромные средства, чтобы с помощью прививок (вакцин) защитить людей от грозных болезней! Все проведённые исследования доказывают, что легче предупредить заболевание с помощью прививок, нежели лечить те инфекции, основная масса которых протекает очень тяжело и с различными осложнениями.

Прививки проводятся в отделениях врачей-терапевтов участковых. Перед проведением прививок необходим осмотр врача-терапевта.

Адреса отделений: ул. Ленина, 69, с 8.15 до 18.00; в терапевтическом отделении №1 по ул. Орджоникидзе, 78, с 8.15 до 15.00.

9000 свободненцев привьют от гриппа

 В Свободный поступила вакцина для иммунизации за счёт федерального бюджета – об этом «Зейским огням» рассказала заведующая II терапевтическим отделением Свободненской городской поликлиники Н.П. Дуденко.

Медики планируют привить около 9000 горожан. Подлежат бесплатной иммунизации медицинские работники, работники образования, лица в возрасте старше 60 лет, прочие группы риска (рабочие транспорта, коммунальной сферы, студенты). Все остальные категории работающих граждан должны прививаться против гриппа за счёт средств работодателей.

Врачи напоминают: наиболее подвержены риску развития заболевания и осложнений после гриппа новорождённые, пожилые люди, больные с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом и другими хроническими заболеваниями.

Имеет иммунизация и свои противопоказания: так, например, нельзя прививаться во время простуды (ОРВИ). Поэтому перед проведением прививки осмотр врача-терапевта для исключения возможных противопоказаний необходим.

Симптомы заболевания гриппом и респираторно-вирусной инфекции известны всем: это заложенность носа, воспаление горла, высокая температура тела, общая разбитость и слабость.

Грипп протекает с различной степенью тяжести, значительно снижает защитные силы организма, что может приводить к различным осложнениям со стороны многих органов (лёгкие, сердце, почки), а также может обострять хронические заболевания.

Прививочные кабинеты в Свободном работают по следующим адресам:

ул. Ленина, 69, с 8.00 до 16.00;

ул. Орджоникидзе, 78, с 8.00 до 16.00.

Публикация в газете «Зейские огни» от 7 октября 2012 г.

( газета «Зейские огни»)

В свободненской поликлинике работают специалисты высокого класса

  Коллектив отделения врачей-терапевтов участковых.

С января 2012 года Свободненская городская поликлиника стала Государственным бюджетным учреждением Амурской области. Наш коллектив оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь взрослому населению города.

В поликлинике работает 75 врачей, 132 средних медицинских работника, более 40 человек младшего медицинского персонала.

Это грамотные, ответственные специалисты, настоящие энтузиасты своего дела, горячо любящие свою профессию.

Ведущая роль в оказании первичной медико-санитарной помощи принадлежит участковой службе. Слаженная работа врачей-терапевтов участковых под руководством заведующих отделениями Рассказовой Т.А. и Кравцовой Н.В.

обеспечивает оказание терапевтической помощи как в поликлинике, так ина дому. Врачи-терапевты участковые Михедова Н.И., Горшенина В.М., Козлова Т.В., Борщ О.Н., Лукашевич А.Е., Зинченко Н.А., Мельникова Л.С.

пользуются заслуженным уважением среди жителей города.

В поликлинике работают высококвалифицированные специалисты. Эндокринолог Першикова Т.Б. – врач по призванию, своим вниманием и душевной теплотой помогает больным обрести уверенность и силы для выздоровления, каждому пациенту отдаёт частицу своей души. Кардиолог Семионенко О.В.

– грамотный, очень ответственный специалист, широко использует в своей практики новейшие методики. Трудолюбие, преданность своей профессии, доброта и чуткость отличают врача-акушера-гинеколога Пидан Т.Л. С высокой степенью профессионализма выполняет свой врачебный долг врач-профпатолог Плыгун В.П.

Более 40 лет верен своей профессии врач-хирург Черепанов Ю.П.

