Что такое дислалия: психолого-педагогическая характеристика детей с дефектами произношения, симптомы и лечение

Сравнительная характеристика нарушений произношения при дислалии и дизартрии

Что такое дислалия: психолого-педагогическая характеристика детей с дефектами произношения, симптомы и лечение

Оглавление

Введение 3 Глава 1. Дислалия как произношение речи 5 1.1.Понятие дислалии 5 1.2. Психоанализ дислалии 5 1.3. Структура дислалии 6 1.4. Форма дислалии 9 1.5.Основные нарушения проявления дислалии 11 Глава 2. Дизартрия как распространенное расстройство 14 2.1. Понятие дизартрии 14 2.2.Механизм дизартрии 15 2.3.

Основные проявления нарушений 19 2.4. Проявление патологии, симптомы 21 2.5.Формы и виды дизартрии у детей 23 Глава3 Сравнительная характеристика 27 3.1. Сравнительная характеристика дизартрии и дислалии 27 3.2.Преодоление 32 3.3.Технологии произношения навыков детей от 2-6 лет.

34 Заключение 38 Список литературы 40

Введение

Актуальность выбора темы: в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

На сегодняшний день особую актуальность приобретает необходимость своевременного преодоления нарушений речи, препятствующих обучению детей в школе. Классики русской педагоги К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.

Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место изучению нарушении речи в области дислации и дизартрии, отмечая благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, указывая на необходимость разработки коррекционной работы для дошкольников. Это имеет актуальный смысл и на сегодняшний день.

Значение в развитии речи ребенка рассматривалось в трудах авторитетных отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М. Пиаже, И. Ивиг, Д. Коваг, Дж. Брунер и др.). Среди всех известных речевых проблем самой распространенной является дислалия.

Чаще всего она встречается в детском возрасте и заключается в различных дефектах произношения звуков родного языка – искажениях, заменах, смешениях, вплоть до полного их отсутствия в речи. При этом существует достаточно широкое мнение, что дислалия у детей – преходящее явление, которое с возрастом проходит. Однако подобное речевое нарушение свойственно и взрослым людям.

При этом в большинстве случаев основные «корни» проблемы следует искать все-таки в детстве. Впоследствии дефектное звукопроизношение нередко оказывает крайне неблагоприятное влияние на всю последующую жизнь.[3] Известно, что от правильного поставленного диагноза зависят выбор методов лечения.

Оба речевых нарушения дизартрия и дислалия схожи в том, что основным симптомом выступает нарушенное звукопроизношение на этом их сходство и заканчивается. Цель исследования: Провести анализ источников. Проблема исследования: сравнения дислалии и дизартрии Гипотеза исследования: правильно сформированные занятия и коррекционная работа будет способствовать правильному развитию речи у детей. Задачи: 1. Провести сравнение между дизартрией и дислацией. 2. Изучить характеристики дислации и дизартрии. 3. Рассмотреть коррекционные возможности при развитии речи детей.

Заключение

В результате проведенной работы я выяснила, что стертая дизартрия – одно из самых распространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике и вопросы диагностики и содержания коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане.

Так же необходимо отметить, что звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы).

Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография)/ Дислалия – частичное расстройство речи. Проявляется это расстройство в нарушенном произношении не более 1-2 групп звуков. Дислалики могут искажать, изменять один звук другим и даже пропускать его в речи.

Отличие форм дислалия от стертой формы дизартрии Известно, что от правильного поставленного диагноза зависят выбор методов лечения. Оба речевых нарушения стертая дизартрия и дислалия схожи в том, что основным симптомом выступает нарушенное звукопроизношение на этом их сходство и заканчивается.

Важно знать, что речевые расстройства могут возвращаться (особенно при заикании), поэтому необходимо заниматься и их профилактикой – постоянно закреплять первичный результат, доводить до полной автоматизации, непрерывно контролировать речь. Своевременно неисправленные нарушения речи остаются.

С возрастом незакрепленные звуки мешают полноценно формироваться личности, вызывают комплексы. Поэтому важно своевременное устранение любых речевых проблем.

