Аудиологический скрининг для проверки слуха новорожденных – что это такое и как он проводится?

Содержание

ᐈ Скрининг слуха у новорожденных ⭐【Киев】

Аудиологический скрининг для проверки слуха новорожденных – что это такое и как он проводится?
№ ➊ Скрининг слуха у новорожденных и детей раннего возраста в Киеве

Меню

Различные нарушения слуха у детей – довольно распространенная патология современного мира. Скрининг слуха у новорожденных в Киеве в центре МЕДИКОМ на Оболони и Печерске позволит выявить проблему в зародыше.

метрическое обследование помогает определить различные патологии слухового аппарата ребенка и объективно оценить слух.

Скрининговое обследование слуха – это метод диагностики, позволяющий проверить слух, и исключить вероятность его нарушения.

Диагностика слуха у детей проводится:

  • в роддоме или сурдологическом центре через несколько дней после рождения;
  • повторное обследование до 3 месяцев, если были выявлены нарушения в родильном доме;
  • профилактический осмотр до 3 лет (при подозрении на развитие патологических отклонений);
  • детям от 3 лет желательно проводить профилактическое обследование ежегодно.

Проверка слуха у новорожденных должна стать естественной процедурой для каждого родителя. Именно в первые годы жизни, ребенок учится воспринимать речь. Груднички, у которых выявили тугоухость и начали сразу использовать слуховые аппараты, ничем не отличаются по развитию от детей с нормальным слухом.

И чем раньше будет начато лечение, тем благоприятнее прогнозы.

  • Неблагоприятная наследственность
  • Сильный токсикоз у будущей мамы
  • Резус-конфликт между матерью и ребенком
  • Родовые травмы и асфиксия новорожденного
  • Перенесенные во время беременности матерью инфекционные и вирусные заболевания
  • Недоношенность и слишком малый вес новорожденного

скрининг новорожденных – простой и безболезненный метод обследования, занимающий всего несколько минут. Первый слуховой скрининг новорожденных проводится в родильных домах через несколько дней после рождения ребенка.

Диагностика слуха у детей осуществляется в неподвижном состоянии. Желательно, чтобы перед исследованием малыша накормили, и он заснул.

Сурдолог вводит в слуховой проход малыша миниатюрный датчик, который фиксирует сигналы от волосковых клеток улитки.

В результате диагностики можно получить два результата:

  1. «Прошел» – проблемы со слухом не выявлены.
  2. «Не прошел» – есть вероятность нарушений слуха.

Если ребенок «не прошел» тестирование, это еще не значит, что у него однозначно есть тугоухость. Для постановки точного диагноза необходимо провести повторный скрининг слуха через 3-4 недели.

При повторном отрицательном результате теста назначается более глубокое обследование слуха малыша.

Проверить слух у ребенка вы можете в клинике МЕДИКОМ (Украина). У нас разработана специальная программа проверки слуха грудничков, позволяющая обнаружить малейшие нарушения работы слухового аппарата на самых ранних стадиях развития.

Сурдолог детский проведет тестирование слуха у малыша, даст рекомендации по гигиеническому уходу за ушами, а при выявлении нарушений слуха у детей назначит комплексную диагностику слухового аппарата, предложит современные методы лечения.

Раннее выявление и коррекция нарушений слуха позволяют провести лечебные мероприятия, направленные на предотвращение развития вторичных нарушений речи, задержки речевого развития, психоэмоциональных расстройств.

Скрининг слуха у новорожденных в г. Киев вы можете пройти в клинике МЕДИКОМ.  Звоните к нам в колл-центр и вы узнаете: как проводится скрининг слуха у детей, где можно пройти аудиометрию в Киеве, цену за обследование. А также, сможете записаться на диагностику.

Скрининг слуха у новорожденных в г. Киев вы можете пройти в клинике МЕДИКОМ. Квалифицированные врачи нашего медицинского центра осуществят всю необходимую диагностику для выявления нарушений слуха у ребенка, назначат эффективные методы лечения, при необходимости подберут слуховой аппарат.

все специалисты

Проходили скрининг слуха у Истоминой С.Ю. – врача-сурдолога клиники Медиком на проспекте Героев Сталинграда, 6Д. Специалист очень компетентный и умный. Хотелось бы особо отметить тот факт, что за свои деньги мы получили именно то, что хотели.

Не просто тупо обследование, после которого остается больше вопросов, чем было до него, а действительно тщательную проверку слуха с грамотной, понятной для простого обывателя консультацией. В общем, и я, и жена – довольны. Не зря потратили время.

Проходили проверку слуха у ребенка в клинике “Медиком” еще сразу после роддома, поскольку в роду есть глухонемые.

Обследование прошло гладко, конечно, результаты хотелось бы получше, но что есть – тут никаких вопросов к врачу, наша наследственность.

