Что должен знать и уметь малыш в 2,5 года: особенности развития ребенка по месяцам до трех лет

Развитие ребенка до 1 года по месяцам: нормы для мальчиков и девочек, этапы развития малыша, календарь для грудничков

Что должен знать и уметь малыш в 2,5 года: особенности развития ребенка по месяцам до трех лет

› Развитие ›

22.12.2019

• Что умеет ребенок в 1 месяц:

совершает микродвижения и издает звуки в такт речи говорящего;

различает цвета ( красный, желтый, черный и белый ), линии и клетку;фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;различает особенности звуков;узнает мамин голос, запах, прикосновение рук;сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и при плавном его перемещении;

лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.

• Что умеет ребенок в 2 месяца:

одаривает и очаровывает всех лучезарной улыбкой, появляющейся в ответ на голос или склоненное лицо;зрительно сосредотачивается и удерживает в поле зрения движущейся и остановившийся предмет;поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;лежа на животе, пытается держать голову;произносит звуки, вокализируя гласные;

поворачивается с бочка на спинку.

• Что умеет ребенок в 3 месяца:

узнает лица мамы и папы, смеется при общении;капризничает и хнычет, протестующе кричит;гулит, воркует, ведет диалог со взрослым;попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;захватывает игрушку и тянет ее в рот;приподнимает голову, лежа на животе и опираясь на предплечья;переворачивается со спины на бок;упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками;держит голову и управляет ею;

находит источник звука и света.

• Что умеет ребенок в 4 месяца:

узнает маму ( или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает его всем остальным;узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых;выводит рулады, произносит первые слоги;захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками;улавливает свое имя и реагирует на него;приподнимает плечи и голову, лежа на спине;по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи;выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;

при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.

• Что умеет ребенок в 5 месяцев:

с удовольствием рассматривает лица на картинках;мелодично гулит, переходя на лепет;хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы;различает знакомых и незнакомых людей;демонстрирует настороженное отношение к незнакомцам;самостоятельно 5-10 минут занимается игрушками;переворачивается со спины на живот, подтягивается на руках, пытаясь сесть;лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук;

играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.

• Что умеет ребенок в 6 месяцев:

лепечет и имитирует слышимые звуки;внимательно вслушивается в речь;находит взглядом предметы, о которых вы говорите;соблюдает определенную дистанцию с посторонними;перекладывает игрушки из одной руки в другую;бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку;перекладывает предметы из одной емкости в другую;подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;

учится вставать, держась за опору.

• Что умеет ребенок в 7 месяцев:

понимает смысл многих слов;эмоционально очень сильно привязан к матери, цепляется за нее;начинает испытывать страх при расставании с мамой;умеет вкладывать маленькие предметы в большие;твердо стоит у опоры, переступает у опоры;учится сидеть самостоятельно;учится ползать;переворачивается с живота на спину и обратно;может есть с ложки и пить из чашки;запоминает действия по поддержанию опрятности и «напоминает» о них маме;

играет в «Ладушки» и подобные жестовые игры.

• Что умеет ребенок в 8 месяцев:

лепечет так, как будто говорит;понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;играет в игры с выполнением простейших действий ( «Ладушки» ), танцует;испытывает сильный страх при расставании с матерью;четко делит людей на «своих» и «чужих»;пугается резких, неожиданных звуков ( пылесос, звонок, лай собаки );самостоятельно встает и ходит у опоры;самостоятельно сидит;начинает активно ползать;может откусывать мягкую пищу и жевать;переходит с пюре на измельченную пищу;

спокойно воспринимает высаживание на горшок.

• Что умеет ребенок в 9 месяцев:

превращает лепет в звуковые серенады;показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;сует пальчики во все дырочки;умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;может листать толстые страницы картонной книжки;самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;встает без опоры;

ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

• Что умеет ребенок в 10 месяцев:

вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;воспринимает шутки в свой адрес;выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;радуется играм-забавам;вставляет один предмет в другой;предпочитает мелкие предметы крупным;при помощи одного предмета достает другой;сознательно отбрасывает предметы или игрушки;катает машинки, толкает мяч, неваляшку;сидит, ползает, ходит у опоры;спокойно расстается с грудью;жует мелок порезанную пищу;

проявляет активный интерес к другим детям.