Консультация специалистов необходима для изменения формы общения с ребенком, включения в ежедневный моцион речевых и развивающих игр; общения с ребенком в разных формах (сюжетно-ролевые и настольные игры, беседы, совместный просмотр мультфильмов развлекательной и обучающей направленности и т. д.

Таким образом, нормированный акустический эффект звука можно получить разными путями. Неправильное произношение встречается у людей разного возраста. В подавляющем большинстве случаев истоки данной проблемы находятся в раннем детстве. Малыши, в силу вполне понятных объективных причин, не могут самостоятельно решать, как именно им говорить в течение всей своей последующей жизни. В связи с этим именно на родителях чаще всего лежит вина за возникновение и закрепление у детей такого речевого нарушения, как дислалия. А ведь с дефектами звукопроизношения вполне можно справиться, для этого достаточно вовремя обратиться к логопеду.

//www.youtube.com/watch?v=hkabh4zlit4

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: АСТ, 2008. 2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. – М., 2006 3. Гагай В.В. Семейное консультирование. – М., 2010 4. Генинг Г.М., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи-Чебоксары, 1980 5. Гуревич П.С. Психология. Учебник для бакалавров. – М., 2013 6. Диксон, Rasheeal. Как преодолеть страх, и начать жить. CreateSpace.

2013. 7. Дисграфия и дизорфография. – СПб.: 2008. – 544 с. 8. Евстафьев, Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры [Текст] / Б.В. Евстафьев. – Л.: ВДКИФК, 2011. ISBN отсутствует 9. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., 10. Здоровье, формирующее физическое здоровье.

Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет [Текст] / пособия для педагогов дошкольных учреждений – М. Гуманит. Гуд центр ВЛАДОС, 2001-336 с – (Здоровье оберегающая книга). ISBN 5-691-00806-4 11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2013 12. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. 13. Изотова Е.И. Психологическая служба в системе образования. – М.

, 2012 14. Кистяковская, М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / М.Ю. Кистяковская. – М.: Академия, 2010. – 230 с. ISBN 5–89988–451–7 15. Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников [Текст] / Н. Кожухова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – С. 18-21. 16.

Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.- М.: АРКТИ, 2007. – 360 с. 17. Коррекция нарушений письменной речи. Под ред. Н.Н. Яковлевой.СПб.: КАРО,2007. – 208 с. 18. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950. 19. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма // Методическое наследие.

Логопедия. Книга 4. 20. Наместникова И.В. Методы исследования в социальной работе. – М., 2013 21. Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М., 2010 22. Пархомович, В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии [Текст] / В.Б. Пархомович // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 23-35. ISBN отсутствует 23. Прищепа, С.

Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 1. – С. 37-45. ISBN отсутствует 24. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник [Текст] / Под общ. Редак. Проф С.П. Евсеева – М.: Советский спорт. 2002. – 448 с. ISBN 5-222-06966-4 25. Титкова Т.В.

Настольная книга педагога-дефектолога – Ростов-на –Дону,2005 26. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии-М.,1989 27. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: «Айрис пресс», 2008. – 224 с. ISBN 978-5-8112-3390-8 28. Хьелл Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение.

Гриф УМО по классическому университетскому образованию. – М., 2013 29. Шанина Г. Психологическая диагностика. – М., 2010 30. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М., 2011 31. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок.

Источник: //www.work5.ru/gotovye-raboty/111084

Центр мови

Что такое дислалия: психолого-педагогическая характеристика детей с дефектами произношения, симптомы и лечение

F00-F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

F00 Деменция при болезни Альцгеймера

F02.8 Деменция при других уточненных заболеваниях, классифицируемых в других разделах

F06.4 Органическое тревожное расстройство

F06.5 Органические диссоциативные расстройства

F06.6 Органические эмоционально лабильные (астенические) расстройства

F06.7 Легкое когнитивное расстройство

F06.8 Другие уточненные психические расстройства вследствие повреждения и дисфункции головного мозга и физической болезни

F06.9 Неуточненные психические расстройства вследствие повреждения и дисфункции головного мозга и физической болезни

F07 Растройства личности и поведения вследствие болезни повреждения и дисфункции головного мозга

F07.9 Неуточненные психические расстройства вследствие заболевания повреждения и дисфункции головного мозга

F1х.6 Амнестический синдром

F1х.7 Резидуальное психотическое расстройство и психотическое расстройство с поздним

F1х.8 Другие психические и поведенческие расстройства

F1х.9 Неуточненное психическое и поведенческое расстройство 7.