Слава Богу, что не все критично! И, конечно же, спасибо замечательному врачу-отоларингологу Светлане Юрьевне Истоминой за внимательность и индивидуальный подход к нашей проблеме.

Истомина С. Юр. во время скрининга слуха у новорожденных обнаружила у нашей дочки секреторный отит и успешно вылечила его. Спасибо доктору Светлане Юрьевне за внимательность и компетентность. Если бы ни она, слух бы точно пострадал, а так все удалось сохранить в норме!

Совсем недавно возила своего новорожденного сына в клинику Медиком к сурдологу Истоминой Светлане Юрьевне для скрининга слуха. После обследования (длилось оно около 10 минут), она проконсультировала меня по полной, успокоив все мои страхи. Я очень довольна, что потратилась на проверку слуха ребенку, теперь можно спать спокойно! Очень советую!

Если вы хотите проверить слух у новорожденного ребенка, обращайтесь к Истоминой Светлане Юрьевне! Лучшего специалиста вы не найдете. Очень внимательная, грамотная и обходительная. Не только по отношению к ребенку, но и к чрезмерно бушующей фантазии мамаш и папаш. Хотя, я остаюсь при своих взглядах: лучше перебдить!

Искренне благодарна Истоминой Светлане Юрьевне за оказанное моему ребенку внимание и заботу. И отдельная благодарность за мои успокоенные нервы. Как-то так случилось, что до того как сама родила, с малышами не было никакого контакта, потому постоянно что-то мерещится…

как и сейчас, показалось, что с реакциями на звуки не все впорядке, вот и пришлось воспользоваться услугой скрининг слуха у новорожденных и детей раннего возраста от “Медиком”.

Бонусом от врача-сурдолога я получила советы по уходу за ушками малышки, многое из этого я и не слышала

Никогда не знала, что новорожденные часто страдают от проблем со слухом, пока сама не столкнулась… Сначала мы списывали слабое реагирование на звуки на маленький возраст, но дальше ситуация не улучшилась. Еще и «доброжелатели» начали пугать, что наш ребенок отсталый и внешность у него «какая-то странная». Очень было обидно и страшно.

Решила поделиться на форуме своей проблемой и мне тут же начали писать молодые мамочки! Оказывается, я не одна такая. Несколько девушек посоветовали обратиться за помощью в клинику “Медиком”. Я позвонила и попросила специалиста приехать к нам домой. Так мы познакомились с сурдологом Истоминой Светланой Юрьевной. Она оказалась очень приятной женщиной.

Осмотрела ребенка и сказала, что у него проблемы со слухом, для более детального обследования нам все-таки пришлось наведаться в клинику, пройти подробный скрининг слуха для детей раннего возраста, сдать анализы, после чего доктор нам посоветовала как можно улучшить слух. Сейчас малыш ходит с маленьким слуховым аппаратом и ничем не отличается от других деток.

А в некоторых вещах даже опережает своих сверстников. Рекомендую!

Показать еще 3

оставить отзыв

Источник: //medikom.ua/ru/skrining-sluha-u-novorozhdennyh-i-detei-rannego-vozrasta-kiev/

Что такое детский слух?

Аудиологический скрининг для проверки слуха новорожденных – что это такое и как он проводится?

   Основное развитие слуховых и мозговых центров ребенка проходит в первые 18 месяцев жизни ребенка, поэтому раннее выявление факторов риска по тугоухости и глухоте имеет критическое значение для развития речи и обучения ребенка.

    Слышать и понимать сказанное – значит иметь постоянную «живую» связь с окружающими людьми и миром. В развитии ребенка слух играет особенную роль: именно слушая, ребенок учится различать звуки, имитировать их, понимать разные голоса и, соответственно, благодаря слуху он учится говорить сам.

Часто слух воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и редко кто-либо задается вопросом: «Зачем человеку нужен слух?». Но его снижение может стать реальной проблемой, ведь ухо – это не просто один из органов чувств человека.

Воспринимаемая ухом информация играет важнейшую роль в формировании навыков общения, поведения и характера в детском возрасте.

   Диагностика нарушений слуха у детей.

Проблема ранней детской тугоухости в России стоит достаточно остро. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 12 млн. человек с нарушениями слуха, в том числе детей и подростков около 1,3 млн. человек. Считается, что на каждые 1 000 физиологических родов приходится рождение одного глухого ребенка.

У 20–40 детей из 1 000 новорожденных, нуждающихся в интенсивной терапии, имеются глухота или выраженные нарушения слуха* (*//www.rsmu.ru/fileadmin/rsmu/img/fuv/c_lor/met_rekomendacii.pdf УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АУДИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, Н.А. Дайхес, С.В. Яблонский, А.В. Пашков, И.В.

Наумова).

С 2008 года в России реализуется Президентская программа “Дети России” (целевая программа “Дети-инвалиды”), в рамках которой сформирована единая система раннего выявления нарушений слуха у новорожденных в родильных домах и детских поликлиниках.