• Что умеет ребенок в 11 месяцев:

понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;ждет похвалы и одобрения своих действий;утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;пытается самостоятельно ходить;может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;

умеет забираться на первые несколько ступенек шведской стенки.

• Что умеет ребенок в 12 месяцев:

Источник: //enem25.ru/razvitie/razvitie-rebenka-do-1-goda-po-mesyacam-normy-dlya-malchikov-i-devochek-etapy-razvitiya-malysha-kalendar-dlya-grudnichkov

Организация жизни детей второго года

Что должен знать и уметь малыш в 2,5 года: особенности развития ребенка по месяцам до трех лет

     В условиях правильного гигиенического ухода, питания и воспитательных мероприятий дети второго года жизни за каждый месяц прибавляют в весе 170—190 г, вырастают на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12—12,7 кг, рост — 85—86 см. У двухлетнего ребенка — 20 молочных зубов.

Увеличивается работоспособность нервной системы: в первом полугодии дети могут активно бодрствовать 3—4 час., во втором — 4—5 час. Соответственно уменьшается суточное время сна — с 14 до 12,5 час.           В первые 2—3 месяца второго года жизни сохраняются особенности физического и психического развития, характерные для предшествующего этапа.

Совершенствуются уже приобретенные ребенком движения, действия с предметами, речевые реакции. В это время в основном продолжается педагогическая работа, начатая с детьми в конце первого года жизни.           Темп психического и физического развития детей на втором году жизни менее интенсивен, чем на первом.          В этом возрасте у детей увеличивается продолжительность бодрствования.

До 1,5 лет дети могут бодрствовать 3—3,5 часа, после 1,5 лет — 5 час. Дети первого полугодия спят днем 2 раза: по 2—2,5 часа и 1—1,5 часа; после 1,5 лет — один раз 2,5—3 часа.      Перевод детей на режим с однократным дневным сном совершается постепенно, в течение нескольких месяцев.

Сначала, в 1 год 3 месяца — 1 год 5 месяцев, укладывание на первый дневной сон отодвигается на более позднее время — вместо 9 час. 30 мин. в 10 час. Если дети, уложенные на второй дневной сон, подолгу не засыпают, их к 1 году 5—8 месяцам (в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья) переводят на одноразовый, более продолжительный дневной сон.

Вначале переведенные на этот режим дневного сна дети чувствуют себя хорошо, но постепенно у них накапливается утомление, вызванное увеличением отрезка бодрствования: они плохо едят во время обеда, иногда засыпают за столом, становятся возбудимыми. В этом случае детей следует временно вернуть на режим с двумя дневными снами, а спустя примерно две недели снова перевести на одноразовый дневной сон.

           К двум годам дети должны уметь самостоятельно есть все виды пищи, знать свое место за столом, правильно пользоваться салфеткой, отодвигать и задвигать стул, выходя из-за стола. Во время переодевания дети снимают колготки, штаны, ботинки. Эти действия они осуществляют под руководством и при помощи взрослого.

              К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на втором году жизни. Поэтому ведущими умениями являются: совершенствование ходьбы, развитие действий с предметами, возникновение сюжетной игры, становление речи и на ее основе формирование взаимоотношений со взрослыми, потом со сверстниками.

Движения

            Важную роль в развитии движений у детей второго года жизни играет организация специальных условий бодрствования, проведение подвижных игр, гимнастических упражнений.           Ведущим видом движений в это время является самостоятельная ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, поэтому она вызывает у него положительные эмоции.

Ходьба дает малышу возможность лучше ориентироваться в мире предметов, познавать их свойства, взаимосвязи и т. д.        Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, памяти, внимания, наглядно-действенного мышления).