Администрация поликлиники большое внимание уделяет укомплектованию учреждения врачебными кадрами. Прошли профессиональную переподготовку врачи: по специальности пульмонология – Долидова С.Н., гастроэнтерология – Шульга Е.В., детская эндокринология – Казакевич О.Г., ревматология – Флейснер Г.Г., и теперь в поликлинике открыты приёмы врачей по этим специальностям.

Незаменимыми помощниками врачей являются медицинские сёстры Свининникова О.А., Рощина Т.В., Легусова М.А., Пронина В.М., Воронина Л.А., Лаврова И.В., Куликова Е.А., Нагорная Т.С. и другие.

Широкое распространение в городе получили стационарзамещающие виды оказания медицинской помощи. Уважением у пациентов пользуются врачи дневного стационара Флейснер Г.Г., Смородников А.Н., Неганов П.А. В дневном стационаре работают замечательные медицинские сёстры Дурандикова Г.К., Дударева О.А., Советникова Г.И., которые для многих жителей города сами стали «лекарством».

От профессионализма специалистов диагностического отделения, руководит которым Гулевич Е.Г., зависит своевременность и качество лечебного процесса. В отделении постоянно расширяется диапазон проводимых исследований, внедряются новые методики.

Лаборатория поликлиники постоянно участвует в Федеральной системе внешней оценки качества клинических лабораторных исследований (ФСВОК) и выполняет большой спектр гематологических, биохимических, иммуноферментных обследований.

В настоящее время на базе поликлиники открыта ПЦР лаборатория, что позволило усовершенствовать лабораторную службу, улучшить диагностику инфекционных заболеваний.

Рентгенологи Алфёрова О.Н., Гаврилов С.А., врач лабораторной диагностики Чулкова М.А. – истинные профессионалы своего дела, внимательные и отзывчивые.

Постоянно совершенствуют своё профессиональное мастерство врач функциональной диагностики Грудинова А.В., врач ультразвуковой диагностики Фадеева А.Н., врач-лаборант Джиоева О.А.

Надёжными помощниками врачей являются медицинские сёстры функциональной диагностики Аргунова Н.Е., Колосова Е.В., Баринова Н.Д., лаборанты Герасимова Н.Е., Шведова С.В.

Неотъемлемой частью лечения являются методы физиотерапии. Поликлиника располагает большим диапазоном физиотерапевтических методов лечения. Приобретён новый современный аппарат с программным управлением для магнитотерапии «АЛМАГ-02», новые небулайзерные ингаляторы.

Возглавляет коллектив физиотерапевтического отделения врач высшей категории Шеленок Л.В. В отделении трудятся грамотные, квалифицированные медицинские сёстры Аргунова Е.В., Булгакова О.В., Шибаева О.Н. Отдельные слова благодарности за многолетний добросовестный труд заслужили медицинские сёстры Павликова В.И.

, Мясоедова Т.А., инструктор по лечебной физкультуре Яковчук Г.М.

Деятельностью среднего персонала поликлиники руководит главная медицинская сестра Кипец В.Ю.

Валентина Юрьевна не только прекрасный организатор, высококвалифицированный специалист, но и душевный человек, умеющий располагать к себе людей. Она всегда там, где есть применение её неиссякаемой энергии.

Её надёжными помощниками являются старшие медицинские сёстры поликлиники Акифьева Т.А., Кобзева Г.В., Матвеева Т.Т., Уразова Н.Н., Букина С.В., Назарова А.Г.

Участвуя в реализации национального проекта «Здоровье», медицинские работники поликлиники активно занимаются профилактической работой: проводят иммунизацию населения, дополнительную диспансеризацию работающих граждан, обучают пациентов в школах здоровья. Возглавляет отделение Павленко Р.В. Это ответственный и принципиальный врач. В отделении работают опытные и ответственные медицинские работники – фельдшер Шутова Т.Ф., акушерки Губарь Н.В., Рукман Н.В., Шкуратова С.Г.