Согласно Приказу Минздравмедпрома РФ от 29.03.

96 №108 “О введении аудиологического скрининга новорождённых и детей 1-го года жизни” проверка слуха (аудиологический скрининг) стала частью обязательного обследования новорожденного, наравне с общими осмотрами, анализами крови и взвешиванием при выписке из роддома.

В настоящий момент до 100% родильных домов России имеют соответствующее оборудование для проведения аудиологического скрининга новорожденных методом регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ).

При неудовлетворительном результате (ОАЭ не регистрируется) проводится второй этап исследования –регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) – в детской поликлинике по месту жительства ребенка.

Поскольку основное развитие слуховых и мозговых центров ребенка проходит в первые 18 месяцев жизни ребенка, раннее выявление факторов риска по тугоухости и глухоте имеет критическое значение для развития речи и обучения ребенка.

Успешность реабилитации слабослышащих детей, во многом зависит от того, насколько рано выявили проблему снижения слуха.

   Что такое слух человека и каковы его «нормативные показатели»?

Человеческое ухо способно слышать звуки в диапазоне от 16 Гц до 22 кГц при передаче колебаний по воздуху и до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют важное значение в жизни – так, например, зву­ковые волны в диапазоне 300—4000 Гц соответствуют человеческому голосу.

Если человек не слышит или перестает различать некоторые частоты или не может различать звуки с низкой амплитудой, значит у него нарушение слуха.

Ключевым фактором здесь как раз-таки является речь: термин «слабослышащий» обычно употребляется к тем, кто частично потерял способность различать звуки на частотах человеческой речи.

Таким образом, в отличие от глухих детей (с наиболее выраженной степенью потери слуха), слабослышащие дети не воспринимают лишь небольшой диапазон частот. Это затрудняет речевое развитие слабослышащих детей, но успешно корректируется при вовремя начатой реабилитации.

   Причины потери слуха в детском возрасте.

Приблизительная мировая статистика скрининга новорождённых свидетельствует о том, что из 1000 детей 1-2 рождаются с уже существующим снижением слуха (которое может быть следствием унаследования от матери определённого гена, осложнённых родов, инфекционными заболеваниями, перенесённых матерью во время беременности). В первые два года жизни ещё двое могут потерять слух в результате воспаления среднего уха (отита) и других заболеваний (ОРЗ, грипп, менингит), сопровождающихся подобным осложнением; воздействия резкого шума и т.д.

   Глухой ребёнок в семье – что делать?

Осознание того, что ребенок плохо слышит, может стать для родителей сильным потрясением. Но вы не одиноки – многие уже сталкивались с подобной проблемой до вас. Для того, чтобы помочь ребенку, сначала необходимо признать, что снижение слуха – это реальность, и узнать, какие меры необходимо принять, чтобы позволить ребенку жить полноценной жизнью, невзирая на потерю слуха.

                                                                                                  Информация с сайта:  phonak-kids.ru

Источник: //www.mastersluh-ufa.com/chto-takoe-detskij-sluh

Аудиологический скрининг в педиатрической деятельности

Аудиологический скрининг для проверки слуха новорожденных – что это такое и как он проводится?

Новороссийск

11 января 2018г.

Актуальность: проблема своевременного выявления патологии слуха у новорожденных важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения.

От своевременности и качества аудиологического скрининга проведенного медицинским работником (врачом или медицинской сестрой), зависит качество жизни ребенка, так как снижение слуха у ребенка, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании интеллекта и личности в целом.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 1,3 млн. детей и подростков с нарушениями слуха. На каждые 1 000 физиологических родов приходится рождение одного глухого ребенка. У 20–40 детей из 1000 новорожденных, нуждающихся в интенсивной терапии, имеются глухота или выраженные нарушения слуха.

логический скрининг новорожденных – это ранняя проверка слуха. В РФ аудиологический скрининг новорожденных осуществляется с 1996 г.

В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России от 01.04.2008 г.

№ 2383- РХ «О проведении универсального аудиологического скрининга детей первого года жизни» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» проведена поэтапная поставка специального оборудования в субъектах РФ, а также организован и проводится универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни с использованием регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ).

логический скрининг проводится в два этапа с 3-4 дня от рождения до 1 месяцев, в детских учреждениях в сроки до 3 месяцев после рождения.

Окончательная постановка диагноза с определением степени и характера снижения слуха начало лечебных и реабилитационных мероприятий в сроки до 6 месяцев после рождения.

Первый этап – регистрация оттоакустической эмиссии (ОАЭ) на 3-4 сутки в роддоме или акушерском стационаре. Если по каким то причинам он там не проводился, то сведения передаются в детскую поликлинику и данный скрининг проводится там, в сроки до 1 месяца после рождения.

Второй этап – при наличии отрицательного результата аудиологический скрининг следует провести повторно (через 4-6 недель после первичного скрининга). Скрининг проводится в детских учреждениях в сроки до 3 месяцев после рождения.