       По мере того как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их. К концу второго года ходьба настолько автоматизируется, что ребенок убыстряет шаги, свободно преодолевает препятствия, встречающиеся на его пути, бегает.

              Однако автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяются специальными условиями, которые создаются взрослыми. Мебель, пособия расставляются вдоль стен так, чтобы середина комнаты была свободной, при этом ковры, дорожки должны быть убраны.

                Наряду с обеспечением свободного пространства необходимо иметь специальное оборудование для формирования у малышей различных видов двигательной активности (горку с лесенкой, площадкой и скатом, на которую они могли бы входить и спускаться с нее, и др.).

             Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь набор игрушек, которые дети могли бы переносить в руках {крупные мягкие игрушечные животные, куклы, мячи, корзинки, ведра, мешочки и др.), возить за тесьму (машины, коляски и т. п.) возить, подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на колесах и пр.).

           Учитывая большую потребность в движениях детей второго года жизни и организуя для этого специальную обстановку, следует помнить, что двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности, умения спокойно заниматься игрушками. Важно следить за правильным чередованием движений и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность детей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их деятельности.

Действия с предметами

           На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования ряда вещей, предметов.

Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям — умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.         В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш 1 года 6—7 месяцев может правильно оценивать расстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко расположенной игрушке, а просит воспитателя достать ее. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.                В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Речь

        Второй год жизни — ответственный период речевого развития. На базе речевых умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) — активная речь.

           Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их.

Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию.

При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.            Детей на втором году жизни надо учить отыскивать нужные им предметы. Для этого на занятиях их учат выбирать названный предмет из нескольких: «Я спрячу, а ты поищи».

Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых ребенку нужно отыскать требуемый; в различении, узнавании в чем-то сходных предметов: по звучанию названия (шар, шарф), по внешнему виду (утка, курица); в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (большая, маленькая, зеленая, красная машины).

Эти задания в зависимости от сложности даются детям на протяжении всего второго года.      После 1 года 6 месяцев малыши овладевают умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий. Чтобы научить этому, используют показы-инсценировки.

С детьми надо разговаривать не только о том, что они видят в данный момент, но и о хорошо знакомом по прошлому опыту, например, о том, что видели на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях («Кошка спит и девочка спит. Кошка спит на коврике, а девочка – в кроватке»). Это обогащает смысловое содержание слов, помогает сравнивать и обобщать.

          В этом возрасте важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей.              На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом их мысленное объединение.

Сначала дети обобщают предметы по внешним более ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку).

Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, а также если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными.

Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.

      Развитию функции обобщения способствует наличие в группе однородных игрушек, различающихся по цвету, величине, материалу: куклы матерчатые, целлулоидные, резиновые, большие, маленькие; машины разные по величине, окраске, внешнему виду и т. п. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр. Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название предмета или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные действия.

Активная речь

         В начале второго года жизни дети еще много лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует постепенному увеличению словаря.

По принятым в нашей стране показателям развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум — 200—300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные особенности и условия воспитания.         К двум годам облегченные слова заменяются обычными.

В речи детей появляются слова, обозначающие не только предметы и действия, но и доступные их пониманию качества и отношения между предметами (например, наречия). Личными местоимениями к концу второго года жизни ребенок пользуется без особого труда.         Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. Включенное в предметную ситуацию, оно заменяет предложение.

Возглас «мама!» в одном случае означает «возьми меня на руки», в другом — «дай мяч». Словом «бах» малыш сопровождает падение игрушки и, обращаясь к взрослому, жалуется, когда падает сам. В конце второго года в предложениях может быть до 3—4 слов. Дети начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще много ошибок.

          Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам, словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое.

Для этого следует, как и на первом году, поддерживать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать его на подражание легким звукосочетаниям («топ-топ») и на подговаривание («шш-уу, полетели», «гуси-гуси — га-га-га»), учить его по просьбе взрослого отвечать: «Как тикают часы? Тик-так. Скажи: «Тик-так».

Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произносить их в сопровождении правильных, например: «Спи, ляля, бай-бай». Как только у ребенка появится легкость подражания слышимым словам (примерно с 1 года 3—4 месяцев), надо перейти в общении с ним к обычной правильной речи.

К ребенку после полутора лет нужно обращаться с различными словесными поручениями, давая образец для подражания: «Пойди позови Галю, скажи: «Галя, иди гулять».             Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Она возникает, когда взрослый, часто и по разным поводам обращаясь к ребенку, разговаривает с ним.

В этом случае у малыша устанавливается эмоциональный контакт со взрослыми. Помогают этому контакту веселые игры, чтение потешек («Поехали-поехали», «Сорока-белобока»). Но сводить все лишь к эмоциональному общению нельзя. Ценнее общение, основанное на деятельности: во время игры, манипулирования с предметами или наблюдения за окружающим.

             Важно поддерживать каждое речевое обращение ребенка к взрослому, надо постараться понять и удовлетворить его просьбу. И наоборот, не отвечать на обращение жестом, мимикой. В этом случае нужно спросить: «Что ты хочешь? Машину? Скажи: «Машина». Надо ставить ребенка в положение, вынуждающее что-то сказать.

Источник: //sad29polotsk.schools.by/pages/organizatsija-zhizni-detej-vtorogo-goda

Календарь развития ребенка от 6 до 7 месяцев

Что должен знать и уметь малыш в 2,5 года: особенности развития ребенка по месяцам до трех лет

Календарь развития ребенка от 1 до 2 месяцев

Календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев

Календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Ребенок переступил границу долгожданного экватора – первого полугодия жизни. Этот период особенный: в ближайшие недели малыш многому научится, впервые попробует взрослую пищу, попробует самостоятельно сидеть.

Другими словами, кроха упорно стремится к самостоятельности, и вполне оправданно – время пришло! Многие его попытки увенчаются успехом.

Главное все делать не спеша, шагами Дюймовочки — спешка никогда не приносила пользу, тем боле в столь важных делах.

Остановимся подробнее на метаморфозах маленького человечка в возрасте 6 месяцев.

Что должен уметь ребенок в возрасте полугода?

В период от 6 до 7 месяцев, ребенок должен уметь:
·         Уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно;
·         В положении на животе опираться на выпрямленные ручки;
·         В положении на животе опираться на одну руку, другой захватывая интересующий предмет;
·         Крепко держаться за пальцы взрослого, при подъеме со спинки в положение сидя;
·         Задерживаться в положении сидя, крепко держась за пальцы взрослого;
·         Уверенно ползать, иногда на четвереньках (обычно следуя какой-то цели, пытаясь дотянуться до игрушки);
·         Отталкиваться от опоры, когда взрослый поддерживает за подмышки;
·         Брать предмет одной рукой;
·         Перекладывать предмет из одной руки в другую;
·         Заиграться на четверть часа, без участия взрослых;
·         Произносить слоги, повторять их много раз кряду («Та-та-та», «Да-да-да» и др.);
·         Трясти, бить, мять игрушку, тянуть ее в рот;
·         Громко смеяться.

Мама обязательно заметит, что в ручках и ножках практически нету первоначального, выраженного напряжения (гипертонуса). Обычно он полностью уходит к началу седьмого месяца жизни. Малыш активен, и неоднократно делает попытки подняться на ножки, держась за опору.

Несмотря на то, что кишечные колики все реже дают о себе знать (либо полностью «ушли»), ребенок может проявлять беспокойство, в связи с прорезыванием первого зубика, нижнего резца. Сегодня нередко можно столкнуться с тем, что первый зуб появляется гораздо раньше (в 4-5 месяцев), или напротив, на месяц или два позже. В этом также нет ничего страшного.

Психоэмоциональное развитие ребенка в возрасте полугода

В 6 месяцев малыш поглощает уйму информации. Причем, старается анализировать ее. Теперь его интересует не весь мир в целом, а какие-то конкретные объекты, события, процессы.