F20-29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F20.6 Простая шизофрения

F20.8 Другие формы шизофрении

F20.9 Шизофрения, неуточненная

F21 Шизотипическое расстройство

F22 Хронические бредовые расстройства

F23 Острые и транзиторные психотические расстройства

F23.0 Острое полиморфное психотическое расстройство без симптомов шизофрении

F23.1 Острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении

F23.2Острое шизофреноподобное психотическое расстройство

F23.3 Другие острые преимущественно бредовые психотические расстройства

F25 Шизоаффективные расстройства

F25.0 Шизоаффективное расстройство, маниакальный тип

F25.1 Шизоаффективный психоз

F25.2 Шизоаффективное расстройство, смешанный тип

F25.8 Другие шизоаффективные расстройства

F28 Другие неорганические психотические расстройства

F29 Неуточненный неорганический психоз

F30-F39 Аффективные расстройства настроения

F30 Маниакальный эпизод

F30.0 Гипомания

F30.9 Маниакальные эпизоды неуточненные

F31 Биполярное аффективное расстройство

F31.0 Биполярное аффективное расстройство , текущий гипоманиакальный эпизод .20 С соответствующими настроению психотическими симптомами

.21 С несоответствугощими настроению психотическими симптомами

F31.3 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод умеренной или легкой депрессии

F31.7 Биполярное аффективное расстройство, состояние ремиссии

F31.8 Другие биполярные аффективные расстройства

F31.9 Биполярное аффективное расстройство, неуточненное

F32 Депрессивный эпизод

F32.1 Умеренный депрессивный эпизод

F32.2 Тяжелый депрессивный эпизод без психотических симптомов

F32.8 Другие депрессивные эпизоды

F32.9 Депрессивные эпизоды, неуточненные

F33 Рекуррентное депрессивное расстройство

F33.0 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод легкой степени

F33.2 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод тяжелый без психотических симптомов

F33.3 Рекуррентный депрессивный эпизод, текущий эпизод тяжелый с психотическими симптомами .30 С соответствующими настроению психотическими симптомами

.31 С несоответствующими настроению психотическими симптомами

F33.4 Рекуррентное депрессивное расстройство, состояние ремиссии

F33.8 Другие рекуррентные депрессивные расстройства

F33.9 Рекуррентное депрессивное расстройство, неуточненное

F34 Хронические (аффективные) расстройства настроения

F34.0 Циклотимия

F38 Другие (аффективные) расстройства настроения

F38.0 Другие единичные (аффективные) расстройства настроения
.00 смешанный аффективный эпизод

F38.1 Другие рекуррентные (аффективные) расстройства настроения
10 рекуррентное кратковременное депрессивное расстройство

F38.8 Другие уточненные (аффективные) расстройства настроения 21

F39 Неуточненные (аффективные) расстройства настроения

F40-F48 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

F40 Тревожно-фобические расстройства

F40.0 Агорафобия .00 без панического расстройства

.01 с паническим расстройством

F40.1 Социальные фобии

F40.2 Специфические (изолированные) фобии

F40.8 Другие тревожно-фобические расстройства

F40.9 Фобическое тревожное расстройство, неуточненное

F41 Другие тревожные расстройства

F41.0 Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревога) .00 Умеренное

.01 Тяжелое

F41.1 Генерализованное тревожное расстройство

F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство

F41.3 Другие смешанные тревожные расстройства

F42 Обсессивно-компульсивное расстройство

F42.0 Преимущественно навязчивые мысли или размышления (умственная жвачка)

F42.1 Преимущественно компульсивные действия (обсессивные ритуалы)