При повторном отрицательном результате ребенок направляется на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр (краевой).

Для постановки диагноза, взятия на учет, начала реабилитационных и лечебных мероприятий.

Окончательная постановка диагноза с определением степени и характера снижения слуха начало лечебных и реабилитационных мероприятий в сроки до 6 месяцев после рождения.

Большинство детских заболеваний можно успешно вылечить с самого рождения: бывают случаи, когда отсроченное лечение оказывается менее эффективным.

Именно поэтому для новорождённых разработаны методики раннего диагностирования различных отклонений.

Самое главное – для всех детей проводится комплексный неонатальный скрининг, который включает в себя взятие крови для выявления тяжёлых наследственных заболеваний и аудиологический скрининг новорождённых.

Как родителям распознать, нет ли у новорожденного проблем со слухом, и определить, не требуется ли ему помощь врача-сурдолога?

Как воспринимает звуки новорожденный и слышит ли он так же, как взрослый, сказать сложно, – учеными это еще до конца не изучено. Можно предположить, что некоторые различия есть, ведь кора головного мозга у младенца еще недостаточно развита.

В то же время строение среднего уха у новорожденного мало чем отличается от строения среднего уха взрослого, а это означает, что слуховой аппарат у ребенка сформирован и развит с самого рождения.

Сложность проверки слуха у младенцев в том, что кроха еще не может дать ответ, слышит он или нет, поэтому многое зависит от наблюдений за ним родителей и врачей, регулярно осматривающих ребенка. Для осмотра применяется и специальная медицинская техника.

Если у ребенка есть нарушения слуха, то важно обнаружить их вовремя, ведь плохой слух может стать причиной задержки умственного развития малыша, сказаться на формировании его речи, а позже – негативно отразиться на его адаптации в детском коллективе.

В роддоме слух у новорожденного проверяет врач-неонатолог. Во многих роддомах применяется отоакустическая эмиссия. Небольшой зонд вводится в наружный слуховой проход малыша. Процедура совершенно безболезненная и безопасная.

Отоакустическая эмиссия дает информацию о том, работают ли волосковые клетки, участвующие в передаче звука.

Но положительный результат этого исследования еще не дает 100%-ной гарантии, что у ребенка все в порядке со слухом, ведь для передачи звука требуется работа нескольких звеньев.

Отоакустическую эмиссию проводят ребенку в возрасте 1 месяца в поликлинике, это скрининговое исследование, то есть предназначенное для всех детей (естественно, при условии, что в поликлинике есть соответствующее оборудование).

Еще одним косвенным подтверждением присутствия слуха у ребенка служит проверка рефлекса Моро, которую проводит невропатолог.

Заключается она в следующем: если неожиданно хлопнуть двумя руками с одной, а затем с другой стороны от младенца, то он раскидывает полусогнутые в локтях руки и растопыривает пальцы, а затем совершает движения рук в обратную сторону. Этот рефлекс сохраняется у ребенка до 3–4 месяцев.

Он показывает, не травмирован ли спинной мозг в шейном отделе позвоночника, но в то же время дает информацию о том, слышит ли ребенок. Ведь если он абсолютно ничего не слышит, то и не прореагирует на хлопки рядом с ним.

Причины нарушения слуха у младенцев:

–   осложнения во время беременности и родов;

–   перенесенные матерью во время беременности заболевания – грипп, вирусные инфекции;

–    тяжелая гемолитическая желтуха новорожденных;

–   вирусные (грипп, менингит, паротит, корь) и ЛОР-заболевания (отиты, увеличенные аденоиды) у ребенка;

–   черепно-мозговые травмы ребенка;

–   нарушения слуха у родителей или бабушек-дедушек, которые передались по наследству.

Универсальный аудиологический скрининг проходит в 2 этапа. Первый-регистрация оттоакустической эмиссии (ОАЭ) на 3-4 сутки в роддоме или акушерском стационаре.

Если по каким то причинам он там не проводился, то сведения передаются в детскую поликлинику и данный скрининг проводится там.

При наличии отрицательного результата аудиологический скрининг следует провести повторно (через 4-6 недель после первичного скрининга).

Появились проблемы. Если у вас существуют сомнения в том, что ребенок хорошо слышит, в первую очередь обратитесь к педиатру или ЛОР-врачу в поликлинике по месту жительства, который даст направление к сурдологу. Эти врачи работают в специализированных центрах, занимающихся проблемами слуха. Ребенку понадобится пройти некоторые дополнительные обследования.

Компьютерная аудиометрия (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы – КСВП) делают маленьким детям, начиная с рождения. Прибор для проведения исследования имеется в немногих медицинских учреждениях, ведь это дорогостоящее оборудование.