Третий год на базе поликлиники работает Центр здоровья, руководит которым Харчевникова А.В. В 2011 году клиентами центра стали более 20000 жителей города и района.

На высоком уровне проведены ярмарки здоровья, посвящённые Всемирному дню больных сахарным диабетом, Дню сердца, европейской неделе иммунизации, Всемирному дню отказа от курения.

Центром здоровья регулярно проводятся выезды в населённые пункты Свободненского района, проведены выезды в Шимановский район.

Важную роль в организации работы поликлиники играют регистратура и её работники: Фишер Л.В., Кулишкина Е.Е., Александрова Т.И., Задорожина О.А.

Уют и чистоту в поликлинике поддерживают санитарки Хоменко М.М., Иванилова Л.Д., Корнеева Т.А., Гранина В.А., Кондратьева Т.К.

Накануне Дня медицинского работника хочется поблагодарить весь коллектив поликлиники и ветеранов, находящихся на заслуженном отдыхе, за ваш добросовестный, нелёгкий труд. Доброго вам здоровья, счастья, благополучия и уверенности в завтрашнем дне! Пусть в нашем дружном и сплочённом коллективе царит атмосфера взаимопонимания, терпения и искреннего отношения к каждому пациенту.

 И.В. ЮДИНА, главный врач ГБУЗ АО «Свободненская городская поликлиника».

Публикация в газете «Зейские огни» от 17 июня 2012 г.

12 мая в Свободненской городской поликлинике прошёл конкурс медицинских сестёр по физиотерапии, посвящённый их профессиональному празднику – Международному дню медицинской сестры. За звание лучшей боролись три конкурсантки в белых халатах.

Поликлиника День медсестры. Новости

Коллег, в том числе ветеранов, поздравили главный врач поликлиники Ирина Юдина и старшая медицинская сестра Валентина Кипец. Участницы состязались в знании теории по оказанию медицинской помощи, защищали научно-практические работы и подготовили творческое задание, посвящённое 100-летию Свободного.

Победу одержала Елизавета Троцкая, второе место заняла Ольга Бугаёва, третье – Татьяна Нагорная. В награду за творчество участницы получили дипломы и памятные подарки. Кстати, у каждой из конкурсанток стаж работы в медицине более 10 лет.

Публикация в газете «Зейские огни» от 16.05.2012 г.

Источник: //svbgp.ru/novosti/arhiv-novostey/

Консультация для родителей. Дизартрия. Причины. Симптомы. Коррекция и методы лечения

Что такое дизартрия: симптомы, формы заболевания и основы лечения у детей 5-6 лет

Наталья Мальцева
Консультация для родителей. Дизартрия. Причины. Симптомы. Коррекция и методы лечения

Часто дети смешно коверкают и перекручивают слова! Однако, с течением времени, речь у ребёнка может не исправится.

В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей.

Дизартрия у детей – неврологическое заболевание, суть которого выражается в тяжелом нарушении речи, а именно: замене одних звуков другими, нарушении артикуляции, изменении интонации и темпа речи. Оно возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы.

Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение – «как будто каша во рту».

Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.

Основным признаком является то, что ребёнок просто не может говорить из-за парализованности языка.

Кроме того, у таких детей зачастую наблюдаются и нарушения моторики – как мелкой, так и крупной, а также сложности с жевательными и глотательными движениями

Проблема дизартрии, организация логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.

Причины и наиболее частые перинатальные (во время беременности) факторы дизартрии:

•гипоксия плода (кислородное голодание плода);

•токсикозы беременности;

•резус-конфликт;

•соматические болезни матери;

•травмы при родах;

•патологическое течение родов;

•асфиксия новорожденного;

•гемолитическая болезнь новорожденного (желтуха);

•недоношенность.

•хронические заболевания матери: сердечно – сосудистые заболевания, тяжелые желудочно-кишечные заболевания и болезни печени, заболевания мочеполовой сферы, алкоголизм.

•психические и физические травмы во время беременности.