F42.2 Смешанные обсессивные мысли и действия

F42.8 Другие обсессивно-компульсивные расстройства

F42.9 Обсессивно-компульсивное расстройство, неуточненное

F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации

F43.0 Острая реакция на стресс

F43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство

F43.2 Расстройства адаптации

F43.8 Другие реакции на тяжелый стресс

F43.9 Реакция на тяжелый стресс, неуточненная

F44.2 Диссоциативный ступор

F44.3 Трансы и состояния овладения

F44.4 Диссоциативные расстройства моторики

F44.5 Диссоциативные судороги

F44.6 Диссоциативная анестезия и утрата чувственного восприятия

F44.7 Смешанные диссоциативные (конверсионные) расстройства

F44.8 Другие диссоциативные (конверсионные) расстройства .80 синдром Ганзера .81 расстройство множественной личности .82 транзиторные диссоциативные (конверсионные) расстройства,возникающие в детском и подростковом возрасте

.88 другие уточненные диссоциативные (конверсионные) расстройства

F44.9 Диссоциативное (конверсионное) расстройство, неуточненное

F45 Соматоформные расстройства

F45.0 Соматизированное расстройство

F45.1 Недифференцированное соматоформное расстройство

F45.2 Ипохондрическое расстройство

F45.3 Соматоформная вегетативная дисфункция .30 сердца и сердечно-сосудистой системы .31 верхней части желудочно-кишечного тракта .32 нижней части желудочно-кишечного тракта .33 дыхательной системы .34 урогенитальной системы

.38 другого органа или системы

F45.4 Хроническое соматоформное болевое расстройство

F45.8 Другие соматоформные расстройства

F45.9 Соматоформное расстройство, неуточненное

F48 Другие невротические расстройства

F48.0 Неврастения

F48.1 Синдром деперсонализации-дереализации

F48.8 Другие специфические невротические расстройства

F48.9 Невротическое расстройство, неуточненное

F50 Расстройства приема пищи

F50.0 Нервная анорексия

F50.1 Атипичная нервная анорексия

F50.2 Нервная булимия

F50.3 Атипичная нервная булимия

F50.4 Переедание, сочетающееся с другими нарушениями

F50.5 Рвота, сочетающаяся с другими психологическими нарушениями

F50.8 Другие расстройства приема пищи

F50.9 Расстройство приема пищи, неуточненное

F51 Расстройства сна неорганической природы

F51.0 Бессоница неорганической природы

F51.1 Гиперсомния неорганической природы

F51.2 Расстройство режима сна-бодрствования неорганической природы

F51.3 Снохождение (сомнамбулизм)

F51.4 Ужасы во время сна (ночные ужасы)

F51.5 Кошмары

F51.8 Другие расстройства сна неорганической природы

F51.9 Расстройство сна неорганической природы, неуточненное

F52 Половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием

F52.0 Отсутствие или потеря полового влечения

F52.1 Сексуальное отвращение и отсутствие сексуального удовлетворения

F52.8 Другая половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием

F52.9 Неуточненная половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием

F53.9 Послеродовое психическое расстройство, неуточненное

F54 Психологические и поведенческие факторы, связанные с расстройствами или заболеваниями, классифицированными в других разделах

F55 Злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости

F55.0 Антидепрессанты

F55.1 Слабительные

F60-F69 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых (психопатия)

F60 Специфические расстройства личности

F60.0 Параноидное расстройство личности

F60.1 Шизоидное расстройство личности

F60.2 Диссоциальное расстройство личности

F60.3 Эмоционально неустойчивое расстройство личности .30 импульсивный тип .31 пограничный тип

F60.4 Истерическое расстройство личности

F60.5 Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности

F60.6 Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности

F60.7 Зависимое расстройство личности

F60.8 Другие специфические расстройства личности

F60.9 Расстройство личности, неуточненное

F61 Смешанное и другие расстройства личности

F61.0 Смешанные расстройства личности

F61.1 Причиняющие беспокойство изменения личности

F62 Хронические изменения личности, не связанные с повреждением или заболеванием мозга

F62.0 Хроническое изменение личности после переживания катастрофы

F62.1 Хроническое изменение личности после психической болезни

F62.8 Другие хронические изменения личности

F62.9 Хроническое изменение личности, неуточненное

F63 Расстройства привычек и влечений

F63.0 Патологическая склонность к азартным играм

F63.1 Патологические поджоги (пиромания)