Но при подозрении на то, что у ребенка могут быть проблемы со слухом, желательно пройти обследование на таком аппарате. Процедура проводится во время сна ребенка. При этом исследовании фиксируются ответы слуховой нервной системы на акустический стимул, посылаемый через наушники.

Этот метод дает возможность понять, нет ли нарушений в работе слухового нерва.

Тональная пороговая аудиометрия может применяться у детей с 2–3 лет. Это субъективное исследование, позволяющее определить пороги слуха на разных частотах. На маленького пациента, сидящего в звукоизолирующей камере, надевают наушники и посылают ему тональные сигналы разной частоты и интенсивности.

Ребенок должен реагировать на посылаемые сигналы нажатием кнопки. Для маленьких детей это исследование проводится в игровой форме – с использованием картинок и игрушек.

Здесь, конечно, все зависит не только от слуха, но и от общего уровня развития ребенка – одни справляются с подобным тестом в 2 года, а другие – только в 5 лет.

Акустическая импедансометрия позволяет оценить состояние структур среднего уха и проходимость слуховой трубы. Это очень важно, ведь слух непосредственно связан с состоянием носоглотки. Частые риниты, экссудативный отит, увеличенные аденоиды могут стать причиной нарушения слуха у ребенка.

Исследование проводится следующим образом: в ухо ребенка вставляется специальная пробочка, соединенная с прибором импедансометром, через которую в наружном слуховом проходе создается отрицательное или положительное давление, а также подаются различные звуки.

Длительность исследования составляет 10–20 минут.

Список литературы

1.                   Волков С.Р. Здоровый человек и его окружение. М.: Москва 2015. 493c.

2.                   Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии. М.: АНМИ 2014. 603c.

Источник: //izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-meditsiny-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarod/sektsiya-4-bolezni-ukha-gorla-i-nosa-spetsialnost-14-01-03/audiologicheskiy-skrining-v-pediatricheskoy-deyatelnosti/

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь

Аудиологический скрининг для проверки слуха новорожденных – что это такое и как он проводится?

По данным Минздрава, в России на 1000 новорожденных приходится один слабослышащий ребенок. В 2017 году нарушения слуха были выявлены у более чем 1,3 млн детей, и эта цифра растет.

Устойчивые снижения слуха приводят к критическим нарушениям психоречевого развития, вплоть до полного отсутствия речи с нарушениями интеллекта.

Они плохо влияют на психоэмоциональное развитие ребенка, если проблема вовремя не диагностирована и не устранена.

Нарушения, выявленные и устраненные до 6-месячного возраста, дают отличные шансы на то, что особенность практически не повлияет на развитие ребенка. Но именно в младенчестве проблему заметить сложнее всего.

Как понять, что у ребенка нарушение слуха

В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.

Регистрацию ОАЭ выполняют с помощью специального прибора в течение нескольких минут. Процедура безболезненная и безопасная.

Положительный результат скрининга

Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).

Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:

  • Недоношенные и переношенные дети.
  • Низкая масса тела при рождении.
  • Внутричерепные родовые травмы.
  • Асфиксия, гипоксические поражения ЦНС.
  • Выраженный токсикоз у матери во время беременности.
  • Введение новорожденному или младенцу ототоксических (негативно влияющих на состояние слухового аппарата) лекарств.
  • Наследственный фактор (тугоухость у кровных родственников).

Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.

В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.

Младенец прислушивается к лепету другого ребенка, который слышит из динамика телефона. Источник:

В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.

Гуление и лепет – звуки, которые издают младенцы. Первый похож на «а-а-а», «у-а», «а-э-э». Второй похож на «ба-ба-та», «та-та-та», «да-ба-ба».

К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.

Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог. Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.

Что будет делать врач

Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение. Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация.

Как сурдологи диагностируют тугоухость

Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.

Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.

Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии

Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.

Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога

Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.

На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.

Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки

Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.

Нейросенсорная тугоухость возникает из-за нарушений восприятия звука в результате поражения структур внутреннего уха или слуховых анализаторов головного мозга.

Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура

Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.

Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки.

Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.

Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.

Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента

Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.

Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте

Как лечат нарушения слуха у детей

Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.

Помните, чем раньше выявлена проблема, тем проще устранить ее влияние на развитие ребенка. В идеале нарушения слуха должны выявлять в первые месяцы жизни. В этом случае правильное лечение предупреждает негативное влияние тугоухости на развитие малыша.

Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.

Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.

Для профилактики кондуктивных нарушений слуха в результате инфекционных заболеваний важно вакцинировать ребенка согласно национальному календарю прививок.

При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.

Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.

Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.

Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать

Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.

Что такое слухоречевая реабилитация

Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.

В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:

  • Отоларинголог следит, чтобы в послеоперационном периоде не было осложнений.
  • лог настраивает процессор кохлеарного имплантата.
  • Сурдолог оценивает эффективность имплантации.
  • Сурдопедагоги учат ребенка реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
  • Психолог создает условия, в которых ребенок адаптируется к новым ситуациям и вызовам.
  • Психиатр при необходимости корректирует дефекты психоэмоционального развития пациента.