Симптомы дизартрии у детей:

Речь у ребенка-дизартрика нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением иннервации речевых органов. Также заболевание имеет характерные неречевые отклонения.

Основными симптомами дизартрии выступают:

1. Нарушение артикуляционной моторики:

•спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;

•гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;

2. Нарушение звукопроизношения сопровождается искажениями, пропусками, заменой звуков.

Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена.

Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков.

3. Нарушение речевого дыхания. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.

4. Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

Детям – дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застёгивать пуговицы. Это связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики.

Также дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, не могут контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков впоследствии плохой почерк.

Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушен музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.

Как вылечить дизартрию у ребенка

Коррекция, методы лечения.

Целью коррекции и лечения дизартрии является достижение речи, понятной окружающим. Для хорошего результата необходимо комплексное воздействие, сочетающего медикаментозную терапию и логопедическую коррекцию

Дизартрия — неврологический диагноз. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаментозное же лечение назначается психоневрологом.

Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:

Медикаментозное лечение.

Медикаментозное лечение дизартрии предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы. Они оказывают влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка.

Среди них могут быть: энцефабол, пантогам, глицин, фенибут, церебролизин, кортексин, церепро, т. е лекарства, снимающие спазмы сосудов.

Физиотерапевтическое лечение, которое улучшает регуляцию жизненно важных функций, нормализует работу нервно-мышечного аппарата и нервной системы:

Электрофорез;

дарсонвализация,

точечный и общий массаж,

натриевые, йодобромные, родоновые ванны.

При лечении нарушений речи также используются:

•точечный массаж;

•ЛФК;

•лечебные ванны;

•гирудотерапия (лечение пиявками);

•иглоукалывание;

•пескотерапия.

Также необходимо развивать крупную и мелкую моторику рук, которая тесно связана с речевыми функциями. Для этого можно использовать пальчиковую гимнастику, перебирание и сортировку мелких предметов, собирание конструкторов и пазлов.

Логопедическая работа.

Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова. Дети, имеющие дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Дети – дизартрики должны направляться на ПМПК, и далее в специализированные группы детского сада)

Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга.

Поскольку дизартрия обязана своим появлением нарушениям работы мозга, трудно прогнозировать результаты лечения. Однако, если подойти к процессу серьёзно и комплексно, можно добиться отличных результатов.

У детей в возрасте 5-6 лет с дизартрией выявляются следующие симптомы:

ОБЩАЯ МОТОРИКА.

Дети с дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п.

Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д.

Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК.

Дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.

На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т. к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук.

Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну.

ЗВУКОПРОИЗН0ШЕНИЕПРИ ДИЗАРТРИИ.

При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков. Нарушения звукопроизношения влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих, шипящих и соноров, т. е. все звуки речи страдают. Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение.

ПРОСОДИКА.

Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Страдает голос, появляется иногда назальный оттенок. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна. Голос детей во время речи тихий.

ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при различении предлогов, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарь. Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т. д.).

Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторений слогов и слов с оппозиционными звуками — например, при просьбе показать нужную картинку (мышка-мишка, удочка-уточка, коса-коза и т. д.).

Таким образом, у детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков.

Словарь детей отстает от возрастной нормы.

Многие испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др.

Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения.

Дети с дизартрией должны направляться на ПМПК, т. е. в специализированный детский сад

Источник: //www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-dizartrija-prichiny-simptomy-korekcija-i-metody-lechenija.html

Центр

Что такое дизартрия: симптомы, формы заболевания и основы лечения у детей 5-6 лет

В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит.

Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык.

В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок.

Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить.

Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого.

Один из  заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков.

При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д.

 Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля.

Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

             У многих детей  наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии.

Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать.

Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно.

Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата.

На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щекделаем следующие упражнения:

  1. Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
  2. Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
  3. Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
  4. Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
  5. Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

  1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
  2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
  3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

«Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

«Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

            Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии.

Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так.

 Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее.

А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

Источник: //cpc.tomsk.ru/esli-u-vashego-rebenka-stertaya-forma-dizartrii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.