Родители называют свое чадо взрослым, так как начинают отслеживать осознанные действия крохи, ощущают его заинтересованность там, где еще недавно было непричёсанное, безсловесное «хочу!», видят неоспоримо очевидное разграничение эмоций, связанное с положительными и отрицательными переживаниями ребенка.

Обычно, мамы замечают в детях что-то, напоминающее «взрослость»: более осознанный взгляд, более разграниченные эмоции, более четкое осознание и предъявление потребностей.

Что умеет делать ребенок в 6 месяцев, с точки зрения психоэмоционального развития?
·         Много лепечет, нередко, таким образом, проявляя эмоции радости или восхищения;
·         Делает попытки имитировать слова взрослых («случайные» слова родного языка не являются осознанными);
·         Крик и плач привязан к реальному дискомфорту, недовольству;
·         Внимательно наблюдает за губами взрослого, который говорит;
·         Пытается узнать, указать на предмет, о котором идет речь;
·         Узнает голос родителей, даже если они находятся в другой комнате;
·         Просится на руки, протягивая руки вперед;
·         Более эмоционально активен в присутствии близких, менее – в присутствии посторонних людей;
·         Формируется понимание причинно-следственных связей: «Если я кричу, мама идет ко мне», «Если я поползу, дотянусь до этой игрушки» и т.д.;
·         Ребенок способен вовлечь взрослого для познания какого-либо предмета (привлечь внимание, указать на объект, рассмотреть, имитировать эксплуатацию предмета, повторяя за взрослым).

Как создать оптимальные условия для полноценного развития малыша?

Несомненно, успехи малыша радуют папу и маму. Но важно помнить о следующем: они приносят не только пользу для растущего организма, но, при отсутствии адекватного режима, могут ему вредить.

Даже по комнатному цветку, или домашнему питомцу можно предположить, насколько добросовестно за ним ухаживает хозяин. Ведь от этого напрямую зависит их внешний вид и «самочувствие».

Что уж говорить о маленьком ребенке, возможности которого, напрямую зависят от условий, созданных для него родителями.

Ничего сверхъестественного: для того, чтобы малыш развивался в соответствии с возрастной нормой, важно позаботиться о следующих условиях:

Соблюдение режима сна и бодрствования
1)Активное познание мира, автоматически расширяет границы дневного бодрствования, сокращая часы ночного и дневного сна. Теперь ребенок спит ночью около 10 часов, а днем – 3-4 часа, в 2-3 подхода. Важно то, что в эти часы ребенок должен полноценно отдыхать, иначе избыток новых впечатлений и эмоций может привести не только к собственно нарушению сна (порочный круг), но и к полному нарушению режима дня, плохому самочувствию малыша.
2)Перед сном комната должна проветриваться, ребенка одевают в комфортную одежду (так как укрываться, обычно, дети не любят). В комнате не должно быть душно, при необходимости, уместно использование увлажнителя воздуха. Тишина и приглушенный свет – существенные условия полноценного отдыха.
Важно! С целью профилактики синдрома внезапной детской смерти, рекомендовано, до года ребенка, спать со включенным светом. Это может быть ночник: освещение должно позволять оценить цвет кожи ребенка.
Правильное, своевременное введение прикорма
От питания ребенка, также зависит его развитие. Полгодика – оптимальный возраст для введения прикорма для доношенного ребенка. Прикорм должен вводиться постепенно, небольшими количествами, с выдержанными временными промежутками, и обязательно, в первой половине дня. Ферментативная система младенца еще проходит свое становление, потому, каждый новый продукт питания – испытание на «умение» переваривать именно эту конкретную пищу. Однако, развивающийся организм требует поступления определенных питательных веществ уже в этом возрасте, потому, чрезмерная осторожность с нововведениями также не всегда оправдана.
Прогулки на свежем воздухе и проветривание помещения
1)Головной мозг, пожалуй, больше других развивающихся органов, нуждается в кислороде. Многие родители боятся жары, переохлаждения, сквозняка, или инфекций.
2)Важно помнить! Лучшая профилактика инфекционных заболеваний – частые проветривания и прогулки на свежем воздухе. Практически в любую погоду можно гулять на улице: жарко – выбираем утренние и вечерние часы + избегаем прямых солнечных лучей; сильный мороз – выходим на 30-40 минут 2 раза в день. Проветривания осуществляются ежедневно, главное избегать сквозняков и одевать ребенка в соответствии с температурой в комнате.
3)Непроветренное помещение увеличивает риск инфекционных заболеваний, препятствует полноценному отдыху, восстановлению организма, а значит, и нормальному развитию малыша.
Профилактика формирования синдрома гипервозбудимости
1)В возрасте от 6 до 7 месяцев мозг младенца, подобно губке, впитывает множество новой информации, что приводит к изобилию сильных эмоций. Даже если они будут исключительно положительными, нервная система еще не способна адекватно «переключаться» из режима «активен», в режим «покой».
2)Нередко, малыш не может остановиться, и центральная нервная система попросту истощается. Проявляется это сильным возбуждением, сопровождающимся негативными эмоциями и плохим самочувствием: крик, плач, нарушение аппетита, засыпания, собственно сна.
3)Во избежание таких последствий, родителям стоит целенаправленно дозировать потоки новых впечатлений. Не стоит играть в активные игры, включать телевизор и музыку громко, особенно во второй половине дня, ближе к ночному сну. Также, папа и мама должны понимать, что гости – потребность родителей, но никак не полугодовалого ребенка. Даже эмоциональные разговоры в присутствии малыша или громкие «сюсюканья», могут истощить нервную систему крохи.
4)Ко всему, прорезывание первого зубика, отнюдь не способствует спокойному поведению ребенка. Болевой синдром достаточно выражен, потому, не надо бояться обезболивающих средств. В крайних случаях, допустимо ставить ректальную свечу, с действующим веществом парацетамолом (на ночь). Помним, полноценный отдых – залог хорошего развития и самочувствия ребенка!
Развивающие занятия с малышом, в соответствии с возрастом
1)Организм ребенка 6-ти месяцев будет развиваться в любом случае. Но правильные развивающие игры, занятия, помогают задействовать все нужные структуры головного мозга. Много ли надо в этом возрасте? Последовательность действий, осознанные движения, выбор того или иного предмета – этого достаточно для оптимальной стимуляции развития.
2)Большим злом является не только пассивность родителей, но и чрезмерное желание воспитать гения. Развивающие игры не по возрасту только перегружают незрелый мозг и вызывают раздражение у малыша, так как ему еще тяжело запомнить или выполнить ту или иную задачу. Всему свое время. Всему свой возраст!

О чем важно помнить родителям!

Ввиду некоторых особенностей организма младенца, негативные последствия тяжелых родов, непростой адаптации в периоде новорожденности (и ряда других причин), могут проявиться именно к 6-7 месяцам жизни ребенка. Поэтому, нередко назначается консультация детского невропатолога именно в этот возрастной период. Игнорировать ее категорически нежелательно.

Мало кто из родителей знает о том, что неврологические расстройства проявляются не только сразу, после влияния негативного фактора на организм ребенка, но и спустя несколько месяцев. Именно сейчас можно более объективно оценить наличие/отсутствие каких-либо отклонений от нормы и провести адекватную коррекцию этих самых нарушений.

Субъективная родительская оценка развития малыша может привести к неблагоприятным эффектам. Проигнорированное своевременное вмешательство специалиста может обернуться целым рядом проблем со здоровьем и развитием малыша в будущем.

Трудно поверить, но несколько недель приема назначенного лекарства или курс массажа могут оказать существенное благотворное влияние на состояние ребенка в ближайшем и отдаленном будущем.

Если те же процедуры будут совершаться, к примеру, в возрасте 2-3 лет, эффект от них будет не столь выраженным, а возможно, эффекта и вовсе не будет (будут использоваться более агрессивные подходы).