После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.

Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше

Вот главный посыл по итогам статьи: эффективность лечения тугоухости и реабилитации ребенка зависит от сроков выявления проблемы.

Чем раньше диагностированы нарушения слуха, тем менее серьезно они влияют на развитие. Поэтому в роддомах и детских поликлиниках проводят аудиологический скрининг.

Если ваш ребенок по какой-то причине не прошел проверку или вы подозреваете нарушения слуха, обратитесь к сурдологу.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (800) 775-11-07.

Источник: //mastersluh.ru/stati/o-sluxe/kak-ponyat-chto-u-rebenka-problemy-so-sluxom-i-kak-emu-pomoch/

Скрининг слуха новорожденных и детей раннего возраста

Аудиологический скрининг для проверки слуха новорожденных – что это такое и как он проводится?

Скрининг слуха новорожденных и детей раннего возраста является стандартизированной автоматической процедурой объективного исследования слуха, предназначенной для быстрого и надежного выявления детей, у которых  с высокой степенью вероятности имеются нарушения слуха.

Учитывая важность раннего выявления и своевременной коррекции нарушений слуха программа скрининга слуха всех новорожденных осуществляется в настоящее время более чем в 50 странах.

Слуховой скрининг новорожденных является составной частью программы раннего выявления и коррекция нарушений слуха у детей, направленной на улучшение качества жизни детей с выявленными нарушениями посредством предотвращения вторичных нарушений речи, задержки речевого развития, низкой академической успеваемости и психоэмоциональных расстройств.

Стандарты осуществления программы раннего выявления и коррекции нарушений слуха у детей сформулированы  Объединенной комиссией по слуху детей (США) в 2007 и являются общепринятыми во всем мире. Это так называемый «Принцип 1-3-6», в соответствии с которым:

  • Скрининг слуха проводят всем новорожденным до достижения ими возраста в 1 месяц, оптимально – до момента их выписки из родильного отделения
  • логическую диагностику (определение степени и характера нарушения слуха) при положительных результатах скрининга, т.е., выявлении нарушений слуха, проводят всем детям до достижения ими возраста 3-х месяцев
  • Реабилитацию нарушений слуха (слухопротезирование) всем детям с выявленными необратимыми нарушениями слуха начинают не позднее достижения ими возраста 6-ти месяцев

В Украине программы раннего выявления и коррекция нарушений слуха у детей в настоящее время не внедрены.

В этой связи в Медицинском центре ЦСР АВРОРА налажен объективный слуховой скрининг на основе использования самого надежного метода скрининга – регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).

Этот метод скрининга позволяет выявить нарушения слуха, обусловленные поражением среднего, внутреннего уха, слухового нерва и ствола головного мозга.

Слуховой скрининг на основании регистрации КСВП проводится с использованием современного оборудования опытными специалистами Центра АВРОРА, оценку результатов скрининга осуществляет врач отоларинголог-сурдолог. В зависимости от результатов скрининга разрабатываются рекомендации по тактике ведения ребенка.

При положительном результате скрининг-теста, указывающем на вероятность нарушения слуха у ребенка, рекомендуем провести диагностическое обследование слуха для выявления характера и степени снижения слуха, определения лечебной и диагностической тактики.

При отрицательном результате скрининг-теста, врач проанализировав историю беременности и родов, развития ребенка может рекомендовать наблюдение с последующим повторным скринингом через несколько месяцев для выявления возможных поздних нарушений слуха. Это особенно важно при наличии у ребенка некоторых  соматических и генетических заболеваний.

В каких случаях следует обращаться в Медицинский центр АВРОРА для проведения скрининга слуха новорожденных и детей раннего возраста?

Многолетний опыт функционирования программ раннего выявления и коррекция нарушений слуха у детей показал, что 50% детей с врожденными слуховыми расстройствами  имели факторы риска возникновения слуховых расстройств.

Cписок факторов риска, при наличии которых следует обязательно проводить скрининг слуха новорожденных и детей раннего возраста.

  • Инфекции матери во время беременности  в частности цитомегаловирус, краснуха, сифилис, герпес, токсоплазмоз, ВИЧ.
  • Аномалии развития головы, лица, ушных раковин включая несращение неба, кожные выросты и ямки в области ушных раковин и слухового прохода, врожденные кисты шеи.
  • Все заболевания или состояния, при которых требуется нахождение ребенка отделении интенсивной терапии новорожденных в течение 48 и более часов
  • Прием ототоксических медикаментов матерью во время беременности или ребенком в период новорожденности
  • Недоношенность – возраст гестации менее 37 недель
  • Нарушений слуха у ближайших родственников,
  • Гипербилирубинемия (желтуха) новорожденных с уровнем билирубина более 200 мкмоль/литр
  • Искусственная вентиляция легких
  • Врожденные заболевания, при которых возникают нарушения слуха: синдром Дауна, синдром Ушера, синдром Пендреда, синдром Ваарденбурга, синдром Стиклера, синдром Альпорта, синдром Тричер-Коллинза, синдром Голденхара и др.