F63.2 Патологическое воровство (клептомания)

F63.3 Трихотиломания

F63.8 Другие расстройства привычек и влечений

F63.9 Расстройство привычек и влечений, неуточненное

F64 Расстройства половой идентификации

F66.2 Расстройство сексуальных отношений

F66.8 Другие расстройства психосоциального развития

F66.9 Расстройство психосоциального развития, неуточненное

F68 Другие расстройства зрелой личности и поведения у взрослых

F68.0 Преувеличение физических симптомов по психологическим причинам

F68.1 Преднамеренное вызывание или симуляция симптомов или инвалидизации, физических или психологических (симулятивное расстройство)

F68.8 Другие специфические расстройства зрелой личности и поведения у взрослых

F70-F79 Умственная отсталость – диагностика и рекомендации по поводу различных форм умственной отсталости.

F80 Специфические расстройства развития речи.

F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции.

F80.1 Расстройство экспрессивной речи.

F80.2 Расстройство рецептивной речи.

F80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау- Клеффнера).

F81 Специфические расстройства развития школьных навыков.

F81.0 Специфическое расстройство чтения.

F81.1 Специфическое расстройство спеллингования.

F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков.

F81.3 Смешанное расстройство школьных навыков.

F82 Специфическое расстройство развития моторных функций.

F84.0 Детский аутизм.

F84.1 Атипичный аутизм.

F84.12 атипичность как по возрасту начала, так и по симптоматике

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера

F84.8 Другие общие расстройства развития

F84.9 Общее расстройство развития, неуточненное

F90.0 Нарушение активности и внимания Дефицит внимания с гиперактивностью Расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения

F90.8 Другие гиперкинетические расстройства

F90.9 Гиперкинетическое расстройство неуточненное

F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи

F91.1 Несоциализированное расстройство поведения

F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство

F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций

F92.0 Депрессивное расстройство поведения

F92.8 Другие смешанные расстройства поведения и эмоций

F93.0 Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой

F93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте

F93.2 Социальное тревожное расстройство в детском возрасте

F93.3 Расстройство сиблингового соперничества

F94.0 Элективный мутизм

F94.1 Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте

F94.2 Расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу

F95.0 Транзиторные тики

F95.1 Хронические моторные тики или вокализмы

F95.2 Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков

F98.0 Энурез неорганической природы

F98.1 Энкопрез неорганической природы

F98.2 Расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте

F98.3 Поедание несъедобного младенцами и детьми

F98.4 Стереотипные двигательные расстройства

F98.5 Заикание (запинание)

F98.6 Речь взахлеб

F98.8 Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский и подростковый возраст

Источник: //www.centrmovy.com/

Дислалия: определение, причины, план работы.

Что такое дислалия: психолого-педагогическая характеристика детей с дефектами произношения, симптомы и лечение

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом  оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и, реже, их пропусках.

Классификация Д.

Выделяют две основные формы Д: функциональную и механическую (органическую).

Функциональная Дислалиянарушение звукопроизношения, когда не наблюдается органических нарушений, периферически или центрально обусловленных.  

Механическая Дислалияпри отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба).

Функциональная Дислалия.

При ФД  несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков. В этих случаях оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука.

Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается неполной, т.к не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков – акустические или артикуляционные – оказались несформированными, звуковые замены могут быть различными.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название  смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения  звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита:

Ротацизм – дефект произношения Р Рь

Ламбдацизм – Л Ль

СигматизмС Сь З Зь Ц Ш Щ Ж Ч

ЙотацизмЙ

КаппацизмК Кь

ГаммацизмГ Гь

Хитизм Х Хь.

В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта добавляют приставку пара-: параротацизм, параламбдацизм и др.

Уровни нарушенного произношения.

В ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а в самостоятельной речи не употребляют. Дело в том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности.

О.В.Правдина выделяет 3 уровня нарушенного произношения:

неумение правильно произносить звук или группу звуков;

неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах;

смешение двух близких по звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.

Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов он может задержаться или остановиться.

Механическая дислалия – нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи. Ее иногда называют органической.

Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубочелюстной системы: диастемы между передними зубами; 2) отсутствием резцов или их аномалиями; 3) неправильным положением верхних или нижних резцов или соотношением между верхней и нижней челюстью (дефекты прикуса).

Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого неба (высокий свод).

В таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков, губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже Р и Рь. Довольно часто нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных.

Вторую значительную по распространенности  группу составляют звукопроизносительные  нарушения, обусловленные патологическими изменениямиязыка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.

При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев  страдает внятность речи.

Значительно реже встречаются нарушения произношения, обусловленные губными аномалиями, т.к. врожденные дефекты  (различные деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте.

При этом в основном нарушается произношение губных звуков вследствие неполного смыкания губ, а также губно-зубных звуков. Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных (О, У).

Однако не всегда аномалии органов артикуляции приводят к дефектам произношения. Это свидетельствует о компенсаторных возможностях человека: один и тот же акустический эффект можно получить разными путями.

Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической.

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.

Простые и сложные дислалии.

В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относят нарушения , при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (например, свистящие и соноры).

(«Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

Возрастная (физиологическая) дислалия.

В 3 года должны быть правильными губно-губные (П, Пь, М, Мь, Б, Бь), губно-зубные (В, Вь, Ф, Фь), заднеязычные (К, Кь, Г, Гь, Х, Хь), переднеязычные (Т, Ть, Д, Дь, Н, Нь) и, разумеется, гласные.

К 4 годам  появляются свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц)

К 5 годам – шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч)

К 6 годам – соноры (Р, Рь, Л, Ль, Й)

До этого времени отсутствие звуков считается физиологическим состоянием и называется «возрастная дислалия», что означает, что ребенок развивается правильно, и эти недостатки должны пройти самостоятельно.

Но это относится только к отсутствию звуков или к замене сложных звуков более простыми. В случае искажения звуков (горловое, боковое, межзубное, любое другое) в любом возрасте необходима помощь логопеда.

Источник: //sites.google.com/site/logopedonlain/home/dislalia

Особенности ребенка со стертой дизартрией

Что такое дислалия: психолого-педагогическая характеристика детей с дефектами произношения, симптомы и лечение
Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В.

Лопатина).

Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.

В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием — до 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Логопеды специализированных групп планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т.е. устранение симптомов стертой дизартрии.

Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

— медицинское воздействие; — психолого-педагогическую помощь; — логопедическую работу. Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения. Обследование ребенка начинается с беседы с мамой и изучения поликлинической карты развития ребенка. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.); асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех». В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стояло «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым. При обследовании в поликлинике у логопеда у детей в возрасте 5—6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

ОБЩАЯ МОТОРИКА. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.

Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.д. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д.

Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений рук проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец, и другие упражнения пальцевой гимнастики. На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5—6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы. У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д» — «б», гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.). ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается. Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и ых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках.

Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5—10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении).

В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки. Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика. При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии.

Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом.

Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенком. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить.

Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих.

Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных. ПРОСОДИКА. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, ые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.). У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики. ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы. Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией. Часто логопеды их ведут как дислаликов и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, возникает подозрение, что это стертая дизартрия. Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарь, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т.п.). Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу—вверху» и т.д.). Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха. В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками — например, при просьбе показать нужную картинку (мышка—мишка, удочка—уточка, коса—коза и т.д.). Таким образом, у детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков. Словарь детей отстает от возрастной нормы. Многие испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др. Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эта группа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и стертой дизартрией должна направляться логопедом поликлиники на МПК (медико-педагогическую комиссию), в специализированный детский сад (в группу ФФН). Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры. Все дети этой группы демонстрируют несформированность слуховой и произносительной дифференциации. Показательно игнорирование в речи предлогов. Эти дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи (ОНР) должны направляться на МПК (в специализированные группы детского сада) в группы ОНР. Таким образом, дети со стертой дизартрией — это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы: — с фонетическими нарушениями; — с фонетико-фонематическим недоразвитием;

— с общим недоразвитием речи.

(по Архиповой Е. Ф)

Источник: //www.logopedplus.ru/articles/dizartriya/osobennosti-rebenka-so-stertoy-dizartriey/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.