Именно поэтому, участковый врач наблюдает за малышом каждый месяц (это не его инициатива или прихоть).

Как известно, не всегда можно профилактировать то или иное заболевание, но своевременно начать лечить можно в подавляющем большинстве случаев (особенно, что касается детей).

Каждый родитель должен помнить о том, что ребенок пока не может самостоятельно принимать решения, и напрямую зависит от сознательности и ответственности своих мамы и папы.

Материал подготовила,

Скавинская В.

Источник: //medprosvita.com.ua/kalendar-razvitiya-rebenka-ot-6-do-7-mesyatsev/

Показатели развития ребенка до года

Что должен знать и уметь малыш в 2,5 года: особенности развития ребенка по месяцам до трех лет

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми.

Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

•    Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;•    Эмоции;•    Общие движения;•    Движения руки и действие с предметами;•    Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;

•    Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Показатель1 месяц2 месяц3 месяц4 месяц5 месяц6 месяц
Зрительно-
ориентировочные реакции   

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкойФиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положенииУзнает матьОтличает чужих от близких
Слуховые
ориентировочные реакции   
Вздрагивает при резком звуке и мигаетПрислушива- етсяОтчетливое слуховое сосредото- чениеПоворачивает голову на звукРазличает тон, с которым к нему обращаются
Эмоции   Первая улыбкаУлыбается в ответ на речь взрослогоВ ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножекГромко смеется
Движения общие Пытается держать голову лежа на животе Хорошо держит голову в (1-2 мин.) вертикальном положении Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног. Поворачивает- ся со спины на живот Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке.
Движения руки и действия с предметами Захватывает подвешенную игрушку    Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка    Свободно берет игрушки из разных положений
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи Начинает гулить    Продолжи-тельно гулитПродолжает долго гулить Произносит слоги “ма”, “ба”. Начало лепета

Навыки и умения в процессах

 Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Показатели7 месяцев8 месяцев9 месяцев10 месяцев11 месяцев12 месяцев
Движения общие    Хорошо ползаетСамостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее Ходит при поддержке за обе руки   Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.Самостоя-тельно стоит без опорыСамостоя-тельно ходит
 Движения руки с предметами действия Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую Долго занимается игрушками

Действует с предметами     по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другойСтавит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки
 Подготовитель- ные этапы развития речи Произносит слоги многократно (лепечет) Громко, повторно произносит различные слоги Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете Подражает разным слогам взрослого Произносит первые слова обозначения: “мама”, “ав-ав”, “кис-кис”    Произносит 8-10 слов
 Понимание речи    На вопрос “где” находит предмет, лежащий в определенном месте По просьбе взрослого делает “Ладушки”, “До свидания” 
Знает свое имя. На вопрос “Где?” находит предмет и достает его из множества игрушек
 Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого 
Выполняет элементар- ные требования взрослых
Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива-  ется запас понимаемых слов
 Навыки и умения в процессах Пьет из чашки, которую держит взрослый Сам держит сухарик или корочку хлеба Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками. Пьет из чашки Пьет из чашкиСам берет чашку и пьет из нее

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также  с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.

  Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения.

И только со второго месяца жизни они  уже сосредоточивают взгляд на  неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам.  К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем.  Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений – это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции  “комплексом оживления”.

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция – малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение.

По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент – бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека.

Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека – это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает.

С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак  и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша  уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает  массу сопутствующих нерациональных движений,  и  параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются  только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, ” а-бы-ы”, ” е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов  – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция).

На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями – хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам.

Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок  умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб – дай, покажи, закрой. Понимает слова -“надо” и “нельзя”.

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком,  вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии.

Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик – это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц.

Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев – в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать – так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.

В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех.

Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки  с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно “поощрять” у ребенка лепет, почаще вступать в “переговоры”, вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру ” Ладушки”, “Сорока” и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки  и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу – ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Источник: //dgb15.ru/kzr/stati_o_zdorove/15402/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.