По мере взросления ребенка скрининг слуха следует проводить в следующих случаях:

  • Отставание ребенка в речевом развитии, несоответствие речи и словарного запаса возрасту
  • Неадекватная или отсутствующая реакция на звуки
  • Частые отиты или единичные случай длительно протекавшего отита
  • Черепно-мозговая травма, повлекшая потерю сознания и/или перелом костей черепа
  • Бактериальный менингит и другие инфекции, при которых возможно осложнения со стороны слуха (эпидемический паротит, энцефалит, вирусный лабиринтит, сепсис)
  • Воздействие сильного шума
  • Настороженность родителей или опекунов относительно состояния слуха ребенка
  • Прием ототоксических препаратов
  • Химиотерапия

Раннее выявление нарушений слуха позволяет своевременно и правильно выбрать тактику лечения и реабилитации ребенка. Это бесценный шанс для слабослышащих детей стать полноценными членами общества. Скрининг слуха – это первый этап выявления нарушения слухового восприятия.

Наш многолетний опыт оказания высококвалифицированной слуховой помощи детям поможет вам. Обращайтесь к нам в Медицинский центр АВРОРА®.

Запись на прием в Медицинский центр:тел.  (044) 333-4310моб. (050) 382-4195
Запись на прием по SMS:моб. (050) 382-4195
Запись на прием по E-mail:clinica@aurora.ua
Запись на прием через сайтЗаписаться на прием

Источник: //aurora.ua/ru/sluh/deti/skrining-sluha-novorozhdennyh-i-detei-rannego-vozrasta.htm

логический скрининг для проверки слуха новорожденным

Аудиологический скрининг для проверки слуха новорожденных – что это такое и как он проводится?

С 2008 года в России каждому младенцу положено проводить аудиологический скрининг, позволяющий своевременно выявить у малыша проблемы со слухом. Нарушения в работе органов сенсорного восприятия окружающей новорожденного действительности существенно снижают темп его развития и являются результатом врожденных патологий, инфекционных воспалений или родовой травмы.

Такое диагностическое обследование безопасно для здоровья новорожденного и проводится всем детям либо сразу в роддоме (или акушерском стационаре), либо в детской поликлинике по месту жительства родителей младенца.

Результаты скрининга заносятся в персональную медицинскую карту.

Если по каким-то причинам такая диагностика не была выполнена в родильном отделении сразу после появления малыша на свет, то врач делает ее в амбулаторных условиях в медицинском учреждении, к которому прикрепляется ребенок по месту проживания.

Группы риска по слуху

При прохождении аудиоскрининга врачи выделяют младенцев, входящих в группу риска. В нее входят груднички:

  • у родителей которых есть нарушения слуха, так называемая «отягощенная наследственность»,
  • матери которых во время беременности перенесли инфекционное или вирусное заболевание и в связи с этим проходили медикаментозное лечение,
  • у мам которых в процессе вынашивания наблюдался токсикоз,
  • недоношенные и переношенные,
  • пережившие асфиксию при родах,
  • с низкой массой тела при рождении (менее полутора килограмм),
  • с гемолитической болезнью,
  • с патологией развития отдела головного мозга, отвечающего за восприятие звуков и с отклонениями в работе слухового нерва.

Новорожденные из группы риска с первых дней своей жизни наблюдаются сурдологом. скрининг позволяет конкретизировать особенности отклонений в функционировании органа слуха, подобрать наиболее оптимальную терапию и методики работы с врачом-сурдологом.

Тугоухость является не только медицинским, но и социальным заболеванием. Частичная или полная потеря слуха отрицательно сказывается на взрослении малыша, так как восприятие звуков является важным способом ориентации ребенка в пространстве и необходимым условием полноценного развития его речевого аппарата.

Специалисты благодаря отоакустическому тестированию получают возможность индивидуально подбирать для маленьких пациентов программы сурдологической коррекции.

логический скрининг новорожденных: что это такое и для чего делают

Органы слуха играют ключевую роль в формировании нормальных речевых навыков у малыша и жизненно важных центров головного мозга. Современная высокотехнологичная медицина способна вылечить тугоухость, если квалифицированная врачебная помощь начинает оказываться в первые шесть месяцев жизни младенца. Для этого уже в роддоме новорожденным делают скрининг.

Первичную диагностику звуковоспринимающего аппарата необходимо провести в первые три месяца жизни грудничка.

Ее результаты позволят установить особенности развития слуха у ребенка и, в случае необходимости, помогут не только правильно подобрать методики лечения диагностированного недуга, но и предотвратить возникающие в результате таких нарушений отклонения в развитии.

Противопоказаний к проведению данной формы диагностики нет.

Как проверяют слух новорожденным

Обычно аудиоскрининг для каждого новорожденного проводится на 3-4 сутки его жизни в условиях роддома врачом-неонатологом с применением современного медицинского оборудования на основе методики отоакустической эмиссии, или ОАЭ. Оценка реакции слухового мозгового центра также может проводиться с помощью электрических импульсов – АBR. Обе методики отличает:

  • детальная точность,
  • неинвазивность и полная безопасность для здоровья младенца,
  • высокая технологичность.

Для диагностики по методу ОАЭ используется специальный высокочувствительный зонд с безопасным ушным вкладышем, который соединен с устройством, фиксирующим реакцию слухового отдела ребенка. Методика АВR предполагает использование электродов, прикладываемых к голове новорожденного.

Если в первый месяц жизни малыша родители не прошли такое обследование в роддоме, то его необходимо провести позже в обязательном порядке, пока младенцу не исполнилось 3 месяца. логический скрининг делают обычно спящему ребенку, в процедурном кабинете в это время соблюдается тишина.

Выбор техники проведения аудиологического скрининга у новорожденных зависит от наличия того или иного оборудования и подготовленности специалиста, который его проводит. Звук может передаваться при помощи электрических импульсов, полученная активность слухового ствола головного мозга отображается на мониторе приемного устройства. Вся процедура диагностирования занимает 5-15 минут.

Результаты аудиологического скрининга новорожденных

Полученный результат проверки звуковоспринимающего аппарата у новорожденного позволяет вовремя выявить наличие у него патологий в работе слухового отдела мозга. Это особенно важно при наличии угрозы повторения у ребенка аналогичных заболеваний родителей, способных передаваться по наследству.

логическая аппаратура автоматически выдает ответ о результатах прохождения ребенком тестирования. Информация выдается на табло и содержит два варианта ответов:

  • «Pass» (в переводе – «прошел») – ребенок здоров,
  • «Refer» (в переводе – «обращаться, направлять») – отрицательный или сомнительный результат. Требуется дообследование.

Аппаратура дает возможность по полученному результату сразу оценить состояние слухового ствола головного мозга младенца и, в случае отклонений в его работе, назначить ему дополнительные методики коррекции функционирования органа слуха.

Результаты аудиоскрининга у детей с нормальным и нарушенным слухом

Если слуховой скрининг у новорожденных завершается результатом «Pass», это значит, что орган слуха у малыша находится в норме, и ему больше не нужно проходить специальных обследований у отоларинголога. При получении результат «Refer» доктор назначает дополнительные диагностические мероприятия.

Диагноз «тугоухость» у младенцев сразу не ставится. Врач направляет малыша с мамой на повторное обследование. У здоровых детей оно заканчивается получением такого же результата, как на первом тестировании.

Если второе обследование также выявляет проблемы со слухом, детей направляют в сурдологической кабинет детской поликлиники или в специализированный центр коррекции органов слуха.

 Особенности аудиоскрининга у недоношенных

У таких младенцев сроки проведения первой диагностики переносятся из-за особенностей их развития и физиологической незрелости.

Глубоко недоношенным детям, имевшим подозрения на наличие врожденных патологий, процедуру необходимо проводить на период между 2-й и 6-й неделями после их появления на свет.

При преждевременном рождении малыша на 7-м или 8-м месяце протекания беременности аудиоскрининг делается на 14-й день после рождения недоношенного грудничка.

//www.youtube.com/watch?v=Irbxwb13byI

Недоношенных новорожденных врач-педиатр в обязательном порядке наблюдает до и после обследования, так как они относятся к группе риска. Развитие тугоухости у таких пациентов наблюдается чаще из-за того, что отделы головного мозга, отвечающие за слух и слуховой нерв, не успели нормально сформироваться в утробе из-за преждевременного появления младенца на свет.

Следующее обязательное обследование делают ближе к 3-му месяцу жизни таких младенцев, как и детям, рожденным после 260-го дня пребывания в утробе.

Дополнительные методы проверки, если новорожденный не прошел тест на слух

Отсутствие реакции на звуки у грудничка может быть вызвано воспалительными процессами в среднем ухе или центрах мозга, ответственных за слуховое восприятие. Своевременное обнаружение причин тугоухости у новорожденного поможет правильно подобрать для него лечение.

Если аудиологический скрининг у новорожденных показал положительный результат «Refer», врач может назначить дополнительные методики исследования, например анализ крови или диагностики, выявляющие нарушение метаболизма в детском организме.

скрининг позволяет не только лечить тугоухость и проводить коррекцию органов слуха, но и помогать малышу в развитии речевого аппарата. Детям с такими проблемами подбирается не только подходящая терапия, но и сурдологический детский сад для полноценного развития.

Источник: //afrodita-spa.ru/diagnostika/dlya-chego-nuzhen-audiologicheskij-skrining

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.